Память
Памятник в честь Лаперуза в Ботани-бэй
Помимо пролива Лаперуза, в честь мореплавателя названы гора высотой 3078 м. в Южных Альпах Новой Зеландии, город на севере Алжира, предместье Сиднея, заливы на островах Мауи и Пасхи и несколько французских научно-исследовательских кораблей.
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Лаперуза кратеру на видимой стороне Луны.
Память о Лаперузе в России
- В 1843 году в Петропавловске-Камчатском был установлен памятник — деревянная, обшитая железом колонна с надписью «Лаперузу». Во время Петропавловской обороны был разрушен. В 1882 году снова поставлен. В 30-х годах XX века перемещён на другое место, где находится и ныне. Представляет собой глыбу серого гранита, обвитого якорем и якорной цепью, с надписью «Памяти Лаперуза, 1787».
- В 1997 году памятный камень в честь открытия залива, названного Лаперузом по имени французского адмирала Шарля д’Арсака де-Тернея, установлен в посёлке Терней, Приморский край.
- В мае 2005 года на Сахалине, в месте предполагаемой высадки Лаперуза, офицерами фрегата «Прериаль» французских ВМС был установлен памятный камень.
Литература
- Jean-François de Lapérouse. Voyage autour du monde sur l’Astrolabe et la Boussole. — P.: La Découverte / Poche, 2005. — ISBN 2-7071-2782-5.
- Le Voyage de Lapérouse. / J.-B.-B. de Lesseps (éditeur). — P.: Éditions Pôles d’images, 2005.
- Peter Dillon, Alain Conan. À la recherche de Lapérouse. Voyages dans les mers du sud, éditions Pôles d’images, 2005. — ISBN 2-915561-04-4
- François Bellec. La généreuse et tragique expédition. — Rennes: Ouest-France, 1985. — ISBN 2-85882-837-7
- Maurice de Brossard. Lapérouse: des combats à la découverte. — P.: France-Empire, 1978. — ISBN 2-85704-003-2
- Yves Jacob. L’énigme Lapérouse. — P.: Tallandier, 2004. — ISBN 2-235-02272-3
- René Maine.. Lapérouse. — P.: Sagittaire, 1946.
- Hans-Otto Meissner. La Pérouse, le gentilhomme des mers. — P.: Perrin, 2004. — ISBN 2-262-00536-2
- Étienne Taillemite. Lapérouse: un explorateur dans le Pacifique // L’Histoire, hors-série «Les Collections de l’Histoire», n° 8, juin 2000. — P. 66—72.
- Étienne Taillemite. Louis XVI ou le navigateur immobile. — P.: Payot, Collection Portraits intimes, 2002. — ISBN 2-228-89562-8
- Варшавский А. С. Лаперуз. — М., 1957.
- Лаперуз Жан-Франсуа. Путешествие Лаперуза в Южном и Северном Тихом океане. // Краеведческий бюллетень (Магадан), 1995, № 1.
- Лаперуз Жан-Франсуа. Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии». — М.: Эксмо, 2014. — 448 с.: ил. — (Серия «Великие путешествия») — ISBN 978-5-699-65283-9
Военная карьера
Сражение в бухте Киберон
Поступление Лаперуза в военно-морскую академию совпало с началом Семилетней войны. Уже в марте 1757 года Жан-Франсуа получил первое назначение на флоте, и почти все годы войны служил на боевых и транспортных судах; участвовал в операциях против англичан в Канаде и в патрулировании побережья Бретани. Самым запоминающимся событием войны для молодого Лаперуза стало сражение в бухте Киберон в Бискайском заливе 20 ноября 1759 года; тогда он был ранен и попал в плен, но затем отпущен под честное слово. Выполнение боевых заданий Лаперуз чередовал с академическими занятиями, изучал математику, астрономию и навигацию, и по окончании обучения в 1764 году получил младший офицерский чин суб-лейтенанта.
Двумя годами позже, в 1766, Жан-Франсуа был впервые назначен капитаном корабля — транспорта «Адур», а в ноябре того же года стал командовать транспортом «Доротея». В апреле 1772 года Лаперуз был отправлен на службу в Ост-Индию, под начало губернатора острова Иль-де-Франс — главной базы французского военного флота в Индийском океане. Во время ост-индийской службы Лаперуз командовал военным кораблем «Сена»; по поручению губернатора осуществил две экспедиции в Индию с целью упрочения французского влияния: в мае 1773 — марте 1774 года на её юго-восточное, а в августе 1774 — мае 1775 года на западное побережье; в ходе последней он отразил нападение флота султана Махараштры и помешал правителю Малабара захватить французскую крепость Маэ, за что был возведён в чин лейтенанта и награждён крестом Святого Людовика. В сентябре 1776 года Лаперуз получил под начало корабль «Ифигения» и участвовал в экспедиции на Мадагаскар для разрешения конфликтов среди жителей колонии, основанной в 1774 году в заливе Антонжиль.
Элеонора, супруга Лаперуза
Там же, на Иль-де-Франс, Жан-Франсуа встретил свою будущую жену — юную креолку Луизу Элеонору Бруду, которая была необычайно хороша собой, отличалась изящными манерами, умом и обаянием. Молодой офицер часто виделся с Элеонорой, влюбился в нее и предложил ей руку и сердце. Однако весть о том, что Лаперуз собирается жениться на девушке незнатного происхождения, чрезвычайно возмутила его родственников и друзей. Стремясь помешать этому союзу, родители Жана-Франсуа попытались найти своему сыну, как им казалось, достойную его невесту, и их выбор остановился на мадемуазель де Весиан, дочери старого друга их семьи.
Когда Жан-Франсуа вернулся во Францию в 1777 году, он уже был готов уступить давлению семьи. Однако в это же время Элеонора со своими родителями приехала в Париж; когда Лаперуз рассказал ей, что должно произойти, та расплакалась и поклялась, что уйдёт в монастырь, если между ними всё кончено, после чего Жан-Франсуа твёрдо решил, что женится на Элеоноре. Они поженились в Париже в 1783 году; Элеонора стала верной и любящей спутницей жизни Жана-Франсуа до самой его смерти.
Сражение у островов Всех Святых
Плавание
1 августа 1785 года Лаперуз вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия» в 500 тонн водоизмещения каждый, имея команду в 220 человек, в состав которой помимо собственно офицеров и матросов входили: астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием.
Перед экспедицией стояли многочисленные задачи — географические, этнологические, экономические (изучение возможности охоты на китов и сбора пушнины), политические — возможность основания французских баз и совместной с испанскими союзниками колонизации Филиппин. Программа экспедиции включала плавания в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего Востока и Австралии.
«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горн, побывали в Чили, на острове Пасхи, в Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, где Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля здесь же, в бухте, получившей название Порт Французов (ныне бухта Литуйя), из-за сильного течения были потеряны барка и две шлюпки с 21 человеком. Отсюда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей (Калифорния), где Лаперуз сделал описание францисканских миссий и составил критическую заметку о дурном приёме со стороны индейцев.
Памятнику Лаперузу в Альби
Далее он снова пересёк Тихий океан, совершив остановку в Макао, где была продана приобретённая на Аляске пушнина, а прибыль от её реализации поделена между экипажем. В следующем году, после стоянки в Маниле, Лаперуз направился к берегам северо-восточной Азии, где заново открыл остров Квельпарт (Чеджудо), известный европейцам только по факту крушения подле него нидерландского судна в 1653 году. После обследования берегов Корейского полуострова он направился к Оку-Йесо (Oku-Yeso), нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной 101 км между Сахалином и островом Хоккайдо (ныне — пролив Лаперуза).
Путешествие Лаперуза через одноимённый пролив из Манилы в Авачинский залив
Несмотря на полученную от жителей Хоккайдо информацию, Лаперузу не удалось совершить ещё одно открытие: поднимаясь выше 51 градуса северной широты, он был введён в заблуждение постоянным уменьшением глубин и решил, что Сахалин является полуостровом, соединённым с материком песчаным перешейком. Переждав начавшийся шторм в удобной бухте, которую назвал заливом Де Кастри (ныне залив Чихачёва), Лаперуз пошёл на юг, по дороге дав название южной оконечности острова — мысу Крильон. Так честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.
6 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в Петропавловске, где Лаперуз и его люди встретили самый радушный приём со стороны гарнизона порта под командованием прапорщика Хабарова. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», — писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге. В Петропавловске экспедицию покинул Бартелеми де Лессепс (фр.) — дядя будущего строителя Суэцкого канала, — через всю Сибирь отправившийся в Санкт-Петербург и далее во Францию с почтой и документами.
Выйдя в море 30 сентября 1787 года, Лаперуз направился на Самоа, где в стычке с самоанцами потерял 12 человек, в том числе капитана «Астролябии» Флёрио де Лангля (фр.).
24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив, где обнаружили стоящий там с 18-20 января Первый флот с полутора тысячами англичан, направленный для начала колонизации Австралии. Хотя Лаперуз и не повстречал командующего флотом Артура Филлипа, ушедшего в поисках лучшего места на HMS Supply в Порт-Джексон, англичане встретили Лаперуза любезно, но отказались снабдить его корабли большей частью необходимого в виду того, что он не имел достаточных средств для оплаты.
Лаперуз отдал письма, принял на борт свежую воду и 10 марта вышел в море, чтобы посетить Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и восточный и южный берега Австралии. Больше его и его людей никто не видел.
Юность
Жан Франсуа де Лаперуз родился 22 августа 1741 года в поместье Го неподалёку от города Альби в Лангедоке, в почтенной и процветающей дворянской семье. Его отец Виктор-Жозеф де Гало принадлежал к древней альбигойской семье, получившей дворянство ещё в 1558 году, и унаследовал большое состояние, которое сделало его одним из влиятельных горожан. Он женился на Маргарите де Рессегье, умной и обладавшей утончёнными манерами женщине, которая оказала огромное влияние на своего жаждущего приключений, но любящего сына.
В 1750 году Жан-Франсуа начал учёбу в иезуитском коллеже Альби. Учителя отзывались о нем как о пылком, порывистом и даже несколько упрямом ученике, но вместе с тем он был не по годам умён, и тогда же приобрёл любовь к книгам о знаменитых мореплавателях и мечтал, вполне по-мальчишески, о приключениях, которые выпадут на его долю, когда он станет взрослым. Признавая, насколько сильно стремление сына к морским путешествиям, Виктор-Жозеф позволил Жану-Франсуа избрать поприще, которого тот хотел.
Окончив коллеж, в ноябре 1756 года пятнадцатилетний Жан-Франсуа де Гало поступил кадетом в академию в Бресте, готовившую офицеров для французского королевского флота. Тогда же, чтобы подчеркнуть своё благородное происхождение, он присоединил к своей фамилии «де Лаперуз» — так называлась одна из ферм, принадлежавших его семье.
Биография
Родился в замке Гюо (Gô) близ Альби в Лангедоке (совр. департамент Тарн). Выходец из небогатого дворянского рода де Гало, известного с 1558 года, основатели которого были альбигойцами.
Учился в иезуитском колледже. В возрасте 15 лет поступил в Королевскую военно-морскую Академию в Бресте (1756 год). В 17 лет, ещё до окончания обучения, принял участие в Семилетней войне, побывав в различных сражениях близ берегов Северной Америки.
В 18 лет, во время битвы при Кибероне между маршалом де Конфланом и адмиралом Хоуком, был ранен и взят в плен. Впоследствии провёл пять лет на островах Иль-де-Франс (ныне — Маврикий), где осуществлял различные поручения. В качестве капитана «Сены» совершил два плавания в Индии, во время которых встретил свою будущую жену Элеонору Бруду (Eléonore Broudou), креолку по происхождению.
Вернулся во Францию в 1777 году, где был возведён в чин лейтенанта и награждён крестом Святого Людовика за спасение крепости Маэ (фр. Mahé; Французская Индия) от нападения флота правителя индийского княжества Малабара. В качестве офицера военно-морского флота Франции принял участие в войне за независимость США и в битвах против англичан на пространстве от Антильских островов до Лабрадора. В 1780 году был возведён в чин капитана 1-го ранга. В 1782 году, во время экспедиции в Гудзонов залив, блестяще доказал свои способности, захватив два английских форта. В 1783 году, несмотря на противодействие семьи, женился на Элеоноре Бруду, вместе с которой обосновался в Альби.
После подписания мирного Парижского договора военно-морской министр Франции маркиз де Кастри и лично король Людовик XVI предложили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племен» (инициативу плана путешествия, его общую концепцию и примерный маршрут экспедиции составил ). Он согласился.
Последние известия о Лаперузе и членах его команды относятся к январю 1788 года: вплоть до 1826 года их судьба оставалась неизвестной.
Губернатор Новой Галлии
Первый флот в Пор-де-Флёрьё
Военно-морскими силами Франции был организован так называемый Первый флот из двух военных кораблей, пяти транспортных и трёх грузовых судов; командующим флота был назначен Лаперуз. Первый флот отплыл из Бреста 11 июля 1788 года, по пути в Австралию зашёл в Санта-Крус на острове Тенерифе, где простоял неделю, затем он последовал через Рио-де-Жанейро в Капстад — в каждом из этих портов флот простоял по месяцу. Остановившись в Пондишери, Первый флот соединился с французской индийской эскадрой и принял участие в бескровном захвате Батавии, поскольку сами Нидерланды в то время были под властью враждебных Франции «патриотов».
На подходе к Тасмании флот, для ускорения, разделился на 3 группы судов — по быстроходности. 15 марта 1789 года корабли Первого флота достигли залива Пор-де-Флёрьё, после чего Лаперуз бросил якорь в знакомой бухточке. Лаперуз торжественно объявил о присоединении Новой Галлии к Франции, о создании здесь первого поселения, и о том, что он отныне является первым губернатором колонии.
Поселению было дано имя Кастри — в честь французского морского министра и организатора экспедиции. В церемонии поднятия флага и формальное принятие земель во владение короля Карла X участвовали только Лаперуз, несколько десятков пехотинцев и офицеров; члены экипажа и поселенцы наблюдали за церемонией с корабля.
Город Кастри в первые годы своего существования
За Первым флотом вскоре последовал Второй, а затем и Третий. По своей сути они уже отличались от Первого: французское правительство решило ссылать на австралийские земли преступников, чтобы избавиться от необходимости содержать их в тюрьмах за казённый счёт. Лаперуз же, как губернатор, был наделён полной властью над жителями колонии. Он успешно боролся с бунтами среди ссыльных и солдат, а также пытался направить преступников на путь исправления. Элеонора, прибывшая в Австралию вместе со своим супругом, всячески поддерживала мужа и помогала ему: так, именно ей была основана первая школа для детей свободных поселенцев. Однако по отчётам и журналам Лаперуза и его заместителей видно, что первые годы колонии выдались трудными; многие офицеры перестали верить в успех колонизации Новой Галлии. Земледелие, из-за отсутствия понимания местного климата и сезонной череды, на первых этапах давало мало урожая, а поставки из Европы были крайне нечастыми. Многие вновь прибывшие были больны и нетрудоспособны, а условия здоровых поселенцев только ухудшались тяжёлым трудом и недостатком пищи, что вынудило Лаперуза направить корабль за провиантом в Батавию.
Однако со временем дела колонии начинают приходить в порядок. С 1792 года приход кораблей становится регулярным, уровень торговли с Батавией и Индией начинает расти, чувство изолированности проходит, увеличиваются поставки продовольствия и товаров в колонию. Сельское хозяйство постепенно налаживается, а поселенцы начинают осваивать новые территории — благо, вся земля предоставлялась им бесплатно, также правительство должно было обеспечивать им свободу передвижения и сельскохозяйственный инвентарь в течение двух лет. Лаперуз стремился к установлению гармоничных отношений с местными аборигенами, однако, несмотря на все его усилия, ему так и не удалось установить прочный мир между поселенцами и туземцами.