fbpx
No Image

Самолет ан-74: технические характеристики

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Примечания

  1. Николай Якубович Все самолеты О.К. Антонова
  2. Знакомьтесь: Ан-72 // журнал “Крылья Родины”, № 2, 1981. стр.22-24
  3. . www.airwar.ru. Дата обращения: 3 июня 2019.
  4. ↑ «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2016.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2016.
  7. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
  8. Harro Ranter. . aviation-safety.net. Дата обращения: 3 июля 2020.
  9. . lenta.ru. Дата обращения: 9 сентября 2020.
  10. Harro Ranter. . aviation-safety.net. Дата обращения: 9 сентября 2020.
  11. The Military Balance 2016,p.430
  12. The Military Balance 2016,p.193
  13. The Military Balance 2016,p.195
  14. The Military Balance 2016,p.200
  15. The Military Balance 2016,p.201
  16. The Military Balance 2016,p.186
  17. The Military Balance 2016,p.343
  18. The Military Balance 2016,p.188
  19. The Military Balance 2016,p.471
  20. The Military Balance 2016,p.206
  21. The Military Balance 2016,p.443

Конструкция самолета

Техническое оснащение самолета Ан-124 Руслан:

  1. Система автоматизированного штурвального управления совершается при помощи 24 компьютеров).
  2. Сверхточная система электроснабжения.
  3. Одна из самых надежных систем жизнеобеспечения пассажиров и экипажа судна.
  4. Мощный гидравлический комплекс.
  5. Комплекс автоматизированной радионавигационной техники.
  6. Современная навигационная система повышенной надежности.
  7. Точный навигационно-прицельный комплекс.

Все перечисленное оснащение позволяет совершать перелеты вне зависимости от времени суток и погодных условий. Для улучшения аэродинамических свойств самолета Ан-124 Руслан крылья судна достаточно толстые и имеют стреловидную форму. Экипаж самолета может вместить до 6 человек. Плюс 88 сопровождающих груз.

Максимальная грузоподъемность самолета Руслан составляет 150 тонн. С такой загруженностью судно может совершить полет дальностью до 5600 км. При загруженности менее 50 тонн дальность полета Ан-124 составит уже 11000 км.

Ан-124 легко вмещает поезд

История разработки

В 1982 году МАП СССР и МГА было принято решение начать разработку нового авиасудна, которое могло бы работать в Арктике и Антарктике. Его создавали на базе Ан-72. Он был уже выпущен в серийное производство.

Модернизированная модель получила название Ан-72А «Арктический». Согласно задумке конструкторов, оно могло работать в сложных природных условиях.

Примечание. Ан-72А в результате многочисленных испытаний был улучшен. Получилась новая модель воздушного судна Ан-74.

Руководство СССР одобрило проект. Уже в 1983 году приступили к созданию первого опытного образца. Его создавали в г. Киеве на механическом заводе. Модель изначально оснастили колесными шасси.

В 1983 г. самолет Ан-74 впервые полетел. В 1986 году провели международную демонстрацию новой модификации воздушного судна. Она проходила в Канаде на авиасалоне Ванкувера.

К 1990 году государственные испытания опытной модели еще не были завершены. Несмотря на это, Министерство гражданской авиации принимает решение провести эксплуатационные испытания. В декабре они были завершены. Их проводили на разных аэродромах Советского Союза. Результат подтвердил высокие показатели летных характеристик Ан-74. Весной 1991 г. самолет был допущен к работам в гражданской авиации.

Конструкция

Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.

Крыло самолёта площадью 89,6 м2 имеет мощную механизацию: практически всю его заднюю кромку занимали выдвижные закрылки (двухщелевые на центроплане и трёхщелевые на консолях), а по передней кромке консолей установлены предкрылки. На верхней части центроплана и консолей располагаются по четыре секции интерцепторов. Внешние интерцепторы предназначены для работы совместно с элеронами и гашения подъёмной силы при снижении с крутой глиссадой на площадки ограниченных размеров. Внутренние применяются при пробеге или в случае прерванного взлёта для увеличения сопротивления самолёта и нагрузки на шасси. Применение интерцепторов позволяет повысить эффективность торможения на 20 %. Помимо этого, для сокращения пробега двигатели оборудованы реверсом тяги, а в хвостовой части самолёта установлен тормозной парашют.

Судьбоносным моментом всего проекта было прежде всего наличие подходящего двигателя — турбовентиляторного Д-36 с тягой на взлётном режиме 6500 кг. Хотя О. К. Антонов и был убеждённым приверженцем экономичных турбовинтовых двигателей, именно ТРДД с высокой степенью двухконтурности позволяли реализовать эффект Коанда на практике. Д-36, созданный в ОКБ «Прогресс» В. А. Лотарева, обеспечивал достаточный расход воздуха, и, что особенно ценно, сравнительно «холодную» выхлопную струю газов, направляемых на обдув крыла.

Для обеспечения путевой устойчивости на самолёте установлен мощный киль. Руль направления имеет оригинальную двухшарнирную конструкцию, повышавшую его эффективность при невысоких скоростях, и разделён на две секции по высоте. Нижняя задняя часть руля управляется непосредственно педалями лётчика, а остальные — бустерами системы управления. Для уменьшения усилий в системе управления в широком диапазоне режимов полёта и центровок самолёта рули имеют весовую и аэродинамическую балансировку, нижняя секция второго звена руля направления оснащена триммером, а руль высоты — триммерами и сервокомпенсаторами. Такое решение даёт возможность лётчикам парировать нарушение балансировки самолёта при выпуске механизации крыла (при этом картина обтекания самолёта резко меняется и на малых скоростях он буквально «висит» на двигателях) и пилотировать самолёт вручную даже при отказе бустеров.

Грузовая кабина самолёта размером 9000x2200x2100 мм обеспечивает размещение типовой номенклатуры перевозимых грузов, в том числе до 32 солдат с вооружением, автомобилей типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационных двигателей, стандартных контейнеров и грузовых поддонов. Устройство рампы имело патентованную антоновскую конструкцию: при загрузке и выгрузке она опускалась до земли, а для сброса грузов в полёте откатывалась по направляющей под фюзеляж

Особое внимание при проектировании «самолёта 200» уделяется конструкции шасси. На фирме уже имели солидный опыт работы в этом направлении — все её машины могли эксплуатироваться с грунтовых аэродромов

По таким показателям, как эквивалентная одноколесная нагрузка (доля массы самолёта, приходящейся на каждое из колёс шасси) и проходимости по грунту Ан-72 превосходил даже более современный Ил-76. Однако теперь задача ставилась несколько иначе — самолёт должен был иметь возможность взлёта и посадки на площадках с размокшим и неровным покрытием.

В конечном счёте, выбор сделан в пользу обычного убирающегося шасси с управляемой передней стойкой и четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колёс. Прочность и энергопоглощение амортизаторов рассчитывались на преодоление «стандартной кочки» высотой до 35 см. Для повышения безопасности основные стойки не имеют замков убранного положения, которые могли бы забиться грязью на взлёте и не открыться. Убранные стойки лежат на створках ниш шасси и при их открытии свободно опускались. При отказе гидросистемы шасси выпускается механически, а при отказе одной из основных стоек самолёт мог приземлиться на трёх оставшихся.

Операторы

  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия 

    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации – некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничная служба Украины, по состоянию на 2016 год
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год

Аварийное оборудование

Для обеспечения экстренного покидания экипажа и пассажиров в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду самолет оборудован аварийными выходами, а также снаружи фюзеляжа предусмотрены места вскрытия дополнительных выходов.

На самолете установлено следующее аварийно-спасательное оборудование (АСО): канаты, топор, аптечки, световые указатели с надписями «Выход», система аварийного освещения, средства сигнализации и связи, радиостанции – одна Р-861 и две P-855УМ.

Для проведения полетов над пустынями, арктическими или тропическими районами предусмотрены места размещения снаряжения со средствами жизнеобеспечения людей, соответствующими условиям района. При вынужденной посадке на воду АН-74 сохранит плавучее и устойчивое положение в течение времени, необходимого для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа.

При полетах над водными пространствами дополнительно устанавливается следующее АСО:

а) при продолжительности полета менее 30 минут от берега – спасательные жилеты по количеству перевозимых пассажиров и членов экипажа и один демонстрационный жилет;

б) при продолжительности полета свыше 30 минут от берега – надувные спасательные плоты.

Модификации Ан-74

За время эксплуатации было разработано более десяти вариантов Ан-74. Многие из них остались проектами или были выпущены ограниченной серией. Всего было создано примерно 80 самолетов этой модели.

Модификации:

  • Ан-74 – базовая модель со стандартными характеристиками, предназначалась для выполнения полетов на северные широты;
  • Ан-74-200 – улучшенная машина, получившая повышенный взлетный вес, позволявший перевозить до 7,5 тонн груза;
  • Ан-74Д – специальный вариант самолета, разработанный для 19 человек, получил компоновку бизнес-класса;
  • Ан-74Д-200 – переработанная версия 74Д с более комфортабельным салоном с местами для 16 пассажиров и отсеком для личного автомобиля;
  • Ан-74Т – транспортный вариант самолета, предназначенный для международных перевозок;
  • Ан-74Т-100 – версия Ан-74 для выполнения полетов особой сложности, получила улучшенное навигационное оборудование;
  • Ан-74Т-200 – военно-транспортная модель с новым оборудованием и сокращенным до двух человек экипажем, применяется в Иране для сброса груза и десантирования;
  • Ан-74Т-200А – модификация гражданской версии для военных, предназначена для десантирования солдат и сброса груза;
  • Ан-74Т-200МП – проект специальной версии, предназначенной для применения в морской авиации;
  • Ан-74ТК-100 – гражданская модель для выполнения сложных полетов, имеет увеличенное до 52 число пассажирских кресел;
  • Ан-74ТК-100С – санитарная модификация с салоном на 6 человек и выделенным медицинским отсеком для доставки больных;
  • Ан-74ТК-200 – самолет для Ирана с увеличенной допустимой нагрузкой, может перевозить до 52 человек или 10 тонн груза;
  • Ан-74ТК-200С – санитарный гражданский Ан-74, предназначенный для эксплуатации на территории Ливии;
  • Ан-74ТК-300 – конвертируемый самолет с новыми переработанными двигателями, установленными под крылом;
  • Ан-74ТК-300Д – пассажирская модель, отличающаяся улучшенным салоном повышенной комфортности;
  • Ан-74МП – патрульная модель, предназначенная для регулярного использования морской авиацией;
  • Ан-74МП-300 – вторая версия патрульного самолета, основанная на 74ТК-300.

Некоторые модели находятся в проекте и могут быть запущены в серию позднее. Например, новая версия 74МП-300, предназначенная для регулярного патрулирования морских государственных границ.

Особенности конструкции Ан-71

Самолет Ан-71 изготовлен в нормальной схеме аэродинамической конструкции, на который в хвостовом отсеке была установлена антенна РЛС. Все оборудование антенны было заключено в обтекателе в форме диска, который крепился к килю аппарата. Данная конструкция имела форму обратной стреловидности. Прежде чем выбрать данный тип конструкции, было проработано множество вариантов, по одному из них планировалось установить это оборудование на пилоне.

Основные недостатки конструкции самолета Ан-71

  • Была отмечена недостаточная устойчивость машины в продольном и боковом канале.

  • Была значительно снижена производительность триммера руля за счет установки на самолете руля, который состоял из четырех секций.

  • Машине требовалось снизить воздействие потока выхлопных газов от двигателей на оперение.

Шасси аппарата имело усиленную структуру и было представлено тремя опорами. Данное строение системы шасси позволяло производить эксплуатацию самолета Ан-71 на аэродромах с грунтовым покрытием.

Силовая установка была представлена двумя двигателями класса ТРДД Д-436К. Они обладали большой мощностью в 7,5 тысяч килограммов каждый. Кроме них, машина имела еще один мотор типа ТРД РД-38А, который обладал мощностью в 2,9 тысяч килограммов. Именно этот двигатель помог производить взлеты со слабо подготовленных взлетных полос. Вся силовая установка обеспечивалась воздухом от воздухозаборника, который расположен сверху корпуса. Она была изготовлена для поднятия в воздух данного самолета, который весил почти 20 тонн.

Максимальная масса аппарата при взлете могла достигать 32 тонны. При всем этом Ан-71 мог развивать скорость в 650 км/ч, а крейсерская скорость полета составила 530 км/ч. Максимальная высота, на которую мог подниматься аппарат, составляла 10,8 километра. Конструкторами были выполнены поставленные задания и по времени полета без посадки, которое составляло 5 часов. Для управления машиной требовался экипаж, состоящий из трех человек.

Кроме стандартной модели самолета Ан-71, был также изготовлен аппарат для корабельного базирования, который обозначался как АН71К.

Ан-71 характеристики:

Модификация   Ан-71
Размах крыла, м   31.89
Длина самолета,м   23.50
Высота самолета,м   9.20
Площадь крыла,м2   98.60
Масса, кг  
  пустого самолета   19760
  максимальная взлетная   32100
Тип двигателя   2 ТВД Д-463К, 1 ТРД РД-38А
Тяга, кН   2 х 7500 + 1 х 2900
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   530
Продолжительность патрулирования, ч   5
Практический потолок, м   10800
Экипаж, чел   6

Антонов Ан-71. Галерея.

Особенности конструкции

  1. Спроектирован с установкой двигателей над крылом, чтобы использовать эффект Коанда – роста подъемной силы при помощи «прилипания» выхлопной струи к крылу. Выделяется высокомеханизированным крылом с трапециевидными консолями и прямым центропланом. Оснащен эффективным реверсом ковшового типа, мощным шасси с независимыми подвесками основных стоек и грузолюком с рампой.
  2. Конструкция Ан-72 цельнометаллическая, широко применяются композиционные материалы. Фюзеляж герметичный, типа полумонокок, круглого сечения. Крыло большого удлинения, стреловидное, трапецевидное в плане. Крыло механизировано при помощи интерцепторов, предкрылков, трехщелевых консольных и двухщелевых центропланных закрылков. Предкрылком оборудовали и стабилизатор. Газовыми струями двигателей обдуваются внутренние секции закрылков.
  3. Шасси пятиопорное, убирающееся (4 основных и 1 носовая стойка). Силовая установка включает ВСУ ТА-12 и 2 ТРДД Д-36. В хвостовой части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, он закрывается рампой, которая может сдвигаться под днище или опускаться на землю. Грузовая кабина оснащается швартовочными устройствами, кран-балкой, откидными сиденьями для размещения вдоль бортов десантников.

Самолет Ан-72 – видео

https://youtube.com/watch?v=UUsdJt6jK_8

На начальном этапе разработка велась в инициативном порядке самим ОКБ и встретила поддержку Главного штаба ВВС. После согласования и утверждения ВВС и МАП тема легкого фронтового транспортного самолета была включена в план работ ОКБ. По решению правительства СССР работа по «самолету 200» (под таким шифром самолет фигурировал в проектной документации) была начата. Ведущим конструктором по самолету был Я.Г. Орлов. Уверенность в выбранной схеме была столь велика, что другие компоновочные варианты практически не рассматривались. Внешне самолет очень напоминает американский «Боинг» YC-14, хотя сам O.K. Антонов, говоря о выбранной схеме, делал упор на то, что сходство это возникло ради защиты двигателей от попадания в них посторонних предметов. Но все же без влияния «Боинга» здесь не обошлось, тем более что, кроме схожести схемы, можно обнаружить и похожие технические решения.Продувки моделей самолетов в аэродинамических трубах подтвердили теоретические расчеты. Прирост подъемной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20%. На специальных натурных стендах изучалось взаимодействие крыла, закрылка и двигателя. Для увеличения обдуваемой поверхности двигатели были вынесены перед центропланом, а их гондолам сзади придана форма, «размазывающая» выхлопную струю по крылу.

Самолет Ан-72 выполнен по схеме высокоплана с сильно механизированным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Такая схема еще при продувках в аэродинамической трубе вызывает образование вихрей в месте стыка крыла и фюзеляжа в зависимости от угла атаки. При полете самолета его управляемость могла изменяться, поэтому хвостовому оперению была придана Т-образная форма, а по бокам хвостовой части установлены большие гребни, снижающие вредную интерференцию. Для обеспечения путевой устойчивости на самолете установили мощный киль. Фюзеляж самолета имеет вместительную грузовую кабину длиной 9 м, высотой 2,2 м и шириной 2,15 м. Большой грузовой люк оригинальной конструкции расположен в хвостовой части фюзеляжа. Его проем закрыт рампой, которую можно опускать на землю для въезда самоходной техники. По рольгангам, установленным на полу кабины, можно легко перемещать любые грузы. Кабина герметична, оборудована системой кондиционирования воздуха.Проектирование «самолета 200» шло быстрыми темпами, а на Киевском заводе уже готовилась подготовка к производству. Летом 1977 г. сборка самолета была закончена, и 31 августа состоялся первый полет. Пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем В.И. Терским. Решение о серийном производстве приняли, не дожидаясь конца испытаний, которые проводились на Харьковском авиазаводе. На самолете было установлено свыше 20 мировых рекордов в разных весовых категориях.

Переносные значения слова «чебурашка»

«Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:

  • самолёты A-10 «Тандерболт-II» и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей;
  • спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями;
  • электровоз ЧС2 — ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме «Шапокляк» герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22;
  • автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966 / 968 / 968А — из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова;
  • машина тропосферной связи 15В75 «Торф-2» ракетного комплекса РТ-2ПМ «Тополь» — из-за характерной формы антенны;
  • мобильный телефон Nokia N-Gage — из-за того, что при разговоре его нужно было подносить к уху торцом, вследствие чего он становился похож на большое ухо.
  • По названию витаминизированного напитка «Чебурашка», «чебурашками» называют бутылки для напитков емкостью 0,33 л и 0,5 л.

Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.

Описание конструкции

Ан-74 представляет собой двухдвигательный высокоплан с Т-образным оперением. При сборке самолета применяются улучшенные технологические процессы и новые материалы, благодаря чему конструкторам удалось добиться хорошей аэродинамики с неплохими техническими показателями полета.

Фюзеляж выполнен по схеме полумонокока, его большая часть выделена под грузовой отсек. Экипаж состоит из пяти человек, включая командира, второго пилота, штурмана, бортинженера и бортового оператора. Кабина оборудована широкими стеклами, что обеспечивает улучшенный обзор. Погрузка груза на борт осуществляется через задний люк с помощью встроенного погрузочного устройства. Различная техника помещается в грузовой отсек своим ходом с применением тросового оборудования, тягача и выдвижной рампы.

Крыло самолета Ан-74 получило продвинутую механизацию с несколькими важными компонентами. Для повышения управляемости во время полета руль высоты был сделан двухзвенным, а стабилизатор получил собственный предкрылок. Над крылом в мотогондолах размещены двигатели, что придало машине нестандартный внешний вид, за который его называют «Чебурашкой».

На борту присутствует вспомогательная установка – двигатель газотурбинного типа ТА-12. Установленные двигатели при полете обеспечивают реализацию эффекта Коанда, повышающего подъемную силу машины. Трехопорное шасси имеет сдвоенные опоры с шинами низкого давления. Отсутствие фиксации колес при сложении позволяет выпускать их даже после отказа гидросистемы.

Происхождение

Согласно отредактированному (относительно размера ушей) предисловию к книге «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книги бракованная игрушка, изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. По книге, родители автора утверждали, что это — неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах. Поэтому в основном тексте, героями которого выступают, как утверждает писатель, детские игрушки самого Эдуарда Успенского, Чебурашка действительно является неизвестным тропическим зверьком, который забрался в ящик с апельсинами, уснул там и в результате вместе с ящиком попал в большой город. Директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал (чебурахался):

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Э. Н. Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Успенский говорит:

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х — «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» — плётка, на конце которой шарик на волосе.

Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и также назывались чебурашкой.[источник не указан 968 дней]

Ан-72П

Главная → Ан-72П → Морская авиация

Самолет создан на базе серийного самолета Ан-72. Для обеспечения решения задач патрулирования состав экипажа дополнен штурманом и радистом, для которых оборудованы отдельные рабочие места. Оба рабочих места расположены возле блистеров для ведения визуального контроля поверхности суши или акватории моря. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на потолке грузовой кабины имеется погрузочное устройство грузоподъемностью 2500 кг, а на полу предусмотрена установка съемного рольгангового оборудования.

Вооружение самолета Ан-72П включает два блока НАР на подкрыльевых узлах подвески и двухствольную пушку ГШ-23, расположенную в правом обтекателе перед основной стойкой шасси. В грузовой кабине над грузовой рампой установлены четыре бомбодержателя (боеприпасы могут сбрасываться в полете при откате рампы под фюзеляж).

Оборудование

Навигационно-метеорологическая РЛС, доплеровская цифровая навигационная система, радионавигационное оборудование, индикатор с подвижной картой. Оснащен дневной обзорной телевизионной системой ОТВ, расположенной в обтекателе перед левой основной стойкой шасси (в нерабочем состоянии закрывается шторкой), обеспечивающейразрешение 10 м на дальности 3000 м. Самолет оборудуется:

— прицельно-навигационным и пилотажным комплексом, обеспечивающим автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения; — стационарным фотооборудованием, обеспечивающим аэрофотосъемку целей: — в дневное время — плановую и перспективную с привязкой места к географическим координатам; — в ночное время — плановую с использованием осветительных бомб; — радиосвязным оборудованием, обеспечивающим связь с наземными пунктами и между самолетами, радионаведение на обнаруженные суда пограничного или другого корабля в MB-, ДМВ-, СВ- и КВ-диапазонах; — вооружением, обеспечивающим создание препятствий движению судов-нарушителей открытием огня из 23-миллиметровой пушки ГШ-23Л, пуском неуправляемых ракет из блоков УБ-32 М и сбросом авиабомб калибром 100 кг; — телевизионной системой обзора подстилающей поверхности, обеспечивающей работу в ночных и дневных условиях.

Лётно-технические характеристики:

Двигатели: Д-36
Взлётная тяга, кгс: 2×6500
Габариты, м: размах крыла — 31,89

длина — 28,068

высота — 8,65

Площадь крыла, м2: 98,78
Масса, т: пустого — 19,1

взлётная нормальная — 27,5

взлётная максимальная — 32,0

Запас топлива, кг: 12950
Масса боевой нагрузки, кг: 650
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг: 7500
Скорость, км/ч: максимальная — 705

крейсерская — 550–600

патрулирования — 300–350

Дальность полёта, км: с максимальной нагрузкой — 1000

перегоночная — 4300

Практический потолок, м: 10700
Высота патрулирования, м: 500–1000
Продолжительность патрулирования, ч.: 7
Длина разбега, м: 620
Длина пробега, м: 420
Экипаж, чел.: 5

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
23.10.1994 72960 Воркута 0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП.
10.02.1995 72966 около Гостомеля 0/3+ При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра.
23.12.1996 н. д. Нагурское 0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте.
22.12.1997 ER‑ACF Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы.
06.10.2000 TL‑ACW Лузамба 0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП.
21.04.2002 ES‑NOP Вамена 0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар.
25.12.2012 UP‑72859 Шымкент 27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.
30.07.2017 032 Южный регион 0/7 Упал в воду в сложных метеоусловиях.
11.10.2019 EK-72903 Киншаса 8/8 Самолёт вылетел в пятницу утром из города Гома на востоке страны и взял курс на столицу Киншасу. Спустя час после вылета контакт с ним был потерян, сообщило управление гражданской авиации Конго.
03.08.2020 RA-74044 Гао 0/11 Совершил жёсткую посадку. Отказ обоих генераторов и ряда систем, задействованных при приземлении. Ситуация была усугублена сложными метеоусловиями.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал.
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен.

Размещение БАНО, антенных устройств и т.п.

БАНО. Кто не знает, БАНО – Бортовые АэроНавигационные Огни.
Размещение БАНО и антенн на модели я взял с самолета Ан-74. Покрасил и верхний и нижний проблесковые маяки в красный цвет, потому как его лучше всего видно в небе и ни с чем не спутаешь (собственные наблюдения при полетах, только не подумайте что во сне). Про БАНО, расположенным на законцовках консолей крыла, я писал ранее.Антенны. Размещение антенн связных радиостанций также было взято с Ан-74 – две внизу, одна на стабилизаторе. Спросите, что одна делает там? Это антенна радиостанции командира экипажа, которая используется для ведения связи только на земле, а на стабилизаторе антенна не имеет затенение конструкцией самолета.ПВД, ППД, датчики температуры. Вкратце разъясню разницу между ППД и ПВД. ППД – это приемник полного давления, т.е. давление набегающего потока, ПВД – приемник воздушных давлений, который принимает и полное и статическое давление, являясь универсальным датчиком. Они также различаются по внешнему виду и размерам, ППД короче почти в половину.
Размещение было взято именно с того самого Ан-72П. Правый и левый ППД размещаются на строительной оси самолета по середине между 7 и 8 шпангоутами. Рядом с ними (сверху) располагаются датчики температуры воздуха. ПВД размещается по правому борту за воздухозаборником двигателя. На некоторых фотографиях Ан-72П видно, что он установлен внизу. Это были ранние машины. Позже его переместили вверх, потому как его, если мне не изменяет память, отстреливали при стрельбе из пушки, да и забивался он от пороховых газов быстрее.
По левому борту, немного ниже нижнего края двери, между 12 и 13 шпангоутом расположена плита статического давления. По форме напоминает стадион, размерами 260×130 мм. Я ее не делал, забыл, а когда вспомнил, было уже поздно, да и желания делать тоже не было.Стволы пушки сделал из иголок, выглядит классно, кто знает, может быть даже и выстрелит когда-нибудь.
После выполнения расшивки сделал имитацию заклепок, используя шестеренки с часов.
Пару слов по декалям. Деки хорошие, потому как все читается, причем надписи взяты с самолета. На своей модели использовал также декали с самолета Су-24М (номер борта) и автомобиля УРАЛ (малый герб Украины), соответственно на киле был наклеен флаг Украины. Красную полосу, говорящую о том, что это патрульный самолет, наносить не стал.

Технические характеристики Ан-72

Техарактеристики и ТТХ включают в себя такие главные параметры:

  • работа осуществляется при помощи двигателей Д №36;
  • тяга при взлете распределяется с показателями 2 х 6.5 тыс. кгс;
  • про размах крыла сказано, что его длина составляет около 31.8 метра, это при площади в 102 кв. метра;
  • параметры длины составляют 28 метров, а высоты – около 9 метров (точнее 8.65);
  • габаритные параметры грузкабины без учета рампы равны 10.5 м, а ширины. не учитывая параметры пола, составили 2.15 метра, сюда входит также и высота – 2.2 м;
  • грузоподъемность Ан-72 равна 7.5 10 тоннам;
  • пустой самолет весит около 19 тонн, при том, что его взлетная масса равна 27.5 тоннам, а максимальный показатель может составлять около 34.5 т;
  • может содержать в себе топливный запас весом 12 тыс. 950 кг;
  • показатели максимальной скорости равны 720 км/час, значительно ниже показатели крейсерской – от 550 до 600 км/час;
  • при наличии максимальной нагрузки самолет может переносить полеты дальностью в 1 тыс. км;
  • потолочный показатель высоты (практический) – 10 тыс. 100 м;
  • имеет разбег длиной в 620 м;
  • в состав экипажа входят от 3 до 4 человек. Может поднять на борт во время военных действий 58 парашютистов, 68—70 солдат, около 25 носилок в сопровождении медицинского персонала.
Комментировать
0