fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Полк-орденоносец

Из 99 французских пилотов, которые были направлены в СССР, погибли или пропали без вести 42. Полк «Нормандия — Неман» был удостоен орденов Красного Знамени и Александра Невского. Во Франции формирование наградили орденами Почётного легиона и Освобождения.

После возвращения на родину формирование не было распущено и продолжило существовать под прежним названием. В настоящий момент в состав «Нормандии — Неман» входят три эскадрильи. 

В 2016 году дочь французского лётчика эскадрильи «Нормандия — Неман» Мориса Гидо передала в музей Российского военно-исторического общества награду своего отца. Президент РФ Владимир Путин выразил благодарность Анн-Мари Гидо за этот шаг.

  • Награда французского лётчика эскадрильи «Нормандия — Неман» Мориса Гидо, переданная его дочерью в музей Российского военно-исторического общества в 2016 году

«Мы очень вам благодарны за это решение, за доверие и за уважение к нашим общим великим победам

Хочу вас заверить, что с большим вниманием и бережно будем хранить память и о вашем отце, и о его боевых товарищах, о том духе союзничества, братства, который объединял солдат антигитлеровской коалиции», — сказал Владимир Путин на встрече с представителями Российского военно-исторического общества в Кремле

Последний пилот легендарной эксадрильи «Нормандия — Неман» Гаэль Табюре скончался в феврале 2017 года во Франции в возрасте 97 лет.

  • Гаэль Табюре

«Он был последним из оставшихся в живых пилотов «Нормандии — Неман», которая была собрана из 99 лётчиков. Почти половина из них погибли в боях: 42 не вернулись», — приводит издание Ouest France слова Рене Годара, автора книги об авиаполке.

Председатель научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков отметил, что деятельность «Нормандии — Неман» была весьма результативной благодаря высокой квалификации пилотов

Лётчикам было важно воевать за честь своей родины, поднимая тем самым патриотический дух французского народа

Эксперт полагает, что деятельность «Нормандии — Неман» имела значение не только для Франции, но и для СССР. Москва объединяла «все здоровые и свободолюбивые силы, готовые бороться с нацизмом». В итоге после войны в военно-политической элите Франции осталось немало сторонников Советского Союза.

История

Знамя полка «Нормандия — Неман»

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По желанию личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, преобразованная впоследствии в полк, чья боевая слава облетела весь мир.

Личный состав

Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман»

Французские летчики эскадрильи «Нормандия», сражавшиеся на советско-германском фронте Второй мировой войны

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав сперва 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля — 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии1-й воздушной армии.

5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия — щит красного цвета с двумя золотистыми львами. Впоследствии, она была пополнена и 5 июля 1943 года преобразована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур».

Сражения

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман».

Результативность соединения

За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.

Привыкаем к русским морозам

«Самым сложным для нас было незнание русского языка, — вспоминал в письме Лорийон. — Нас учили русскому переводчики-эмигранты. Первым делом мы попросили их передать, что терпеть не можем гречневой каши. Её заменили бобами. Единственное, к чему мы не могли привыкнуть, так это к русским морозам. Спасали выданные нам овчинные полушубки, варежки, унты и зимние шапки». Свободное от полётов время, по словам Лорийона, лётчики любили проводить в клубах, куда приходили на танцы русские девушки. «Многие из нас вовсю флиртовали с ними, а мой друг Саша Лоран по уши влюбился в местную красавицу Маргариту. Предложил ей руку и сердце, но та попросила дождаться конца войны. И что вы думаете, в июне 1945-го перед отправкой на Родину Лоран уговорил французского посла обратиться к Сталину, чтобы тот разрешил их брак. 15 июня их зарегистрировали в московском загсе. Во Франции у них потом родился сын. К сожалению, Лоран умер рано, в 39 лет, подхватив какую-то болезнь во Вьетнаме. И тогда все мы, «нормандцы», взяли над его вдовой шефство…». Лорийон писал, что обо всём этом можно прочесть в книге барона Франсуа де Жоффра ««Нормандия — Неман». Воспоминания военного лётчика».

“Свободная Франция»

После подписания в 1935 году договора между СССР и Францией развернулось интенсивное военное сотрудничество. К примеру, в 1939 году комбриг Семен Кривошеин, бывший командир механизированного полка шестой Чонгарской кавалерийской дивизии (Гомель), проходил стажировку в бронетанковой части у Шарля де Голля.

После создания в июне 1940 года войск «Свободной Франции» были сформированы и свои ВВС. Когда британская армия и войска Шарля де Голля захватили авиабазу Раяк в Сирии, французские ВВС усилились до двух авиагрупп — «Эльзас» и «Лотарингия». Летчики из Сирии и стали основой для Франко-советской эскадрильи «Нормандия».

В сентябре 1941 года Советский Союз стал первой страной, обменявшейся дипломатическими представителями со “Свободной Францией”. Де Голль был в полном восторге, и французы предложили направить в РККА моторизованную дивизию из Сирии. Но из-за противодействия англичан было решено ограничиться одной авиационной эскадрильей. Возможно, так было и лучше — почти половину этой дивизии составляли сенегальцы, вряд ли способные выдержать наши морозы.

Литература

  • Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман: Воспоминания лётчика = de Geoffre F. Normandie—Niemen. Souvenirs d’un pilot. — P.: Editions Andre Bonne, 1952 / Пер. с франц. Г. П. Загревского. — Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1982. — 176,  с. — 65 000 экз. (в пер.)
  • Сергей Дыбов. «Нормандия — Неман». Подлинная история легендарного авиаполка. — М.: Эксмо, 2011. — 320 с. — (Война и мы).
  • Сергей Дыбов. Подлинная история авиаполка Нормандия-Неман – М.: Алгоритм, 2017 г. – 384 с. – (Тайны военной истории)

Софья Митрохина. Мы сражались в полку «Нормандия-Неман». // Мир приключений: Сборник фантастических и приключенческих повестей и рассказов./ Сост. Е. И. Парнов.. — М.: Детлит, 1985. — С. 476—506.

Награды

19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского соответственно. Девяносто шесть французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Жак Андрэ и (посмертно) командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

За время войны потери личного состава полка составили 42 человека. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».[источник не указан 1118 дней]

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военной медалью, Военным крестом 1939—1945 (6 пальмовых ветвей) и Военным крестом иностранных театров военных действий (2 пальмовых ветви).

Награды

19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского соответственно. Девяносто шесть французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Жак Андрэ и (посмертно) командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

За время войны потери личного состава полка составили 42 человека. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».[источник не указан 317 дней]

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военной медалью, Военным крестом 1939—1945 (6 пальмовых ветвей) и Военным крестом иностранных театров военных действий (2 пальмовых ветви).

Память

Надгробный памятник погибшим лётчикам дивизии на Введенском кладбище.

  • В XIII округе Парижа 2 мая 1990 года появилась площадь эскадрильи «Нормандия — Неман» (фр.)русск..
  • В 1960 году был снят советско-французский фильм «Нормандия — Неман».
  • 10 октября 2007 года в Москве, в Краснокурсантском сквере, президентами Франции и России открыт памятник лётчикам «Нормандии-Неман». Скульптор Ковальчук А. Н..
  • Памятник лётчикам установлен в месте последних боёв полка во время Второй мировой войны — в Калининграде.
  • Установлен памятник в Полотняном Заводе в Калужской области.
  • В городе Орле в честь этого авиаполка названа улица, на которой находится военно-исторический музей.
  • В городе Иваново в честь авиаполка названа улица, ведущая к Северному аэродрому, где полк был сформирован и некоторое время базировался.
  • В городе Иваново в сквере школы № 56 на улице Лежневской 8 августа 2015 года установлен памятник «Летчикам и техникам легендарного авиационного полка „Нормандия-Неман“».
  • Улицы имени полка (эскадрильи) «Нормандия — Неман» есть в Туле, Смоленске, Борисове, Нур-Султане.
  • У деревни Хотенка, близ Козельска, находится памятник советско-французскому боевому братству в роще, в которой маскировались наши самолёты и находились землянки, в которых жил личный состав подразделений, в том числе и командир «Нормандии-Неман» Ж. Л. Тюлян. На памятнике есть табличка с надписью «Здесь родилась боевая дружба советских и французских лётчиков в борьбе с фашизмом». В домах деревни Хатенки квартировали лётчики эскадрильи «Нормандия — Неман».
  • На посадочной площадке «Хатёнки» (бывший аэродром «Хатёнки», 1943 г., рядом с деревней Хотенка) находится Военно-исторический союз «Аэроклуб Нормандия-Неман» (название деревни и аэродрома несколько отличаются, видимо, в 1943 году аэродром наименовали так, как услышали название деревни).
  • В Ле-Бурже стоит памятник лётчикам Нормандии-Неман.
  • В городе Борисове Минской области в средней школе № 9 есть музей полка «Нормандия-Неман».
  • В городе Новосибирске в МБОУ «Гимназия № 16 „Французская“» находится первый и единственный музей авиаполка «Нормандия — Неман» за Уралом.
  • В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия — Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
  • 14 сентября 2012 г. на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.
  • 6 сентября 2017 года в Российском духовно-культурном центре (1, Quai Branly, 75007, Paris) состоялась торжественная презентация российской и французской марок, посвящённых 75 годовщине основания авиационного полка «Нормандия — Неман».
  • 22 июня 2016 г. дочь пилота Мориса Гидо при посредничестве ассоциации Mémoire Russe в Кремле в присутствии Президента В. В. Путина передала реликвии своего отца в дар Российской Федерации.
  • В школе № 1 города Козельска действует музей эскадрильи «Нормандия — Неман».
  • В советское время была написана песня «Воспоминания об эскадрилье Нормандия-Неман», исполненная Марком Бернесом.
  • В школе № 712 города Москва действует музей эскадрильи «Нормандия-Неман».

От эскадрильи — к полку

Обучение в Иванове проходили 14 боевых пилотов, два пилота связи, один врач, один переводчик, 25 техников и 17 бортовых стрелков. Административным командиром группы был майор Жозеф Пуликен, тактическим — майор Жан Тюлян.

Французы настояли, чтобы лётчики могли носить на форме некоторые национальные знаки отличия и награды. Пилотам эскадрильи разрешили наносить на самолёты трёхцветную символику Франции, но триколор должен был располагаться на обтекателе воздушного винта. Красные звёзды, означающие принадлежность к СССР, были нарисованы на хвосте истребителя и с обеих сторон фюзеляжа.

Также по теме

«К затяжной войне Германия не готовилась»: какие цели преследовал Гитлер, напав на СССР

Нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года обернулось чудовищной трагедией для двух сотен миллионов человек. В рамках плана…

Советское командование выделило «Нормандии» в период обучения двухместные Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1, на которых потом осуществлялись боевые операции. Истребители Александра Яковлева развивали большую скорость (около 590 км/ч), отличались хорошей манёвренностью, но были плохо защищены.

В январе 1943 года эскадрилья пополнилась 17 советскими механиками. В марте 1943 года «Нормандия» была переведена в состав 1-й воздушной армии и получила долгожданное боевое крещение на орловском направлении, где проявила себя как одно из самых эффективных подразделений.

Несмотря на скромную численность, эскадрилья была представлена высококвалифицированными пилотами, в которых остро нуждались советские ВВС. Средний налёт французов составлял 857 часов. В 1943 году аналогичный показатель в авиации СССР был в три раза ниже.

  • Советские и французские лётчики во время операции в Восточной Пруссии, январь 1945 года
  • РИА Новости

Тем не менее боевые задания «Нормандия» выполняла не всегда гладко. Одной из причин был языковой барьер. Французы просили отправлять их на «свободную охоту» за вражескими самолётами и не использовать для сопровождения бомбардировщиков.

Однако советское командование не всегда соглашалось с французами. 13 апреля 1943 года из-за несогласованности с экипажами советских бомбардировщиков погибли три французских лётчика.

В июне в «Нормандии» произошли перемены. Эскадрилье передали более совершенные Як-9, а весь технический персонал был заменён на советских специалистов. В середине июля подразделение приняло участие в операции на Курской дуге, потеряв семерых пилотов и сбив 18 немецких самолётов.

Также по теме

После Берлина: когда на самом деле закончилась война с нацистской Германией

Принято считать, что Великая Отечественная война завершилась 9 мая 1945 года. Однако, например, Пражская наступательная операция

Во второй половине лета 1943 года «Нормандия» получила пополнение. Общая численность подразделения превысила штатную в три раза. Таким образом эскадрилья превратилась в 1-й отдельный истребительный авиаполк, состоявший из 32 самолётов.  

Позднее количество машин было увеличено до 40 и включало Як-3 и Як-9Т. После очередного пополнения в феврале 1944 года в состав авиаполка входил уже 61 боевой пилот. «Нормандия» была разбита на четыре эскадрильи и в марте вернулась на фронт.

В СССР прибыли пилоты, воевавшие в Северной Африке, а также на стороне оккупационного правительства в Виши, то есть против «Сражающейся Франции». Несмотря на акт предательства, де Голль разрешил некоторым опытным пилотам искупить вину в боях с Германией на Западном фронте. Один из них — Жак Андре — получил золотую звезду Героя Советского Союза.

Признания барона де Жоффра

Вернувшись в госпиталь, я стал листать книгу. Увлёкшись, даже пропустил ужин. «30 декабря 1944-го. Сильный мороз. Мы в Гросс-Кальвайтхене, в Восточной Пруссии. В нескольких километрах отсюда в сосновом лесу охотничий домик Геринга. — Де Жоффр и Шалль. Ваш вылет в 10:00. «Свободная охота» в секторе Гольден, — слышится из динамика голос командира. Начинаем патрулирование. Вдруг сверху на нас падают два «мессера». Жму ручку на себя. Машина содрогается и встаёт на дыбы, но, к счастью, не срывается в штопор. Очередь проходит в 50 метрах от меня. Опоздай я на секунду с манёвром, и он отправил бы меня туда, откуда не возвращаются. Начинается воздушная карусель. Внезапно «мессер» выходит из пике и улепетывает. Я стараюсь не отстать, преследую его, выжимая из Яка все, что он может дать. Скорость 600 километров в час. Я увеличиваю угол пикирования. Вижу, что вражеский истребитель несётся у самой земли. Ловлю его в прицел. Мои трассирующие пули ложатся точно в цель. Тонкая струйка чёрного дыма отделяется от фюзеляжа. Стреляю снова в упор. «Мессер» накреняется, вздрагивает. Затем, перевернувшись в воздухе, падает на землю и взрывается. — Хорошая работа, барон, — встречают меня на аэродроме мой друг Пьер Лорийон и русский майор Вдовин. — И это самая большая похвала для меня…» Из книги барона узнаю, что всего за время боёв полка немцы лишились 273 самолётов. При возвращении в Париж на подаренных им Яках «нормандцев» встречали как героев.

Виконт Советского Союза

В июне 1945 года полк начал возвращаться во Францию. Вылетели на своих боевых “Яках”, которые советское командование подарило французам. В перелете их сопровождал Василий Серегин. На торжественном обеде в честь полка “Нормандия-Неман” его посадили напротив Шарля де Голля, на стуле с табличкой “капитан Татьяна”.

Советское правительство списало долги за зарплаты и обеспечение французских пилотов и механиков. Семьям всех погибших пилотов была выплачена компенсация. А их было немало – 42 отважных француза отдали свои жизни в ожесточенных боях на Восточном фронте. Почти половина всего личного состава полка «Нормандия-Неман» погибли за нашу и вашу свободу. Четверо «нормандцев» получили Золотую Звезду Героя. Среди них был Ролан де ла Пуап: очевидно, первый виконт-Герой Советского Союза.

А вот капитану Василию Серегину эту награду дали не сразу, хотя он и был к ней представлен. Какой-то высокий начальник на вечеринке по-хамски повел себя с девушками из аэродромного обслуживания, Серегин заступился — в итоге его награждение не утвердили. В 1947 году Серегин обратился с просьбой рассмотреть это дело лично к Василию Сталину, сыну всесильного генсека. 23 февраля 1948-го появился Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Серегину этой высшей награды.

В 1958 году Василий Серегин вышел в запас в звании полковника, стал работать в Гомеле на фабрике «Труд» — простым заведующим складом. Поселился рядом с работой, на улице Портовой, отстроенной только к началу 1960-х годов на месте послевоенных руин. Стал прототипом героя и консультантом кинофильма «Нормандия—Неман». Главным же консультантом выступал сын соратника отца Махно Игорь Эйхенбаум, возглавлявший Ассоциацию ветеранов полка.

Советский ас Второй Мировой – Василий Серегин

“Капитана Татьяну «в 1968 году на новогодней программе по ТВ почему-то назвали» «Сергеевым». Василий Серегин посчитал, что это сделали намеренно, чтобы не упоминать о нем однофамильца, летчика Владимира Серегина, в полете с которым погиб Юрий Гагарин. С тех пор «капитан Татьяна» стал отказываться выступать на телевидении, и из-за этого, как говорят, не попал в Книгу Героев Советского Союза Беларуси. Проблемы стали преследовать и его семью. У героя умерла жена, а затем и сын — ликвидатор аварии на ЧАЭС. Потом из жизни ушли еще два сына. В 1990-х в Гомеле внук героя, служившего в ОМОНе, погиб в перестрелке с киллером.

Василий Серегин умер в августе 1996 года. Мэру Парижа, почетным гражданином которого являлся «капитан Татьяна», сообщили о его смерти слишком поздно. Награды героя на похоронах не несли — они исчезли. Лихие 90-е годы оказались хуже войны…

Встреча ветеранов эскадрильи “Нормандия-Неман”

Что касается полка «Нормандия—Неман», то, в отличие от многих других французских авиационных частей, этот знаменитый полк после войны не был расформирован. Начиная с тех же 1990-х годов эскадрильи «Нормандия-Неман» пришлось еще повоевать. «Нормандия» побывала в Руанде, Югославии, Кот-д’Ивуаре, Чаде, Судане, ЦАР, Мали. В 2009 году эскадрилья была переведена «в спящий режим». Но в 2011 году полк «Нормандия-Неман» был вновь восстановлен.

Летом 2018 года француз Жонас Берта совершил велопробег в честь полка «Нормандия—Неман». Бывший военнослужащий Иностранного легиона стартовал в городе Мон-де-Марсан, где сейчас стоит «Нормандия—Неман», и через Брест въехал в Беларусь

Жонас Берта считает, что очень важно сохранить память о героическом пути этого полка. И о белорусско-французском боевом братстве, ставшем составной частью борьбы всех народов против нацистского варварства

Французский энтузиаст Жонас Берто отправился в велоэкспедицию по местам боевой славы легендарного авиасоединения Нормандия-Неман. Через всю Европу на велосипеде он едет на место формирования эскадрильи – в Иваново.

Литература

  • Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман: Воспоминания лётчика = de Geoffre F. Normandie—Niemen. Souvenirs d’un pilot. — P.: Editions Andre Bonne, 1952 / Пер. с франц. Г. П. Загревского. — Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1982. — 176,  с. — 65 000 экз. (в пер.)
  • Сергей Дыбов. «Нормандия — Неман». Подлинная история легендарного авиаполка. — М.: Эксмо, 2011. — 320 с. — (Война и мы).
  • Сергей Дыбов. Подлинная история авиаполка Нормандия-Неман – М.: Алгоритм, 2017 г. – 384 с. – (Тайны военной истории)

Софья Митрохина. Мы сражались в полку «Нормандия-Неман». // Мир приключений: Сборник фантастических и приключенческих повестей и рассказов./ Сост. Е. И. Парнов.. — М.: Детлит, 1985. — С. 476—506.

Комментировать
0