Бехинстунская летопись
Одним из достижений Дария I стало строительство «царской дороги» протяжённостью 2700 километров! Если учесть, что большая часть её прокладывалась в горной и полупустынной местности, а ездить по ней на лошадях можно было на хорошей скорости, если принять во внимание, что дорогу обслуживало 111 почтовых станций (!), а надлежащая охрана была призвана защищать путников от грабителей, можно не сомневаться, что налоги с завоёванных стран, собираемые сатрапами (наместники царя в областях), поступали в казну без каких-либо задержек. Остатки этого пути сохранились и поныне, а если следовать этим маршрутом из Тегерана в Багдад, то в одной из горных областей можно увидеть огромную скалу, на которой на высоте около 152 метров от земли и сегодня отчётливо видны и огромные барельефы, и какие-то письмена
С барельефами учёные давно разобрались. Безвестные каменотёсы изваяли в камне девять пленённых царей со связанными руками и петлёй на шее, а десятого Дарий попирает ногами. Благодаря стараниям английского археолога Г. Роулинсона удалось там же прочитать древнюю надпись, сделанную на трёх языках — персидском, эламском и вавилонском. На «странице» каменной книги шириной 8 метров и высотой 18 метров повествуется о деяниях Дария I, о его становлении как царя, не привыкшего сомневаться в своей правоте. Вот некоторые выдержки из текста, где сообщается о строительстве одного из его роскошных дворцов: «Дерево горного кедра из Ливана доставлено… Золото из Сард и из Бактрии доставлено… Самоцвет ляпис-лазурь и сердолик из Согдианы доставлен. Самоцвет синий — бирюза из Хорезма доставлен… Серебро и бронза из Египта доставлены. Мастера, которые тесали камень, были мидийцы и ионяне. Золотых дел мастера были мидяне и египтяне. Люди, которые делали кирпич — они были вавилоняне…» Уже одной этой записи достаточно для того, чтобы понять, каким богатым и могущественным был ахеменидский правитель Дарий I. Неудивительно, что сказочно богатой была и столица древней Персии — Парсастахра, которую греки называли Персеполисом.
https://youtube.com/watch?v=AKRj0aljzUc
Видео: Тайны древней Персии
Сатрапии Малой Азии
Одной из важнейших в экономическом отношении частей государства Ахеменидов была Малая Азия делившаяся на несколько сатрапий. Она ежегодно выплачивала казне 1760 талантов серебра и играла первостепенную роль в торговле. Через Малую Азию проходила “царская дорога” из Эфеса в Сузы, через Сарды — Сангарий — Галис — Евфрат. Греческие полисы западного побережья держали в своих руках значительную часть транзитной торговли между Востоком и Западом.
При Ахеменидах территория Малой Азии делилась на несколько сатрапий. Сатрапы, которые назначались Ахеменидами из числа приближенных персов, сохраняли свою власть в ряде поколений. Так, например, во главе Даскилейской сатрапии стоял род Артабаза — одного из тех персов, которые участвовали в убийстве Гауматы.
В качестве своих сатрапов персидские цари использовали также местных династов. Полунезависимое положение сатрапов усиливало их центробежные стремления. Опираясь на союзников из числа малоазийской знати и особенно из городов, которые стремились к освобождению от обременительных для них податей, сатрапы нередко выступали против центральной власти.
Персидские цари ввели в Малой Азии свою податную систему и связанные с ней учреждения и в то же время сохранили местную, давно сложившуюся административную организацию. Греческие полисы, равно как и местные малоазийские города, в значительной своей части возникшие на базе храмовых объединений, использовались в монархии Ахеменидов как самоуправляющиеся единицы с подчинением персидскому бюрократическому аппарату.
Города находились в меньшей зависимости от произвола сатрапов, чем территории, которые не имели городской организации. Города имели право непосредственно обращаться к персидскому царю через своих представителей. В своей политике сохранения местных самоуправляющихся организаций в Малой Азии персидские правители иногда даровали городам полное освобождение от налогов. Это распространялось, главным образом, на крупные храмовые общины, жрецы-правители которых становились вследствие этого приверженцами Ахеменидов.
На территории Малой Азии были и многочисленные царские хозяйства, которые находились в ведении специальных царских управляющих, а также земельные владения, выделенные царями представителям иранской знати. Малая Азия и после падения державы Ахеменидов сохраняла некоторые следы персидского владычества как в виде отдельных учреждений, так и в виде иранского этнического элемента, религиозных обрядов и культурных традиций, особенно в своих восточных областях.
Положение в сатрапии, которая в источниках называется Заречьем, было во многом сходно с положением в Вавилонии. Богатые торговые города Финикии — Тир, Сидон, Арвад — были экономически связаны со странами Средиземноморья и с Передней Азией, являясь посредниками между этими областями.
Существование государства Ахеменидов обеспечивало этим городам бесперебойное поступление перед неазиатскими товарами для торговли, а также политическую поддержку против греческих торговцев и мореплавателей. Финикийские города пользовались широкой автономией. Как и до персидского завоевания, они продолжали управляться собственными династиями и местными органами власти, чеканили свою серебряную монету.
Знаменитые строения Персеполя
Даже в виде руин Персеполь производит неизгладимое впечатление своим величием и масштабом сооружений.
Ападана Дария I
Центром дворцового комплекса в Персеполе была Ападана — парадный зал. Он был построен на платформе высотой 4 м и по своей форме представлял квадрат со сторонами 60 м. Такой зал вполне мог вместить 10 тысяч человек.
Крышу Ападаны поддерживали 72 колонны высотой в 20 м! До настоящего времени сохранилось лишь 13 колонн, но и они дают представление о том, каким величественным было это сооружение.
По углам строения располагались массивные четырехугольные башни, отделанные глазурованным кирпичом. Их украшали геометрические и растительные узоры.
К входу в Ападану вели две широкие парадные лестницы. Их ступени были настолько пологими, что по ним можно было проехать на колеснице. Главная ценность лестниц в парадный зал — обильное украшение рельефами. Они изображали царскую гвардию, сцены подношения дани.
Интересный факт! В силу своего значения Ападана Персеполя была связана с дворцами Дария I и Ксеркса специальными коридорами.
Стоколонный зал
Стоколонный или Тронный зал — еще одно значимое сооружение Персеполя. Второй по величине после Ападаны он по своей форме также представляет квадрат. Ученые-историки предполагают, что именно здесь была сокровищница, где в торжественной обстановке вручались, а потом хранились самые ценные подношения персидскому царю.
Крышу Тронного зала поддерживали 100 колонн высотой 20 м. Именно столько каменных оснований на его месте нашли археологи. Они и дали второе название этой постройке.
Ворота, ведущие в Стоколонный зал Персеполя, были украшены барельефами со сценами из царской жизни. С северной стороны по бокам портика стояли огромные каменные фигуры быков.
Царские дворцы
В прямоугольном дворце Дария I центральное место отводилось квадратному залу с 12 колоннами. С трех сторон к нему примыкали меньшие по площади залы и жилые комнаты. Вход во дворец был оформлен портиком с восемью колоннами и двумя парадными лестницами. Здесь же стояли огромные каменные фигуры крылатых быков.
Дворец Ксеркса в Персеполе имел аналогичную планировку. К центральному залу с 36 колоннами также примыкали меньшие по площади помещения. Была здесь и открытая терраса, с которой открывались прекрасные виды на долину. Вход оформлял роскошный 12-колонный портик.
Из дворца Ксеркса можно было попасть во внутренний дворик, где был построен небольшой зал с 22 жилыми помещениями. Там могли проживать женщины с маленькими детьми. Из-за этого постройку назвали гаремом.
Еще один царский дворец в Персеполе принадлежал Артаксерксу III. Он вплотную примыкал ко дворцу Ксеркса с западной стороны. Его вход обрамлял 12-колонный портик, а центральное место занимал 8-колонный зал.
Все царские дворцы были украшены многочисленными барельефами и по своей красоте не уступали парадным залам. Однако от всего великолепия остались лишь фундаменты, обломки колонн, несколько дверных проемов и части лестниц. Это объясняется тем, что все внутренние перекрытия были деревянными и во время пожара просто превратились в пепел.
Сегодня Персеполь — один из немногих хорошо изученных древних городов. Исследовательские работы на его территории еще ведутся, но близятся к завершению. Главная цель — сохранить для потомков то, что осталось от великой столицы Персии.
Персеполь
Немногим южнее Пасаргад расположен город Парс, известный под греческим названием Персеполь (Персоград). Здесь раскопан просторный дворец, в котором жил царь со своим гаремом и многочисленной челядью. В этом дворце провели немалую часть жизни Дарий I и его преемники. Ядром дворцового комплекса является тронный зал, где проходили официальные приёмы. По современным подсчётам, зал вмещал до 10 тыс. человек. Лестницы его украшены изображениями представителей разных народов, подносящих дань персидскому царю. Археологи насчитали 33 народа, причём внешний облик каждого создатели рельефов передавали со всей возможной точностью. И в Пасаргадах, и в Персеполе при раскопках обнаружены богатые клады — сокровища царей и членов их рода.
В крепостной стене, защищавшей Персеполь, археологи в 1933 г. нашли более 2 тыс. замурованных клинописных табличек. Так, в руки исследователей попал государственный архив Персидской державы. В 1936 г. к «табличкам крепостной стены» добавилось ещё несколько сотен из персепольскои царской сокровищницы. Эти тексты стали важнейшим источником знаний о внутренней жизни Персии. Интересно, что лишь немногие написаны на персидском языке — чиновники использовали эламский и наиболее распространённый на Ближнем Востоке арамейский.
Немного к северу от Персеполя, в местности Накш-и-Рустам, в скалах высечены могилы ахеменидских царей. Это уже не скромная усыпальница Кира из Персеполя. Перед входом в сокрытые в недрах погребальные камеры вырублены монументальные рельефы. На них мы вновь встречаем людей из покорённых племён, склонившихся перед царями Дарием и Артаксерксом. Одна из высеченных рядом надписей содержит перечень персидских царей и завоёванных ими земель. Другая содержит персидские законы и нравственные нормы, восхваляя их справедливость.
Правление Камбиза
Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов – Дарию Гистаспу.
Трудовые ресурсы Персии
Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.
Как добраться в Персеполь, Пасаргады, некрополи?
До древних городов удобнее всего добираться из Шираза. Для этого есть несколько возможностей.
На своем авто. Двигаться по северной дороге на Тегеран, Исфахан и Йезд. Вначале надо проехать 42 км до городка Мардашт (Marvdasht). Затем – еще 12 км по указателям до Персеполя. До некрополей Накше-Рустам и Накше-Раджаб – несколько километров по дороге на запад. Пасаргады – еще 75 км по дороге на северо-восток от Персеполя (направление на Исфахан).
На такси. В Ширазе вам будут это предлагать постоянно. Самые распространенные варианты – экскурсия на полдня (Персеполь и гробницы царей) или на день (то же + Пасаргады). Стоимость такой услуги – 20-25 $. Можно взять такси в один конец – за вдвое меньшую сумму или еще дешевле, если ехать с попутчиками.
На микроавтобусе. Прямых рейсов до Персеполя из Шираза нет. Но есть маршрут в городок Мардашт. Микроавтобусы в Мардашт отправляются от малого терминала рядом с автовокзалом Карандиш. Ходят регулярно, по мере заполнения пассажирами. Стоимость проезда – 1500 туманов с человека (менее 0.5 $).
От автобусной остановки в Мардашт до Персеполя можно дешево взять такси (порядка 0.5 $ с человека или 1-2 $ за машину). При желании там же легко договориться об экскурсии по гробницам. Это может обойтись в 5-10 $.
Материалы guide-travel.infoДата публикации: 10.08.2015.
Административное деление
Основная статья: Ахеменидские сатрапии
Персидская империя при Ахеменидах охватывала территории от современных Греции и Ливии до Индии. Население империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V—IV вв. до н. э.
В 521 г. до н. э. государство было разделено на 20 военно-административных округов — сатрапий (др.-перс. xšaθra), во главе которых стояли назначаемые царём чиновники — сатрапы (др.-перс. ????????????????????????????????, xšaθrapāvan).
Покорённые персами царства (Мидия, Лидия, Нововавилонское царство, Египет, Бактрия) имели статус основных сатрапий. Их устойчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий. Часть сатрапий, например, Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.
Список сатрапий (с указанием количества ежегодной дани) приводится в следующей таблице.
Область | Сатрапии или народы | Современные страны | Сатрапы | Годичная дань |
---|---|---|---|---|
I | Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия | Турция (юго-запад) | Гекатомн, Мавсол | 400 талантов серебра |
II | Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне | Турция (северо-запад) | Тиссаферн | 500 талантов серебра |
III | Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы (Каппадокия) | Турция (центр) | Фарнабаз | 360 талантов серебра |
IV | Киликия | Турция (юго-восток) | Мазей | 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 — Царскому дворцу Державы, |
V | Заречье (Сирия) | Сирия, Ливан, Израиль | Мегабиз | 350 талантов серебра |
VI | Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~11 000 000) | Египет | 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе) | |
VII | Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты | Афганистан (юг), Пакистан (север) | 170 талантов серебра | |
VIII | Сузиана | Иран (юго-запад) | 300 талантов серебра | |
IX | Вавилония и Ассирия ~11 000 000 | Ирак | 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов | |
X | Экбатаны и остальная Мидия, парикании, ортокорибантии | Иран (северо-запад) | 450 талантов серебра | |
XI | Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты | Азербайджан (юг) | 200 талантов серебра | |
XII | Бактрия и соседние народы (~2 000 000) | Таджикистан, Афганистан (север) | Гистасп, Бесс | 360 талантов серебра |
XIII | Армения, в составе которого Пактия (Пайтакаран?) и остальные народы до Чёрного моря (~2 000 000) | Турция (восток) | Оронт | 400 талантов серебра |
XIV | Сагартии, саранги, фаманеи, утии, мики и жители островов Красного моря | Иран (восток) | 600 талантов серебра | |
XV | саки и каспии | Азербайджан (север) | 250 талантов серебра | |
XVI | Парфяне, Хорезм, Согдиана и арии (~2 000 000) | Таджикистан, Туркмения, Узбекистан | 300 талантов серебра | |
XVII | Париканиянцы и азиатские эфиопы (дравиды) (~2 000 000) | Пакистан (юго-запад) | 400 талантов серебра | |
XVIII | Матиены (хурриты), саспиры, алародии, армяне. | Армения, Грузия | 200 талантов серебра | |
XIX | Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы (Понт) | Турция (северо-восток) | 300 талантов серебра | |
XX | Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) | Пакистан | 360 талантов золотом (самая большая сумма) | |
(+) | Арабы (~1 000 000) | Иордания | 1000 талантов тимьяна ползучего. |
Кир II Великий. Рисунок с барельефа.
Колонна Кира II Великого. Пасаргады. («Меня воздвиг Кир. Я стою, чтобы свидетельствовать…»
Гробница Кира. Пасаргады.
Персеполь.
Персеполь (Persepolis)
Столица Древней Персии, заложенная Дарием, достроенная Ксерксом и сожженная Александром Македонским. Сохранилось от былого великолепия немного, но то, что осталось, впечатляет. Руины Персеполя – один из важнейших памятников древней истории Ирана, туристический символ Шираза. Это место стоит посетить.
Персеполь находится в пустыне, около 65 км к северо-востоку от Шираза. Город расположен на прямоугольной террасе, размерами 300 м на 500 м и высотой 13 м, которая примыкает к горе. На террасу ведет парадная каменная лестница.
Что сохранилось в Персеполе?
“Врата всех стран” – главный вход в древний город, украшенный четырьмя каменными человекобыками.
Ападана – главный дворец Персеполя. От него остались отдельные 20-метровые колонны, которые присутствуют на любой “визитной карточке” города. Кроме колонн сохранились многочисленные настенные барельефы с изображениями народов Древней Персии, причем без повреждений.
Дворец ста колонн. От колонн остались лишь основания и отдельные обломки, зато сохранилось несколько входных ворот с барельефами. Многие рисунки повреждены.
Дворцы Дария и Артаксеркса. Собранные воедино остатки древних ворот и колонн.
Руины дворцов объединены в единый ансамбль с музеями, остатками казарменных и хозяйственных помещений. Восстановленный фундамент древних построек позволяет увидеть структуру города, как-бы пройтись по его улицам.
В горе над городом высечены гробницы царей Артаксеркса II и III. Вход внутрь усыпальниц закрыт. Но с видовой площадки у гробниц открывается великолепная панорама Персеполя.
Вокруг руин обустроен целый туристический комплекс с отелями, кафе, сувенирными лавками, парковками. Здесь есть лесопосадки, куда иранцы приезжают с палаткой на пикник. Мусора тут набросано великое множество.
Время работы города-музея с 8 до 17 часов, стоимость входа для иностранцев – 150 тысяч риалов (около 4.5 $). Условия посещения других памятников древности в окрестностях Шираза такие же. О том, как добраться в Персеполь, рассказано ниже.
История Персии
Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.
История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.
И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.
Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.
Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).
Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.
Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.
С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.
Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.
Культура и искусство Древней Персии
Персидской системе государственного управления завидовали даже сами греки, они считали данную форму правления успехом персидской власти. Персия делилась на сатрапии, во главе которых стояли сатрапы т. е. «блюстители порядка», по факту сатрапа можно было считать губернатором, он наводил порядок на своей территории, он же собирал налоги, осуществлял правосудие и командовал местным войском.
Как ни странно, в Древней Персии были хорошие дороги, которые описывал еще Геродот, благодаря этим дорогом прекрасно работала почта.
В Персии получила свое развитие и торговля, в государстве была очень грамотная налоговая система чем-то схожая с современной нашей системой, при которой часть налогов шла в местный бюджет, другая часть принадлежала власти. Цари могли чеканить золотые монеты, а их сатрапы лишь серебряные и медные, которые в отличии от золотых могли ходить лишь по их доверенной территории.
Искусство древней Персии дошло до нас в виде архитектуры и скульптур, так до наших дней сохранились прекрасные барельефы персидских правителей, также источники свидетельствуют, что дворцы персидских царей были роскошными и славились богатым убранством.
Религия Персии
Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:
- Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
- Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
- Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
- Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.
Зороастрийский храм.
Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.
Религия персов
Персы также развивали религию, основанную на монотеизме, вере в одного бога.
Основоположником создания веры был Зороастр, или Заратустра (на старо-иранском языке). Многие его идеи были собраны в цикле стихотворений, называемых Гатами. Они стали частью священной книги персов — Авесты.
Заратустра считал, что земная жизнь людей — это всего лишь тренировка перед тем, что будет после смерти.
Каждый человек сталкивается в жизни с добром и злом, и выбор в пользу первого или второго, влияет на будущее человека. Некоторые теологи полагают, что идеи Заратустры получили свое продолжение в христианской религии, а также повлияли на развитие иврита.
Несмотря на достаточно мягкую форму управления, персы постоянно захватывали новые территории. Например, во время правления Ксеркса, в 480 г., империя хотела расширить свои границы до Греции.
Греческие города-государства объединились и противостояли врагу, разбив весь персидский флот.
Когда Александр Великий пришел к власти в 331 году, он положил конец персидским мечтам о расширении своей империи. Со временем он завоевал всю Персидскую империю.