Подготовка и начало экспедиции
Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.
Портреты Беллинсгаузена и Лазарева
Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.
Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.
Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.
Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.
Государственная миссия
По словам Зорченко, кругосветные плавания для России всегда носили характер научно-исследовательских, в отличие от западных стран, которые искали пути для обогащения. Задача русских путешественников — исследовать территорию и точно нанести её на карту. В этот раз «Паллада» снова пройдёт маршрутами наших мореходов — это Новая Зеландия, Австралия, острова Туамоту, Микронезия, Полинезия. В южной части Тихого океана немало русских топонимов — острова Суворова, Барклая де Толли, Александра Первого, архипелаг Кутузова.
«В этот раз мы повторим примерно две трети маршрутов первооткрывателей Антарктиды. Но если там было два пароходика — «Мирный» и «Восток», то у нас будет три — «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада». Обязательно подойдём к берегам Антарктиды, но высаживаться не будем, у нас нет соответствующего ледового класса и усиления», — рассказывает Зорченко.
Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева
В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.
Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.
В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе — по фамилии уже упоминавшегося российского министра.
Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.
В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.
Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14′ 50″ з. д. и 69° 21′ 28″ ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.
Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду
2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану — здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.
21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.
В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.
Шлюпы «Восток» и «Мирный»
Биография Беллинсгаузена
Фаддей Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне – Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.
Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом “Минерва”, а затем “Флора”. Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд астрономических наблюдений. Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.
Где находится Антарктида
Название материка получилось из слияния двух греческих слов. Άντί означает против, а άρκτικός переводится как Арктика. Иначе говоря, это континент напротив Арктики. О загадочной антарктической области писал Аристотель в книге Метеорологика. В римских и греческих рукописях также упоминаются мистические земли на юге.
Первый визит в антарктические моря нанесла португальская экспедиция в 1501 году. Участник плавания А. Веспуччи писал, что корабли достигли о-в Южная Георгия на 54˚ южной широты. Джеймсу Куку удалось преодолеть Южный полярный круг. Невыносимый холод остановил мореплавателя, который впоследствии утверждал, что никто не сможет добраться до южной земли, даже если она существует. Русские моряки опровергли высказывание знаменитого британца.
Когда началось интенсивное освоение шестого континента, потребовалось определить международные правоотношения. Двенадцать стран подписали 1 декабря 1959 года договор, по которому Антарктика не может принадлежать какому-либо государству. На территории континента разрешено проводить исключительно научные изыскания. С 80-х годов прошлого века Антарктика объявлена безъядерной зоной, что воспрещает заход атомоходов в прибрежные воды и использование ядерных энергетических установок на суше. Кроме того, военным судам не позволяется пересекать 60-ю параллель в южном направлении.
Географическое положение
Антарктидой называется полярный материк, основная часть которого расположена внутри Южного полярного круга. Площадь континента равна 13975 тыс. км2. Поверхность Антарктиды на 99,97% покрывает ледниковый панцирь, в котором сосредоточено 75% мирового запаса пресной воды. Толщина ледяного покрова местами достигает четырех километров. Наивысшая точка находится в горах Элсуорт. Вершина массива Винсон достигает 4892 метра.
Антарктический климат отличается низкой температурой воздуха. Зимой стрелка термометра опускается в район от –65˚C до –70˚C. В летние месяцы воздух прогревается до –30˚C. Особенностью Антарктиды считаются стоковые ветры, вызванные стеканием воздушных масс толщиной до 300 м по куполообразному рельефу материка. Скорость потока может достигать 300 км/ч. В годовом исчислении норма осадков колеблется от 50 мм в центре материка до 800—1000 мм на побережье. Снег и изморозь превращаются зимой в ледяные иглы, которые полярники называют алмазной пылью.
Метеорологические характеристики, достигающие в Антарктиде экстремальных значений:
- Минусовая температура.
- Низкая влажность воздуха.
- Длительный и сильный ветер.
- Солнечная радиация.
Флора южного континента представлена лишайниками и мхами. На Антарктическом полуострове, где климат относительно мягкий, встречаются травянистые цветки и папоротники. Животный мир не намного разнообразнее. Пингвины считаются хозяевами Антарктиды. В расщелинах скал устраивают гнезда буревестники и поморники. В прибрежных водах обитают тюлени, киты и касатки. Летом бурный рост криля и водорослей облегчает жизнь рыб и морских животных в антарктических морях.
Крайние точки
Южный географический полюс находится на территории Антарктиды. Поэтому речь можно вести только о северной оконечности материка. Южных крайних пунктов на континенте не существует. Зато вполне уместно определить две самые северные точки. Для этого используется нулевой меридиан.
Крайней северной точкой к западу от Гринвича является мыс Прайм-Хед на Антарктическом полуострове. Точное положение определяется координатами 63˚13’ ю. ш. и 57˚17’ з. д. В восточном направлении между 88˚ и 100˚ в. д. располагается Земля Правды. Отдельные части побережья пересекают 65˚ ю. ш. и могут считаться крайними точками Антарктиды на востоке.
Теория формирования
Протоконтинент, который образовался 360 млн лет назад в каменноугольный период, назывался Пангея. В нем объединилась вся суша Земли. Сто восемьдесят миллионов лет назад гигантский материк разделился на две части — Гондвану и Лавразию.
В юрский период в Гондвану входили:
- Южная Америка.
- Африка с Мадагаскаром.
- Аравия и Индия.
- Антарктида.
- Австралия и Новая Зеландия.
В мезозойскую эру Гондвана раскололась на западную и восточную часть. Восточный сектор континента, в свою очередь, распался на Австрало-Антарктиду и Индигаскар, состоявший из Индии и Мадагаскара. В месте дробления сформировался Индийский океан. В кайнозойскую эру (40 млн лет назад) Антарктида выделилась в самостоятельный материк.
Доклад №3
К началу девятнадцатого века на картах нашей планеты практически не осталось пустых мест. Все более-менее крупные земли были давно открыты. И только на самом юге Земного шара ждала своего часа неведомая земля, скрытая во льдах, огромный материк, раза в два больше Австралии. Это суровая Антарктида.
О существовании материка на крайнем юге земли подозревали давно, еще древние греки две тысячи лет назад. Считалось, что он уравновешивал земной шар, его уже тогда прозвали Антарктидой, то есть противоположностью Арктике. Но история не сохранила хоть каких либо упоминаний о том, что кто-то добирался до Антарктиды. Хотя на спорной карте Пири Рейса начала 16-го века часть береговой линии ее указана. Возможно, до Антарктиды добирались индейцы яганы, жители Огненной Земли, ближайшего населенного острова. По крайней мере, у них в преданиях встречаются упоминания о таинственной снежной земле далеко на юге. Дирк Герритц в 1599-ом году видел землю намного южнее мыса Горн. Почти добрался до Антарктиды и знаменитый капитан Кук.
Однако лавры первооткрывателей Антарктиды принадлежат двум нашим прославленным мореплавателям, Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. Именно они на двух кораблях первыми официально достигли континента 28-го января 1820 года. Это было поистине эпохальное путешествие.
Весной 1819-го года наш прославленный мореплаватель Иван Крузенштерн в письме морскому министру высказался об отправке специальной экспедиции к Южному полюсу для поиска земель, легенды о которых бытуют среди моряков и картографов на протяжении многих веков. Правительство страны и лично сам император быстро одобрили идею и, 15 июля 1819-го года, два шлюпа, Восток и Мирный, вышли из порта Кронштадт. Ими и командовали два капитана, Ф. Беллинсгаузен (глава всей экспедиции) и М. Лазарев.
Благодаря хорошим погодным условиям и попутным ветрам, эскадра быстро продвигалась к намеченной цели. В начале августа корабли достигли территориальных вод Англии, а уже в конце сентября острова Тенерифе (Канарские острова), настоящего края Европы. На пересечение Атлантического океана нашим морякам потребовалось всего полтора месяца и уже 14-го ноября корабли входили в порт Рио-де-Жанейро, Бразилия. Отсюда эскадра двинулась строго на юг вдоль восточного побережья Южной Америки.
К концу 1819-го года два шлюпа достигли субантарктических вод. Так, 27-го декабря они вошли в прибрежные воды крупного острова под названием Южная Георгия, который был открыт еще в 1675-ом году. Далее на юг забирались считанные единицы отчаянных смельчаков. 1-го января (по новому стилю) впереди показались плавучие льды, а 3-го и 4-го были открыты и впервые занесены на карту три острова, Лескова, Завадовского и Торсона. До 14-го января мореплавателями были пройдены несколько островов, до которых добирался еще капитан Кук за пятьдесят лет до них на своем Эндеворе.
Наконец, 27-го января была достигнута знаковая граница, Южный Полярный круг, а назавтра, 28-го января, моряки увидели вдали ледяное поле, покрытое черными буграми. Это была далекая Антарктида.
Но из-за плохой погоды Беллинсгаузен дал приказ отвести корабли немного севернее, так что исторической высадки на берег не произошло. В течение февраля моряки несколько раз почти вплотную подбирались к материку, однако ледяные поля мешали высадиться. Хотя февраль в Южном полушарии это летний месяц, температура не поднималась выше -4 градусов. Еще раз приблизившись к берегу в районе Земли Эндерби на восточном побережье 25-го февраля, экспедиция повернула и отправилась в Австралию, так как на носу была антарктическая зима. Тут они и переждали ее, в городе Сиднее.
Таким вот образом и была открыта эта таинственная южная земля. Не прошло и года, как экипажи двух наших кораблей вернулись к ее суровым берегам. В ходе этой Второй Антарктической экспедиции было открыто много новых земель. Хотя сам Беллинсгаузен наверное и не подозревал, что открыт новый континент. По возвращении домой он доложился об открытии всего лишь 29 новых островов. В Кронштадт экспедиция вернулась 5 августа 1821-го года.
4, 5, 7 класс
Морские экспедиции
Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а Александр I одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных «познаний о нашем земном шаре». Для экспедиции подготовили два шлюпа – «Восток» и «Мирный», причем второй был перестроенным ледоходом, раньше носившим имя «Ладога».
Шлюпы «Восток» и «Мирный»
Всей работой по подготовке занимался Михаил Лазарев, командир «Мирного». Сам Беллинсгаузен окончательно был утвержден командиром «Востока» только за месяц до отплытия. Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов.
Спустя две недели плавания в южном направлении мореплаватели обнаружили, что поля льда повсюду, куда достает человеческий глаз К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причем вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вновь вернулись в порт Джекон, будущий Сидней.
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
В июле экспедиция подошла к архипелагу Туамоту, где открыла несколько неизвестных ранее атоллов. После корабли взяли курс на Таити, севернее которого обнаружились новые острова. В ноябре 1820 года, когда в Антарктике началась весна, Фаддей Фаддеевич вновь взял курс на южный полюс. В начале зимы корабли попали в страшную бурю и после этого еще 3 раза, преодолев Полярный круг, предпринимали не увенчавшиеся успехом попытки приблизиться к ледяному материку.
10 января 1821 года экспедиция заметила четкие признаки земли, но льдины не давали никакой возможности проложить к ней маршрут. Еще какое-то время попытав удачу, шлюпы все-таки повернули на восток и двинулись к открытым незадолго до этого Шетландским островам. Продолжать экспедицию дальше было невозможно – «Восток» был сильно поврежден и требовал капитального ремонта, и Беллинсгаузен отдал приказ возвращаться в Россию. 24 июля (по старому стилю) 1821 года суда вернулись в кронштадтский порт через 751 день плаванья.
Маршрут экспедиции Фаддея Беллинсгаузена
Значение экспедиции трудно переоценить – Джеймс Кук в XVIII веке первым достиг морей возле Южного полюса и сообщил, что местные льды полностью непроходимы. Беллинсгаузен спустя 45 лет это утверждение опроверг, трижды переплыв Южный полярный круг, причем на судах, совершенно неподготовленных к подобным климатическим условиям.
Благодаря экспедиции были обнаружены Коралловая мель и 29 островов. Также участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктики и ее животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.
Корабль Фаддея Беллинсгаузена в Антарктиде
После антарктической экспедиции Беллинсгаузен поднял новый вопрос: мужчину заинтересовало, могут ли морские суда пройти в Амур. Однако проверку ждало фиаско – у мореплавателя не получилось обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме этого, погода помешала опровергнуть убеждение Жана Лаперуза о том, что Сахалин – это полуостров.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после завершения плавания к Антарктиде был произведен в чин капитана I ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом, а закончил службу в российском флоте мужчина уже в звании генерала, состоящего при особе Его Величества.
Открытие Антарктиды
После того, как Джеймс Кук в конце второй половине XVIII века оставил все попытки отыскать землю близ полюса, экспедиции в этом направлении прекратились. Лишь спустя 40 лет по приказу русского царя Александра I поиски неизвестной земли возобновились.
В июле 1819 года стартовала кругосветная экспедиция к южному полюсу, которую возглавили русские путешественники Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Начальником экспедиции стал Фаддей Беллинсгаузен – опытный мореплаватель с немецкими корнями.
Рис. 2. Фаддей Беллинсгаузен.
Михаил Лазарев, который уже когда-то совершал кругосветную экспедицию на судне «Суворов» стал его заместителем. Исследователи отправились в путь на двух кораблях – «Восток» и «Мирный».
19 января 1820 года, проделав сложный путь, корабли пристали к побережью Антарктиды. Эта судьбоносная дата стала знаковой и окончательно поставила точку в вопросе о существовании шестого материка. Этот день вошел в историю, как день начала освоения суровых земель Антарктиды.
Существует много споров о том, кто открыл Антарктиду первым. Беллинсгаузен и Лазарев, несомненно, являются ее первооткрывателями. Однако они лишь подтвердили теорию о существовании материка и вплотную подошли к ледникам. Первыми, кто ступил на материк, стали члены американского судна «Сесилия», которые оказались в этих местах год спустя, в 1821 году.
Плаванье первооткрывателей Антарктиды длилось 751 день, за это время было преодолено расстояние в 100 тысяч км. В результате исследования был открыт не только материк, но и 29 островов.
Льдинный материк – именно так изначально назвали Антарктиду Лазарев и Беллинсгаузен. И лишь в конце XIX века скорее всего благодаря шотландскому картографу Джорджу Бартоломью, она получила свое современное название.
До и после открытия Антарктиды эту местность исследовали многие выдающиеся ученые и мореплаватели:
Рис. 3. Антарктида.
Во Владивосток из Гданьска
В этом году паруснику исполнилось 30 лет. Зорченко вспоминает, что одним из инициаторов создания кораблей стал председатель Совета Министров СССР Николай Тихонов. В середине 80-х морская романтика была в стране не в моде, поэтому чиновник принял мудрое решение — заказать серию парусников в польском Гданьске. В 1985 году между странами был подписан контракт на строительство пяти кораблей для морских учебных заведений. Конструктором и дизайнером судов выступил выпускник ленинградской Корабелки — поляк Зигмунд Хорен. Сначала построили и спустили на воду «Дружбу» (сейчас стоит в Одессе), затем «Мир» — один из самых быстроходных кораблей (Санкт-Петербург). Затем в 1989 году в свет вышли «Херсонес» (Керчь) и «Паллада», а следом за ними — «Надежда».
«Я хорошо помню, как в ноябре 1989 года во Владивосток пришла «Паллада». Ей командовал мой друг по мореходному училищу Юрий Арсентьев. У нас после войны были парусники финской постройки — шхуны, барки, зверобойные и учебные — «Юнга», «Секстант», «Штурман», но об этом уже почти все забыли. И тут приходит такой красавец», — вспоминает капитан.
Детство и юность
Фаддей Беллинсгаузен родился на свет 9 (20 – по новому стилю) сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя – Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на принадлежащем Эстонии острове Эзель, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком.
Портрет Фаддея Беллинсгаузена
Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, а мальчика в 1789 году отправили учиться Морской кадетский корпус в Кронштадте, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. Учеба давалась мальчику без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание – в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803-го.
Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвел на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой.
Усадьба Фаддея Беллинсгаузена на острове Сааремаа
Иван Федорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата «Мельпомена» и полгода в Финском заливе следил за вражеским флотом.
В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Черное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году мужчину срочно вызвали в столицу.
Терра инкогнита, ХХ и ХХI век
Следующая история, связанная с нашими людьми в Антарктиде, случилась через сто с лишним лет. Она началась сразу после Великой Отечественной войны, когда СССР получил по репарациям китобойную флотилию «Слава». И в 1946 году впервые в истории нашего рыболовного флота был начат промышленный китовый промысел в антарктических водах.
На выставке представлена многотиражка флотилии, которая выпускалась прямо в море. Рядом образцы народного творчества китобоев, которые делали их своими руками в долгих походах, — зубы кашалота, на которых изображены пингвины, косатки, киты, китобойные суда.
Варварская по современным меркам добыча китообразных продолжалась около 40 лет, до введения Международного моратория на промышленный китовый промысел. С тех пор его придерживается большинство стран мира. При этом в некоторых, в том числе и в России, разрешена ограниченная, так называемая аборигенная охота на китов в прибрежных водах.
На выставке представлены некоторые навигационные инструменты и приборы с 1950–1980-х годов. Они относятся и к первой Советской Антарктической экспедиции, которую в 1955 году возглавил Герой Советского Союза океанолог и опытный полярный исследователь Михаил Сомов, и к более поздним походам на дизель-электроходах «Обь» и «Лена».
Отдельное внимание в экспозиции уделено личности Михаила Ступишина. Получивший звание Героя Советского Союза во время войны, он стал командиром экипажа, выполнившего первый сверхдальний перелет Москва — Антарктида — Москва
Перелет длился с декабря 1961 по февраль 1962 года. Маршрут до советской базы «Мирный» протяженностью 26 423 километра пролегал через четыре континента и два океана с промежуточными посадками в Ташкенте, Дели (Индия), Рангуне (Бирма), Дарвине, Сиднее (оба — Австралия), Крайстчерче (Новая Зеландия) и на американской антарктической базе Мак-Мердо.
На выставке представлено много фотографий о жизни и деятельности экспедиций в 1950–1970 годах. Мы видим, как их участники строили первые дома, отмечали Новый год, передвигались по континенту на вездеходах и собачьих упряжках. Собаки здесь, как и в Арктике, долгое время помогали людям, но в 1994 году их ввоз в Антарктиду был запрещен, чтобы не наносить ущерб местной фауне.
Завораживает история станции «Восток», которая находится у Южного магнитного полюса. Когда ее открывали в 1957-м, никто не мог предполагать, что там, под четырехкилометровым слоем льда, в результате многолетнего бурения найдут огромное реликтовое озеро с водой, которой миллионы лет. Это одно из самых грандиозных открытий нового, XXI века. Образцы воды из реликтового озера Восток можно увидеть на выставке.
Вот на фото группа полярников, сохранивших «Восток» после жуткой аварии 1982 года, когда из-за пожара вышли из строя все дизель-генераторы станции. При температуре ниже минус 70 они умудрились не только прожить восемь месяцев, но и регулярно передавать метеонаблюдения, пока до них не дошел спасательный транспорт.
Последний раздел посвящен российскому периоду исследований. Здесь можно увидеть рабочий костюм полярника, который предоставила Ольга Стефанова — пятая россиянка, которая зимовала год в Антарктиде, а также картины современного художника Ильи Робе и фотографии, запечатлевшие антарктические пейзажи.
Выставку «69°21’28”. Истории русской Антарктики. К 200-летию первой российский экспедиции» в Музее героев Советского Союза и России (улица Большая Черемушкинская, дом 24, корпус 3) можно посетить до 11 марта 2020 года.
Современные исследования
Для проведения экспериментов в Антарктиде создаются научные станции. Двадцать пять стран создали научно-исследовательские базы. Аргентина и Россия открыли по 9 поселений, Австралия, Франция, США и Чили — по 4. Результаты современных исследований кратко излагаются в публикациях Научного комитета по изучению Антарктики.
Российские антарктические станции:
- Беллинсгаузен.
- Восток.
- Мирный.
- Дружная-4.
- Ленинградская.
- Молодежная.
- Новолазаревская.
- Прогресс.
- Русская (в настоящее время законсервирована).
Работа научных экспедиций носит сезонный характер. Исследователи доставляются в Антарктиду на ледокольных судах и транспортными самолетами. Связь с внешним миром осуществляется при помощи коротковолновых радиостанций или через сеть спутников Iridium.
Научные сферы, в которых проводятся исследования в полярных условиях:
- метеорология,
- океанография,
- астрономия,
- биология,
- медицина.
Исследования запасов пресной воды в ледяном щите, а также наблюдения за озоновым слоем являются приоритетными направлениями в работе антарктических экспедиций. В 2012 году на российской станции Восток ученые обнаружили подледный водоем. Озеро шириной 50 км и длиной 250 км заполняет теплая вода, температура которой колеблется от +10 до +18˚C.
Специалисты ежедневно контролируют параметры антарктической озоновой дыры, которая угрожает мировой экологической системе. В 2017 году NASA определило, что площадь бреши в защитном слое составляет 19,7 млн км². В июле 2018 года Европейское космическое агентство сообщило о периодическом характере появления озоновой дыры, которая образуется во время полярной ночи, а летом затягивается.
Искатели морских приключений обычно охотятся за драгоценностями потонувших кораблей. Удача приносит радость ограниченному кругу авантюристов. Но никакие сокровища подводного мира не сравнимы с жемчужиной, которую отыскали русские моряки во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в ледяных морях у Южного полюса.
Ответы к страницам контурных карт 12 — 13. Условные знаки. План местности
Ответы есть в атласе на страницах 16 и 17.
Задания
1. Подпишите значение условных знаков (что означает каждый условный знак). Раскрасьте соответствующими цветами условные знаки там, где это необходимо.
2. На плане местности обозначьте соответствующими условными знаками: а) подписанные на плане объекты (редкий и хвойный лес, луг с кустарником, плотину); б) объекты, показанные условными знаками (болото, фруктовый сад, формы рельефа).
3. Подпишите название главной реки — Белая. Обозначьте направление и скорость течения реки.
4. Определите и подпишите на карте протяжённость и азимуты маршрута от населённого пункта Новый до Андреево на каждом из обозначенных буквами отрезков пути.
Расчёт общей протяженности маршрута от населённого пункта Новый до Андреево
Если измерить расстояние маршрута по карте, то от точки А до точки начала домов в Андреево будет 17 см (от точки А до точки Е — 15 см). Масштаб карты — 1:25 000, то есть в 1 см 250 метров. Значит длина маршрута: 17 • 250 = 4 250 метров или 4 километра 250 метров (от точки А до точки Е: 15 • 250 = 3 750 метров или 3 километра 750 метров).Азимуты маршрута на отрезке (на карте вспомогательными красными линиями показано как следует измерять азимут при помощи транспортира):
от А до Б — 20?;от Б до В — 340?;от В до Г — 7?;от Г до Д — 50?;от Д до Е — 45?;от Е до Андреево — 53?.
Азимут маршрута — это угол между направлением движения по маршруту и северным направлением. Азимут маршрута измеряется в градусах и всегда только по часовой стрелке.
5. Запишите объекты, которые расположены по пути следования:
По пути следования по маршруту расположены следующие объекты (обозначены синими цифрами):