Структура воздушно-десантных войск РФ
Вооружение ВДВ
Что касается технического оснащения, в ВДВ задействована общевойсковая техника и специально разработанная под характер этого рода войск. Некоторые из образцов были созданы ещё при СССР, но основная масса разработана уже после развала советского союза.
К машинам советского периода относятся:
- десантная боевая машина — 1 (число достигает — 100 единиц);
- БМД-2М (примерно 1 тыс. единиц), они используются как в наземном, так и в парашютном способах высадки.
ВДВ также имеет на вооружении бронетранспортёры БТР-82А, БТР-82АМ и БТР-80 и самый многочисленный гусеничный бронетранспортёр — 700 единиц, и он же самый устаревший (середина 70-х), он постепенно сменяется на бронетранспортёр — МДМ «Ракушка». Также имеются противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД», бронетранспортёр — РД «Робот», и ПТРК: «Конкурс», «Метис», «Фагот», и «Корнет». Противовоздушная оборона представлена ракетными комплексами, но особое место уделяется новинке, которая не так давно появилась на вооружении ВДВ — ПЗРК «Верба».
Не так давно появились новые модели техники:
- бронеавтомобиль «Тигр»;
- Снегоход А-1;
- грузовой автомобиль Камаз — 43501.
Стрелковое оружие представлено образцами, например, пистолет Ярыгина, ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Советский автомат Ак-74 по-прежнему является личным оружием десантников, но постепенно заменяется новейшим АК-74М, также на особых операциях используется бесшумный автомат «Вал». Парашютные системы имеются и советского и постсоветского типа, которые могут десантировать большие партии солдат и всю вышеописанную военную технику. Более тяжёлая техника включает гранатомёты автоматического назначения АГС-17 «Пламя» и АГС-30, СПГ-9.
Войска дяди Васи
Так расшифровывалась аббревиатура ВДВ в период, когда “крылатой пехотой” командовал Маргелов Василий Филиппович – человек-легенда ВС СССР.
Командующий ВДВ СССР Маргелов В. Ф. родился 9 января 1908 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1928 году по комсомольской путевке Маргелов направляется в военную школу в Минске, которую с отличием оканчивает в 1931 году. В советско-финляндскую войну молодой офицер проявляет воинскую доблесть.
Нападение фашистской Германии Маргелов встречает в должности командира стрелкового полка, а с 1944 года ему доверяется 49-я стрелковая дивизия 28-й армии 3-го Украинского фронта.
За умелое руководство вверенными частями во время форсирования Днепра комдив Маргелов получает звезду Героя.
После Победы учится в ВА Генштаба ВС СССР им. Ворошилова, по окончании командует дивизией. Затем был Дальний Восток, где Маргелову доверили корпус.
С 1954 по 1979 годы (с перерывом в 1959 – 1961 гг.) Маргелов командует ВДВ. В этой должности «Суворов ХХ века» проявил себя замечательным организатором: благодаря ему “голубые береты” стали грозной ударной силой, не знавшей себе равных.
Суровый характер Маргелова органично сочетался с отцовской теплотой к подчиненным. Забота о людях была приоритетом для командующего. Воровство каралось беспощадно. Боевая учеба сочеталась с обустройством солдат и офицеров. За это десантники звали Маргелова “батей”.
Именно в его бытность командующим ВДВ в 1973 году впервые стало возможным десантирование бронетехники с экипажем внутри.
Умер Маргелов В. Ф. 4 марта 1990 года. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.
Рязанскому высшему командному училищу ВДВ присвоено имя Маргелова. В Рязани, Санкт-Петербурге, Пскове и многих других городах память о “Десантнике №1” увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках.
Были ли в советской армии части специального назначения
До сих пор не утихают споры о том, были ли в советской армии части специального назначения, или данную функцию исполняли войска ВДВ. Дело в том, что в СССР (как и в современной России) никогда не было отдельных войск специального назначения. Вместо них были части специального назначения ГРУ генерального штаба.
Хотя данные части существовали с 1950 года, их существование оставалось в секрете до конца 80-х годов. Так как форма частей специального назначения ничем не отличалась от формы других частей ВДВ, то зачастую не только обыватели не знали об их существовании, но даже солдаты срочной службы узнавали об этом только в момент принятия в личный состав.
В омут ВДВ
В 1950-ом году Василий Маргелов неожиданно для себя принял командование Дальневосточным особым корпусом ВДВ. Для многих такая должность показалась бы в то время унизительной. О десантных войсках ходила дурная слава. До 40-летнего возраста Василий Маргелов даже подумать не мог, что вся его последующая жизнь будет связана с небом. Парашют и вовсе не видел. А совершил свой первый прыжок по приказу, уже будучи генералом. В десантуре этот возраст считается предпенсионным. Но Маргелову отступать было некуда – приказ дан. Первый прыжок с корзины аэростата. Высота 400 метров. Ходят слухи .что прежде чем занять должность командира ВДВ, Маргелов заключил пари с генералом Денисенко на 6 прыжков. Денисенко погиб на третьем прыжке. Но Мареглов не остановился. Лишь дважды ломал ноги, но напор его сломить было трудно. Эти шесть прыжков стали неким посвящением в ВДВ.
Подготовка
Командирский состав ДШБ подбирали чаще всего из ВДВ, а комбатов, заместителей комбатов, командиров рот из ближайших военных округов. В 70-е года, в связи с тем, что руководство решило повторить свой опыт — создать и укомплектовать ДШБ, расширяется плановый набор в учебные заведения, которые обучали будущих офицеров ВДВ. Середина 80-х годов отмечена тем, что офицеры выпускались на службу в ДШВ, будучи подготовленные по образовательной программе для ВДВ. Также в эти годы ведётся полная перестановка офицеров, почти всех было решено заменить в ДШВ. При этом отличники учёбы шли на службу преимущественно в ВДВ.
Чтобы попасть на службу в ВДВ, как и в ДШБ необходимо соответствовать конкретным критериям:
- рост 173 и выше;
- среднее физическое развитие;
- среднее образование;
- без медицинских ограничений.
Если все соответствует, то будущий боец начинает подготовку.
Поэтому каждый боец имеет огромную выдержку
Стоит отметить, что не зря их называют универсальными бойцами. Эти люди могут действовать на различных местностях в любые погодные условия абсолютно бесшумно, могут маскироваться, владеют всеми видами оружия как своего, так и противника, управляют любым видом транспорта, средствами связи. Кроме отличной физической подготовки, требуется и психологическая, так как бойцам приходится преодолевать не только большие расстояния, но и «работать головой» чтобы опередить врага, на протяжении всей операции.
Интеллектуальная пригодность выясняется с помощью тестов, составленных специалистами. В обязательном порядке учитывается психологическая совместимость в коллективе, ребят включают в определённый отряд на 2-3 дня после чего старослужащие дают оценку поведения.
Проводится психофизическая подготовка, которая подразумевает под собой задания с повышенным риском, где идёт и физическое и психическое напряжение. Такие задания направлены на преодолевание страха. При этом, если выясняется, что будущий десантник не испытывает, вообще, чувства страха, то его не принимают на дальнейшее обучение, так как это чувство вполне естественно его учат контролировать, а не искореняют совсем. Подготовка ВДВ даёт нашей стране огромное преимущество в лице бойцов перед любым врагом. Большинство ВДВешников ведёт уже привычный образ жизни даже после ухода на пенсию.
Задачи воздушно-десантных войск
Для ВДВ обозначены следующие задачи:
Задачи в мирный период:
Самостоятельное выполнение миссий миротворческого характера или совместные акции сохранения мирной ситуации по международным нормам.
Задачи во время угрожаемого периода:
Укрепление других войсковых частей в пограничной местности, совместное общевойсковое обеспечение занятия позиций войсковой группировкой в опасных участках, десантирование в труднодоступную местность, охранные функции на ключевых объектах страны, противостояние спецгруппам неприятеля, антитеррористические операции и прочие меры нацбезопасности.
Задачи в военное время:
Выполнение различного десантирования, боевого противостояния в тыловых областях неприятеля, захват, удержание, ликвидация ключевых целей, поражение прорвавшихся вражеских частей и нейтрализация десанта противостоящей стороны.
Задачи ВДВ
Различия
Для прохождения службы в ВДВ и ДШБ критерии одинаковые. Рост от 175 см и выше, образование не ниже среднего и нормальное общее физическое развитие, отсутствие медицинских ограничений. Если эти критерии выдержаны, необходимо обучение. Подготовка ВДВ делает основной упор на физические нагрузки и включает: силу, выносливость, скорость.
Для этого существуют тесты по физической подготовке. Если не хватает выносливости, чтобы пробежать за 12 минут менее 2.8 км, или не хватает силы подтянуться на турнике 8 раз и более, то про воздушный десант можно забыть. Кроме этого, подготовка ВДВ включает сдачу тестов по интеллектуальной и профессиональной пригодности, психологической совместимости.
Психофизическая подготовка предусматривает решение задач с риском для жизни. Цель ее – преодоление чувства страха. В подготовке кадров для ДШБ и ВДВ существенная разница отсутствует.
Они в своей основе имеют одну общую главную задачу. Она состоит в проведении диверсий и боевых действий в тылу врага. Различие в том, что воздушный десант действует в интересах фронта, фронтов или Главнокомандующего на стратегическую глубину до 200 км. ДШБ привязаны к сухопутному командованию уровня дивизия-корпус-армия. Действуют в тылу противника на тактическую глубину до 50 км.
Интересные факты
Самолёт АН-12, предназначенный для десантирования людей и боевой техники, проектировался, исходя из габаритов и тоннажа БМД. По техническим условиям машина должна была легко проходить в грузовой люк. То есть, огромный транспортный самолёт подгонялся по размерам под десантную технику.
Легендарный командующий ВДВ Маргелов Василий Филиппович славился фанатичной преданностью своим войскам и, соответственно, пользовался уважением и любовью подчинённых. Именно поэтому аббревиатура «ВДВ» иногда расшифровывается как Войска Дяди Васи. А первое в истории десантирование БМД с экипажем на борту осуществили подполковник А.Г. Зуев и сын командующего лейтенант А.В. Маргелов!
Маргелов Василий Филиппович
Если при поступлении в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, абитуриенту не хватило несколько баллов для поступления, он уходит «партизанить». Это своеобразное добровольное испытание, заключающееся в том, что абитуриенты селятся в окружающих училище лесах и живут там по нескольку недель, а то и месяцев. По традиции, те абитуриенты, кто смог выжить в лесу определённый срок, получают второй шанс на поступление в училище. Так молодой человек подтверждает силу духа, необходимую для службы в ВДВ.
5 1 vote
Рейтинг статьи
Форма одежды
Для повседневного ношения используется стандартная военная форма за исключением узнаваемого во всём мире голубого берета. Только российские десантники носят голубой берет. У десантников остальных стран берет краповый, малиновый или красный. Петлицы, погоны, околыш на фуражке и кант на форменных брюках также голубого цвета.
Другая отличительная черта формы десантника — тельняшка. В отличие от морской нательной рубахи, «тельник» десантника имеет светло-голубые полосы. Командующий ВДВ Маргелов В.Ф. нередко устраивал проверку своим офицерам на предмет ношения этого атрибута униформы. И если под мундиром у офицера было стандартное бельё вместо тельняшки, ему указывали на дверь.
Во время полевых занятий головной убор военнослужащего — это кепка, шапка или панама.
Полевая форма менялась на протяжении десятилетий много раз. Причиной этому служила постоянная работа по улучшению и модернизации одежды по результатам боевых и учебных действий. Например, после событий в Анголе и ряде других африканских стран была разработана знаменитая «мабута» — полевая форма с накладными карманами на брюках и куртке военнослужащего. А своё название в среде десантников форма получила от фамилии генерала Мабуты, которому как раз и оказывалась помощь в том локальном конфликте на территории африканского государства.
Форма ВДВ тогда и сейчас
Десантники первыми получают все новые образцы военной формы. Ведь они, как никто другой, могут проверить её удобство, носкость, качество и т. д. Очередной пример такой формы, рождённой военным конфликтом – «горка», получившая широкое применение после войны на Кавказе.
Участие ВДВ в Афганской Войне
Организационно-штатная структура 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, на лето 1988 г.
В Афганской войне от воздушно-десантных и десантно-штурмовых формирований ВС СССР участвовали одна воздушно-десантная дивизия (103 гв. ВДД), одна отдельная десантно-штурмовая бригада (56 гв. ОДШБР), один отдельный парашютно-десантный полк (345 гв. ОПДП) и два десантно-штурмовых батальона в составе отдельных мотострелковых бригад (в 66 ОМСБР и в 70 ОМСБР). В общей сложности на 1987 год это были 18 «линейных» батальонов (13 парашютно-десантных и 5 десантно-штурмовых), что составило пятую часть от общего числа всех «линейных» батальонов ОКСВА (включавших в себя ещё 18 танковых и 43 мотострелковых батальона).
Практически за всю историю Афганской войны не возникло ситуации, которые оправдали бы применение парашютного десантирования для переброски личного состава. Основными причинами здесь послужили сложность горного рельефа и неоправданность материальных затрат в использовании подобных методов в партизанской войне. Переброска личного состава воздушно-десантных и десантно-штурмовых частей в горные районы боевых действий, непроходимых для бронетехники, осуществлялось исключительно посадочным методом с вертолётов. Как и во всех мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделениях в составе ОКСВА, до половины всех подразделений воздушно-десантных и десантно-штурмовых формирований были распределены на сторожевое охранение по сторожевым заставам, позволявшим контролировать дороги, горные перевалы и обширную территорию страны, значительно сковывая тем самым действия противника. К примеру 2-й парашютно-десантный батальон из состава 345 гв. ОПДП был рассредоточен по 20 сторожевым заставам в Панджшерском ущелье в районе кишлака Анава. Этим самым 2 ПДБ 345 ОПДП (совместно с 682-м мотострелковым полком 108 МСД, стоявшим в пос. Руха) блокировали западный выход из ущелья, являвшегося главной транспортной артерией противника из Пакистана в стратегически важную Чарикарскую Долину.
Советские десантники на БМД-1, Афганистан, 25 марта 1986 г.
Самой массовой боевой воздушно-десантной операцией в ВС СССР, в период после Великой Отечественной войны, следует считать 5-ю Панджшерскую операцию в мае-июне 1982 года, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта в Афганистане: только в течение первых трех дней, посадочным способом с вертолётов было десантировано свыше 4 тысяч человек. Всего же в этой операции принимало участие около 12 тысяч военнослужащих различных родов войск. Операция проходила одновременно на все 120 км в глубину ущелья. В результате большая часть ущелья Панджшер была взята под контроль.
В период с 1982-го по 1986-й во всех десантных подразделениях ОКСВА произошла планомерная замена штатной авиадесантируемой бронетехники (БМД-1, БТР-Д) на бронетехнику, штатную для мотострелковых подразделений (БМП-2Д, БТР-70). В первую очередь это было связано с малой защищённостью и низким моторесурсом конструктивно облегчённой бронетехники ВДВ, а также характером боевых действий, где задачи выполняемые десантниками, мало чем отличались от задач, поставленных мотострелкам.
Также с целью повышения огневой мощи десантных подразделений, в их состав ввели дополнительные артиллерийские и танковые подразделения. К примеру, 345 ОПДП по образцу мотострелкового полка дополнили артиллерийским гаубичным дивизионом и танковой ротой, в 56 ОДШБР артиллерийский дивизион был развёрнут до 5 огневых батарей (вместо положенных 3 батарей), а 103-й гв. воздушно-десантной дивизии придадут для усиления 62-й отдельный танковый батальон, что являлось несвойственным для организационно-штатной структуры частей ВДВ на территории СССР.
День ВДВ
Десантники отмечают день рождения ВДВ, как и ДШБ со 2 августа 2006 года. Эта своего рода благодарность за эффективность воздушных подразделений, Указ Президента Российской Федерации был подписан маем того же года. Несмотря на то что праздник объявлен нашим правительством, день рождение отмечается не только у нас в стране, но и в Белоруссии, Украине и большинстве стран СНГ.
Ежегодно ветераны ВДВ и действующие бойцы встречаются в так называемом «месте встреч», в каждом городе оно своё, например, в Астрахани «Братский садик», в Казани «Площадь победы», в Киеве «Гидропарк», в Москве «Поклонная гора», Новосибирск «Центральный парк». В крупных городах устраивают показательные выступления, концерты и ярмарки.
Подготовка офицерского состава для воздушно-десантных войск
История формирования ДШБ
Десантно-штурмовые бригады
Ближе к концу 60-х годов на Дальнем Востоке решено сформировать 11 и 13 бригады при вертолётных полках. Эти полки были задействованы преимущественно в труднодоступные местности, первые попытки высадок проходили в северных городах Магдачи и Завитинск. Поэтому для того чтобы стать десантником этой бригады нужна была сила и особая выносливость, так как погодные условия были практически непредсказуемыми, например, зимой температура достигала до -40 градусов, а летом присутствовала аномальная жара.
Местом дислокации первых ДШБ не просто так был выбран Дальний Восток. Это было время сложных отношений с Китаем, которые ещё больше обострились после столкновения интересов на острове Дамасский. Бригадам был отдан приказ готовиться к отражению нападения со стороны Китая, который мог атаковать когда угодно.
Высокий уровень и значимость ДШБ была продемонстрирована на учениях в конце 80-х годов на острове Итуруп, куда на вертолётах МИ-6 и МИ-8 высадились 2 батальона и артиллерия. Гарнизон, из-за погодных условий, не предупредили об учениях, в результате чего по высадившимся открыли огонь, но благодаря высококвалифицированной подготовке десантников никто из участников операции не пострадал.
В те же года, ДШБ насчитывал 2 полка, 14 бригад, около 20 батальонов. По одной бригаде прикреплялись к одному военному округу, но только к тем которые имели выход к границе по суше. Киев также имел свою бригаду, ещё 2 бригады были отданы нашим частям, находившимися за рубежом. В каждой бригаде имелся артиллерийский дивизион, подразделения тылового и боевого назначения.
После прекращения СССР своего существования, бюджет страны не позволял массовое содержание армии, поэтому ничего другого не оставалось как расформировать некоторые части ДШБ и ВДВ. Начало 90-х отмечено выведением ДШБ из подчинения Дальнего Востока и переведением на полное подчинение Москве. Десантно-штурмовые бригады преобразовываются в отдельные воздушно-десантные бригады — 13 ОВДБр. В середине 90-х план сокращения ВДВ расформировал состав 13 ОВДБр.
Таким образом, из вышесказанного видно, что ДШБ создавалось как одно из структурных подразделений ВДВ.
Самолеты ВДВ
Для ВДВ нужны самолёты особой конструкции: с большим люком грузового отсека (для военной техники), трапами и рампами («горками» для машин), с задранным вверх хвостовым оперением, которое не мешает загрузке и выгрузке.
Транспортники
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Фото и название Тактико-технические характеристики Дальний тяжёлый транспортник Ил-76 |
Экипаж: 5
Пассажироподъёмность: 128 десантников Масса: 885-210 т Грузоподъёмность: до 60 т Объём топлива: 109 000 л Скорость: 220-850 км/ч Дальность: 4000-6500 км Экипаж: 5 человек Пассажироподъёмность: 126 десантников Объём грузовой кабины: 321 м³ |
Транспортник АН-12 |
Экипаж: 6 чел;
Масса: 28-34,5 т Топливо: 22,6 т Скорость: 670-777 км/ч Дальность: 3200-10200 км; Полезная нагрузка: 20 т (или 60 парашютистов, или 90 солдат) Максимальная высота: 10 км Длина ВПП: 1230 м |
Тяжёлый транспортник Ан-22 «Антей» — самый большой турбовинтовой самолёт в мире |
Экипаж: 5-7
Грузоподъёмность: 60 т Пассажировместимость: 290 человек (или150 парашютистов,202 носилок) Масса: 119-225 т Скорость: 560-650 км/ч Дальность: 5225-8500 км Максимальная высота: 9000 м Длина ВПП: 1460 м |
Военно-транспортный Ан-26 |
Экипаж: 6 человек
Пассажировместимость: до 43 человек, или 30 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Грузоподъёмность: 5,5 т Масса: 16-24 т Скорость: 435-540 км/ч Дальность: 1100-2660 км Максимальная высота: 7300 м Длина ВПП: 870 м Вооружение: Бомбы до 500 кг |
Самый грузоподъёмный в мире Ан-124 «Руслан» |
Экипаж: 8
Объём грузового отсека: 1050 м³ Грузовместимость: 120 т + 28 сопровождающих Масса: 178-392 т Скорость: 800—865 км/ч Дальность: 4800-7500 км Максимальная высота: 11 км |
Реально перевезти грузы до 120 т, но выбросить парашютным способом свыше 40 т практически невозможно — самолёт может войти в штопор и разбиться.
Беспилотники
Помимо транспортников, ВДВ активно используют беспилотники для сбора информации, слежки за объектами, корректировки огня и пр.
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Разведывательный малогабаритный комплекс Искатель |
Максимальная высота: 4 км
Максимальная дальность: 10 км Время полёта: 40 мин Масса: 1,3 кг Двигатель: электрический Длина крыльев: 0,6 м запускаются «с руки», приспособлен для горной местности. |
Многофункциональный Орлан-10 |
Скорость: 90–150 км/ч
Максимальная высота: 5 км Максимальная дальность: 120-600 км Время полёта: 16 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: внутреннего сгорания (бензин А-95) Полезная нагрузка: 5 кг Взлетает с разборной катапульты, приземляется на парашюте. |
Тактический разведывательный Элерон-3СВ |
Скорость: 65-105 км/ч
Максимальная высота: 3 км Время полёта: 1,25 ч Температуры: от −30 до +45°C. Двигатель: электрический Длина: 0,45 м Масса: 3,4 кг Длина крыльев: 1,47 м Начинка: цифровая и ИК-камеры, приближение 10Х. |
Малый тактический разведывательный Тахион |
Скорость: 65-120 км/ч
Максимальная высота: 4000 м Минимальная высота: 50 м Максимальная дальность: 40 км Время полета: 2 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: электрический Длина: 0,6 м Полезная нагрузка: 5 кг Длина крыльев: 2 м. |
Форма одежды
Новый род войск
Первое воздушно-десантное подразделение было сформировано в СССР в 1931 году. В декабре 1932 года Реввоенсовет своим Постановлением вводит воздушно-десантные подразделения. Началось массовое развертывание частей нового рода войск, девизом которых в будущем станет «Никто, кроме нас».
Первоначально воздушно-десантные подразделения входили в структуру ВВС Красной Армии, но 3 июня 1946 года постановлением правительства СССР ВДВ были переданы в подчинение лично министру Вооруженных Сил (ВС) СССР. В связи с этим была введена штатная единица командующего этого рода войск.
Командующие ВДВ СССР и РФ, каждый в свое время, внесли вклад, кто больше, кто меньше, в развитие своих войск.
Второй Ермолов
Командующий ВДВ России Владимир Анатольевич Шаманов выделяется из всех своих предшественников: в его «активе» значатся две войны – чеченские.
Родился в Барнауле 15 февраля 1957 года. В 1978 году, после Рязанского училища, по рекомендации самого командующего ВДВ Сухорукова, назначается комбатом. Предельная требовательность к себе и своим подчиненным сделала его карьеру очень стремительной.
В 90-е годы Шаманов принимает участие в Карабахском конфликте, командует группировкой 7-й дивизии ВДВ в Чечне. В конце 1995 года становится замкомандующего группировкой ВС РФ в Чечне, а через год – командующим этой группировки.
Жесткость Шаманова в принятии решений многими сопоставляется с известным генералом Ермоловым, в свое время «принудившим к миру» Кавказ.
В мае 2009 года Владимир Анатольевич назначается командующим ВДВ РФ. В этой должности он находится по настоящее время. Служит жестко и действенно.
Самолеты ВДВ
Десантно-штурмовые формирования, их отличия от парашютно-десантных частей
Наряду с парашютно-десантными частями, в военно-воздушных войсках имелись и десантно-штурмовые части, которые находились в непосредственном подчинении командующих войсками военных округов. Их отличие состояло в выполнении различных задач, подчинённости и организационно-штатной структуре. Форма, вооружение, подготовка личного состава ни чем не отличалась от парашютно-десантных соединений.
Данная стратегия строилась на использовании массированных десантированиях в тыл противника, с целью дезорганизации обороны и внесения паники в ряды противника. Так как армейский авиапарк был укомплектован к этому времени достаточным количеством транспортных вертолётов, появилась возможность проводить масштабные операции с использованием больших групп десантников.
В 80-е годы на всей территории СССР было размещено 14 бригад, 2 полка и 20 батальонов десантно-штурмовых батальонов. Одна бригада ДШБ приходилась на один военный округ. Главная разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми частями состояла в следующем:
- Парашютно-десантные формирования были обеспечены специализированной авиадесантируемой техникой на 100 процентов, а десантно-штурмовые формирования имели только 25 процентов укомплектованности подобной бронетехникой. Объяснить это можно различными боевыми задачами, которые должны были выполнять эти формирования;
- Части парашютно-десантных войск подчинялись только непосредственно командованию ВДВ, в отличие от десантно-штурмовых частей, которые были в подчинении у командования военных округов. Это было сделано для большей мобильности и оперативности в случае необходимости внезапной выброски десанта;
- Поставленные задачи данных формирований тоже значительно отличались друг от друга. Десантно-штурмовые части должны были использоваться для операций в ближайшем тылу врага или на территории, занятой прифронтовыми частями противника, чтобы своими действиями внести панику и нарушить планы противника, в то время, как основные части армии должны были ударить по нему. Парашютно-десантные подразделения предназначались для высадки в глубоком тылу противника, а их высадка должна была производиться беспосадочным методом. При этом военная подготовка обоих формирований практически ничем не отличалась, хотя предполагаемые задачи парашютно-десантных частей были намного сложнее;
- Парашютно-десантные части ВДВ всегда были развёрнуты по полному штату и укомплектованы авто и бронетехникой на 100 процентов. Многие десантно-штурмовые бригады были неполного состава и не носили звание «Гвардейские». Исключением были лишь три бригады, которые были сформированы на базе парашютно-десантных полков и носили наименования «Гвардейские».