Цари (ваны) и императоры династии Цинь
С конца IX в. до н. э. представители династии Цинь носили титул гунов (князей), с 325 до н. э. — ванов (царей), с 221 до н. э. — ди (императоров).
Титул / посмертное имя | Фамильное имя | Период правления |
---|---|---|
Имя в литературе : Циньский + посмертное имя | ||
Вэнь-ван (惠文王 Huiwen) (Хуэйвэнь-цзюнь) | Ин Сы (嬴駟 yíng si) | 324 до н. э.-311 до н. э. |
У-ван (武王 Wu) | Ин Дан (嬴蕩 yíng dang) | 310 до н. э.-307 до н. э. |
Чжаосян-ван (昭襄 Zhāoxiāng) | Ин Цзэ (嬴則 yíng zé или 嬴稷 yíng jì) | 306 до н. э.-250 до н. э. |
Сяовэнь-ван (孝文 Xiàowén) | Ин Чжу (嬴柱 yíng zhù) | 250 до н. э. |
Чжуансян-ван (莊襄 Zhuāngxiāng) | Ин Цзычу (嬴子楚 yíng zi chǔ) | 249 до н. э.-247 до н. э. |
Цинь Ши-хуанди (始皇帝 Shǐ Huángdì) | Ин Чжэн (嬴政 yíng zhèng) | 246 до н. э.-210 до н. э. |
Эрши-хуанди (二世皇帝 Èr Shì Huángdì) | Ин Хухай (嬴胡亥 yíng hú hài) | 209 до н. э.-207 до н. э. |
Цзыин (秦王子嬰 qín wáng zi yīng) | Ин Цзыин (嬴子嬰 yíng zi yīng) | 207 до н. э. |
Золотой век
Династия Цин пришла к власти в Китае в XVII веке после долгой и кровопролитной войны с династией Мин. Война с остатками приверженцев старой династии длилась до 1680-х годов.
Карта Китая 1606 года
Именно с этого момента начался так называемыйвек процветания», который длился с 1680-го по 1790 год. Конечно, границы немного условны, но тем не менее конец XVII и весь XVIII век для Китая стали временем стабильного экономического развития: по сути, на тот момент это было самое мощное и богатое государство мира. В 1680 году в Китае жило 150 миллионов человек, он имел 300-тысячную армию, а в результате реформ императора Канси, направленных прежде всего на насыщение и развитие внутреннего рынка, запасы серебра в казне достигли отметки в 60 тонн.
Китайская промышленность тоже во многом была передовой, китайские товары — чай, шёлк, фарфор и тому подобное — пользовались устойчивым спросом в Европе. Деньги, приходившие от иностранцев, оставались в Китае, и приток серебра был просто гигантским: в период 1721-1740 годов его оценивали в 68 миллионов песо(песо — серебряная монета весом 28 грамм), а в 1752-1800 годах — 105 миллионов песо. В среднем импорт серебра составлял 50 тонн в год.
На ту же тему Загадка Китая: Срединное государство на весах истории
В 1730-х годах Китаю удалось найти ещё одно удачное экономическое решение — открытые месторождения меди в провинции Юньнань и импорт меди из Японии позволил императорскому правительству перейти во внутренних расчётах на медную монету. В период с 1740-го по 1745 год отчеканили много медных монет, эквивалентных 125 тоннам серебра, что позволило вынуть из оборотаосвободившееся» серебро и либо складировать в императорскую казну, либо использовать для внешней торговли и масштабных внутренних преобразований.
Понятно, что с такойкубышкой» правительству жилось неплохо: оно имело возможность финансировать дорогостоящие и долговременные проекты по развитию территорий, давать ссуды и кредиты под низкий процент, и тому подобное.
Кроме того, весь XVIII век прошёл под эгидой повышенного спроса на зерно и рис. Эти продукты почти постоянно росли в цене, что благотворно сказалось на основной массе населения Китая — крестьянах.
Изначально такой прирост населения радовал: ещё бы — свободных земель стало много, их освоение давало новые доходы виде налогов, а заодно приводило к ещё большему росту населения. Если в эпоху Мин главный рост показывали приморские провинции Китая, то весь XVIII век главный экономический, промышленный и популяционный прирост показали уже внутренние провинции на юге — Хунань, Хубэй и особенно Сычуань.
Рост населения Китая до 1800 года
Образование империи Цинь
Однакоо преобразования Шан Яна не были свернуты. И в результате умелой внешней и внутренней политики, ловкой дипломатии и военной стратегии к 221 г. царству Цинь удалось одержать верх над всеми окрестными государствами и создать первую китайскую империю, объединив всю Восточную Азию.
Создание империи Цинь связано с именем Ци Шихуан-ди. Он вступил на престол царства Цинь в 246 г. до н.э. когда ему было 13 лет и носил имя Ин Чжэн. В 238 г. он смог подавить мятеж против собственной власти и укрепить свое положение на престоле. И как уже говорилось выше в 221 г. были завоеваны все китайские царства и установлена власть империи Цинь.
Замечание 1
Ин Чжэн принял титул Цинь Шихуан-ди («Первого императора династии Цинь»), под которым он и стал известен всему миру. Именно в период правления Цинь Шихуана было создано централизованное государство, ставшее образцом для всех последующих империй Китая.
Внешняя политика империи Цинь
В конце V —начале IV в. до н. э. в землях современной Внутренней Монголии объединяются племена кочевников, которые китайцы называли сюнну. Одна из частей этих кочевников, откочевала на запад и стала известными и страшными для Европы безжалостными гуннами.
После реформ внутри государства Цинь Шихуан в 215 г. собирает «небольшую» китайскую армию в 300 тысяч человек и одерживает над кочевниками сюнну победу. В результате удалось закрепиться на северном берегу реки Хуанхэ и восстановить прежнюю границу вдоль старой стены, построенной ещё царством Чжао.
После этого император приказал строить стену против кочевников, известную в мире как Великую китайскую, а в Китае как «длинную». Сами стены были основаны ещё на прежних постройках независимых царств, предназначенных против кочевников и соседей.
Юго-восточные приморские земли населяли племена юэ. Начатая в 214 г. до н. э оказалась долгой и упорной и в итоге Китай смог победить, но земли считались имперскими лишь формально.
Рисунок 1. Китайская империя Цинь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Маньчжурские национальные автономные единицы в КНР
Провинция | Округ | Название | Традиционный китайский | Упрощённый китайский | Пиньинь | Официальное меньшинство | Местное название | Столица |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хэбэй | Чэндэ | Фыннин-Маньчжурский автономный уезд | 豊寧滿族自治縣 | 丰宁满族自治县 | Fēngníng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры | Fengning Manju Zizhixian | Дамин |
Куаньчэн-Маньчжурский автономный уезд | 寛城滿族自治縣 | 宽城满族自治县 | Kuānchéng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Kuwanceng Manju Zizhixian | Куаньчэн | |||
Вэйчан-Маньчжурско-Монгольский автономный уезд | 圍場滿族蒙古族自治縣 | 围场满族蒙古族自治县 | Wéichǎng Mǎnzú Měnggǔzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры и монголы | «Weichang Manzu Mengguzu Zizhixian» | Вэйчан | ||
Циньхуандао | Цинлун-Маньчжурский автономный уезд | 青龍滿族自治縣 | 青龙满族自治县 | Qīnglóng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Маньчжуры | Cinglung Manju Zizhixian | Цинлун | |
Гирин | Сыпин | Итун-Маньчжурский автономный уезд | 伊通滿族自治縣 | 伊通满族自治县 | Yītōng Mǎnzú Zìzhìxiàn | Itung Manju Zizhixian | Итун | |
Ляонин | Фушунь | Синьбинь-Маньчжурский автономный уезд | 新賓滿族自治縣 | 新宾满族自治县 | Xīnbīn Mǎnzú Zìzhìxiàn | Sinbin Manju Zizhixian | Синьбинь | |
Цинъюань-Маньчжурский автономный уезд | 清原滿族自治縣 | 清原满族自治县 | Qīngyuán Mǎnzú Zìzhìxiàn | Cingyuwan Manju Zizhixian | Цинюань | |||
Бэньси | Бэньси-Маньчжурский автономный уезд | 本溪滿族自治縣 | 本溪满族自治县 | Běnxī Mǎnzú Zìzhìxiàn | «Benxi Manzu Zizhixian» | Сяоши | ||
Хуаньжэнь-Маньчжурский автономный уезд | 桓仁滿族自治縣 | 桓仁满族自治县 | Huánrén Mǎnzú Zìzhìxiàn | Huwanren Manju Zijysiyan | Хуанжэнь | |||
Аньшань | Сюянь-Маньчжурский автономный уезд | 岫岩滿族自治縣 | 岫岩满族自治县 | Xiùyán Mǎnzú Zìzhìxiàn | «Xiuyan Manzu Zizhixian» | Сюянь | ||
Даньдун | Куаньдянь-Маньчжурский автономный уезд | 寛甸滿族自治縣 | 宽甸满族自治县 | Kuāndiàn Mǎnzú Zìzhìxiàn | Kuwandiyan Manju Zizhixian | Куаньдянь |
Светло-зелёный — маньчжурские автономные округа, тёмно-зелёный — округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде |
Светло-зелёный — маньчжурские автономные округа, темно-зелёный —- округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде, жёлтый — сибо |
Светло-зелёный — маньчжурские автономные округа, темно-зеленый — округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде |
Кроме того, в провинциях (в скобках число национальных волостей) Аньхой (1), Гирин (12), Гуйчжоу (4), Ляонин (61), Хэбэй (33), Хэйлунцзян (23), автономном районе Внутренняя Монголия (3) и городах Пекин (3) и Тяньцзинь (1) имеются 141 маньчжурская национальная волость.
Percent of manchu in counties of China
Маньчжурская Империя в эпоху расцвета
Гробница Императора Цинь Шихуанди
Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.
По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.
Гробница с захоронением первого императора была найдена археологами лишь в 1974 году, тогда выяснилось, что гора Лишань – это рукотворный некрополь. Его изучение продолжается до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет вскрытия.
Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.
И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии – терракотовая армия, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.
Империя Цин в эпоху расцвета
Осторожные и продуманные действия цинских императоров, в том числе, уменьшение налогов, привели к демографическому взрыву. В целом, в период с конца XVII века по конец XVIII в Китае наблюдались следующие явления:
- увеличение производительности в сфере сельского хозяйства;
- заселение малоосвоенных южных регионов Китая;
- развитие торговли и ремесла;
- рост городов, восстановление экономических связей между ними;
- культурный подъём, развитие общественной мысли (в том числе и национально-патриотических идей, направленных против цинских порядков).
Теперь маньчжурам — оседлым китайским императорам — самим приходилось бороться с кочевниками. Цинским императорам удалось установить своё влияние в Корее, Восточной и Северной Монголии, Джунгарии, Кашгарии, на Тибете. Продвижение маньчжуров на запад было не столь удачным, но, так или иначе, цинским правителям удалось создать огромную империю, игравшую ключевую роль в регионе. В конце XVII века начались первые столкновения между Китаем и Россией. Попытка установить дипломатические отношения провалилась, поэтому державы перешли к вооружённой борьбе за Дальний Восток. Итогом этих непростых отношений стали Нерчинский (1689) и Кяхтинский (1715) договоры, проводившие границу между двумя государствами и устанавливавшие правила торговли.
В это же время Пекин стремился огородить свои внутренние рынки от европейских товаров. Голландцы, португальцы и англичане пытались добиться сбыта своей промышленной продукции в Китае. Для того чтобы предотвратить это, Цины ввели запрет на торговлю вдоль всего китайского побережья, за исключением порта Гуанчжоу.
[править] Ссылки
- Short History & Time-Line of the Qing Dynasty
- Art of the early Qing dynasty
- Qing Dynasty revival site
- Ebrey, Patricia (1993). Chinese Civilization: A Sourcebook. Simon and Schuster.
- the long and brutal reign of the Manchu Empress Yehonala
- Opinion Poll on face-slapping incidence
- 我为什么掌掴阎贼崇年(Why did I slapped Yan Thief Chongnien)
- The perils of studying the Qing
- [www.danwei.org/front_page_of_the_day/proqing_dynasty_scholar_was_sl.php/ Scholar was slapped in the face]
- Historian slapped, Ethnic Tensions in China’s Nationalist Narrative Persist
- McFarlane, Alan: The Savage Wars of Peace: England, Japan and the Malthusian Trap, Blackwell 2003, ISBN 0631181172, ISBN 978-0631181170
- Taiping Rebellion… ravaged 17 provinces, took an estimated 20,000,000 lives, and irrevocably altered the Qing dynasty (1644–1911/12).
- (Chinese text) The year 1645, Manchu ruler order all the Han Chinese male to shave front part of the hair “To keep your head you shave the hair, to keep the hair we chop off your head”
- (Chinese Text) Yangzhou Ten Days of mass murder committed by Manchu soldiers
- Compton’s Living Encyclopedia (1995-08). “Chinese Cultural Studies: Concise Political History of China”. As posted on Paul Halsall’s web site. Retrieved on 2008-10-19
- University of Maryland web site
- (Chinese text)Manchu dynasty using literary persecution to to shock and frighten any form of Chinese Han opposition
- Destruction Of Chinese Books In The Peking Siege Of 1900
Гробница Императора Цинь Шихуанди
На пороге новой эры
На протяжении второй половины XVII — первой половины XVIII в. в Европе господствовало восприятие Китая как могущественного и процветающего государства с высочайшим уровнем культуры и нравственности.
Д. Кастильоне. Конный портрет императора Цяньлуна в церемониальном облачении. 1739 или 1758 г.
Но, по мере того как в Китае обострялись внутренние кризисные тенденции (уже в последние годы правления Цяньлуна по стране прокатилась волна мятежей), а европейцы всё ближе знакомились с жизнью империи, для Европы стало очевидным действительное положение дел. Открывались перспективы колонизации Китая, сулившие неисчерпаемый рынок для сбыта промышленной продукции, гигантские сырьевые и людские ресурсы, возможности финансовых вложений и военные базы для установления господства в Тихоокеанском регионе.
В 1802 г. в Макао высадился английский десант, чтобы овладеть этой колонией. Правительственные войска совместно с португальцами отстояли колонию. В 1816 г. для улаживания конфликта в Китай прибыла дипломатическая миссия, присланная английским королём Георгом IV. Вызывающее поведение её сотрудников (отказ прийти на аудиенцию к императору из-за нежелания исполнять придворный церемониал) ещё больше настроило власти страны против Великобритании. Посольство было отправлено восвояси с ультиматумом королю: больше никогда не направлять в Китай послов и торговых агентов. Сопровождающих его сановников казнили. Но англичане не собирались сдаваться. Особенно болезненно этот инцидент был воспринят Ост-Индской компанией, в экспортных поставках которой в Китай ведущее место занял особый товар — опиум…
Поделиться ссылкой
Великая стена и величественная гробница
… и жестокий диктатор
Но несмотря на столь впечатляющие достижения, Цинь Шихуанди вовсе не был правителем-благодетелем. Скорее наоборот, он был жестоким и деспотичным тираном. Цинь Шихуанди был последователем такого философского учения, как легизм. Его ближайшим помошником был легист Ли Сы (Li Si ), ученик великого Сюнь-цзы (Xun Zi).Основной идеей этой философской школы было равенство всех перед Законом и императором — Сыном Неба. Следствием этого являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. То есть любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Однако на деле легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Это и произошло в империи Цинь Шихуанди.
Цинь Шихуанди взял на вооружение основной тезис легизма: культ закона, а точнее, административных распоряжений правителя, который обладал безграничной властью. На этой основе он выстраивал тоталитарное общество, где любая оппозиция власти рассматривалась как тяжкое преступление, заслуживавшее смертной казни. Любое инакомыслие жестоко подавлялось, многие диссиденты были убиты.
Как правило, их трагическую судьбу разделяли и их близкие. Всё проводилось самым жестоким образом. В лучшем случае, в качестве наказания за свободомыслие человека ссылали в самые отдаленные и глухие районы страны. В список запрещённых внесли трактаты, подвергавшие сомнениям философию, которая была принята самим императором как единственно верная. Сожжение книг на городских площадях стало обычным делом.
Но это всё меркнет перед событиями в Сяньяне, где по приказу императора 460 последователей учения Конфуция были заживо закопаны в землю.
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.
Первая династия китайских императоров
[править] Литература
- The Imperial Capitals of China – An Inside View of the Celestial Empire. — London: Pimlico, 2007. — ISBN ISBN 9781845950095.
- Elliot, Mark C. The Manchu Way: The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China. Stanford: Stanford University Press, 2001
- Chronicle of the China Emperors. — London: Thames & Hudson, 1998. — ISBN ISBN 0-500-05090-2.
- Spence, Jonathan. The Search for Modern China. New York: W W Norton & Company, 1990
- Spence, Jonathan. God’s Chinese Son: The Taiping Heavenly Kingdom of Hong Xiuquan. New York: W W Norton & Company, 1997
- Voices from the Ming-Qing Cataclysm: China in Tigers’ Jaws. — Yale: Yale University Press, 1968. — ISBN ISBN 0300075537, 9780300075533.
- Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. М., 2002. (1-е изд. 1842).
- Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002. (1-е изд. 1848).
- Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века. М.: Восточная литература, 2005. ISBN 5-02-018400-4
- Пан Т.А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII-XVIII вв.СПБ., 2006.-228 с. ISBN 5-85803-309-1
- Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике. – Восток (Oriens), № 3, 2012, с.5-19.
Религия в империи Цинь
Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал – Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным “эквивалентом” выступало Солнце.
Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски “эликсира бессмертия”, даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.
Великие китайские императоры
В истории Поднебесной было много выдающихся правителей, но китайцы особо чтят пятерых императоров:
- Цинь Ши Хуан-ди – первый правитель династии Цинь, объединил два воюющих царства, установил единоличное господство во Внутреннем Китае. При этом императоре началось строительство Великой Китайской Стены, которая не только защищала границы государства, но был важным торговым путем в Поднебесной. Цинь Ши Хуан-ди был талантливым полководцем и военачальником, который завоевал шесть государств, из которых состоял Китай при его правлении. Кроме войн, реформировал государство изнутри, создав первое правительство из 12 министров. Он сам назначал чиновников, военачальником и административных работников. Создал унифицированную систему мер и весов, ввел единую денежную систему.
- У-Ди – правил в империи Западная Хань с 141 по 87 гг. до н.э. При нем Китай расширил границы, конфуцианство стало официальной религией, при нем страна достигла пика своего могущества.
- Тайцзун из династии Тан (599 – 649 гг.) – провел в Китае реформы, его поддерживали практически все социальные группы китайского общества. В преобразованиях, которые император задействовал при проведении реформ, поддержка шла не только от крестьян, землевладельцев, интеллектуалов, но и армии. При Тайцзуне стали складываться основы феодального централизованного государства.
- Хубилай из династии Юань (1215 – 1294 гг.) – происходит из династии монгольских правителей, возглавлявших государство Юань, в состав которого и входил Китай. Прославился активными военными походами и масштабными завоеваниями.
- Канси (1654 – 1722 гг.) – император династии Цин из Маньчжурии. Стал правителем в 6 лет и оставался у власти 61 год. Называют правление «золотым веком» и периодом стабильности, благополучия в Китае.
- Фу Си или Тай Хао приравнивался китайцами к божеству, поскольку был первооткрывателем во всем. Считается, что именно он научил жителей страны ловить рыбу, готовить еду, заложил основы письменности.
В каждой династии были свои великие императоры, которые вносили свой вклад в создание мощного китайского государства. При этом между правителями и их сторонниками постоянно шла борьба за власть, чем и пользовались соседние племена, нападавшие на Поднебесную. В 13 в. государство не выстояло под напором монголов, которые сменили китайские династии и правителей на своих представителей. Заслугой монгольской династии стало то, что она объединила под своим управлением Северный и Южный Китай.
Кризис и падение династии Цин
К концу 18 века, несмотря на такой стремительный подъем императорской династии, возникает все больше и больше кризисных явлений, связанных с завоеваниями Цинов, постоянными военными походами и поддержанием порядка на завоеванных территориях, что требовало значительных расходов денег, а также рост налогов.
Маньчжуры, чтобы получить средства на свои военные походы, повысили сборы с населения. Это не могло не вызвать недовольство крестьян, росла коррупция, а также была катастрофическая нехватка земли из-за значительного увеличения населения, ростовщики пользовались тем, что у крестьян мало земли, все больше появлялось группировок разбойников, а государственная политика в отношении ремесленников и купцов была непродуманной.
Маньчжуры, вместо того чтобы поддержать эти слои населения, как и правящие ранее императоры Китая, считали, что для престола не выгодны торговцы людьми. При дворе росло влияние знати, росло желание населения выгнать чужеземных императоров, а также активизировались западные государства, которые всеми силами стремились лишить Китай независимости, начали действовать секты, которые устроили настоящую пропаганду, чтобы против правительства велась борьба.
Так в 1796 году случилось первое значимое столкновение Цинов и населения страны. Возглавило восстание «Общество Белого Лотоса». С повстанцами велась борьба в течение 8 лет, но жители страны были готовы продолжить борьбу против маньчжуров, несмотря на то, что войска правительства одержали победу.
Восстания одно за другим разгорались в стране на протяжении всего 19 века. Если бы не вмешательство западных государств, то некоторые выступления крестьян маньчжуры все же смогли бы подавить. На территории Китая в середине 19 века было целых две Опиумные войны, что привело к потере самоизоляции страной, сделав ее наполовину колониальной державой.
В соответствии с мирным договором, у англичан теперь было право вести торговлю опиумом на территории Китая, приобретая его только за китайское серебро. Для Поднебесной наркомания стала словно эпидемия. Не только бедные слои населения теперь курили опиум, но также чиновники и офицеры.
Тайпинское восстание приобрело значительных размеров по причине того, что внешняя политика государства не была успешной. В итоге тайпины были разбиты, но восстание длилось на протяжении 14 лет, и даже было создано собственное государство.
Цинские императоры стремились разными способами вернуть былое влияние, они приняли реформы, направленные на усиление и модернизацию промышленной сферы. Эти реформы в первую очередь должны были коснуться флота и армии, что касается самоусиления, то здесь правительству удалось внедрить большое количество весьма успешных проектов. Так, начали строиться железные дороги и заводы. Но здесь практически не было частной инициативы, потому что везде государство оставляло господство за собой, что и стало серьезным недостатком государственной политики.
Все чаще возникали внутренние противоречия капитализма страны, что в итоге стало причиной того, что Китай проиграл Японии в войне, которая велась с 1894 по 1895 годы.
В то время довольно сильные позиции имела партия, которой руководила императрица Цыси, для которой особенно важными были традиционные ценности Китая. Эта партия не только была ярым противником модернизации, но и свергла императора Гуанюя.
Но не только властвующие лица были противником новшеств, пришедших с Запада, бедные слои населения также не желали их принимать. Так было организовано «боксерское» восстание, в ходе которого было разрушено железные дороги, христианские храмы, дома, магазины иностранцев, заводы.
Только воска западных государств смогли остановить бунтовщиков, а императрице пришлось подчиниться колонизатором.
Последним императором Поднебесной стал Пу И, которому на тот момент было всего три года. Он получил трон, когда умерли Гуанюя и Цыси. Его отречено от императорского титула в 1912 году, после чего его лишили всех титулов (в 1924 году) и выгнано из Китая.
Это и было окончание династии Цин и всех императоров в Поднебесной.
Особенности культуры маньчжуров
Несмотря на то, что маньчжуры утратили былое влияние, долгие годы власти принесли свои плоды. Маньчжурская культура в значительной мере отражена не только на своей родине, но и в разных провинциях Китая.
Интересно, что долгое время маньчжуры придерживались языческих верований, что зародились у их предков в древнейшие времена. Примером этого служит документальный фильм, что был снят в 1988 году. На нём маньчжурская шаманка демонстрирует ритуал призыва к священным покровителям и духам.
Шаман, одетый в традиционный костюм на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань 2016 год / Фред Дюфур
У маньчжуров было несколько главных покровителей. Например, Священная Орлица отождествлялась с материнством, Священная Львица была защитницей, что сумела спасти человечество во время потопа, а богиня Восточного Моря хранила тайные знания и являлась покровительницей шаманов. Их изображения и сегодня используются во время шаманских ритуалов.
Во время народных праздников в Маньчжурии часто можно увидеть людей в традиционных одеждах. Важным атрибутом является бубен, что неслучайно. Согласно старинным верованиям маньчжуров, этот ритуальный предмет был создан верховной богиней неба Абукой. Она смыла глину со своего тела, сотворив из неё бубен, который люди стали использовать для связи с богами и духами предков.
Настоящим сокровищем маньчжурской культуры я бы назвала песни этого народа. В некоторых из них загадочно переплетается маньчжурский и китайский фольклор. Немало историй, рассказанных под музыку, используют в качестве сюжета старинные сказания и мифы
В песнях маньчжуров можно узнать о том, как жили люди в далёком прошлом, об их мечтах и стремлениях, о проблемах, которые важно было осветить
Портрет маньчжурской девушки / pressdigital / Getty Images
Маньчжуры сумели доказать, что Китай – не страна одного народа, а земля, где раскрыть себя могут самые разные племена. Этот народ прошёл сложные времена, он был и великим завоевателем, и угнетённым слугой.
Возможно, именно поэтому маньчжуры так ценят современную спокойную жизнь. Сегодня они идут по пути прогресса, твёрдо веря в счастливое будущее, что ждёт их и их потомков. Наверное, именно такими мечтали видеть маньчжуров их предки, кочевые племена, что сумели создать сильную империю и покорить Китай.
Фото на обложке: Ed Jones
Европа и Китай
В XVIII в. отношения Китая с европейскими державами вошли в новую фазу. Европейские торговые компании, в первую очередь Ост-Индская, приступили к импорту китайских товаров, среди которых преобладали текстиль и фарфор. Помимо шёлка вывозились хлопчатобумажные ткани, намного превосходившие по качеству аналогичные европейские. Экспорт лишь этих тканей составлял до 10 млн рулонов в год, и они поставлялись не только в Европу, но и в Америку и Россию. С 1730-х гг. систематически вывозили и фарфор. В 1753 г. пять кораблей (два британских, французский, голландский и датский) доставили в Европу в общей сложности около 1 млн фарфоровых предметов. Доходы от торговли с Европой составили одну из важнейших статей бюджета империи. В Китай регулярно и в значительных количествах ввозили европейские товары: произведения искусства, предметы роскоши и повседневного использования.
Китайцы с восторгом восприняли «европейскую экзотику». При дворе императора Цяньлуна (1736— 1796 гг.) трудилась целая когорта европейских архитекторов, декораторов и художников, которые возводили новые дворцы, разрабатывали интерьеры резиденции и создавали портреты членов августейшего семейства и картины в европейском стиле для украшения дворцовых покоев.