Фламма
Как и у многих гладиаторов, у Фламмы было броское имя. Оно переводится как Пламя. Невольник из Сирии заслужил это прозвище. Фламма знаменит преданностью профессии до конца жизни (которая, кстати, была недолгой – он прожил всего 30 лет).
Он четырежды получал статус рудиария – свободного воина, но раз за разом возвращался и заключал новые контракты с гладиаторскими школами. И не удивительно – рудийцы были любимы публикой и получали за бои огромные вознаграждения по сравнению с новичками.
За 30 лет жизни Фламма успел провести 34 боя, 9 из которых были в ничью. Знаменитый сирийский гладиатор выиграл 21 бой, а проиграл всего 4 – один из которых был последним в его жизни.
3 Спикулус
Император Нерон выделял этого гладиатора из прочих, поскольку последний был самым опытным и искусным воином.
Спикулус был личным охранником правящей семьи и начальником императорской конной гвардии. Именно она осталась верной Нерону во время восстания. Император хотел попросить Спикулуса убить его, но именно в это время гладиатора не оказалось во дворце. Тогда правитель покончил жизнь самоубийством.
После смерти императора открылись гонения его приближенных. В 68 году н.э. Спикула поймали и ударили о статую Нерона. В итоге не бывший правитель погиб от руки Спикула, а наоборот.
Арены для гладиаторских боев
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Находиться в Риме, и считался главной ареной для гладиаторских боев.
Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине амфитеатр после Колизея;
Арена ди Верона — ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны.
Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
Амфитеатр в Помпеях — древнейший известный амфитеатр.
Общее представление
Практически каждый гладиатор – это раб, который проходил тщательную подготовку, получал высококалорийный рацион и своевременную медицинскую помощь. На них тратили крупные суммы, и поэтому старались обращаться бережно, не травмируя и не убивая зря.
Если гладиаторы Рима (Спартак и прочие высокооплачиваемые) погибали в борьбе, потери спонсора были огромны, особенно по сравнению с выжившими бойцами. Поэтому билеты на шоу, где бой велся до смерти, были очень дорогими – спонсоры пытались хоть как-то оправдать свои расходы.
Примечательно, что некоторые гладиаторы древнего Рима не были рабами, а являлись добровольцами, работающими за деньги. Главным стимулом был первый платеж, получаемый добровольцем после принятия присяги гладиаторов. Присяга означала, что владелец получал все права на жизнь гладиатора, а гладиатор автоматически переходил в статус раба (движимого имущества).
Иногда проводились бои, в которых участвовали и мужчины, и женщины, часто превращающиеся в оргии.
Карпофор
Бестиарии – это специально обученные люди, которые дрессируют животных или сражаются с ними на арене. Самым знаменитым представителем этой профессии стал Карпофор.
Будущий бестиарий был нищим сиротой. Чтобы как-то выжить, он поселился в цирке и стал ухаживать за животными и чистить гладиаторские доспехи.
У Карпофора с детства проявился талант к дрессировке – он устраивал собственные представления с собаками, которые «отвечали» на любые его вопросы.
Однажды он спас дрессировщика от напавшего медведя. Один из инструкторов узнал об этом случае и принял мальчика к себе в школу.
Нелюбовь сверстников не помешала Карпофору прославиться. Однажды инструктор очень разозлился и отправил юношу на растерзание леопардам. Карпофор слишком хорошо знал привычки животных – он быстро их стравил друг с другом. Зрителей так поразило происходящее, что они потребовали пощадить бестиария. С тех пор Карпофор стал знаменит.
Его представления были жестокими – он убивал животных на глазах у толпы, но в то время такие «шоу» были самыми востребованными у черни.
Отбор и подготовка гладиаторов
Gladiator fight (Collegium Gladiatorium)
Хотя официально гладиаторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался “ланиста”. В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда
При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы.
Так же, когда новый раб входил на арену, его ждал нелегкий “испытательный срок”. Раба ждали суровые тренировки и обучение фехтованию. Не все доживали до присяги гладиатора, которая состоялось через определенное время. Рабы показывали, чему они научились в бою. Обычно дрались на смерть. Воины одержавшие ничью или победу – “проходили”, и давали присягу ланисте и людусу, тем самым, официально становясь гладиатором.
Гай в истории
Многие историки полагают, что Гай Ганник, или, как назвал его Плутарх в своих летописях, – Гай Канниций, родился во II веке до н. э. Его родиной некоторые считают Галлию, другие говорят о кельтских корнях. Есть версия и о том, что Гай принадлежал к самнитам – древним итальянским народностям.
Плененный Ганник стал гладиатором и был продан в Капую в школу гладиаторского мастерства Лентула Батита, где и подружился со Спартаком – будущим предводителем восстания рабов.
В 73 году до н. э. именно Гай стал во главе большого отряда восставших на юге Италии. Помимо него отряды возглавляли Каст, Эномай и Крикс. В 71 году Спартак решил вести свое войско во Фракию и Галлию. В конечной стадии восстания, когда планировался захват Брундизий, Ганник вместе с Кастом отделились от основного войска с 12 тысячами солдат.
Через некоторое время повстанцы встретились с римлянами, которые превосходили рабов по численности в 3 раза и были более профессиональными воинами. В сражении вблизи Регии Гай Ганник погиб, героически сражаясь.
Мнение актера о своем персонаже
Клэр считает своего персонажа во многом антигероем в противовес Спартаку. “У них разные черты характера, и именно это притягивает их к друг другу. В одном они похожи – оба не терпят власти над собой и презирают рабство”.
По мнению Дастина, Ганник прячет свой истинный образ за некоторым разгильдяйством, праздностью и любовью к вину и женщинам. Когда гладиатор получает столь вожделенную свободу, он отправляется в путешествие с целью познать мир и себя. По возвращении герой становится более сосредоточенным и дисциплинированным, в нем четко наблюдается внутренний стержень, который долгое время был виден только избранным.
Детство и юность
Сведения о ранних годах биографии актера, которые можно отыскать в Сети, весьма скудные. Будущий «гладиатор» родился в январе 1982 года в самом густонаселенном австралийском штате Новый Южный Уэльс, в Графтоне. Детство прошло в городах Маклин и Баллина.
Дастин Клер в молодости
Поначалу, по собственному признанию, Дастин хотел заниматься сельским хозяйством, завести собственную рыбоводческую ферму. Понимание того, что ему все же хочется играть, пришло к молодому человеку к 18 годам. В девятнадцать Клер поступил в Western Australian Academy of Performing Arts, в 2004-м получил степень в области театрального искусства.
Киноперсонаж
В кино образ Гая Ганника был использован несколько раз. В 1960 году Стенли Кубрик снял фильм “Спартак”, где Ганника играл актер Пол Ламберт. Через 44 года в одноименном фильме режиссера Роберта Дорнхельма также был задействован образ славного гладиатора, которого сыграл Пол Телфер.
Но наиболее полюбившимся героем для зрителей стал Гай Ганник в фильме “Спартак: кровь и песок” и его продолжении – “Боги арены”, “Месть” и “Война проклятых”.
В фильме Гай представлен как умный и расчетливый человек, настоящий гладиатор с понятием о чести, обладающий харизмой и привлекательной внешностью.
На арене этот воин – настоящий лев, в обычной жизни он стремится наслаждаться каждой приятной минутой. В лудусе Батиата – он лучший. Его друг Эномай со своей женой Мелиттой являются, по сути, самыми родными людьми. Хотя дружба иногда создает некоторые проблемы из-за возникающей симпатии Гая и Мелитты.
Ганник получил редкую возможность обрести свободу и воспользовался ей. На открытии новой гладиаторской арены он победил в решающей битве и перестал быть рабом.
В отличие от своего прообраза, Гай принял решение не участвовать в восстании со Спартаком, а заниматься своей жизнью. Нельзя назвать такой выбор странным только потому, что человек не хотел терять все то, чего добился тяжелым трудом.
4 Коммод
Император Коммод запомнился как коррумпированный и безумный правитель, с которого начался упадок Римской империи. Никто его не принимал. Сам же Коммод провозглашал себя олицетворением Геракла и сражался в гладиаторских боях.
Участие в этих боях считалось недостойным знатных персон занятием, но Коммоду было все равно на общественное мнение. Каждый его выход на арену, которых было 735, фиксировался в архивах.
По словам современников Коммода, он умело обращался с оружием и был хорошим воином. В сражениях его противниками были не только люди, но и дикие звери.
Из всех боев император всегда выходил победителем: его соперники не могли себе позволить нанести вред правителю, а животным часто создавали условия, в которых они не могут принести вред.
При нем гладиаторские бои стали настолько кровавыми, что это ужаснуло даже любителей таких развлечений.
История
Секутор (слева) и ретиарий.
Гладиаторы — это вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы – таким образом его сыновья “почтили прах отца”. Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам.
В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников.
В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. ТРАЯН отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов.
1/8
Добавить фотографию
Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации.
Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др.
2 Герардеска Манутиус
Женские гладиаторские бои были очень популярны в Древнем Риме. Самой известной из гладиаторш оказалась Герардеска Манутиус.
Двадцативосьмилетняя женщина была одной из приспешников Спартака и бежала вместе с его армией.
Герардеска попала в плен, но ее пощадили и отправили в школу гладиаторов. Она попала на арену за год до своей гибели, но мгновенно стала знаменитостью.
Красавица с идеальными пропорциями и черными волосами сражалась как амазонка, за свою жизнь она убила на арене больше двухсот противников обоих полов. В первом же бою женщина за пять минут победила сильного бойца Трасиана.
Герардеска завоевала славу — 11 месяцев никто не мог сравниться с женщиной в силе. Но погибла она в бою против двух карликов, после чего ее тело бесцеремонно сбросили в подвал с остальными погибшими.
1 Спартак
Самый известный гладиатор в истории, чьим именем называют детей и футбольные команды – это Спартак.
Считается, что Спартак был фракийцем. Однако в те годы всех гладиаторов, независимо от их происхождения, делили на фракийцев и галлов – в зависимости от типа ведения боя. Так что бунтовщик мог быть и римлянином.
Спартак обучался в школе Лентула Батитата. Интересно, что гладиатор изучал труды философа Гая Блоссия, который говорил: «Последние станут первыми и наоборот».
В 73 году до н.э. Спартак собрал людей и устроил восстание. Вопреки расхожему мнению, это не было борьбой против рабства, хотя в команде и были рабы.
Изначально группа Спартака состояла из 70 последователей и четырех лидеров. Участники запаслись вооружением собственной школы и сбежали в сторону Неаполя, по пути пополняя команду беглыми рабами. Таким образом, через пару лет армия Спартака насчитывала уже больше 120 тысяч человек.
Повстанцы были дисциплинированы и одеты по образцам римской армии. Восстание оказалось столь масштабным, что поставило под угрозу существование государства, поэтому на борьбу с участниками отправили лучшие военные силы Рима. Спартак и его армия были разгромлены.
Жест пальцем
В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа “голосовала” при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя распространено мнение, что “поднятый палец” означал “Жизнь”, а опущенный — “Смерть” (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал “смерть”, символизируя движением добивающий меч, а “Жизнь” обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Так же многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял в бок и согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал куда нужно наносить удар.
Работа над образом
Дастин при создании своего представления о персонаже держал в голове образ Энтони Мендейна, который был аборигеном австралии и известным на родине боксером. Он, как и Ганник, артист и шоумен на ринге. Это не мешает быть им настоящими профессионалами своего дела. К Гаю можно испытывать различные чувства, но его невозможно не заметить.
Режиссер сериала старался показать зрителям, что актеры в ролях гладиаторов сильны не только духом, но и физически. Поэтому многие проходили обучение по обращению с разными видами оружия, усиленно тренировались и поддерживали необходимую физическую форму. Гай Ганник (фото Клэра) подтверждает это в полной мере.
Некоторые актеры получили травмы при тренировках и на съемочной площадке, но команда замечательных каскадеров значительно облегчила жизнь “гладиаторов”. Дублером Клэра был Джейкоб Томури, который выполнял особо опасные трюки. С ним у Дастина сложились дружеские отношения на протяжении всего съемочного процесса.
Клэр научился обращаться с двумя мечами сразу. Полученные знания и умения в боевых приемах, уроках танцев актер планирует использовать и в других ролях.
Тренировки по верховой езде занимали большую часть времени, ведь в сериале Ганник очень часто на коне. Дастину даже пришлось самому прыгать через скачущую лошадь. Не все попытки были удачными, но в итоге сцена получилась.
Предводитель восстания рабов, сподвижник Спартака
Вероятней всего Ганник был кельтом, захваченным в рабство близ Цизальпийской Галлии.
Проданный в школу Лентула Батиата Ганник вскоре стал одним из лучших гладиаторов своего времени (в своих трудах Плутарх называет его Гаем Канницием).
В 73 г. до н. э. вместе со Спартаком, Криксом, Эномаем и Кастом встал во главе восстания рабов на юге Италии.
В 71 до н.э. пытался вывести восставших рабов из Италии принимая участие в победоносных сражениях Спартака с римскими легионами.
Во время похода Спартака к Брундизию часть восставших (около 12 тысяч человек) под руководством Ганника и Каста отделилась от основных сил.
Несмотря на первоначально развитый успех Ганник погиб вместе с Кастом в 71 году до н. э. в сражении с превосходящими силами Марка Лициния Красса неподалеку от Регия (юг Италии).
Образ гладиатора Ганника запечетлен в произведениях и кинофильмах, в т. ч. в сериале “Спартак”: «Кровь и песок», «Боги арены», «Месть», «Война проклятых».
Перейти на главную страницу… Также вас могут заинтересовать военачальники этой же страны и эпохи: БОЛГИЙ (?г. – ?г.) Вторжение в Грецию и Македонию (в 279 г. до н.э.). БРЕНН ( IV век до н. э.) (?г. – ?г.) Вторжение в Италию. Разорение Рима. КОММИЙ (?г. – 20г. до н.э.) Галло-римские войны. КРИКС (?г. – 72г. до н.э.) Третья война с рабами (74-71 до н. э.). Рейд против против претора Вариния (73 год до н. э.). Рейд против консулов- Гнея Корнелия Лентула Клодиана и Луция Геллия Публиколы (в 72 году до н. э.) АМБИОРИКС (?г. – ?г.) Войны с римлянами. Карательная экспедиция Цезаря против эбуронов.(54 до н. э.). ЭНОМАЙ (?г. – 73г. до н.э.) Восстание рабов. АВТАРИТ (?г. – ?г.) Первая Пуническая война. Восстание против Карфагена. АМБИГАТ (?г. – 600г. до н.э.) Междоусобные войны. Расселение галлов. ГАННИК (?г. – 71г. до н.э.) Третья война с рабами (74-71 до н. э.). Рейд против против претора Вариния (73 год до н. э.). Рейд против консулов- Гнея Корнелия Лентула Клодиана и Луция Геллия Публиколы (в 72 году до н. э.). Война против Красса (71 года до н. э.). БРАНК (?г. – ?г.) Междоусобные войны. ВЕРЦИНГЕТОРИКС (82г. до н.э. – 46г. до н.э.) Галльская война (58-55 до н. э.). БРЕНН (ГАЛАТ) (?г. – 276г. до н.э.) Вторжение в Грецию и Малую Азию (в 279 г. до н.э.) ЭПОРЕДОРИКС (?г. – 52г. до н.э.) Галло-римские войны. Вы узнали: основные даты рождения, карьеры и смерти, основные события – битвы, войны, походы, – и о том как жил и воевал Ганник (? – 71 г. до н. э.) – (Gannicus) предводитель восстания рабов, сподвижник Спартака
Зрелище
Кадр из фильма Гладиатор.
О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как “обращая большой палец вниз”), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.
Личная жизнь
Дастин женат на новозеландской актрисе и сценаристе Камиль Кинан. Супруги познакомились на съемках картины «Наслаждение», вместе снялись в фильме «Воскресенье». За работу в последней ленте девушка получила две номинации на премию Logie Awards. Камиль снялась в эпизоде культового «Аватара», но сцены с участием актрисы не вошли в окончательный вариант фильма.
Дастин Клер и его жена Камиль Кинан
Семья живет в Сиднее, воспитывает дочь Дарси. Любимое занятие Дастина в свободное время – серфинг, книги и спортзал.
У Клера нет официально подтверждённых аккаунтов в соцсетях, хотя в «Фейсбуке» и «Инстаграме» имеется несколько фан-страниц с разнообразными фото актера.