СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Развить экономику региона

По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, реализация проекта поможет и развитию региональной экономики. «Это создаст фундамент для освоения богатейшей минерально-сырьевой базы региона, включая шельф Карского моря, обеспечит прямой доступ на международные экспортные рынки Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства (АТР) по Северному морскому пути и создаст условия для формирования на полуострове Ямал высокотехнологичных перерабатывающих производств», — сказал он.

Власти ЯНАО также рассчитывают, что запуск СШХ позволит решить ряд социальных и других проблем Арктики. «Мы создадим новые рабочие места как на самой железной дороге, так и в смежных отраслях — на новых месторождениях, разработка которых станет рентабельной благодаря дороге, и на новых производствах по переработке, создание которых на Ямале также станет выгодным благодаря СШХ», — добавил Кобылкин, отметив, что с запуском новой дороги на Ямале станет выгоднее работать недропользователям и грузоперевозчикам.

Кроме того, СШХ обеспечит круглогодичную транспортную связь между основными городами Ямала. «Создание СШХ сократит протяженность маршрутов до европейской части России, ускорит товародвижение, оптимизирует загрузку железнодорожной сети РЖД и свяжет инфраструктурой крупнейшие населенные пункты региона. Это внесет существенный вклад в решение транспортного вопроса Ямала. Благодаря новой дороге будет обеспечена круглогодичная связь основных городов и населенных пунктов округа», — пояснил глава региона.

Дополнительные источники финансирования

В свою очередь Юлия Зворыкина, которая была советником по транспорту постоянного представительства России при ЕС и на протяжении пяти лет представляла Министерство транспорта России, считает, что для реализации проекта можно поискать финансирование и за рубежом, в том числе в Индии. «В поисках финансирования можно посмотреть не только на Китай, но и на Индию, которая во время международного арктического форума в Архангельске выражала заинтересованность не в развитии Шелкового пути, а в коммуникации Север-Юг. СШХ в их транспортную инициативу полностью ложиться», — сказала Юлия Зворыкина.

Также для реализации подобного проекта может быть применен и механизм инфраструктурной ипотеки, считает доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Воротников. «СШХ — сложный проект, и для концессии нужны очень большие финансовые ресурсы, и поэтому потребуется механизм ГЧП: концессия или инфраструктурная ипотека», — сказал он.

Примечания[ | код]

Комментарии | код

Источники | код

  1. Геннадий Талашкин, президент Союза строителей железных дорог. . Гудок (16 октября 2017). Дата обращения: 16 октября 2017.
  2. ↑ . www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020.
  3. . government.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020.
  4. . www.minfin.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020.
  5. . old.t-i.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2011.
  7. . nadym-worker.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  8. . ТАСС. Дата обращения: 5 марта 2016.
  9.  (недоступная ссылка). www.kobilkin.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  10. . www.angi.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  11. ↑ . ТАСС. Дата обращения: 5 марта 2016.
  12. . miasta.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  13. . www.nakanune.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  14. . sitv.ru. Дата обращения: 5 марта 2016.
  15. . www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 23 октября 2016.
  16. . doc.rzd.ru. Дата обращения: 14 сентября 2015.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2011.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2011.

Применение концессии

Для реализации СШХ впервые в российском железнодорожном строительстве будет использован механизм концессии на столь крупном проекте. «Модель концессии позволяет увязать интересы широкого круга участников проекта, дает возможность привлечь в строительство внебюджетные средства на выгодных условиях, а также использовать самые передовые технические и операционные решения «Российских железных дорог», — сказал ТАСС Дмитрий Кобылкин.

Он уточнил, что, кроме РЖД, в проекте участвуют «Газпром», государство, а также компания, которая будет специально создана при участии РЖД для строительства СШХ. «Для сторон в зависимости от формы их участия в проекте срок окупаемости будет разным. К примеру, для РЖД он составит около 10 лет. Согласно заключенным соглашениям с грузоотправителями, к 2025-му году по СШХ железнодорожные составы смогут перевозить порядка 24 млн. тонн грузов в год», — уточнил Дмитрий Кобылкин, добавив, что округ взял на себя софинансирование сложнейших мостовых сооружений, включая мост через реку Обь, сумма вложений региона в проект составит порядка 8 млрд. рублей.

Объем инвестиций в продолжение СШХ — железнодорожную линию Бованенково-Сабетта — составит 113 млрд. рублей, сказал Игорь Снегуров. «Это как собственные средства, так и заемные. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию собственником железнодорожной линии будет частный партнер, то есть ООО «ВИС трансстрой», а после завершения срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), в 2036 году, вся транспортная инфраструктура перейдет в собственность ЯНАО», — пояснил он.

Безлюдная дорога

Расстояние от столицы ХМАО до Екатеринбурга по северной трассе составляет почти 1100 км. Главное преимущество этой дороги, о котором говорят все автолюбители, – отсутствие серьезного трафика. Особенно на отрезке, относящемся к округу.

Новость по теме

На борьбу с пробками на дорогах Сургута направлено 240 миллионов

Первый отрезок до этого городка пролетает относительно незаметно. Лишь за 30 км от столицы района начинается масштабный ремонт трассы, приходится двигаться не больше 40 км в час. Местами опускается легкая дымка – последствие лесных пожаров. За спиной остается почти 370 км, и здесь лучше заехать на заправочную станцию, потому как на этой трассе они встречаются не так часто.

Из Советского до первого города Урала – Ивделя – около 200 км. Едем уже поздним вечером, но движение становится более интенсивным. Грузовики снуют туда-сюда, не собираясь вставать на ночевку. За 3 часа пути – ни одного кафе, гостиницы и АЗС. Тайгу сменяют уральские хребты. Пробуем остановиться на ночлег, но единственная гостиница в Ивделе оказывается переполненной. Среди постояльцев – югорчане и ямальцы.

«Бронировали гостиницу заранее, потому что не первый раз тут обосновываемся», – говорит житель Сургута Максим Захаров. На автомобиле он отправился с семей в Пермь, сделав привал.

 – Мне нравится эта дорога, но вот с кемпингами и кафе тут туго, приходится еду брать с собой, а об отдыхе думать заранее. Не понимаю, почему местные жители не хотят развивать придорожный бизнес?

А переночевать?

Находим место для ночлега только в соседнем Североуральске – в центре поселения в главной гостинице города с африканским названием «Кумба». Оказывается, так величают местную гору. Терминала нет, поэтому лучше иметь с собой сумму наличных. За двухместный номер тут просят 1500 рублей. Кстати, заезжая ночью в уральские города, обязательно пользуйтесь навигатором – фонарей на улицах почти нет, как и тротуаров. Местные передвигаются вдоль дорог в кромешной темноте, так что нужно быть внимательным.

Новость по теме

ГИБДД открыла трассу от Ивделя до границы с Югрой для автобусов

Следующий отрезок уже до Екатеринбурга. Большую часть пути плотный трафик, узкая дорога, серпантины и виражи. Средняя скорость на участке – около 70 км в час. Эту трассу лучше проезжать в светлое время суток, так как из-за бесконечных спусков и подъемов встречного автотранспорта не видно.

От Невьянска, за 90 км до Екатеринбурга, начинается четырехполосный серовский тракт. Ехать по нему – одно удовольствие. На въезде в столицу Урала останавливаем секундомер. Время в пути без учета ночевки составило 14 часов.

Перспективы

Тихая — Игарка
В Новый Уренгой
00,0
Тихая
В Коротчаево
Уренгой
Южно-Русское
Долгий
Янов Стан
В Лесосибирск
Ермаково
В Игарка, Дудинка

В перспективе до 2030 года планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток до Игарки через Южно-Русское НГМ и Ермаково. Протяжённость магистрали:

  • Коротчаево — Южно-Русское НГМ — 122 км;
  • Южно-Русское НГМ — Игарка — 482 км.

В качестве ещё более дальней перспективы озвучиваются планы по строительству железной дороги «Игарка — Дудинка». Такую перспективу озвучил Владимир Путин в мае 2005 года в Челябинске во время совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.

Путь домой

Дорога обратно через Тюмень знакома многим югорчанам. Она на 100 км короче, чем северный сосед, с развитой инфраструктурой и караванами фур. Сейчас идут активные ремонты на участках между Екатеринбургом и Тобольском, поэтому здесь будет потерян примерно час. Загруженность трассы настолько большая, что опытные автолюбители предпочитают передвигаться ночью. До Ханты-Мансийска с учетом двух заправок и остановки в кафе получилось доехать за 13 часов. Участок от Демьянки до столицы Югры по-прежнему не пользуется популярностью у грузовиков и позволяет ехать в привычном режиме. На 24 км трассы всех путешественников останавливает патруль ДПС – проверка температуры, запись в журнал регистрации.

Хронология реализации проекта

Планы строительства дороги появились в 2003 году, когда была создана ОАО «Ямальская железнодорожная компания» после того, как железная дорога на запад от Коротчаево пришла в негодность.

В 2005 году появилась более глобальная задача — развитие промышленности и транспорта ЯНАО и УРФО. В результате в том же году появился проект «Урал промышленный — Урал полярный», в рамках которого появилось название «Северный широтный ход». Для реализации этого проекта в 2006 году была создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный» (с 2012 года — ОАО «Корпорация развития»).

С 2008 года проект включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Проект предполагает:

  • строительство станции Обская-2 (ПАО «Газпром»);
  • строительство совмещённого мостового перехода через Обь (Росжелдор);
  • строительство подходов к мосту через Обь и станции Салехард (Правительство ЯНАО);
  • строительство линии «Салехард — Надым» (Специальная проектная компания («СПК-Концессионер») (353 км);
  • строительство совмещённого мостового перехода через реку Надым (Правительство ЯНАО);
  • реконструкцию существующих участков:
    • «Пангоды — Надым» (ПАО «Газпром») (104 км);
    • «Пангоды — Новый Уренгой» (ОАО «РЖД»);
    • «Новый Уренгой — Коротчаево» (ОАО «РЖД»).

В 2010 году предварительной экспертизой утверждён проект линии «Салехард — Надым», предполагающий использование железобетонных шпал при строительстве полотна, что является нарушением норм строительства на вечной мерзлоте и экономически крайне нецелесообразно. В ноябре того же года создана специальная проектная компания на базе ОАО «ЯЖДК» в целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода.

В июле 2011 года немецкая компания «Deutsche Bahn International» и корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта. В сентябре того же года проект «Урал промышленный — Урал полярный» министерством финансов РФ был признан слишком затратным и потому нецелесообразным к реализации. Было предложено искать источники внебюджетного финансирования.

1 сентября 2011 года за счёт бюджета ЯНАО начато строительство совмещённого мостового перехода через Надым. В декабре чешская компания «OHL ZS» согласилась инвестировать 1,95 млрд евро в строительство железной дороги, кроме того было подписано соглашение о кредитовании строительства чешскими банками в размере 1,5 млрд евро.

В феврале 2014 года было заявлено, что готова вся проектно-сметная документация по участку «Салехард — Надым» и подходам к мосту через реку Обь в районе Салехарда, а также, что «Газпром» и «РЖД» включили в свои инвестиционные программы средства на реконструкцию существующих участков Северного широтного хода.

В марте 2015 года утверждён паспорт всего проекта, в котором перечень основных мероприятий дополнен мероприятием по реконструкции железнодорожного участка «Коноша — Чум — Лабытнанги» Северной железной дороги, сформирована грузовая база проекта: подтверждено, что объём перевозок по широтному ходу составит до 23 млн тонн грузов в год. 1 мая открылся новый железнодорожный вокзал в Новом Уренгое.

12 сентября 2015 года торжественно открыта автомобильная часть моста через Надым, стоимость которой составила 14 млрд рублей. Тогда же заявляли, что железнодорожную часть моста сдадут в 2016 году, но уже в декабре 2015 года Правительство ЯНАО отказалось от достройки моста в 2016 году в пользу реализации проекта железной дороги «Бованенково — Сабетта».

19 октября 2016 года ОАО «РЖД» и правительство ЯНАО подписали соглашение о строительстве Северного широтного хода.

До 2017 года предлагается завершить строительство сплошных вторых путей на участке «Тобольск — Сургут — Коротчаево» Свердловской железной дороги, чтобы увеличить скорость движения до будущего СШХ и обеспечить потребности в увеличении пропускной способности магистрали.

В 2017 году стало известно, что впервые в российском железнодорожном строительстве будет использована концессия.

11 мая 2018 года и.о. министра транспорта М. Соколов, гендиректор РЖД О. Белозёров и глава ЯНАО Д. Кобылкин заложили символическую капсулу в честь начала возведения моста через реку Обь, который станет первой из ключевых частей Северного широтного хода.

В августе 2018 Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р «О заключении концессионного соглашения в отношении будущей железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым». 2 октября 2018 г. концессионное соглашение между Росжелдором и специально созданной компанией «СШХ» было подписано.

Комментировать
0