fbpx
No Image

Первое русское кругосветное плавание

СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Одиночное плавание «Невы»

Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.

10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.

Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.

Великие люди — кто они?

Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют Антарктиду? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.

Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…

Кто такой Крузенштерн

Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.

Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.

В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.

Причина такого восхищения парадоксальна

Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».

История рода Крузенштернов

Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.

С самого начала его звали Адамом Иоганном.

Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.

Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.

Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.

Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.

Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803—1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.

Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.

Биография Крузенштерна

Крузенштерн родился в Хагудисе в Эстонии 8 ноября 1770 года. Выходец из дворянской семьи, в восьмидесятых годах он обучался в Кадетском корпусе, откуда впоследствии был послан Русско-шведскую войну, где поучаствовав в нескольких сражениях, был в 1790 произведён в звание лейтенанта. Биография Крузенштерна изобилует примечательными фактами, позволяющими понять, что мы имеем дело с незаурядной личностью, судьба которой изначально обещала быть нетривиальной.

В период 1793–1799 он служил на английских судах, воевал с французами и успел побывать на Бермудах и Барбадосе. Досрочно был выпущен из корпуса и переведён в мичманы на 74-пушечное судно «Мстислав». По возвращению на родину, уже капитан-лейтенант, Крузенштерн Иван Федорович представил на суд императора Александра I свой первый экспедиционный проект, который был непосредственно вдохновлён актуальной на тот момент идеей о возможности выгодной пушной торговли с Китаем.

Изначально воззрения его были под сомнением у многих критиков, и не слишком серьёзно воспринимались властью. Однако позже, когда очевидной оказалась неэффективность торговых путей по сухопутным маршрутам, задумку стали понимать иначе, и её перспективы были оценены по заслугам.

Казалось, биография Крузенштерна готовила ему особенный путь. В 1802 году этот замысел обрёл новое измерение в свете необходимости налаживания сообщения между портами Балтики и Аляски, и император поручил мореплавателю возглавить первое кругосветное путешествие с целью развития внешних отношений государства российского. Впоследствии именем первопроходца назовут множество географических объектов, а вот само событие, которое послужило началом великих свершений, это уже абсолютно новая история.

Очередной качественный уровень русского флота

В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.

Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. «Как раз в это время флот не принимал участия в активных боевых действиях и находился в союзнических или нейтральных отношениях с большинством основных флотов мира. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», — отметил он.

Также по теме


«Кладовая для будущих поколений»: сколько тайн хранит Новая Земля

Министерство обороны РФ планирует весной начать экспедицию на архипелаг Новая Земля. Об этом журналистам сообщил командующий Северным…

Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко. «Кругосветное плавание само по себе стало важным маркером изменения качественного состояния, зрелости российского флота

Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий. До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», — подчеркнул эксперт.

По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. «Его имя стоит сегодня в одном ряду с такими выдающими мореплавателями, как Кук и Лаперуз. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», — отметил Назаренко.

По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. «Поэтому имя Крузенштерна стало настоящим брендом для Морского корпуса», — подвёл итог Стрельбицкий.

Посещение Камчатки, Сахалина и Японии

Берег Камчатки команда «Надежды» увидела 13.07.1804 г., а на следующий день судно достигло Поворотного мыса. В порт Петропавловск-Камчатского экспедиция вошла 15.07.1804 г. Восполнив запасы, корабль вышел в море 30.08.1804 г. На пути команду ждали новые испытания штормами и борьбой с возобновившейся течью на судне. 03.10.1804 г. «Надежда» достигла берегов Сацумы. Пройдя по Ван-Дименову проливу, путешественники достигли залива Нагасаки. В Японии планировалось наладить дипломатические отношения. Однако непонимание местных обычаев и нежелание русского посла идти на уступки привели к провалу этой миссии. Получив от японцев провиант, было принято решение возвращаться на Камчатку.

Крузенштерн решил возвращаться в Петропавловск по Японскому морю мимо Хонсю и Хоккайдо. Из-за плохой погоды достичь пролива Цугару удалось только 01.05.1805 г. Пройдя мимо Карафуто (Сахалина), шлюп направился в Лаперузов пролив, а 14.05.1805 г. остановился в заливе Анива. После этого путешественники стали изучать побережье и местные обычаи айнов. Обогнув мыс Анива, «Надежда» 17.05.1805 г. вошла в бухту Терпения. Экспедиции удалось описать ряд мелких островов, после чего она миновала Харамукатан и Шиашкотан, а затем 05.06.1805 путешественники достигли Петропавловска.

В дальнейший путь «Надежда» отправилась 05.07.1805 г. Исследователи изучали Шипунский полуостров и всю береговую линию до мыса Лопатка. Далее корабль преодолел Пролив Надежды и вышел к мысу Терпения, уточнив его координаты, а затем обнаружив мыс Беллинсгаузена. В августе команде удалось полюбоваться берегом Азиатского материка. Кроме того, был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом. Уже 30.08.1805 г. экспедиция вернулась в Петропавловск, где оставалась до 05.10.1805 г.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять — швунг жимовой.

Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой “трепки” проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича – известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

Презентация на тему: ” ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Учитель : СУМИНА О. В.” — Транскрипт:

1

ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Учитель : СУМИНА О. В.

2

Россия в 19 веке. В истории первой половины 19 в. известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям. Россия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

3

ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРОБЛЯХ « НЕВА » И « НАДЕЖДА ». Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан – лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года. Этим путешествием начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

4

Ю. Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов. Эти суда, « Надежда » и « Нева », он купил за фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях. « Нева » и мела водоизмещение в 350 тонн, а « Надежда » тонн. Лисянский купил ряд секстантов, компасов, барометров, гигрометр и другие необходимые приборы.

5

« НЕВА » – командир Ю. Ф. Лисянский. « НАДЕЖДА » – командир И. Ф. Крузенщтерн. Снаряжение для команды соответствовало различным климатическим условиям, была удобной и прочной. Провизия была самая лучная. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течении двух лет, точно так же, как и солонина отечественного посола. Команда « Надежды » состояла из 58 человек, а « Невы » из 47. Никто их членов экипажей не участвовал в дальних плаваниях, но командование было уверено в успехе экспедиции..

6

Иван Федорович КрузенштернЮрий Федорович Лисянский 26 июля 1803 г. « Нева » и « Надежда » отошли от причала Кронштадта.

7

В экспедицию вошли естествоиспытатели, астроном, живописец из Академии художеств, а так же русский посланник в Японию Николай Петрович Резанов. Со своей свитой он находился на борту большого корабля – « Надежды ». Начальником эспедиции по Морскому министерству числился И. Ф. Крузенштерн. А Александр i назначил главным начальником экспедиции Н. П. Резанова. Это двойственное положение было причиной конфликтов. Н. П. Резанов.

8

Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в ее естественном состоянии, т. к. острова были открыты менее чем за 30 лет до их посещения. Гавайская флотилия.

9

Русские путешественники впервые описали своеобразную, древнюю культуру островных народов с ее непреложными законами « табу » и человеческими жертвоприношениями. Описания обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, богатые этнографические коллекции, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

10

Не увенчалась успехом организация посольства в Японии. Хотя Н. П

Резанов и был окружен вниманием и всевозможными знаками почета и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось

11

Айны – коренные жители Японских островов.

12

На о. Кадьяк находилась главная контора Российско – Американской компании. Здесь « Нева » перезимовала и с грузом пушнины отправилась в Китай г. Макао, где была назначена встреча обоих кораблей. Продав всю пушнину « Нева » и « Надежда » отправились в Россию.

13

У м. Доброй Надежды шлюпы попали в шторм и потеряли друг друга из виду. Они должны были воссоединиться в Атлантическом океане около о. Св. Елены, но этого не произошло.

14

Не дождавшись И. Ф. Крузенштерна – Ю. Ф. Лисянский принимает решение – идти в Кронштадт одному. 22 июля 1806 г. « Нева » вошла в порт. Через 14 дней вернулась и « Надежда ».

16

ИТОГИ: * сыграло большую роль в развитии этнографии ; * открывает целую плеяду кругосветных путешествий ; * создались прекрасные кадры моряков ; * наблюдения за морскими течениями, температурой, плотностью воды, дали толчок к образованию новой науки – океанографии ; * проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии ; * значительно развилась внешняя торговля ; * заложило прочную научную основу искусству дальнего мореплавания.

17

Памятник И. Ф. Крузенштерну. Памятник Ю. Ф. Лисянскому.

Новые публикации

«Рейс жизни»: Аргентина встретила российскую вакцину с благодарностью 26.12.2020

Накануне католического Рождества Аргентина получила, возможно, самый главный подарок в этом году – российскую вакцину «Спутник V». 300 тысяч доз были доставлены на борту самолёта, который провёл в полёте почти сутки, отведя для стоянки лишь время, необходимое для загрузки вакцины. В этом подарке есть вклад и Русского центра при Университете Буэнос-Айреса.

Россия в музыкальном авангарде 24.12.2020

Современная академическая русская музыка сочиняется, записывается и всё громче звучит на зарубежных сценах и ведущих фестивалях мира, отмечают специалисты. Происходит это благодаря тому, что творчество российских композиторов начали активно представлять, издавать и размещать на международных площадках.

«Он наш!»: на концертах в Берлине перуанец поёт русские и украинские песни 23.12.2020

Когда 17-летний перуанец Хавьер Касерес Хара (Javier Caceres Jara) прилетел учиться в СССР, у него было ощущение, что он оказался на другой планете. Впрочем, он быстро стал здесь своим – и не только потому, что овладел русским, но и потому, что замечательно пел. Сейчас Хавьер живёт в Берлине, где работает в финансовой сфере, но также выступает как исполнитель песен и романсов. В его репертуаре – песни на русском, украинском, испанском, немецком и других языках.

Галлиполи – колыбель Русского зарубежья 23.12.2020

«Галлиполийское сидение» – пребывание частей белой армии, эвакуированных в 1920 г. из Крыма, в окрестностях города Галлиполи на берегу Дарданелл, – стало настоящим испытанием и школой духа для многих русских, оказавшихся в эмиграции. Алексей Павлович Григорьев (Франция) – руководитель объединения русской православной молодёжи «Витязи», сооснователь и председатель Союза потомков галлиполийцев (СПГ) – рассказал «Русскому миру» о cвоём восприятии Русского исхода, о ценностях Галлиполи и о деятельности СПГ.

Стратегическая миссия 23.12.2020

Вот уже несколько недель в Киргизии не стихает громкая дискуссия, спровоцированная предложением участника Конституционного совещания лишить русский язык официального статуса, который закреплён законодательно. Руководство страны поспешило заверить, что менять существующий порядок не намерено. С таким же заявлением выступили другие представители Конституционного совещания. Почему же русский язык так важен для развития Киргизии?

«История России является одной из наиболее интересных глав всемирной истории» 21.12.2020

В Печском университете (Венгрия) уже более 15 лет работает научно-исследовательская группа МОСТ по изучению современной истории России и СССР. Её руководитель доцент Дьёрдь Бебеши не только преподаёт студентам российскую историю, но и организовал для них бесплатные курсы русского языка.

Русская православная церковь онлайн 21.12.2020

Руководитель управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и средствами массовой информации Павел Лебедев, выступивший на круглом столе «Межрелигиозный диалог онлайн», рассказал о православных медиаресурсах, а также о горячих линиях для верующих, созданных в период пандемии.

От Кронштадта до Японии

Перед отплытием император Александр I лично осмотрел в Кронштадте приобретённые у англичан шлюпы. Государь разрешил на обоих судах поднять военные флаги и расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Русско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции — граф Н. П. Румянцев.

Первая половина плавания была ознаменована эксцентричным поведением Фёдора Толстого-Американца, которого пришлось высадить на Камчатке, и конфликтами Крузенштерна с Н. П. Резановым, который был направлен Александром I в Японию с дипломатическими подарками в качестве первого русского посланника в для налаживания торговли между странами и был официально утверждён в качестве главы экспедиции.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) — Копенгаген (Дания) — Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) — Флорианополис (Бразилия, Португалия) — Остров Пасхи — Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) — Гавайские острова — Петропавловск-Камчатский (Россия) — Нагасаки (Япония) — Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) — о-в Сахалин — Ситка (Аляска, Россия) — Кадьяк (Аляска, Россия) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены (Великобритания) — о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) — Портсмут (Великобритания) — Кронштадт (Россия).

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Она заходила в Копенгаген и 28 сентября прибыла в Фалмут, где пришлось ещё раз проконопатить всю подводную часть обоих судов. Только 5 октября экспедиция пошла дальше к югу, зашла на остров Тенерифе; 14 (26) ноября, на 24° 20′ зап. долготы, она пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в Южном полушарии, что и было отпраздновано с большой торжественностью.

Дойдя до 20° южной широты, Крузенштерн тщетно искал остров Вознесения, о положении которого были очень сбивчивые указания. Починка корабля «Нева» заставила экспедицию с 9 декабря до 23 января 1804 г. пробыть у бразильских берегов. Отсюда плавание обоих кораблей было сначала весьма успешно: 20 февраля они обогнули мыс Горн; но вскоре их встретили крепкие ветры с градом, снегом и туманами. Корабли разлучились, и 24 апреля Крузенштерн один достиг Маркизских островов. Тут он определил положение островов Фетуга и Уагуга, затем зашёл в порт Анна-Мария на острове Нукагива. 28 апреля туда же прибыл и корабль «Нева».

На острове Нукагива Крузенштерн открыл и описал превосходную гавань, которую назвал портом Чичагова. 4 мая экспедиция покинула Вашингтоновы острова и 13 мая, на 146° западной долготы, вновь перешла экватор по направлению на север; 26 мая показались Сандвичевы острова, где корабли разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску, где затем приняла участие в Архангельской баталии (битве при Ситке).

Отношения между Резановым и Крузенштерном испортились до такой степени, что они общались исключительно при помощи записок, хотя им и пришлось делить одну каюту в 6 м². Одной из причин недовольства Крузенштерна было то, что полагавшаяся послу свита своим присутствием стесняла команду на небольшом, в сущности, корабле (длина «Надежды» была всего 35 метров). После прибытия в Петропавловск-Камчатский Резанов наконец покинул каюту и подал на непокорный экипаж жалобу местному губернатору. В своих записках Резанов пишет, что Крузенштерн принёс ему официальные извинения за нарушение субординации на борту, в то время как Крузенштерн в письме главе академии наук Н. Н. Новосильцеву представляет прямо противоположную картину: публичные извинения были принесены Резановым Крузенштерну.

Взяв у правителя Камчатской области П. И. Кошелева почётный караул (2 офицера, барабанщик, 5 солдат) для посла, «Надежда» взяла курс на юг, прибыв в японский порт Дэдзима у города Нагасаки 26 сентября 1804 года. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Посольство продлилось полгода, после чего все вернулись назад в Петропавловск. Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а Резанова как выполнившего возложенную на него дипломатическую миссию от дальнейшего участия в первой кругосветной экспедиции освободили.

Первое кругосветное путешествие

По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.

Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.

Рис. 2. Устье Амура.

Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна – «Надежда» и «Нева».

В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:

  • внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
  • провел глубоководные исследования океанических вод;
  • выяснил истинную причину свечения моря;
  • собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
  • тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
  • установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.

Капитаны барка “Крузенштерн”

  • Карл Шуберг: август 1926 – январь 1928 года
  • Герман Пиниг: апрель 1928 – октябрь 1930 года
  • Роберт Клаус: декабрь 1930 – февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года
  • Юрген Юрс: октябрь 1934 – май 1935 года; май 1937 — май 1938 года
  • Рихард Вендт: май 1938 – декабрь 1940 года
  • Отто Шоммартц: апрель 1941 – январь 1946 года
  • Павел Васильевич Власов: 1961 – 1972 годы
  • Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 – ?
  • Н. Т. Шульга: ? – 1976 годы
  • Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 – 1977 годы
  • Я. А. Семелтерис: 1977 -1980 годы
  • Александр Борисович Перевозчиков: 1980 – 1983 годы
  • Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 – 1995 годы
  • Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 – 1996 годы
  • Олег Константинович Седов: 1995 – 2007 годы
  • Михаил Вячеславович Новиков: 2007 – 2014 годы
  • Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время

Крузенштерн и Лисянский

Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. 15 апреля 1806 года пересекли меридиан российской столицы и завершили таким образом обход земного шара.

Тут надо вспомнить, что кругосветный маршрут лично для Крузенштерна замкнулся еще в Макао в ноябре 1805 года, а для Лисянского на меридиане Цейлона несколько позднее. (Оба командира, будучи в плаваниях за границей на английских кораблях, побывали в период 17931799 годов в Вест-Индии, США, Индии, Китае и других странах.)

Впрочем, понятие кругосветного путешествия менялось со временем. Еще недавно совершить кругосветку значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Теперь в ходу более строгая формулировка: путешественник должен не только замкнуть круг маршрута, но и пройти вблизи точек-антиподов, лежащих на противоположных концах земного диаметра.

У мыса Доброй Надежды в густом тумане корабли расстались. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Через три года и двенадцать дней 19 августа 1806 года «Надежда» прибыла в Кронштадт, где уже две недели ее дожидалась «Нева».

Лисянский после расхождения в тумане с флагманом, тщательно проверив запасы воды и продовольствия, решился на безостановочный переход до Англии

Он был уверен, что «…отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения». Путь от Кантона до Портсмута «Нева» прошла за 140 дней, преодолев 13 923 мили

Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.

Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 18031806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г. И. Лангсдорфа, И. К. Горнера, В. Г. Тилезиуса и других ее участников.

Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.

Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. «После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! В. Г.), хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению».

Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя «Журнал корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние 45 083 мили, из которых 25 801 милю самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Безусловно, плавания «Надежды» и «Невы» это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю. Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И. Ф. Крузенштерн.

В звездный час они были на равных…

Василий Галенко, штурман дальнего плавания

В путь!

«Во второй половине XVIII столетия кругосветные экспедиции стали признаком состоятельности и зрелости морских держав. Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. «Несмотря на изначальную инициативу Крузенштерна, у Санкт-Петербурга гипотетически были сотни других кандидатур. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом. В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

  • Шлюпы “Надежда” и “Нева”

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет, в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок. На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег.

  • Николай Резанов

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Технические характеристики “Крузенштерна”

Размеры барка “Крузенштерн”:

  • 3722 квадратных метров – общая площадь парусного вооружения,
  • 272 квадратных метра – площадь самого большого паруса,
  • 10-64 мм. – толщина канатов,
  • 44 квадратных метра – самый маленький парус,
  • 711 тонн – запас пресной воды,
  • 516 тонн – запас топлива,
  • 250 метров – длина якорной цепи,
  • 3 тонны – вес якоря Холла,
  • 6400 тонн – водоизмещение,
  • 14,02 метров – ширина,
  • 17,4 узла (32,4 км/час) – максимальная скорость,
  • 114,50 метров – длина судна.
  • Дата постройки судна – 1926 год
  • Тип судна – винджаммер
  • Топливо – дизель
  • На барке установлено несколько рынд, но главная – та, что на носу судна
Комментировать
0