No Image

Хронологическая таблица жизни и творчества горького

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя “Макар Чудра” – о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что “пришла любовь и ушла”, а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар – поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ “Макар Чудра” стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке “ранние произведения Горького”.

Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького – это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. “Челкаш” – рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, соучастие в преступлении. Встреча двоих – один занимается привычным делом, другого приводит случай. Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим. Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль” и, наконец, в “Песне о Соколе” прослеживается мотивация “безумства храбрых”. Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького “Старуха Изергиль” состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа – сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства. Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что “хотелось бы остаться невредимым”. Люди его отвергли, осудив на одиночество. Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из дремучего леса, молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой. А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер. Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.

Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма “Девушка и смерть” – яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и “костлявая с косой” уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в “Песне о буревестнике”. Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться

А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре – как бы ни замочить перья

Рассказы

Год Название Комментарий
1892 Макар Чудра . Впервые издан в сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис).
1893 Емельян Пиляй . Впервые издан в 1893 году в газете «Русские ведомости» (Москва).
1893 На соли
1893 О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины . Впервые опубликован в 1893 году в газете «Волжский вестник» (Казань).
1893 Дед Архип и Лёнька
1894 Старуха Изергиль
1894 Челкаш . Впервые опубликован в 1895 году в журнале «Русское богатство» (Санкт-Петербург).
1894 Мой Спутник
1895 Ошибка
1895 Однажды осенью
1895 «Вывод»
1895 На плотах
1895 Дело с застёжками
1895 Ма-аленькая!
1895 Женщина с голубыми глазами
1895 Как поймали Семагу
1895 Хан и его сын
1895 Товарищи
1895 Читатель
1895 Бабушка Акулина
1896 Колокол
1896 Тоска
1896 Идиллия
1896 Встреча
1896 Часы
1896 Шабры
1896 Варенька Олесова
1896 Артист
1896 Коновалов
1896 Болесь
1897 Зазубрина
1897 Озорник
1897 Супруги Орловы
1897 Бывшие люди
1897 Мальва
1897 Скуки ради
1897 В степи
1898 Проходимец
1898 Дружки
1899 Каин и Артём
1899 Кирилка
1899 О чёрте
1899 Ещё о чёрте
1899 Двадцать шесть и одна
1900 О писателе, который зазнался
1905 И ещё о чёрте
1905 Букоёмов, Карп Иванович
1906 Афоризмы и максимы
1910 Романтик
1911 Мордовка
1912 Три дня
1912 Случай из жизни Макара
1913 Вездесущее
1913 Хозяин
1913 Кража
1916 Барышня и дурак
1915 Пожар
1923 О вреде философии
1923 Сторож
1923 О первой любви
1923 Отшельник
1923 Рассказ о безответной любви
1924 Рассказ о герое
1924 Карамора
1924 Анекдот
1925 Репетиция
1925 Голубая жизнь
1925 Проводник
1925 Мамаша Кемских
1934 Экзекуция
Бабушкин скворец
Бык
В лесу
В сочельник
Ванька Мазин
Васька Красный
Весенние мелодии
Вода и её значение в природе и жизни человека
Вор
Встряска
Голодные
Городок
Гость
Гривенник. Эпизод из жизни одного романтика
Грустная история
Губин
Два босяка
Девочка
Делёж
Дипломатия
Енблема
Жалобы
За бортом
Злодеи
Извозчик
Изложение фактов и дум
Изречения и правила
Исключительный факт
Испытатели
Как меня отбрили
Как я учился
Колюша
Красота
Крымские эскизы
Месть
Миша
Мудрец
Музыка
На базаре
Навождение
Немой
Неприятность
Несколько дней в роли редактора провинциальной газеты
Несколько испорченных минут
Несогласный
Нищенка
О беспокойной книге
О мальчике и девочке, которые не замёрзли
О Тараканах
Об одном поэте
Одинокий
Орёл
Открытие
Открытие…
Отомстил
Ошибка
Первый дебют
Первый раз я увидел эту женщину…
Перед лицом жизни
Песня
Песня о слепых
Письмо
Письмо в редакцию
Погром
Пожары
Последний день
Почтальон
Поэт
Правила и изречения
Про Иванушку-дурачка
Публика
Пузыри
Разговор по душе
Рассказ
Рассказ о герое
Рассказ о необыкновенном
Рассказ об одном романе
Рассказ Филиппа Васильевича
Рассказы
Роман
Самовар
Свадьба
Свидание
Свободные дни
Сирота
Случай с Евсейкой
Собака
Сон
Старик. Миниатюра
Старый год
Тронуло
Трубочист
Тюрьма
У схимника
Убежал
Убийцы
Учитель чистописания
Фёдор Дядин
Фарфоровая свинья
Финоген Ильич
Хороший Ванькин день
Часы отдыха учителя Коржика
Чужие люди
Шорник и пожар
Ярмарка в Голтве

Детство и юность писателя

Рис. 1. Максим Горький (Источник)

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

     Рис. 3. К. Маркс « Капитал» (Источник)

    Рис. 4. П.Л. Лавров (Источник)

     Рис. 5. И.В. Гете (Источник)

1888 году скитается по Руси, он встречает разных людей, узнает много судеб.

Вторая волна скитания в 1991 году: его интересует жизнь, которой живут люди.

Горький-драматург

«Мещане» (1901)

Драматургический дебют Горького. В написании пьесы начинающему писателю помогал Немирович-Данченко, который специально для этого приехал в Нижний Новгород. Главный герой произведения, Василий Бессемёнов — типичный мещанин, домашний тиран и традиционалист, озабоченный только преумножением своего капитала. Пьеса разоблачала косность и консерватизм мещан как класса и неоднократно подвергалась цензуре.

Премьера прошла в марте 1902 года в Панаевском театре в ходе гастролей МХТ в Петербурге. Пьеса была удостоена престижной Грибоедовской премии.

«На дне» (1902)

Пожалуй, самая знаменитая пьеса Горького, входящая в обязательную школьную программу и написанная на рубеже 1901-1902 гг. В ней изображены жители ночлежки для неимущих с реалистической точностью, вызвавшей негодование цензуры и публики. Её постановка была запрещена во всех театрах, кроме МХТ. 18 декабря 1902 года состоялась премьера постановки Станиславского, которая имела громкий успех. Тем не менее, вплоть до 1905 года постановка допускалась с большими купюрами, и каждый раз её нужно было согласовывать с местными властями. В 1904 году пьеса получила Грибоедовскую премию.  

«Васса Железнова» (1910)

Трагедия о богатой владелице пароходной компании Вассе Железновой, чью несчастливую, но размеренную жизнь нарушает внезапный приезд невестки Рашель — бунтарки и революционерки, находящейся в розыске. Обстановка ещё более накаляется, когда супруг Вассы оказывается замешанным в совращении несовершеннолетней, и женщина решает отравить его.

«Егор Булычов и другие» (1932)

Пьеса вышла после длительного перерыва — в 20-е годы писатель вообще не занимался драматургией. Горький намеревался создать цикл, посвященный дореволюционной России, начало которой положила бы пьеса «Егор Булычов и другие».

Главный герой, больной раком купец Егор Булычов, возвращается из госпиталя в 1917 году и пребывает в ужасе от последствий войны, которую считает не нужной. Находясь в ожидании смерти от тогда неизлечимой болезни, он также предвидит крах общественного строя, но никто из окружения не воспринимает его рассуждения всерьёз.

Премьера прошла в театре имени Евг.Вахтангова.

Литература

  • Горький М. Произведения 1892-1896 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1960. — Т. 1. — 326 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1896-1899 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1960. — Т. 2. — 430 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1899 –1901 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1960. — Т. 3. — 479 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1903 –1907 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1960. — Т. 4. — 423 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1907 –1909 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1961. — Т. 5. — 422 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1909 –1912 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1961. — Т. 6. — 538 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1910 –1917 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1961. — Т. 7. — 461 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 357 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1912 –1917 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1961. — Т. 8. — 350 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 357 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1913 –1923 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1962. — Т. 9. — 535 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 356 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1923 –1925 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1962. — Т. 10. — 294 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 352 000 экз.
  • Горький М. Произведения 1924 –1931 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1962. — Т. 11. — 357 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 360 000 экз.
  • Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет). Часть первая. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1962. — Т. 12. — 423 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 350 000 экз.
  • Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет). Часть вторая. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1962. — Т. 13. — 503 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 350 000 экз.
  • Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет). Часть третья. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1963. — Т. 14. — 302 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 349 000 экз.
  • Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет). Часть четвёртая. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1963. — Т. 15. — 478 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 349 000 экз.
  • Горький М. Пьесы 1901-1906. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1963. — Т. 16. — 446 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 342 500 экз.
  • Горький М. Пьесы 1908-1935. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1963. — Т. 17. — 486 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 340 500 экз.
  • Горький М. Литературные портреты. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1963. — Т. 18. — 398 с. — (Библиотека классиков русской литературы). — 339 000 экз.

История успеха

В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого путешествия с Алексеем случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Именно так появляется повесть «Макар Чудра», биографы часто считают именно это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом — Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта.

Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием «Челкаш». Именно этот рассказ приносит писателю известность.

Творчество Горького в эмиграции

В 1905 году Максим Горький знакомится с В. И. Лениным В 1906 году Горький, во избежание репрессий за поддержку революционного движения, был вынужден эмигрировать за границу. Сначала писатель уезжает в США, а затем переезжает в Италию, на Капри. В период своего пребывания на Капри Горький сблизился с видным революционером и философом А. А. Богдановым. В 1909 году Максим Горький вместе с Богдановым и Луначарским создают на Капри партийную школу, где писатель читает лекции по истории российской литературы. Главная задача партийной школы заключалась в совмещении русского богостроительства и революционных идей.

Эти идеи отражаются в почести М. Горького «Исповедь», написанной в 1908 году. Идея нового мира, социализм, становилась новой религией, которая основывалась на вере в их торжество. В соответствии с наивно-идеалистическими взглядами русской интеллигенции, сформировавшимися еще в последние годы 19 века, народ в этой новой концепции выступает одновременно и в роли богостроителя, и в роли божества. То есть Богданов и Горький собрались представить народ в качестве божества уже после того, как свершилась революция 1905 года, которая показала истинное лицо народа. В это же появляется сборник «Вехи», в котором авторы, ужасаясь пугачевщины и разинщины, предлагали иначе взглянуть на идею служения народу-богоносцу.

Идея Богданова и Горького не понравилась Ленину, который считал, что совмещение социалистических идей и божественной веры в эти идеи невозможно.

Период жизни на Капри стал очень плодотворным для творчества Максима Горького. В этот период были написаны следующие произведения:

  • пьеса «Последние»
  • первая редакция «Вассы Железновой»
  • повесть «Городок Окуров»
  • повесть «Лето»
  • роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» Горький считал национально значимым произведением. Отрицательные черты национального характера, такие как пассивность в отношении к реальности, неспособность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, которые выливаются в трагедию бессмысленно прожитой жизни, писатель отразил в образе главного персонажа романа.

После амнистии 1913 года Горький возвращается в Петербург, где пишет цикл «Сказки об Италии», первые две части автобиографической трилогии «Детство» и «В людях».

Революцию 1917 года писатель воспринял неоднозначно. Горький верил в необходимость революции, в необходимость социальных реформ, но при этом опасался, что эти идеалы будут искажены и считал, что крестьянство не способно к развитию и движению, и не может быть революционным.

Свои сомнения Горький отразил в цикле статей «Несвоевременные мысли», который опубликовал в газете «Новая жизнь в 1917-1918 гг. Горький был поражен устраиваемыми самосудами, разграблениями культурных ценностей людьми, которые презирают культуру, пьяными погромами. Писатель пришел к пессимистическому выводу том, что революция – это тотальное разрушение культуры, жизни и государства.

Газета «Новая жизнь» была закрыта в 1918 году, а отношения Горького с большевиками еще сильнее обострились. Дружба с Лениным переросла в конфликт, и Горький, по настоянию Ленина, был вынужден вновь эмигрировать.

До весны 1924 года писатель жил в Германии и Чехословакии, а затем переехал в Италию. Во время пребывания в Италии Горький завершил работу над своей автобиографической трилогией, написав третью часть «Мои университеты». В этот же период он написал роман «Дело Артамоновых» и начал работать над произведением «Жизнь Клима Самгина». Эта книга так и не была дописана.

Примечательно, что Горький ни одного произведения не написал о зарубежье и о послереволюционной жизни в России.

Образование и юность

Из-за нехватки денег подросток не смог получить даже среднего образования. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден был промышлять воровством дров, и одноклассники дразнили его за это. Как-то раз он услышал очередное оскорбление и навсегда покинул стены приходского училища для неимущих слоев.

Не имея аттестата, Горький не смог претендовать на получение высшего образования, но сам автор не сильно жалел об этом, ведь его силой было саморазвитие, а гонку за оценками и званиями он презирал.

В 1884 году юноша приехал покорять Казань, но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни: он потерял деда и бабушку, не смог устроиться в университет, пережил первые задержания на революционных сходках. В результате он даже попытался убить себя, причем дважды. Но обе попытки предотвратили врачи.

Биография

Родился этот выдающийся человек в Нижнем Новгороде, в обычной рабочей семье. Его отец был столяром-краснодеревщиком. В юном возрасте остался сиротой и воспитывался дедом, имеющим крутой и деспотичный нрав. С детства испытывал нужду и вынужден был бросить учёбу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но это не помешало ему самостоятельно развиваться и обучаться.

Единственной отдушиной для него стали душевные стихи бабушки. Именно она поспособствовала литературному таланту своего внука. В записках очень редко писатель упоминает о своей бабушке, но эти слова переполнены теплотой и нежностью.

В 11 лет он решил покинуть дедовский дом и отправиться на вольные хлеба. Где только он не работал, стараясь хоть как-то себя прокормить. Был на побегушках в обувном магазине, подсобным рабочим у чертёжника, поварёнком на пароходе. Когда ему исполнилось 15 лет, он рискнул поступить в Казанский университет. Эта попытка не увенчалась успехом, ведь у молодого человека не было финансовой поддержки.

Казань встретила его не очень дружелюбно. Там он познал жизнь в самих низких её проявлениях. Питался чем попало, жил в трущобах, общался с низшими слоями общества. Из-за этого он решил покончить жизнь самоубийством.

Следующим пунктом назначения для него стал Царицын. Там он некоторое время работал на железной дороге. Затем подрядился писцом к присяжному поверенному Лапину М. А. Этот человек сыграл не последнюю роль в его судьбе.

Неугомонный нрав не позволил Максиму сидеть на одном месте и он решил отправиться в путешествие на юг России. Испробовав множество разных профессий, он пополнил свой багаж знаний. В своих пеших странствиях, он не переставал пропагандировать революционные идеи. Именно это послужило его аресту в 1888 году.

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

Начало творческого пути Горького

Прозу Горький начал писать в начале 90-х гг. К тому моменту он уже многое повидал. Первые его рассказы были романтическими. Если соблюдать хронологию, то сначала в 1892 году появился “Макар Чудра”, следующим стал “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, потом – “Песня о Соколе”. Некоторые критики ставят автору в упрек, что язык этих произведений отличается излишней торжественностью. Но это соответствовало законам жанра, а также новым веяниям, которые уже ощущались в российском обществе. Это было время, когда учение Маркса стало очень популярным и среди интеллигенции, и среди рабочих. Народничество сдавало свои позиции. Новыми героями становились пролетарии.

Рис. 4. Портрет А. М. Горького. Автор М. Нестеров. 1901 год Горький это почувствовал, поэтому его произведения сразу стали пользоваться успехом. В 1898 году он издал свой первый сборник. Многие писатели начинали с поэзии, но Горький дебютировал прозой и публицистикой. “Очерки и рассказы” вызвали самый настоящий фурор. Его книгу читали в разных кругах.С этого момента его откровенно позиционировали как чисто пролетарского писателя . Но и представители других течений относились к нему с уважением. В это время состоялся его дебют как автора монументальной прозы – вышел первый роман “Трое”. В 1896 году в редакции одного из самарских журналов он познакомился с Екатериной Волжиной. Вскоре они обвенчались. Через год родился Максим, затем и Катя.

«Идея о Великом человеке»

Дополнительно. Произведения

    Рис. 5. Легенда о Данко (Источник)

В основе легенды о Данко (рис. 5) лежит библейская история о Моисее.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Они шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

Легенда о Моисее

Легенда о Данко

Сходство

Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко

Отличие

безжизненная пустыня

помощь Господа

умирает в пути, не закончив своё дело

непроходимый лес

надежда только на себя

выводит из плена ценой своей жизни

Вывод

спас Господь

Данко спас всех один

Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью.

Не случайно имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий» (даже если его имя рассматривать с точки зрения цыганского языка).

Подвиг, по Горькому, – это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Комментировать
0