Три фазы переговоров
- По итогам трех встреч стороны определили, как будут проходить границы по договору. Польские послы уступили России право владения землями, присоединенными в рамках Андрусовского перемирия. Также были определены пункты военного сотрудничества.
- Вторая фаза переговоров превратилась для польских послов в противостояние. Россия выдвигала новые требования, ущемляющие интересы Польши в рамках договора.
- Третья, неофициальная, фаза вылилась в конфликт между Гжимултовским и Огинским. Воевода Кшиштоф Гжимултовский, предчувствуя, что Россия откажется от полномасштабного военного союзничества, изъявил желание отказаться от переговоров.
Предыстория
Русское царство и Речь Посполитая были давними соперниками. Русские правители, начиная с XV века, пытались вернуть свои бывшие территории (земли современной Украины и Беларуси), что противоречило интересам поляков. Кроме того, обе державы претендовали на выход к Балтийскому морю и контроль над ним.
В начале XVII века польские войска вторглись на территорию Русского царства. В это время бояре «делили» престол, поэтому не сумели дать отпор врагам. Поляки пытались посадить на царство в Москве королевича Владислава, но народное ополчение освободило столицу от интервентов. В результате в 1618 году между странами было заключено Деулинское перемирие сроком на 14,5 лет.
Царь Михаил Федорович, не дожидаясь окончания перемирия, в 1632 году объявил войну Польше. Основные бои между противниками развернулись под Смоленском. Через год полякам удалось разбить русские войска, но им не хватило сил продвинуться дальше. В июне 1634 года Россия и Польша заключили Поляновский мир.
Новое столкновение между Речью Посполитой и Русью произошло через 20 лет. Казаки под предводительством Богдана Хмельницкого восстали против поляков, но потерпели поражение. Гетман обратился за помощью к Алексею Михайловичу. В мае 1654 года российские войска выдвинулись в сторону Польши. Эта война закончилась через 13 лет.
В начале 1667 года Речь Посполитая и Русское царство заключили Андрусовское перемирие сроком на 13,5 лет. Именно его положения легли в основу будущего «Вечного мира».
Русско-польские отношения в период с 1667 по 1686 годы
Россия и Речь Посполитая были давними геополитическими противниками. В их отношениях можно было выделить две основные болевые точки:
- балтийский вопрос (обе державы стремились контролировать Балтийское море и беспрепятственно ходить по нему);
- бывшие русские территории, вошедшие в состав Речи Посполитой во время татаро-монгольского ига (по итогам войны 1654-1667 годов, Россия вернула себе только часть исконных русских княжеств, польские же магнаты полагали, что после истечения сроков действия перемирия земли, полученные Россией в 1667, снова вернутся под контроль Варшавы).
Во второй половине XVII века обе эти проблемы усложнились в связи с появлением в каждом из спорных регионов третьей силы: на Балтику стала претендовать Швеция, а на Украину и прилежащие территории – Османская империя.
В 1672-1676 годах произошла польско-турецкая война, по итогам которой обескровленная Польша, переживавшая серьёзный внутренний кризис, была вынуждена передать османам огромные территории. Россия тоже выступила против Турции, поскольку война рядом с российскими границами могла затронуть интересы Москвы. Русско-турецкий конфликт (1676-1681) окончился ничем, однако, османы признали право Москвы на Левобережную Украину, что в тех условиях тоже было немаловажным дипломатическим достижением.
Усиление Турции и её агрессивная внешняя политика стали серьёзно беспокоить западные державы. Для противостояния Стамбулу в 1684 году Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая создали Священную Лигу – военно-политический союз, объединивший антиосманские силы. Участники Лиги стали настаивать на том, чтобы к ним присоединилась и Москва. На тот момент конфликт с Османской империей был невыгоден для России: отношения со Стамбулом были достаточно ровными и спокойными. Однако это предложение было решено использовать как способ давления на Польшу, отказывавшуюся от подписания окончательного мира. Подавляющее большинство боярства не поддерживали идею вступления в Лигу. Но царевна Софья Алексеевна, правившая на тот момент страной, и её фаворит – князь Василий Голицын — считали необходимым рискнуть. В итоге, русские дипломаты заявили, что Россия станет членом Священной Лиги, только после заключения «вечного мира» с Польшей. Переговоры шли около года, но, в конечном счёте, Варшава была вынуждена подчиниться требованиям своих западных соседей, настаивавших на уступках России.
Содержание договора
Он состоял из преамбулы и 33 статей. В преамбуле говорилось, что по волею божьей и милостью монархов заключен, сей трактам на долгие времена для поддержания христианского мира. Договор обеспечил владение Российским государством левобережной Украины, с городом Киевом и группой небольших городов на территории правобережной Украины. Речь Посполитой должны быть выплачена денежная компенсация в размере 146 000 рублей за потерю Киева. Область Запорожской Сечи, Северские земли, города Чернигов, Стародуб, Смоленск и его окраины также были переданы России, в то время как Польша сохранила правобережную Украину с городами Волынь, Галичина. По соглашению сторон была образовано нейтральная территория, состоящая из городов Ржищев, Канев, Чигирин. В договоре подробно описывались права и обязанности воевод и комендантов по вопросам государственного управления на присоединенных землях. Решены в договоре и вопросы по торговле между купцами, выдаче беглых крестьян и обмен преступниками. Вопросы, которые не могли быть решены воеводами и комендантами должны быть представлены на рассмотрение в посольский приказ. Обе стороны согласились не подписывать договор о мире с Османской империей, Россия обязалась послать свои вооруженные силы в Крымское царство для защиты от набегов татар территорию, входившую в состав Польши. Речь Посполитая обязалась не притеснять православных христиан на своей территории от католиков и унитов.
Предпосылки для мирного соглашения
Конфликт между Россией и Речью Посполитой имел давние корни. Спорные вопросы касались контроля над Балтийским морем и решения судьбы русских территорий, оказавшихся под польской властью и частично возвращенных Россией по итогам войны 1654-1667 гг. Во второй половине XVII в. ситуация усложнилась, поскольку Балтика стала интересна Швеции, а Украина с близлежащими землями – Османской империи.
Польско-турецкая война 1672-1676 гг. обескровила Речь Посполитую, в которой разразился еще и внутренний кризис. Поляки уступили османцам часть территорий, а Россия, опасаясь нападения на свои земли, вступили в конфликт с Османской империей. В последнем случае русско-турецкое столкновение 1676-1681 гг. особых результатов не принесло, но со стороны турок прозвучало признание права Москвы на Левобережье Украины.
По мере усиления Турции беспокойство стали выражать западноевропейские державы, которые сформировали в 1684 г. антиосманскую Священную Лигу. В нее включили Священную Римскую империю, Венецианскую республику и Речь Посполитую. Россия получила приглашение вступить в союз, что не было выгодно для Москвы по причине стабильных отношений с Турцией. В то же время русские дипломаты решили на этом фоне продавить заключение мирного договора с Речью Посполитой.
Личность князя Василия Голицына, его влияние на внешнюю и внутреннюю политику России конца XVII века
Василия Васильевича Голицына современники нарекали “Великим”, “ближним боярином, наместником государственных посольских дел”. В своих реформаторских идеях Голицын стал предшественником царя Петра I. Он свободно владел польским, греческим и немецким языками. При царском дворе Голицын оказался с 15 лет. Царь Федор Алексеевич в 1676 году произвел стольника Василия в бояре, минуя одну ступень придворной иерархии, после чего князь Голицын возымел непосредственное влияние на государственную политику. Во взаимоотношениях России с Османской империей, Речью Посполитой и Крымским ханством он стал ключевой фигурой.
Василий Голицын возглавил вторую армию, стоявшую на страже южных рубежей России. Чигиринские походы русских и запорожских казаков проходили при его участии. А в 1680 году Голицын возглавил русские полки на Украине.
Также вошли в историю его реформаторские идеи:
- изменения в налогообложении крестьянства;
- предложение реформировать ополчение в регулярную армию;
- идея упразднить наместничество.
Болезнь царя Федора и появление на политической арене царевны Софьи упрочило положение Голицына при дворе.
«Вечный мир» 1686 года, 6 мая
«ВЕЧНЫЙ МИР» 1686 года – договор России с Польшей. Подписан в Москве 6 мая. С
польской стороны в переговорах участвовали послы К. Гжимултовский и
М.
Огиньский, с русской –
В. В. Голицын. Текст договора состоит из преамбулы и 33
статей. «Вечный мир», подтверждая условия Андрусовского перемирия 1667 года,
навсегда закрепил за Россией Левобережную Украину с Киевом, Запорожье, Северскую
землю с Черниговом и Стародубом, город Смоленск с окрестностями. За Киев Польша
получила компенсацию в 146 тысяч рублей. Оба государства обязывались не
подписывать сепаратный мир с турецким султаном. С заключением «Вечного мира»
Россия становилась участником антитурецкой коалиции в составе Польши, Священной
Римской империи и Венеции и обязалась организовать военный поход против
Крымского ханства. Россия настояла на включении в условия «Вечного мира» статьи
о защите интересов православного населения в Речи Посполитой и стремилась к
ограничению влияния католической церкви в Юго-Восточной Европе. Заключение
«Вечного мира» было большим успехом русской дипломатии, знаменовало перелом в
русско-польских отношениях и сыграло значительную роль в борьбе народов
Восточной Европы с турецко-татарской агрессией.
В. И. Буганов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН – ВЯЧКО. 1963.
«Вечный мир» 1686, договор между Россией и Речью Посполитой,
заключённый 6 (16) мая в Москве. Подтвердив условия Андрусовского договора
1667, «Вечный мир» навсегда закрепил за Россией г. Смоленск с окрестностями,
Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и
Стародубом. Православное население Речи Посполитой получило право свободного
вероисповедания. Россия обязалась войти в антитурецкую коалицию, состоявшую
из Речи Посполитой, Австрии, Венеции и Рима, и выступить против Турции и её
союзника — крымского хана. В силу принятых обязательств Россия предприняла 2
похода в Крым — в 1687 и 1689. «Вечный мир» урегулировал отношения между Россией
и Польшей и послужил основой для будущего русско-польск. союза в Северной
войне 1700—21, облегчил борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому морю.
«Вечный мир» отразил новую расстановку сил на междунар. арене, сыграл значит,
роль в борьбе народов Вост. Европы против турецко-татарской агрессии.
Использованы материалы Советской
военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2: Вавилон – Гражданская война в Северной Америке. 640 с., 1976.
Весь мир в XVII веке (хронологическая
таблица).
Русское государство в XVII веке (хронологическая
таблица).
Источники:
Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству
Российскому в XVII-XIX вв., ч. 1, П., 1922, No 8.
Литература:
История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М.,
1967, о. 145 — 146;
Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. М., 1955, гл. 4, § 8;
История Польши. Т. 1. М., 1954;
Белов М. И. К истории дипломатических
отношений России во время Крымских походов (1686—1689 гг.).— «Учен, зап.
ЛГУ», 1949, № 112. Сер. ист. наук, вып. 14.
История Польши, т. 1, М.,
1954, гл. 7, §7.
Тринадцатилетняя война: предпосылки и ход войны
Заполучив после Ливонской войны Смоленскую, Черниговскую и Северскую области, Польша пыталась контролировать и прочие территории. Несмотря на Вестфальский мирный договор 1648 года, закрепивший право каждой европейской страны и ее народа на выбор формы исповедания христианской веры, правительство Речи Посполитой продолжало политику насильственного внедрения церковной унии, подчинявшей православную церковь папскому престолу при сохранении внешней обрядности. Наибольшее сопротивление оказывали казаки под предводительством Богдана Хмельницкого – регулярные восстания и нетерпимость к навязываемым устоям хорошо отображены в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба».
Военные действия то утихали, то возобновлялись, и в 1651 году царь Алексей Михайлович заявил на Земском соборе о готовности принять в российское подданство Украину. Даже если этого не произойдет, участие в конфликте России усиливает украинскую сторону и ослабляет польскую, а кроме того, появились шансы на возвращение Смоленской области.
Однако до момента, когда Украина согласилась перейти в подданство к России, прошло еще три года, и лишь 8 января 1654 года вопрос о воссоединении двух стран был решен практически единогласно. Для России это означало начало войны с Речью Посполитой.
Условно можно выделить три крупные военные кампании, между которыми были недолгие периоды перемирия и война со Швецией.
Кампания 1654-1656 годов ознаменовалась возвращением России Смоленска, Полоцка и Витебска, а также захватом стратегически важных городов: Минска и Вильно. После таких удачных военных действий между Россией и Польшей было заключено непродолжительное перемирие из-за угрозы для обоих государств со стороны Швеции.
Вторая кампания 1657-1662 годов была менее успешной. После смерти Богдана Хмельницкого его место занял новый гетман Выговский, заключивший невыгодный союз с Речью Посполитой, из-за чего была возобновлена Русско-польская война. Впоследствии русская армия потерпела ряд поражений, а поляки вернули себе литовские и белорусские территории, отвоеванные ранее Россией.
Третья кампания, 1663-1667 годов, подвела к завершению войны. Сражения продолжались еще несколько лет, однако в 1666 году начались переговоры о мире, а в январе 1667 года в деревне Андрусово возле Смоленска было подписано Андрусовское перемирие, положившее конец затянувшейся войне
Это было важное, хоть и вымученное решение
Найдено научных статей по теме — 15
Путь Канта к вечному миру в XXI веке
Накамура Хироо
Излагаются основные идеи книги «За мир», в которой автор опирается на тексты Эразма Роттердамского, Канта и Саломо Фридлендера и апеллирует к основным принципам японской конституции.
Запрет на ложь как условие вечного мира
Троицкий Константин Евгеньевич
Дискуссия, которая развернулась в книге «О праве лгать» представляет большой интерес.
ЭТАТИЗАЦИЯ ВОЙНЫ И ПРОЕКТЫ ВЕЧНОГО МИРА
Гуторович О.В., Машукова Е.Ю.
Авторы обращаются к идее «вечного мира», которая не теряет своей актуальности на современном этапе развития человечества.
Гегелевская критика вечного мира И. Канта
Зоткин Алексей Александрович
Автор анализирует заочную полемику Гегеля и Канта по проблеме войны и мира, пытается найти сближающие и разводящие линии их рассуждений, рассмотреть отношение данной полемики к политической реальности сегодняшнего дня.
Дискуссии о вечности мира в поздней античности
Chase Michael
В статье исследуется спор между неоплатоником Симпликием и Иоанном Филопоном по вопросу о вечности мира.
Современное значение концепции вечного мира И. Канта
Вялых Владимир Владимирович, Кузьмина Марина Владимировна
В статье рассматриваются актуальные в начале XXI в. взгляды немецкого философа на проблемы войны и мира в трактовке известных ученых Э. Соловьева, Ф. Герхарда, Г. Прутца, Ф. Гетца, О. Хёффе и др. Показана связь идей И.
«Право на войну» в произведении И. Канта «к вечному миру»
Лобанов Евгений Викторович
Статья представляет собой исследование трактата И. Канта «К вечному миру» в контексте jus ad bellum. В статье рассмотрены важнейшие положения произведения «К вечному миру» И. Канта и осуществлена попытка выявления их проблематики.
Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза
Саликов Алексей Николаевич
Анализируется правомерность сравнения идей кантовского трактата «К вечному миру» с осуществляемым на европейском континенте проектом построения федеративного объединения.
К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта
Четав Саида Ерестемовна
В статье рассматривается позитивное учение о «вечном мире» завершающем звене гуманистической философии И. Канта.
Трактат Иммануила Канта «к вечному миру»: возможность реализации проекта
Горохов Павел Александрович, Южанинова Екатерина Рафаэлевна
В статье анализируется трактат Канта «К вечному миру», который написан в форме международного договора.
«Вечный мир» И. Канта на рубеже веков и в период первой мировой войны*
Дмитриева Н.А.
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления критики кантовской идеи «вечного мира» и аргументы в ее защиту, сформулированные немецкими философами в конце XIX – начале ХХ века и в период Первой мировой войны.
Возможности субъектов политики в контексте кантовского проекта вечного мира
Зильбер Андрей Сергеевич
В фокусе находятся трактовки основ политической философии Канта в «экзистенциальном либерализме» Ф. Герхардта и прикладной части коммуникативной теории Ю. Хабермаса.
Регентство царевны Софьи
В $1682$ г. умер болезненный царь Федор Алексеевич. Он мало прожил и еще меньше правил, хотя его дела были многообещающими, ведь именно по его стопам пошел Петр I. Тем не менее, истории больше известен не царь Федор, а его старшая сестра, Софья Алексеевна. Во-первых, до сих пор в России женщина никогда не пыталась занять мужское место во власти. Во-вторых, вопрос о престолонаследии в конце $XVII$ в. сопровождался бурными событиями, такими, как, например, Стрелецкие бунты.
После смерти царя Федора осталось два сына Алексея Михайловича: старший, Иван, от М.И. Милославской, и младший, Петр, от Н.К. Нарышкиной. Боярская дума, патриарх и клан Нарышкиных возвел на царствование Петра, т.к. Иван был очень слаб. Софья Алексеевна была рупором Милославских и не согласилась с таким решением, она подняла восстание стрельцов, умело манипулируя их бедственным положением. В ходе восстания мая $1682$ г. было перебито множество бояр и несколько представителей семейства Нарышкиных, например, братья царицы Натальи.
Замечание 1
В результате восстания по указке Софьи стрельцы челобитными добились воцарения Ивана в качестве старшего царя вместе с Петром, а царевну сделали регентшей, т.к. цари были малолетними.
Софья обладала нужными талантами: она была умна и очень образованна. Также она имела хороших сторонников. Ее фаворитом был князь В.В. Голицын. Успехи и поражения внешней политики царевны Софьи связаны именно с его именем, т.к. он был дипломатом и фактическим главой правительства.
Крымские походы
Голицын В.В. был хорошим дипломатом, но не военачальником. Крымские походы – пример неудачи князя и его правительницы Софьи.
После заключения мира с Польшей, Россия вступила в антитурецкую коалицию, известную как «Священный союз». В рамках союзных обязательств в $1687$ г. Голицын начал первый Крымский поход против союзника Порты (Турции) Крымского ханства. Поход провалился, т.к. татары подожгли степь, русское войско страдало от жары и обезвоживания. Часть войска с Голицыным повернула назад, а те, кто шел с казаками вдоль Днепра разбили крымских конников и взяли Очаков, турецкую крепость.
В $1689$ г. Голицын второй раз вышел в поход. Союзником был гетман И.С. Мазепа. Военные действия шли успешно для русских, но Голицын не пошел дальше.
В итоге походов Россия укрепила свой мировой статус, перестала платить дань Крымскому хану, заняла ряд крепостей вблизи Крыма, но безопасности южных границ не добилась.
Условия мира
По положениям Вечного мира произошло подтверждение всех положений Андрусовского перемирия 1667 г. Исключением стала статья о покупке Киева за 146 тыс. руб. Россия по новым условиям получала официальное закрепление принадлежности города за собой. Речь Посполитая отказалась от права на двусторонний контроль над Запорожской Сечью.
Подписание мирного договора состоялось при участии Кшиштофа Гжимултовского с польской стороны и князя Василия Голицына с российской.
По Вечному миру были такие условия:
- Русское царство получало полный контроль над Левобережной Украиной, включая Киев, Запорожье, Смоленск, Чернигово-Северской землей, Чернигов и Стародуб;
- Россия входила в состав коалиции, деятельность которой была направлена против Османской империи;
- в пользу Речи Посполитой выплачивалось 146 тыс. руб. за отказ от прав на Киев, а также отдавались приграничные земли, Включая
- Невель, Сабеж, Велиж, Посожье;
- подтверждалась принадлежность Северной Киевщины, Волыни, Галичины Речи Посполитой;
- устанавливались нейтральные земли между странами, включающие Южную Киевщину, Брацлавщину;
- фиксировалось обязательство сторон сохранить и защитить свободу веры и богослужений православного населения.
Для оформления Вечного мира русским правительством были аннулированы предварительные договоренности с Турцией и Крымским ханством. Россия вошла в Священную лигу и приняла обязательство начать военные походы на Крым. Положения договора стали действовать сразу после того, как договор был подписан, но его ратификация Сеймом Речи Посполитой состоялась только в 1764 г.
Вечный мир с Польшей
В $1686$ г. Россия и Речь Посполитая заключили Вечный мир. Он стал итогом длительного противостояния государств за западнорусские земли. В $1654-1667$ гг. между странами шла война, начатая Россией после восстания Богдана Хмельницкого. Она закончилась Андрусовским перемирием.
Замечание 2
В конце $XVII$ в. расклад сил в мировой политике изменился. Россия для Польши была старым врагом, но опаснее стала Турция. Ее активизация тревожила вообще всю Европу, а также Россию.
Кроме Турции беспокойство вызывала активная политика Швеции. Обе эти страны влияли как на Польшу, так и на Россию. Поэтому странам пришлось пересмотреть приоритеты.
По Андрусовскому перемирию Россия получала Смоленск, Черниговскую и Северскую земли, Левобережную Украину и некоторые другие территории, так, например, Киев отходил под власть России на $2$ года. Под совместным управлением оказывалась Запорожская Сечь. Речь Посполитая получала Правобережную Украину и возвращала захваченные русскими земли в Литве.
Таким образом, заключенный в Москве $26$ апреля (по старому стилю) $1686$ г. в Москве Вечный мир подтверждал большую часть условий Андрусовского перемирия.
Замечание 3
Отличия заключались в следующем: Речь Посполитая признавала переход Киева в состав России навсегда, но получала за это значительную выплату; кроме того, Речь Посполитая отказывалась от управления Запорожской Сечью.
Выше отмечено, что Голицын В.В. был талантливым дипломатом, именно он подписывал договор о Вечном мире со стороны России. Со стороны Польши мир подписывал дипломат Кшиштоф Гжимултовский, под его именем в польской историографии известен этот мирный договор.
Предыстория
рТринадцатилетняя война между Речью Посполитой и царством Русским длилась с 1654 по 1667 год. Она окончилась в январе 1667 года Андрусовским перемирием.
Рис. 1. Вечный мир 1686.
Согласно его условиям, в состав России вошли следующие территории:
- Киев. Польская сторона уступила его на два года, но не смогли вернуть.
- Левобережная Украина.
- Смоленск, Чернигов, Брянск и окрестные земли.
- Города Невель, Себеж и Велиж.
Оба государства были ослаблены этим военным конфликтом. Речь Посполитая – войнами со Швецией и османской империей, а также внутренними раздорами. Русскому царю Алексею Михайловичу в 1667-1671 годах пришлось бороться с повстанцами под предводительством Степана Разина в Поволжье и на Дону, а также усиливать южные рубежи государства для защиты от набегов от крымских татар.
Андрусовское перемирие было заключено на 13,5 лет, то есть до 1680 года. Польская шляхта получила по его условиям 200 тыс. рублей компенсации за потерянные владения в Левобережной Украине. В 1678 году, уже при царе Федоре Алексеевиче, Речи Посполитой вернули города Велиж, Невель и Себеж, в обмен на сохранение Киева и продление перемирия.
Рис. 2. Василий Голицын.
Обязательства России в рамках мирного договора
За владение Киевом Москве пришлось выложить 146 тысяч рублей серебром. Польский король изначально выставил цену – 800 тысяч, но в итоге переговоров цену удалось сбить вчетверо. Выплачивать ее предстояло в два этапа. Подписание «Вечного мира» с Речью Посполитой повлекло ряд обязательств как для Польши, так и для России:
- поляки признали за русскими право владения Киевом, украинским Левобережьем Днепра, Запорожьем, Смоленщиной, Черниговщиной и Стародубом;
- Русское царство прекращало взаимоотношения с Османской империей и присоединялось к Священной лиге против турецкой экспансии;
- Москва обязывалась выступить против крымского хана.