fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

История[4]

  • В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране.
  • В 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени.
  • Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому(после Сталинградской битвы восстановлен) .
  • Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран.Проектирование завода осуществлялось фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» во главе с знаменитым американским архитектором Альберта Кана . Сооруженный в США завод был разобран на мелкие детали, перевезён в СССР и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров. В числе строителей завода был известный инженер Владимир Поликарпович Мартыненко. Василий Антонович Сергеев стал первым главным механиком СТЗ. Строительству Сталинградского тракторного завода посвящены “Люди Сталинградского тракторного “(1933) Максима Горького( впервые была напечатана в газете «Комсомольская правда»,от 17 июле 1933,в 164 номер) и роман «Большой конвейер» (1933) Якова Ильина, который был корреспондентом газеты «Правда» на строительстве завода и возглавлял редколлегию его многотиражки.
  • В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году.
  • 17 июня 1930 года – с конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с.
  • 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.
  • Первое танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26(танка сопровождения пехоты) , существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.
  • 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сошло 144 трактора в сутки.
  • 11 января 1936 года на заводе были проведены стахановские сутки. Большой конвейер за 6 часов 50 минут собрал 210 тракторов при норме 150 тракторов. Тракторы сходили с конвейера через каждые две минуты.
  • В 1939 году И. П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию по сборки тракторов.
  • 11 июля 1937 года завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ мощностью 52 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-НАТИ отмечен высшей наградой – “Гран-При”.
  • 17 июня 1940 года – было произведено 232700 тракторов ( в т.ч. 25 тысяч гусеничных) – более половины тракторного парка страны – сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
  • В 1940 году завод начал производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2.
  • Cерийный выпуск танков Т-34 завод начал в начале 1941 года .
  • Баровая землеройная установка МЗЦ-7
  • Бурильно-крановая машина БКМ-2,5/2
  • Бурильно-крановая машина БКО-Г
  • Бурильно-крановая машина БМ-305А
  • Трубоукладчик-бульдозер ТБ-2
  • Водоотливная установка УВ-1
  • Дождеватель дальнеструйный ДД-70В
  • Дождеватель дальнеструйный ДД-70ВН
  • Двухконсольный дождевальный агрегат ДДА-100В
  • Дождеватель шланговый АГРОС ДШ-90
  • Дождеватель шланговый АГРОС ДШ-90Ф
  • Дождеватель шланговый АГРОС ДШ-110
  • Дождеватель шланговый АГРОС ДШ-110Ф
  • Дождеватель колесный широкозахватный Волжанка ДКШ-64А
  • Погрузчик ПФП-1,2
  • Сварочная установка АДС-2П-500МЭн
  • Сварочная установка УСН-2х2504ВУ1
  • Снегоочиститель шнекороторный ДЭ-220В

57 бессмертных

Немецкий генерал Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград» так описывал наступление на Сталинградский тракторный завод: «В середине октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий, в том числе танковых, на Сталинградский тракторный завод. Со всех концов фронта к нам в Сталинград стягивались подкрепления. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпусНаступавшие войска продвинулись на два километра, однако не смогли полностью преодолеть сопротивления трех дивизий русских, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла». 

Следует уточнить, что Сталинградский тракторный завод обороняли не три дивизии, как считает генерал Дёрр, а одна – 37-я гвардейская. Под конец здесь осталось 57 советских солдат. 

Среди них был Алексей Очкин, командир группы «57 бессмертных». Он рассказывал:«Фашисты пошли в решающее наступление на тракторный, и командарм нас перебросил туда. 14 октября началось самое памятное сражение великой битвы. Мы обороняли площадь Дзержинского. Сто танков устремились на нас, истребителей. Орудие Коли Смородина было разбито, сам он уцелел чудом и вел огонь из бронебойки. Горели развалины, асфальт, земля… Погибло больше половины наших, враг потерял два десятка танков и не смог сломить сопротивление горстки наших бойцов, обогнул завод с тыла…

Мы прорвались в горящие цеха и снова вели бой с танками. И вот тогда 57 раненых, обгоревших, объединились и заняли оборону по самой кромке волжской кручи. Под обрывом, у Волги, весь запас боеприпасов, здесь и был последний смертный рубеж. Николай Смородин и три бойца с автоматами брали с собой мешок гранат и устраивали переполох в расположении фашистских частей. Те в панике отходили, а мы ночью минировали свой последний край у кромки обрыва. …Когда нас стало шестеро, Смородин подбил три танка, целился в четвертый, но тут его оглушило снарядом… Коля цеплялся за край обрыва, ослабевшее тело сползало… Это последнее, что я увидел, потому что и меня тяжело ранило».

Артиллерийский тягач «Комсомолец». На эти машины устанавливались знаменитые «Катюши». На заводе их было выпущено около 9 тысяч единиц

Тракторный не был сдан. В него ворвались захватчики, но он сражался. В нем еще были бойцы. И как потом выяснилось, в цехах завода гитлеровцев подстерегали дерзкие ночные вылазки мелких штурмовых групп и одиночных гранатометчиков. В подвалах и туннелях, под станками и в люках у них были надежные укрытия.

В едином строю

В первые дни войны на СТЗ началось формирование народного ополчения. Запись проводили на собраниях и митингах, проходивших в цехах и отделах завода. В течение двух дней в ряды народного ополчения вступили 6000 добровольцев. В их числе – командиры производства, передовики труда, рационализаторы. Одновременно заводчане начали создавать истребительный батальон для борьбы с вражескими диверсантами и десантниками, а также для охраны важнейших промышленных объектов, транспортных узлов и населенных пунктов.


1942 год. В пятом танковом корпусе завода завершается сборка очередной партии танков для фронта

Был сформирован и танковый батальон. Его командиром назначен начальник тракторного цеха капитан запаса А. Лебедев, комиссаром – А. Степанов, заведующий военным отделом Тракторозаводского райкома партии, капитан запаса. В 1942 году подразделение было реорганизовано в танковую бригаду имени сталинградского пролетариата. В бригаду вступили 1500 заводчан. Были созданы штабы МПВО, организованы медико-санитарные отряды. Более 3000 рабочих завода оказывали помощь в строительстве оборонительных рубежей.

Список литературы

1 Косенко В. В. 50 лет Волгоградскому трактору ДТ-75 // Тракторы и сельхозмашины. – 2014, №4′
2 Шаров М. А., Дивинский А. А., Харченко Н. П. и др. Тракторы ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К. -М.: Колос, 1978
3 Галкин С. Н., Бычков В. П., Косенко В. В. и др. Волгоградский тракторный: вчера, сегодня, завтра // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2005, №6
4 Косенко В. В. Конструкторы волгоградских тракторов // В сб. Отражение минувших лет. Книга воспоминаний ветеранов Волгоградского тракторного завода. – Чебоксары: Концерн «Тракторные заводы», 2010
5 Косенко В. В. К 100-летию со дня рождения главного конструктора волгоградских тракторов М. А. Шарова // Тракторы и сельхозмашины. – 2014, №12.

«Тракторного первенца пятилетки – врагу не сдадим»

23 августа 1942 года стал самым мрачным днем для сталинградцев. Фашистская авиация непрерывно бомбила город. Зажигательные бомбы сыпались в неисчислимом количестве. Горело все – земля, дома, даже вода. В руины превращались здания, а с потемневшего неба продолжали сыпаться бомбы.

В ночь на 24 августа 1942 года тракторозаводцы выставили для защиты подступов к заводу дополнительно к истребительному батальону сводный отряд двух учебных танковых батальонов. Из числа добровольцев был собран отряд танкистов, автоматчиков, минометчиков, пулеметчиков и стрелков численностью в 300 человек. Он полностью состоял из рабочих завода. Главная задача – удержать немецкие части, прорвавшиеся со стороны села Орловка.


Май 1943 года. На фото ученик первого ремесленного училища Сталинграда: пока цеха завода не восстановлены после бомбежек, ремонт танков ведется прямо на улице

«Три отряда, сформированных за ночь в литейных цехах в количестве 600 человек, получив оружие, заняли оборону в районе поселка Спартановка. Настроение у всех боевое. Единодушно решено драться до последнего, но тракторного первенца пятилетки – врагу не сдать» – такую записку отправил в штаб фронта Д.В. Приходько, в то время секретарь Тракторозаводского райкома партии.

Из воспоминаний маршала Александра Василевского:«В эти тяжелые для города дни мне пришлось побывать на тракторном заводе. Вот та незабываемая обстановка, которую мне довелось наблюдать там. Противник находился от завода в полутора километрах, подвергая его ожесточенному артиллерийскому и минометному обстрелу. В этих условиях завод продолжал усиленно производить новые и ремонтировать выбывшие из строя танки. Многие рабочие завода, собиравшие танки, на этих же машинах следовали в район боев и там пополняли ряды наших защитников, героически сражавшихся за город».

ВгТЗ – аренда:

1.
Аренда трактора ВГТЗ ДТ-75 Новочебоксарск

Трактор гусеничный
1997 г.03.12.2017

ТПК-Сервис

г. Новочебоксарск

8 800 РУБ/смена
2.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2011 г.03.12.2017
M-Pент

г. Москва

8 000 РУБ/смена
3.
ВгТЗ ДТ 75

Бульдозер гусеничный
2014 г.11.04.2017

г. Санкт-Петербург

812 РУБ/час
4.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2008 г.14.02.2017
Автостроймаш

г. Нижний Новгород

9 600 РУБ/смена
5.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2014 г.14.02.2017

Стройтехпром

г. Истра

8 000 РУБ/смена
6.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2012 г.10.02.2017
Мегастрой, СПб

г. Санкт-Петербург

8 800 РУБ/смена
7.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2005 г.07.08.2016

г. Мытищи

цена по запросу
8.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42П

Бульдозер гусеничный
2012 г.21.06.2016
Кукин Егор

г. Москва

9 000 РУБ/смена
9.
Аренда бульдозера ВГТЗ ДТ-75 с бульд оборуд ДЗ-42

Бульдозер гусеничный
2012 г.21.06.2016

Кукин Егор

г. Москва

9 000 РУБ/смена
10.
Аренда бурового станка для устройства свай ВГТЗ БМ

Буровая установка
2005 г.19.05.2016
СпецТех

г. Тюмень

1 500 РУБ/час

Из цеха – прямо в бой

Завод-солдат был на переднем крае фронта, уничтожая фашистские танки на подступах к родной земле, и продолжал безостановочно ковать оружие. Люди сутками не покидали производство. Кругом пылал пожар. Одни рабочие его тушили, другие – продолжали ремонтировать танки. Для ремонта искалеченных машин был организован ремонтно-восстановительный батальон, который отремонтировал 91 танк и 60 моторов.


Март 1943 года. Разрушенный заводской поселок. На переднем плане – разбитая пушка. Скоро она будет переплавлена на металл, который станет частью боевой брони танка

Ремонтники становились танкистами. В военную историю завода вписано имя Петра Корчагина. В цех М-15 был доставлен до неузнаваемости изуродованный Т-34. Казалось – только на переплавку. Но Петр трое суток не отходил от танка и по существу вновь его создал. Он полностью обеспечил боевую машину вооружением, боеприпасами, организовал экипаж. А когда немцы приблизились к территории завода, сам повел танк в бой. И это не единичный факт. Из цехов СТЗ шли в бой грозные Т-34. Их вели экипажи ополченцев, вели те, кто их строил. За танками шли вооруженные рабочие.

Истребительный батальон и танковая бригада СТЗ вместе с воинскими частями не позволили противнику ворваться в район тракторного завода. Наступление гитлеровцев было остановлено. И это дало возможность организовать и 5 октября 1942 года закончить эвакуацию наиболее ценного оборудования за Волгу вместе с рабочими и их семьями. К отправке в Барнаул и Челябинск были подготовлены восемнадцать эшелонов, чтобы вывезти 23 тысячи рабочих, ИТР и их семьи, станки и оборудование. А приготовленную для взрыва завода взрывчатку использовали в борьбе с захватчиками.

Тракторы ВгТЗ

  • Бульдозерs ВгТЗ:ВгТЗ ВТЗ ДЗ-42П

    • ВгТЗ ВТЗ ДЗ-42
    • ВгТЗ ВТЗ ДЗ-42П
    • ВгТЗ ДТ-75
    • ВгТЗ ДТ-75 (ДЗ-42П)
  • Карьерные бульдозеры ВгТЗ

    ВгТЗ ДТ-75 (ДЗ-42)

    :

  • Гусеничные тракторы ВгТЗ:

    • ВгТЗ ВТ-100
    • ВгТЗ ВТ-100Д
    • ВгТЗ ВТ-100ДСВгТЗ ВТ-100
    • ВгТЗ ВТ-100ДТ
    • ВгТЗ ВТ-100МД
    • ВгТЗ ВТ-100Н
    • ВгТЗ ВТ-130
    • ВгТЗ ВТ-150
    • ВгТЗ ВТ-150Д
    • ВгТЗ ВТ-170Д
    • ВгТЗ ВТ-175
    • ВгТЗ ВТ-200
    • ВгТЗ ДТ-120Д
    • ВгТЗ ДТ-175М
    • ВгТЗ ДТ-75БРВгТЗ ДТ-75
    • ВгТЗ ДТ-75Д
    • ВгТЗ ДТ-75ДА
    • ВгТЗ ДТ-75ДТ
    • ВгТЗ ДТ-75Н
    • ВгТЗ ДТ-75Н.Д
    • ВгТЗ ДТ-75НТ
  • Колесные тракторы ВгТЗ:

    • ВгТЗ 2027
    • ВгТЗ 2032
    • ВгТЗ 2032-10
    • ВгТЗ 2032А
    • ВгТЗ 2048АВгТЗ 2032А
    • ВгТЗ ВК-170
    • ВгТЗ ВК-200
    • ВгТЗ ВТЗ-30СШ
    • ВгТЗ ДТ-75КП
    • ВгТЗ Т30-69
    • ВгТЗ Т30-70
    • ВгТЗ Т30А-80
    • ВгТЗ Т45А
    • ВгТЗ Т50
    • ВгТЗ Т85
  • Мини-тракторы ВгТЗ

    ВгТЗ МГТ-20

    :

Мини погрузчик МКСМ-800

Мини погрузчик МКСМ-800 (многоцелевая коммунально-строительная машина) служит для погрузочных и транспортировочных работ с грунтом и сыпучими породами, планирования территории, снегоочистки и мусороуборки, рытья ям и траншей, скважного бурения. Наиболее часто МКСМ-800 применяется при промышленных, строительных, коммунальных и дорожных работах, а также в других отраслях, где тесные условия не позволяют использовать крупногабаритную технику

Наиболее часто МКСМ-800 применяется при промышленных, строительных, коммунальных и дорожных работах, а также в других отраслях, где тесные условия не позволяют использовать крупногабаритную технику.

Высокая степень компактности и отличная управляемость позволяют использовать в стесненных условиях. Габаритные размеры машины дают возможность проникать в проемы высотой от 2,1 м и шириной от 1,8 м. МКСМ-800 наиболее эффективно проявляет себя при уходе за тротуарами, дорожками для пешеходов, аллеями, рынками, проведении ландшафтных и дорожных работ. Небольшой вес и габаритные размеры погрузчика позволяют осуществлять его транспортировку в грузовом автомобиле или прицепе.

МКСМ-800 плавно меняет скорость движения и разворачивается на месте благодаря бесступенчатому переключению скоростей в правой и левой коробках передачи при помощи объемного гидропривода. Управление движением осуществляется двумя джойстиками, установленными в боковых панелях.

Основным преимуществом является универсальность машины, обеспечиваемая разнообразным быстросменным навесным оборудованием. Смена навесного оборудования настолько легка, что ее может провести сам оператор, при этом гидросистемы машины и навесного оборудования без слива рабочей жидкости соединяются посредством быстросъемной муфты.

Технические характеристики МКСМ-800

Параметры

Значение

Грузоподъемность, кг

800

Скорость движения, макс., км/ч

10

Масса, кг

2800

Габаритные размеры, мм, не более

длина с основным ковшом

3270

длина без основного ковша

2480

ширина без ковша

1680

высота с проблесковым маячком

2220

высота с поднятым ковшом

3700

Трансмиссия

гидрообъемная

Допускается работа на уклоне, град.

10

Преодолеваемый подъем, град.

13

Кабина

закрытая, остекленная, с передней дверью, открывающейся наружу

Температура эксплуатации

МКСМ предназначена для эксплуатации при t&grad; окружающей среды от -45°С до +45°С

Двигатель

Марка

3М41 Германия. дизельный трехцилиндровый с воздушным охлаждением

Эксплуатационная мощность, кВт/л.с.

36,8/50

Удельный расход топлива, Г/кВт-ч

242

Вместимость топливного бака, л

55

Комментировать
0