fbpx
No Image

Космодром байконур. досье

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Байконур после распада СССР

После распада Советского Союза космодром оказался за пределами границ преемницы СССР России и перешел в собственность Казахстана. Естественно, возникли сложности в его эксплуатации. Условия жизни и работы военных строителей резко ухудшились. Это вызвало с их стороны бунт. Многие из них, получив отпуск, назад уже не возвращались.

Аналогичная история произошла в 1993 году с солдатами, готовившими РН «Протон». Причиной их возмущения стала неукомплектованность части. Ракетчикам приходилось работать за троих.

В 2003 году снова взбунтовались военные строители. На этот раз причиной бунта стал слух, что после строительства космодрома «Восточный» Байконур – космодром, площадка которого все еще использовалась для запусков российских РН, будет закрыт, а его воинский контингент направят в Сибирь.

В результате неконтролируемого оттока военнослужащих снизилась численность населения города Байконура. Многие квартиры пустовали. Жильцы съезжали, даже не забрав мебель. Жителями близлежащих аулов пустующие квартиры заселялись самозахватом или разворовывались.

Договор между Россией и Казахстаном об аренде полигона, заключенный в 1994 году, спас ситуацию. На ее исправление были выделены огромные средства.

Аренда и эксплуатация космодрома Россией

После распада СССР в 1991 г. Байконур оказался под контролем Казахстана. В 1994 г. космодром был отдан в аренду России, которая составляла – $115 млн в год.

В 1997 г. началась постепенная передача объектов космодрома от Минобороны РФ в ведение «Роскосмоса», а позднее и гражданским предприятиям, ключевыми из которых считаются:

  • Филиал ФГУП ЦЭНКИ;
  • РКК «Энергия»;
  • ГКНЦП им. М. В. Хруничева;
  • ЦСКБ-Прогресс.

В настоящее время Байконур имеет 9 стартовых комплексов для запусков ракет-носителей, со множеством пусковых установок и заправочных станций. Согласно договору Байконур отдан в аренду России до 2050 г.

Частью инфраструктуры космодрома являются 2 аэродрома, 470 км железнодорожных линий, свыше 1200 км автодорог, более 6600 км линий электропередачи и около 2780 км линий связи. Общее количество работников Байконура составляет свыше 10 000 человек.

Выбор места, строительство и начало работы

В 1954 году было принято решение о создании площадки для испытаний новых типов баллистических ракет с дальностью более 7 тыс. км. Также в будущем ее планировали использовать для осуществления пилотируемых космических полетов. До этого испытания советской ракетной техники проводились на полигоне Капустин Яр.

К месту строительства будущего объекта были выдвинуты серьезные требования:

  • для него предстояло найти малозаселенный и обширный район, неинтересный для сельского хозяйства;
  • расположить полигон нужно было так, чтобы трассы полёта ракет не проходили над крупными населёнными пунктами;
  • объекту требовалась развитая транспортная инфраструктура и наличие серьезных источников воды;
  • для проведения испытаний баллистических ракет расстояние между новой стартовой площадкой и полигоном Кура на Камчатке должно было составлять не менее 7 тыс. км.

На рассмотрение комиссии было представлено четыре варианта, из которых, в конце концов, выбрали участок пустынной местности в Казахстане, восточнее Аральского моря. Если внимательно посмотреть, где находится Байконур на карте, нетрудно заметить, что рядом протекает полноводная Сырдарья и крупная железная дорога Москва – Ташкент. Были у данной площадки и другие преимущества: значительное количество солнечных дней в году и большая близость к экватору (Байконур находится на 45° северной широты).

На протяжении всей своей истории Байконур был не только «воротами в космос», но и важнейшим военным объектом

Строительство космодрома началось в феврале 1955 года, первоначально он получил обозначение НИИП № 5. А чтобы ввести в заблуждения вражеские разведки, около поселка шахтеров Байконур, расположенного за несколько сот километров от реального объекта, начали сооружать ложный полигон с муляжами оборудования и пусковых установок. Для поддержания режима секретности во всех официальных объявлениях сообщалось о пуске с космодрома Байконур. Впрочем, эта схема не сработала: американцы с помощью самолетов U-2 довольно быстро получили фотографии нового советского полигона.

Первая стартовая площадка была готова в мае 1957 года, и уже через несколько дней с нее ушла в небо МБР Р-7 – знаменитая королевская «семерка». На ее основе было создано целое семейство ракетной техники. Этот запуск – как и несколько последующих – закончился неудачей, только в августе 1957 года ракета смогла доставить полезную нагрузку на Камчатку. А 4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли – так для человечества началась космическая эра.

Месторасположение и общее описание

Космодром Байконур – это колоссальный научно-испытательный комплекс, занимающий площадь 6717 кв. км. В его состав входит:

  • 15 стартовых площадок 9 различных типов, предназначенных для запуска ракет-носителей (РН);
  • 4 пусковые установки, на которых проводятся испытания баллистических ракет;
  • 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) для предстартовой подготовки РН и космических аппаратов, а также их заправки компонентами топлива и сжатыми газами;
  • современный измерительный комплекс с вычислительным центром, где происходит управление полетами и обработка телеметрической информации;
  • завод для производства сжиженного азота и кислорода мощностью 300 тонн продукции в сутки;
  • аэродромы «Крайний» и «Юбилейный».

Работу всего этого «хозяйства» обеспечивают сотни трансформаторных подстанций, десятки узлов связи, есть даже специальный газотурбинный энергопоезд, представляющий собой передвижную электростанцию. Кроме того, к объекту проложены тысячи километров железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи.

Схема расположения объектов космодрома

Отсчет номеров площадок на Байконуре идет с ПУ №5 – знаменитого «Гагаринского старта». Именно отсюда на орбиту был отправлен первый спутник, а затем стартовал корабль с Юрием Гагариным. Всего же в активе этой площадки более 600 успешных пусков. Зона безопасного наблюдения имеет радиус 1,4 км. Запуск тяжелых ракет «Протон» осуществляется со стартовой площадки №81. Аэродром «Крайний» используется для пассажирских и грузовых рейсов, а «Юбилейный» был построен специально для посадки многоразового корабля «Буран».

Природа

Город протянулся на 5 км вдоль Сырдарьи (урез воды около 85 м над уровнем моря, ширина реки 120—200 м, глубина 1—4 м) и расположен на пологоволнистой слабовсхолмленной равнине с абс. отметками 90—100 м. Относительная высота бугров составляет около 10 м, по берегам реки высота обрывов достигает 15—20 м.

Вода в реке и её протоках пресная, мутная, пригодная для питья только после отстаивания и тщательной очистки. Самый высокий уровень в реке с апреля по август. В этот период заполняются водой все имеющиеся в пойме водотоки и водоёмы. Регулярного судоходства по Сырдарье нет, допускается плавание мелких судов с осадкой до 1,2 м. 3амерзает река в декабре, вскрывается в конце марта. Толщина льда в среднем 0,5 м, в суровые зимы достигает 0,9 м.

Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Почвы: бурые пустынно-степные, по берегам реки местами серо-бурые аллювиальные. В пойме реки и на островах распространены заросли колючих кустарников и деревьев высотой 3—7 м (тугаи), имеются участки луговой растительности, местами растет камыш высотой до 4 м. Пустынная растительность представлена кустарниками (тамариск, джузгун) высотой до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, полынь) высотой до 0,5 м и травами (верблюжья колючка — жантак). Травяной покров в пустыне разреженный, зелёным бывает только весной, к началу июня трава выгорает.

Город хорошо озеленён. Имеется большое количество деревьев (карагач, тополь, ясень, джида, тамариск) высотой 3—10 м, хотя травы очень мало. Летом зелень поливают с помошью системы орошения и из поливомоечных автомашин.

В радиусе 200 км от города расположено значительное количество водоемов — озер и каналов. Из-за нерационального отношения местных жителей к водным и растительным ресурсам каждый год сокращается количество рыбных и животных запасов региона. Вытаптываются многочисленным домашним скотом и выжигаются людьми места обитания диких животных (зайцев, фазанов и пр.). Коммерциализация лова рыбы и постоянно меняющийся уровень водоемов губительно сказывается на рыбных запасах.

План поездки

Павел Старостин: В 2014 году году я впервые увидел фотографии с космодрома. Меня поразили масштабы, и я решил, что надо как-нибудь добраться, но идея так и пролежала до июня этого года. Однажды вечером на YouTube мне стали попадаться влоги с «Байконура». Я загорелся, сразу начал писать друзьям, кидать фотографии. Сереге эта идея показалась интересной, и он сразу сказал: «Я в деле».

Мы начали продумывать план, разделили обязанности. Самым важным было решить вопрос с картой, а также с дорогой и жильем. Ехать мы решили на машине, так как самолетом лететь неудобно, а поездом долго, расстояние от Екатеринбурга до Жосалы — 1600 км. Гостиницу тоже нашли быстро, а вот с картой пришлось повозиться — в интернете было мало достоверной информации, поэтому пришлось искать тех, кто уже там был и спрашивать у них

Важно еще было понимать, что мы идем в настоящий поход, надо было преодолеть от трассы до заброшенных ангаров около 40 км пешего хода, а еще взять палатку, спальники и еду. Ехать решили на мой день рождения, потому что я люблю встречать его в разных необычных местах, и поэтому мы запланировали выезд на 27 сентября. 

Сергей и Павел с огромными рюкзаками в степях Казахстана

Космодрома в Казахстане могло и не быть

Новую стартовую площадку для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая была разработана для доставки водородной бомбы, эксперты и военные начали активно искать ещё в 1954-м.

Одними из главных условий выбора были удалённость от крупных городов, наличие железной дороги и больших территорий, непригодных для сельского хозяйства. Последний пункт был необходим не только для сохранения секретности. Военные уже тогда предполагали, что в районах падения ступеней вероятны серьёзные экологические последствия. Впоследствии эти опасения подтвердились.

На строительстве были задействованы лучшие специалисты и техника в СССР / Фото сайта pastvu.com

Конкуренцию Кызылординскому региону в общесоюзном конкурсе составляли Марийская ССР (сегодня – Республика Марий Эл), Дагестан и Астраханская область. Стоит уточнить, что первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 км, а третий пункт должен был находится по трассе полёта на расстоянии 300-500 км от космодрома. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим: была выбрана Кызылординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском – в труднодоступной горной местности, в астраханском – один из пунктов пришлось бы размещать в акватории Каспийского моря.

Так для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва – Ташкент.

Военные геодезисты делают карту местности будущего космодрома / Фото сайта livejournal.com

Уход России с «Байконура»

К 2009 году российские военные покинули комплекс «Байконур», космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). В 2010 году на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения, которая была расформирована в конце декабря 2011 года.

Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020—40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.

Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.

В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.

10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана («Казкосмос») Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породит большие кадровые проблемы; для России «уход» с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный».

В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен Первый заместитель Председателя Правительства РФ Шувалов И. И.

15 октября 2015 года в Астане, Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения их отделяющихся частей.

В доступе отказано?

По словам министра, наличие космодрома даёт Казахстану “в той или иной степени доступ к передовым технологиям глобальной космической индустрии”. Поскольку Байконур находится в аренде у нашего северного соседа, было бы разумнее сузить “глобальные” технологии до российских. И здесь возникают некоторые вопросы. Есть мнение, что современная российская космическая индустрия полностью обеспечивается советскими разработками и что со времени распада Союза в России не было создано ничего принципиально нового.

В 2016 году в рамках программы импортозамещения был представлен спутник “Сфера”, созданный исключительно на основе отечественных разработок. Он оказался настолько тяжёлым, что его не в состоянии поднять даже сверхтяжёлая ракета-носитель “Протон”. В это время частная американская компания SpaceX Илона Маска успешно проводит запуски ракет с возвращающимися ступенями с поверхности морской платформы. Иронично, что и сам Казахстан планирует запуск двух спутников на Falcon 9, а не на российских ракетах-носителях – очевидно, это дешевле и надёжнее.

По признаниям российских-же специалистов средний возраст сотрудников профильных научных организаций 64 года. По данным опроса Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий в 2010 году лишь 1 процент выпускников ведущих профильных вузов изъявил желание работать по специальности. А в 2016 году в России была принята Федеральная космическая программа до 2025 года, раскритикованная российскими специалистами как сборник несогласованных предложений от разных предприятий отрасли.

Казахстанская космическая отрасль находится в самой прямой зависимости от российской, от её способности готовить кадры, от возможностей её науки и производственных мощностей. К большому сожалению, следует признать, что сотрудничество исключительно с Россией как раз таки является препятствием для использования передовых технологий. Наша “та или иная степень” доступа к “глобальным технологиям космической индустрии” ограничивается тем, что на Байконур приезжают железнодорожные составы и разгружают комплектующие ракет-носителей, которые потом запускаются с платформ.

Объективности ради нужно признать, что Казахстан в одиночку, конечно же, не в состоянии ни поддерживать, ни обслуживать космодром – на это нет ни денег, ни кадров, ни технологий. Однако, кажется, что сотрудничество с NASA, SpaceX, Европейским космическим агентством или даже с китайской или индийской космическими программами было бы более продуктивным для Казахстана. Но говорить об этом до 2050 года не стоит, поскольку до этой даты продлен договор, по которому Россия осуществляет контроль над казахстанским космодромом.

Город-призрак

В Байконуре время словно застыло. Ощущение призрачности на улицах с памятниками в духе советского символизма, оголённые ветхие трубы, которые словно не меняли с того времени, когда первый человек покинул Землю на космическом корабле. Такое запустение при двоевластии в Байконуре вполне объяснимо. Из-за амбивалентного статуса арендованной Россией у Казахстана территории тут на каждом шагу парадоксы. Например, можно жить в местных домах, но купить их нельзя.

Заброшенный дом в Байконуре / Фото Informburo.kz

Ведь все здания принадлежат Казахстану, но сданы в аренду России. Последняя, в свою очередь, передаёт их местным жителям в субаренду. Возводить новостройки или улучшать пропитанные духом СССР дома российской стороне в Байконуре невыгодно. Более того, соглашение между двумя странами предусматривает, что за улучшение жилфонда отвечает именно Казахстан, так как это его имущество.

В администрации Байконур открыто говорят о том, что Казахстан до сих пор о жилфонде города не особенно беспокоился. Но с недавних пор арендодатель стал активнее и уже даже начал строить новый жилой микрорайон. Правда, на месте, где должны вырасти новостройки, нас встретили пока только вольный байконурский ветер и пустота.

Фото Informburo.kz

Российская сторона предполагает, что Казахстан всё же выполнит обещание, так как теперь речь идёт о его подданных. По официальной статистике, в арендованном Россией 75-тысячном Байконуре 60% жителей – граждане Казахстана.

Фото Informburo.kz

Руководитель отдела по связям с общественностью спецпредставительства Казахстана в Байконуре Марат Мусабеков сообщил нам, что новый микрорайон в Байконуре будет достроен в ближайшие годы. Что касается апокалиптических заброшенных домов без окон – то с ними сложнее.

“Нам по городу до сих пор передают ряд объектов. Среди них эти дома, – говорит Марат Мусабеков. – Инвесторы приезжают, хотят гостиницу из них сделать. Но потом продают. Возможно, их смущает то, что сложно разобраться: кому платить налоги, что делать с арендой и так далее”.

Репортаж о том, что происходит с налоговым кодексом в Байконуре, читайте здесь.

Ангары с «Бураном» и «Энергией-М»

Павел Старостин: Утром проснулись в холоде. Хоть у нас и спальники, и термобелье, — за пределами палатки была явно минусовая температура. Я был подавлен, все шло не по плану, еще и тяжело. В интернете видел, что ходят разные люди, даже совсем неподготовленные. А у нас рюкзаки по 20 кг весили. Серега тоже еле шел, а путь лежал к шахтам. Каждый раз, поднимаясь в горку, надеялись, что увидим ангары, — а там еще одна горка. И вот, я вижу шахты, поворачиваю голову — а там ангар с «Энергией»! 

Решили отдохнуть, чтобы максимально быстро подбежать к нему. , двигаемся в сторону ангаров и, заметив разбитые окна, ныряем в них как сардины. И вот мы здесь! В высоту корабль расположен выше пяти метров, поднимаемся, фотографируем все, смотрим — ощущения не передать даже с фотографиями. Помимо корабля там есть и складские помещения — столовые, залы, душевые.  Мы бродили по ним, и я нашел письмо со словами: «От тебя долго не было вестей, мы думаем, ты в госпиталь опять попал». Я сразу его положил , аж мурашки по спине прошли.  

Космический корабль «Буран»

Я изначально хотел тут ночевать, но Сережа отказался. Здесь любой шорох слышен — вряд ли это кто-то из охраны, скорее всего, такие же путешественники. Всем страшно и стараются не палиться. Но мы ждали «приемки». 

Ракета носитель «Энергия-М»

, мы добежали до «Энергии», а на обратном пути решили залезть еще раз сфотографироваться с «Бураном».

Сергей Кадочников: Вот Паша встал, торопит меня, чтобы быстрее снял его. А я вижу, идет сотрудник охраны, в камуфляже и с «калашом». Говорю: «Погоди, у нас гости», а Паша продолжает возмущаться, даже ругаться: «Да какие, блин, еще гости?!». Он шел до нас секунд 15, но для меня они длились явно дольше. Спрашивает: «Вы кто?», мы дали ему паспорта. На вопрос о том, что мы тут делаем, я не нашел ничего ответить, кроме как: «Путешествуем, на звезды смотрели и случайно забрели сюда». Он рассмеялся и нам, конечно, не поверил. Нас отвезли в приемку, заставили написать объяснительные, где мы рассказали как с детства любим космос. А после отпустили. Единственное, нас расстроило, что мы отняли время у десяти сотрудников. Это все-таки неприятная бюрократическая работа. 

После мы сильно обрадовались еде, ее было много, вкусно и очень дешево — две тарелки «Цезаря», суп, пельмени и литровая бутылка колы нам обошлись рублей в 500. Мы отоспались и помчали домой уже по нормальной республиканской трассе, нигде не останавливаясь. Несмотря на объяснительные и задержания, проблем с выездом из страны не было. Осознание пришло, конечно, позже. Обрадовало, что очень много друзей отреагировало в Instagram, сейчас мы даже небольшой фильм хотим сделать о нашем путешествии.

Видеоматериалы вы можете найти в аккаунтах Instagram героев материала: Павла Старостина и Сергея Кадочникова.

Фотографии из личного архива путешественников.

It’s My City работает в интересах городского сообщества

Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Невидимые деньги

Особого внимания требует упомянутая министром сумма. Он указал ее в тенге, чтобы она выглядела внушительнее, но на самом деле в договоре между двумя странами значатся 115 миллионов долларов. Спустя пару девальваций министр сможет назвать сумму в 50 или даже в 80 млрд. тенге, однако и это не будет иметь никакого значения. Дело в том, что Казахстан практически не получает этих денег. Из открытых источников известно, что 60 миллионов долларов Казахстан получает российскими товарами. Оставшиеся 50 миллионов тоже не достаются в виде “живых” денег: эти средства идут инфраструктуры байконурского региона, оплату курсов для казахстанских военных в российских подготовительных школах, а также на поставку авиационной техники. По большому счету деньги из бюджета России возвращаются в российскую же экономику. И если понятно, почему о такой структуре оплаты аренды молчат российские политики, то почему об этом не рассказывают казахстанские чиновники?

С этими деньгами есть ещё два любопытных нюанса. Во-первых, сумма была установлена совершенно не рыночно. Об этом рассказывала газета “Коммерсантъ”: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагал 150 миллионов долларов, а президент России Борис Ельцин 80. По рассказам очевидцев, в итоге было решено сложить обе суммы и разделить пополам. Во-вторых, получившаяся сумма аренды в 115 миллионов с тех пор ни разу не пересматривалась. Она же вошла в обновленный договор аренды до 2050 года. Неизменяемая сумма с 1994 по 2050 – это тоже признак нерыночного подхода к вопросу. В 2014 году тогда еще глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев признавал, что “это сумма скорее символическая”.

Таким образом, следуя объяснениям Даурена Абаева, ежегодную плату за аренду действительно даже можно не брать в расчет.

Город с раздвоением личности. Как устроена жизнь в Байконуре

Комментировать
0