СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Происхождение

Полоцкая княжна отказала молодому Владимиру Крестителю во время его сватовства, и оскорбила, заявив «не хочу розути робичича». После этого Владимир сначала разбил войска её отца, Рогволда, а затем осадил Полоцк. В результате оскорбленный князь силой заставил Рогнеду стать его женой, предварительно убив на её глазах отца и братьев.

Князь Владимир КрестительСын князя Святослава Храброго и рабыни-наложницы Малуши (Малки).

Рогнеда Рогволдовна
Полоцкая княжна, насильно взятая Владимиром в жены.

Покушение Рогнеды на Владимира

Достоверных свидетельств причин покушения Рогнеды на своего мужа не сохранилось. Согласно одним версиям главным поводом стала месть за убитых им отца и братьев, по другим — похоть и бесконечные измены Владимира. Так или иначе, в Лаврентьевской летописи под 1128 годом сохранилось красивое предание об этом событии.

…Однажды, когда Владимир пришел к ней в опочивальню и остался с нею, Рогнеда выждала пока князь уснет, а зетем взяла в руку нож и занесла его над спящим. Внезапно Владимир проснулся. Он перехватил руку княгини и отнял нож. И сказала Рогнеда князю:

Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836.

И указала на спящего тут же младенца Изяслава. Владимир повелел княгине нарядиться во все убранство, как в день свадьбы ее, и сесть на постели в горнице, чтобы, вернувшись, казнить ее. Сам же вышел.

Изяслав заступается за мать

И вот, сделав все так, как повелел ей Владимир, Рогнеда разбудила Изяслава, вручила ему обнаженный меч и научила, что сказать, когда вернется отец. И когда вошел Владимир в горницу, встал сын против него с мечом в руке и с такими словами обратился к нему:

Владимир, Рогнеда и Изяслав. Гравюра XIX

И отвечал Владимир:

И опустил меч свой, и вышел. И созвал Владимир бояр своих, и рассказал о том, что случилось. Сказали бояре ему:

Владимир построил город в отчине Рогнединой (Полоцкой земле) и назвал его Изяславлем — по имени сына, и отдал им обоим.

«С той поры, — заключает летописец, — поднимают меч Рогволожьи внуки против Ярославлих внуков».

Так Изяслав принял на себя преступление матери, даже усугубил его, но тем самым спас ей жизнь. Отныне Изяслав перестал считаться наследником своего отца — но лишь своего деда по матери (не случайно его и его потомков летописец именует «Рогволожьими внуками»). Именно этим обстоятельством, очевидно, и объясняется тот факт, что сыновья Изяслава впоследствии, после смерти Владимира, не будут принимать участия в борьбе за Киев.
Памятник Изяславу защищающему Рогнеду(Заславль, Беларусь)

Дальнейшая судьба

Итак, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой построил для них город Изяславль (теперь Заславль). Позже Изяслав отстроил разрушенную Владимиром столицу (Полоцк), перенеся её на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Известен его родовой знак (тамга) — трезубец с маленьким крестиком на среднем зубце. Современный герб города Заславля напоминает о событиях более чем тысячелетней давности.

Аверс оттиска печати Изяслава
Аверс оттиска печати Изяслава

Герб г. Заславля

Характеристика в летописях

Согласно сообщению летописца, Изяслав был по характеру достаточно спокойным и рассудительным князем. Никоновская летопись показывает его как умного, образованного человека.

Внешность и характер

Описывая погребение Изяслава, летописец говорит о князе так:

Приводя этот отзыв, с летописцем вступают в заочную полемику Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв. Первый пишет: «Но Изяслав был столь же малодушен. Хотел престола, но не умел сидеть на нем. Злодеяния сына обличают слабость отца. Бедствие Минска и вероломное заточение Всеслава противоречат похвалам летописца».

«Можно ли назвать незлобивым князя, который позволил сыну своему замучить множество киевлян, даже и невинных в его изгнании, жестоко преследовал Всеслава Полоцкого, в отношении к которому сам был больше виноват, преследовал в Киеве людей, которых подозревал в приязни ко Всеславу, не уважая в них даже святости жизни, наконец, преследовал несчастных сыновей Святослава?», — вопрошает второй.

О чертах характера Изяслава можно сделать вывод и по сохранившимся молитвам его жены Гертруды, написанным в годы их скитаний по Европе. В этот период, очевидно, между Изяславом и Гертрудой часто происходят размолвки. В одной из своих молитв она просит Бога отвратить сердце супруга, которого она называет королём, от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие и миролюбие, но при этом также защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. В другой молитве Гертруда просит Господа услышать стон её сердца, избавить от мучений, изгнать все горести и отвратить зло, которое на неё обрушилось из-за грубости мужа и его нежелания беседовать с ней и выслушивать советы, сделать его милостивым и благосклонным к ней, но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращенную к добру женщину.

Смерть и последствия

После Пасхи 1113 года Святополк по одной версии был отравлен, по другой разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве.

После его смерти киевляне подняли народное восстание — основными причинами бунта стал соляной налог, введенный Святополком, а также его покровительство иудеям-ростовщикам, которые давая в долг под 200-300% полностью разоряли горожан, заставляя в уплату продавать себя в рабство.

Были разграблены дворы тысяцкого Путяты Вышатича и дворы сотских. Опасаясь за судьбу семьи покойного Святополка, а также разграбления своих дворов и монастырей, собравшиеся в Софийском соборе бояре призвали на княжение Владимира Мономаха.

Изгнание иудеев из Киева по приказу Владимира МономахаФранцузская гравюра

Возвращение Изяслава на Русь

Изяслав в союзе с Болеславом и его войском вернулся на родину (1069). Всеслав позволил им беспрепятственно дойти до Белгорода, а потом со своим войском пошел им навстречу. Но бой завязывать не стал, то ли опасаясь превосходящих сил польского войска, то ли сомневаясь в верности киевлян. Он просто бросил свою дружину и вернулся в свой Полоцк, а покинутые «государем» киевляне вынуждены были вернуться к себе в Киев. Через посредничество братьев Изяслава – Святослава и Всеволода – они признали свою вину и попросили Великого князя вернуться на княжение в Киев. Так Изяслав возвратил свою власть в столице.

Месть Изяслава. Новый побег

Желая отомстить Всеславу, Изяслав захватил Полоцк (1071). Всеслав в ответ сделал попытку взять Новгород, но безуспешно. В результате нескольких столкновений Всеславу все же удалось возвратить себе Полоцк. Пока русские князья выясняли свои отношения, половцы разоряли села вдоль берегов Десны. Черниговский князь Святослав убеждал Всеволода, что их брат Изяслав перешел на сторону Всеслава Полоцкого и готовит заговор против братьев. Всеволод и Святослав в итоге объединились против Изяслава.

Изяслав снова сбежал в Польшу (1073). Но Болеслав в этот раз не спешил с помощью. Тогда Изяслав обратился к императору Генриху IV (Германия). Тот сделал попытку помочь. Он отправил в Киев своего гонца с ультиматумом: не вернете власть законному князю, мы начнем с вами войну. Святослав, сидевший в Киеве, пошел на подкуп посла и императора Генриха. Получив щедрые дары Генрих не стал посылать на Русь свои войска. Изяслав тогда обратился за заступничеством к Папе Римскому. Но ходатайство Папы Григория Седьмого не понадобилось.

годы правления: 1054-1078 (с перерывами)

      ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (в крещении – Дмитрий) (1024-03.10.1078) — князь киевский с 1054 г.
      Второй сын киевского князя Ярослава Мудрого и Ирины (Ингигерд) — дочери шведского короля Олафа. Княжил в Турове. В 1039 г. женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде, принявшей в православии имя Елена. После смерти отца в 1054 г. стал киевским князем. В первые годы своего правления действовал в тесном союзе с младшими братьями — черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом. В 1058 г. совершил поход на племя голядь. В 1060 г. вместе с братьями и полоцким князем Всеславом Брячиславичем разгромил торков. В 1064 г. отразил вторжение половцев близ г. Сновск. Зимой 1067 г., мстя Всеславу Брячиславичу за ограбление Новгорода, в союзе с братьями разорил г. Минск. 3 марта 1067 г. в сражении на р. Немига Ярославичи разгромили и самого Всеслава, а в июле того же года, во время мирных переговоров под Смоленском, нарушив клятву, данную полоцкому князю, захватили его и заключили в тюрьму в Киеве. В сентябре 1068 г. Ярославичи потерпели поражение от половцев на р. Альта. Изяслав Ярославич бежал в Киев, где ответил отказом на требование горожан раздать им оружие и возглавить новое ополчение для борьбы с половцами. 15 сентября в Киеве началось восстание, Изяслав был изгнан из Киева и бежал в Польшу. На его место посажен освобожденный из темницы полоцкий князь Всеслав Брячиславич. В мае 1069 г. при поддержке своего родственника, польского короля Болеслава II, Изяслав Ярославич возвратился в Киев. Перед вступлением в город он обещал братьям и киевлянам не мстить жителям Киевской земли за свое изгнание, отправил вперед себя своего сына Мстислава, который казнил 70 человек, а многих ослепил. Притеснения со стороны Изяслава Ярославича продолжались и после его возвращения на киевский престол. Недовольные киевляне начали избивать поляков, пришедших вместе с Изяславом.
      В том же году Изяслав изгнал Всеслава из Полоцка и посадил там князем сына Мстислава. В 1072 г. он совместно с братьями Святославом и Всеволодом участвовал в торжественном перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде. В правление Изяслава была составлена и “Правда Ярославичей”.
      В марте 1073 г. Изяслав Ярославич был вновь изгнан из Киева, на сей раз братьями Святославом и Всеволодом, обвинившими его в сговоре с Всеславом Полоцким, и вновь бежал в Польшу, где безуспешно добивался поддержки у короля Болеслава II, который предпочел союз с новым киевским князем Святославом Ярославичем. В нач. 1075 г. изгнанный из Польши Изяслав Ярославич обратился за помощью к германскому королю Генриху IV. Король ограничился отправкой на Русь посольства к Святославу Ярославичу с требованием возвратить киевский стол Изяславу. Получив от Святослава дорогие подарки, Генрих IV отказался от дальнейшего вмешательства в киевские дела. Не дожидаясь возвращения германского посольства из Киева, Изяслав Ярославич весной 1075 г. отправил своего сына Ярогюлка Изяславича в Рим к папе Григорию VII, предлагая ему принять Русь под покровительство папского престола, т.е. обратить ее в католицизм. Папа обратился к польскому королю Болеславу II с настоятельной просьбой помочь Изяславу. Болеслав медлил, и лишь в июле 1077 г. после смерти Святослава Ярославича, при поддержке польских сил Изяслав Ярославич возвратился на киевский стол. Год спустя он погиб в бою на Нежатиной Ниве, сражаясь на стороне брата Всеволода Ярославича против своих племянников князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича, захвативших Чернигов.

автор статьи А. Королев

Конфликт Изяслава с дружиной. Побег в Польшу

В очередном набеге половцев (1068) Изяслав с братьями был разбит на р. Альте. Остатки войска Изяслав привел назад в Киев. Но воины его, тяжело переживая поражение, в очень грубой форме стали требовать у князя коней и оружие, чтобы снова идти воевать. Возмущенный наглым тоном ультиматума, Изяслав отказался выполнять требование своей дружины. Это спровоцировало мятеж в ее рядах, в результате которого восставшие вызволили из тюрьмы Всеслава и даже объявили его своим государем. Изяславу пришлось быстро покинуть Киев. В Польше, куда он отправился, его приняли хорошо, потому что королем там был Болеслав II, родственник Изяслава.

Борьба Изяслава за власть

Начиная с 1067 года идиллия закончилась. Смуту инициировал полоцкий князь Всеслав, который считал, что по закону и по родству имеет право на княжение в Киеве, так как был правнуком великого князя Киевского Владимира. Всеслав провокационно напал на Новгород, взял его и разграбил, хотя Новгород был в законном владении Изяслава.

Изяслав позвал на помощь братьев, и вместе они пошли войной на Всеслава. В битве с ним на Немане братья победили, но Всеславу удалось спастись. Изяслав предложил переговоры с ним, пригласив в свой шатер. Но как только делегация (Всеслав и два его сына) появилась в шатре, ее тут же арестовали и отправили в тюрьму.

Великое княжение Всеволода Ярославича

Всеволод окончательно занял киевский престол, по выражению летописца переима власть Русскую всю, несмотря на то что на Волыни и в Новгороде сидели соответственно Ярополк и Святополк Изяславичи.

В 1079 году Олег с братом Романом вновь двинулся из Тмутаракани на Киев, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили в Византию на остров Родос, где тот пробыл ещё пятнадцать лет; Тмутаракань перешла под контроль Киева.

Была продолжена ожесточённая борьба с Всеславом Полоцким, возобновившаяся сразу после смерти Святослава Ярославича. На рубеже 1070—1080-х годов Всеслав провёл поход под Смоленск, после чего Владимир Мономах провёл опустошительный поход на Полоцкое княжество, а затем второй поход с половцами, во время которого был захвачен Минск.

В начале 1080-х годов было проведено два подряд зимних похода против племенного союза вятичей. Их князь Ходота является последним упоминаемым в источниках племенным восточнославянским князем. Земля вятичей окончательно вошла в состав Черниговского княжества.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672

Внешняя политика при Всеволоде ознаменована интенсивными контактами со Священной Римской империей, за императора которой Генриха IV князь выдал замуж свою дочь, Евпраксию-Адельхайду, а впоследствии с римским папой Урбаном II, оппонентом Генриха. Вероятно, переход Руси в лагерь противников императора был связан со скандальным конфликтом Евпраксии и Генриха: дочь Всеволода бежала из Германии в Верону и предстала перед папой, обвиняя мужа в издевательствах над ней, оргиях и участии в сатанинских ритуалах.

По инициативе князя (видимо, вследствие контактов с Римом) на Руси был установлен праздник перенесения мощей святителя Николая Мирликийского в Бари, не празднуемый греческой церковью, всегда расценивавшей этот перенос как похищение.

Комментировать
0