No Image

Правление ивана грозного

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Пожар в Москве весной 1547 года

   Снова во дворце появились непотребные девки, причем многие пришли к царю по своей воле, чтобы снискать его милости и расположение к своим близким, ибо были среди них дочери, и племянницы, и сестры доброродных людей – стольников, окольничих, даже князей и бояр. Анастасия впала в немилость. Царь изредка допускал ее к себе и редко исполнял ее просьбы.   11 апреля 1547 года Анастасия попросила принять на службу во дворец своего родственника Василия Захарьина, и муж, почему-то рассмеявшись, согласился принять его завтра же.   На следующий день Иван велел быть Анастасии к столу, и она пришла, не увидев за столом ни одной женщины, зато сразу же усмотрела в углу столовой палаты одинокую фигуру в дурацком наряде и колпаке с бубенчиками.   Шут стоял, опустив голову и закрыв руками лицо.   – Васька Захарьин! – крикнул Иван шуту. – Подойди к столу, поблагодари царицу за милость. Это она упросила меня взять тебя на службу.   Шут, подойдя, произнес:   – Спасибо тебе, матушка-царица! Пожаловала и превозвысила ты и меня, и весь наш род. Однако же и ты, и сам государь зло горазды шутить, и вам бы обоим пристало шутами быть.   Анастасия лишилась чувств, а Василий Захарьин сразу же после обеда был выставлен один на один против свирепого медведя и умер в мучениях, растерзанный голодным зверем.   Слух о происшедшем в тот же день вылетел за стены Кремля, и когда назавтра, 12 апреля, вспыхнул в Москве пожар, его сочли за наказание Господне, ибо преступление было и кощунственным, и ужасным, и столь же ужасной должна была быть и кара небесная.   Так оно и случилось: этот пожар оказался страшнее всех других. Вся Москва, горевшая два месяца, превратилась в пепел и прах.   Вот какие подробности о пожаре приводит в книге «Из истории Москвы» В. В. Назаревский: «Весною, 12 апреля, выгорела часть Китай-города, примыкавшая к Москве-реке. Одна крепостная башня, служившая пороховым складом, взлетела на воздух с частью китайской стены. Затем, 20 апреля, выгорела часть посада около устья Яузы, на Болвановке, где жили кожевники и гончары. 21 июня вспыхнул новый, еще не виданный с изначала Москвы пожар. Он пошел от Воздвиженья на Арбат и сжег все Занеглименье. Поднявшаяся буря погнала отсюда огонь на Кремль: там загорелся верх Успенского собора, крыша царских палат, двор царской казны. Благовещенский собор с его драгоценными иконами греческого и русского письма (Андрея Рублева), митрополичий двор и царская конюшня.   Погорели монастыри – Чудов и Вознесенский, и погибли все боярские дома в Кремле. Одна пороховая башня с частью стены взлетела на воздух. Пожар перешел в Китай-город и истребил оставшееся от первого пожара. На Большом посаде сгорели: Тверская, Дмитровка до Николо-Грачевского монастыря, Рождественка, Мясницкая до Флора и Лавра, Покровка до не существующей теперь церкви св. Василия, со многими храмами, причем погибла масса древних книг, икон и драгоценной церковной утвари.   Около двух тысяч народу сгорело живьем, митрополит Макарий едва не задохся от дыму в Успенском соборе, откуда он своими руками вынес образ Богоматери, написанный святителем Петром. Владыка, в сопровождении протопопа Гурия, несшего Кормчую книгу – свод правил и законов, определявших церковную жизнь, взошел на Тайницкую башню, охваченную густым дымом. Макария стали спускать с башни на канате на Москворецкую набережную, но тот оборвался, и владыка так ушибся, что едва пришел в себя и был отвезен в Новоспасский монастырь. Царь с семьей и боярами уехал за город, в село Воробьево.   Интрига пустила в народ молву, будто Москва сгорела от Глинских, родственников царя. Бабка его, княгиня Анна, будто разрывала могилы и из покойников сердца вынимала, высушив их, толкла, порошок сыпала в воду, а тою водою, ездя по Москве, улицы кропила, от того-де Москва и сгорела. В городе начались народные волнения».

Конец правления избранной рады

Закончила она свое существование в 1560 году, когда противоречия, внутриполитические и внешнеполитические противоречия между ней и Иваном IV, стали непреодолимыми.

Рада просуществовала до 1560 года. Потом она распалась.

Причин тому множество, как внутриполитические события, так и совершенно непреодолимые внешнеполитические противоречия между членами рады и царем. Рада распалась, но значение ее деятельности было поистине огромным. Она заложила основы самодержавно-крепостнической государственности с одной стороны, а с другой стороны — это был огромный шаг на пути к централизации, но централизация эта предполагала и усиление личной власти царя. На это была направлена опричнина, введенная царем позже.

Личность Ивана IV

Родился Иван, будущий царь, 25 августа 1530 года в браке правящего на тот момент Василия III и его жены Елены Глинской, происходящей от литовских князей. Известная наследница византийских императоров Софья Палеолог являлась бабушкой новорожденному, а великий царь Иван III приходился дедушкой.

Василий III – отец Ивана IV

Предания гласят, что в честь рождения сына Василий Иванович велел заложить Церковь Вознесения в селе Коломенском. Когда же Ивану исполнилось всего лишь 3 года, его отца настигла серьёзная болезнь. Василий III, предвидя свою скорую смерть, собрал комиссию для управления государством, получившую название «Семибоярщина» (не путайте ее с «семибоярщиной» Смутного времени).

В состав этого государственного органа вошли следующие лица: Андрей Старицкий; М. Л. Глинский (являвшийся дядей матери Ивана – Елены Глинской); Василий и Иван Шуйские; М. Захарьин; М. Тучков и М. Воронцов. Василий III задумывал, что собранная им комиссия сохранит порядок в государстве и будет «органом-регентов» при малолетнем князе.

В 1533 г. Василий III Иванович умирает, оставляя престол своему сыну. После смерти князя начинается борьба боярских группировок (Бельские и Шуйские) за власть.

Вопрос воспитания Ивана не волновал воющие кланы. С детства Иван IV становится мнительным, жестоким и преисполненным недоверия к представителям боярства.

В 1538 году умирает и мать Ивана – Елена Глинская. По некоторым из версий она была отравлена боярами, что тоже не могло не сказаться негативно на психике будущего царя.

В 1545 году он достигает совершеннолетия, а через пару лет в 1547 году не без влияния митрополита Макария наследник решает венчаться на царство. Историки расходятся в том, чья инициатива послужила причиной этого события: некоторые считают, что Иван Грозный уже с детства был властолюбив.

В личной жизни Ивана Грозного было порядка шести-семи жён. Из них брак лишь с четырьмя была зафиксирован венчанием.

Самым неоднозначным и интересным для историков становится первый брак Ивана Грозного. Посовещавшись с митрополитом Макарием, шестнадцатилетний царь устраивает смотр невест с целью выбрать себе одну из них.

При выборе жён он руководствуется не знатностью рода девушки, а её личными заслугами. Выбор его падает на Анастасию Захарьину.

Брак их длился 13 лет вплоть до того момента, пока Анастасия внезапно не умерла в 1560 году. Смерть любимой жены оставила свой отпечаток на психике Ивана IV. Отмечается, что именно после этого события царь переживает переломный момент в своём характере, поведении и в особенностях правления.

Далее следовали ещё 3 законных брака. После них церковь уже не фиксировала отношения царя.

Сам царь признавал за собой страсть к «блуду».

Также фигура Ивана Грозного характеризуется эрудированностью, которую можно проследить в его многочисленных переписках с князьями, иностранными королями и воеводами.

Среди его адресатов числится Андрей Курбский, Елизавета I, Стефан Баторий, Ян Рокита и прочие.

Исследования показывают, что в последние годы жизни Иван Грозный мучился от болезни и практически не мог передвигаться самостоятельно. Нервозность и далеко не здоровый образ жизни сказались на внешнем виде Ивана IV: для своих 50 лет он выглядел ужасно старо.

Смерть Ивана Грозного», гравюра Ю.С.Барановского

18 (28) марта 1584 года царь Иван IV Грозный скончался. Существует версия, что смерть настигла его в тот момент, когда он играл в шахматы.

История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Венчание Ивана IV на царство

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

Перечень венчаний на царство

О коронации первого царя см. венчание на царство Ивана IV.
О последней коронационной церемонии см. коронация Николая II и Александры Фёдоровны

Венчание на царство Елизаветы. Раскрашенная гравюра коронационного альбома (1744).

Александр II коронует Марию Александровну (хромолитография М. Зичи).

  • Иван IV (1547)
  • Симеон Бекбулатович (1575)
  • Фёдор Иоаннович (1584)
  • Борис Годунов (1598)
  • Лжедмитрий I (1605) — единственная тройная коронация русского царя

    Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги
  • Василий Шуйский (1606)
  • Михаил Фёдорович (1613)
  • Алексей Михайлович (1645)
  • Фёдор Алексеевич (1676)
  • Иван V и Пётр I (1682) — уникальная совместная коронация соправителей

    Екатерина Алексеевна (1724) — отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I)
  • Пётр II (1728) — первая коронация императора
  • Анна Иоанновна (1730)
  • Елизавета Петровна (1742)
  • Екатерина II (1762)
  • Павел I и Мария Фёдоровна (1797) — первая из шести подряд совместная коронация супругов
  • Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)
  • Николай I и Александра Фёдоровна (1826)
  • Николай I и Александра Фёдоровна (1829) — коронация в Варшаве (на Царство Польское)
  • Александр II и Мария Александровна (1856)
  • Александр III и Мария Фёдоровна (1883) — максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности
  • Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

Самостоятельное правление

Венчание на царство

16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси.

Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову)

Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля

Первый шок самодержца

Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.

В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова. Народное негодование было направлено на Глинских, которых обвинили в колдовстве и разжигании пожара. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы.

В очередной раз случилось противоречие – царь был уверен в безграничности свой власти, но увидел силу природы, вызвавшую пожар, силу людей, поднявших восстание.

Система управления государством

Систему управления Россией при правлении Ивана Грозного нужно делить на 2 этапа:

  • Период после реформ Избранной Рады.
  • Период опричнины.

После реформ систему управления можно графически изобразить следующим образом.

В период Опричнины система была другой.

Был создан уникальный прецедент, когда одновременно в государстве было 2 системы управления. При этом Иван 4 сохранял за собой титул царя в каждой из этих ветвей управления страной.

Царский венец

Венцы монархов допетровского времени

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Венчание Ивана IV на царство

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

Опричнина Ивана IV Грозного

Суть опричнины — в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати и укрепления централизации власти в государстве, с 1565 по 1572 год.

Особенное недовольство князей вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством. Многие из дворян, бояр и даже князей стали сбегать заграницу, в том числе в Речь Посполитую, являющуюся текущим противником Русского царства.

Портрет Малюты Скуратова — одного из главных опричников Ивана Грозного. Художник П. В. Рыженко

Среди историков существует несколько версий причин опричнины:

  1. Разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной. Царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе. Царь отдал предпочтение программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады».
  2. Отрицательные особенности характера Ивана Грозного сыграли  решающую роль — он не желал слушать людей, не согласных с его политикой, во всём и всех вокруг видел недоброжелателей плетущих интриги и встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам.

Поход на Новгород

Карта с направлениями походов Ивана Грозного на Новгород и Псков
В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах.

Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.После того как царь покинул Псков и вернулся в Москву — начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники.

Конец опричнины

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну. Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти.

Неудачные действия против Девлет-Гирея в 1571 году привели к окончательному уничтожению опричной верхушки первого состава: глава опричной думы, царский шурин М. Черкасский (Салтанкул мурза) «за намеренное подведение царя под татарский удар» был посажен на кол; ясельничий П. Зайцев повешен на воротах собственного дома; казнены были также опричные бояре И. Чёботов, И. Воронцов, дворецкий Л. Салтыков, кравчий Ф. Салтыков и многие другие. Причём расправы не утихли даже после битвы при Молодях — отмечая победу в Новгороде, царь топил в Волхове «детей боярских», после чего был введён запрет на само имя опричнины. Тогда же Иван Грозный обрушил репрессии на тех, кто помогал ему прежде расправиться с митрополитом Филиппом: соловецкий игумен Паисий был заточён на Валааме, рязанский епископ Филофей лишён сана, а пристав Стефан Кобылин, надзиравший за митрополитом в Отроче монастыре, был сослан в далёкий монастырь Каменного острова

Методы правления

По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство (1547 год) – это начало периода жестокости, насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Примером может служить жалоба 70 псковичей на бесчинства наместника — князя Пронского. За это царь подверг жалобщиков жестоким пыткам. Это повлекло за собой вседозволенность местных управителей. Почувствовав безнаказанность, они продолжали бесчинствовать.

Вседозволенность и ее последствия не заставили долго ждать расплаты: начался кровавый террор. Это вызывало смуту, народные волнения в Москве и других городах. Для подавления недовольства применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.

Венчание на царство Ивана Грозного

Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание – неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы. Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей. Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию. Начались бунты, восстания, смута. Венчание Ивана Грозного на царство обернулось для него тяжелым испытанием.

Надо было решать важные задачи: укрепить «суд и правду» и дальше расширять Русь Православную. Об этом мечтал еще Великий князь Московский – Иван III, заложивший ядро Российского государства. Однако на пути стояло много препятствий. Каждое княжество тяготело к самостоятельности. Бояре между собой боролись за власть. Князья стремились к могуществу и величию.

История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Венчание Ивана IV на царство

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

Первые трудности

Не прошло еще и полгода после того, как Иван IV взошел на трон, как Россию охватили крупнейшие пожары, что стало для молодого царя настоящим испытанием. 21 июня 1547 года огонь фактически полностью уничтожил Москву: сгорело 26 тыс. домов, погибло около 2 тыс. человек.

Как ни парадоксально, но ответственность за поджог народ возложил на царскую чету и приближенных к ним князьям Глинским. Иван IV вместе с супругой были вынуждены уехать в Подмосковье, семья Глинских нашла убежище в монастыре.

Населения города устроило вечевой собор, на котором было принято решение помститься организаторам поджога. Горожане разгромили поместье Глинских и убили одного из представителей рода.

Царю все-таки удалось пойти на перемирье с жителями Москвы, но впереди его ожидало новое испытание – восстания в других городах. Неурожай и повышение налогов стало причиной бунта среди крестьян, которые стояли на пороге голода.

Царем был принят ряд реформ, которые по большому счету не повлияли положительно на социально – экономическое состояние в стране, а только поспособствовали ее централизации. В первые месяцы правления царя, фактическая власть в стране принадлежала Глинским, которые как ближайшие родственники его матери имели огромное влияние на решения Ивана Васильевича.

Но после событий лета 1547 года, род Глинских пал. Царь впервые осознал все сложности единоличного правления и выработал собственную систему политики усиления власти Ивана Грозного, которой оставался верным до последних дней своего царствования.

Величие и жестокость

Иван IV венчался на царство 16 января 1547 г., став первым в русской истории царем. Начиная с его правления, Москва стала столицей царства Московского, которое с тех пор сравнивали с Римской и Византийской империями. Согласно официальной идеологии того времени, Россия рассматривалась как уникальное государство, где «сошлись все царства»: в ней соединились могущество Рима, православие Константинополя и святость Иерусалима. Основу мировоззрения царя составляла идея самодержавной православной империи, что стало основанием многих его поступков.

Большая часть эпохи царствования Ивана Грозного прошла в Кремле (Музей-заповедник «Московский Кремль»), который был главной резиденцией московских государей. Все торжественные мероприятия проходили в главном храме Русского государства — Успенском соборе (Кремль, Соборная площадь). Там произошло и венчание Ивана IV на царство шапкой Мономаха (в настоящее время шапка хранится в Оружейной палате Московского Кремля). При Иване Грозном также достраивался и украшался Благовещенский собор Кремля, являвшийся домовой церковью великих князей и царей московских.

В правлении царя традиционно выделяют два периода: до введения опричнины в 1565 г. и после него. Первый период характеризовался проведением реформ «Избранной рады», созданием нового уложения законов («Стоглава»), системы «приказов» — аналога министерств. В это время были одержаны военные победы над Казанским и Астраханским ханствами, в результате которых к России были присоединены обширные территории на востоке и юге. Площадь Русского государства в годы правления Ивана Грозного увеличилась в два раза и достигла 5,4 млн км². Это больше, чем территория современной Европы.

Комментировать
0