Сенсационная фотография Туринской плащаницы
Начиная с 1353 года ни один человек не видел на ткани, в которую был обёрнут Сын Божий, никакого изображения. На древней материи различались лишь пятна крови. Ведь тело не обмывали перед тем, как накрыть его тканью. Это планировали сделать позже. Но когда женщины с этой целью пришли к гробнице, то обнаружили, что камень, закрывавший вход, сдвинут с места, а тело Спасителя исчезло.
В 1898 году в Париже организовали выставку религиозного искусства. Привезли на неё и плащаницу из Турина. 28 мая заядлый фотограф и археолог Секондо Пиа сделал два снимка реликвии. Один негатив получился испорченным. Зато второй, размеры которого составляли 60 на 50 см, был опущен в проявитель, и на его тёмном фоне отчётливо проявился человеческий образ.
Фотография Спасителя на плащанице и воссозданный по ней образ
Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты и фотографы-любители стали фотографировать древний артефакт во всех возможных ракурсах. Заинтересовались вопросом и учёные. В первую очередь их интересовало – действительно ли кусок древней материи является погребальным саваном Иисуса Христа.
Фотографии высокого качества получились в 1932 году. Их подвергли тщательнейшему анализу, который привёл к интересным выводам. Изображённый на ткани человек по своему физическому типу относился к иудеям. Его рост соответствовал 178 см, а возраст колебался в интервале от 30 до 45 лет. Более интересную информацию могли бы дать непосредственные исследования материи, но католическая церковь допустила учёных к артефакту лишь в 1969 году.
Исследования
Самые ранние исследования организовывались еще 600 лет назад. В те времена образованный священник из Франции – Улис Шевалье досконально изучил около 60 документов того времени, имеющих хоть малейшую связь с плащаницей.
Он доказывает, что подлинность святыни оказалась под вопросом уже при поверхностном обзоре. “Художника” нашли быстро, но он так и не смог внятно дать объяснение. В 1389 г. священное лицо – Пьер Дарси сообщил папе, что, церковь зарабатывает нечестным способом деньги на “хитром полотне”. Изображение лика филигранно нанесено на обе стороны покрывала, и есть признание художника.
Климент VII не разрешил своему епископу Дарси противица выставке. И только благодаря настойчивости Дарси критику не удалось задавить. Наконец ученый сумел, сопоставляя факты, разуверить Климента VII-го. Теперь покрывало было переведено в статус иконы. Народные обозрения святыни стали доступны только в особых случаях.
Более позднее исследование, установило, что на священном похоронном покрытии более половины пятен крови, которые, как утверждается, появились после того как Иисуса Христа сняли с креста и завернули в льняной саван, находятся не совсем там где должны были бы быть.
Эксперименты были проведены, используя как настоящую, так и синтетическую кровь. Применяли методы судебного расследования, проведенные судмедэкспертом доктором Маттео Боррини и химиком Луиджи Гарлашелли.
Для исследования были распяты волонтеры. Согласно статье, содержащей выводы об исследованиях, представленные на 66-м и 67-м ежегодных научных собраниях Американской академии судебных наук, состоявшихся в 2014 и 2015 годах, изыскания проводились на кресте с использованием добровольца.
Было скопировано положение рук и тела и расположено на куске материала по составу похожего на плащаницу, чтобы получить аналогичные следы крови как на Туринской плащанице. Возможные пятна крови, которые могли вытечь из его тела, были созданы позже.
Д-р Маттео Боррини сказал ANSA об исследовании: «Мы не анализировали вещество, которое создало пятна, мы просто хотели проверить их положение на завесе. Для этого мы использовали как настоящую, так и искусственную кровь. Мой друг Луиджи Гарлашелли, который помогал в исследовании, сымитировал распятого человека. С помощью этого метода мы увидели, что только некоторые пятна крови совпадают с положением пятен, созданных нашим распятым человеком. Оно показало, как пятна крови могут располагаться, при возможном кровотечении у человека, распятого на кресте. Выяснилось, что расположение большинства следов на кожухе плащаницы, совершенно нереально.
Исследователи полагают, что пятна были искусственно сброшены на плащаницу пальцем или с помощью инструмента. Если оценить все результаты вместе, то с большой вероятностью можно сказать что пятна оставленные на плащанице, при таком ее расположении и всех возможных передвижениях, способе обертывания тела, просто невозможны.
Параллельно другими учеными проводились исследования на возраст плащаницы. Результаты опыта углеродом показали, что плащаница была изготовлена в средние века. Тогда как при другие ученые утверждают, что возраст плащаницы не менее 2000 лет.
Книга «Мистеро делла Синдоне» («Тайна плащаницы»), изданная инженером-механиком Падуанского университета Джулио Фанти и журналистом Саверио Гаэта, опубликованная в последние годы, вызвала сильный спор о плащанице. Фанти, который хотел раскрыть правду о происхождении плащаницы, как одной из самых ценных среди религиозных предметов христианского мира, проанализировал его с коллегами с помощью инфракрасного луча и спектроскопии. Они изучили пряжу плащаницы и измерения показали, что она принадлежала периоду между 300 г. до н.э. и 400 г. до н. э.
Однако эксперимент, проведенный в 1988 году, в Англии, Швейцарии и США, радиоуглеродным анализом на нитях плащаницы, показал, что она является вещью принадлежащей к среднему веку, который мог быть изготовлен в промежутке 1260 и 1390 годами.
Сообразно исследованиям русских ученых, возраст плащаницы около 2000 лет и изображение на ней не рукотворное. Ученые объясняют появление изображения реакцией нитей материала, тем что тело Иисуса как бы прошло сквозь полотно при помощи мощного потока света.
До того, как плащаница переехала в Турин, она чуть не была уничтожена пожаром.
С начала 16 века плащаница находилась на хранении в Сент-Шапель, Шамбери (сейчас это часть Франции). В 1532 году в этой часовне случился пожар. Он расплавил часть серебра в контейнере, где хранилась плащаница. Расплавленный металл капал на саван и прожигал его. Следы от этого, а также от воды, которой тушили огонь, видны на плащанице и сегодня.
Церковники с Туринской плащаницей.
Во второй половине 16 века плащаницу переместили на хранение в собор Иоанна Крестителя, который находится в Турине. Сейчас это территория, принадлежащая современной Италии. Там артефакт пребывает по сей день. Лишь во время Второй мировой войны место хранения этой исторической ценности пришлось сменить.
У Туринской плащаницы есть много копий, которые демонстрируются в разных церквях по всему миру.
Обряд с Плащаницей
Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» – относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.
Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.
В наши дни изображение Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол – «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа».
В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы “Святый Боже…”. Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).
Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы – пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.
На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.опубликовано econet.ru.
https://youtube.com/watch?v=fLmennLvAZE
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
История Туринской плащаницы
Согласно евангельским повествованиям, после того, как истерзанное тело Иисуса сняли с креста, его ученик – Иосиф Аримафеский обвил тело плащаницею и положил во гроб. После Воскресения Христа ученики не обнаружили тела, а вот траурные пелены остались.
Что было с плащаницей дальше доподлинно не известно. Существует теория, что вплоть до Х века плащаница Иисуса находилась в Эдессе (городе на территории современной Турции), затем была доставлена в Константинополь, а после 4 крестового похода в XIII в. попала в руки крестоносцев, вероятнее всего тамплиеров.
Икона “Погребение Христа”
Официально христианская реликвия впервые была зафиксирована в 1353 г. Французский граф Жеффруа де Шарни заявил, что обладает бесценной христианской реликвией.
Как святыня попала к нему в руки, граф так и не успел сказать. Вероятно, она досталась ему по наследству от деда или отца, которому, в свою очередь, ее передал на хранение кто-то из тамплиеров.
Вплоть до середины XV в. плащаница Христа находилась в одной из церквей французского города Лиры, а затем была продана внучкой графа Маргаритой герцогу Людовику Савойскому.
Столицей герцогства считался город Шамбери. Здесь плащаница Иисуса хранилась до 1578 г., причем в 1532 г. в монастыре Шамбери случился грандиозный пожар, и святая реликвия оплавилась от раскаленной серебряной рамы.
Позже столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, а вместе со столицей в Турин попала и плащаница Иисуса Христа, где находится и по настоящее время.
В 1898 г. на плащанице был обнаружен лик человека в негативе
1898 г. стал годом сенсационного открытия. На выставке религиозного искусства, фотограф Секондо Пиа сделал снимки Туринского полотна, обнаружив на негативах лик человека.
До этого времени на плащанице различали лишь пятна крови, никто и предположить не мог, что там, в негативе, изображен человек. К сожалению, развитие науки в XIX в. не позволило провести серьезных исследований плащаницы, ученых допустили к ней лишь 70 лет спустя в 1969 г.
Признание подлинности плащаницы ничего не изменит для христианина
Профессор богословия Алексей Ильич Осипов считает, что ажиотаж вокруг туринской плащаницы слишком велик. В конце концов, что изменится от того, что это та самая плащаница? Духовный мир как-то должен вздрогнуть, а атеисты стать верующими? Конечно же, нет. Ничего не произойдёт.
Профессора настораживает стремление современных христиан соприкоснуться с чудом. Это, по мнению Алексея Ильича, свидетельствует о маловерии. Одно дело — это взять и просто поверить божественному откровению. Это проявление усилия воли, преданности, чистоты веры. Человеку придётся преодолеть себя, безверие, малодушие и многие другие качества. И такой христианин не уйдёт с духовного пути. В нём действительно произойдет духовная трансформация.
Трёхмерная реконструкция облика человека с плащаницы
И совсем другое, когда человек ищет чуда, какой-то фантастики для того, чтобы поверить. Цена такой веры минимальна, если она вообще есть. Здесь нет никакой внутренней работы.
Однако современные христиане стремятся именно к такому религиозному действу:
- Общение с прозорливыми старцами;
- Посещение святых мест;
- Поклонение христианским святыням.
И Алексей Ильич недоумевает — зачем всё это нужно? Ведь в этом нет подлинного духа христианства. Не ходить по святым местам учил Христос, а работать над собой.
Да и что для христианина изменит признание подлинности плащаницы? Верующему не нужны подтверждения, ведь он и без того убеждён, что Иисус Христос существовал.
Кроме того, с точки зрения православия, тот же евхаристический хлеб намного больше насыщен благодатью, чем любой исторический предмет, связанный с новозаветными событиями. А потому досадно, что к туринской плащанице люди рвутся тысячами, а в церкви даже в воскресные дни пусто.
Послушать мнение профессора можно на видео:
Какой возраст Туринской плащаницы?
Радиоуглеродный анализ, которому подверглась Плащаница для определения ее датировки, показал, что она была создана в Средневековье и никак не могла быть Плащаницей Христа.
С момента изобретения радиоуглеродного анализа накопилось уже не так мало свидетельств того, что метод не может претендовать на звание безошибочного. Так, можно вспомнить знаменитую историю с ладьей фараона, по которой радиоуглеродный анализ показал несколько раз разные результаты с большим отрывом друг от друга, или не менее нашумевшая история полотна, в который была закутана египетская мумия: радиоуглеродный анализ показал, что эта ткань была младше самой мумии.
Как бы то ни было, прогресс не стоит на месте и радиоуглеродный метод датировки используется учеными, так как это один из самых точных методов, известных научному миру. Христиане же не ждут новых достижений в деле датирования, так как знают наперед: Плащаница настоящая, это не подделка.
Византийское искусство
Все стало еще более запутано после того, как историки сосредоточились на средневековых источниках, ища упоминание о Туринском холсте. Действительно, они нашли своего рода тонкую нить, которая с помощью различных упоминаний привела их в Константинополь. Именно оттуда холст был взят крестоносцами до завоевания города. Византийское искусство того времени имеет удивительно похожий вид сцены Иисуса на кресте, запечатленной на плащанице − от физической формы, выражения и внешнего вида лица до позы со скрещенными руками. И это было за несколько сотен лет до того, как должна была произойти средневековая подделка.
Обобщая отдельные факты, можно прийти к выводу, что теория о том, что Туринская плащаница Иисуса Христа является подделкой, основана на двух фактах. С одной стороны, по научному опыту 1988 года, а с другой − то, что в Библии и раннехристианских документах вообще не упоминается ничего о Туринской плащанице. Хотя это и есть настоящая ткань, в которую фактически обернуто распятое тело Иисуса Христа, воскресшего три дня спустя из мертвых, и в чьей могиле был найден только холст. И это при том, что холст имел совершенно непостижимую ценность не только для христианского мира.
Метод радиоуглеродного анализа, используемый для определения возраста Туринских реликвий, был поставлен под сомнение. Утверждая, если испытуемое вещество подвергалось воздействию высоких температур (как было известно во время пожара 1532 года, серебряная коробка, в которой хранилось Туринское полотно, плавилась), это привело к неточному результату. То есть, возраст полотна намного моложе, чем объявлено.
История Туринской плащаницы
Принявший мученическую смерть Иисус Христос оставил на ткани отпечаток своего тела. Причём отпечатались как передняя, так и задняя его части. Различимо и лицо Спасителя. Почему так произошло, поговорим позже
А сейчас нам важно знать, что святой для всех христиан лик сохранился
Именно его и созерцали жители города Эдессы (юго-восток современной Турции) на протяжении нескольких столетий. Носила святыня название Спаса Нерукотворного или чудотворного Мандилиона. Это икона, на которой отчётливо проступало лицо Cпасителя. Оно не было нанесено красками, отсюда и указание на то, что лик являлся нерукотворным.
Существует вполне логическая версия, что плащаницу несколько раз сложили таким образом, чтобы сверху находилось лицо. Материю вложили в раму и выставили в храме для всеобщего обозрения.
Вплоть до VI века Эдесса считалась одним из важнейших центров христианского мира. В ней насчитывалось не менее 300 монастырей. А это огромное число верующих. Сюда также нужно отнести паломников, ищущих нескончаемой чередой в город. Все эти люди поклонялись святому лику, но, скорее всего, мало кто из них знал, что он запечатлён на материи, сложенной несколько раз.
В IV веке в Эдессе жил Ефрем Сирин. Это один из величайших продолжателей дела Христа. После его смерти в 373 году в городе остались многочисленные ученики и последователи. Они также несли в массы великое христианское учение. И все эти благие деяния происходили совсем рядом со Спасом Нерукотворным.
В 641 году Эдессу захватили арабы. Они несли людям другую религию. Но, как говорится, бог один, только пути к нему разные. Поэтому представители мусульманства не уничтожили чудотворного Мандилиона. Он продолжал оставаться в городе.
В 944 году византийцы штурмом взяли Эдессу, и святыня была доставлена в Константинополь. Вносили её за городские стены при огромном стечении народа. Поместили в соборе Святой Софии, где она и пребывала вплоть до 1204 года. Таким образом, можно предположить, что Туринская плащаница ещё в то далёкое время притягивала к себе огромное число верующих, но внешне ничем не напоминал свой современный вид, так была свёрнута и упакована в раму.
Во время Четвёртого крестового похода (1202-1204) крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Овладели городом они 13 апреля и грабили его в течение 3-х дней. Было украдено и безвозвратно утеряно множество христианских святынь. Пропал и нерукотворный лик. Но здесь существует вполне реальная версия, что прибрали его к рукам тамплиеры. В XIII веке они представляли собой могущественнейший и богатейший орден рыцарей-монахов. Именно эти люди и забрали бесценную реликвию.
Тамплиеры поклонялись ей вплоть до 1307 года, когда на орден начались гонения, спровоцированные французским королём Филиппом Красивым (1268-1314). Рыцарей арестовывали, бросали в темницы и подвергали жесточайшим пыткам.
Какова была судьба Туринской плащаницы в этот период времени – неизвестно. Но, скорее всего, её попытались надёжно спрятать. Известно о святыне стало в 1353 году. Некий граф Жеффруа де Шарни заявил, что является обладателем священной реликвии. Находится она у него в замке в городе Лире (Франция). Вельможа не захотел объяснять, как древний артефакт попал к нему. Можно допустить, что кто-то из тамплиеров передал деду или отцу графа нерукотворное изображение Спасителя.
До 1452 года реликвия находилась в одном из церковных приходов города Лиры. Затем внучка графа Маргарита де Шарни продала древний артефакт Людовику I Савойскому. Это герцог, имевший права монарха. В его подчинении находилось герцогство Савойское – государство на юге Франции, граничащее с Италией.
Столицей страны считался город Шамбери. В нём реликвия хранилась вплоть до 1578 года. Затем столицей герцогства стал город Турин. В него и перенесли нерукотворное изображение Иисуса Христа. С тех пор Туринская плащаница содержится в соборе Святого Иоанна Крестителя, привлекая к себе огромное число паломников со всего мира.
Происхождение
Изначально в поздневизантийском (начиная с XIV века) богослужении Великой субботы использовался, по-видимому, сравнительно небольшой литургический покров — «возду́х», не имевший в ходе предпасхальной службы самостоятельной функции (им покрывалось Евангелие во время «входа с Евангелием» на утрене). С течением времени, однако, этот покров превратился в самостоятельный богослужебный предмет, роль которого в богослужении Страстной седмицы значительно увеличилась. Появились особые возду́хи, предназначенные для богослужения Великой субботы, хотя довольно долго их вынос совершался во время того же входа на утрене. После него плащаницу возлагали на престол, где она оставалась в течение послепасхального периода (сначала на протяжении Светлой седмицы, затем — вплоть до отдания Пасхи). Сам термин «плащаница» в этом контексте начинает употребляться в русских богослужебных книгах с конца XVI века.
Дальнейшее развитие обрядов, связанных с плащаницей, происходило прежде всего в соборах и монастырях. Требования Устава, действующего в русской церкви и по сей день, сохраняли изложенный выше порядок (плащаница выносится из алтаря на утрене Великой субботы), однако в действительности священнодействия с плащаницей все более усложнялись. На практику русской церкви в этом отношении оказывала влияние практика восточных православных церквей (на которую, в свою очередь, могли влиять католические богослужебные традиции). Плащаница постепенно приобрела ту же роль, которую в других случаях имеет икона того или иного праздника. Её стали выносить из алтаря не в конце утрени Великой субботы, а ранее, причём размещали её посреди храма (или перед царскими вратами) для поклонения и целования.
Ещё в конце XIX века, по наблюдениям А. А. Дмитриевского, в России существовали разные традиции выноса плащаницы. В некоторых местах (включая Успенский собор Московского Кремля) вынос и положение плащаницы на символическом «гробе Господнем» совершались вне богослужения, перед вечерней Великой пятницы. Однако общепринятой стала практика, совпадающая с обыкновением церквей православного Востока: плащаница выносится в конце вечерни, во время пения последней стихиры «на стиховне» или (чаще всего) тропарей «Благообразный Иосиф…». Изображая помазание тела мертвого Христа благовониями, плащаницу иногда помазывают ароматическими маслами. Молящиеся совершают перед плащаницей поклонение, целуя раны изображенного на ней мертвого Христа («на целование плащаницы» положено петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»).
На утрене Великой субботы пение (или чтение) надгробных «похвал» совершается перед плащаницей. Во время пения Великого славословия священнослужители совершают каждение плащаницы, затем с пением Трисвятого начинается крестный ход. Плащаницу поднимают и обносят кругом храма (причём под плащаницей, которую несут священники или причетники, идет настоятель храма, держащий в руках Евангелие). Этот крестный ход представляет собой развитие упоминавшегося выше входа с Евангелием на утрене Великой субботы, однако после него плащаница не уносится в алтарь: её подносят к царским вратам и возвращают на её место посреди храма. Там она пребывает до позднего вечера Великой субботы. Непосредственно перед пасхальной заутреней, во время полунощницы, плащаницу уносят в алтарь (обыкновенно во время пения ирмоса «Не рыдай Мене, Мати») и полагают на престол, где она остается до отдания Пасхи. Хотя все эти священнодействия подразумевают наличие в каждом храме только одной плащаницы, сейчас в храмах отдельные плащаницы обычно возлагаются перед началом пасхального богослужения не только на главный престол, но и на престолы в алтарях приделов.
В XIX веке под влиянием поздней иерусалимской традиции в Русской церкви возникает обычай использования в богослужениях праздника Успения плащаницы с изображением Богоматери, ставший в настоящее время практически общепринятым.