История появления шляхты
Рассмотрев, что означает слово «шляхта», стоит обратить внимание на историю этого явления. Первые рыцари-шляхтичи появились в XI в
Как уже было сказано выше, благородное звание они получали за военные заслуги. Интересно, что в те времена любой человек мог за боевые достижения получить дворянское звание. Причем это правило распространялось даже на рабов
Первые рыцари-шляхтичи появились в XI в. Как уже было сказано выше, благородное звание они получали за военные заслуги. Интересно, что в те времена любой человек мог за боевые достижения получить дворянское звание. Причем это правило распространялось даже на рабов.
Благодаря такой политике в XI в. появилось огромное количество дворян, при этом они не имели гербов и земель, находясь на государственном обеспечении.
Начиная с XII в. шляхта – это землевладельческое сословие. С этого периода польские дворяне начинают постепенно подминать под себя управление всеми сферами жизни государства. Так получив земли, они за несколько десятков лет практически поработили крестьянство, лишив сельские общины самоуправления и введя крепостное право.
Ситуация с населением городов была не лучше. Поскольку мещане были людьми мирными, не участвующими в постоянных военных конфликтах, шляхта лишила их права владеть землей. Также дворяне постоянно облагали городских жителей налогами и грубо вмешивались во все их дела. Из-за этого промышленность государства практически не развивалась.
Кошицкий привилей
Людовик не имел сыновей, а его дочери не имели права на престол. Чтобы получить для них это право, он пообещал дворянам-шляхтичам отмену почти всех обязанностей по отношению к монарху. Так, в 1374 г. вышел знаменитый Кошицкий привилей. Теперь все важные государственные должности занимала польская шляхта.
В соответствии с новым договором, дворянство существенно ограничивало власть королевской семьи и верховного духовенства. Шляхтичи освобождались ото всех налогов, за исключением земельного, но и он был мизерным – с одного поля в год взималось всего 2 гроша. При этом дворяне получали жалованье, если участвовали в боевых действиях. Они не были обязаны строить и ремонтировать замки, мосты, городские здания. Во время поездок королевской особы по территории Польши шляхтичи уже не сопровождали ее в качестве охраны и почётного эскорта, с них также была снята обязанность обеспечивать короля продовольствием и жильём.
Публикации
Пьеса «Пинская шляхта» Дунина-Марцинкевича была написана в 1866 году. При жизни автора она не печаталась. Даже, когда в конце XIX века М. Довнар-Запольский захотел поместить фарс-водевиль в своем «календаре Северо-Западного края» в 1890 году, от царского цензора он получил следующее заключение: «По моему мнению, подобное произведение, в коем в неприглядном свете выставляется личность должностного лица, станового пристава, который к этому везде называется «светлейший корона», вряд ли удобно помещать в каком-либо издании, а в особенности в таком, как календарь, который предназначается для распространения в среднемесячного население «.
Впервые произведение было опубликовано только в 1918 году в журнале «Свободная Беларусь» (№ 30-31). Второе издание «Пинской шляхты» было опубликовано в 1923 году.
В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства хранится издание пьесы, выпущенное в Польше (Белосток, 1958).
Шляхетская демократия
Шляхта — социальный слой, гораздо более значимый, чем дворяне соседних стран — породил термин шляхетская демократия.
Шляхетская демократия может рассматриваться как вариант представительной демократии с той лишь разницей,
что народом в Речи Посполитой считалось не всё население, а только шляхта.
Окончательное становление «шляхетской демократии» утвердили в 1573 году
Генриховы артикулы
— клятва выборных королей Речи Посполитой.
Они не только ограничивали власть короля, но и давали шляхте законное право выступать против него.
«В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им,
законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности».
§17 …A ieslibysmy (czego Boze uchoway) co przeciw prawom, wolnosciom, artykulom, kondycyom wykroczyli, abo czego nie wypelnili:
tedy obywatele Koronne oboyga narodu, od posluszenstwa y wiary Nam powinney, wolne czyniemy.»
[
200 лет спустя, в 1776 году похожие слова были вписаны в Декларацию независимсти США:
»
Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с
неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом
и обязанностью народа.»
]
Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка
Речи Посполитой в XVIII веке.
http://www.gutenberg.czyz.org/word,60867
http://www.arche.by/by/page/science/6866
Кто такой шляхтич
Если шляхта – это общее название аристократии, то отдельный ее представитель именовался «шляхтич» или «шляхтянка» (если речь шла о женщине благородного происхождения).
Изначально (еще в период существования Королевства Польского) получить дворянство обычные люди могли в основном за боевые заслуги (кстати, отсюда и происхождение термина). Поэтому в ранние века польские шляхтичи были близки по своей роли к европейским рыцарям.
В более поздние времена стать дворянином стало намного сложнее, даже несмотря на славные подвиги на ратном поле. При этом на протяжении практически всей истории существования шляхты на ее представителях лежала ответственность за оборону страны.
По данным польских историков, в XVI-XVIII вв. существовало более десяти разновидностей шляхты. На них делили по разным категориям: по древности, по богатству, по наличию или отсутствию герба, земель или крестьян, по происхождению, по месту жительства и т. п.
Несмотря на множество разновидностей, шляхта – это всегда элита общества. Поэтому даже самый бедный безземельный шляхтич имел больше прав и привилегий, нежели самый зажиточный простолюдин.
Поскольку многие дворяне Речи Посполитой были бедны, главным богатством каждого аристократа были его honor i godnośc (честь и достоинство). Защищая их, даже самый небогатый дворянин мог бросить вызов знатному богачу.
Бытует заблуждение, что все шляхтичи обязательно были католиками. Это миф, хотя вопрос вероисповедания был весьма важен для Речи Посполитой, среди ее дворянства были представители разных христианских деноминаций.
Шляхта и мещане
Рембрандт. Польский шляхтич, 1637 год
Экономические интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность.
Мещанство попыталось было бороться с шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI века городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII веке.
Шляхта подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI века шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она издавала законы, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.
Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, — шляхетское мировоззрение господствовало безраздельно и в умственной жизни страны.
Власть шляхты над Польшей
При слабой монархии польские шляхтичи добились огромного влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Историками шляхетское самоуправление оценивается как предпосылка к анархии.
Данное заключение построено на неограниченном влиянии шляхтичей на политические и экономические процессы в стране. Шляхта имела право вето, если король намеревался созвать ополчение, принять какой-либо закон или установить новый налог, последнее слово, быть этому или не быть, всегда стояло за шляхтой. И это при том, что само шляхетское сословие было защищено законом о личной и имущественной неприкосновенности.
Шляхта и рыцарство
Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке:
- Шляхта сильно была проникнута корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.
- Экономической основой господствующего положения шляхты была феодальная собственность на землю. Взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в сословие шляхты был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию, одопцию и индигенат.
- Шляхта обладала иммунитетом: обладала собственностью, освобождалась от некоторых повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 года шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена, получила исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории — 15 гривен.
- Шляхта обладала гербами.
- В Великом княжестве Литовском основная масса мелких владельцев в XIII-первой половины XVI в. называлась боярами. Впервые бояре названы шляхтой в Городельском привилее 1413. Тогдашний состав шляхты в ВКЛ был неоднороден: одни были почти магнатами по владению крупными наследственными имениями; с XV в. звались панами. Другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению.
Литература
- Лойка, П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ — першай трэці ХVІІ ст.― Мн., 2002.
- Лакотка, А. І., Чаквін, І. У., Шыдлоўскі, С. А. Культура сацыяльнай эліты ХІV — пачатку ХХ ст. Том 1. // Нарысы гісторыі культуры Беларусі. У 4 т. / А. І. Лакотка. — Мінск: Беларуская навука, 2013. — 575 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-08-1567-5.
- Мальдзіс, А. І. Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. — Мінск: Лімарыус, 2001. — 383 с. — 2000 экз. — ISBN 985-6300-11-8.
- Павятовая шляхта ВКЛ: гісторыя, геральдыка, генеалогія, культура (XVI—XVIII ст.). Матэрыялы навуковай канферэнцыі, Горадня, 18 лютага 2005 г. ― Горадня, 2006.
- Падалінскі, У. Шляхта ВКЛ i вальны сойм Рэчы Паспалітай 1570 года // Беларускі гістарычны часопіс. 2004. № 6. С. 50—54.
- Селицкий, А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII—XX вв.: Материалы международной научной конференции. — Краснодар: «Кубань», 2003. С. 105—128.
- Сліж, Н. Шляхецкая сям’я ў Вялікім княстве Літоўскім у XVI—XVIІ стст.: уздзеянне саслоўнага падзелу грамадства на яе фарміраванне і развіццё. Аўтарэф. дыс. … канд. гіст. навук. ― Мн., 2002.
- Уваров, И. Ю. Шляхта Великого княжества Литовского в контексте рыночных отношений: (По материалам вальных сеймов XVI в.) // Проблемы славяноведения. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 40—50.
- Шаланда, А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ—ХVІІІ ст. / Аўтарэф. … дыс. канд. гіст. навук. Мн., 2000. — 18 с.
- Шыдлоўскі, С. А. Культура прывілеяванага саслоўя Беларусі : 1795—1864 гг.. — Мінск: Беларуская навука, 2011. — 168 с. — 200 экз. — ISBN 978-985-08-1241-4.
- Яковенко, Н. М. Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна Україна). Київ, 1993. .
- Balzer, A. Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce // Kwart. Hist. 1898. Т. XII.
- Bobrzyński, M. Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w. // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
- Hube, R. Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc. Варшава, 1886.
- Małecki, A. Studja heraldynne. Львов, 1890. Т. II.
- Pawiński, A. Sejmiki ziemskie. Варшава, 1895.
- Piekosiński, F. O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
- Piekosiński, F. Rycerstwo polskie wieków średnich. Т. I—III.
- Piekosiński, F. Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich. // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
- Smoleński, W. Szlachta w świetle własnych opinji // Pisma historyczne. Краков, 1901. Т. I.
Авторы Гайдпарка
-
????????ℕ????????????
Ядерные бомбардировщики Китая и России совместно патрулируют американское побережье
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
С 16 января русский язык на Украине запрещен
Читать полностью
-
Алла Булаева
Неймар устроил 5-дневную вечеринку на 500 человек
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
По англо-американскому замыслу, Россия и Германия должны постоянно вести войну друг с другом
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Посольство США открыто запретило Украине покупать российскую вакцину
Читать полностью
-
Александр Попов
Американская военная колонна атакована в Сирии
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
Новая Российская космическая станция не будет иметь срока годности
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
КС разъяснил, почему Россия не будет выплачивать 57 млрд долларов ЮКОСу
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Прорыв в импортозамещении. Ростелеком закупит Ред ОС
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
У женившегося на секс-кукле казаха сломалась жена спустя месяц после свадьбы
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
За портал об «агрессии России в Донбассе» Киеву грозит давно назревший ответ Москвы
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Возможна причастность США к катастрофе на Чернобыльской АЭС
Читать полностью
Упадок и исчезновение шляхты как класса
После того как Речь Посполитая прекратила свое существование в XVIII в., огромная часть ее земель оказалась под властью Российской империи. Новые власти пришли к необходимости уровнять шляхтичей с русскими дворянами. Но оказалось, что польской знати было очень много (приблизительно 7 % от всего населения Польши, в то время как в России – 1 %).
Чтобы уменьшить ее количество, на протяжении всего XIX в. в империи вводились различные ограничительные законы, требующие от шляхтичей подтверждения древности своего рода документально. Однако собрать все необходимые справки могли далеко не все дворяне. Из-за этого почти половина из них были переведены в категорию простолюдинов.
Такая подлая политика способствовала многочисленным восстаниям, которые лишь усугубляли положение бывшей шляхты.
После событий 1917 г. на территории бывшей Российской империи и Речи Посполитой были попытки восстановить шляхту как класс и вернуть ей былые права и свободы. Однако добиться этого не удалось, и в 1921 г. последние привилегии дворян в Польше, Украине и Западной Белоруссии были упразднены, как и само сословие.
Шляхта и крестьянство
Шляхта в костюмах воеводств Речи Посполитой. Рис. XVIII в.
В XIV и XV веках приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами.
Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины.
Вартский статут 1423 года включал в себя постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила панщину и обратила крестьянина в крепостное состояние.
По Петроковскому статуту 1496 года, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще () и в Торуне () установили панщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 года давала помещику власть даже над жизнью крепостных.
Золотая вольность
Разобравшись с тем, что означает «шляхта» и «шляхтич», стоит узнать о таком понятии, как «шляхетская демократия» или Złota Wolność (Золотая вольность).
Суть этой политической системы (которая сформировалась в Королевстве Польском, а потом распространилась и на Речь Посполитую) заключалась в том, что практически каждый дворянин принимал участие в управлении государством.
Хотя официально во главе страны стоял король, он единственный в Европе был выборным. И выбирал его Сейм (парламент, состоящий из наиболее состоятельных шляхтичей, по структуре напоминает современный сенат в США), причем на место короля могли претендовать практически все состоятельные дворяне, независимо от древности рода.
Польский король выбирался на всю жизнь, но шляхта имела законное право поднять против него восстание (рокош) и сместить неугодного с занимаемой должности. Кроме того, каждый член Сейма имел право вето, поэтому большинство законов в Речи Посполитой принимал не король, а шляхта.
Несмотря на свою прогрессивность, Золотая вольность имела и негативные стороны. Например, постоянные междоусобицы и борьба наиболее состоятельных дворян за власть. По этой причине в конце XVIII в. страна оказалась настолько ослабленной, что была завоевана тремя соседними государствами: Российской империей, Австрией и Пруссией.
Шляхетская культура
Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «холопов».
Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «гонором» (лат. honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (рокош).
Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом вето.
Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были охота, пиры, танцы и прочие галантные увеселения.
Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали в России и большинстве других европейских государств. Дольше всего они продержались в Испании, Венгрии и некоторых других странах.
В Чехии (Šlechta) и в Словакии (Šľachta), как и в самой Польше, шляхтой обозначается вообще дворянство.
Белорусская шляхта
Шляхта (от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное воинское сословие в Королевстве Польском и
Великом княжестве Литовском, а также некоторых других государствах.
Играло большую роль в политической жизни страны, со временем сформировало концепцию «шляхетской нации» и утвердило свое право на выборную монархию.
«Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе». Любой шляхтич, избранный депутатом сейса или сеймика, обладал правом Liberum Veto.
Liberum veto — принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса
в сейме и работу сейма вообще, выступив против. Было принято как обязательное в 1589 году, в 1666 году было расширено на воеводские сеймики.
В отличие от соседних стран, где дворянство составляло ~3% населения, в ВКЛ шляхта составляла 10-15% (по разным воеводствам).
По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского
вошли в польское шляхетское гербовое братство — «акт об адопции». Это время принято за точку отсчета современной
белорусской геральдики.
По имущественному положению шляхта делилась на:
— магнатов
— заможная шляхта (владение одной или несколькими деревнями)
— фольварковая шляхта (владение одним или несколькими фольварками /усадьбами/)
— застенковая (загродковая, околичная) шляхта (имела свое хозяйство, но не имела крестьян)
— шляхта-голота (безземельная)
Нижний имущественный слой шляхты размыто смыкался с земянами и панцирными боярами.
Шляхта, земяне, панцирные и путные бояре были воинским сословием (крестьне на службу не призывались).
До наших дней сохранился поименный «Спис войска Литовского» 1528-67 гг.,
где каждый может найти знакомые фамилии.
Сигизмунд Август о шляхте
1905 «Белорусская шляхта и панцирные бояре»
1905 Шляхта и государство
1567 Пописъ войска
Сарматизм
— шляхетская идеология , доминировавшая в XVI — XIX вв.
Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам , отделяя тем самым себя от массы простолюдинов.
Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии:
условно «восточный» стиль парадной одежды ( жупан , контуш , слуцкий пояс , сабля ), особые манеры, сарматские портреты и тд.
На картах Сарматия локализовалась вокруг венедов
и моря Геродота (ныне Полесье).
Эта традиция — определять шляхту как «отдельную этнографическую группу» — продолжена в академическом издании Императорского Русского Географического Общества
«Россия. Полное географическое описание» 1905 года.
Сарматия. Sanson, 1660
Полесье
Сарматский портрет
Сарматия et Scythia, 1697
Gente Lituane, natione Polonus
» — большинство местного дворянства знало о своем литовском или белорусском этническом происхождении,
но воспринимало языковую и культурную полонизацию предков как акт их добровольного политического и цивилизационного выбора
.»
Юлиуш Бардах, доктор honoris causa Варшавского университета, Вильнюсского университета, Лодзинского университета
C 1696 года польский язык стал государственным в Речи Посполитой. Он стал языком горожан (аналог русскому сегодня),
наряду с латынью использовался в учебных заведениях (Виленский университет, Полоцкая иезуитская Академия и пр).
[
Однако даже в XIX веке польскоязычные филоматы называли себя не поляками, а литвинами,
обращались в своих литературных
произведениях к образам «исторической Литвы» (ВКЛ), вводили в свои литературные произведения элементы «тутэйшага» языка ( «Dziady» Мицкевича).
Позднее, «Игнаци Домейко в дневниковых записях о восстании 1830-1831
практически в каждом случае не забывает указать национальную принадлежность
того или иного повстанца. Он четко выделял «коронных» (поляков), «жмудинов» (современных литовцев) и «наших литвинов» (современных белорусов).»
(с) Архивы Беларуси
]
Беларуские «поляки»
Литвины и «короняжи»
1832 «Товарищество Литовское»
«Polka z Litwy»
Типичными представителями тутэйшай шляхты были Ходзько гербу «Костеша»,
Скирмунты гербу «Дуб», Войниловичи —
«Войниловичи не пришли ни с Востока, ни с Запада — они коренные, местные, кость от кости, кровь от крови того народа,
который когда-то хоронил своих предков в этих курганах (сегодня — на сельских кладбищах)
и родную белорусскую землю сохой пашет».
«Воспоминания», Э. Войнилович (фундатор строительства минского Красного костела)
А. Киркор «Белорусское Полесье»
Филоматы
Родовод Войниловичей
«Наша тутэйшасьць» 1907