«Июльская» война
В чем-то ситуация стала зеркальным отображением «четырехдневной войны» — после захвата армянами высоты «Карадаш», отбивать господствующую высоту в условиях активного противодействия пришлось уже Азербайджану. И снова они сделали ставку на спецназ и массированное применение БЛА, но это уже было предсказуемо и имело свои контрмеры.
В целом погоду сделали:
Появление у Армении своих дронов-«камикадзе». Гибель начальника штаба и начальника артиллерии 3-го корпуса стала неожиданным и деморализующим фактором для Азербайджанского командования;
-
Наращивание возможностей беспилотной воздушной разведки в целом. Попытка Азербайджана в ночь на 16 июля вернуть потерянный опорный пункт путем заброски нескольких групп специального назначения показала, что врасплох застать армян не удалось, в том числе благодаря воздушной разведке;
Отдельно стоит отметить проигрыш в информационной сфере, а также собственные внутриполитические проблемы Азербайджана. Скорая отставка министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова показала, что дипломатическому ведомству не удалось привлечь на сторону Баку симпатии большей части международного сообщества, в том числе за счет проигранной информационной войны. Отдельно стоит отметить неудачное высказывание о готовности нанести удар по Мецаморской АЭС — подобные вещи крайне негативно воспринимаются в современном толерантно настроенном к экологии международному сообществу. При этом чисто с военной точки зрения этот объект обязан быть принятым к поражению.
Протесты в Армении стали повседневностью
Обострение обстановки в зоне конфликта подстегнуло активность оппозиционных партий Армении и позволило несколько увеличить численность людей на своих акциях. 14 декабря в Ереване удалось провести наиболее многочисленный митинг с момента окончания войны, который назвали «Маршем достоинства». По разным оценкам, на улицы вышло от 6 до 15 тысяч человек.
В дальнейшем проведение «марша» с требованиями отставки премьер-министра Никола Пашиняна стало ежедневным мероприятием, собиравшим по несколько тысяч человек.
Что интересно, оппозиция не сильно стремится использовать митинги в свою пользу, в связи с чем постоянно обвиняется в канализации протеста. А ее лидер и кандидат на должность временного премьера Вазген Манукян больше сосредоточен на требовании от властей Армении прекратить демаркацию границ с Азербайджаном.
Что очень похоже на классическую армянскую тактику переговоров по Карабаху — подольше тянуть время, а факт переговоров использовать для пиара.
Кроме того, в очередной раз проявились противоречия между администрациями Еревана и Степанакерта. 15 декабря в Ереване Пашинян совместно с главой МИД провели встречу с членами Минской группы ОБСЕ Стефаном Висконти (Франция) и Эндрю Шефером (США), личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком, а также с временным поверенным в делах посольства Российской Федерации в Армении Алексеем Синегубовым.
В ходе встречи обсуждались действия ВС Азербайджана в Гадрутском районе. Предполагалось участие в переговорах президента Нагорно-Карабахской Республики Араика Арутюняна, но оно было отменено по инициативе армянской стороны. В дальнейшем карабахский президент объявил, что в скором времени собирается покинуть политику и в новых выборах участвовать не планирует.
Какой у Карабаха выход, когда Армении он не нужен, а в Азербайджан не хочет?
Востоковед Николай Вавилов заметил в своём Телеграм-канале, что “не воюя, де факто Россия присоединила к себе новый субъект Федерации”, имея в виду Нагорный Карабах.
Об этом же говорит известный политик Николай Стариков.
По его словам, Российская Федерация, будучи правопреемницей Российской империи (о чём теперь говорится в Конституции), могла бы включить Карабах в свой состав на основании Гюлистанского договора 1813 года между Российской империей и Персией, по которому значительная часть Закавказья отошла к России.
Об этом же заявляет лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Заметим, что несмотря на победные реляции в Баку о том, что вопрос с Нагорным Карабахом решен, это совсем не так. Все резолюции ООН говорят, что его статус должен быть определен после возвращения беженцев. Баку отказывается проводить референдум, хотя это подразумевается.
Так как же на практике Азербайджан будет интегрировать Карабах, если на культурную автономию он не согласится?
В понедельник президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали вчера соглашение о полном прекращении с 10 ноября огня и всех военных действиях в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора будет развернут миротворческий контингент РФ сроком на 5 лет. Срок может быть автоматически продлен, если ни одна из сторон не откажется от данного пункта договора. Также из договора ясно, что:
— до декабря Арцах должен вернуть Баку районы, занятые по итогам войны 1992-1994 годов;
— армянский Нагорный Карабах сохраняется со столицей в Степанакерте, но без определённого статуса;
— беженцев вернут в места проживания под контролем ООН;
— должны быть разблокированы все экономические и транспортные связи региона
— Лачинский коридор остаётся под контролем Армении
Читайте по теме: А про сбитый Азербайджаном вертолёт в России забыли?
Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Азербайджан занят стратегическими проектами
Пока в Армении сохраняется паралич власти, Азербайджан продолжает формировать новые правила игры в регионе и работает над новыми стратегическими проектами, которые позволят Баку еще больше нарастить свое влияние.
В основу, само собой, положена энергетическая составляющая, связанная с добычей и транспортировкой углеводородов из Каспийского региона.
Стали ясны цели визита в Баку госсекретаря министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии Манлио Ди Стефано, состоявшейся 9 декабря.
Анкара же еще больше включилась в «газовую игру» с задействованием запасов своего каспийского союзника.
15 декабря министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов совместно с министром энергетики и природных ресурсов Турции Фатихом Денмезом подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа в Нахичеванскую Автономную Республику. Он предусматривает задействование мощностей Трансанатолийского и Южно-Кавказского газопроводов с достройкой небольшой ветки из турецкого Ыгдыр в город Нахичевань (НАР). При этом стоит отметить, поставки по последнему Азербайджан резко нарастил — с начала года было поставлено 11 млрд кубометров газа, что на 17,8% больше чем за аналогичный период прошлого года.
Дешевый газ от Азербайджана по тому же коридору достался и Грузии — Тбилиси подписал выгодный контракт с азербайджанской компанией SOCAR на покупку на 200 млн кубометров газа по льготному тарифу.
Подводя итоги недели, стоит отметить, что сложная обстановка вокруг Нагорного Карабаха была обусловлена вступлением в игру множества факторов одновременно. Не удивительно, но сыграли они только против Армении — страна сейчас сдавлена кольцом развивающихся международных проектов, а внутри распираема внутренними конфликтами. Все это создает идеальные условия для решения Баку своих территориальных проблем в любом выгодном для себя ключе.
“Войну проиграл Арцах”
Как сказал “Правде.Ру” директор Института Кавказа Александр Искандерян, войну проиграла не Армения, а Арцах — Нагорно-Карабахская Республика, потому что силы были “несравнимы совершенно”.
Была разница на порядок, а в некоторых видах вооружения — на порядки, в пользу Азербайджана, например, в беспилотниках, а также в живой силе, с учетом того, что в “Арцахе население было около 150 тысяч, а в Азербайджане реальное население где-то миллионов семь”, отметил эксперт.
Эксперт не исключает переворота в Армении на фоне тяжёлого политического кризиса.
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил в четверг журналистам, что если бы удалось договориться по Карабаху дипломатически раньше, то пять районов все равно отошли бы Баку, только мирно. Налицо позиция России — сами виноваты, надо было выполнять “Мадридские принципы”.
Особенности «четырехдневной войны» 2016 года
В ходе апрельской войны 2016 года Вооруженные силы Армении испытали на себе все последствия сотрудничества Азербайджана с Израилем и Турцией.
В первую очередь оно заключалось в укреплении разведывательно-ударного контура, а также подготовке специалистов по применению беспилотных аппаратов и противотанковых комплексов.
В частности, впервые Азербайджан применил в боевых условиях израильское вооружение: дрон-«камикадзе» «Хароп» и разведывательный БЛА «Тандер-Б», а также противотанковый ракетный комплекс «Спайк».
Основная ставка была сделана на действия спецназа, часть которого вела разведку и выполняла роль приманки, другая со снайперским вооружением и ПТРК «Спайк» с дальностью действия до 4000 м, должна была занимать господствующие высоты и контролировать пути подхода армянских войск.
Неудачным ходом было только применение Азербайджаном вертолетных сил в условиях сложного горного рельефа (был сбит один прошедший модернизацию в ЮАР вертолет Ми-24G Super Hind).
При этом стоит отметить, что удержать позиции и не допустить более плохого сценария армянам помогли выгодные географические условия и развитая система ПВО.
В тот момент было совершенно очевидно, что в случае принятия решения Баку на проведение дальнейшей наступательной операции продвижение могло бы быть гораздо глубже, если бы при посредничестве России не было достигнуто соглашение о прекращении огня.
По итогам в высшем военном руководстве Армении, безусловно, были проанализированы все эти особенности, последовали правильные выводы и определены ключевые моменты отставания.
Выводы
Если говорить вкратце и немного по-научному, то за четыре года военному руководству Армении удалось ускорить свой собственный цикл Бойда, при том, что Азербайджан остался на прежних позициях.
Цикл Бойда, он же OODA или НОРД (Observe — наблюдай, Orient — ориентируйся, Decide — решай, Act — действуй) — кибернетическая модель, которая предполагает многократное повторение петли действий, составленной из четырех последовательных взаимодействующих процессов. На каждом этапе этой спирали осуществляется взаимодействие с внешней средой и воздействие на противника, таким образом с помощью нее удобно описывать поступательное развитие ситуации. Использование цикла Бойда лицами, принимающими решения, позволяет корректировать свои планы и действия в условиях постоянно меняющейся боевой среды.
Описанные выше особенности «июльской войны» показывают, что армяне продвинулись как в части наблюдения, так и в части действий – благодаря ударным БЛА и системам РЭБ. Собственно, ускорение цикла позволило быстро перехватить инициативу — разведка установила, что опорный пункт Азербайджана остался без охраны и было принято решение его захватить, что дальше по мере движения по спирали позволяло принимать более быстрые и качественные решения (нанесение точечных ударов, контрдиверсионная борьба).
В целом, конечно же, нельзя сказать, что за четыре года Армения догнала и перегнала — все-таки размеры военных бюджетов несколько не соизмеримы. Однако изучение собственных уроков и асимметричный подход к развитию военной промышленности явно позволили Еревану сократить этот разрыв и даже победить в отдельно взятой схватке.