No Image

Михаил васильевич водопьянов

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

На войне и в мирном небе

В армии стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора. Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.  

При переходе из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасть людей поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10 человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.

Герой №6

Добившись включения в отряд спасателей, Водопьянов поездом прибыл в Хабаровск вместе со своим верным М-10-94, которому пришлось снять крылья. Когда Р-5 собрали, спасательная операция уже шла вовсю. 5 марта Анатолий Ляпидевский на АНТ-4 первым добрался до лагеря Шмидта и вывез оттуда женщин и детей. Из Америки к челюскинцам пробивались лётчики Слепнёв и Леваневский, с Чукотки — Каманин… 17 марта Водопьянов, совершив сложнейший перелёт, достиг берега Чукотского моря. «Путь… лежал через высокие горные хребты, через огромные пустынные пространства, где сотни километров отделяли один населённый пункт от другого. Никто ещё не летал в этих местах зимней порой», — вспоминал он.

К челюскинцам Водопьянов вылетел из села Ванкарем. Эти 150 километров он запомнил сильнее, чем предыдущие 5000 с лишним: «От края до края горизонта я видел только нагромождение льдов… Ровно через сорок минут немного правее курса показался чёрный дым. Я даже закричал «ура» от радости». Артамонов указывает: «Насколько труден был полёт в условиях Арктики, можно судить… по следующему факту: только через 20 дней с дня катастрофы могла прийти к людям первая помощь. Остальные лётчики… прибыли в лагерь Шмидта спустя ещё месяц с лишним». До льдины челюскинцев добрались только шестеро пилотов. Остальным помешали непогода, поломки, потеря ориентировки…

Водопьянов трижды летал к ледовому лагерю и вывез 10 человек, став четвёртым по результативности (Молоков эвакуировал 39 челюскинцев, Каманин — 34, Ляпидевский — 12). Последний рейс 13 апреля Михаил Васильевич вспоминал так: «Пока первые два самолёта поднимались в воздух, я заметил — что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой — два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева — спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел ещё что-то — оказалась целая груда тёплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять — так ничего не оставлять. Когда мы поднялись, Кренкель (в 1937–1938 годах — радист первой дрейфующей станции «Северный полюс». — Ред.) попросил меня сделать последний круг над лагерем, где среди пустых палаток гордо развевался красный советский флаг».

Крещение Сахалином

Самолёт — четырёхмоторный гигант «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского — Водопьянов впервые увидел в 1918 году. Решив познакомиться с диковинной машиной поближе, юноша вступил в Красную армию. Служил обозным — на лошади подвозил к «Муромцам» бочки с бензином. После Гражданской войны выучился на авиамоториста и бортмеханика, работал в обществе «Добролёт» под руководством известного лётчика, инженера Харитона Славороссова — и мечтал о небе.

Первый самостоятельный полёт Водопьянов совершил только в 1928 году. Молодой лётчик боролся с саранчой на Северном Кавказе, возил почту из Казани в Свердловск… В 1929 году случилось знаковое событие: пилота послали в Хабаровск, поручив торить новые воздушные пути. «Я, откровенно говоря, растерялся, — вспоминал он. — Тогда Север слыл каким-то пугалом. О полётах в Арктике и Сибири рассказывали ужасы… Я колебался, прежде чем дать согласие на такое предложение. Но всё же я принял его, и оно определило мою дальнейшую работу».

Удар по Берлину

Когда в конце 1939 года началась война с Финляндией, Водопьянов попросился на фронт. Лётчики, обслуживавшие Северный морской путь, были «под бронью», но Михаил Васильевич добился своего. Его арктическая машина была выкрашена в оранжевый цвет и считалась тихоходной, из-за чего летать на бомбёжки приходилось только ночью.

Опыт Водопьянова пригодился и в начале Великой Отечественной, когда Сталин решил нанести воздушные удары по Берлину, что должно было возыметь не столько военный, сколько моральный эффект. Водопьянов, назначенный командиром 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, в ночь с 10 на 11 августа 1941 года на четырёхмоторном Пе-8 возглавил второй налёт на Берлин. «Бомбить самое логово фашистского зверя считалось у нас почётным заданием… Когда в полёте… отказал один из моторов, было решено маршрут продолжать: сбросить бомбы на цель, а там — будь что будет», — вспоминал лётчик. Самолёт, отбомбившись по Берлину, был повреждён зенитным огнём. После вынужденной посадки в Эстонии на территории, занятой противником, экипаж сумел благополучно выйти к своим.

Вскоре дивизию возглавил полковник Александр Голованов (позже — главный маршал авиации). Вот как он объяснял это кадровое решение: «Отдавая должное личным боевым качествам М.В. Водопьянова как лётчика — командира корабля, Верховный Главнокомандующий в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе». Водопьянов продолжил летать командиром экипажа — бомбил Данциг, Кёнигсберг… «Честно и с удивительной энергией выполнял свой долг, летая командиром корабля в звании комбрига, — писал Голованов о своём знаменитом подчинённом. — В этой же должности он получил и звание генерала». Водопьянов был единственным командиром самолёта в генеральском звании.

Мечта пилота

Водопьянов, по-настоящему полюбивший Арктику, в 1935 году занялся прокладкой новых воздушных трасс: Нагаево, Гижига, Анадырь, Уэлен, Мыс Шмидта… В «челюскинских» местах он отыскал свой М-10-94, который годом раньше, покидая Чукотку, передал лётчику Фабио Фариху. После очередной аварии самолёт «отдыхал» в сугробе, но оказался ремонтопригодным. На пароходе его доставили во Владивосток, оттуда — в Москву. Вскоре по предложению тех самых комсомольцев, которые уже помогали Водопьянову с этой машиной, было решено отремонтировать её и отправить в Испанию, где началась гражданская война. Из-за сменившего номер М-10-94 рисунка на борту самолёт прозвали «дьяболито рохо» — «красный чертёнок». На этом Р-5, укомплектованном пулемётом, сражался за республиканцев советский доброволец — лётчик Александр Шухов. В итоге легендарный самолёт погиб под бомбами при налёте противника на аэродром.

Водопьянов тем временем грезил Северным полюсом: «Много смелых людей погибло на этом пути… Передо мной вставали образы смельчаков, отдавших свою жизнь покорению Арктики: Виллем Баренц, Георгий Брусилов, Роальд Амундсен, Владимир Русанов, Георгий Седов…» Михаил Васильевич даже написал повесть «Мечта пилота», герой которой лётчик Бесфамильный отправлялся на полюс.

Вскоре мечта сбылась: Водопьянову поручили возглавить первый в мире полёт на «купол» и доставить туда экспедицию «Северный полюс» во главе с полярником, географом, бывшим чекистом Иваном Папаниным.

Биография

Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.

В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля. С 1920 года — помощник шофёра. С 1921 года — шофёр. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.

Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок». 1925 год.

В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта». В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.

9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и протяженностью 1130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).

В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В марте 1935 года совершил перелет по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан — Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолёту в условиях Севера.


На приполярном аэродроме перед вылетом на Северный полюс

В —1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).

4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.

10—21 марта 1939 года — делегат XVIII съезда ВКП(б).

Участник советско-финляндской войны — в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено воинское звание комбрига.

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

С февраля 1946 года в запасе в звании генерал-майора.

В —1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).

Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

О чем надо знать

10 августа 1941 года Водопьянов командовал бригадой из 10 бомбардировщиков, летевших ночью бомбить Берлин. Уже на старте у одного из самолетов отказали двигатели, он упал вблизи ленинградского аэродрома и взорвался. Еще один бомбардировщик был по ошибке сбит своими же зенитчиками над Финским заливом. Два других борта из-за неполадок с двигателями отбомбились на запасные цели и вернулись домой.

Шесть оставшихся бомбардировщиков смогли долететь до Берлина и сбросить бомбы, но до дома не долетели. На обратном пути у самолета Водопьянова из-за разряженного воздуха (летчик спасался на высоте от зениток) отказал двигатель. Водопьянову удалось совершить посадку в лесу, на деревья. Чудом никто из экипажа не пострадал, они смогли быстро перейти линию фронта и вернуться в часть.

После возвращения с задания Сталин вызывал Водопьянова к себе для доклада. После этого пилота сняли с должности командира дивизии, однако никаких репрессий не последовало – он продолжил бомбить противника, совершая до 20 ночных вылетов. В 1943 году Водопьянову было присвоено звание генерал-майора авиации.

7 фактов о Михаиле Водопьянове

  • В 1924 году Водопьянов, тогда еще шофер, женился на машинистке Марии Дмитриевне. В 1925 году в семье родился первенец Владимир, в 1926-м – дочь Вера, 1933-м – сын Михаил, в 1937-м – Юрий, в 1941 году родился пятый ребенок – дочь Наташа. С конца 1930-х годов семья Водопьяновых жила в пятикомнатной квартире в московском «Доме на набережной». В 1969 году летчик овдовел.
  • Писать Водопьянов начал еще в больнице, после катастрофы на Байкале. Среди его книг: «Мечта пилота», «Полярный летчик», «Валерий Чкалов», «Путь летчика», «На крыльях в Арктику», «Уральский сокол: Документальная повесть о летчике Герое Советского Союза А. К. Серове», «Небо начинается с земли» и другие.
  • Водопьянов – не только Герой Советского Союза, но и обладатель четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени.
  • По неподтвержденным данным, в 1949 году летчик совершил секретную высадку на Южном полюсе, за что и получил один из орденов Ленина.
  • На севере Москвы и в Липецке есть улица Водопьянова, в Севастополе его именем назван спуск.
  • Имя Водопьянова носит один из самолетов Ил-96-300 – самый большой пассажирский самолет в России. А также первый Sukhoi Superjet 100.
  • В 2013 году на Ходынском поле в Москве был установлен памятник Водопьянову. Скульптурная композиция располагается на Аллее летчиков-героев и посвящена первому в истории приземлению на Северном полюсе.
  1. polit.ru

Универсальный пилот

В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков, чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. В «отряд самоубийц» отбирали пилотов, умевших летать в любую погоду. Сахалинский опыт выдвинул молодого лётчика в число лучших. Ему выделили новенький самолёт конструкции Николая Поликарпова — полутораплан Р-5 («разведчик пятый») с бортовым номером М-10-94.

Тогдашняя лётная жизнь представляла собой сплошную нештатную ситуацию. Не раз приходилось совершать вынужденные посадки — в поле, на реку, на снег… В начале 1933 года, когда М-10-94 находился в ремонте, Водопьянов предпринял перелёт из Москвы на Камчатку на другом Р-5 и потерпел крушение. «Очевидно, над Байкалом сказалось сильное переутомление, и я на короткое мгновение потерял сознание, — вспоминал он. — Неуправляемый самолёт перешёл в пологий штопор… Надо думать, что я очнулся и дал полный газ. Этим я вывел машину из штопора, перевёл в пике. Потом стал выводить из пике, но высоты не хватило, и самолёт винтом и концами лыж ударился в лёд». Бортмеханик Серёгин погиб, пилота выбросило из кабины. Восстанавливая картину случившегося, Михаил Васильевич писал: «Мороз остановил кровотечение и привёл меня в неполное сознание. Я будто бы встал, подошёл к самолёту, вытащил из-под обломков своего бортмеханика… Меня обнаружили бродящим около самолёта с окровавленным лицом и обмороженными руками. Когда я увидел подходивших ко мне железнодорожников, то попросил развести огонь и дать папиросу. Мне дали папиросу, я положил её в карман и попросил другую. Эту я тоже положил в карман и затем потерял сознание».

Произведения автора

  • Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
  • Полеты / . – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
  • Михин, Ф. И. Липецк : очерк / Ф. И. Михин ; с предисл. Героя Совет. Союза М. Водопьянова. – Воронеж : Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
  • Полк ДД : пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство ; Ленинград, 1942. – 110 с.
  • Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
  • На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
  • Полярный летчик : рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
  • Гордое слово : рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
  • Киреевы : роман / ; . – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
  • Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
  • Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
  • Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз, 1959. – 199 с.
  • Летчик Чкалов. – М. : ДОСААФ, 1963. – 198 с.
  • Взрыв на заре : докум. повесть о юном партизане В. Куриленко. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 252 с.
  • Повесть о первых героях. – М. : ДОСААФ, 1968. – 136 с. – (Молодежи о героях и подвигах). – То же : 2-е изд.. – М. : ДОСААФ, 1980. – 176 с.
  • Летать рожденный : документальная повесть / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : ДОСААФ, 1969. – 207 с.
  • Друзья в небе. – 2-е.изд. – М. : Сов. Россия, 1971. – 300 с. – (Годы и люди).
  • На перекрестке бурь : докум. повесть / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Моск. рабочий, 1971. – 216 с.
  • Небо начинается с земли : страницы жизни. – М. : Современник, 1976. – 413 с. – (Новинки «Современника»).

Комментарии

Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

Память

  • В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.
  • Пароход «Водопьянов» в Амурском речном пароходстве.
  • Почётный гражданин Липецка.
  • Именем Водопьянова названы:
  • Школа № 9 в Липецке
    • улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
    • Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район)
    • Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М. В. Водопьянова.
  • Рассматривается вопрос установки памятника на родине героя в Липецке. Предполагается, что памятник будет установлен в канун 110-летия со дня рождения Водопьянова.
  • Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».
  • Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот». После возврата самолета лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).
  • Памятник М. В. Водопьянову установлен в 2013 году в Москве на Ходынском бульваре по решению Правительства Москвы. Скульптор А. В. Головачёв.
  • Село Донское в 1934—1958 годах переименовывалось в честь М. В. Водопьянова в Водопьяново.

Почтовая марка СССР, 1935 годМогила Водопьянова на Троекуровском кладбище.Памятник Михаилу Водопьянову на Ходынском полеSukhoi Superjet 100 Аэрофлота «Михаил Водопьянов».

Комментировать
0