No Image

История вопроса о внесении изменений в конституцию рф в 2020 году

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Положения о Президенте РФ

Поправками уточнено определение статуса главы государства. Избираться он по-прежнему будет всенародным голосованием 1 раз в 6 лет. Однако требования к кандидатам ужесточили:

  • возраст – от 35 лет;
  • постоянное проживание в России – не менее 25 лет;
  • отсутствие иностранного гражданства, в том числе в прошлом;
  • отказ от вида на жительство или иных прав постоянного пребывания в зарубежных странах;
  • запрет на хранение денег и ценностей в иностранных учреждениях за пределами РФ.

Это означает, что стать президентом могут только коренные жители. Исключение сделано для населения территорий, включенных в состав РФ. Отдельным пунктом сроки действующего главы государства «обнулили». После вступления в силу поправок Владимир Путин сможет избираться на пост не менее 2 раз.

Изменения заметно усиливают позиции президента. При одобрении закона 1-ФКЗ его компетенция будет дополнена следующими позициями:

  1. Утверждение структуры органов исполнительной власти, внесение в нее изменений, а также определение ведомств для личного руководства.
  2. Принятие отставки Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров.
  3. Назначение ключевых руководителей исполнительных органов. Исключения сделаны лишь для министров обороны, юстиции,  государственной безопасности, внутренних и иностранных дел, чрезвычайных ситуаций. Эти должностные лица могут занять пост с одобрения Совета Федерации.
  4. Самостоятельное назначение Генерального прокурора РФ, его заместителей и руководителей нижестоящих надзорных ведомств. Условием становится консультация с верхней палатой парламента.
  5. Постановка вопросов о смещении судей КС и ВС РФ, в том числе председателей и их заместителей. Внести представление в Совет Федерации России президент может как при совершении указанными лицами порочащих поступков, так и в иных случаях.
  6. Выдвижение кандидатов на должность главы Счетной палаты РФ и половины аудиторов.
  7. Создание Государственного совета РФ, основной целью которого является обеспечение согласованной работы органов публичной власти. Статус этого формирования определяется отдельным законом.

В Конституции России может появиться ст. 92.1. Норма предусматривает сохранение неприкосновенности на случай отставки президента. Лишение таковой допускается при отрешении от должности и принудительном снятии полномочий. После ухода с поста вопрос рассматривается отдельно.

Алгоритм выглядит следующим образом:

Решение об отрешении и лишении Президента РФ неприкосновенности выносится в течение 3 месяцев. Срок отсчитывают со дня выдвижения обвинения. Пропуск установленного периода приводит к отклонению требований.

Органы исполнительной власти

Объем полномочий Правительства РФ расширили за счет уточнения формулировок. Теперь к компетенции дополнительно отнесены:

  • поддержание добровольческой деятельности населения;
  • содействие частной инициативе и предпринимательству;
  • обеспечение социальной защиты инвалидов;
  • поддержка семьи и традиционных ценностей;
  • укрепление социального партнерства в трудовой сфере;
  • формирование экологической культуры.

В течение 1 года после назначения председателя Госдума не может выразить недоверие Правительству РФ. Препятствием также признаются чрезвычайная ситуация, военная положение и выдвижение обвинения против президента. Вопрос не ставится на протяжении 6 месяцев после завершения срока полномочий главы государства. Процесс максимально формализован.

Важно! Согласно новой редакции ст. 113 Председатель Правительства России несет перед главой государства персональную ответственность

Вместо заключения

Новая легитимность

Явка на всенародное голосование по принятию новой Конституции в 1993 году составила всего 54,81%. За её принятие проголосовали 58,43% граждан, или около 32,9 млн из порядка 106,1 млн человек, обладавших правом голоса.

При этом в 17 регионах большинство населения проголосовало против ельцинской Конституции. Наименьшее число голосов за было зафиксировано в Дагестане, где проект основного закона одобрили лишь 20,86% проголосовавших. В соседней Чечне голосование и вовсе не проводилось. Ещё в целом ряде регионов волеизъявление завершилось в пользу новой Конституции с минимальным перевесом голосов.

  • Выборы депутатов Совета Федерации, Государственной думы ФС РФ, Московской городской думы и всенародное голосование по проекту Конституции РФ
  • РИА Новости

Эта статистика сильно отличается от результатов голосования в 2020 году: при явке в 67,97% в поддержку поправок выступили 77,92% избирателей.

Против проголосовали всего в одном субъекте РФ из 85 — в Ненецком автономном округе (НАО). Там против поправок высказались 55,25% голосовавших, а 43,78% выступили за них. В остальных регионах голосов за оказалось заметно больше, чем против.

Также по теме


«Сделать всё, чтобы оправдать доверие людей»: Путин о работе после голосования по поправкам к Конституции

Владимир Путин провёл совещание. В ходе обсуждения глава государства затронул широкий перечень тем. RT вёл трансляцию.

По мнению главы ЦИК Эллы Памфиловой, результаты являются лишним доказательством открытости прошедших выборов: «Это ещё раз подтверждает, что голосование прошло максимально прозрачно, что результаты достоверны, в том числе ситуация в НАО тоже подтверждает это».

В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что на голосование в Ненецком автономном округе мог повлиять вопрос возможного объединения этого региона с Архангельской областью.

«Там разные факторы. Во-первых, если это проецировать на общее количество избирателей по стране, конечно, количество избирателей, которые голосовали против в Ненецком автономном округе, оно весьма незначительное. Хотя это позиция, которую заняли эти люди… В этом и суть голосования. Но также очевидно, что на такие результаты голосования оказали влияние другие факторы, которые важны для жителей региона. Нельзя исключать, что тематика объединения субъектов также была соответствующим образом воспринята в этом округе и повлияла на результат», — сказал Песков. 

Эксперты отмечают, что прошедшее голосование принципиально отличается от волеизъявления 27-летней давности.

«В процессе подготовки Конституции участвовали американские политологи и эксперты, они поддерживали тогда Ельцина», — добавил он.

В свою очередь, политолог Александр Асафов отметил, что Конституция 1993 года «написана кровью».

«Прологом к её принятию стал расстрел парламента — тяжкое преступление против народа. Та Конституция не отвечала интересам всех регионов и всего населения в стране, но люди не обладали достаточной правовой культурой, чтобы это понять. Конституция 1993 года была фактически навязана людям, в отличие от нынешних поправок, — заявил собеседник RT. — Сейчас ситуация изменилась, российское общество стало более информированным, способным делать осознанный выбор. Нынешние изменения к Конституции продиктованы логикой исторического процесса и стали реакцией на внешние вызовы».

  • Женщина на избирательном участке №88, где проходит голосование по вопросу одобрения изменений к Конституции России
  • РИА Новости

По словам Павла Фельдмана, за прошедшее с 1993 года время российское государство стало более зрелым.

«Нынешнее конституционное голосование проходило в период зрелой российской государственности в относительно стабильной социально-экономической обстановке. И самое главное: политическое сознание граждан нашей страны за это время сильно изменилось. Россияне не только приобрели опыт участия в демократических процедурах, но и критически переосмыслили многие положения либеральной идеологии. Как следствие, они сделали выбор в пользу традиционных ценностей, государственного суверенитета, патриотизма. Одним словом, за 27 лет произошла смена не только поколений, но и вектора развития страны», — считает аналитик.

Суды и прокуратура

Зачатки Конституции

Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.

Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.

После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.

Федеральное собрание

Будет закреплен приоритет международных договоров перед законом страны

Федеративное устройство

История становления и необходимость создания

Как конституция 1993 года изменила Россию

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Объясняем, чем она отличалась от предыдущей Конституции РСФСР 1978 года, и какие  полномочия в итоге получили власти.

Принятию конституции предшествовали конституционный кризис, попытка государственного переворота и беспорядки на улицах Москвы в октябре 1993 года. Президент Борис Ельцин и поддержавшее его правительство боролись за новые законы, которые наделили бы президента большей властью. Против реформы выступили вице-президент, народные депутаты и Верховный Совет РСФСР.

Октябрьский кризис закончился победой Ельцина и последующим упразднением ряда госорганов: были распущены Съезд народных депутатов и Верховный совет, а должность вице-президента ликвидирована. Россия превратилась в президентскую республику с сильным президентом. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием был принят подготовленный по поручению Ельцина проект конституции, фиксировавший эти перемены.

Встреча «Нового политического года» в Кремлёвском дворце съездов в ночь после выборов. В программе Жириновский, Бари Алибасов, Дмитрий Маликов и знаменитая фраза публициста Юрия Карякина «Россия, одумайся. Ты одурела» (2:31:00)

Какие главные изменения появились в новой конституции?

Президент. Должность президента была учреждена 17 марта 1991 года — в прошлой конституции она вообще не фигурировала. Конституция 1993 зафиксировала эту должность. Если до неё президент был главой исполнительной ветви власти, то теперь он был выведен за пределы системы деления властей.

Президент — глава государства, высшее должностное лицо, гарант конституции, прав и свобод граждан — фактически наследовал большую часть полномочий Верховного совета (высшего органа госвласти РСФСР).

В новой конституции срок полномочий президента был сокращён с 5 до 4 лет (но в 2008 увеличен до 6), а верхний предел возраста кандидата в президенты ликвидирован  (раньше составлял 65 лет).

Госорганы. Конституция 1993 года окончательно упразднила Верховный совет и Съезд народных депутатов. Верховный совет до 1990 года был высшим органом госвласти — он утверждал изменения в действующей конституции и образование новых республик, решал вопросы бюджета и принимал новые законы. С 1990 по 1993 высшим органом госвласти стал учреждённый им же Съезд народных депутатов, а Верховный совет стал при нём законодательным, распорядительным и контрольным органом (Что? Да!).

В новой конституции их функции поделили между президентом (и он, конечно, был главным), только что учреждённым Федеральным собранием и правительством РФ.

Должность вице-президента, который исполнял разные поручения президента и замещал его в случае смерти, отставки и недееспособности, тоже упразднили.

11 декабря 1993 года президент Борис Ельцин заменил ещё и флаг страны. Синий цвет стал темнее, ширина флага уменьшилась

Устройство страны. Россия была признана демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. На место народовластия и федерализма пришли другие ценности: человек, его права и свободы.

После прекращения существования СССР в 1991 году Верховный Совет принял закон, который вносил соответствующие изменения в конституцию 1978 года. В ней появились слова: «Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами». Основами строя поправка признавала «народовластие, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей».

После 1993 года в состав новой России, как и в СССР, вошли субъекты разного статуса: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Но, в отличие от СССР, полномочия субъектов разного статуса стали равны — за исключением того, что республики имели право устанавливать второй государственный язык.

Беларусы потеряют всеобщее право на бесплатную медицинскую помощь

Еще больше ограничений для политических партий

СЕЙЧАС В КОНСТИТУЦИИ ТАК (СТАТЬЯ 5):

“Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды”.

ВЛАСТИ ХОТЯТ ЗАМЕНИТЬ НА:

В новой версии предлагается сместить фокус с запрета на деятельность организаций, которые нарушают конституционный строй на запрет зарубежного финансирования политических партий:

“Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов. В Республике Беларусь не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.”

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТОВ КС:

Запрет иностранного финансирования существует и сейчас на уровне законодательных актов (например, статья 24 Закона о политических партиях), целесообразность вынесения его на уровень конституционного акта неоднозначен.

Устройство общества и власти

Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.

Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.

Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу

Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.

Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.

Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.

Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.

В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.

Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.

В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).

Что гарантировано гражданам России

Внесённые изменения

Структура

Главный документ нашей страны состоит из:

  • вступительного слова (представлено как речь от народа России, где
    поясняются главные принципы составления Конституции, ее базиса);
  • Раздел первый. Основные
    положения (главная часть документа, состоящая из 9 глав, определяющих
    основное содержание документа; среди них есть такие, как Основы конституционного строя,
    Права и свободы человека и гражданина, Федеративное устройство и главы, посвященные описанию
    состава, работы верховных органов власти);
  • Раздел второй — заключение, в нем собраны принципы действия Конституции на
    территории страны, описан порядок внесения изменений в её тексте и т.п.

Текст документа не велик. В нем описаны лишь основные, принципиально важные для страны и ее
граждан положения.

Вотум доверия

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал состоявшееся голосование референдумом о доверии Владимиру Путину.

«Однозначно (в Кремле. — RT) считают триумфом (итоги голосования. — RT). По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину», — заявил он журналистам.

С такой точкой зрения согласны и эксперты. Они отметили, что по закону глава государства мог и не проводить общероссийское голосование — для утверждения поправок требовалось только решение парламента.

«Владимир Путин решил спросить мнение людей относительно поправок к Конституции, поскольку это серьёзнейший вопрос исторической важности. Конечно, президент России мог эти изменения в Конституцию внести при помощи существующих инструментов и без голосования

Однако изменения в основном законе влияют на дальнейшую жизнь всего народа, поэтому в этом вопросе крайне важно мнение всего общества», — заключил Асафов.

Комментировать
0