Смерть Лао Шэ
Даже гении попадали под гильотину режима
Лао Шэ — псевдоним Маньчжурского писателя Шу Цинчунь, которого признают одним из лучших писателей современной китайской литературы. Его роман «Мальчик рикша» о жизни бедного рикши в Пекине оказался столь популярен, что в его честь поставили памятник на одной из улиц города.
23 августа 1966 года, когда Культурная революция набирала обороты, Лао Шэ и 20 других писателей приехали на собрание в пекинский храм Конфуция. Там их избила толпа молодых красногвардейцев. Позже, той же ночью всех писателей отправили в бюро культуры и Лао снова избили за отказ носить табличку с надписью «контрреволюционер» (наказание, которое применяли во время революции). Избивали его несколько часов до глубокой ночи, после чего отпустили домой. На следующий день тело Лао Шэ нашли в озере. Предполагается, что он не выдержал многочасовых издевательств и покончил жизнь самоубийством, хотя его жена сомневается в этой версии и считает убийство основной версией.
Обстоятельства публичных собраний, побоев и его смерти до сих пор малоизвестны. Также неизвестно, кто являлся организатором. Остаётся загадкой, добровольно ли Лао Шэ участвовал в собрании. Вполне вероятно, что это дело рук молодых писателей-хунвейбинов.
Каннибализм в провинции Гуанси
Чёрная страница истории Китая
Согласно исследованию китайского диссидента и писателя Чжэн Йи, в провинции Гуанси были съедены сотни, а возможно и тысячи людей во время культурной революции. Во время пребывания в красной гвардии в Гуанси, Чжэн неоднократно слышал страшные рассказы о людоедстве, но никогда не был свидетелем подобного. В 80-х годах он вернулся в провинцию, чтобы узнать подробности и выяснить правду. К своему удивлению, Йи нашёл свидетелей и участников этих преступлений. Они без зазрения совести рассказывали, как убивали и поедали людей. При этом каннибализм не был вынужденной мерой, он носил идеологический характер. Они верили, что недостаточно просто убить врагов революции, необходимо уничтожить их полностью. Съесть сердце, мозги, печень и даже гениталии. Каннибалы даже устраивали семейные и дружеские банкеты с шашлыками и барбекю. В округе Уксуань всё было ещё хуже. Группы людей подкарауливали своих жертв и набрасывались прямо на улице. Некоторых резали и сдирали с них кожу заживо. В 1968 году произошло чудовищное происшествие: мужчину ударили по голове и, ещё живого, кастрировали, содрали кожу и расчленили. Дети и старики тоже принимали участие в акте каннибализма. К примеру, одна старуха была известна своей манерой вырезать и поедать глаза жертв. А ещё один случай рассказывает, как школьники убили свою учительницу, пожарили и съели прямо в школе.
Случаи каннибализма были слабо известны за пределами Китая, пока Чжэн не написал о своём исследовании. Книга «Алый мемориал» вышла в 1993 году и была запрещена в Китае. Официальные лица до сих пор избегают разговоров на эту тему.
Разумеется, ни один диктатор, ни один руководитель любой страны не признаются в зверствах и преступлениях, произошедших в государстве под их управлением. Таких примеров, к сожалению, тысячи и найдутся они в истории каждого уголка Земли. Остаётся лишь надеяться, что исторический экскурс всё же послужит напоминанием о чудовищных ошибках прошлого, которые не стоит повторять в будущем.
Источник
Казнь Фан Чжунмоу
Фан Чжунмоу — член коммунистической партии и ветеран народно-освободительной армии Китая. Она гордилась старшими детьми, ставшими красногвардейцами и участниками Культурной революции. За свою преданность режиму Фан должна была быть удостоена чести аудиенции с самим Мао, но этому так и не суждено было произойти: её гордость и энтузиазм пошли на спад после смерти дочери и тяжёлой болезни, поразившей саму Фан. Масло в огонь добавило обвинение её мужа в пособничестве капиталистам. Его, как и многих других китайцев, обвинили в предательстве идеалов Коммунистической партии и попытке свержения режима. Учитывая, что и отца Чжунмоу ранее обвиняли в шпионаже, то обвинение самой Фан было лишь вопросом времени. Как и мужа, «пособника капиталистов», власти многократно задерживали её и проводили долгие допросы. Длилось это до 1970 года, пока Фан не стала открыто критиковать Мао Цзэдуна при своём муже и сыне Чжан Хунбине. Родственники своевременно доложили об этом властям, и в отместку Фан сожгла семейный портрет Мао. Солдаты забрали её, но лишь после того, как Хунбин избил мать по приказу отца. За преступление по статье «нападение на председателя Мао Цзэдуна» Фан была расстреляна 11 апреля 1970 года. Ни отец, ни сын не присутствовали при казни.
Спустя годы после смерти матери Хунбин осознал, насколько ужасно поступил. В 1980 году при поддержке своего дяди Фэна Мейкая он смог реабилитировать её имя, став правозащитником. Он освещал ужасы культурной революции и боролся за возведение мемориала на могиле матери.
Начало революции – гонения и репрессии
К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.
Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.
Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.
Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.
В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.
Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.
Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.
Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.
Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.
Школы кадров 7 мая
После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.
Культурная революция в Китае. Начало репрессий
Председатель ЦК КП Китая Мао Цзэдун в 1966 году объявил о начале «культурной революции», призванной «реставрировать капитализм» в КНР и «бороться с внутренним и внешним ревизионизмом». Как отмечают историки, эта серия идейно-политических кампаний была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.
В конце 50-х годов наметился разлад в отношениях между СССР и Китаем, что привело к расколу международного коммунистического движения. Мао Цзэдун видел угрозу собственной власти в Коммунистической партии Китая в разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, курсе Хрущева на постепенную либерализацию в экономике.
В свою очередь в СССР также были недовольны политикой Мао и отозвали всех советских специалистов, работавших в КНР. Апогеем конфликта между двумя странами стали столкновения на границе вокруг острова Даманский на реке Уссури.
Еще одной причиной для проведения «культурной революции» стал провал политики «большого скачка». В 1958 году в Китае был объявлен курс на строительство «нового Китая». Изначально направленный на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики, он обернулся одной из крупнейших трагедий китайского народа.
Выбранный курс обошелся Китаю почти в $70 млрд, примерно 45 млн человек погибли от голода. Недовольные этим политическим курсом стали формировать оппозицию, в которую входили также председатель КНР Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао, понимавший, что удерживать власть все сложнее, начал политику массового террора.
Начало «культурной революции» в Китае совпало с очередной кампанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией. Этой своеобразной традиции должен был последовать и председатель КНР Лю Шаоци, а также его соратники, что использовал в своих интересах Мао.
Как проходила «культурная революция»?
Длилась эта кампания с 1966 по 1976 год. Все началось с разгромной деятельности школьников и студентов — хунвейбинов («красногвардейцев»): сформированная в отряды молодежь затеяла агрессивную борьбу с «четырьмя пережитками». Конкретно это коснулось в первую очередь учителей и профессоров, которых принуждали к «признаниям». Квартиры учителей были разгромлены, храмы, пагоды и библиотеки — разрушены. Вскоре к «революции» примкнули и рабочие, а также значительная часть городского населения. Все чаще жертвами становились сотрудники партийного аппарата на местах.
Страна погрузилась в хаос. Более половины всех членов Политбюро, а также ЦК и секретарей местных партийных организаций потеряли свои посты в первые же месяцы «культурной революции». Государственная система рухнула.
Когда ситуация полностью вышла из-под контроля, Мао пустил в дело Народно-освободительную армию Китая под руководством его соратника, министра обороны Линь Бяо. Поскольку армия представляла собой своего рода государство в государстве, ее мало затронул царящий хаос. К 1968 году военные почти полностью взяли страну под контроль. Хунвейбины, которые продолжали сопротивление, были отправлены «на перевоспитание» в сельские районы или в ускоренном порядке казнены.
В 1969 году началось восстановление партийного аппарата. Однако военные под командованием Линь Бяо не горели желанием добровольно сдавать свои позиции. Сам Линь Бяо участвовал в печально известном заговоре под названием «Проект 571», целью которого было в том числе и убийство Мао. Но заговор был раскрыт, а самолет, на котором Линь Бяо бежал из Китая в сторону СССР, рухнул при до сих пор неясных обстоятельствах на территории Монголии.
Несмотря на восстановление партии, спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая «банда четырех», в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против новых партийных звезд — Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года. Хаос «культурной революции» закончился вместе со смертью ее инициатора.
Результаты и жертвы
Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.
Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.
Большие потери китайская культура понесла от рук хунвейбинцев, которые уничтожали памятники культуры и грабили храмы и музеи. Множество бесценных полотен и предметов древности было уничтожено, переплавлено и продано на черном рынке. Были сожжены старейшие монастыри на Тибете, и в некоторых местах разбита Великая Китайская стена.
Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.
Резня в округе Дао
Паника и слухи рождают чудовищ
Летом 1967 года в округе Дао провинции Хунань пошли слухи о вторжении Вьетнама в Китай. Также в народе стали говорить о том, что Гоминьдан (вьетнамская правящая партия с националистичным уклоном) находится в сговоре с анти-революционерами и видит целью захватить материковый Китай. Анти-революционеры пытались устроить массовую зачистку округа от коммунистической партии и местных крестьянских лидеров. Хотя само вторжение было чистой воды слухом, власти подтвердили убийства порядка 4500 человек. Большинство погибших попадали в чёрные списки из 5 групп: богатые фермеры, арендаторы, контрреволюционеры, приверженцы «правых идеологий» и лидеры мнений. Некоторые жертвы были убиты вооружённым ополчением в собственных домах, других же судила толпа. Казнили людей самыми разнообразными способами: закапывали заживо, обезглавливали, взрывали, жгли и стреляли. Насилие не только сходило с рук, но и распространялось на другие округа. В результате чего погибло ещё порядка 4000 человек.
В округе Дао в массовых убийствах участвовали более 14000 человек, однако, лишь 52 участника были арестованы в 80-м году. Остальные избежали наказания.
Второй этап революции
Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.
В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.
Ввысь в горы, вниз в села
Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.
Паралич Дэна Пуфанга
Борьба за справедливость, которой не помешала инвалидность
Во время Культурной революции ни один гражданин Китая не был в безопасности. Даже такой высокопоставленный партработник, как Дэн Сяопин, известный своими капиталистическими реформами в 80-х годах, попал под жёрнов репрессии. В 1967 году Дэн был смещён с поста генерального секретаря коммунистической партии и обвинён в пособничестве капиталистам. Он провёл два года под арестом в Пекине в изоляции от своей семьи. Но на этом злоключения не закончились: его детей заставляли работать в деревне, а старший сын Пуфанг и вовсе был парализован после столкновения с хунвейбинами. В 1968 году отряд красногвардейцев арестовал его в Пекинском университете и пытал по одной причине — он был сыном своего отца. После избиений и пыток измученного Сяопина-младшего заперли в неизвестном доме. Впоследствии он так и не смог вспомнить, что было дальше: либо его выбросили из окна, либо же была попытка самоубийства. Он пережил падение, но сломал спину и был парализован. Так как Пуфанги были политическими изгоями, то больному было отказано в медицинской помощи.
В 1974 году к нему допустили специалистов, которые обследовали и заключили, что жертва пыток парализована пожизненно. Несмотря на немощность, Пуфанг многие годы усердно боролся за права инвалидов в Китае. В 2003 году он получил премию ООН в области прав человека.
Классовая чистка
Даже монстры могут испугаться своих поступков
Чтобы очистить свои ряды от революционеров и капиталистов, коммунистическая партия создаёт по всей стране революционные комитеты. С 1968 по 1971 год комитеты развернули масштабный террор. Больше всех пострадала внутренняя Монголия, где, как предполагали власти, вела свою деятельность секретная сепаратистская организация. Сотни тысяч людей были арестованы, покалечены и измучены. В итоге погибло 22900 человек. В областях Хэбэй и Чжэцзян также прошли масштабные чистки: 84000 человек в Хэбей были арестованы в рамках борьбы с вьетнамским вторжением. Около 2900 людей погибли от травм во время пыток и почти 7000 человек умерли от «вынужденного самоубийства». Классовые чистки прекратились в 1969 году, хотя в некоторых районах продолжались до 1971 года. В конце концов, сам Мао встревожился, что зашёл слишком далеко и это может повлиять на его репутацию.
Мао Цзэдун против конфуцианства
Мао был хитрым и дальновидным политиком. Он желал создать в КНР культ собственной личности. Но ему мешала сама идеология Китая. Культ поклонения предков тогда был главенствующим направлениям, благодаря которому сохранялись традиции и обычаи. А конфуцианство содержало в себе такие постулаты, которые противоречили идеям Мао.
Поэтому опальный друг Цзэдуна Линь Бяо, ранее бывший министром обороны, обвинялся в том, что он приверженец учения Конфуция. А во время щепетильного обыска в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Великого Китайского Учителя.
Как Мао боролся с конфуцианством? Для его искоренения он применил следующие шаги:
- Наладил выпуск брошюр с критикой основных тезисов учения;
- Привлек к высмеиванию Линь Бяо и конфуцианства все газеты и журналы в стране;
- Организовал во всех главных учебных заведениях курсы острой критики конфуцианства и освоения марксизма для рабочих и крестьян;
- Завербовал выдающегося деятеля Фэн Юланя, заставив его отказаться от прежних неоконфуцианских взглядов публично. Этот шаг для общества имел эффект «разорвавшейся бомбы»;
- Обвинил видных политиков того времени в буржуазном происхождении.
Для критики конфуцианства привлекались школьники, студенты, учителя, преподаватели и рабочие. Мао считал, что образование – это пустая трата времени для большинства, что все проблемы легко решаются насилием. Он был убежден, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность опускают его на самый низкий уровень. В последствие Мао некоторое время лояльно относился к интеллигенции и буржуазии, но делал это лишь для собственной выгоды и удержания контроля. Однозначную оценку событиям пятидесятилетней давности затрудняются дать не только сами китайцы, но и историки других стран. Так как слишком много противоречивых процессов происходило в то время.
Результаты и жертвы[править | править код]
Публичное унижение Панчен-ламы в рамках сессии «пидоухуэй»
Большинство источников говорят о 100 миллионах пострадавших. Впервые это число появилось в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен (фр.) пишет, что погибших был миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. человек, а в провинции Гуандун — 40 тыс.
В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн человек. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970—1973 годах в КПК было принято около 10—12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» — фанатичных последователей культа личности.
«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».
Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.
В статье Си Цзиньпина в журнале Коммунистической партии Китая «Цюши» («В поисках правды») от 01.04.2019 отмечалось, что КПК в своё время допустила «большие ошибки», такие как «культурная революция».
Проект 571
От мщения тирана не защищены даже его приближённые
Одним из доверенных лиц Мао Цзэдуна в 60-х годах был генерал Линь Бяо. Он был заместителем председателя коммунистической партии и преемником Мао. Линь без последствий прошёл через репрессии культурной революции и постепенно получал всё больше и больше влияния в партии. Это обеспокоило Мао Цзэдуна, и в результате генерал оказался в опале вместе со всеми сторонниками. К 1971 году он был полностью изолирован от партийного руководства. 13 сентября того же года он вместе со своей семьёй пытался сбежать на самолёте в Советский Союз. Они так торопились, что забыли взять второго пилота и штурмана, а также загрузили недостаточно топлива для перелёта. Как утверждают официальные источники, самолёт пересёк границу с Монголией и разбился. Выживших на борту не обнаружилось. Советская сторона изучала останки, чтобы определить, есть ли среди них Линь. За пару дней перед крушением был раскрыт антиправительственный заговор с Линь Бяо во главе. Заговор с кодовым названием «Проект 571» имел задачу убить Мао Цзэдуна. Согласно партийным отчётам, глава мятежников пытался бежать после раскрытия заговора. Несмотря на то что партия придерживается этой версии, до сих пор не утихают споры насчёт «проекта 571». Есть версия, что организатором был Линь Лиго, а не его отец Линь Бяо. Вполне возможно, что сам он был невиновен.
Страшные итоги «культурной революции»
26 октября 1979 года газета «Жэньминь жибао» сделала попытку обнародовать примерное число жертв кровавой революции в Китае. Более 100 миллионов потерпевших жертв значится и во многих других источниках.
Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито больше 5 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.
«Хунвэйбины» смогли ликвидировать большую часть культурного наследия КНР. Пострадали реликвии и других народов. Тысячи древних и значимых памятников, бессчетное множество картин, других предметов искусства и книг – вот те потери, которые понесла культура Китая в ходе этой революции. Также были разгромлены и храмы в Тибете, стерты с лица земли многие монастыри. Была разрушена часть Китайской стены.
Миллионы обученных специалистов сгинули в деревнях и горных поселках. Маоизм привел лишь к массовым расправам, репрессиям и войнам классов.
Общее разрушительное влияние на страну отразилось во многих ее областях упадком экономики, бездействием полиции, внутриполитическими проблемами и озлобленностью народа.
«Культурная революция» нанесла большой урон и театральному развитию в стране. На протяжении нескольких лет на подмостках театров ставились только те пьесы, которые написала жена Мао, а другие из-за цензуры были под запретом.
Современники считают, что урон от «кровавой революции» нанесен не только самому Китаю, но и культурному мировому наследию. Так как утраченные культурные ценности и предметы искусства имели мировое значение.