No Image

Летописи и центры летописания в древней руси

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Содержание «Повести временных лет»

Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:

  • Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
  • Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
  • Описания жизни святых и князей.
  • Официальные документы и указы.

Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.

Военные походы

«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей

Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:

  • Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
  • Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
  • Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
  • Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.

Ключевые события в истории

Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.

Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».

Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.

https://youtube.com/watch?v=WsiD3nSBFWU

Младший извод

Древнейшие списки:

Комиссионный список
320 листов, рукопись в четверть листа. Основная часть (л. 28—257) написана одним писцом и доведена до 1439 года, бумага датируется 1441 годом; другим писцом на бумаге 1441 года написаны известия за 1440—1446 годы (л. 257—264), а также нелетописные статьи (л. 7—13, 265—305), третий писец переписал статьи на л. 13—24 (списки князей, посадников, епископов, митрополитов и т. д.). После текста летописи следуют княжеские и церковные уставы.
Академический список
Рукопись в четверть листа, сохранился 241 лист, 55 листов из разных мест утеряно к 1783 году (включая 8 листов в начале летописи). По водяным знакам датируется 1445—1447 годами. Сохранившийся текст обрывается на 1441 годе, но изложение, по указанию Татищева, завершалось на 1444 годе.
Троицкий список
Рукопись 1560-х годов в 76 листов, размером в лист. Завершается на событиях 1015 года, текст отчасти дополнен по Новгородской пятой летописи.

Поздние копии:

Румянцевский 1-й список
Копия, сделанная с Троицкого после 1815 года.
Толстовский список
В лист, на 208 листах. Переписан в 1720-е годы с Академического, причём к тому времени в Академическом было утрачено лишь 8 листов. Данный список полезен для восполнения 47 листов, утраченных в течение XVIII века.
Берлинский список (список Филиппса)
Написан в 1738 году. Как и Троицкий, восходит к Академическому, в котором было утрачено лишь 8 листов. В 1940-х годах привлекался при издании текста Русской Правды. Полностью опубликован факсимильным способом в 2010 году Данный список полезен для восполнения 47 листов, утраченных в течение XVIII века.
Воронцовский список
Копия Берлинского 1820-х годов.
Румянцевский 2-й список
Копия Берлинского 1825 года, содержит больше пропусков, чем Воронцовский.
Уваровский список
Копия, снятая с Академического списка, судя по филиграням, в 1750-1770-х годах. К этому времени Академический список уже утратил 55 листов.

Соотношение объёма летописи по Комиссионному списку:

  • Известия от 854 до 1016 года — л. 28—79 (с. 100—175).
  • Известия 1016—1110 годов — л. 79—99об. (с. 175—203).
  • Известия 1111—1203 годов — л. 99об.—126 (с. 203—240).
  • Известия 1204—1234 годов — л. 126—157об. (с. 240—284).
  • Известия 1234—1330 годов — л. 157об.—201об. (с. 284—343).
  • Известия 1330—1439 годов — л. 201об.—257 (с. 343—420).
  • Известия 1440—1446 годов — л. 257—264 (с. 420—427), последнее известие под 30 января 6954 (1447) года.

Значительные отличия от текста ПВЛ несёт начальная часть летописи (предполагается, что в летописи старшего извода она совпадала с текстом младшего извода). За 854—963 годы датировано лишь несколько известий, включая: 6362 (854) — «начало земли Русской», 6428 (920) — поход Игоря на греков, 6430 (922) — поход Олега на греков и смерть Олега, 6453 (945) — смерть Игоря, 6463 (955) — поездка Ольги в Царьград. Существует концепция, что этот текст отражает некоторые черты так называемого Начального свода конца XI века (однако не тождествен ему).

Если в летописи старшего извода события XI века описаны очень кратко, то в летописи младшего извода они часто дополнены по тексту ПВЛ, хотя она и остаётся короче ПВЛ.

В состав Комиссионного списка летописи входят, в частности:

  • Введение к Софийскому временнику: «Яко древле царь Рим…», отсутствующее в ПВЛ, но включенное во многие позднейшие летописи.
  • Перечень князей, митрополитов, епископов и посадников (л. 68об.—72, с. 160—164).
  • «Русская правда» (л. 79об.—82, с. 176—180).
  • «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (л. 126—130, с. 240—246).
  • Отрывки из «Жития Александра Невского» (с. 289—294, под 1240 годом; с. 305—306, отрывок о его смерти помещён под 1251 годом).
  • Рассказ о смерти Михаила Черниговского (с. 298—303).

Рассказы о таких значимых, но сильно на Новгород не повлиявших событиях, как Куликовская битва и нашествие Тохтамыша, довольно кратки.

Старший извод

Старший извод Новгородской первой летописи сохранился в единственном Синодальном списке — древнейшем списке русских летописей. Пергаменная рукопись размером в четверть листа хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов, предположительно 136 листов утеряно.

Синодальный список делится на две части: первая часть (л. 1—118 — с. 15—73) доводит изложение до 1234 года и переписана одним писцом либо (по мнению Т. В. Гимона и А. А. Гиппиуса) вскоре после 1234 года, либо (по мнению Б. М. Клосса) в 1260-е годы. Вторая часть (л. 119—166 — с. 73—99) освещает события 1234—1330 годов и переписана около 1330 года. Далее идут приписки разными почерками о событиях 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 годов (л. 167—169 — с. 99—100).

Соотношение объёма летописи:

  • Известия 1016—1110 годов — л. 1—7об. (с. 15—19).
  • Известия 1111—1203 годов — л. 7об.—64 (с. 20—46).
  • Известия 1204—1234 годов — л. 64—118об. (с. 46—73).
  • Известия 1234—1304 годов — л. 119—154об. (с. 73—92), 8 листов утеряно.
  • Известия 1305—1330 годов — л. 154об.—166об. (с. 92—99).

Текст ранее 1016 года утерян, предположительно он излагался на 16 тетрадях, то есть 128 листах. Текст за 1272—1299 годы утерян, предположительно составлял 1 тетрадь, то есть 8 листов.

Несмотря на краткость изложения для событий XI века, некоторые сведения НПЛ отсутствуют в Повести временных лет:

  • Пожар Софийского собора в Новгороде в 1045 году — дата ошибочна.
  • Рождение Святополка Изяславича в 1050 году.
  • Поход Всеслава на Новгород в 1069 году.
  • Смерть новгородского епископа Феодора (в тексте он назван архиепископом) в 1077 году.
  • Смерть новгородского епископа (в тексте архиепископа) Никиты в 6616 (1109) году.

Под 1204 годом помещена «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (л. 64—72, с. 46—49). Относительно подробно описаны битва на Липице (л. 83—86об., с. 55—57) и битва на Калке (л. 95об.—99об., с. 61—63), а также татарское нашествие 1237—1238 годов (л. 121—125об., с. 74—77) и битва при Раковоре (л. 143—146об., с. 85—87). Многие большие тексты, которыми дополнена летопись младшего извода и более поздние летописи, здесь ещё отсутствуют.

Под 1240 годом описана Невская битва (л. 126—127, с. 77), но падение Киева вовсе не упоминается.

История создания

У летописи были копии, сделанные после Нестора, которые смогли дойти до наших дней. Они не сильно отличались между собой. Сам оригинал был утрачен. По версии Щахматова, летопись переписывалась уже спустя всего несколько лет после её появления. В нее вносили большие изменения.

В XIV веке монах Лаврентий переписал творение Нестора, и именно эта копия считается наиболее древней, которая дошла до нашего времени.

Есть несколько версий того, откуда брал информацию Нестор для своей летописи. Так как хронология отходит в давние времена, а статьи с датами пошли только после 852 года, многие историки считают, что старый период монах описывал благодаря преданиям людей и письменным источникам в монастыре.

Она часто переписывалась. Даже сам Нестор переписывал летопись, внося некоторые изменения.

Интересно то, что в те времена писание было также сводом законов.

ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР

Нестор-летописец (скульптура М. Антокольского).

Самый известный из русских летописцев — Нестор, монах Киевского Печерского монастыря, живший во второй половине XI — начале XII в.

Прекрасное мраморное изваяние Нестора сделано скульптором М. Антокольским. Нестор Антокольского не бесстрастный регистратор человеческих дел. Вот он зажал пальцами несколько страниц в разных местах книги: он ищет, сопоставляет, критически отбирает, размышляет… Да, таким и предстает перед нами этот талантливейший историк Европы XII в.

Нестор начал составлять летопись, будучи уже известным писателем. Он решил, кроме летопись — описания событий год за годом, — дать обширное историко-географическое введение к ней: о славянских племенах, возникновении Русского государства, о первых князьях. Введение начиналось словами: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Позднее все произведение Нестора — и введение, и сама летопись — стало называться «Повестью временных лет».

Подлинный текст Нестора дошел до нас только в Отрывках. Он искажен позднейшими переделками, вставками и дополнениями. И все же мы можем приблизительно восстановить облик этого замечательного исторического труда.

Вначале Нестор связывает историю всех славян с мировой историей и яркими штрихами рисует географию Руси и пути сообщения из Руси в Византию, в Западную Европу и Азию. Затем он переходит к размещению славянских племен в отдаленное время существования славянской «прародины». С большим знанием дела рисует Нестор быт древних славян на Днепре примерно во II—V вв., отмечая высокое развитие полян и отсталость их северных лесных соседей — древлян и радимичей. Все это подтверждается археологическими раскопками.

Затем он сообщает исключительно важные сведения о князе Кие, жившем, по всей вероятности, в VI в., о его путешествии в Царьград и о жизни его на Дунае.

Начало «Повести временных лет» из Лаврентьевской летописи XIV в.

Нестор все время следит за судьбами всего славянства, занимавшего территорию от берегов Оки до Эльбы, от Черного моря до Балтики. Весь славянский средневековый мир не знает другого историка, который с такой же широтой и глубоким знанием мог бы обрисовать жизнь восточных, южных и западных славянских племен и государств.

Очевидно, центральное место в этой широкой исторической картине занимало возникновение трех крупнейших феодальных славянских государств — Киевской Руси, Болгарии и Великоморавской державы — и крещение славян в IX в., а также появление славянской письменности. Но, к сожалению, часть летописи, посвященная этим важным вопросам, сильнее всего пострадала при переделках и от нее остались только отрывки.

Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий. Сотни раз переписывали историки XII—XVII вв. Несторову «Повесть временных лет», ставили ее в заглавной части новых летописных сводов. В эпоху тяжелого татарского ига и наибольшей феодальной раздробленности «Повесть» вдохновляла русских людей на освободительную борьбу, рассказывая о былой мощи Русского государства, о его успешной борьбе с печенегами и половцами. Даже имя Нестора стало почти нарицательным для обозначения летописца.

На протяжении веков потомки хранят память о талантливом историке-патриоте. В 1956 г. в Москве праздновалось 900-летие со дня рождения Нестора.

Летописи северо-восточной Руси

Летописи северо-восточной Руси начались, вероятно, довольно рано: от XIII века. В «Послании Симона к Поликарпу» (одной из составных частей Патерика печерского), мы имеем свидетельство о «старом летописце Ростовском». Первый сохранившийся до нас свод северо-восточной (Суздальской) редакции относится к тому же времени. Списки его до начала XIII века — Радзивилловский, Переяславский-суздальский, Лаврентьевский и Троицкий. В начале XIII века первые два прекращаются, остальные разнятся между собой. Сходство до известного пункта и различие далее свидетельствуют об общем источнике, который, стало быть, простирался до начала XIII века. Известия суздальские встречаются и ранее (особенно в «Повести временных лет»); поэтому следует признать, что записывание событий в земле суздальской началось рано. Чисто суздальских летописей до татар мы не имеем, как не имеем и чисто киевских. Сборники же, дошедшие до нас, характера смешанного и обозначаются по преобладанию событий той или другой местности.

Летописи велись во многих городах земли Суздальской (Владимире, Ростове, Переяславле); но по многим признакам следует признать, что большинство известий записано в Ростове, долго бывшем центром просвещения северо-восточной Руси. После нашествия татар Троицкий список делается почти исключительно ростовским. После татар вообще следы местных летописей становятся яснее: в Лаврентьевском списке встречаем много тверских известий, в так называемой Тверской Летописи — тверских и рязанских, в Софийском Временнике и Воскресенской летописи — новгородских и тверских, в Никоновской — тверских, рязанских, нижегородских и т. д. Все эти сборники — московского происхождения (или, по крайней мере, большей частью); оригинальные источники — местные летописи — не сохранились. Относительно перехода известий в татарскую эпоху из одной местности в другую И. И. Срезневский сделал любопытную находку: в рукописи Ефрема Сирина 1377 года он встретил приписку писца, который рассказывает о нападении Арапши (Араб-шаха), бывшем в год написания. Рассказ не окончен, но начало его буквально сходно с началом летописного рассказа, из чего И. И. Срезневский правильно заключает, что перед писцом было то же сказание, которое послужило материалом для летописца. По отрывкам, частично сохранившимся в русских и белорусских летописных сводах XV—XVI веках, известна Смоленская летопись.

Издания и переводы

  • Летописец новгородский, начинающийся от 6525 (1017) года и кончающийся 6860 (1352) годом. М., 1781. — Синодальный список. Издание без изменений повторено в 1819 году.
  • Продолжение древней Российской вифлиотики. Часть II. Содержащая Новгородский летописец. Начинающийся от 946 года и продолжающийся до 1441 года. СПб., 1786. — Академический список.
  • ПСРЛ, т. III, СПб., 1841, с. V—IX, 1—114. – Сводный текст по разным спискам с 1016 по 1444 год. С 1016 по 1333 год даётся по Синодальному списку с разночтениями по Академическому и Толстовскому, с 1333 по 1441 год — по Академическому, с 1441 по 1444 год — по Толстовскому.
  • Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1875. — Светопечатное воспроизведение Синодального списка.
  • Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1888. — Сводный текст. Начало летописи, отсутствующее в Синодальном списке, напечатано по Толстовскому и Комиссионному. Далее идёт текст Синодального, после его окончания — текст Комиссионного за 1333—1446 годы, затем — нелетописные статьи Комиссионного.
  • Новгородская харатейная летопись. / Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1964. — Факсимильное издание Синодального списка, лучше по качеству, чем издание 1875 года.
  • Новгородская Первая летопись. Берлинский список. / Предисловие А. В. Майорова. СПб., 2010. ISBN 978-5-905011-04-7.
  • Частотный словарь: нем. Dietze J. Frequenzwörterbuch zur Synodalhandschrift der Ersten Novgoroder Chronik. Halle (Saale), 1977.

Значение

«Повесть временных лет» имеет большое значение в наши дни. Это — один из главных исторических источников, по которому историки занимаются исследованиями. Благодаря ей восстановлена хронология того периода.

Так как летопись обладает открытостью жанра, варьирующейся от рассказов былин до описания войн и погоды, можно многое понять и о менталитете, и об обычной жизни русских, живших в то время.

Особую роль для летописи играло христианство. Все события описываются через призму религии. Даже избавление от идолов и принятие христианства описываются, как период, когда люди избавились от соблазнов и невежественности. А новая религия — свет для Руси.

Источник статьи: http://fb.ru/article/349885/kak-nazyivalas-pervaya-russkaya-letopis-avtor-smyisl-soderjanie-istoriya

«ОКНА В ИСЧЕЗНУВШИЙ МИР»

В XII—XIII вв. появляются ииллюстрированные рукописи, где события изображены в рисунках, так называемых миниатюрах. Чем ближе изображаемое событие ко времени жизни самого художника, тем точнее бытовые детали, портретное сходство. Художники были грамотными, образованными людьми, и иногда рисунок-миниатюра полнее рассказывает о событии, чем текст.

Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивилловская, вывезенная Петром I из города Кенигсберга (современный Калининград). Она была скопирована в XV в. с более раннего, тоже иллюстрированного оригинала XII или начала XIII в. К ней свыше 600 рисунков. Исследователи называют их «окнами в исчезнувший мир».

* * *

Средневековые летописцы — монахи, горожане, бояре — не могли вырваться из круга обычных для того времени представлений. Так, например, большинство крупных событий — нашествие «поганых» (татар), голод, мор, восстания — они объясняли божьей волей, стремлением грозного бога «испытать» или покарать род людской. Многие летописцы были суеверны и необычные небесные явления (затмения солнца, кометы) толковали как «знамения», предвещающие добро или зло.

Одна из миниатюр Радзивилловской летописи. Сражение во время похода князя Игоря на Константинополь в 944 г.

Обычно летописцы мало интересовались жизнью простого народа, так как считали, что «историки и поэты должны описывать войны между монархами и воспевать тех, кто мужественно умирал за своего господина».

Но все же большинство русских летописцев выступало против феодальной раздробленности, против бесконечных княжеских распрей и усобиц. Летописи полны патриотических призывов к совместной борьбе против жадных орд степняков.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.), широко использовав летописи, на исторических примерах показал губительную опасность княжеских раздоров и усобиц и горячо призывал всех русских людей встать «за Землю Русскую».

Для нас древние летописи, повествующие о судьбах нашей Родины на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценнейшим сокровищем истории русской культуры.

.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Датировка известий

По данным Н. Г. Бережкова, до XIII века в НПЛ нет так называемых ультрамартовских статей. В описании событий 1205—1212 годов путаница: присутствуют как ультрамартовские обозначения (6714—6716 (1205—1207)), превышающие мартовские на две единицы (6717—6719, 6721, 6722 (1207—1209, 1211, 1212)), на три единицы (6720 (1209)). Далее ультрамартовские статьи встречаются лишь в виде исключения (6726—6728, 6730, 6745, 6746, 6776—6780 (1217—1218, 1221, 1236, 1237, 1267—1271)). В летописи младшего извода ситуация та же. 1273—1283 (6782—6792) — в основном ультрамартовские годы, кроме 6783—6785 (1275—1277) — мартовских.

Древнерусские летописцы

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

III. Сообщение нового материала

У. Преподобный Нестор с детских лет был наслышан о киевских старцах. В 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и попросил принять к себе в учение. Преподобный Феодосий в то время был занят постройкой монастыря, а преподобный Антоний уединился в пещере. Преподобный Нестор стал их учеником, он с верой и любовью принимал наставления святых старцев. Вскоре его постригли в монашеский чин. Вместе с братией молодой инок нес различные послушания. Самым главным было переписывание книг. В то время еще не умели печатать книги, и каждую книгу писали вручную на пергаменте – коровьей коже – гусиным пером. Преподобный Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения по истории Руси и заносил для памяти в книги. Главный труд преподобного Нестора – это «Повесть временных лет», первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать, откуда пошла земля Русская, как жили люди Древней Руси. Поэтому и называют преподобного Нестора летописцем. А еще преподобный Нестор написал жития преподобных печерских отцов и святых мучеников Бориса и Глеба. А что вы знаете о святых мучениках Борисе и Глебе?Д. Это были сыновья святого князя Владимира. Их убил родной брат Святополк, потому что боялся, что они займут его престол. Святые Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками.

Нестор Летописец, скульптура

История создания

Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.

Произведение написано на рубеже XI и XII веков. Точный год написания «Повести временных лет» неизвестен, но есть несколько предположений по этому поводу. Историки А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев считают, что основная часть произведения была создана ещё в 1037 году, а затем оно дополнялось новыми сведениями от разных летописцев. «Повесть временных лет» Нестора была написана в 1110 — 1112 годах. При её составлении он основывался на сведениях из более ранних документов.

Однако наиболее древняя дошедшая до нас редакция была написана намного позже и датируется XIV веком. Её авторство принадлежит монаху Лаврентию. Именно по этой и некоторым другим версиям современные историки составляют картину событий того времени.

II. Повторение

У. Преподобный Нестор был учеником преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских. Давайте вспомним, что мы о них знаем.Д. Преподобный Антоний в молодости был на Афоне, где и принял монашеский постриг. Игумен монастыря отослал преподобного Антония обратно на родину. Святой пришел к Киеву и поселился в пещерке на берегу Днепра. Постепенно к нему стали приходить ученики, и образовался монастырь. Преподобный Антоний поставил над монахами игумена, а сам удалился в пещеру и жил в ней до самой смерти.У. Теперь расскажите о преподобном Феодосии.Д. Преподобный Феодосий родился в богатой семье. У него рано умер отец, и воспитывала мальчика мать, она была очень строгой. В детстве преподобный Феодосий хотел убежать в Иерусалим, но мать его вернула домой и жестоко наказала. Хотя преподобный Феодосий был из княжеского рода, но он любил простой труд: работал со слугами, пек просфоры для церкви. Матери это не нравилось, и она часто наказывала сына, один раз даже посадила в темницу. Когда Феодосий услышал о подвигах преподобного Антония, то бежал в Киев и принял там постриг. Мать долго искала сына. А когда нашла преподобного Феодосия, то он упросил ее поселиться рядом в женском монастыре. По совету преподобного Антония вскоре братия избрала себе игуменом преподобного Феодосия. Обитель расцвела при нем.

Повесть временных лет

Комментировать
0