Палеогенетика
В 23 захоронениях аварской элиты VII—VIII веков выявлены митохондриальные гаплогруппы C, D, F, M, R, Y, Z. К ранее выявленным Y-хромосомным гаплогруппам N1a1-M46 (ранее Tat или N1c), R1b-U106, I2a-M170, у авар из Венгрии добавились Y-хромосомные гаплогруппы N1a1a, C2-P44/M217, G2a, I1, R1a-Z94 и E1b-V13. У авар VII века в Дунайско-Тисском междуречье к азиатской митохондриальной макрогаплогруппе C относятся два образца C4a1a4, один C4a1a4a и один C4b6. Пять образцов входят в макрогаплогруппу D (по одному D4i2, D4j, D4j12, D4j5a, D5b1), три образца — в гаплогруппу F (один F1b1b и два F1b1f). Митохондриальные гаплогруппы M7c1b2b, R2, Y1a1 и Z1a1 представлены одним индивидом. Также была обнаружена ещё одна гаплогруппа M7 (вероятно M7c1b2b) (образец AC20). Европейские митохондриальные гаплогруппы встречаются в основном у женщин и представлены следующими гаплогруппами: H (одна H5a2 и одна H8a1), одна J1b1a1, две T1a (две T1a1), одна U5a1 и одна U5b1b. Также в неэлитном захоронении был выявлен один образец с митохондриальной гаплогруппой T1a1b (HC9). 14 мужчин из Дунайско-Тисского междуречья могут быть отнесены к Y-хромосомной гаплогруппе N-Tat (N1a1-M46). Два мужчины (AC4 и AC7) из группы Transtisza принадлежат к двум различным субкладам Y-хромосомной гаплогруппы Q1: Q1a2-YP791 (F1096, M25) и Q1b-Z35973 (L330, M346). У образца SZ1.SG (SZO001.A0101) из Солада (Венгрия) 1360 (1410—1310) лет до настоящего времени (аварский период) определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2123 → R1a1a1b2a2a1c~ (R-Y20746) и митохондриальная гаплогруппа J1b.
Жилище
Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.
В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов. Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.
В чем же причины успеха авар?
Изначально, войско авар насчитывало лишь 20 000 всадников, поэтому они не были в состоянии угрожать ведущим державам региона.
Однако эти всадники были на удивление отлично подготовлены!
Закованные в железо конники, с металлическими масками на лицах и даже лошади у них имели панцири и броню! Такие всадники были неуязвимы для стрел, их же ответ был страшен для неприятеля.
Виртуозно стреляющие из мощных луков, очень напоминающих скифские и с колчанами-горитами тех же авторов, авары засыпали противника ураганом стрел, точно копируя скифские приемы боя.
Если же противник не отступал, то две пики за плечами позволяли аварам мгновенно из легкой стреляющей кавалерии становиться катафрактриями по сарматском образцу и стальной лавиной сметать тяжелую пехоту врага.
А уже завязнув в пешем строю, авары могли рубиться с противником с помощью стремян, которые давали прочность посадки всаднику, так нужную для удара и отличного качества саблям-палашам – оставлявшими страшные раны.Фактически, авары взяли лучшее из степной практики войны скифов и сарматов, став почти неуязвимыми.
Поэтому 20 тысяч бойцов подчинили себе и кочевников Европы и оседлых славян и по степной традиции, использовали эту массу своих рабов, как пушечное мясо!
Наши предки-славяне подверглись ограблению и унижению…
Авары обращались с ними как с презренными рабами.
Так случилось, что довольно успешный опыт славян в отражении атак соседей, на аварах дал сбой. Все прочие кочевники редко нападали на славян зимой, в страшные для южан морозы, летом же славяне были надежно защищены глухими лесами, где конница была обречена на бескормицу, а всадников легко было заманить в засаду.
Авары пришли зимой, их родина Алтайские степи, где бывает не -20, а -40 с буранами и сильными ветрами. Не боящиеся мороза, авары заходили в славянские селения, жители прятались в лесах, а дальше либо замерзали в них, либо вынуждены были разводить огонь и выдавать себя захватчикам.
В военном плане, славянам нечего было противопоставить аварам. Император Маврикий сохранил в своем «Стратегиконе» нелицеприятное описание военных талантов наши предков
Конечно же, эти почти первобытные люди, были для степняков жалкой пародией на соперника. Воспоминания об аварском иге потом еще долго сохранялись в памяти славян.
Не татаро-монгольское, а аварское ярмо было первым игом для наших предков, основная тяжесть его легла на плечи западных славян, но учитывая масштаб влияния каганата и восточные славяне не миновали этой постыдной участи. К тому же из славян авары выставляют огромные армии, собрать которые только в Подунавье было бы невозможно.
Славяне и авары с тех пор всегда выступают на одной стороне: славяне штурмуют греческие города, они же на своем флоте сплавляются по рекам, а в случае неудачи авары вымещают на них свою злость.
Когда например славянский флот был затоплен и войско не пришло на подмогу аварам в полном составе, разъяренный каган Баян стал убивать пришедших.
Славянскими руками и телам авары завоевывали свои богатства.
Так, после сокрушительного разгрома византийцами аварского войска на реке Тисе в 601 году собственно авары составили всего лишь пятую часть всех пленных, половина остальных пленников была славянами, а другая — прочими союзниками или подданными кагана.
Семейный уклад
Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.
Так кто же вы, авары?
Суммируя все данные, более вероятен следующий вывод: Авары – ираноязычный народ, близкие родичи, или даже потомки скифов. Они жили постоянно или в последние века в предгорьях Алтая и Тянь-Шаня, где тесно контактировали с тюрками, переняв у них (или подарив напротив ) термины, особенности произношения, способы ведения степного конного боя. При этом авары постоянно выступают союзниками других ираноязычных народов: эфталитов, алан, Персии при ее войнах с Византией, что косвенно может указывать на их общее происхождение и простоту коммуникации. В ходе контактов, верхушка авар смешивалась с тюркскими и монгольскими племенами, что дало им несколько отличающийся от основной массы авар антропологический тип. По мере усиления тюркского каганата, в ходе какой-то ожесточенной борьбы, авары резко сократили свою численность и вынуждены были бежать в Европу, где отточенные веками навыки боевых действий в изобилующей сильными племенами степи, оказались на голову эффективнее, чем у местных жителей.
Можно допустить, что ядро авар, вышедших с Алтая могли быть монголоидами или тюрками, а затем они пополнили свою численность племенами говорившими на иранских наречиях, которые тотально доминировали. А затем, испытывающие дефицит женщин авары, фактически наполовину стали состоять из потомков смешанных браков со славянками. Поэтому, мы не видим монголоидной примеси у славян, не видим существенного влияния тюркских языков на раннеславянские, поэтому византийцы и франки, да и славяне, описывают авар в довольно позитивном ключе, как людей высоких и красивых, по европейским нормам. И поэтому они без следа растворились в местных аборигенах, после разгрома каганта франками.
Или авары могут быть тохарами-индоевропейским народом, одним из первых ушедших в самостоятельное плавание и живших в Таримском бассейне. Знаменитые таримские мумии, демонстрируют как раз тип крайней высокорослых европеоидов, северного типа, который отмечается и у авар.
Язык авар
Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для тюркских и монгольских племен. Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода[источник не указан 1110 дней], является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош:
ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ •ΤΕCΗ • ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ • ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ • ΤΑΓΡΟΓΗ • ΗΤΖΙΓΗ • ΤΑΙCΗ |
Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-маньчжурской группе. О. Мудрак, напротив, определил как типично «булгарский» (то есть принадлежащий тюркской огурской «булгарской» группе). Болгарский исследователь Ж. Войников, сделал перевод этой надписи:
- ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ — «Бойла Жупан», титул — бойл-жупан или имя жупана Бойла, Войла.
- ΤΕCΗ — «теси» — в маньчжурском toso — приготовлять, вырабатывать, делать, поставлять, монгольский tos/toso — получать, подавать в руку, или эвенкийское tojus, удэгейское tausi — ковать.
- ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ — «дигетоиги» — в прототунгусо-маньчжурском *dug, эвенкийский, эвенский, негидальский duγ, маньчжурский du, улчийский, орокский dūči, нанайский dōči, удэгейский dukte — издолбать, эвенкский duγtike, duktike — гравировать, duku — писать, чувашский tăxşa, tăkxča — ковать, долбать, протоалтайский *tugì, древнетюркский (караханидский) tög, туркменский, турецкий döv, азербайджанский döj, татарский, башкирский töj, в остальных тюркских языках tüj — ударить, стучать, издолбать, протомонгольский *tügsi, монгольский tügsi, халха-монгольский tügši, калмыцкий tükšэ, ордосский dügši — ударить, стучать. В дигорском dохъ — инструмент для долбления дерева, показывающее аналогию с тунгусо-маньчжурскими и монгольскими формами.
- ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ — «Войтаул или Бойтаул — жупан» — личное имя.
- ΤΑΓΡΟΓΗ — «тагроги» — в тунгусо-манчжурском, эвенкский tiγэ, tiγэruk — чаша, сосуды, негидальский tigэ — широкая чаша, тарелка, ульчийский tukuru — бутылковидный сосуд, корейский tuguri — круглое металлическое блюдо, японский tok(k)uri — бутылковидный сосуд, монгольский toxo’an, toqo’an tuγān — металлический сосуд, происхождение названия из древнетюркского, в якутском tögürük, узбекский taγar, туркменский tagara, турецкий tagar, татарский taγaraq — широкое блюдо, протоалтайский *t`iage — сосуд. Алтайское слово вошло и в енисейские языки: кетский, югский ti, аринский taj, пумпокольский tïg, протоформа *thigэ — сосуд. Так что «тагроги» означает широкое блюдо, надпись сделана не на бокале, а на широком блюде.
- ΗΤΖΙΓΗ — «итсиги» — надо связать с монгольским itege, халха-монгольским itge, jatga, бурятским idxa, калмыцким itkэ, ордосским etege — доверяться, верить, эвенкийским itiγā, эвенским itъγ — приготовлять для чего-нибудь, эвенкийским iti, эвенским itqa, негидальским itqa — обычай, протоформа *it`á — доверие, обычай.
- Последнее слово ΤΑΙCΗ — «тайси» можно объяснить в двух вариантах:
-
- в маньчжурском tэjsu — соответствие, мера, tэsu — удовлетворять, орокский tes, негидальский tēss, нанайский tias, удэгейский teæsi — полное, целое, маньчжурский tusa, солонский tosa, эвенкийский tusaka, удэгейский tuhi, древнемонгольский и древнетюркский tusa — польза, удовлетворение;
- в тунгусо-маньчжурском tэsī, эвенкийский tэsi, tэši, эвенский tes, tъs, негидальский tэsi, ульчийский, орокский tesu — чистить, измывать, перечистить.
Итак, смысл выражения: Бойла жупан поставил, сделал, или гравировал надпись, согласно обычаю, или в знак доверия, для употребления Бойтаула жупана чашу, соответственно для удовольствия, удовлетворения, или очищения[источник не указан 456 дней].
Жизнь
Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу. Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.
Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:
- теплые шерстяные носки
- шали и платки
- перекидные сумки из войлока
- сукноделие
- вышивка золотыми нитями
- плетеные ковры
Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.
История народа
Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.
Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром
История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени
Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство – одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные “вольные сообщества”. Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.
Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.
В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.
Верования
О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.
Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы — поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.
Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы «очищались» от злых духов с помощью огня или горящих угольев.
Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света — по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было — слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.
Для проповеди Христианства среди авар еще в 739 году была учреждена епископия в Зальцбурге. Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII — начала IX века, вместе с подпадением под франкское владычество.
Этническая принадлежность
На данный момент в историографии существуют три основные точки зрения на этногенез авар:
- они монголоязычный этнос — сяньби или жужани.
- они тюркоязычный огурский этнос;
- они преимущественно ираноязычный этнос — хиониты, живший в Приаралье и объединившийся с уграми. Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV века н. э. (смотри также уары);
При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и по мере продвижения к Европе испытывали сильное влияние тюркоязычных племён.
Традиционно среди историков принято идентифицировать аваров с центральноазиатским народом жуань-жуанями (жоу-жанями) — (кит. упр. 蠕蠕, пиньинь Ruǎnruǎn, или кит. упр. 柔然, пиньинь Róurán). Этого мнения придерживались Б. Шпулер, Й. Маркварт, В. Эберхард, Р. Груссэ, К. Менгес, П. Пельо, Е. А. Хелимский. Согласно точке зрения вышеуказанных исследователей, несомненным является монголоязычие жужаней. На лингвистическом материале теория находит подтверждение в ранних монгольских заимствованиях в славянских языках: например слов «хоругвь» и «телега», а также косвенно в бытовании титула каган, который был известен у жужаней.
Скептически настроенные по отношению к жужаньской гипотезе учёные допускают, что определённый вклад жужаней в аварский союз возможен, но считают, что он не являлся основным
Так, обращается внимание на упоминание в китайской летописи племени хуа (кит. упр
滑, пиньинь Huá), которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан и представляло собой ветвь юэчжи или эфталитов. Турецкий исследователь Мехмед Тезджан полагает, что хуа выступало в качестве политического названия эфталитской группировки.
Весомый вклад в обоснование ираноязычия большей части ранних аваров и наличия у них родственной связи с «белогуннскими» (White Huns, Aryan Huns) племенами Афганистана и прилегающих к нему областей: эфталитами, хионитами, кидаритами внесли работы японского исследователя Кацуо Эноки. По-существу, эту же позицию отстаивает Николай Кёррер, К. Цегледь, А. Херманн и др. В «Атласе Китая» А. Херманна восточные территории Хорасана, Тохаристана и других прилегающих к ним земель указаны в качестве вотчины народа афу/хуа/авар/эфталит
В справочной литературе распространена версия о тюркской принадлежности авар. Это утверждение в значительной степени верно для позднего периода, когда этнический облик авар изменился под воздействием вошедших в каганат тюркских племён. В научной литературе применительно к ранним аварам эту теорию развивает венгерский историк А. Рона-Таш. По его мнению уже ранние авары (жужани) говорили на разновидности огурских (r-тюркских) языков, а костяк аварского союза составили тюрки-огуры (уйгуры).
Ряд исследователей, базируясь на сообщениях византийских историков Менандра Протектора (VI в.) и Феофилакта Симокатты (VII в.), полагают, что в Европе действовали «псевдоавары» — вархониты (племена уар и хуни), которые присвоили себе имя авар, чтобы устрашить соседей.
Культура
Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:
- любовными
- военными
- плачами
- героическими
- историческими
- лироэпическими
- колыбельными
Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:
- Струнные инструменты: чагур и комуз.
- Язычковые: зурна и ясты-балабан.
- Ударные: бубен и барабан.
- Смычковый: чагана.
- Свирельного типа: лалу.
Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.
Быстрый закат каганта
Такое резкое возвышение авар не могло не вызвать паники как в Византии, так и у франков.
Византийский полководец Маврикий, пишет о том, что Византия должна иметь конницу аварского образца, что было успешно реализовано на деле.
Франки, на момент инвазии авар, воюющие в традиционном германском стиле – тяжелая пехота, хирд из копейщиков и минимум лучников, также ломают голову, что им противопоставить опасным азиатам.
И приходят к примерно тому же выводу: в империи франков появляется бронированная конница рыцарского типа, хотя правильнее назвать ее аварским типом.
Первым звонком краха для авар стало восстание славян в государстве Само!
Мы не знаем достоверно, что это было за государство, каковы были причины, но доверимся Фредегару:
Этот внезапный триумф над аварами, показал, что в их державе назрел кризис, а их армии уже не столь сильны.
И несмотря на то, что в 658 году держава Само была уничтожена, на далеком востоке Европы, булгарские кочевники вышли из-под опеки авар и создали свое государство Северная Болгария под руководством хана Курбата.
Такая активность не осталась без наказания, и авары напали на кутигуров, но даже проиграв, те уже не были в униженном и зависимом положении.
А задолго до этих событий Константинополь прибыло еще одно важное посольство! Оно оставило массу загадок, но позволило стряхнуть молву об аварах, как о несокрушимых воинах.
На этот раз, в Византию явились представители тюрок, во главе с вождем нушиби Эскиль Кюль-иркином с целью добиться от императора выдачи ему авар. Тюрки сообщили удивительные вещи, дескать они давно гонятся за аварами, нашедшими себе приют у границ Византии.
Они — их рабы, которые сбежали, присвоив себе чужое имя «уар», благодаря которому они обманом завладели землями кутигуров (те испугались уар, так как в древности они разбили и их предков) и за это в том числе, должны быть строго наказаны смертью!
Тюрки сообщили удивительные вещи, дескать они давно гонятся за аварами, нашедшими себе приют у границ Византии.
Они — их рабы, которые сбежали, присвоив себе чужое имя «уар», благодаря которому они обманом завладели землями кутигуров (те испугались уар, так как в древности они разбили и их предков) и за это в том числе, должны быть строго наказаны смертью!
А пока византийцы ломали голову над превратностями исторической судьбы авар, франки не дремали!
Авары были их главным противником, ликвидация которого была задачей номер 1.
В 791 году франки выступили в поход на Аварский каганат, стальная лавина войск хлынула на восток и это было невиданное зрелище для тех времен, когда доспехи были кожаными, а войско-пешим.
Ведомые своим, почти двухметрового роста, королем Карлом Великим, франки и союзные им славяне и бавары, двумя языками вошли в Аварский каганат.
Хринги – эти аварские крепости, окруженные рвами в три ряда, чтобы конница не могла быстро форсировать их, пали один за другим, франские мечники яростно истребляли аварское войско, а огромные обозы с золотом авар потянулись на запад.
В 797 году авары поднимают восстание и бьются насмерть уже с сыном Карла, затяжная война длилась много лет, и вероятно закончилась физически уничтожением былых блистательных завоевателей. Которые реанимировали в Европе, скифские методы боя, искусства и государственного устройства, спустя более 500 лет после исчезновения скифов.
По свидетельству Эйнгарда, война с аварами была самой значительной и ожесточенной после саксонской и потребовала от франков очень больших расходов. После этого похода, по словам биографа Карла Великого, в Паннонии не осталось в живых ни одного его обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать.
Русские летописи также помнили авар и их бесславный конец:
«Были обры телом велики, а умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибоша аки обре»
Экономика[править]
Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён.
Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили. Известно также, что большинство пленных жителей Балканского полуострова, поселённых аварами в Среме, вскоре стали свободными. Эти поселенцы, имевшие в VII в. своего назначенного каганом князя, рассматривались аварами как отдельный «народ». Фактически они превратились в одно из военно-племенных подразделений каганата.
Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его затребованости в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византйской чеканки. После г. Авария стала получать от Византии ежегодно 100 000 золотых монет, — «солидов», предыдущая цифра составляла также внушительную сумму — 80 000 монет. В общей сложности, до 626 г. кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тыс. кг. золота.
Политическая история
На арене мировой истории авары появляются в 555 году как народ, кочующий на запад. Тогда они ещё кочевали в степях западного Казахстана. В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа, где они вступают в альянс с аланами против савиров и утигуров. Упоминающиеся в византийских источниках родственное аварам племя забендер, возможно, имеет отношение к возникновению города Семендера в прикаспийском Дагестане.
В 558 году послы авар прибывают в Константинополь ко двору императора Юстиниана с целью поселения в пределах Византии, однако в этом им было отказано, но был заключён союзный договор, тем самым Империя оставила антов, воюющих по союзному договору против «гуннов» для защиты границ Империи, в одиночестве. Но потом их политический вектор меняется, они заключили политический союз с булгарами-кутригурами, нападают на антов, покоряют их и посылают в армию кутригурского правителя Забергана, которая штурмовала стены византийской столицы.
В —566 годах авары, обогнув с севера Карпаты, совершают дальний грабительский рейд в Тюрингию и Галлию. Как сообщает Григорий Турский, при помощи волшебства они разбивают войско франков и пленяют их короля Сигиберта I.
В 567 году авары в союзе с лангобардами побеждают гепидов, которым оказывала помощь Византия, и овладевают долиной Тисы. Год спустя, после ухода лангобардов в Италию, авары, во главе со своим каганом Баяном I, становятся хозяевами всего Задунавья, которое превращается в основной очаг их нападений на византийские владения.
В 578 году, после обращения императора Византии Тиберия II, аварский каган Баян с помощью имперского военачальника Иоанна совершает поход против славян. По данным Менандра, каган Баян переправил более 60 тысяч всадников в доспехах и разгромил отряды славян, основные вооружённые силы которых в это время находились в походе на Грецию. В 581 году авары и император Тиберий II заключают мирный договор на условиях выплаты дани аварам в обмен ведения ими войны против славян для защиты Византии от их натиска.
Аварский каганат
Основная статья: Аварский каганат
Поселившись на Среднем Дунае в Паннонии, авары основали государство, в котором сами заняли место военной аристократии. Опираясь на хринги (деревянные крепости), они держали в подчинении славянские племена, распространению которых в Далмацию, Иллирию и Фракию сами же немало способствовали.
В 623 году западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар и освобождаются от их власти.
В 627 году авары потерпели серьёзное поражение от византийцев, повлёкшее восстание кутургуров. В 631 году авары разбили кутургуров.
К 640 году хорваты вытеснили авар из Далмации.
Серьёзным противником авар оказались франки, которые нанесли по ним в 796 году ощутимый удар. В конце 797 года аварские послы присягнули на верность Карлу Великому.
В – годах территорию Аварского каганата поделили между собой франки Карла Великого и булгары хана Крума. Под натиском славян-карантанцев на авар . В 896 году Паннонию заняли венгры (мадьяры), с которыми слились остатки авар. В славянских летописях и византийских хрониках даже имеются следующие сведения: «Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибоша, аки обры».