Причины и повод крестовых походов
Палестину, принадлежавшую Византии, в 637 году завоевали аpaбы. Она стала местом паломничества и христиан, и мусульман. Ситуация изменилась с приходом турок-сельджуков. В 1071 они прервали паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 обратился за помощью к Западу. Это стало поводом к организации похода.
Причинами, побудившими людей участвовать в опасном мероприятии, были:
- стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства;
- желание монархов и знати расширить территории;
- надежды крестьян на землю и свободу;
- стремление купцов установить новые торговые связи со странами Востока;
- религиозный подъем.
В 1095 году на Клермонском соборе Папа Римский Урбан II призвал освобождать святые земли из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Многие рыцари сразу приняли крест и провозгласили себя воинственными пилигримами. Позже определились и руководители похода.
Рис. 1. Призыв Папы Урбана II к крестоносцам.
Вандалы во Втором Риме
Ничем по сути не отличалось и взятие Константинополя, предпринятое вождями Четвёртого крестового похода в 1204 году. То, как крестоносное войско перенацелилось с мусульманской столицы на православную, показательно для всего этого движения.
У крестоносцев не хватало денег для оплаты проезда в Палестину, и тогда правительство Венеции предложило им, в уплату части суммы, побыть наёмниками в покорении отпавшего от Венецианской республики города Зара (Задар). Зара была взята, но венецианцы требовали ещё денег.
В это время с вождями крестоносцев завязал переговоры царевич Алексей, сын свергнутого в Константинополе императора Исаака II Ангела. Он предложил крестоносцам и венецианцам расплатиться из византийской казны за их услуги, если те возведут его на престол. Крестоносцы отнеслись к этому мероприятию как к святому делу, тем более, что соискатель престола обещал подчинить православную церковь Риму.
В 1203 году крестоносцы возвели Исаака и Алексея IV на трон и стали требовать оплаты своих услуг. Но византийская казна была основательно разграблена предшественниками новых императоров. Алексей начал взыскивать недостающую сумму на жителях столицы. Это вызвало мятеж, Ангелы были свергнуты, и новый император Алексей V Дука отказался платить католикам что-либо. В ответ крестоносцы повели осаду Константинополя и 12 апреля 1204 года штурмом взяли город.
Удивляться массовым избиениям «схизматиков» католиками не приходится. Значительно большее впечатление на историков производит то, что западноевропейские рыцари уничтожали многочисленные произведения искусства византийской столицы, не видя в них никакой ценности. От меча и огня гибли книги, картины, скульптуры. Золотые предметы переливались в слитки.
Положение на Востоке
С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.
Третий крестовый поход (кратко)
Подробнее — см. в отдельной статье Третий крестовый поход – кратко
Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.
Подробнее о Третьем Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига
Французский крестовый поход детей
В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.
Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.
Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.
Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.
Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.
Второй крестовый поход (кратко)
Подробнее — см. в отдельных статьях Второй крестовый поход – кратко, Бернард Клервоский – краткая биография
В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом
Подробнее о Втором Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига
История юного проповедника
В 1212 году в Париж пришел 12-летний пастух Этьен (в некоторых источниках его называют Стефаном). Он отправился к аббатству Сен-Дени и заявил, что является посланником божьим. Для освобождения Гроба Господнего от мусульман ему требовалась помощь. Католическое духовенство решило использовать мальчика в своих целях.
О жизни пастуха Этьена мало что известно. Он родился примерно в 1200 году в деревне рядом с Орлеаном. Мальчик с детства отличался набожностью, и особенно сильно его впечатляли крестные ходы. На них люди молились за упокой погибших за веру.
В мае 1212 года Этьен познакомился с монахом. Тот поведал мальчику о событиях на Востоке, рассказал о крестоносцах. После этого монах сказал, что он Иисус Христос, который пришел сообщить Этьену важную новость: мальчик избран на роль предводителя детского войска. Его цель — обращение мусульман в христианство. После этого монах передал ребенку свиток и велел отдать его королю Франции.
Этьен рассказал об этом родителям и односельчанам, но они не восприняли его всерьез. Мальчик убежал из дома и отправился в аббатство. По дороге он останавливался в разных селах и рассказывал о Христе. Этот опыт позволил ему стать настоящим проповедником.
Седьмой крестовый поход (кратко)
Подробнее — см. в отдельной статье Седьмой Крестовый поход
Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.
Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.
Крестовый поход Людовика Святого
1. Предпосылки
Крестоносцы шли в Палестину, чтобы изгнать турок, захвативших Иерусалим — священный город в христиан. г. стал годом начала крестовых походов. Существовали предания, согласно которым в Иерусалиме находился Гроб Иисуса Христа. Чтобы освободить эту самую христианскую святыню, направлялись в Иерусалим тысячи вооруженных крестоносцев. Полотняные кресты на одежде означали, что эта война будет священной, религиозной. Ее целью было изгнание мусульман, которых называли в те времена иноверцами, из всех священных мест Палестины. Но реальность была намного прозаичнее. Эта война имела своей целью не только освобождение Палестины от иноверцев.
Французский крестовый поход детей
В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.
Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.
Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.
Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.
Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.
Тем временем в Германии
Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.
Карта детских крестовых походов
Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.
Иллюстрация из книги Артура Гая Терри «Истории других земель»
В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.
Крестовый поход детей
Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».
Французский крестовый поход детей
Во Франции в мае 1212 года у пастуха Стефана (по другим источникам Этьена) из Клуа якобы случилось видение: в образе белого монаха к нему явился Иисус, велев ему стать главой нового Крестового похода, в котором должны принять участие только дети, и без оружия с одним лишь именем Божьим на устах освободить Иерусалим. Католическая церковь использовала мальчика в своих корыстных целях, ему была оказана помощь, после чего он начал проповедовать среди крестьян и совершать “чудеса”.
Есть мнения, что идея отправить в крестовый поход детей была связана со «святостью» и «непорочностью» детских душ, а также уверенностью, что им не могут причинить физический вред и применить против них оружие. Пастух Стефан стал очень активно проповедовать эту идею Христа, многие дети убегали без оглядки из дома и следовали за ним.
Местом сбора «детского войска» Стефан объявил город Вандом, в нем по неофициальным данным к середине лета собралось более 30 000 детей и подростков, которые почитали Стефана как святого и творящего чудеса.
Замечание 1
Вандом – город расположенный в департаменте Луар и Шер, в центральной части Франции.
В середине июля вся эта процессия, поющая псалмы отправилась в Марсель, чтобы оттуда на кораблях отплыть к Святой Земле. К походу начали присоединяться преступники, которые за счёт подаяний честных католиков живились.
Дети быстро достигли Марселя, где местные власти согласились переправить их через море на кораблях. Во время переправы в море разыгралась буря, несколько кораблей вместе с детьми затонуло близ Сардинии. Уцелевшие пять кораблей доставили детей в Египет, где местные торговцы детьми продали их в рабство.
Этих торговцев после казнили, но невинных детей уже было не вернуть родителям.
5. Франция и детские крестовые походы
Восемь лет спустя церковь решила снарядить детские крестовые походы. Древние источники так пишут об этих походах: в мае г. неизвестно откуда в Париже, в аббатстве святого Дионисия появился пастух Этьен — 12-летний мальчик.
5.1. Этьен и его «поход»
Он заявил, что послал сам Бог для того, чтобы он возглавил против «неверных» поход детей. Идти надо было в Палестину. Мальчик недолго задержался в Париже, продолжил свое путешествие другими городами и селами. Этьен, вероятно, имел дар оратора, потому что везде пламенные речи о походе против мусульман были восприняты его сверстниками очень хорошо. Мальчишка собирал толпы людей и уверял, что только детям дарил Бог право уволить Иерусалим от «неверных», потому что они непорочны. Взрослые являются закоренелыми грешниками, и поэтому Бог от них отступился. Зато детям удастся без любого оружия освободить священный город. Бог раздвинет Средиземное море, чтобы мальчики могли пройти по дну, как Моисей, библейский герой, и отобрать «Святую Гроб» в неверных. Этьен утверждал, что к нему приходил сам Иисус и просил отправиться в Иерусалим для спасения «Гроба Господня». Чтобы убедить слушателей в истинности своих слов, мальчик показывал какую-то грамоту. Он утверждал, что это святой письмо от Спасителя, обязывающее его принять на себя все полномочия предводителя. Этьен, по свидетельству летописей, мог творить всевозможные «чудеса». Его руки исцеляли калек и всех больных, возвращали зрение слепым. Благодаря этому мальчик получил всеобщей известности. Его имя стало известным во всех малых и больших городах Франции. Ребята любого возраста верили ему безоговорочно, и поэтому многие из них решился идти в крестовый поход. Решили собираться в г. Вандома.
5.2. Причины уверования
Никто и никогда не сможет объяснить почему дети крестьян, вроде бы наученные горьким опытом своих родителей, так рвались в крестовый поход. Ведь они знали о том, что ничего хорошего из этого не выйдет. Возможно, в народе все-таки не угасла вера в милостивого Бога, который спасет их от неудач и простит все грехи, обеспечив таким образом место в раю. Тем более, что священники всеми силами стремились заставить людей до сих походов, утверждая, что те делают богоугодное дело, спасая «Святую Гроб». Понятно, что за психически больным Этьеном стояли хитрые священники. Они научили его творить разные ?чудеса?, ловко устроены ими самими. Детвора, наслушавшись речей Этьена, буквально ринулась в пункт сбора. Причем «заразились» крестоносной «лихорадкой» не только парни Франции. Слухи дошли и до детей Германии. Пастух Этьен собрал примерно ЗО тысяч детей. Все двинулись вслед за ним, прошли города Тур и Лион, другие города. Жили они за счет милостыни. Неудивительно, что папа римский Иннокентий III, зная о трудностях этого похода, который собрал под свои знамена детей, не захотел остановить его. Напротив, он постоянно упрекал взрослым за то, что те отказались вести богоугодное войну против иноверцев. А маленькие дети решили выполнить то, что было предназначено взрослым.
5.3. Реальность похода
Дорогой к детям присоединялись и взрослые. Но среди них было немало преступников, нищих, которые, увидев, что мальчиков местные жители поставляют продуктами, отбирали у них все их провизию. С каждым новым городом или селом количество тех, кто присоединился, увеличивалась. Вскоре крестоносцы достигли города Марсель. Именно здесь Этьен предсказывал «чудо». Тотчас же все бросились к пристани, чтобы увидеть его собственными глазами. Однако никакого «чуда» не произошло. Море не хотело расступаться перед огромной толпой народа. Но и здесь появились жадные торговцы, которые пытались нажиться на беспомощных людях. Они предложили крестоносцам бесплатную переправу на другой берег — все ради «дела Божией». Дети сели на семь огромных кораблей, которые должны были доставить их на противоположный берег. Но буря изменила все планы. У берегов Сардинии два корабля затонули, пять других были переправлены в египетские гавани. Продали детей в рабство.
Другие крестовые походы
Пятый, шестой, седьмой и восьмой крестовый походы представляли собой неудачные попытки европейских государей отвоевать хоть что-то у «бусурман», но все они заканчивались неудачей. Исключением является лишь шестой крестовый поход (1228–1229), во главе которого стоял умный дипломат, германский император Фридрих II Гогенштауфен. Ему удалось (воспользовавшись раздорами в самом мусульманском лагере между шиитами и суннитами) договорится с египетским султаном аль-Камилем о мирном возвращении христианам Иерусалима и части земель некогда отнятых Салладином.
Но уже через 15 лет после окончания шестого крестового похода вследствие нарушения христианскими пилигримами мирного договора, Иерусалим был снова осажден и снова потерян, на этот раз уже навсегда.
Последний восьмой крестовый поход, предпринятый французским королем Людовик IX Святым в 1270 году закончился полным провалом, смертью самого короля и многих его подданных, участвующих в этом походе. После этого поражения европейское рыцарство окончательно разочаровалось в крестовых походах.
Помимо канонических крестовых походов, были и многие другие религиозные войны, которые также порой называли крестовыми походами. Среди них можно выделить борьбу с еретиками в самой Европе, так был альбигойский крестовый поход против еретиков-катаров во Франции, гуситский крестовый поход против гуситов в Чехии, неудачные крестовые походы против набирающей силу Османской империи и многие другие.
Первый крестовый поход (кратко)
Причины крестовых походов (кратко)
Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.
Причины Крестовых походов
Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году.
Крестовые походы. Карта
Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на : «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.
На берегах Рейна
Но не только во Франции дети устроили крестовый поход. Слухи о пастушке Стефане разлетались очень быстро, и в Германии нашелся свой святой отрок — некий Николас. Кстати, по некоторым данным, он был дурачком, а все решения за него принимал отец. 10-летний отрок был просто пешкой в руках своего алчного родителя.
Почему алчного? Дело в том, что Николас проповедовал, призывая к крестовому походу детей, и одновременно собирал пожертвования. Благочестивые германцы несли богатые дары, которые присваивал отец «святого» отрока.
В Кёльне — религиозном центре Германии — Николас провозгласил себя посланником Божьим и объявил о начале крестового похода. А далее все развивалось по французскому сценарию. К нему стекались тысячи детей и подростков; в том числе девочек (Николас, в отличие от Стефана, принимал всех). Не стали исключением и отпрыски знатных немецких родов. В конце июня около 40 тысяч детей выступили из Кёльна. Пилигримы направлялись в Италию, где, как они рассчитывали, море расступится и позволит им пройти в Святую землю. Переход через Альпы стал настоящим кошмаром. Многие дети шли по снегу босыми. Пилигримы умирали тысячами, их даже не хоронили.
А Италия встретила немецких детей, мягко говоря, неласково. Ведь это были потомки тех, кто терзал страну постоянными набегами. Пилигримам не подавали милостыню, не пускали их в города. Отставших от войска итальянцы хватали и обращали в рабство. Девочек беспощадно насиловали.
До Генуи добрались лишь около четырех тысяч пилигримов. Но, несмотря на молитвы, море не расступилось… Они двинулись дальше вдоль побережья. В Пизе жители из жалости оснастили детям два корабля, и несколько сотен из них отправились за море. Судьба их неизвестна, хотя можно предположить, что они попали в рабство к мусульманам.
Кое-как несколько сотен подростков добрались до Рима. И тут — новый ужасный удар. Папа Иннокентий III пожурил их и велел возвращаться домой. Через эти ужасные Альпы? В итоге дети, за редким исключением, предпочли остаться в Италии. Лишь несколько детей вернулись в Германию спустя годы.
Участь оставшихся была достаточно печальна. В Италии в тот год был неурожай, поэтому им пришлось добывать пропитание, прося милостыню. Девочек же определили в матросские притоны. О судьбе Николаса, как и Стефана, ничего неизвестно. Последний раз его видели в Генуе. Остался ли он там или был убит по дороге в Пизу, никто не знает.
Нет, не зря ученые Пражского университета сказали королю Франции, что этот поход благословил сам сатана. Большей глупости якобы от имени Божьего, наверное, история не знает.
дети • Европа • интересно • история • крестовый • поход
На берегах Рейна
Но не только во Франции дети устроили крестовый поход. Слухи о пастушке Стефане разлетались очень быстро, и в Германии нашелся свой святой отрок — некий Николас. Кстати, по некоторым данным, он был дурачком, а все решения за него принимал отец. 10-летний отрок был просто пешкой в руках своего алчного родителя.
Почему алчного? Дело в том, что Николас проповедовал, призывая к крестовому походу детей, и одновременно собирал пожертвования. Благочестивые германцы несли богатые дары, которые присваивал отец «святого» отрока.
В Кёльне — религиозном центре Германии — Николас провозгласил себя посланником Божьим и объявил о начале крестового похода. А далее все развивалось по французскому сценарию. К нему стекались тысячи детей и подростков; в том числе девочек (Николас, в отличие от Стефана, принимал всех). Не стали исключением и отпрыски знатных немецких родов.
В конце июня около 40 тысяч детей выступили из Кёльна. Пилигримы направлялись в Италию, где, как они рассчитывали, море расступится и позволит им пройти в Святую землю. Переход через Альпы стал настоящим кошмаром. Многие дети шли по снегу босыми. Пилигримы умирали тысячами, их даже не хоронили.
А Италия встретила немецких детей, мягко говоря, неласково. Ведь это были потомки тех, кто терзал страну постоянными набегами. Пилигримам не подавали милостыню, не пускали их в города. Отставших от войска итальянцы хватали и обращали в рабство. Девочек беспощадно насиловали.
До Генуи добрались лишь около четырех тысяч пилигримов. Но, несмотря на молитвы, море не расступилось… Они двинулись дальше вдоль побережья. В Пизе жители из жалости оснастили детям два корабля, и несколько сотен из них отправились за море. Судьба их неизвестна, хотя можно предположить, что они попали в рабство к мусульманам.
Кое-как несколько сотен подростков добрались до Рима. И тут — новый ужасный удар. Папа Иннокентий III пожурил их и велел возвращаться домой. Через эти ужасные Альпы? В итоге дети, за редким исключением, предпочли остаться в Италии. Лишь несколько детей вернулись в Германию спустя годы.
Участь оставшихся была достаточно печальна. В Италии в тот год был неурожай, поэтому им пришлось добывать пропитание, прося милостыню. Девочек же определили в матросские притоны. О судьбе Николаса, как и Стефана, ничего неизвестно. Последний раз его видели в Генуе. Остался ли он там или был убит по дороге в Пизу, никто не знает.
Нет, не зря ученые Пражского университета сказали королю Франции, что этот поход благословил сам сатана. Большей глупости якобы от имени Божьего, наверное, история не знает.
Итоги и последствия крестовых походов (кратко)
Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее — см. в отдельных статьях Последствия крестовых походов и Крестовые походы — общая характеристика.)
Итоги Второго крестового похода
Средиземноморье после Второго крестового похода.
Таким образом Второй крестовый поход, который казался таким блистательным, так много обещавшим вначале, сопровождался вполне ничтожными результатами. Мусульмане не только не были ослаблены, а, напротив, нанося христианам одно поражение за другим, уничтожая целые крестоносные армии, получили большую уверенность в собственных силах, энергия их увеличилась, у них зародились надежды на уничтожение христианства в Малой Азии. На Востоке происходили резкие столкновения между немцами и французами. Немецкое войско в глазах других наций было принижено своими роковыми неудачами. Уже после поражения Конрада III немцы служили предметом насмешек для французов; следовательно, Второй поход показал, что совместные действия французов и немцев на будущее время невозможны. Этот поход обнаружил также рознь между палестинскими и европейскими христианами. Для восточных христиан пятидесятилетнее пребывание в среде мусульманского влияния не прошло бесследно в культурном отношении. Таким образом, между поселившимися в Азии европейцами и прибывавшими сюда из Европы новыми крестоносцами обнаружилась принципиальная рознь; они стали не понимать друг друга. Меркантильный характер, подкуп, распущенность, разврат сделались отличительной чертой нравов палестинских христиан.
Неудача Второго крестового похода сильно отразилась на французской нации, в памяти которой долго сохранялся отзвук этой неудачи. Она должна была лечь тёмным пятном на честь церкви, в особенности она подорвала авторитет св. Бернарда, а также и Папы: Бернард поднял массы народа, он называл крестовый поход делом, угодным Богу, предсказывал хороший исход. После позорных неудач поднялся сильный ропот против Бернарда: Бернард не пророк, говорили, а лжепророк; а Папа, давший своё благословение, не представитель церкви, а антихрист. Папа провал похода ставил в вину Бернарду, а Бернард — папе.
Карта завоевания Салах ад-Дином Леванта.
В высшей степени интересна тенденция, возникающая к этому времени среди романских народов: стали взвешивать, особенно французы, обстоятельства Первого и Второго походов, стали доискиваться, какие были недостатки их организации и причины неуспеха. Вывод был простой: нельзя достигнуть цели походов потому, что на дороге стояло схизматическое византийское царство, сначала нужно уничтожить это препятствие. Эта тенденция, возникающая в середине XII века, приобретала затем все более и более сторонников на Западе. Благодаря постепенному распространению этой идеи в массы народа, Четвёртый крестовый поход, в котором участвовали венецианцы, норманны и частью французы, направился не прямо на Восток, а на Константинополь и достиг блистательного результата: он окончился взятием Константинополя и превращением Византии в латинскую империю.
Результатом Второго похода был огорчен в особенности молодой Людовик VII. Возвратившись на родину, Людовик пришёл к сознанию необходимости поправить свою ошибку, смыть пятно со своего имени. Составлен был собор, на котором снова подвергся обсуждению вопрос о новом походе и, что очень удивительно, нашлась опять масса людей, которые, объятые религиозным энтузиазмом, вновь готовы были идти в Святую землю. Случилось нечто ещё более удивительное: на собор явился и святой Бернард и стал говорить, что предстоящий поход будет уже удачен. На соборе стали раздаваться голоса, что недавний поход был неудачен потому, что не поставили во главе его св. Бернарда. Явилось предложение поручить ему ведение нового похода.
Папа принял весть об этом без сочувствия. Он назвал самого Бернарда безумцем, а в официальном документе характеризовал подобное отношение к делу как глупость. После этого и Людовик несколько охладел к задуманному походу. Если во время Первого крестового похода в некоторых князьях ещё было видно религиозное воодушевление, то теперь оно совершенно падает.
К событиям Второго крестового похода относят также участие европейских крестоносцев в Реконкисте. Часть норманнских, французских и английских рыцарей была занесена бурею в Испанию. Здесь они предложили Альфонсу, португальскому королю, свои услуги против мусульман и в 1147 году захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска.