fbpx
No Image

Тор (зенитный ракетный комплекс)

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

На вооружении

Операторы ЗРК Тор

Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1

  •  Россия — более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  •  Армения — неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год
  •  Азербайджан — 10 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год [неавторитетный источник?]
  •  Белоруссия — 5 батарей (по 4 машины в каждой) «Тор-М2К» (1146-й гвардейский зенитный ракетный полк), по состоянию на конец 2017 год
  •  Венесуэла
    • Сухопутные войска Венесуэлы — 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
    • Войска ПВО Венесуэлы — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
  •  Греция:
    • Сухопутные войска Греции — 21 комплекс 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
    • Войска ПВО Греции — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Китай — 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Кипр — 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
  •  Иран — 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
  •  Украина — неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве

Происшествия

17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС F-4 «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.

Два выходных в году

Генезис боевых машин 9А331МУ новых ЗРК довольно непрост и прихотлив.

Сперва ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» изготавливает гусеничное шасси ГМ-5955.15-01. Потом это шасси по железной дороге перебрасывается в Ижевск. Оттуда шасси автотралом следует до ИЭМЗ. «Купол» монтирует на шасси антенно-пусковое устройство и все прочее за исключением ЗУР.

После сборки, первичного тестирования/калибровки, после проверки изделия на устойчивость к высоким/низким температурам, к влажности и запыленности, после пошаговой приемки всех работ военпредами, машина выходит на заводскую трассу. Наматывает там по грунтовке и препятствиям положенный пробег. Потом снова — тесты/калибровка, приемка.

Затем машину загоняют на автотрал, задергивают тентом и транспортируют к железной дороге. По ж/д машина уходит на КапЯр, где проходит последние испытания, включающие пуски ЗУР по имитаторам воздушных целей «Саман М» и БПЛА «Кугуар». Только после успешных пусков следуют окончательная приемка и отгрузка изделия заказчику.

Полный цикл изготовления боевой машины с «нуля», включая работу смежников, занимает до десяти месяцев. Много это или мало? С точки зрения обычного человека, наверное, много. С точки зрения специалиста, знающего, что модернизация производства позволила «Куполу» выполнять отдельные сборочные работы не за дни, как раньше, а за считанные часы, десять месяцев — это вполне нормально.

Как сообщил представителям СМИ Игорь Иванов, ИЭМЗ полностью загружено выполнением контрактов отечественного МО и иностранных заказчиков. Выпускной цех «Купола» работает круглосуточно в три смены. График предусматривает остановку монтажных работ только 1 января и 9 мая.

Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  •  9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  •  На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  •  «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  •  «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  •  «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  •  «Тор-М1-2У» — модернизация  Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  •  ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  •  «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  •  «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем  9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  •  «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных  комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

Почему была сделана ошибка?

@ain92ru:

«Пока является загадкой, что было в голове у оператора того «Тора» и за что он мог принять гражданский самолет – за крылатую ракету, за истребитель, может быть, за беспилотник? Скорость у самолета была, по-моему, 140 метров в секунду, истребители так медленно не летают. Беспилотник тоже обычно не летает на такой низкой высоте в чужом воздушном пространстве. В принципе, если у оператора была голова на плечах и он достаточно выспался и находился в достаточно адекватном состоянии, мне кажется, он должен был прийти к выводу, что ничего, кроме гражданского воздушного судна, это быть не могло».

РЛС П-15 и П-19

С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.

РЛС П-15

Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.

Военнослужащие подразделений ПВО Восточного военного округа приступают к освоению ЗРК «Тор-М2У»

Военнослужащие подразделений ПВО отдельного танкового соединения ВВО, дислоцированного в Республике Бурятия, в ближайшее время приступят к практическому освоению новейших ЗРК «Тор-М2У» на базе специализированного центра войск ПВО в г.Ейск (Краснодарский край). Как сообщила пресс-служба ВВО, в ходе подготовки личный состав расчетов ЗРК «Тор-М2У» освоит заряжание пусковых установок, поиск и обнаружение воздушных целей. Первые боевые стрельбы на новой боевой технике расчеты ПВО танкового соединения округа выполнят на полигоне учебного центра войск ПВО «Капустин Яр» во втором полугодии 2016 года.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

– Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986

– Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

– Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

– База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

– 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– а) истребителя – до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата – 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

– Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

– Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500

– Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2020 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Огонь на марше

«Тор-М2» является представителем нового поколения средств ПВО малой дальности. Он предназначен для прикрытия наземных частей от ударов крылатыми, баллистическими и противорадиолокационными ракетами. Помимо этого, комплекс способен перехватывать вражеские авиабомбы, БПЛА, вертолёты, самолёты, в том числе выполненные по технологии «стелс».

«Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия… Зенитный ракетный комплекс может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме, одновременно сопровождать до 24 воздушных целей», — говорится в материалах Минобороны РФ. 

  • Пуск ракеты комплекса «Тор-М2»

На полигонных боевых пусках «Тор-М2» продемонстрировал способность эффективно поражать цели на высоте от 15 м до 10 тыс. м и дальности от 3 до 12 км. ЗРК может одновременно обстреливать до четырёх объектов. На театре военных действий расчёты комплекса используются для защиты войск первого эшелона.

«Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, что позволяет быстрее перебрасывать войска. До появления этого ЗРК колонны военной техники должны были делать кратковременную остановку.

Кроме того, расширяет боевые возможности «Тор-М2» уникальная зенитная ракета 9М338К, превосходящая по характеристикам зарубежные аналоги. Боеприпас был разработан в стенах Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).

Также по теме


Радиолокационный купол и радиоэлектронный удар: как работают новейшие российские средства РЭБ

В Подмосковье российские военнослужащие применили на занятиях комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Борисоглебск-2», ‹Инфауна» и…

«Дальность её (9М338К. — RT) полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

По словам разработчика, высокая точность и дальность 9М338К была достигнута в основном благодаря оригинальной аэродинамической схеме. Инженеры значительно облегчили ракету, отказавшись от больших несущих плоскостей. Кроме того, специалисты КБ «Вымпел» реализовали новый способ вывода боеприпаса из пусковой установки — 9М338К вылетает с помощью газогенераторов (ранее использовалась технология катапультного старта).

«В итоге новая ракета стала более стройной, изящной, манёвренной, а боекомплект увеличился вдвое. Кстати, никто тогда не мог даже подумать, что в машине можно разместить столько ракет (16 единиц. — RT)», — пояснил Елецкий.

По мнению конструктора, по совокупности боевых возможностей у «Тор-М2» по-прежнему нет аналогов.

В сентябре прошлого года Минобороны РФ и ИЭМЗ «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и его арктической версии «Тор-М2ДТ», выполненной на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30 «Витязь». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. По их условиям российская армия будет получать ЗРК до 2027 года. 

В настоящее время «Тор-М2» в различных модификациях стоит на вооружении арктических подразделений, Балтийского флота, войск Западного и Восточного военных округов. За рубежом этот ЗРК эксплуатируется в Белоруссии и Армении. В прошлом году гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что ведомство получило несколько новых заявок от иностранных заказчиков.

«Исчерпывающе!..»

Заводская байка №1, длинная.

На очередном Международном авиационно-космическом салоне был продемонстрирован ЗРК «Тор-М2У», ТТХ которого, помимо прочих новинок, предусматривали возможность одновременного поражения четырех целей четырьмя ракетами. Несколько представителей иностранных военных делегаций выразили сомнение в том, что новая модификация российского ЗРК действительно на такое способна. Реакция руководителей МО РФ, концерна «Алмаз–Антей» и завода «Купол» оказалась неожиданной — иностранцам немедленно предложили посмотреть на «Тор-М2У» в деле.

На следующий день как сомневающиеся, так и оппоненты спецрейсом вылетели на ракетный военный полигон Капустин Яр, в просторечье именуемый КапЯром. Был конец августа, но, несмотря на это, погодка на полигоне стояла так себе — низкая облачность, ветер, дождь. Кто-то из иностранцев великодушно предложил перенести демонстрацию на более ясный день. «Зачем? — удивились наши. — Комплекс всепогодный!»

В общем, на огневую позицию выгнали боевую машину 9А331МУ, гости полигона заняли места на наблюдательном пункте, и демонстрация началась. С четырех разных направлений и с разной скоростью на «Тор» ринулись имитаторы воздушных целей. Двигались они в диапазоне высот от 10 метров до нескольких километров и не по прямой, а активно маневрируя.

Боевая машина ожила, резво крутанула антенно-пусковым устройством. Откинулись крышки транспортно-пусковых контейнеров. Пороховая катапульта за 10 секунд выбросила вверх четверку ЗУР. С земли на фоне свинцовой тучи хорошо были видны разбегающиеся в разные стороны белые дымные шлейфы. Потом почти одновременно сработали БЧ ракет и… в небе стало пусто. Командир машины отрапортовал: «Все цели поражены. Расход — 4».

От момента обнаружения «Тором» целей и до рапорта прошло порядка 25 секунд. У находившегося на наблюдательном пункте иностранного замминистра обороны в буквальном смысле слова отвисла нижняя челюсть. Наши дождались, когда она вернется на штатное место, и поинтересовались, есть ли еще какие сомнения? А то у командира «Тора» остались в ТПК 4 ЗУР и он не прочь еще что-нибудь «заземлить».

Наконец, для дорогих гостей можно выкатить не только одну БМ, но зенитную ракетную батарею полного состава, где таких БМ — четыре. Надо?.. Однако новых пусков не потребовалось. «Исчерпывающе», — отрезюмировали иностранцы, с чем и отправились обратно на МАКС.

Современное оружие ПВО

Тор-М2У, созданный, как и его предшественники для безопасности военных и промышленных объектов от воздушных угроз, показал свою эффективность в противостоянии самым высокоточным образцам современного оружия, крылатым ракетам, современным средствам военной авиации.

Многозадачный ракетный комплекс Тор-М2У способен определять сразу больше 40 целевых объектов, распознавать наиболее опасные и вести огонь одновременно по четырем из них. Комплекс эффективен при массированных воздушных атаках. Специфика конструкции позволяет М2У противостоять высокоманевренным и малоразмерным целям. Комплекс применяется в качестве компоненты общей системы ПВО, но также может выполнять боевые задачи в автономном режиме.

История развития «Тора»

Следующей модернизацией стал комплекс Тор-М1, который российская армия получила в начале 90-х. В отличие от предшественника, новая версия ЗРК отличалась улучшенным бортовым ЭВМ, большим противодействием от внешних помех и уменьшением количества основного экипажа до трех человек.

Параллельно инженеры работали над более эффективной системой Тор-2М, способной еще лучше отражать массированные удары одновременно с  радиолокационным противодействием. Наконец, ЗРК Тор-М2У пополнил ряды армейского вооружения в 2012 году. Благодаря своей специфике, М2У не имеет мировых аналогов.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Комментировать
0