fbpx
No Image

Мёртвая голова (символ)

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

История военного использования символа[ | код]

На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, немецких, австрийских, итальянских и русских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т. д. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы.
Таким образом была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».

Прусский гусар

Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVIII века в 5-м гусарском полку прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren»). Форма прусских гусар: чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVIII веке и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещённые уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «DEATH OR GLORY» — то есть «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались).

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову» (от которой и ведёт своё происхождение череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.

Использование символа в Русской Императорской армии[ | код]

Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещёнными костями.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».

«Баклановский значок»

«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни”.

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный „Баклановский“ значок».

Верхняя челюсть

maxillasinus maxillariscorpus maxillaefacies orbitalisorbitamargo infraorbitalismargo orbitaliscrista lacrimalis anteriorincisura lacrimalisfissura orbitalis inferiorsulcus infraorbitaliscanalis infraorbitalisforamina alveolariafacies infratemporalisfossa infratemporalisfossa pterygopalatinatuber maxillaecanales alveolaresfades anteriorforamen infraorbitalefossa caninamlevator anguli orisprocessus alveolarisjuga alveolariaincisura nasalisspina nasalis anteriorapertura piriformisfacies nasalishiatus maxillarissulcus palatinus majorcanalis palatinus majorsulcus lacrimaliscanalis nasolacrimaliscrista conchalisprocessus frontaliscrista lacrimalis anteriorsulcus lacrimalismargo lacrimalissutura lacrimomaxillariscrista ethmoidalissutura frontomaxillarissutura nasomaxillarisprocessus zygomaticusos zygomaticumsutura zygomaticomaxillarisprocessus palatinussutura palatina medianatorus palatinuscrista nosalissutura palatina transversasulci palatinispinae palatinaefossa incisivaforamina incisivacanalis incisivussutura incisivaos incisivumprocessus alveolarisarcus alveolarisalveoli dentalessepta interalveolariasepta interradiculariajuga alveolariaos incisivumsutura intermaxillaris

Возвращение кольца

Кольцо «Мёртвая голова» носилось на безымянном пальце левой руки, черепом к себе. Как правило, награждаемый получал его одновременно с повышением по службе. Но вручалась эта награда не навечно. Все те, кто был разжалован, временно понижен в звании или исключён из рядов СС, вышел в отставку или на пенсию, должны были вернуть кольца и наградные листы. Если кавалер кольца умирал, его семья сохраняла наградной лист, но должна была вернуть кольцо. Все возвращенные кольца хранились в замке Вевельсбург. Если владелец кольца погибал на фронте, его товарищи должны были снять кольцо с пальца трупа любой ценой. Кольца, снятые с убитых членов СС, экспонировались на военном мемориале в Вевельсбурге, который даже называли «Schrein des Inhabers des Totenkopfringes» (усыпальница владельцев кольца «Мёртвая голова»). За десять лет, с 1934-го по 1944 год, по официальным данным СС, кольцом «Мёртвая голова» были награждены 14500 человек. К 1944 году почти три четверти из них были мертвы. 17 октября 1944 года Гиммлер приказал прекратить дальнейший выпуск колец до завершения войны. По состоянию на 1 января 1945 года, согласно документам СД, 64 процента колец было возвращено в Вевельсбург после гибели их владельцев, 10 процентов — потеряно и 26 процентов оставались у своих хозяев. А это означает, что по меньшей мере 3800 колец находились вне замка до конца войны. Весной 1945 года рейхсфюрер СС отдал приказ, чтобы все кольца, хранившиеся в Вевельсбурге, были погребены под горным обвалом, вызванным направленным взрывом. В послевоенное время вплоть до наших дней предпринималось множество попыток найти этот клад, но все они оказались безуспешными. И всё же историки подсчитали, что более 3500 колец после войны осталось на руках. Некоторые из них до сих пор всплывают на различных аукционах. Сегодня каждый экземпляр считается раритетом и достаточно высоко ценится среди коллекционеров. Вот только обладать этими кольцами небезопасно. Изготовление и вручение их было сопряжено с особыми ритуалами, придавшими этим артефактам магическую силу, не утраченную и по сей день. Известно немало случаев, когда обладатели этих колец и их близкие несли большие материальные потери, тяжело заболевали, получали серьёзные увечья, погибали в результате автокатастроф или иных несчастных случаев.

Метки: Германия, Тайны 20 века, нацизм, орден, мистика, колдовство, ритуал, артефакт, кольцо, СС, руны

Кровь и смерть

Первая мировая война, принёсшая миру невиданные жертвы и неизвестное ранее ожесточение сражающихся сторон, запомнилась появлением множества военных частей, несущих символ самопожертвования — адамову голову. Смертельная символика появилась на мундирах штурмовых частей, предназначенных для прорыва линии фронта. Дело это было очень опасное, из атаки возвращались далеко не все, так что готовность умереть для солдата-штурмовика была очень полезным свойством.

Штурмовыми частями были и Корниловский ударный полк(один из множества создаваемых в русской армииполков и батальонов смерти»), и женский батальон смерти Марии Бочкарёвой, а также итальянские ардити — то естьхрабрецы». Девиз ардити —Или победа, или все умрём».

Знаменосец и почётный караул Корниловского ударного отряда, 1917 год(источник фото)

Но не только штурмовики носили мёртвую голову. Не отставали и авиаторы, чья служба была не менее опасна. В 1916 году череп с костями стал символом 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта. Его изображали на хвосте самолёта.

Ньюпор» 19-го корпусного авиаотряда

В Гражданскую войну череп и кости олицетворяли борьбу с красными — тем более, что на Юге России неформальной гвардией Белого движения стали корниловцы. Так смертельная символика распространилась повсюду: от бронепоездаОфицеръ» до 1-го Костромского авиаотряда Северного фронта.

БронепоездОфицеръ»

Мёртвая голова оказалась на форме Западной добровольческой армии генерала Бермондт-Авалова, отряда атамана Булак-Балаховича, Железной бригады Чехословацкого корпуса, Сибирской штурмовой бригады. Даже поляки, сражавшиеся с Красной армией в 1920 году, тоже сформировали добровольческий отряд Huzarzy Śmierci.

Польские добровольцы в 1920 году под Львовом

Многие из перечисленных военных частей существуют и в наши дни. Они с гордостью носят доставшиеся им символы, говорящиепобеда или смерть». Однако любовь военных к пугающей символике всё чаще находит противников в современном мире, где такие эмблемы считаются неполиткорректными.

В 2018 году генерал-лейтенант Ангус Кэмпбелл, командующий армией Австралии, потребовал удалить с формы как неофициальные, так и традиционные символы смерти, назвав ихвысокомерными» иподрывающими героический дух армии». А в последние годы мы всё чаще встречаем новости о том, что представители военных ведомств стран Запада заявляют о недопустимости мёртвой головы на военной форме. Так умирают древние традиции.

Появление «мертвой головы»

Прежде всего, фашисты не являлись пионерами в использовании данного символа. Последний обладает рядом наименований. В основном его называют «Адамовой» или «Мертвой головой». Если внимательно изучить военную историю, то сложно станет найти вооруженные силы, где не использовался бы череп со скрещенными костями. Чего-либо аморального, оккультного или страшного в самом символе нет.


Изначально символ христианский

Первоначально он означал смерть как неизбежный конец всего, в т.ч. человеческого бытия. В армии «Адамова голова» символизирует презрение воина к гибели, храбрость перед лицом смертельной опасности.

Череп с костями появился очень давно, еще до Рождества Христова. Символ встречал еще в античном Риме. В нынешнем виде он появился с распространением христианства.

Согласно Священному Преданию, когда на Лобном месте Спаситель был распят, его кровь очистила останки праотца человечества, чьи останки находились под Голгофой. Поэтому в христианстве «Мертвая голова» символизирует как неизбежность окончания земной жизни человека, так и искупительную жертву Сына Божия.

Верхние конечности

Присоединяются к туловищу при помощи плечевого пояса, состоящего из:

  • Ключицы, крепящейся одним концом к грудине, и другим (акромальным) к акромиону лопатки. К ключице крепятся мышцы шеи и плеча, также она действует как опора для руки.
  • Лопатки, крепящейся с внешней стороны к ребрам и имеющей 2 поверхности (реберную и  дорсальную), 3 угла и 3 края.

Непосредственно скелет руки включает следующие элементы (рис.5):

  • Плечо. Плечевая кость в каждой конечности одна и имеет 2 конца: верхний — крепящийся к лопатке, нижний — образующий локтевой сустав, и тело.
  • Предплечье. Состоит из лучевой (меньшей по размерам) и локтевой кости.
  • Кисть. Состоит из костей запястья, пясти и фаланг пальцев.

Рис. 5. Правая кисть

Адамова глава – символ спасения

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём. Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоились голова и две кости предка всех людей, Адама. Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей. И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая. Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаявшихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение. Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Как попала голова Адама на Голгофу

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне? Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно? Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Златоустный? Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются? Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода. Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

Использование символа во время Гражданской войны в России[править | править код]

Красные матросы с флагом «Смерть буржуям»

Ударный отряд

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белыми. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красных «мёртвая голова» встречалась реже и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам», и т. п.).[источник не указан 3052 дня]

В Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды, солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения. Причём та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего «крестоносно-монашеского» характера, белые нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы. Иногда она сочеталась с ликом Христа, как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой.

Сотрудники ЧК использовали эту эмблему. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский описывал:

У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки

На знамени анархо-коммунистов батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всім, хто на пиришкодi добутья вільностi трудовому люду». («Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу»).

Христианские корни[править | править код]

Кровь Христа омывает череп Адама. Распятие Христа.Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико

Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.

Клиновидная кость

os sphenoidalecorpussella turcicafossa hypophysialishypophysistuberculum sellaeprocessus clinoideus mediussulcus prechiasmatischiasma opticumcanalis opticusjugum sphenoidalesutura sphenoethmoidalisdorsum sellaeprocessus clinoideus posteriorsulcus caroticuslingula sphenoidalisclivussynchondrosis sphenooccipitaliscrista sphenoidalisrostrum sphenoidalealae vomeriscanalis vomerorostratisconchae sphenoidalessinus sphenoidalisapertura sinus sphenoidalissutura sphenoethmoidalisaprocessus orbitalissinus sphenoidalisseptum sinuum sphenoidaliumalae minorescanalis opticusnopticusaophthalmicafissura orbitalis superiorfossae cranii anterior et mediaprocessus clinoideus anteriordiaphragma sellaealae majoresfacies cerebralisimpressiones digitataegyrorumsulci arteriosiforamen rotundumn maxillarisforamen ovalenmandibularisforamen spinosumforamen venosumforamen petrosumfacies orbitalisfissura orbitalis inferiorfacies maxillarisfossa pterygopalatinafacies temporalisfossa temporaliscrista infratemporalifossa infratemporalismpterygoideus lateralismargo frontalissutura sphenofrontalismargo parietalissutura sphenoparietalismargo zygomaticusprocessus frontalissutura sphenozygomaticamargo squamosusmargo sphenoidalissutura sphenosquamosalig sphenomandibularismtensor veli palatinipars petrosafissura sphenopetrosaforamen lalacerumsynchondrosis sphenopetrosaprocessus pterygoideilamina lateralisprocessus pterygoideimpterygoideus lateralislamina medialisprocessus pterygoideifossa pterygoideampterygoideus medialisincisura pterygoideaprocessus pyramidalishamulus pterygoideussulcus hamuli pterygoideimtensor veli palatinifossa scaphoideasulcus tubae auditivaecanalis pterygoideusprocessus vaginalisala vomerissulcus vomerovaginaliscanalis vomerovaginalissulcus palatovaginalisprocessus sphenoidalis ossis palatinicanalis palatovaginalisprocessus pterygospinosussutura sphenomaxillaris

Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также – символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто – символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес – символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) – символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Использование символа в Италии[править | править код]

В Италии неофициальная символика «мёртвой головы» была у ардити — элитного штурмового подразделения Королевской армии, которое появилось в Первую мировую войну. Причем, изображения символа отличалось от общепринятного. Скрещенные кости под черепом отсутствовали, а сам череп держа в зубах кинжал — основное оружие ардити в ближнем бою и их символ. Иногда череп украшал лавровый венок. Этот же символ перекочевал от ардити к сквадристам (предшественники чернорубашечников). Однако, к середине 20-х символ был практически вытеснен официальными ликторскими фасциями и забыт. Лишь в 1943 году воссоздавая 10-й флотию МАС при Национальной республиканской армии использовалась официальная символика в виде черепа, держащего в зубах розу.

Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто – символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес – символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) – символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Использование символа во время Гражданской войны в России

Красные матросы с флагом «Смерть буржуям»

Ударный отряд

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белыми. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красных «мёртвая голова» встречалась реже и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам», и т. п.).[источник не указан 2267 дней]

В Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды, солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения. Причём та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего «крестоносно-монашеского» характера, белые нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы. Иногда она сочеталась с ликом Христа, как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой.

Сотрудники ЧК использовали эту эмблему. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский описывал:

У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки

На знамени анархо-коммунистов батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду». («Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу»).

Броневик Остин белого контрреволюционного отряда с эмблемой «Мёртвая голова».

Использование символа во время Первой мировой войны

Знак Корниловского ударного полка

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещёнными костями отмечать число уничтоженных самолётов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолёта.

Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года (наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года), для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

В германской армии с сентября 1918 года эмблема «Адамовой головы» наносилась на все танки (в том числе и трофейные).

Использование символа во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны знак использовали солдаты 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее войска СС (например, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»). Так же данную эмблему использовали танкисты панцерваффе, независимо от того, входили они в состав войск СС или нет.

Честно скажем, наоборот, – в начале ее использовала 3-я танковая дивизия СС, а только потом уже все остальные, тем более восточные, соединения.

Череп на киле американского истребителя

Эмблема 3-й танковой дивизии СС

История перехода в армию

Здесь нет никакого секрета. В течение многих веков религия, включая христианство, играла важную роль в государствах. Хотя с XVI в. ее влияние на власть ослабло, вера осталась. Военнослужащие – люди, постоянно рискующие жизнью. Вполне закономерно, что «Мертвая голова», как знак спасения (возможное, при стремлении к высшей цели либо самопожертвованию) и неизбежности окончания земного пути угодил на военную униформу.


Нашел широкое применение в армии

Впрочем, фашисты не являлись пионерами в ношении «Адамовой головы» на форме. Правда, первыми символ использовали все же пруссаки. Примерно в середине XVIII столетия у немцев были сформированы т.н. Totenkopfhusaren – ударные полки гусар вооруженных сил Фридриха Барбароссы. Служащие конных войск носили головные уборы черного цвета – мирлитоны. На них была изображена «Адамова голова». С этого времени она стала распространенной в армии и других стран.

Комментировать
0