Админам правых групп «ВКонтакте» якобы предлагали 100–300 тысяч в месяц на содержание
Сообщения РМО рассылались летом, однако на тот момент, судя по последовавшим неожиданным поворотам, Малофеев еще не определился с тем, через какие формальные структуры он планирует реализовывать свои цели. Еще в конце августа РМО продолжала развиваться и строить планы (например, было заявлено о намерении провести несколько «интересных социальных мероприятий на взаимоинтересных началах» с ультраправой ЗОЖ-группой «По Программе Дедушки Мороза»), но уже в начале сентября неожиданно объявила о прекращении своей работы.
Взлет «Двуглавого орла»
Андрей Афанасьев сообщил, что теперь будет трудиться в другой структуре Малофеева — обществе «Двуглавый орел», и пригласил всех, направивших заявки на вступление в РМО, приходить в офисы этой организации. Рекламируя свое новое место работы, Афанасьев сообщал: «Если вы думаете, что «Двуглавый орел» — это исключительно работа по историческому просвещению, то вы ошибаетесь. Все то, что мы делали в рамках проекта РМО, никуда не уходит!» Судя по всему, Афанасьев не обманул, и «Двуглавый орел» действительно продолжил то, что начала РМО. Например, контакт с группой «По Программе Дедушки Мороза» не был потерян, и в октябре представители ППДМ приняли участие в проходившем в Москве в Сретенской семинарии собрании молодежной секции «Двуглавого орла». Также на мероприятии присутствовали блогеры и, например, координатор движения «Сорок сороков» Владимир Носов, и экс-член боевого крыла фанатов московского «Спартака» «Union», участник нашумевшей драки с выходцами с Кавказа у ТЦ «Европейский» в 2012 году Алексей Усачев.
В качестве аргумента в пользу последней версии (которая, кстати, не исключает первую) можно рассматривать и тот факт, что Малофеев не только переподчинил то, что начиналось как РМО, но и покинул в сентябре «Справедливую Россию». Эти шаги в сочетании с резко возросшей активностью «Двуглавого орла» и его попытками стать центром притяжения для националистов, монархистов и поборников традиционных ценностей всех мастей заставили многих заговорить о том, что он станет плацдармом для новой консервативной партии в России. Насколько это предположение соответствует действительности, видимо, станет понятно в 2020 году, когда должны быть зарегистрированы все партии, планирующие принять участие в очередных парламентских выборах.
«В нашей партии очень много переселенцев»
— Расскажите про себя и свою семью. Почему вы родились в Казахстане, как попали в Германию?
— Мои бабушка и дедушка с папиной стороны были депортированы с Волги во времена Второй мировой войны в Казахстан. Со стороны мамы — она не немка — мой дедушка переехал на целину. Папа и мама сошлись в Казахстане, я там родился, девять лет жизни там провел, а в 1995 году мы переехали в Германию как переселенцы.
— А чем занимались родители?
— Мама — учитель русского языка, а папа — инженер-машиностроитель.
— В Германии они нашли себя?
— Да. Не сразу, ведь есть известные проблемы с признанием дипломов, но сейчас мама тоже работает учителем русского.
— У вас родной язык русский?
— Да. Бабушка и дедушка с папиной стороны говорили на нижненемецком языке, но было опасно передавать его, поэтому папа и мама учили в школе немецкий как иностранный язык.
— По списку АдГ шло много поволжских немцев. Это во всех партиях так?
— Именно у нас очень много переселенцев, причем не только из стран бывшего СССР, но из Румынии, Польши, Чехии. Поэтому многие выходцы из Восточной Европы нас и выбирают.
— Русскоязычных избирателей в Германии около 1,5 миллионов. На сколько процентов они обеспечили высокий результат партии?
— Я пока не видел исследований на этот счет, но если вы посмотрите на прежние выборы на земельном уровне, то ясно можно сказать, что у нас результаты намного выше среднего в округах, где много русскоговорящих — в Пфорцхайме, ряде округов в Баден-Вюртемберге.
— А почему так?
— Мы как переселенцы часто чувствовали, что наша идентичность в опасности. Это так и было — при большевистском режиме очень опасно было говорить на немецком и передавать немецкие традиции детям. Поэтому у переселенцев есть чувство самоидентификации себя как немцев.
Сейчас многие видят, что политика ХДС, которая сделала много, чтобы переселенцы смогли попасть в Германию, приводит к тому, что наша страна очень быстро меняет свой облик.
— Кстати, немалая часть русскоязычных жителей Германии — это евреи из стран бывшего СССР. Они-то вряд ли голосовали за вашу партию.
— Говорить об этом без исследований — спекуляции.
— У вашей партии были листовки на русском языке. Это ваше ноу-хау?
— Листовки были у многих партий, но мы этот процесс форсировали. Уже в 2014 году на выборах в Бранденбурге у нас была полностью переведенная на русский язык программа.
— Не могу себе представить, чтобы в России политическая реклама была на киргизском языке, хотя у нас много киргизов имеют российский паспорт. Это вообще нормально?
— В партии мнения на этот счет разошлись. Я отношусь к этому прагматично и думаю, что ничего не говорит против двуязычных листовок.
— Но, получается, есть немцы, которые не понимают немецкий?
— Нет, переселенцы в основном хорошо читают и говорят на немецком языке. Никто не может сказать, что они плохо интегрированы.
— Зачем им тогда реклама на русском?
— Это решение каждого кандидата на локальном уровне, у нас демократическая партия, и пусть решают те, кто участвуют в кампании в русскоговорящем округе.
— А у вас лично была агитация на русском языке?
— Я шел по партийному списку и персональных листовок и плакатов у меня не было. С избирателями я общался только на немецком, но я в ходе избирательной кампании вообще не подчеркивал, что я переселенец и русскоговорящий. Тем более что в Тюрингии довольно мало русскоязычных, как и вообще переселенцев, которые живут в основном в Западной Германии.
Я компетентен в очень многих сферах, поэтому я на себя не смотрю исключительно как переселенец. Я могу очень много сказать о внешней политике, миграционной политике и о политике безопасности.
«Традиционная семья — маяк политики в семейной сфере»
— На первой пресс-конференции АдГ произошел скандал, и один из лидеров партии Фрауке Петри вышла из партии, объяснив это разногласиями с радикальным крылом партии.
— Это такое модное объяснение. Я думаю, она рассчитывала, что если выскажется так, то получит аплодисменты от СМИ и общественности. Ее выход из партии связан не с содержательными соображениями, а с тем, что она хотела всю власть в партии прибрать к рукам.
— Но когда один из лидеров партии уходит из нее сразу после выборов, это никому на пользу не идет. Что все-таки случилось?
— Конечно, не идет. Петри давно решила получить мандат под лейблом АдГ, потом дистанцироваться от партии и выйти из нее. Но большинство избирателей такого шага не поймут. У нее одной столько же перспектив, сколько у Бернда Луке (основатель АдГ ушел из партии в 2015 году — прим. «Новой»).
— Он ведь тоже объяснял свой уход несогласием с ксенофобией и исламофобией в партии.
— Луке подорвался на том, что у него был очень авторитарный стиль правления и он не терпел никого рядом с собой.
— Вы ведь сами вступили в партию еще в 2013 году, когда в нее в первую очередь входили евроскептики, как Луке, и она еще не была антимигрантской.
— Да, я вступал в нее как евроскептик, но на тот момент мы уже понимали партию как консервативно-либеральную.
Мы и тогда были против нелегальной миграции, а меня привело в партию то, что я как консерватор и патриот не мог себя идентифицировать ни с одной другой партией. В АдГ есть несколько течений: национал-консервативное, национал-либеральное, а есть и крестьянско-консервативное.
— Вы называете свою партию консервативной, но вторым номером в избирательном списке шла открытая лесбиянкаАлиса Вайдель. Как это коррелирует с консерватизмом?
— Я это могу объяснить только тем, что в партии есть члены с нетрадиционной сексуальной ориентацией. И консерватизм они понимают как необходимость защитить наше сегодняшнее традиционное западное открытое общество от угроз исламизма.— То есть гомосексуализм не проблема для партии?
— Нет.
— Но АдГ же выступает за традиционную семью, а гомосексуализм в нее вроде бы не вписывается.
— Конечно, нет. Но в каком смысле у нас идет речь о традиционной семье?
Я тоже очень консервативный человек, и думаю, что традиционная семья должна быть маяком государственной политики в семейной сфере. То есть мы должны ориентировать нашу политику на то, чтобы рождалось больше детей в традиционной семье, которую мы считаем стабилизатором общества.
А то, что каждый делает в свободное время, не должно касаться государства.
— Конечно. Но очень странно выглядит, что у консервативной партии лидер списка явно не является приверженцем традиционной семьи, как вы сами ее определяете.
— Это может выглядеть странно, но мы ведь начали беседу с разговора о ярлыке «ультраправые». Вот если бы у нас и правда была бы ультраправая партия, то Вайдель бы не выдвинули. Это, я думаю, ясно.
Русский викторизм
Русский викторизм — период развития русского национализма в 1920—1940-е годы, характеризующийся симпатией к британскому и французскому викторизму, ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Существующие в наши дни неовиктористское движение характеризуется симпатиями к виктористской символике, антисемитизмом, расизмом (часто в форме нордицизма) и ксенофобией (агрессия по отношению к мигрантам с Кавказа, из Средней и Центральной Азии, стран Африки, Ближнего Востока и их потомкам).
«Держава»
«Держава» — одна из старейших ультраправых партий мира, придерживающаяся позиций монархизма, национализма почвы и крови, антисемитизма и легитимизма. Основана в 1905 году под влиянием французской партии «Аксьон Франсез» группой фронтовиков-«павлистов» (сторонников возведения на престол потомков Екатерины II и ее сына Павла Петровича). Была ликвидирована после начала Второй Великой войны по подозрению в возможном коллаборационизме, однако в 1944 году была фактически восстановлена. Впрочем, после смерти Бискупского в 1945 году, влияние партии было окончательно утеряно, а за этим последовало и несколько расколов.
Ныне, «Держава» находится на обочине российской политики. Хотя, центральное руководство даже не может собрать подписи для участия в парламентских выборах, но все-же периодически проводит своих депутатов в городские думы.
Подробнее в одноименной статье.
Русская виктористская партия
Анастасий Вонсяцкий, лидер РВП
Русская виктористская партия (так же Всероссийская национал-революционная трудовая и рабоче-крестьянская партия виктористов) — российская политическая партия, существовавшая в 1924—193* годы под руководством Анастасия Вонсяцкого. Возникла после раскола РНДС в связи с переходом его на популистские позиции.
Лидером организации являлся Анастасий Андреевич Вонсяцкий, первый лидер «Штурмовиков РНДС», имевший опыт уличных сражений. Его заместителем был профессор Николай Устрялов. Русские виктористы прежде всего ориентировались на британский (позже — и на французский) опыт, а не популистские США. В отличии от большинства ультраправых движений, не придерживалась «теории Пугачева» и признавала правящую династию легитимной. Кроме того, Вонсяцкий в отличии от Горгулова, Бискупского и многих других ультраправых лидеров не был антисемитом, он предлагал создать еврейское государство где-нибудь в Африке.
Организация выступала с антиэгалитаристских позиций, однако современный движению капитализм осуждался.
Примечания[править | править код]
- Craig Parsons, Timothy M. Smeeding. Immigration and the transformation of Europe. Cambridge University Press, 2006. Pp. 18.
- Hilliard, Robert L. and Michael C. Keith, Waves of Rancor: Tuning in the Radical Right (Armonk, New York: M.E. Sharpe, Inc., 1999). p. 38.
- Hilliard, Robert L. and Michael C. Keith, Waves of Rancor: Tuning in the Radical Right (Armonk,New York: M.E. Sharpe Inc., 1999
- Rodney P. Carlisle (general editor). The Encyclopedia of Politics: The Left and the Right, Volume 2: The Right. Thousand Oaks, California, USA; London, England, UK; New Delhi, India: Sage Publications, 2005. Pp. 693
- Rodney P. Carlisle (general editor). The Encyclopedia of Politics: The Left and the Right, Volume 2: The Right. Thousand Oaks, California, USA; London, England, UK; New Delhi, India: Sage Publications, 2005. Pp. 694.
- Roger Griffin. Fascism, Totalitarianism and Political Religion (Totalitarian Movements and Political Religions) (англ.). — Routledge 1 edition, 2005. — ISBN 978-0415375504.
«Крымский кризис не с небес свалился»
— АдГ называют пророссийской партией. Вы согласны с этим?
— Я бы назвал нашу партию пронемецкой. Мы стоим за немецкие интересы, но они во многом сходны с интересами России как державы. Ясно, что безопасность на европейском континенте невозможна без России или против России.
Во-вторых, санкции против России бьют по немецкой экономике. Причем если экономически санкции навредили, то политически не привели к урегулированию конфликтов. При этом очень много доверия, которое долго скапливалось , было потеряно из-за санкций.
— То есть санкции надо отменять?
— Да, и это позиция партии.
— А, вообще, надо было наказывать Россию за аннексию Крыма?
— Наказывать? Я думаю, что это не политический термин. Наказывать можно маленьких детей, а к великим державам я бы не применял этот термин.
Нужно ли было наказывать США за вторжение в Ирак? Оно было неправовым, резолюции ООН не было. Но никаких санкций не было.
— А если Германия решит вернуть себе Калининградскую область, думаете, мир обрадуется?
— Думаю, что это очень нереалистичный сценарий.
— Но возвращение Крыма — это первый территориальный захват в Европе со времен Второй мировой войны. Та же операция в Ираке — это ведь не отъем территории.
— Территориальная карта Европы менялась и до Крыма. Был случай Косово, которое отделилось, несмотря на резолюции ООН, что Косово — это часть Сербии. Так что границы уже менялись.
-Это другое, ведь Косово Албания к себе не присоединила.
— Косово, может быть, только первый шаг к проекту Великой Албании. Еще неясно, как это будет развиваться. В Европе есть много очагов — та же Каталония, Шотландия. В международном праве есть два противоречащих друг другу принципа — территориальной целостности и самоопределения. В каждом отдельном случае нужно взвешивать эти два принципа.
В Украине была предыстория крымскому кризису, он же не с небес свалился. Легитимное с правовой точки зрения правительство Украины было свергнуто, и туда вмешались внешние силы — США и Европейский союз. Это тоже было нелегитимно и привело к росту стремления Крыма стать независимым или присоединиться к России.
Нужно смотреть историю, и нельзя сказать, что Россия единственная виновная или самая главная виновная в конфликте.
— А про минские соглашения что ваша партия думает? На Донбассе Россия нарушает что-то?
— Мы за то, чтобы минские соглашения были соблюдены. Есть, конечно, нарушения, но они происходят с обеих сторон — и со стороны тех групп, которые воюют против Украины, и с украинской. Не стоит однобоко винить только Россию в этих нарушениях. Нужно в будущем думать о решении этого конфликта, чтобы он не стал замороженным.
— Вы как специалист во внешней политике скажите: миротворцев нужно вводить между ДНР и Россией или между Украиной и ДНР?
— Если смотреть на минские договоренности, то там есть линия деэскалации, и она проходит между украинскими ВСУ и теми группами, которые воюют против них. Назовем их так. Выходит, что миротворцев нужно размещать на линии эскалации.
— Но это же приведет к тому, что Донбасс останется с Россией.
— Думаю, у России нет интереса прибирать себе к рукам Донбасс.
— Вы лично России симпатизируете? А Путину?
— Персонально Путину не симпатизирую, но исхожу из общих интересов европейской безопасности и экономики, то есть из немецких интересов.
— А то, что экс-канцлер Германии Герхард Шредер возглавил совет директоров «Роснефти», вы поддерживаете?
— Важно мерить все прагматическими мерками. Бывший глава МИД Германии Йошка Фишер был членом правления консорциума, строившего газопровод «Набукко»
Его намного меньше критиковали, чем Шредера, и тут мы видим двойные стандарты.
— Лидер вашей партии Гауланд говорил, что не надо было обижать Россию, нарушая обещание не расширять НАТО на восток.
— Хотя нигде не было кодифицировано, что расширения НАТО на восток не будет, это привело к усугублению проблем безопасности на европейском континенте.
— Думаю, в Латвии и Эстонии после Крыма началась бы настоящая паника, если бы они к этому времени не были членами НАТО. Они же связывают свою безопасность исключительно с альянсом.
— Если бы не было расширения НАТО, то высока вероятность, что и присоединения Крыма бы не было. Отношения пошли бы в другом русле.
История
Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном собрании (1789—1791) времён революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны — сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты — умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желал сохранить существующее положение (консерваторы), а левыми — тех, кто выступал за перемены (радикалы).
До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но с распространением промышленного производства левыми стали называть главным образом социалистов, провозглашавших борьбу за интересы рабочего класса. Правые же партии выражали интересы монархистов, легитимистов, землевладельцев и клерикалов.
В XX веке появилась идеология фашизма, сочетавшая радикальный этатизм и отрицание демократии с критикой социального неравенства — не случайно партия Гитлера называлась Национал-социалистической рабочей партией. Фашистов традиционно относят к правым («крайне правым»), но они принципиально отличаются от либералов, которых (особенно неолибералов) сегодня относят к правым, поскольку либералы выступают за уменьшение участия государства в экономике, за снижение налогов и государственных расходов. Именно за такие убеждения классических либералов во второй половине XX века начали называть правыми, так как прежние традиционные правые (монархисты, клерикалы) утратили популярность.
В конце 1960-х годов во Франции появились «новые правые», которые, в отличие от «старых правых», не отрицали технической и экономической модернизации, но пытались создать новую современную идеологию, направленную против эгалитаризма и либерально-демократических идей, господствующих в европейской культуре со времён Просвещения.
В настоящее время политологи[источник не указан 1177 дней], социологи[источник не указан 1177 дней] и социальные психологи[источник не указан 1177 дней] признают[где?], что традиционное деление на левых и правых неадекватно отражает реально существующий спектр мнений в обществе. Так, непонятно, куда в этой шкале относится, например, либертарианство. Также у человека могут быть убеждения, в одной области (например, в политической) считающиеся традиционными для «левых», а в другой (например, экономической) считающиеся «правыми». Ситуация ещё более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов. Так, социалисты существенно «поправели» и перестали существенно отличаться от новых либералов, ставших как бы «правыми». Существенно и то, что в посткоммунистических странах, и особенно странах постсоветских, понятия «правизны» и «левизны» нередко употребляются в смысле, противоположном принятому в странах с развитой демократической системой — так, в эпоху перестройки либералов и антикоммунистов часто именовали «левыми», а традиционных ортодоксальных коммунистов — «правыми».
Диаграмма Нолана
По некоторым мнениям, двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле за жизнью общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства; сторонниками этого мнения используется четырёхполюсная шкала (диаграмма Нолана), предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 году:
- консерваторы (сторонники прагматизма, иерархичности, организованности и превосходства общества над личностью);
- либералы (сторонники индивидуализма, равенства и толерантности);
- либертарианцы (сторонники минимального вмешательства государства в жизнь общества);
- тоталитаристы (сторонники жёсткого контроля государства за жизнью общества и сторонники перераспределения доходов государством).
Примечания
- Craig Parsons, Timothy M. Smeeding. Immigration and the transformation of Europe. Cambridge University Press, 2006. Pp. 18.
- Hilliard, Robert L. and Michael C. Keith, Waves of Rancor: Tuning in the Radical Right (Armonk, New York: M.E. Sharpe, Inc., 1999). p. 38.
- Hilliard, Robert L. and Michael C. Keith, Waves of Rancor: Tuning in the Radical Right (Armonk,New York: M.E. Sharpe Inc., 1999
- Rodney P. Carlisle (general editor). The Encyclopedia of Politics: The Left and the Right, Volume 2: The Right. Thousand Oaks, California, USA; London, England, UK; New Delhi, India: Sage Publications, 2005. Pp. 693
- Rodney P. Carlisle (general editor). The Encyclopedia of Politics: The Left and the Right, Volume 2: The Right. Thousand Oaks, California, USA; London, England, UK; New Delhi, India: Sage Publications, 2005. Pp. 694.
- Roger Griffin. Fascism, Totalitarianism and Political Religion (Totalitarian Movements and Political Religions). — 11 Aug 2005.
- ↑
- ↑
- (нем.)
- ↑ Ignazi, Piero (1997), «The Extreme Right in Europe», in Merkl, Peter H. & Weinberg, Leonard, The Revival of Right-Wing Extremism in the Nineties, London: Peter Cass
- ↑ Mudde, Cas. The Ideology of the Extreme Right. — Manchester, England : Manchester University Press, 2000.
Во Франции
Консервативная партия «Национальный фронт» была основана в 1972 году Жаном-Мари Ле Пеном. На протяжении долгого времени она считалась самым правым политическим движением во Франции. «Национальный фронт» призывает к возврату к традиционным ценностям. Программа партии содержит пункты, требующие прекращения иммиграции из мусульманских стран, ограничения абортов, восстановления смертной казни и выхода из НАТО. Успех Национального фронта на парламентских выборах остаётся довольно скромным в течение нескольких десятилетий. В настоящее время эта партия имеет 8 депутатских мандатов из 577. В ходе напряжённых президентских выборов в 2017 году Марин Ле Пен, дочь основателя Национального фронта, составила серьёзную конкуренцию Эмманюэлю Макрону, одержавшему победу с незначительным отрывом. Эксперты отмечают, что во Франции позиции левых и правых в отношении некоторых вопросов постепенно сближаются. Партия Ле Пенов по экономическим взглядам становится похожа на социалистическую.
Кто такие консерваторы, либералы и радикалы
«Границы для нелегальных мигрантов нужно закрывать»
— К чему плохому привела миграционная политика Меркель? Почему вы против нее?
— К очень многому. В прошлом году исламистских терактов было больше всего за историю Германии. И очень во многих из них были замешаны те, кто приехал в Германию под лейблом беженцев. Во-вторых, растет преступность — на 52 % увеличилось число преступлений, где были замешаны беженцы. Третий негативный фактор — экономический, так как число тех, кто получает социальное пособие, пошло резко вверх из-за беженцев.
Большинство немецких избирателей очень скептично относятся к миграционной политике Меркель. Так что нужно закрывать границы для нелегальных мигрантов.
— Но беженец и не может быть легальным мигрантом. Как же с ними быть?
— Можно и нужно урегулировать миграционный поток, создав общеевропейские миграционные центры на территории Африки. Там нужно решать, есть у беженцев право въезда в ЕС, Германию или нет.
Этим можно предотвратить нелегальные потоки через Средиземное море, где погибает очень много мигрантов. Также это ударит по нелегальному миграционному бизнесу.
— Звучит недемократично. Посадить миллионы людей в лагеря? Надеюсь, хотя бы не в концентрационные.
— Лагеря для беженцев есть в Сирии, Иордании и в других странах под эгидой ООН. Думаю, эти гуманитарные лагеря нельзя назвать концентрационными.
— Жизнь там не ахти.
— Нужно намного увеличить помощь гуманитарным организациям, Агентству ООН по делам беженцев.
— Но войн меньше не будет и беженцев тоже. Их просто держать в лагерях до конца войны, а потом отправлять обратно?
— Вмешательство многих западных держав, например в Сирии, Ираке, и привело к этим войнам и росту миграционных потоков
Важно посмотреть на роль США
— Предлагаете в Америку беженцев отправить?
— Это принцип ответственности. Кто что-либо сделал, тот и должен быть ответственным за свои деяния.
«Русские демократы» выступают против мигрантов, декларируя при этом приверженность концепции прав человека
В отличие от «Черного корпуса», РД ориентируется на открытость. С конца весны «Русские демократы» начали регулярно проводить встречи и лекции (сначала только в Москве, а позже и в Санкт-Петербурге), в организации которых сотрудничали с издательством «Черная сотня» Дмитрия Бастракова (не путать с движением «Черная сотня» Штильмарка) и его книжной лавкой «Листва», бывшими и нынешними членами Национально-демократической партии и ее предшественника — Русского общественного движения, а также с различными историками, журналистами, блогерами и политическими активистами, стоящими на близких к национал-демократии позициях. Анонсы этих встреч, а потом и подробные отчеты публикуются в интернете и активно рекламируются. Участвуют члены «Русских демократов» и в митинговой активности, посещая некоторые из крупных оппозиционных акций, но пока не очень активно. Самостоятельная уличная деятельность, насколько можно понять, членами движения почти не ведется, хотя организация пока только дописывает свою программу.
Еще одна новинка — группа «Россия Консервативная», сформировавшаяся из паблика «Екатеринбург Консервативный» летом-осенью. Центром организации остается Екатеринбург. Страничка появилась еще в 2011 году и принадлежала, насколько удалось понять, местному отделению движения «Народный собор» примерно до 2015 года. Вплоть до весны этого года группа существовала в качестве информационной площадки, а теперь стала с впечатляющей скоростью переформатироваться в полноценную организацию с уличной активностью и сетью отделений сразу в нескольких регионах страны. «Россия Консервативная» — православно-монархическая ультраправая группа, чья активность пока сосредоточена в основном вокруг темы декомммунизации, но не исключительно. Она как минимум сотрудничает с «Двуглавым орлом» Малофеева, совместно с которым этим летом организовывала «имперскую колонну» на крестном ходе к очередной годовщине расстрела царской семьи. После этого паблик и начал открывать отделения по всей стране и проводить все больше уличных акций.
Подытоживая, отметим, что последние годы цикл жизни новых инициатив на ультраправом поле был в среднем недолог. Их члены либо оказывались под прицелом правоохранительных органов (причем вне зависимости от того, ориентируются они на расистское насилие или нет), либо инициативы просто затухали, не имея возможности набрать необходимого числа сторонников, готовых рисковать свободой и участвовать в политической жизни. Сами по себе попытки Малофеева расположиться на ультраправом крыле политического спектра говорят о том, что грядет какой-то пересмотр места националистического дискурса в российском политическом поле. Так ли это, как это скажется на положении ультраправых организаций, мы увидим в течение следующего года.
Разница между крайне правыми и фашистами
Самым трагическим примером дискриминации в истории человечества стал геноцид. Нацистские идеи о необходимости избавления от отдельных народов и социальных групп привели к их массовому физическому истреблению. Чарльз Грант, директор британского Центра европейских реформ, заявил о существовании немаловажных различий между ультраправыми партиями и фашизмом. По его мнению, далеко не все подобные политические движения являются по своей природе радикальными и экстремистскими. В качестве примера можно привести французский Национальный фронт. Другим доказательством наличия существенной разницы служит тот факт, что многие партии, придерживающиеся ультраправой идеологии, в настоящее время проповедуют экономические концепции, обычно свойственные левым социалистам. Они выступают за протекционизм, национализацию и антиглобализм.
Так называемая теория подковы, которую создал французский писатель Жан-Пьер Фэй, утверждает, что противоположные концы политического поля очень похожи друг на друга. Пытаясь определить, в чём отличие ультраправых и ультралевых, автор пришёл к заключению, что они не являются антагонистами в полном смысле этого слова. Удаляясь от политического центра, представители радикальных левых и правых течений сближаются подобно концам подковы и обнаруживают много общих характеристик.
Литература
- на русском языке
Шеховцов А. В. Новые праворадикальные партии в европейских демократиях: причины электоральной поддержки. — Hannover: ibidem-Verlag, 2011. — 250 с. — ISBN 978-3-8382-0180-1.
- на других языках
- Betz, Hans-Georg and Stefan Immerfall, eds. 1998. The New Politics of the Right: Neo-Populist Parties and Movements in Established Democracies. New York: St. Martin’s Press.
- Betz, Hans-Georg (1994). Radical Right-wing Populism in Western Europe. New York: St. Martins Press.
- Durham, Martin (2000). The Christian Right, the Far Right and the Boundaries of American Conservatism. Manchester, England: Manchester University Press.
- Durham, Martin (2002). «From Imperium to Internet: the National Alliance and the American Extreme Right» Patterns of Prejudice 36(3), (July): 50-61.
- Hainsworth, Paul (2000). The Politics of the Extreme Right: From the Margins to the Mainstream. London: Pinter.
- Schoenbaum, David. Hitler’s Social Revolution: Class and Status in Nazi Germany,. ISBN
- Radical conservatism : the right’s political religion / Robert Brent Toplin., 2006
- Radical conservatism and the future of politics / Göran Dahl., 1999
- Fascists and conservatives : the radical right and the establishment in twentieth-century Europe / Martin Blinkhorn., 1990
- The Routledge companion to fascism and the far right / Peter Davies., 2002
- The terrorist next door : the militia movement and the radical right / Daniel Levitas., 2002
- Right-wing populism in America : too close for comfort / Chip Berlet & Matthew N. Lyons, 2000
- The extreme right : freedom and security at risk / Aurel Braun., 1997
- The impact of radical right-wing parties in West European democracies / Michelle Hale Williams., 2006
- Right-wing extremism in the twenty-first century / Peter Merkl., 2003
- Extreme right parties in Western Europe / Piero Ignazi., 2003
- The United States and right-wing dictatorships, 1965—1989 / David Schmitz., 2006
- The emergence of a Euro-American radical right / Jeffrey Kaplan., 1998
- The politics of the extreme right : from the margins to the mainstream / Paul Hainsworth., 2000
- The revival of right-wing extremism in the nineties / Peter Merkl., 1997
- Shadows over Europe : the development and impact of the extreme right in Western Europe / Martin Schain., 2002
- Western democracies and the new extreme right challenge / Roger Eatwell., 2004
- The voice of modern hatred : encounters with Europe’s new right / Nicholas Fraser., 2000
- Extreme right activists in Europe : through the magnifying glass / Bert Klandermans., 2006
- Preachers of hate : the rise of the far right / Angus Roxburgh., 2002
- Movements of exclusion : radical right-wing populism in the Western world / Jens Rydgren., 2005