Краткое содержание
События ленты “Груз 300” разворачиваются в 1986 году неподалеку от Кабула. От границы в сторону столицы Афганистана движется колонна советской военной техники, ее маршрут проходит через единственный уцелевший мост. Этот факт становится известным отряду душман, которым руководит американский инструктор-советник Купер (Ромуалдс Анцанс). Он подготавливает операцию по ликвидации сил противника путем блокады моста, во время пересечения его техникой.
В состав группы, кроме зарубежных военных специалистов, входит репортер известного западного печатного издания. Он должен фиксировать происходящее и предоставить в редакцию сенсационную статью о разгромной операции. Хитроумный Купер сначала организовывает инсценировку ночного нападения на геологическую экспедицию ученых из СССР.
Напуганные гражданские решают отправиться в Кабул, присоединившись к военной технике. Но у моджахедов иные планы, они намерены использовать их транспорт, чтобы незамеченными ближе подобраться к советским военным.
Сюжет:
Действие фильма Груз 300 происходит в середине 80-х годов прошлого века в Афганистане. Иностранный журналист диверсант Купер получает секретную информацию о передвижении колонны советской бронетехники и живой силы от границы к Кабулу.
Купер планирует операцию по уничтожению колоны и подготовку сенсационного материала для прессы, для этого оператор должен снять заключительный этап по уничтожению колонны на видеопленку. Иностранными инструкторами, готовиться две диверсионные группы.
Одна группа, под руководством самого Купера, должна проникнуть в тыл территории, контролируемой советскими войсками, и уничтожить единственный разборный мост через реку. Другая группа должна будет огнем из минометов и гранатометов расстрелять заблокированную у реки колонну.
В это время советские геологи проводящие геологоразведку в горах Афганистана подверглись нападению душманов, охрана станции, состоящая из солдат афганской армии, разбежалась, а геологи, бросив дорогое оборудование, на двух грузовиках сумели уйти. На одном из постов грузовики были остановлены, и советский офицер советует геологам двигаться навстречу колонне, что бы под ее прикрытием безопасно добраться до Кабула.
Вместе с ними офицер отправляет и старшего сержанта Чебакова, отслужившего свой срок. Но Купер, со своими людьми, переодевшись в форму советских военнослужащих, захватывает грузовики с геологами. Угрожая оружием, Купер требует от геологов ехать к мосту. Колонна под прикрытием двух вертолетов, тем временем медленно приближалась к мосту с другой стороны.
Заметив с воздуха приближающиеся грузовики, командир «борта» сообщает о них старшему колонны. «Земля» приказывает «бортам» снизиться и тщательно проверить «коробочки». Но ничего подозрительного летчики не увидели. Заметив следящие за ними вертолеты, Купер требует ускорить движение.
Понимая, что колонне угрожает опасность, водитель задней машины, ускорившись, таранит впереди идущую машину, в кузове которой лежали железные трубы. Одна труба протыкает Купера насквозь. Завладев его автоматом, геолог открывает огонь по спрятавшимся в кузове душманам. Так одна группа диверсантов, которая должна была взорвать мост, была уничтожена. В это время в ауле другая диверсионная группа из числа моджахедов захватывает автобус и начинает движение в сторону моста.
Советское командование, зная, что мост самое уязвимое место, выбрасывает в район переправы десант, который занимает оборону и вступает в бой с прибывшими на автобусе моджахедами. Но так как мост не был взорван, и моджахедам не удалось достигнуть внезапности советские подразделения, вступившие в бой, уничтожили их, потеряв при этом девять человек убитыми, тринадцать получили ранения…
Груз 300 (фильм 1989) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
Если фильм «Груз 300» не воспроизводится, выберите в окошке другой плеер
1 плеер2 плеер
ОЦЕНИТЬ ФИЛЬМ “Груз 300”
История возникновения термина
С 1979 по 1989 год на территории Советского Союза засекречивалась информация о числе погибших солдат в ходе боевых действий в Афганистане. Когда-то понятие цинкового гроба простому советскому гражданину было незнакомым. По прошествии времени в жаргоне у россиян появились термины «цинки» и «консервы». В обиходе «печальный груз» называли «цинковым ящиком» или «цинковым гробом».
8 октября 1985 года министр обороны подписал специальный приказ, в котором был определен порядок транспортировки погибших военнослужащих. Согласно указу к сопроводительной документации на гроб с мертвым человеком прикладывался талон на 200 кг (в случае перевозки авиалиниями) или 300 кг (железнодорожным сообщением). Именно столько составляет примерный условный вес цинкового гроба с телом погибшего. Следует также заметить, что номер приказа был двухсотый.
Значение слова «груз» также связано с министерским приказом. Термин стал широко использоваться при передаче секретных извещений диспетчерскими службами. «Груз 200» – это был своего рода голосовой шифр российских летчиков с целью предотвращения утечки информации. В прошлом веке понятие использовалось только по отношению к авиаперевозкам тел мертвых бойцов. В наше время вид транспорта не играет никакой роли.
Трупы убитых бойцов помещают в хорошо запаянный цинковый гроб. Затем его устанавливают в сколоченный деревянный ящик для перевозки к месту погребения. Как уже было сказано, условное кодированное обозначение используют при транспортировке авиатранспортом и железнодорожными путями. Если говорить о перевозках машиной, рекой или морем, то здесь подобное понятие не используется – в данном случае ставят отметку «Гроб с телом погибшего».
Наконец, согласно еще одной версии, появление термина связано с названием типовой формы документа, сопровождавшего труп. Бланки 200 и 300 заполняются для разрешения транспортировки тел.
Почему хоронят и перевозят в цинковых гробах
Не только в России, но и во множестве других стран тела погибших перевозят только в цинковых гробах. К слову, это правило относится не только к транспортировке солдат, но и гражданских лиц, умерших вдали от своего места проживания. Согласно правилам перевозок, вес цинкового гроба вместе с телом и деревянным ящиком, в котором перевозится гроб, не должен составлять более 200 килограммов — это, как мы уже знаем, в случае транспортировки самолётом. Цинковый гроб представляет собой герметично запаянный контейнер, внутри которого размещается тело погибшего.
Цинковые гробы, готовящиеся к отправке из Афганистана
Благодаря герметичности контейнера тело разлагается намного медленнее, чем в обычном деревянном гробу. К тому же, из-за герметичности неприятный запах, исходящий от трупа, не распространяется по грузовому отсеку самолёта или вагону поезда. А ещё такой способ перевозки тел предотвращает распространение болезней. Раз гроб с телом герметичен, то в воздух не могут попасть микроорганизмы, вызывающие болезни. Ведь в цинковых гробах перевозят не только погибших солдат, но и людей, умерших из-за различных болезней. Хоронят в них умерших больных по той же причине — чтобы не допустить заражения из-за вскрытия герметичного контейнера. Солдат же опускают под землю в цинковом гробе в том случае, если от тела мало что осталось или оно находится в совершенно неприглядном виде.
Выбор цинка в качестве материала для гробов обуславливается и другими факторами. Этот металл стоит не слишком дорого и, к тому же, не подвержен влиянию ржавчины. Неслучайно цинк добавляют к другим металлам, чтобы продлить срок службы изделия.
Почему цинк?
Почему же власти большинства стран разрешают транспортировку тел исключительно в цинковых гробах? На это есть несколько причин. В первую очередь запаянный контейнер препятствует распространению неприятного запаха, зачастую исходящего от трупа. Во-вторых, благодаря герметичности ящика, ткани усопшего разлагаются значительно медленнее, а, значит, даже если дорога окажется долгой, тело прибудет на место захоронения в должном виде.
Несомненно, немаловажную роль играет и тот факт, что закрытый металлический гроб является определенной защитой окружающих его людей от всевозможных инфекций и микроорганизмов. Кроме того, цинк является весьма практичным материалом для подобных грузов. Цинк не подвержен коррозии, именно поэтому его часто используют для защиты других металлов от ржавчины. А также цинк сравнительно доступен по стоимости.
Особенности производства
В производственном процессе фильма было задействовано множество различной боевой техники, активно использовавшейся по назначению в 80-е гг. В качестве массовки выступали военнослужащие Туркестанского и Среднеазиатского военных округов и студенты-афганцы, получавшие образование в Душанбе. Консультировать создателей был приглашен Евгений Бунтов ветеран Афганской войны. Картинка фильма “Груз 300” (1989) поражает специфической военной красотой, созданной без использования пресловутой компьютерной графики. Это заслуга не только режиссера Кузнецова, но и оператора Геннадия Трубникова.
Технической команде картины удалось создать честный фильм. В нем отсутствует кинематографическое кокетство, сейчас очень свойственное современным постсоветским визионерам. Многие отечественные кинодеятели позиционируют военную драму как фильм-поступок, из-за ощутимости полной самоотдачи актерского ансамбля и съемочной группы проекта.
Транспортировка тела
Согласно правилам, тело должно транспортироваться в запаянных и закрытых цинковых гробах. После этого гроб укладывают в хорошо сколоченный деревянный ящик, который предназначен специально для этих целей:
- Если транспортировка погибшего тела осуществляется речным средством, то вес ящика с телом погибшего солдата не должен превышать 100 килограмм.
- Если транспортировка производится железнодорожным способом, то максимальный вес ящика должен быть не более 300 килограмм.
- Если же тело транспортируется воздушным способом (вертолётом или самолётом), то, по нормам, вес ящика с погибшим телом не должен превышать 200 килограмм.
Критика
В результате, пронизанная пунктирной характеристикой персонажей, история отдельно взятого сражения, склеенная в одно целое батальными эпизодами, стала основой фильма “Груз 300”. Отзывы картина получила неоднозначные. Небольшое количество весьма экспрессивных рецензий носили диаметрально противоположную оценку. Одни авторы характеризовали ленту, как порождающую сильнейшие эмоции. Другие как недостаток рассматривали преобладание визуального над чувственным, «внешнего» над «внутренним».
Но разница в оценке картины является лишь еще одним подтверждением тому, что она как минимум имеет полное право на существование
А съемочную группу стоит поблагодарить только за то, что напомнили о важном периоде в истории нашего государства. Напомнили о том, как наши солдаты шли на смерть за геополитические интересы страны так же отчаянно, как и их отцы и деды под Сталинградом
Рейтинг фильма IMDb: 5.90.
Опыт насилия
Катрин Ненашева: В мае прошлого года я ездила в Донецк, в Горловку — оттуда часть моей семьи. Это была именно что семейная поездка, но очевидно, что местные спецслужбы думали немного о другом. В общем, меня и моего товарища задержали для установления личности, а после этого отвезли в какие-то подвалы, надели наручники и мешки на голову, стали избивать. Всю ночь из нас пытались выбить показания, что мы якобы готовим какую-то акцию на территории ДНР. Для меня это был первый опыт насилия как такового, психологического и физического. Слова «пытки» до этого в моём словаре не было, но потом мы с товарищем начали осознавать, что произошло, рассмотрели побои и поняли, что оно в этой ситуации вполне уместно.
А потом у меня началось настоящее посттравматическое стрессовое расстройство, в первый месяц после произошедшего насилия психика довольно сложно себя вела. Были мания преследования и дереализация, большой страх перед будущим. Я стала очень много читать о том, как люди болеют ПТСР. В частности, наткнулась на мысль, которую мы в дальнейшем вложили в спектакль: человек, который совершает насилие, тоже может находиться в посттравматическом стрессе по разным причинам
Поэтому важно не демонизировать людей, которые совершают насилие, а как-то разговаривать с ними. В то же время я сделала, что называется, каминг-аут, рассказала об этом опыте
И столкнулась с большой волной обесценивания — это, к сожалению, стандартная практика для части общества. Когда люди рассказывают о каких-то насильственных опытах, это очень часто обесценивают. Конечно, на тот момент это усилило мой посттравматический синдром.
Саша Старость: Я сама подвергалась насилию в острых отделениях психиатрических больниц. У меня было две недобровольных госпитализации, и это отдельная тема: то, каким образом там всё организовано — это не что иное, как институциональное насилие. Конечно, ты знаешь, что тебя там по крайней мере не убьют. Но ощущение ограниченности свободы воли и бесконтрольности тела, уверенности, что тебя могут раздевать когда угодно, трогать как угодно и вообще обращаться с тобой сколько угодно небрежно, — это тоже травмирующий опыт. Особенно если учитывать, что людей в острые отделения привозят, когда они находятся в самом тяжёлом состоянии, легко понять, что выздоровлению вся эта атмосфера не способствует никак.
Меня очень пугала история Кати. Никогда ничего подобного не происходило с моими близкими, а Катя на тот момент уже была моей подругой. Я прекрасно помню день, когда узнала, что случилось, помню ощущение, что я не могу ничем помочь и даже не знаю, где она находится — у меня не было возможности с ней связаться. Было очень страшно. ПТСР может ощутимо задевать людей рядом с теми, кто его переживает, и я тоже испытывала тревогу. Я не понимала, с чем она связана, я не знала подробностей задержания, да и никто не знал.
Мне было просто неприятно находиться и существовать в городе. В голове крутилась глупая детская мысль, что я продолжаю ходить в кафе и пить кофе, а где-то там пытали мою подругу. Как после этого жить и делать вид, что ничего не происходит? Когда это немного отошло, мне захотелось, во-первых, как-то помочь Кате.
Катрин: Я поняла, что меня могут спасти реальные истории людей, которые пережили институциональное насилие и на которых оно оставило большой след
Мне было важно узнать, как люди это пережили, как изменилось их ощущение себя и собственного тела. К сожалению, ни в искусстве, ни в медиа я не нашла таких живых историй, поэтому стала собирать их сама, связалась с несколькими общественными организациями, ездила к людям в другие города — в Ярославль, например
Ещё я хотела показать портреты людей, которые пережили такой опыт, чтобы зрители выставки и подписчики в соцсетях за пределами арт-тусовки перестали бояться этой темы. Многие после начала этого разговора отошли от отношений со мной. «Груз 300» — это история о том, что с людьми остаются травмы и с ними нужно учиться жить дальше и окружающим, которых пытки или институциональное насилие не коснулись прямо. Глупо это отвергать, как отвергать, например, бывших заключённых и людей с психическими расстройствами — они все находятся рядом. Чем больше происходит системного насилия, тем больше рядом с нами таких невидимых людей.
Незаживающая рана
На самом деле авторы не сняли кино о том, что можно оправдывать ввод советских войск, также не сняли фильм о том, как советские герои выполняли «интернациональный долг». В ленте “Груз 300” они стремятся показать, как было все на самом деле. Эта попытка не только искренняя, но и вполне профессиональная.
Режиссеру удалось подобрать нужные типажи и слова, от которых сердце замирает и возникают щемящие практически забытые большинством современников ощущения. Во многом это случается благодаря животрепещущей тематике картины. Афганская война практически не освещена отечественным кинематографом, поэтому подростки не знают, что это была за война, какой она оставила след, какие принесла результаты. А тут в памяти всплывает крылатое утверждение Михаила Ломоносова, который говорил, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Впору бы задуматься.
Другие грузы с номерами
Кроме «груза 200», в обиходе российских военных есть и другие термины, которыми обозначаются различные «грузы». Например, раненого солдата, вывозимого с места боя на самолёте, вертолёте или другом транспорте, называют «грузом 300». Так повелось из-за номера типового бланка, который заполняется при перевозке раненого.
Есть и другие обозначения различных грузов. Так, перевозимые деньги называют «грузом 700», а боеприпасы — «грузом 100». Во время военных действий военнопленные при перевозке числятся как «груз 400». «Грузом 500» называют перевозимое золото, а «груз 800» обозначает химическое оружие.
Интересно: Как «советский Джеймс Бонд» Рихард Зорге узнал о начале Второй мировой войны за два месяца до выступления немецких войск
Помощь в организации транспортировки раненых солдат (груза 300)
Ритуальная служба ВМК понимает, как важно до последнего стремиться отсрочить летальный исход близкого человека. Уход из жизни – необратимое явление, и потому необходимо приложить максимум усилий, чтобы предотвратить неизбежное
Наша компания сотрудничает со многими военными госпиталями по всей России. Для военнослужащих, побывавших в горячих точках, предоставляется максимальный уход и медицинское обслуживание. В случае, если родственники предпочитают произвести транспортировку раненного из одного лечебного учреждения в более специализированное или расположенное в территориальной близости к дому, мы готовы оказать всяческое содействие в данном вопросе.
По номеру 8 (800) 600-64-74 вы получите расширенную консультацию относительно перевозок груза 300 в пределах страны и за рубеж. Отвечаем на звонки и выезжаем по вашему адресу круглосуточно.
Правила перевозки
Перевозка тела человека, скончавшегося вдали от своего постоянного места жительства, осуществляется только в контейнере из цинка. Это правило действует во всех цивилизованных странах мира. Цинковый гроб с покойным должен быть запаян и помещен в чуть больший по размеру деревянный ящик. В промежуток между их стенками засыпают опилки. По прибытии в назначенный пункт усопший может быть захоронен прямо в цинковом гробу (особенно это касается сильно изувеченных тел), а также может быть изъят из него и перемещен в обычный гроб из дерева.
Цинковые контейнеры чаще всего перевозят в грузовых вагонах железнодорожного транспорта, а также в самолетах, совершающих регулярные авиарейсы. На руках у сопровождающего груз, кроме свидетельства о смерти, должны иметься справка от соответствующих санитарных органов (для предотвращения эпидемий опасных заболеваний) и справка о невложении, свидетельствующая о том, что в запаянном гробу нет никаких посторонних предметов.
Груз 300
Груз 300 – термин из военного обихода, означающий транспортировку раненого воина из горячей точки. Так же, как и пометка «груз 200», этот термин имеет истоки в Афганской войне. При оформлении сопроводительной документации на перевозку раненого бойца заполняли типовую форму бланка под номером 300. В наши дни словосочетание «груз 300» используется военными и представителями спецслужб. Термин употребляют в переговорах для обозначения количества раненных солдат, нуждающихся в незамедлительном вывозе с территории боевых действий.
В сфере железнодорожных перевозок практикуется использование термина «груз 300» для обозначения условного веса в 300 кг при транспортировке тела покойного в цинковом гробу, вставленном в деревянный ящик.
Согласно правилам грузовых перевозок, термины «груз 200» и «груз 300» указываются только в транспортных накладных. Примером является отправка из места гибели человека урны с прахом или гроба в указанный населенный пункт. Допускается доставка груза 200 и 300 с сопровождением или без сопровождения. Транспортировка может быть осуществлена автомобилем, авиатранспортом, железной дорогой.
Наиболее дорогостоящий способ – авиаперевозка через океан. Из-за высокой стоимости такой способ доступен ограниченному числу родственников погибших. Железнодорожная перевозка осуществляется по более выгодным тарифам, но большим недостатком для длинных расстояний является длительность перевозки. От этого страдает состояние тела, даже забальзамированного, а родственникам погибших такая перевозка добавляет хлопот и трудностей.
Совместная работа
Катрин: Тема переживания некой травмы насилия оказалась благодатной почвой для объединения людей в активизме и творчестве. Лично для меня «Груз 300» — это всё равно в каком-то роде социализация после пережитого. Когда начался ПТСР, в самый острый период я получила мало поддержки близких, и мне приходится восполнять эту нехватку безопасности в первую очередь творческими проектами. Все вытекающие из темы насилия — обесценивание, невозможность добиться какой-то справедливости и даже отместки — это всё объединяет людей. Всё началось с переживания осознания, что можно жить дальше, и двинулось к разговору об этом и осмыслению опыта. Для меня скорее неудивительно, что такая «история болезни» может сплотить очень разных людей.
Саша: Мне кажется, что насилие и взаимоотношения, которые предполагают агрессивное взаимодействие, — это черта человеческого комьюнити вообще. Это то, что просто в нас есть. И несмотря на то, что сегодня мы живём в структурном цивилизованном обществе, эпизоды насилия возникают так или иначе. Даже там, где права человека уважают больше, чем в современной России. У людей есть естественный интерес к тому, что такое насилие. Многие, и мы в частности, пытаются познать его в такой игровой форме, через творческое переживание. Поэтому мы не забываем, что зритель — тоже участник проекта. У всех, кто к нам приходит, есть возможность просто проявить любопытство и нащупать собственные границы.
Так получилось, что в процессе работы над «Грузом 300» собрались люди, которые очень хорошо друг друга дополняют. Нам негде толкаться локтями, нет конкуренции за зоны влияния — у всех свои сильные стороны.
Полина: У нас высокий градус творческой активности, потому что в работе много свободы. По идее, мы делаем спектакль про пытки, но никто не запрещает мне рассказывать о близком, но другом опыте. Все мы готовы принять любую идею другого участника и рассмотреть её.
Катрин: В «Грузе 300» вы можете примерить на себя несколько опытов: человека, который совершает насилие, человека, над которым совершается насилие, или просто наблюдать за тем, что происходит. Мы создаём искусственные условия, через которые можно оглянуться на свою повседневность и подумать, есть ли в вашей жизни созависимые отношения, можете ли вы из них выйти, что делать с этим дальше. Так что это не только социальный проект, но и в какой-то степени терапевтический.
Саша: Это исследование выбора, который мы делаем в отношении насилия и агрессии, а это, как я уже говорила, очень естественная вещь — зрителю не нужен какой-то бэкграунд и знания по теме, чтобы разобраться в происходящем. Другой вопрос, что спектакль действительно может быть для кого-то триггерным, в нём не очень легко участвовать.
Катрин: Но хотим отметить, что в рамках спектакля работает психолог. У нас есть комната, куда люди могут пойти и поговорить с ним. Там происходит отдельное взаимодействие: те, кто приходит в эту комнату, тоже объединяются, общаются, поддерживают друг друга. После показа на обсуждении мы ещё раз предлагаем людям воспользоваться бесплатной помощью нашего психолога, проработать опыт и понять, чем он для тебя ценен. Мы заботимся о тех, кто к нам приходит.
Олеся: «Груз 300» — в первую очередь исследование. Исследование того, как появляется насилие, как оно функционирует и возможно ли его остановить.
ФОТОГРАФИИ: Катрин Ненашева/Facebook
Правила и особенности перевозки груза 300
Основная цель транспортировки раненого – обеспечить его успешную доставку до лазарета с причинением минимума дискомфорта. Потому командным составом армии предпринимаются максимальные усилия для достижения данной задачи. Независимо от выбора транспортного средства, предписываются соответствующими инструкциями следующие особенности перевозки груза 300:
Список раненых составляется в 3-х экземплярах: для штурмана (водителя), сопровождающего лица (начальника группы) и начальника аэродрома (подразделения техобеспечения).
Санитарные рейсы выполняются с разрешения начальника Центрального командного пункта Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
Погрузка лежачих больных предшествует погрузке бойцов, способных пережить перелёт (переезд) в сидячем положении.
Для предохранения раненых от получения дополнительных травм, носилки надёжно фиксируются на борту воздушного судна (автомобиля), под низ располагают специальные приспособления для амортизации (как вариант – связки хвороста)
Голове обеспечивают приподнятое положение.
Количество перевозимого личного состава должно соответствовать установленным нормам и порядку размещения раненых на соответствующем виде транспорта.
Сопровождающее лицо (медицинский персонал) должно иметь свободный доступ к раненному для надлежащего ухода и наблюдения на протяжении всей перевозки.
Движение начинается после обязательной проверки окончания погрузки раненых.
Пилоты (водители) должны соблюдать осторожность при совершении перевозки груза 300. Недопустимы перегрузки свыше 0,7g, превышение скорости и неравномерное движение (болтанка).
Через 30 минут после начала движения сопровождающее лицо проверяет удобство размещения раненных в транспортном средстве
В зимнее время проводится контроль за обогревом. В жаркую погоду не допускают перегрева и попадания пыли на раны.
Питанием (горячей пищей) обеспечивают раненных через равные промежутки в 4-5 часов.
Выгрузка раненных проводится в обратном погрузке порядке.
Важно! Оплата расходов по перевозке груза 300 осуществляется за счёт средств Министерства Обороны
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 – 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия “Grammy 2017”
Определение терминов
Систематически термин «груз 200» применяется в кругу военных людей, но встретить его можно и среди обычного населения в телевизионных сериалах, кинофильмах или литературных произведениях. Это понятие нередко можно встретить и в новостях военной хроники. Но не все люди имеют понятие о том, почему именно используются термины с таким названием, и какой смысл они в себе несут.
Груз 200
На территории СССР в годы Афганской войны был повышенный уровень секретности по отношению к информации о настоящем количестве погибших людей. В пределах этой секретности Министерством обороны России был сформирован специальный законодательный акт, который касался правил транспортировки на родину убитых солдат.
- Выпущен этот приказ был под номером «200», а вот слово «груз» применялось для передачи диспетчерских сообщений. Таким образом, словосочетание «груз 200» являлось своеобразным голосовым шифром лётчиков СССР, чтобы избежать утечки информации вражеской стороне. На тот момент сочетание «груз 200» касалось только авиационных перевозок тел убитых солдат. В документации, которая сопровождала тело, ставилась отметка «200». На сегодняшний день транспорт, на котором перевозится погибшее тело, не имеет значения.
- Второй версией происхождения этой терминологии является приблизительное соответствие массы тела в обмундировании и цинкового гроба 200 килограмм. Никто не проводил взвешивания, так как это полностью противоречит воинской негласной этики и является кощунственной манипуляцией. Но солдаты, которые принимали участие в погрузке, подготовке и отправке тел на родину своих товарищей, утверждают, что только цинковый гроб весит приблизительно 150 килограмм.
Груз 300
Термин «груз 300» применяется в военном обиходе при транспортировке из горячей точки раненого солдата. Свои истоки этот термин берёт ещё с начала Афганской войны. Когда было необходимо перевозить раненого солдата, то заполнялся бланк типовой формы, который имел номер 300. На сегодняшний день словосочетание «груз 300» применяется представителями спецслужб и военными. Этот термин используется в переговорах для обозначения того количества раненых солдат, которые нуждаются в срочном вывозе из горячих точек.
В железнодорожных перевозках практикуется применение словосочетания «груз 300» для того, чтобы обозначить условный вес (300 килограмм) при перевозке тела покойного солдата в цинковом гробу, который вставлен в деревянный ящик.
Исходя из правил грузовых перевозок, термины «груз 200» и «груз 300» можно указывать только в транспортных накладных. Как пример, отправка из определённого места гибели солдата гроба или урны с прахом в населённый пункт, который указан в накладной. Допускается транспортировка без сопровождения и с сопровождением. Транспортировать тело или раненого можно железной дорогой, авиатранспортом или автомобилем.
Самым дорогостоящим способом является транспортировка авиарейсами через океан. Такой способ из-за высокой стоимости доступен ограниченному количеству родственников погибших. По более выгодным тарифам осуществляется перевозка погибшего железнодорожным способом, но у этого процесса есть значительный недостаток — долгое время перевозки на дальние расстояния. От такой перевозки страдает даже состояние забальзамированного тела, а родственникам погибшего подобная перевозка доставляет лишние трудности и хлопоты.
Какие еще номера грузов есть
Типовая форма, принятая для транспортировки №200, означает перевозку трупа, а бланк под номером 300 предусмотрен для перевозки раненого человека. Как это ни странно, но военный жаргон привносит в наш лексикон разнообразные термины.
«Зеленка» означает лесополосу, любые зеленые насаждения, способные стать укрытием для противника. Становится известна кодировка грузов помимо «двухсотых» и «трехсотых»:
- 100 – определяется как транспортировка боеприпасов;
- 700 – это перевозка денег и материальных ценностей;
- 800 – это специальный секретный груз, который содержит радиохимические боеприпасы и вещества.
«Сдвухсотился» означает поломался (применительно к предмету) или умер, погиб (имея в виду человека).
Коллективный портрет героев эпохи
Георгий Кузнецов в своей работе “Груз 300” размеренно, последовательно, без натяжек и рывков раскрывает перед зрительской аудиторией судьбу участников одного локального военного конфликта. Он эффективно использует нетрадиционный для советского кинематографа прием, вводя в повествование множество совершенно разных персонажей, не делая никого из них главным. Получается, что он обрисовывает образ Безымянного Солдата той войны, который лишь относительно можно связать со старшим сержантом Анатолием Чебаковым, которого сыграл Евгений Бунтов.
Общий фатализм “Груза 300” (1989) не позволил авторам фундаментально персонировать ни одного из героев, так художественные собирательные образы перестали бы быть таковыми.