fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

↑ История создания самолета Ту-142

Появление новых подводных лодок, патрулирующих акваторию США, означало усиление мощи этой державы. Возможность нанесения ядерного удара, уничтожение стратегических объектов Советского Союза представляла большую вероятность.

Система противовоздушной обороны в этом случае не имела возможности своевременно противостоять ядерной угрозе. Перед министерством Обороны России встала задача создания комплексной системы обнаружения и ликвидации подводных лодок.

Противостоять атомным подводным лодкам с ракетами баллистического действия могли только самолеты дальней противолодочной авиации с радиусом действия, превосходящим эту характеристику самолета ИЛ-38.

самолет Ту-142 фото

Решению задачи были отведены кратчайшие сроки. В связи с особыми обстоятельствами, новый самолет комплексной системы обнаружения и нейтрализации подводных лодок, решено было разрабатывать на основе машины ТУ-95ПЛО.

Однако этот вариант оказался неудачным из-за отсутствия возможности установки системы обнаружения необходимой мощности. В разработку нового самолета был взят планер Ту-95РЦ, имеющий системы для решения задач по поиску и уничтожению подводных конструкций.

Ту-142 в полете над океаном фото

Самолет новой разработки получил в оснащение противолодочный комплекс с советского противолодочного корабля Ил-38, сложную систему навигации, состоящую из приборов определения местонахождения подводных лодок с высокой точностью, аппаратуру для расчета цели и наведения оружейных систем.

Конструкция Ту-142

Фюзеляж имеет круглое поперечное сечение, работающую обшивку, набор стрингеров и шпангоутов. С технологической точки зрения фюзеляж включал в себя носовую часть (до шпангоута №1), переднюю герметичную кабину (шп. №1-13), среднюю часть фюзеляжа (шп. №13а-49), хвостовую часть фюзеляжа (шп. №50-87), заднюю гермокабину (шп. №87-93).

Передняя герметическая кабина – двухэтажная. Верхняя часть отводилась для экипажа и значительной части оборудования, нижняя была разбита на 3 технических отсека.

Среднюю часть фюзеляжа заняли два отсека вооружения, в которых находились средства для поиска и поражения целей (радиобуи, взрывные источники воздуха, торпеды, ракеты, мины, бомбы, прочее вооружение). Топливный бак находится под вторым отсеком вооружения.

Заднюю гермокабину оснастили пушечными установками с парой пушек ГШ-23 и АМ-23. В верхней части − отсек оборудования РЛС «Криптон».

Крыло Ту-124 кессонного типа. Компоновка центроплана выполнена как единое целое с фюзеляжем. Внутренние части консолей крыла заняли герметичные топливные баки.

Средствами механизации крыла выступают двухщелевые закрылки, которые снабжены электроприводом МПЗ-12М.

Управление по крену выполняется посредством классических элеронов. К правому элерону прикрепили триммер-флеттнер.

Хвостовое оперение кессонного типа однокилевое. Переставной стабилизатор складывается из двух частей, которые состыкуются по оси самолета, и переставляется при задействовании электропривода МУС-3. Рули направления и высоты имеют частичную осевую аэродинамическую и весовую компенсацию. Части рулей высоты соединяет карданный вал. К правому рулю высоты прикреплен триммер-флеттнер, к левому – только флеттнер.

Шасси самолета – сложная конструкция из 12 колес на каждой стойке, в составе которой многодисковые гидравлические тормоза. В дальнейшем шасси было упрощено, опоры стали ставить четырехколесные, такие как на Ту-95.

Шасси Ту-142 трехопорное, имеет носовую опору. Уборка стоек выполняется в гондолы шасси, путем задействования электромеханизмов МПШ-18МТ.

Выпуск передней стойки выполняется за счет гидросистемы, а в аварийной обстановке может производиться с помощью пневмосистемы.

История создания

По мнению экспертов, модель Ту-95 называют бомбардировщиком «по привычке». Ведь даже при запуске воздушной техники в производство инженерам удалось отметить, что ни единой дозвуковой модели не удастся «прорваться» незамеченной через современную систему ПВО. Несмотря на имеющиеся доказательства приказ о снятии с производства новой модели не поступил.

В 50-х годах прошлого столетия ракетное производство стремительно набирало обороты, поэтому авиапроизводители просто решили перевести Ту-95 в категорию ракетоносцев. В дальнейшем именно эта модель использовалась инженерами-конструкторами в качестве базы для запуска более усовершенствованных воздушных машин.

Ту-142

Отличительные характеристики

Если рассматривать отличия самолетов Ту-142 и Ту-95, то их не так уж и много. Ведь противолодочная модель, основная цель которой производить воздушный поиск подводных ракетоносцев противника, была создана именно на базе Ту-95. Однако основное отличие между рассматриваемыми моделями все же имеется – противолодочный самолет Ту-142 был оснащен совершенно новым крылом.

Разумеется, авиаконструкторы улучшили и технические характеристики обновленной модели. После проведения нескольких модернизаций патрульно-поисковая военно-воздушная машина Ту-142 предстала перед глазами общественности с такими характеристиками:

  • 190 тонн составляет максимальный взлетный вес;
  • 737 км/ч ­­­— крейсерский скоростной режим;
  • от 12 до 13 км варьирует диапазон практического потолка;
  • 5200 км составляет боевой радиус действий в самых последних модификация.

Количество членов экипажа может варьироваться от 9 до 10 человек, в зависимости от версии воздушного транспорта. Стоит отметить, что в состав экипажа Ту 142 кроме командира, второго пилота и штурмана входит бортинженер и операторы, контролирующие процесс поисково-разведывательных работ.

Принцип работы бортового противолодочного оборудования основывалось на нескольких этапах:

  • с самолета, согласно ранее разработанной схеме, в океанские воды сбрасывались специальные буи;
  • полученная с гидроакустических буев информация считывалась бортовым вычислительным оборудованием;
  • полученные координаты, выведенные на монитор, указывали на месторасположение вражеского подводного судна.

Сведения экипаж самолета передавал внешним ударным силам или же, согласно поступившему приказу, военно-воздушная техника самостоятельно открывала огонь на поражение, принимая во внимание полученные координаты. Подводя итог, можно отметить несколько отличий самолетов Ту-142 и Ту-95:

Подводя итог, можно отметить несколько отличий самолетов Ту-142 и Ту-95:

  1. Крейсерский скоростной режим базовой модели не превышает 700 км/ч, в то время как у противолодочной версии данный показатель удалось увеличить до 737 км/ч.
  2. Так как основное предназначение новой версии заключалось в осуществлении полетов над водой, было решено оснастить кабину пилотов тремя аварийными люками. Также Ту-142 был оснащен контейнерами, в которых транспортировались 2 спасательно-надувных плота, и надувная лодка класса ЛАС 5М-3.
  3. Как ранее было уже отмечено инженеры решили полностью переконструировать крыло, для самолета Ту-142, чтобы улучить аэродинамику и сократить расход топлива.

Немного стало отличаться и хвостовое оперение Ту-142 от Ту-95, благодаря 2-м доработкам: увеличенной площади и установке переносного стабилизатора.

В настоящее время продолжается разработка нового проекта авиационно-патрульной машины. Проектировщики уверены, что в скором времени она сможет стать достойной заменой противолодочному самолету Ту-142.

Производство Ту-142

Исходя из внешней схожести Ту-142 и Ту-95РЦ, серийное производство развернули на авиазаводе №18 в г. Куйбышеве. Мощность завода в 1972 г. позволила выпустить 12 новых противолодочных самолетов. А если взять в целом, то этот завод предоставил ВМФ 18 Ту-142, включая три первых опытных машины. В ходе производственного процесса делались доработки, и вторая партия, которая на заводе №18 была представлена тремя самолетами, существенно отличалась от первой серии.

В 1973 г. изготовление Ту-142 было перенесено в г. Таганрог на авиазавод №86. Конструкторы этого предприятия тоже модернизировали конструкцию. В частности заменили опоры шасси с 12-колесных на стандартные 4-колесные от Ту-95, усовершенствовали кабину экипажа и провели еще некоторые работы по модернизации. Название самолета осталось прежним – Ту-142, но техническая документация сопутствовалась именованием изделия «ВПМ» – модернизированный «ВП».

Как оказалось, Таганрогский завод не был приспособлен к производству самолетов такого класса. Пришлось достраивать новые цеха и новую большую ВПП. Как результат, первая постройка Ту-142 на заводе №86 завершена только в 1975 г. Последняя модель Ту142М3 выпущена в 1994 г. За период серийного производства на Куйбышевском и Таганрогском заводах было построено около сотни самолетов Ту-142 различных модификаций.

Тактико-технические характеристики Ту-142 МЗ

– Главный конструктор: Туполев- Первый полёт: 18 июня 1968 года- Начало эксплуатации: 15 ноября 1972 года- Годы производства: 1968 — 1994- Единиц произведено: ~ 100

Экипаж Ту-142

– 10 человек (командир, помощник командира, штурман корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП № 1, оператор РГП № 2, оператор кормовой огневой установки КОУ)

Размеры Ту-142

– Размах крыла: 50,2 м- Длина: 51,55 м- Высота: 14,7 м- Площадь крыла: 289,9 м²

Вес Ту-142

– Масса пустого самолёта: 93 891 кг- Масса максимальная взлётная: 185 т- Масса максимальная полётная (после дозаправки в воздухе): 187 т- Масса масса топлива: 83,9 т

Двигатель Ту-142

– Тип двигателя: турбовинтовой, с соосными винтами противоположного вращения АВ-60К- Модель: «НК-12МП»- Мощность: 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л. с.

Скорость Ту-142

– Максимальная скорость на высоте: 855 км/ч- Крейсерская скорость: 720 км/ч

Скорость взлета Ту-142

– 300 км/ч

Посадочная скорость Ту-142

– 270 км/ч

Практический потолок Ту-142

– 13 500 м

Боевой радиус 5200 кмДлина разбега: 2300 мЭксплуатационная перегрузка: 2,5 G

Вооружение Ту-142

– Средства поиска — радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

– Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.

– Средства поражения — торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 и Х-35.

– Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.

– Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.

– Спасательные контейнеры типа КАС.

– Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

↑ Конструктивные особенности Ту 142

ДПЛС Созданный Ту-142, самолет дальней противолодочной системы, представляет четырех турбовинтовой моноплан, который имеет:

  • крыло среднего расположения;
  • однокилевое хвостовое оперение, в котором кили работают в струе воздушного потока, создаваемого винтами;
  • трехопорное шасси с управляемыми передними колесами, улучшающих путевое управление и устойчивость разбеге и пробеге;
  • фюзеляж типа монокок, балочно-обшивочный, обустроенный стрингерами продольного элемента набора, шпангоутами поперечного набора.

К фюзеляжу с работающей обшивкой монтируются остальные элементы воздушного судна:

  • кабины экипажа в передней и задней конструкции фюзеляжа;
  • кормовая пушечная установка; штанга дозаправки топливом в полете судна, расположена в передней части фюзеляжа судна;
  • люк аварийной эвакуации экипажа в нише правой ноги шасси;
  • два грузовых отсека в нижней части корпуса самолета.

ППС «Беркут» установлен на новом воздушном противолодочном корабле с некоторыми доработками, которые были необходимы, применительно к конструкции судна.

противолодочный самолет Ту-142 фото

Комплектация приборов практически не претерпела изменений. Была заменена модель универсальной цифровой вычислительной синхронной машины ЦВМ-264 на ЦВМ-263. Для этого пришлось изменить некоторые программы и значения констант в запоминающем устройстве.

Конструкторы исключили из программы функции, не участвующие в решении поставленных задач, но была оборудована автоматическая навигационная система АНП-3В, облегчающая работу летного состава, особенно в процессе слежения за подводными лодками.

Самолет Ту-142 – видео

https://youtube.com/watch?v=eoy-w92EsFw

Ту-142 был также оснащен аппаратурой для ведения радио-электронной разведки дополнительными системами РЭБ «Квадрат 2» и «Куб-3». В соответствии с советскими концепциями применения авиации Ту-142 должен был иметь возможность взлетать с необорудованных взлетных полос, поэтому на самолете было установлено новое шасси с шестью колесами на каждой основной стойке и увеличенными гондолами для них. Другие усовершенствования включали увеличение площади крыла с новыми жесткими металлическими топливными баками и установку комплекта аппаратуры РЭП.

Начиная со второго прототипа, кабина самолета имела длину на 1,5 м больше для обеспечения установки новых систем. Прототип Ту-142 впервые поднялся в воздух 18 июля 1968 г. В сравнении с Ту-95РТ, с которым оставалось много общих черт, отличало отсутствие подфюзеляжной и надфюзеляжной орудийных турельных установок, меньших размеров обтекатель инфракрасной аппаратуры, установленный на месте большого диэлектрического обтекателя. Новые антенны были установлены в обтекателях на концевых оконечностях стабилизатора, заменив систему «Арфа», которой оснащались самолеты Ту-95РТ. В мае 1970 г. первые серийные машины были переданы в противолодочные формирования советского ВМФ для испытаний с целью оценки их летно-технических данных.

После успешного завершения испытательных полетов и комплексного испытания и оценки возможностей РЛС обнаружения «Беркут-95» в декабре 1972 г. были официально приняты на вооружение. Боевые возможности самолетов снижались из-за их медленных поставок, а 12 полученных авиации ей ВМФ в 1972 г машин (из 36 заказанных) были оснащены 12-колесными основными шасси, такими же, как на первом прототипе. В ходе эксплуатации Ту-142 способность их действий с грунтовых аэродромов оказалась ограниченно востребованной. Кроме того, летно-технические данные снижались из за массы машин, и эти два фактора привели впоследствии к появлению плана модернизации самолетов.

Модернизированный Ту-142 имел оборудованные места отдыха для экипажа при длительных полетах, а главные стойки шасси были заменены более легкими аналогами, что привело к снижению массы на 3600 кг и, как следствие, улучшению летных данных самолета. Этот вариант машины не получил нового обозначения (только 18 единиц было выпущено до запуска в производство Ту-142М), лишь в западных документах использовалось название («Бэа-Ф Мод. 1»). В 1972 г. завод в Куйбышеве выпустил последнюю машину, послужившую стандартом для производства самолетов Ту-142М на таганрогском предприятии. Самолеты Ту-142М имели удлиненную кабину и новое шасси, но оборудование осталось таким же, как на прежних машинах. В результате незначительных отличии от последних самолетов куйбышевской постройки выпущенные в Таганроге машины стали известны в авиации ВМФ как Ту-142, а не по заводскому обозначению Ту-142М.

Разработка все более «незаметных» подводных лодок и опыт применения сил и средств ПЛО показали, что обычные радиогидроакустические буи становятся менее эффективными. И, наоборот, радиогидроакустические буи с взрывными источниками звуковых колебаний будут находить применение. Поэтому в самолете Ту-142МК были объединены возможности усовершенствованных радиогидроакустических буев и системы обнаружения и сопровождения целей «Коршун». Первая такая машина впервые совершила успешный полет 4 ноября 1975 г. Оценка новой РЛС «Коршун», набора авионики и противолодочного оснащения выявила их сомнительные характеристики, казалось, что они могут устареть еще до принятия самолета на вооружение. В результате в июле 1979 г., за год до принятия самолета Ту-142МК с РЛС «Коршун» на вооружение, было заявлено, что он нуждается в существенной доработке. Не считаясь с этим, в 1978 г. был начат выпуск машин Ту-142МК вместо основной модели Ту 142М. Руководство авиации ВМФ приняло решение остановиться на собственной системе выбора обозначения для новой модели.

Выпущенные модели

Советским конструкторам удалось создать несколько довольно успешных моделей военно-воздушных машин на платформе легендарного Ту-95:

  1. В начале 1955 года в небо поднялся пробный образец Ту 95-2.
  2. Спустя всего лишь год, был подписан приказ о запуске в серийное производство опытного образца, который прошел несколько модификаций. Благодаря внесенным изменениям производители смогли наладить производство моделей как Ту-95, так и Ту-95М. Также авиапроизводители приступили к сборке воздушных средств способных транспортировать ядерные боезаряды. Таким моделям дали названия Ту 95А и Ту 95 МА.
  3. В конце 1958 года по приказу правительства Советского Союза Ту-95 официально стал называться ракетоносцем. Производство моделей Ту-95К не прекращалось до середины 60-х годов. Используя за основу платформу именно данной модели, авиапроизводители выпустили в свет несколько модернизированных воздушных суден:
  • противолодочный самолет Ту-142;
  • воздушный целеуказатель-разведчик Ту-95 РЦ;
  • модель для радиолокационного наведения и дозора;
  • пассажирский авиалайнер Ту-114.

Серийное производство Ту-95 МС было налажено в 1981 году. Базовой платформой для этой модели стала модель Ту-142, а не первая модель Ту-95.

Данная модель может нести на борту дополнительных 10 ракет, размещаемых на внешних авиаподвесках. Стоит отметить, что в настоящее время в арсенале ВВС Российской Федерации числится примерно 30 военно-воздушных машин, выпущенных в эксплуатацию в конце 80-х годов прошлого столетия.

На последней модернизации модель Ту 95МС не закончила свою историю. Ведь в настоящее время инженеры-конструкторы возобновили работы над востребованной моделью, которая, по мнению экспертов, еще как минимум 5 лет будет оставаться в так называемом «строю». Американские военные дали собственное название Ту-95 — Bear, что в переводе на русский означает «Медведь».

Комментировать
0