Успешная карьера
Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.
После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.
За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль реки Шпрее к правительственной канцелярии.
Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.
Родом из СССР
Создание постаментов и скульптур финансируют РВИО и благотворители. Пространство вокруг памятника и поддержание его в порядке — забота местных властей. Очевидно, что при выборе совет будет ориентироваться на мнение своего председателя Андрея Кончаловского, который считает, что памятники должны, во-первых, продолжать традиции отечественного монументального искусства, а во-вторых, быть бюджетными.
— Это памятник советскому воину. Воину, жившему в СССР. Думаю, избегать неких аллюзий, параллелей с советским монументальным искусством было бы неправильно, — поделился Андрей Кончаловский с «Известиями»
— Очень важно, чтобы он перекликался или каким-то образом давал развитие тому, что наработали великие Голубкина, Вучетич, Мухина. Также считаю, что памятник должен быть легко тиражируем
Кроме того, важен вопрос технологий. Надо, чтобы памятник выглядел, как будто он из гранита, хотя на самом деле сделан из менее дорогостоящего материала.
В РВИО «Известиям пояснили, что девяти претендентам на победу дано задание не рассматривать в качестве материала гранит, бронзу, мрамор и доработать проекты таким образом, чтобы их можно было изготовить из бетона. По мнению скульптора Дениса Стритовича (памятники его работы стоят в ряде регионов), для бюджетных, но качественных работ это оптимальное решение.
— Современные бетоны заливаются в монолите с железными каркасами и при полной технологии будут служить очень долго, — пояснил мастер «Известиям». — У них есть свои художественные преимущества. Бетон, даже если заливаешь пятиметровую фигуру, практически полностью повторяет всё, что было у скульптора в глине и пластилине. И сходство, и образ, который задавался в начальном портрете, сохраняются.
Что касается тиражирования, это вопрос неоднозначный, отметил он. С одной стороны, легче и дешевле делать одинаковые памятники. По такому принципу работали советские комбинаты. Но и требования индивидуальности никто не отменял.
Если речь идет о совсем глухих местах, где есть воинские захоронения, система тиражирования оправдана, считает Денис Стритович. В то же время для городов или райцентров она неприемлема — там должны быть и исторические образы, и разные темы. В Калуге, например, недавно открылся памятник безымянному защитнику Отечества, но у него есть прототип — полковник Краснопивцев, погибший в боях за освобождение города.
Душевные вещи
Запросы на установку памятников в РВИО присылают города, не возбраняется это сделать и отдельным гражданам. Также местные власти выбирают место для памятника и заботятся о его благоустройстве (скамейки, дорожки, клумбы, сквер). Масштаб зависит от бюджета — где-то скромно и просто, но может быть и гранитное мощение, и поставленный свет.
— Как правило, денег не хватает. И по этой причине в области есть движение по сбору добровольных пожертвований, — рассказал «Известиям» первый заместитель председателя Тамбовской областной думы Владимир Карев. — Перечисляют, кто сколько может. Средства аккумулируются в специальном фонде. Благоустройством площадки занимаются местные архитекторы. Обычно за свою работу они денег не берут. Монумент ставится на баланс сельского совета или города.
В этом году в области планируется установить 12–13 памятников, а за последние 15 лет здесь появился 131 памятник. Есть у региона и свое ноу-хау. Обязательная деталь тамбовских мемориалов — орден «Победа» или Отечественной войны и звезда Героя Советского Союза, которые изготавливают местные заводы.
Возвращаясь к установке Андрея Кончаловского, можно ли считать современные памятники продолжением советской монументальной пропаганды? И там, и там имеют место идеологический подход и серийная продукция.
— Мне не нравится слово «пропаганда», — ответил на вопрос «Известий» народный художник РФ, автор памятников воинам-освободителям Салават Щербаков. — Нужны душевные вещи, исторические, серьезные. По поводу серийной продукции можно однозначно сказать, что должны быть и капитальные художественные памятники, авторские, и то, что можно повторить. Даже в Древней Греции были вещи — назовем их тиражными — танагрские статуэтки, керамика, еще что-то. Икона как таковая и канон — это именно повтор.
Бояться этого не надо, уверен скульптур, главное, чтобы памятники создавались с душой.
Справка «Известий»
С 2014 года в рамках программы «Место памяти» РВИО установило более 50 памятников советскому солдату в различных регионах России, в том числе в Астраханской, Калужской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Тверской областях и других. Это — монументы «Советскому Солдату-Победителю», «Советскому Солдату-Освободителю», «Защитнику Отечества от благодарных потомков» и другие.
Лучший из лучших
Для того чтобы показать всему миру героический подвиг наших солдат, советское правительство разрешило установить памятник русским солдатам в Берлине. Трептов-парк получил вечное украшение в виде мемориального комплекса только после того, как на конкурсе, в котором участвовали около 33 индивидуальных проектов, были выбраны лучшие из лучших. Причём лидирующей позиции достигли в итоге только два из них. Первый принадлежал Е.В. Вучетичу, а второй – Я.Б. Белопольскому. За тем, чтобы памятник русским солдатам в Берлине был установлен с соблюдением всех идеологических норм, должно было проследить 27-е управление, отвечающее за армейские оборонные сооружения всего Советского Союза.
Поскольку работа была трудной и кропотливой, решено было задействовать более 1000 немецких солдат, отбывающих наказание в советских тюрьмах, а также более 200 рабочих немецкой литейной фирмы Noack, мозаично-витражной мастерской Puhl&Wagner и садоводов, работающих в товариществе Spathnursery.
Оскверненный памятник маршалу Коневу в Праге собираются перенести в музей
В Чехии есть 903 захоронения русских и советских солдат, 840 из которых относятся к периоду Второй мировой войны: одно из крупнейших — на Ольшанском кладбище в Праге. Памятников и мемориальных знаков в честь русских воинов в стране более 800. Здесь все не так строго, как в Польше: по нескольким договорам между Россией и Чехией страны несут взаимные обязательства по охране военных памятников и о содержании воинских захоронений. Чешские власти выделяют около полумиллиона долларов каждый год на уход за могилами русских и советских солдат.
Правда, над памятниками часто «работают» вандалы: чехи хорошо помнят Пражскую весну и не простили русским тех десятилетий, когда Советский Союз хозяйничал в стране. Мало кто из обывателей разделяет освобождение из-под пяты гитлеровской Германии и вступление советских танков в Прагу: для многих это события одного порядка. Более того, памятник советским танкистам — советский танк ИС-2, с 1945 года стоявший на постаменте в Праге, в 1991 году покрасили в розовый цвет и провозгласили символом окончания советской оккупации. Сейчас розовый танк находится в одном из военно-технических музеев Чехии.
Пока в качестве самого подходящего места для скульптуры Конева называют один из пражских музеев, но точное решение по этому вопросу еще не принято. Фото: Вит Чиманек / ЧТК
Но в целом власти Чехии ведут себя достаточно нейтрально по отношению к советским мемориалам, вот только на знаменитом памятнике маршалу Ивану Коневу заменили табличку. Раньше было указано, что он освобождал Прагу в мае 1945 года, а потом к этому тексту добавили информацию о том, что Конев руководил также подавлением венгерского восстания в 1956-м и готовил вторжение в Чехословакию в 1968-м. Посольство России выразило протест по этому поводу, на том все и закончилось. Тем более что в сентябре 2019-го по памятнику появилась новая информация. 22 августа его осквернили вандалы, памятник закрыли брезентом. 2 сентября около 200 человек в Праге участвовали в митинге против осквернения и за перенос памятника. Пока в качестве самого подходящего места для скульптуры Конева называют один из пражских музеев, но точное решение по этому вопросу еще не принято.
Людмила Абрамова
ОбществоИсторияКультура
Постамент и памятный зал
Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница. Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции).
В центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах.
Купол зала украшает люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден «Победа».
Примечания
- Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Политиздат, 1986. — С. 62. — 222 с.
- Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — С. 101. — ISBN 5-7688-0158-8.
- Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
- ↑
- ↑
- ↑
- [неавторитетный источник?]
- Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Издательство политической литературы, 1986. — С. 62. — ISBN , 1986 – Всего страниц: 222.
- Кудзоев О. А. Скульптурная летопись края. — 1989. — С. 101.
- Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
- Сталин И. В.
Братское захоронение
В 1946-1947 году при строительстве мемориала состоялось перенесение останков советских воинов, погибших в боях за Берлин из многочисленных братских могил, располагавшихся по всему городу, в три главные локации, на которых были возведены крупные мемориалы. В Трептов-парк было перезахоронено более 7000 тел, из них более половины неизвестных. На мемориале нет ни одной фамилии захороненных, но в Сенате Берлина хранится Книга Памяти со списком известных имён и фамилий похороненных. Второй более полный экземпляр такой книги хранится в Вюнсдорфе.
Сами основные братские захоронения фактически производились на возвышенных боковых платановых аллеях мемориала, в то время как центральные пять газонов играют символическую роль братских могил, так как из-за высокого уровня грунтовых вод массовые братские захоронения на месте находившегося здесь ранее пруда оказались невозможны. Специально в начале площади по оси мемориала была оборудована только небольшая фактическая могила – “Могила Героев”, где были вместе символически захоронены четыре солдата и офицера, один из которых Герой Советского Союза.
Копии скульптуры
Сохранился предварительный 2,5-метровый макет памятника, изготовленный Е. Вучетичем. Эта скульптура была в 1964 году перевезена из Германии в город Серпухов и установлена около городской больницы имени Н. А. Семашко. В 2008 году была начата реставрация памятника, после которой (22 июня 2009 года) скульптура была установлена на гранитный постамент на территории мемориального комплекса в Серпухове «Соборная гора».
Уменьшенные копии памятника установлены в г. Верея Московской области (на земляном валу в Верейском кремле), в г. Советске Калининградской области, в микрорайоне Мигалово в Твери, а так же на территории военной полиции по проспекту Победы в г. Южно-Сахалинске.
Младший побратим всемирно известного монумента установлен в посёлке Тяжинский Кемеровской области, на родине Масалова Николая Ивановича. 9 мая 1977 года была торжественная закладка памятника. Мемориал строился больше года. В октябре 1978 года состоялось торжественное открытие.
Достопримечательности Берлина
Советский военный мемориал и памятник Воину-освободителю в Трептов-парке
Рубрика: Берлин
Советский военный мемориал в Трептов-парке был создан в мае 1949 года по заказу Советской военной администрации, чтобы увековечить память о солдатах Красной Армии, погибших во время Второй мировой войны. Здесь похоронены около 7 000 советских солдат, павших при Битве за Берлин. Памятник Воину-освободителю, также относящийся к мемориальному комплексу, вместе с холмом и пьедесталом имеет высоту в общей сложности 30 метров.
После окончания Второй мировой войны Красная Армия построила в Берлине четыре советских мемориальных комплекса. Они не только служат напоминанием о 80 000 советских солдатах, павших во время Битвы за Берлин, но и являются местом советских военных захоронений. Центральным мемориалом является сооружение в Трептов-парке. Остальные три мемориальных комплекса в Берлине – Советский военный мемориал в парке Шёнхольцер Хайде в Панкове, мемориал павшим советским воинам в Тиргартене, военный мемориал в дворцовом парке Бух.
Для оформления мемориального комплекса в Трептов-парке советская комендатура организовала конкурс, в результате которого было получено 33 проекта. С июня 1946 года был утвержден проект, представленный советским коллективом, а именно, скульптором Е. В. Вучетич, архитектором Я. Б. Белопольским, художником А. В. Горпенко, инженером С. С. Валериус.
Комплекс был сооружен на месте бывшей спортивно-игровой площадки в Трептов-парке и открыт в мае 1949 года.
Доминирующим элементом мемориального комплекса является памятник Воину-освободителю, созданный скульптором Евгением Вучетичем. Фигура представляет солдата, который в правой руке держит меч, а в левой – спасенную немецкую девочку. Под сапогами воина разрушена свастика. Сама скульптура имеет высоту 12 метров и весит 70 тонн.
Статуя возвышается над павильоном, построенном на холме. К павильону ведет лесенка. Стены павильона оформлены мозаикой с русскими надписями и немецким переводом. Холм с павильоном является воспроизведением Кургана, средневековой славянской могилы.
Адрес: Трептов-парк, Puschkinallee, 12435, Берлин, Германия.
Карта расположения:
← Брайтшайдплац (нем. Breitscheidplatz) |
Трептов-парк (нем. Treptower Park) → |
---|
Похожие публикации:
Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») – старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха …
Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии – здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит…
Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г…
Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года …
Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке – автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута …
Поделиться ссылкой:
На ремонт мемориала в Трептов-парке Германия выделила больше 8 млн евро
В Берлине есть целых три монумента советским воинам, самый известный из которых стоит в мемориальном комплексе в Трептов-парке. Памятник Воину-Освободителю в Трептов-парке входит в скульптурную трилогию, состоящую, кроме него, из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Три памятника объединяет меч: в Магнитогорске его выковали, в Волгограде он поднят над головой Родины-матери, а в Берлине воткнут в землю: война кончилась.
12-метровый воин-освободитель со спасенной девочкой на руках в Трептов-парке стоит на вершине кургана, внутри его постамента обустроен памятный зал с мозаиками, в котором стоит ларец с книгой памяти: в нее вписаны имена советских солдат, павших в боях за Берлин и похороненных в братских могилах.
12-метровый воин-освободитель со спасенной девочкой на руках в Трептов-парке стоит на вершине кургана, внутри его постамента обустроен памятный зал с мозаиками. Фото Antoinevandermeer / wikipedia.org
Скульптуру изготовили весной 1949 года в Ленинграде, мемориал создали в том же году. Советская военная комендатура передала обязанности по уходу и содержанию памятника магистрату Берлина. С тех пор вопросов о целесообразности сохранения памятника в Германии на официальном уровне не поднималось: в начале 1990-х Германия и Россия подписали договор об уходе за могилами солдат, расположенными в многочисленных мемориальных зонах Германии, в том числе и в Трептов-парке (здесь захоронены около 7 000 советских солдат). Этот договор соблюдается и по сей день. Во время украинских событий несколько немецких газет требовали убрать с постамента танк Т-34, расположенный в другом берлинском мемориальном комплексе — в Тиргартене. Но власти страны и магистрат города даже не стали обсуждать этот вопрос.
В 2003—2004 году скульптуру в Трептов-парке разбирали, чтобы отреставрировать. 2 мая 2004 ее вернули на место: ее покрыли специальным воском и заменили поврежденные от времени части. Сейчас идет глобальная реконструкция мемориала: на это немецкие власти выделили больше 8 миллионов евро.
В Польше сносу подлежат почти все советские памятники, кроме стоящих на кладбищах
В Польше с 1 апреля 2016 года действует закон «О запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя в названиях зданий и объектов». С 2017 года этот закон разрешает сносить советские памятники — все, кроме тех, что стоят на могилах солдат. Последний памятник советским солдатам, освобождавшим Варшаву, — мемориал в Скарышевском парке — был снесен 18 октября прошлого года. Всего в стране сносу подлежали 229 памятников советским солдатам. Их ликвидируют или органы местного самоуправления, или главы воеводств.
Такое жесткое решение в Польше приняли в соответствии с официальной позицией страны, по которой советские войска принесли в Польшу не только освобождение от фашизма, но и новую волну оккупации. По всей стране памятники осквернялись, польские власти на происходящее реагировали достаточно вяло. Сейчас, во время сноса, польское Бюро по национальным вопросам Института национальной памяти разыскивает самые интересные с художественной точки зрения скульптуры, чтобы установить их в Музее холодной войны в Подборске.
В Варшаве сохранилось кладбище-мавзолей советских воинов. Здесь упокоены 21 468 бойцов, погибших при освобождении Польши в 1944—1945 годах. Фото Andreykor / wikipedia.org
Но есть российско-польские соглашения о кладбищах и воинских захоронениях: по ним, мемориалы в таких местах трогать не будут (и пока не трогают). Так, в Варшаве сохранилось кладбище-мавзолей советских воинов. Здесь упокоены 21 468 бойцов, погибших при освобождении Польши в 1944—1945 годах. На кладбище стоит высокий стройный обелиск, есть несколько скульптурных композиций. Раз в два месяца городские власти проводят здесь уборку, а в 2017 году один из трех кварталов кладбища реконструировали. В 2017 же году мемориальную зону осквернили, виновных так и не нашли.
«Алешу» в Болгарии и построили, и отстояли местные жители
На одном из трех пловдивских холмов вот уже 62 года стоит скульптура солдата из железобетона высотой в 11,5 метра. В его руке — опущенный к земле ППШ, а смотрит «Алеша» на восток. Вокруг монумента простирается смотровая площадка, на нее ведут 100 ступеней широкой лестницы. «Алешу» видно из любой точки Пловдива, это одна из его ярких достопримечательностей.
Изначально идея поставить памятник советскому воину-освободителю принадлежала жителям Пловдива, а не коммунистическому руководству, вставшему у руля страны после Второй мировой войны. В 1954 году на высоком шестиметровом постаменте, украшенном барельефами, установили скульптуру солдата. Прообразом памятника стал рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Скурлатов, связист, который восстанавливал в 1944 году телефонную линию Пловдив — София. С его фотографии и изваял свою скульптуру автор памятника Васил Родославов.
К концу XX века по всей Восточной Европе прошла волна десоветизации: соцлагерь быстро переставал быть таковым. Параллельно с выводом советских войск европейские города избавлялись от «символов советской оккупации» — и конечно, в первую очередь это были памятники. Пловдивский совет общины в 1989 году попытался снести памятник, но пловдивцы защитили «Алешу»: вокруг него даже несколько ночей дежурили горожане. В 1993 году кмет (мэр) Пловдива снова решил демонтировать памятник — десятки общественных организаций выступили против. Следующая попытка уничтожить монумент была предпринята в 1996-м — в процесс вмешался окружной суд и отменил решение совета общины. И наконец Верховный суд Болгарии постановил, что «Алеша» — памятник Второй мировой войны и трогать его нельзя.
На всех подборках фотографий из города он обязательно есть, и отовсюду, кроме новых спальных районов, его видно. Фото fototravels.info
Впрочем, волна антисоветских настроений Болгарию не миновала, поэтому нельзя сказать, что «Алешу» единодушно любит весь Пловдив.
Жительница Пловдива Гелена Беляева рассказала «Реальному времени»:
«Пожилые люди относятся к памятнику лучше, чем молодежь, — тут вообще сложное отношение к советскому наследию. Те, кто постарше, говорят, что при Союзе было хорошо, а при Евросоюзе хуже. Молодежь в основной массе те события воспринимает как геноцид. В Болгарии сейчас есть много памятников жертвам социализма. Не так давно соцсети обошла фотография, на которой в «Алешу» попала молния — было множество комментариев в духе «хорошо бы молния его раздробила совсем». Тут много ехидничают по этому поводу, ведь боев в Болгарии не было, здесь не гибли советские воины.
Вопрос о сносе поднимался, когда демонтировали остальные памятники социализму. Но с «Алешей» получилось иначе: он уже успел стать символом Пловдива. На всех подборках фотографий из города он обязательно есть, и отовсюду, кроме новых спальных районов, его видно».
Скульптура
Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Прототипом для скульптора могли послужить советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года, и уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель».
В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч.
Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».
Существует несколько версий того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.
- Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.
- По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
- Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».
Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.
Детали биографии
Николай Маслов провёл большую часть своей сознательной жизни в суровой Сибири. Все мужчины в его роду являлись потомственными кузнецами, поэтому будущее мальчика считалось изначально предопределённым. Его семья была достаточно большая, учитывая, что, кроме него, родителям приходилось воспитывать ещё пятерых детей – 3 мальчиков и 2 девочек. Вплоть до начала военных действий Николай работал трактористом в родном селе.
Как только ему исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Советской армии, где с отличием окончил подготовительную школу миномётчиков. Ровно через год после того, как он впервые попал в армию, его полк впервые столкнулся с военными реалиями, попав под немецкий обстрел на Брянском фронте под Касторной.
Битва была очень долгой и тяжёлой. Советским солдатам трижды удавалось вырваться из фашистского окружения
Причём необходимо обратить внимание на то, что даже в такой непростой ситуации воины сумели уберечь ценой многих человеческих жизней знамя, которое они получили в Сибири в первые дни создания полка. Ребятам удалось выбраться из окружения в составе всего 5 человек, одним из которых и был Маслов
Все остальные осознанно отдали свои жизни в брянских лесах за жизнь и свободу Отечества.
Дополнительные факты
Не лишним будет заметить ещё и тот факт, что в знак победы над фашистской Германией Советский Союз выпустил монету номиналом 1 рубль, на обратной стороне которой был запечатлён труд Евгения Вучетича – «Воин-освободитель».
Данная задумка принадлежала напрямую знаменитому маршалу-герою Клименту Ворошилову. Как только Потсдамская конференция подошла к концу, он вызвал к себе скульптора и попросил создать скульптуру, которая покажет, какой ценой достался мир и что ждёт любого, кто когда-либо покусится на его целостность.
Скульптор согласился, однако решил подстраховаться и создал дополнительный вариант скульптуры советского солдата с автоматом и ребёнком на руках. Сталин одобрил именно этот вариант, но автомат приказал заменить на меч, которым простой солдат разрубит последний символ фашизма, роль которого и играла свастика.
Нельзя сказать, что памятник воину-освободителю в Берлине является всего лишь прообразом Николая Маслова. Это цельный, собирательный образ всех солдат, которые самоотверженно защищали свою родину.
После того как в течение полугода кипела работа по созданию фигуры, «Воин-освободитель» стал возвышаться в Трептов-парке, причём увидеть его из-за существенной высоты можно в любой точке парка.