fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

История

См. также .

Значительную роль в Речи Посполитой в XVII-XVIII веках играли князья Любомирские. Один из них, Юрий Любомирский, имея в своих владениях пограничье между Польшей и Турцией по рекам Кодыма и Ягорлык, для укрепления и защиты всех своих владений выбрал место вблизи селения Палиево Озеро. На левом возвышенном берегу пограничной реки Кодымы в 1730 г. была построена греко-католическая церквушка в честь св. Архистратига Михаила и замок, названный в честь сына князя Юрия Любомирского, Юзефа, — Юзефградом.

В 1722 году на правый (турецкий) берег реки Кодымы из Кубани переместилась Ногайская Орда Эдиссанская (семьдесят тысяч луков; йети, джети — «семь», сан — «десять тысяч», то есть «орда семидесяти тысяч»; иногда эта орда именовалась также Очаковской), которая была в подчинении Крымского ханства, и часть её обосновалась в небольшом укреплённом селении Балта.

Ба́лта впервые получила известность как небольшой форпост у северных границ Османской империи в XV веке (по-турецки «балта́» — «секира»), хотя собственно турецкого населения в городке практически не было.

В 1768 году в городке произошёл еврейский погром; отряд гайдамаков, под начальством Василия Шило, преследуя группу конфедератов, напал на Балту и, перерезав здесь евреев, ушел. Тогда татары и турки напали на Балту и учинили расправу над православными, а их дома сожгли. Узнав о том, Шило вернулся в Балту, выгнал оттуда мусульман, перешёл Кодыму, напал на татарское поселение и предал его разорению. Это было одною из причин последовавшего затем объявления Турцией войны России. В тот же год городок постигла эпидемия чумы.

После войны между Россией и Турцией по Ясскому мирному договору 1791 года турецкий городок Балта отходит в Екатеринославское наместничество Российской империи, а в 1793 г. Юзефград и все владения Любомирских при третьем разделе Польши вошли в состав Российской империи. Юзефград в 1795 г. переименовывается в г. Еленск Вознесенского наместничества (в то время как Балта входила в состав соседнего Екатеринославского наместничества). При новом административном делении на губернии в 1797 г. образуется Каменец-Подольская губерния.
В сентябре 1797 года согласно Указу императора Павла I слобода (городок) Балта присоединён к городку (местечку) Еленску (Юзефграду), съ пєрєименованіємъ онаго Балтою — с присвоением статуса города.
Вскоре после чего здесь стали селиться русские-старообрядцы (липоване, некрасовцы и др.), украинцы, евреи, а затем и христианские беженцы из более южных, подконтрольных туркам регионов, в первую очередь молдаване; обособленную группу составляли также армяне.

С конца ΧVIII и до начала ΧΧ века значительную часть населения российского города, расположенного на правом и левом берегу реки и получившего название Балта, составляли евреи (в начале ΧΧ века — 79,3 %).

Герб города, утверждённый 20 июля 1852 года.

Почётные гости, приглашённые на освящение лечебницы Императорского Человеколюбивого Общества в Балте (14 сентября 1899 г.) (ныне Детское отделение Балтской ЦРБ)

Открытие еврейской больницы в Балте. 1899 г. (ныне Инфекционное отделение Балтской ЦРБ)

С 1796 года центр Балтского уезда Подольской губернии.

Город стал развиваться как уездный центр Подольской губернии, центр мукомольной промышленности и перегрузки муки на железную дорогу.

В г. в городе был второй еврейский погром, а через год, в 1883 г., произошло наводнение.

В 1897 году в городе проживали 23363 человека, родным языком указали: еврейский — 13 164, русский — 5 385, украинский — 4 124, польский — 299, татарский — 233.

В 1924—1928 годах, благодаря высокой концентрации молдавского населения среди жителей окрестных сёл, Балта была столицей Молдавской АССР в составе Украинской ССР, в то время как Бессарабия входила в состав Румынии. В 1940 году, после образования Молдавской ССР, Балта вошла в состав Одесской области УССР.

В годы Великой Отечественной войны Балта стала центром Балтского жудеца Транснистрии — части оккупированной территории СССР, переданной по немецко-румынского договору под юрисдикцию Румынии. В августе 1941 года в Балте оккупантами было организовано еврейское гетто. По данным на 1943 год, в нем проживало около 2,5 тыс. евреев. Около тысячи из них были депортированы с территории Бессарабии и Одессы.

29 марта 1944 года, после штурма, город был освобождён частями 53-й армии 2-го Украинского фронта.

В городе дислоцировались воинские части.

Историческое расселение

По данным анализа топонимики, а также признакам особенностей материальной культуры, погребальных обычаев и т. п., установленным археологическими исследованиями, в I тысячелетии до н. э. на юге и востоке поселения балтов достигали верховьев Днепра, Оки, бассейнов Березины и Сожа. На востоке территорией проживания балтов были современные Витебская и Могилевская области Белоруссии и Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Орловская области России (днепро-двинская культура, тушемлинская культура, колочинская культура). Также исторически зафиксировано проживание западно-балтского племени голядь в верховьях Оки, в Калужской, Орловской, Тульской и Московской областях (мощинская культура, культура москворецких городищ).

С конца I тысячелетия начались процессы славянизации балтов. Существуют письменные свидетельствао том, что ещё в начале XVI века некоторое население современной западной части Белоруссии говорило на западно-балтских языках. В середине II тысячелетия западные балты, жившие на территории захваченной Тевтонским орденом (пруссы), подвергались активнойгерманизации. В настоящее время потомки западных балтов (пруссов), проживающие на территории Польши, славянизированы, и стали частью польского этноса (в частности, мазуров). Отличительной особенностью польского и белорусского языков среди других славянских является значительное количество (около 25 %) западно-балтской и литовской лексики, а также доставшееся в наследство от балтов произношение (дзеканье), аналогичное у литовцев — дзуков.

Деление

В IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, ятвяги, голядь, полексяне) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва), причём считается[кем?], что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов, а голядь (галинды) — одними из предков населения Центральной России. Часть западных балтов — пруссы, ятвяги — также являются одними из предков поляков; восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, скаловы, надровы, ятвяги, земгалы и селы — являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофинское племя ливов являются предками латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селы, латгалы), с другой.

Часть балтийских племён была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов (символ германского милитаризма — Пруссия получила своё название от уничтоженного и ассимилированного немцами балтского народа пруссов), часть ассимилировалась к концу XVI — середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов (например, ятвяги в этногенезе поляков).

К балтам иногда относят древнейших вельтов (лютичей), смельдингов и голенсичей, которые позднее были ассимилированы славянами.

Современными балтскими народами являются литовцы и латыши.

Прабалтский язык

Пока идут дискуссии, был ли у балтов один общий праязык или 2-3 балтских праязыка, не сводимых к общему корню,
а идущих непосредственно из праиндоевропейского языка и/или бывшие диалектами внутри
балтославянской общности.

Литовский и древнепрусский языки сохранили прабалтское подвижное ударение.
в латышском языке, вероятно, под влиянием прибалтийско-финских языков ударение зафиксировалось на первом слоге
.

В литовском выделяют две слоговые интонации — акут (нисходящая интонация) и циркумфлекс (восходящая интонация).
У литовских существительных выделяют 4 акцентные парадигмы, которые возникли
(из-за действия закона Фортунатова-де Соссюра, действовавшего уже в балтославянскую эпоху)
из двух первоначальных парадигм, одна была с неподвижным ударением на корне, а другая с подвижным.

Деление

В IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь,) и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва) причём считается, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов, а голядь — русских, часть западных балтов вошли в состав польского этноса — пруссы, мазуры, ятвяги, а восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селоны, латгалы), с другой.

балтийские народы

Часть балтийских племен была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов (символ немецкого национализма — Пруссия получила своё название от уничтоженного немцами балтского народа пруссов), часть ассимилировалась к концу XVI — середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов (например, мазуры в этногенезе поляков).

Современными балтскими народами являются литовцы и латыши.

По новейшим данным наиболее распространенная гаплогруппа у балтов — N1c1 встречается с частотой около 40 %. Данная гаплогруппа характерна также для финских, угорских народов, но у балтов подтвержден субклад L1025, не характерный ни для финнов, ни для угров. Это является подтверждением раннего участия данной генетической линии L1025 еще на заре формирования балтских народов около 2500-3000 лет назад.

По материнской линии (митохондриальная ДНК) существенных различий у балтов с окружающими народами не наблюдается

“Славянизация” нашего Края

Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры,
существовавшей с начала III до середины VI века.
Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге (Украина-Румыния).

Здесь была контактная зона готских, балтских и скифо-сарматских племен.
Постепенно они объединились в готское протогосударство и за 250-300 лет мирного взаимодействия выработали
«койне» — упрощенный пра-славянский язык «межнационального общения» и приняли арианское христианство.

Позже, в VII-IX вв., были славянские государства Само и Великая Моравия (Чехия, Словакия, Венгрия).

Предки славян III-IV вв

Археология III-IV вв

Археология V-VI вв

Славяне VII-VIII вв

Первая волна славянизации. В начале VI века авары при движени из Азии на Балканы опустошили земли Черняховской культуры.
Жители бежали преимущественно на запад, и отчасти на север, в леса и болота Полесья — южной части нынешней Беларуси.

Вторая волна. В VIII-ХII вв лютичи-велеты пришли из Полабья, вытесняемые германскими переселенцами.
они двигались по Западной Двине, Нёману, Днепру и их притокам.

Третья волна. В IX- X вв. появились беженцы из Великой Моравии после вторжения венгров.
Некоторая часть моравов по Припяти и «морю Геродота» проникала на земли будущей Беларуси.
Моравы несли с собой не только славянский язык и развитые ремесла, но и христианство арианского толка.

Четвертая волна шла из Галицко-Волынской и Киевской Руси. Это X-XII века.
Волыняне основали Берестье (Брест), Здитов, Каменец, Кобрин, Острею, Слоним и ряд других градов.

Племенные союзы

Славяне IX в

Славяне и балты XII-XIII в

ДНК и гаплогруппы

Термин «волна» достаточно условен. Славянизированных пришельцев во всех четырех «волнах», по сравнению с коренным населением,
было очень мало. Никаких следов массовых миграций чужих этносов на наши земли не обнаружено.
Ни I-II, ни III-IV, ни V-VI веков. Нет следов археологических, нет упоминаний в народном эпосе.

Этот факт подтверждает основной тезис: не было ассимиляции аборигенов-балтов пришельцами-славянами.
Происходило постепенное, растянувшееся почти на тысячу лет, превращение балтов в славян.
Исследования генетиков совпадают с данными лингвистов и археологов.

“Генофонд белорусов”

“Расстояния до популяций”

К. Буга “Племена VI в”

“Славянизированные литовцы”, 1906

Тезис о “славянизации” автохтонного населения Беларуси полностью разделяют ученые Летувы. Ниже несколько цитат из работы
“Откуда родом литовцы” от коллектива исследователей.

Балтские гидронимы

Балты и белорусы

Об аукштайтайтах и белорусах

Ареал балтских племен

Наглядный пример процесса славянизации — судьба булгар. Группа кочевых тюркоязычных племен во главе с ханом Аспарухом в 681 году
пришла с территории Приазовья (через нынешние Молдову и Румынию) на Балканы. Здесь эти тюрки постепенно переняли оседлый образ жизни,
усвоили славянский язык, приняли христианство. Так они превратились в славянский народ «болгары».
А другая часть булгар, осевшая в бассейне Волги и Камы,
в X веке приняла ислам и называется «татары». Сейчас это два разных народа.

Примечания

  1. Чисельність наявного населення України на 1 січня 2017 року. Державна служба статистики України. Київ, 2017. стор.54
  2. Городецкая И. Л., Левашов Е. А.  // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 40. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
  3. Степное междуречье Южного Буга и Днестра, ограниченное на севере рекой Кодымой, называлось Очаковской областью; до 1779 года земли эти были подвластны крымскому хану (затем в турецком управлении), отчего их иногда ещё называли «».
  4. Существует ещё одна обоснованная версия происхождения названия поселения — молдавско-румынская (со времён изгнания Молдавским и Литовским княжествами Золотой Орды из степей Северного Причерноморья, и/или последующего массового переселения волохов (валахов) из-за Днестра в Днестровско-Бугское междуречье; также вполне вероятно, что выходцами из города Бельцы, в каковом, к тому же, местность практически идентичная): лит. báltas — белый (белизна, блеск, в данном случае — водного зеркала), рум. baltẵ — болото (тур. batak — болото, тур. ba(l)takly — болотистая почва, тур. balčyk (bal) — тина, глина), лит. *báltas — озеро, в значении — заболоченный лес (на светлых почвах) в яме (балке), сырой, влажной низине, светлое болото, разлив ила, глинистой почвы, белая глина, то есть не темное, ржавое болото; также в литературе было известно урочище Палиево озеро, Палиево болото. См. словарь Фасмера (I, 118; I, 190; Фасмер к тому же объясняет этимологию с учётом ударения: балта́ (топор, секира), и Ба́лта (блато, болото) — местное название, топоним (в равной степени относится и к Бельцам)), поскольку поселение было основано задолго до турок.
  5. ↑ I. …А когда как раз в XVIII веке в восточно-европейском еврействе развилось, с одной стороны, сильное религиозное движение хасидов, а с другой стороны, началось просветительное движение Моисея Мендельсона к светскому образованию, — кагалы энергично подавляли и тех и других. В 1781 виленский раввинат объявил на хасидов «херем», в 1784 съезд раввинов в Могилёве объявил хасидов «вне закона, а их имущество „выморочным“. Вслед за этим чернь в некоторых городах учинила разгром хасидских домов», то есть внутриеврейские погромы.
    II. …Через год, в 1882, весной же, «погромы возобновились, но уже не в таком числе и не в таких размерах, как в предыдущем» . «Особенно тяжёлый погром пережили евреи Балты», беспорядки произошли также в Балтском уезде и ещё в нескольких.
    III. «повсеместно возникли… в самый день или на следующий день по получении на местах известия» о Манифесте (1905). В черте оседлости еврейские погромы произошли в Кременчуге, Чернигове, Виннице, Кишинёве, Балте, Екатеринославе, Елисаветграде, Умани и немалом числе других городов и местечек, причём еврейское имущество больше уничтожали, чем расхищали.Александр Солженицын. Двести лет вместе. — М.: Русский путь, . — Т. 1. — С. 35, 190, 400. — ISBN 5-85887-110-0.
  6. Галта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Галта // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  8. Балта (г.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Круглов А.И. Хроника Холокоста в Украине: 1941 – 1944 г.. — Запорожье: Премьер, 2004. — С. 147.
  10.  (рус.)

Известные жители и уроженцы города

Список

► Родившиеся в Балте

  • Айхенвальд, Юлий Исаевич — русский литературный критик начала двадцатого века.
  • Батенчук, Евгений Никанорович — строитель-гидротехник, Герой Социалистического Труда, организатор строительного производства, советский административно-хозяйственный деятель, — строил Краснополянскую ГЭС, Иркутскую ГЭС, возглавлял строительство Вилюйской ГЭС и Камского автомобильного завода («КАМАЗ»).
  • Бранденбургский, Яков Натанович — юрист, советский государственный и партийный деятель первой половины двадцатого века.
  • Граник, Анатолий Михайлович — советский кинорежиссёр.
  • Григорович, Виктор Иванович — русский филолог-славист, профессор Казанского, Московского, Новороссийского Императорских университетов.
  • Каракис, Иосиф Юльевич — советский архитектор, градостроитель, художник и педагог, выдающийся украинский зодчий двадцатого века.
  • Мариинский, Евгений Пахомович — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, после войны — московский журналист, главный редактор альманаха «Подвиг».
  • Орлик, Игорь Иванович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Дипломатической академии МИД РФ, Университета дружбы народов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. В годы оккупации — связной балтской подпольно-партизанской организации.
  • Фомин, Аким Феофанович — советский футболист и тренер, главный тренер Одесского «Пищевика» (ныне Черноморец)
  • Шевченко, Владимир Никитович — советский кинорежиссёр, Заслуженный деятель искусств УССР, посмертно лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, посмертно лауреат премии «Ника»
  • Шонин, Георгий Степанович — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, почетный гражданин Балты.

Деление

В IV—III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь, полексяне и восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва) причём считается, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов, а голядь (галинды) — одними из предков русских. Часть западных балтов — пруссы, мазуры, ятвяги также являются одними из предков поляков, а восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селы, латгалы), с другой.

Часть балтийских племен была уничтожена в ходе экспансии немецких рыцарских орденов (символ германского милитаризма — Пруссия получила своё название от уничтоженного немцами балтского народа пруссов), часть ассимилировалась к концу XVI — середине XVII века или растворилась при этногенезе современных народов (например, мазуры в этногенезе поляков).

Современными балтскими народами являются литовцы и латыши.

Именьковская археологическая культура (Волга)

Место именьковцев в балтийско-славянском языковом массиве.

В IV–VII вв. от бассейна р. Ик (левый приток нижней Камы) на востоке до р.Суры на западе
и от низовьев рр. Вятка и Кокшага на севере до Самарской луки на юге была распространена именьковская археологическая культура,
для которой были характерны развитое земледелие с посевами проса, пшеницы, полбы, ячменя, овса, гороха и ржи
в сочетании с домашним скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади),
укреплённые городища с группирующимися вокруг них селищами с остатками срубных полуземлянок,
погребальный обряд – кремация на стороне с последующим погребением останков и сопровождающего инвентаря.
Характер, время и район контактирования именьковцев с
финно-угорским
населением Волго-Камья точно соответствует реконструируемым параметрам контакта неизвестного балто-славянского языка с финно-угорскими языками региона.

В связи с существующим в археологии мнением о происхождении создателей именьковской археологической культуры IV-VII веков
Среднего Поволжья – Нижнего Прикамья из балто-славянского ареала В. В. Hапольских предложил гипотезу о том,
что ряд слов в языках народов Волго-Камья и прежде всего в
пермских языках происходит из достаточно старого балто-славянского диалекта,
которым, судя по времени и характеру этих заимствований вполне мог быть язык создателей именьковской археологической культуры
(далее – просто «именьковский язык») .
Поскольку особенности языка-источника этих заимствований указывали на его близость к праславянскому, он был определён как «протославянский».

Славянские языковые особенности должны были развиваться в определённой части балто-славянского (макробалтского) языкового ареала
задолго до появления славян на границах Византии, и соответствующие изоглоссы могли охватывать не только собственно речь прямых предков славян,
но и речь соседствующих с ними балто-славянских (балтских) групп, о языках которых, не оставивших живых языков-потомков,
мы не имеем и едва ли будем иметь когда-либо реальные данные.
Согласно применяемой в уралистике терминологии
такие диалекты можно было бы называть «параславянскими».

Как общий облик этой культуры, так и специфические параллели с пшеворскими и черняховскими древностями
приводят археологов к выводу о приходе именьковцев с запада, из Поднепровья,
о принадлежности именьковской культуры к кругу постзарубинецких культур Восточной Европы .
[То есть, именьковцы – это и есть мигрировавшие на Волгу “днепровские балты” (см. нижн).]

Библиография по макробалтам и параславянам

  • Hапольских В. В. Балты в миграциях Великого переселения народов.
  • Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР А. В. Десницкая;
    Институт языкознания АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — 212 с. — 2750 экз. (в пер.)
  • Лаучюте Ю.-С. А. О методике балто-славянских исследований // Славяне. Этногенез и этническая история. —
    Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.

  • Откупщиков Ю. В. Древняя гидронимия в бассейне Оки // Балто-славянские исследования XVI. М., 2004.

  • Седов В.В. Рец.: П.Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге.
    Издательство ”Наука”. М.-Л., 1966, 308 стр.
  • Седов В. В. Днепровские балты // Проблемы этногенеза и этнической истории балтов. Вильнюс, 1985.
  • Седов В. В. Балты // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М., 1987.

  • Топоров В. Н. Балтийские языки // Языки мира: Балтийские языки. М.: Academia, 2006. (Стр. 32—33 посвящены селийскому языку)
  • Топоров В. Н. О балтийском элементе в Подмосковье // Baltistica, 1972, I priedas.
  • Топоров В. Н. «Baltica» Подмосковья // Балто-славянский сборник. — М.: Наука, 1972.
  • Топоров В. Н. Голядский фон ранней Москвы. О балтийском элементе в Подмосковье // Проблемы этногенеза и этнической истории балтов. Вильнюс, 1981.
  • Топоров В. Н. Балтский горизонт древней Москвы // Acta Baltico-Slavica, 1982, t. 14.
  • Топоров В. Н. Древняя Москва в балтийской перспективе // Балто-славянские исследования 1981. М., 1982.
  • Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. I // Балто-славянские исследования 1986. М., 1988.
  • Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. II // Балто-славянские исследования 1987. М., 1989.
  • Топоров В. Н. Балтийские следы на Верхнем Дону // Балто-славянские исследования 1988—1996. М., 1997.
  • Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. III // Балто-славянские исследования 1988—1996. М., 1997.
  • Топоров В. Н., Трубачёв О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962.

  • Трубачёв О. Н. Названия рек правобережной Украины. М., 1968.

Главная >

Балто-славянское единство :

Прабалтский словарь |
Балтское язычество
(с орнаментом) |
Макробалты и параславяне
Литература по балтославистике

Языки – потомки и соседи:
Балтские языки
(с прабалтским) |
Славянские языки |
Палеобалканские языки

Историческое:
Y-популяции Европы |
Климаты и миграции
Бронзовый век Евразии |
Железный век Евразии |
Древняя Русь |

Вспомогательное:
Регионы мира |
Карты

Страница обновлена 12.08.2020

Письменные упоминания

Первые письменные упоминания племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Венедского (ныне Балтийского) моря территориях, обнаруживаются в сочинении «О происхождении германцев и местоположении Германии» римского историка Публия Корнелия Тацита (98г.), где они названы эстиями (лат. aestiorum gentes). Кроме того, Геродот упоминает народ будины, обитавший в верховьях Дона между Волгой и Днепром. Позднее эти племена эстиев под разными именами описывались в сочинениях римско-остготского историка Кассиодора (523г.), готского историка Иордана (552г.), англосаксонского путешественника Вульфстана (900г.), северогерманского хрониста архиепископа Адама Бременского (1075г.).

Нынешнее название древних племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Балтийского моря территориях — балты (нем. Balten) и балтийский язык (нем. baltische Sprache) как научные термины были предложены в 1845 немецким языковедом Георгом Нессельманом (1811—1881), профессором университета в Кёнигсберге, вместо термина летто-литовцы. Название образовано по аналогии с Mare Balticum (белое море).

Комментировать
0