История
Основная статья: Военная история Франции
Накануне Первой мировой войны Франция обладала самой большой армией в Европе (включая колониальные войска) — 882 907 человек. Этому способствовал закон от 7 августа 1913 года, увеличивший срок службы с 2-х до 3-х лет и снизивший призывной возраст с 21 года до 20 лет.
Франция с 4 апреля 1949 года являлась членом военно-политического блока NATO — OTAN.
В июле 1966 года Франция вышла из военной организации NATO — OTAN, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась в военные структуры. Франция также является членом Ядерного клуба.
В 1992 году Франция отправила войска в состав сил ООН в Сомали, однако уже 8 октября 1993 года правительство страны выступило с заявлением, что операции ООН «носят спорный характер», обходятся слишком дорого для Франции и приняло решение о досрочном прекращении участия в операции и эвакуации военного контингента (в это время насчитывавшего 1 100 военнослужащих, сосредоточенных в основном в районе Байдоа).
В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооружённых сил, начатая в 1996 году. В рамках этой реформы произошла отмена призыва в мирное время и состоялся переход к контрактной армии, менее многочисленной, но более эффективной (по мнению некоторых). Реформа должна была продлиться до 2015 года. Общая численность французских вооружённых сил сократилась с 550 000 в 1989 году до 499 000 человек в 1996 году и 256 000 человек в начале 2000-х годов (в начале 2000-х ещё 82 000 человек составлял гражданский персонал).
На 2018 год занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США, России, Китая и Индии.
Белая книга
Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.
В 1994 году во Франции выпускается новая «Белая книга по обороне», задачей которой стала разработка новой стратегической концепции. В «Белой книге» указываются новые обстоятельства, в связи с которыми надо пересмотреть военную доктрину: «непредсказуемость и комплексный характер возможных конфликтов, географическая удаленность, опасность создаваемая распространением ОМУ» . Кроме того французские войска должны быть готовы проводить операции в отдаленных регионах мира, совместно с различными коалициями. Интересен тот факт, что в «Белой книге» было отмечено, что на тот момент Франция не обладала средствами для проведения подобных операций. Таким образом, в книге было косвенно подтверждено, что Франция зависит от своих союзников и в первую очередь от США, как это показала Война в заливе. Новая концепция в основном была направлена на урегулирование и предотвращение региональных конфликтов. Для предотвращения конфликтов предполагалось долговременное присутствие вооруженных сил в конфликтном регионе, международное сотрудничество, а также демонстрация силы. Отдельно указывалось, что любая операция может быть начата только с условием наличия мандата ООН. И, в любом случае, война не должна вылиться в дорогостоящую и затяжную.
Также, отдельное место в книге уделено угрозам распространения оружия, в том числе и ракет (то о чём говорил полковник А. Фор-Дюфурмантель ранее). Однако, было решено развивать только средства противовоздушной обороны, так как Франция не обладала средствами противоракетной обороны.
Белая книга 1994 ознаменовала серьёзные изменения в военной политике Франции и явилась своевременным ответом на изменение стратегической обстановки после окончания Холодной войны. Её положения были направлены в основном на поддержку тех сил, которые способствовали бы активности французских вооруженных сил в региональных конфликтах. Но, несомненно, такое изменение военной доктрины требовало модернизации самих вооруженных сил. Армии Франции были даны 3 приоритета: «способность оперативно собирать и анализировать информацию, эффективное командование и возможность проецирования (переброска и обеспечение ВС) сил» . На это и была направлена военная реформа 1996 г., основой которой стала «Белая книга» 1994 г.
Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки.
Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз — кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы.
Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.
В духе старых традиций в «Белой книге» 2008 г. приоритетными в сфере политики национальной безопасности определяются «оборонная и внешняя политика, которые вносят непосредственный вклад в национальную безопасность», но, «для того чтобы лучше обеспечить защиту интересов Франции и миссию по защите её населения, новая концепция национальной безопасности Франции обращается и к внутренней политике безопасности, по всем вопросам кроме тех, которые не имеют прямого отношения к личной безопасности людей и их имущества, нарушению закона и порядка».
Главной особенностью “Белой книги ” 2008 г.,является то, что «впервые на протяжении столетия Франция основывает свою достаточно революционную доктрину национальной безопасности не на гипотетическом всеобщем военном противостоянии в Европе, а сочетает оборону и обеспечение собственной национальной безопасности». Если стержнем Белой книги 1972 было «сдерживание», в 1994 году — «проецирование силы», то в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г. — это «знание и прогнозирование», что представляет собой новую стратегическую функцию, ставшую приоритетной задачей. также, одним из важных нововведений, предложенных в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г., является обозначение необходимости создания Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также должны войти премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования.
Ядерный арсенал Франции
Основная статья: Ядерное оружие Франции
Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет 4 стратегических подводных ракетоносца и около 100 самолётов с ядерными ракетами.
Ядерное оружие является гарантом безопасности Франции. Разработанное в 1960 году, оно стало главным инструментом политики безопасности и внешней политики. Ядерные силы Франции включают воздушный, морской и наземный компоненты, которые в свою очередь делились на стратегические и достратегические (тактические) силы.
Стратегическими считались баллистические ракеты, установленные на материке и на подлодках, а также ядерные бомбы, которыми были оснащены стратегические бомбардировщики «Мираж IV».
Достратегические силы включали: ракеты ASMP, которыми вооружали самолёты «Dassault Mirage 2000» и «Супер Этандар». Достратегические силы должны были нанести первый удар по противнику, чтобы показать серьёзность намерений, в противном случае должны были использоваться стратегические силы. Из этого следует, что ядерная доктрина Франции содержала в себе принципы концепции «гибкого реагирования», позволяя выбрать тот или иной тип вооружения в зависимости от характера угрозы.
- Первым, и самым главным принципом ядерной доктрины являлось то, что французские ядерные вооружения во время «холодной войны» были одним из элементов ядерного сдерживания НАТО, но особенность состояла в том, что Франция должна действовать независимо от НАТО, в первую очередь, исходя из своих собственных интересов.
- Второй принцип, вытекающий из первого, основывался на том, что Франция, в отличие от США, четко не определила против кого и в каком случае будет использован ядерный потенциал. Тем самым создавались условия некой неопределённости, что, по мнению французских стратегов, должно было усилить общую систему сдерживания.
- Третий принцип основывался на гарантии нанесения значительного ущерба «слабого(Франция) — сильному (СССР и Организации Варшавского договора)» в случае ядерного конфликта .
- Четвёртый принцип назывался «принципом сдерживания по всем азимутам», предполагавший что ядерные силы Пятой республики могли нанести неприемлемый ущерб любому противнику.
Большинство первых лиц Франции, начиная с Шарля де Голля и заканчивая Николя Саркози, заявляли, что ядерное оружие — это основа независимости Пятой республики в принятии внешнеполитических и стратегических решений. Францию ещё называли «ядерной монархией» (monarchie nucleaire), поскольку принятие решений по проблемам ядерного оружия — полностью прерогатива президента страны. Ядерная политика Франции была разработана в конце 1950-х — 1960-х годов и до конца Холодной войны в неё не было внесено никаких существенных изменений. Она основывалась на всеобщем консенсусе по отношению к ядерной доктрине и осознании необходимости владения ядерным оружием в целом. Завершение Холодной войны и распад Организации Варшавского договора вызвали не только необходимость пересмотра ядерной политики, но и корректировки самой структуры ядерных вооружений.
В 1990-е годы с окончанием «холодной войны» ядерный арсенал Франции был серьёзно сокращён. Было свернуто несколько ядерных программ и ликвидированы ракеты наземного базирования на плато Д’Альбион. Количество средств доставки с 1991 по 1997 год сократилось с 250 до 100 единиц[источник не указан 3598 дней]. А в 1998 году Франция ратифицировала протокол о запрете всех видов ядерных испытаний.
Армейская служба во Франции: «Война войной, а круасаны по расписанию»
Всегда встает вопрос: «за кого пойдешь воевать — за Францию или за Россию?». Я отслужил и во Франции, и в России. Год в русской армии прошел как 3 года, а служба во французской армии заняла один день. Нет, не сутки, а именно день. 8 часов.
Расскажу вам, как это все происходит.
Начну с того, что срочную службу во Франции в 1997 году отменил президент Жак Ширак под тем предлогом, что армию нужно сделать профессиональной. После чего был введен «День вызова (призыва)» — названия менялись, но начинка оставалась той же – анорексичной. Это, собственно, сейчас и называется службой, только присягу не принимаем. А может, вовсе это не служба? Судите сами… и (не) будете судимыми.
Зачем оно надо?
Я бы назвал это административной службой, поскольку это всего лишь формальность. По распорядку дня все вам станет ясно.
Начинались мои пляски в казарме города Венсен – буржуйском, потрясающем, всем рекомендуемом из-за своего замка и зоопарка пригороде Парижа (где я провел детство, поскольку там мой дедушка работал начальником почты), в 8 утра, «комильфо» — за круасанами. Не воевать же на голодный желудок! Война войной, а круасаны по расписанию
Ну и просто чтобы привлечь внимание. Ни о какой военной форме речь не идет – служба исключительно в гражданской форме одежды
Дело в том, что государству, конечно, интересно узнать побольше о своих подчиненн…. гражданах! И да — призывают как мужчин, так и женщин. Заполняется куча анкет и пишутся диктанты для проверки, нет ли граждан, не умеющих писать. Ведь «военный билет» позволяет потом записаться в автошколу, например. Вот это патриотизм! Если перевести текст диктанта на русский, то получится примерно такое содержание – «Маша любит кашу». Главное не перепутать Машу и кашу, а то получится как раз второе.
Самое веселое, это как я сумел стартануть со знакомства с усато-пузатым старшиной – плеоназм. Конечно, стартанул, ведь Наталья Морская Пехота тоже стартует!
Герой Пятой республики, прапорщик Жан-Жак-Эмиль-Этьен хвалил французскую армию, приводя в пример мастерство, которое проявили его войска, когда во времена СССР следили за радарами, чтобы проверить, не попытается ли Союз наступить на Францию.
Мне кажется, что если бы СССР наступил своей военной пяткой на французский каблук, никому бы мало не показалось.
Рассказав о доблести армии, Жан-Жак-Трали-Вали поинтересовался нашими судьбами, чтобы узнать, не сходятся ли они с Вооруженными силами Пятой республики.
Призывники начали рассказывать о себе. В основном были люди из народа, из арабских народов. Я со своей черной мордой среди них оказался самым арийцем, маршал Петен в дивизию СС «Шарлемань» призвал бы меня, но не суть. Затем я представился: «Меня зовут Ян, по маме русский, по папе француз, заканчиваю школу, потом уезжаю в Россию поступать в спецназ — «Альфа», «Вымпел» или ГРУ. Еще в раздумьях».
Конечно, это в шутку, но намерения относительно службы в русской армии и вправду были серьезными. После такого Жан-Жак-Лямур-А-Труа пошел отжимать свои усы от пота и готовиться к контр-наступлению — уговорить меня пироженками пойти служить во французскую армию, потому что там лучше кормят. Я ему ответил, что не изменю России и не пойду служить за Францию, а точнее, за НАТО, не ответившее за Югославию, ради булок.
Затем, скрытно, запускается второй этап плана Барбароссы – продакт-плейсмент армии. Нам рассказывали о чудесах армии, о том, что любому там место. Водителем, заправщиком истребителей на авианосцах, штабным, связистом, командиром и фельдшером. И получить кучу льгот. Суть в том, чтобы подписать как можно больше контрактов. На самом деле мало кто идет служит по контракту, слишком тяжелые условия. А нам показывали крутые презенташки.
Ну и третий акт балета – французский поцелуй с манекенами — оказание первой медицинской помощи. Чтобы образ полезности срочной службы сохранился.
На этой романтике – тушенке по-французски — закрывается первый том. Я ухожу на антракт за бутербродами, в ожидании второго тома, который потенциально откроет нынешний президент Макрон – своей идеей вернуть нормальную срочную службу. Я исключаю вариант, что она будет восстановлена надлежащим образом. Макарон уже озвучивал желание вернуть старое — что-то такое, напоминающее наполеоновские замашки. Но у него не получится, сам «не мужик – не служил».
Чины и знаки различия[ | код]
Ниже представлены наименования чинов и знаки различия военнослужащих и соответствующие административные категории войск НАТО.
Военнослужащие начальствующего офицерского состава | код
Категории | ГенералыOfficiers généraux | Старшие офицерыOfficiers supérieurs | Младшие офицерыOfficiers subalternes | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Код СВ Франции | O-9 | O-8 | O-7 | O-6 | O-5 | O-4 | O-3 | O-2 | O-1 | O-1 | O-1 |
Код НАТО | OF-9 | OF-8 | OF-7 | OF-6 | OF-5 | OF-4 | OF-3 | OF-2 | OF-1 | OF-1 | OF-1 |
Знаки различия | |||||||||||
Чин СВ Франции | Général d’armée | Général de corps d’armée | Général de division | Général de brigade | Colonel | Lieutenant-colonel | Commandant | Capitaine | Lieutenant | Sous-lieutenant | Aspirant |
Русский перевод | Генералармии | Корпуснойгенерал | Дивизионныйгенерал | Бригадныйгенерал | Полковник | Подполковник | Коммандан | Капитан | Лейтенант | Младший лейтенант | Кандидат в лейтенанты |
ЗваниеВС РФ | Генералармии | Генерал-полковник | Генерал-лейтенант | Генерал-майор | Полковник | Подполковник | Майор | Капитан | Старший лейтенант | Лейтенант | Младший лейтенант |
Военнослужащие рядового и сержантского состава | код
Категории | ПрапорщикиSous-officiers | СержантыSergents | Солдаты и капралыSoldats et caporals | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Код СВ Франции | O-9 | O-8 | O-7 | O-6 | O-5 | O-4 | O-3 | O-2 | O-1 | ||
Код НАТО | OR-9 | OR-8 | OR-7 | OR-6 | OR-5 | OR-4 | OR-3 | OR-2 | OR-1 | ||
Знаки различия | |||||||||||
Чин СВ Франции | Major | Adjudant-chef | Adjudant | — | Sergent-chef | Sergent | Caporal- chef de 1ère classe | Caporal chef | Caporal (Brigadier) | Soldat de 1ère classe | Soldat |
Русский перевод | Старшина | Старшийаджюдан | Аджюдан | — | Сержант-шеф | Сержант | Капрал-шеф1-гокласса | Капрал-шеф | Капрал (Бригадир) | Солдат1-гокласса | Солдат |
ЗваниеВС РФ | — | Старший прапорщик | Прапорщик | — | Старший сержант | Сержант | — | Младший сержант | — | Ефрейтор | Рядовой |
Курсанты военных училищ | код
Военное училище | код
Код | SLT | ASP | Е01 | Е0R | |
---|---|---|---|---|---|
Погоны | |||||
Наименование чина | Младший лейтенант (2-й курс) (1-я учебная бригада) | Кандидат в офицеры (3-й курс) (войсковая стажировка) | Курсант 1-го курса (2-я учебная бригада) | Курсант 1-го курса | |
Аббревиатура | |||||
Код НАТО |
Военное училище инженерных войск Сен-Сир | код
Код СВ Франции | SLT | Е02 | Е01 | ||
---|---|---|---|---|---|
Погоны | |||||
Наименование чина | Младший лейтенант (3-й курс) (1-й батальон) | Курсант 2-го курса (2-й батальон) | Курсант 1-го курса (3-й батальон) | ||
Аббревиатура | |||||
Код НАТО |
Организационно-штатная структура
ОШС на 2018 г.
ОШС на 2016 г.
- Главный штаб Сухопутных войск, Лилль
-
1-я танковая дивизия, Безансон
- 7-я танковая бригада, Безансон
- 9-я бронекавалерийская бригада марин, Пуатье
- 27-я горнопехотная бригада, Варс-Альер-э-Риссе
- Франко-немецкая бригада, Мюлльхайм (Германия)
- 1-й артиллерийский полк, Буронь
- 19-й инженерный полк, Безансон
- 132-й кинологический батальон, Сюипп
-
3-я танковая дивизия, Марсель
- 2-я танковая бригада, Илькирш-Граффенштаден
- 6-я бронекавалерийская бригада, Ним
- 11-я парашютно-десантная бригада, Бальма
- 54-й артиллерийский полк, Йер
- 31-й инженерный полк, Кастельсарразен
- 2-й драгунский полк РХБ защиты, Фонтевро л’Абе
- Разведывательное управление, Страсбург
- Управление развития информационных и коммуникационных технологий, Сессон-Севинье
- 28-й полк связи, Исуар
- 40-й полк связи, Тьонвиль
- 41-й полк связи, Дуэ
- 48-й полк связи, Ажен
- 53-й полк связи, Люневиль
- 807-й полк связи, Рен
- Дьёзский начальный учебный центр, Дьёз
- Управление материально-технического обеспечения, Лилль и Монлери
- 121-й полк материально-технического обеспечения, Лина, Монлери
- 503-й полк материально-технического обеспечения, Ним
- 511-й полк материально-технического обеспечения, Осон
- 515-й полк материально-технического обеспечения, Бри
- 516-й полк материально-технического обеспечения, Туль
- 14-й полк десантного обеспечения, Тулуза
- Медицинский полк, Вальбон
- 519-я группа морских перевозок, Тулон
- Центр наземных перевозок, Монлери
- Монлерийский начальный учебный центр, Монлери
- 24-й отдельный пехотный полк (резервный), Париж
- Управление технического обслуживания, Лилль и Версаль
- 2-й ремонтно-восстановительный полк, Брю
- 3-й ремонтно-восстановительный полк, Мюре
- 4-й ремонтно-восстановительный полк, Ним
- 6-й ремонтно-восстановительный полк, Безансон, Гресвиллер, Вуаппи
- 7-й ремонтно-восстановительный полк, Лион
- 8-й ремонтно-восстановительный полк, Мурмелон-ле-Гран
- Буржская военная школа, Бурж
- Гарригский начальный учебный центр, Гарриг-Сент-Элали
- Управление центров боевой подготовки, Майи-ле-Кан
- Школа общевойсковой подготовки, Сомюр
- Управление армейской авиации (Aviation légère de l’Armée de terre), Велизи-Виллакубле
- 4-я вертолётная бригада (4e brigade d’aérocombat), Клермон-Ферран
- Управление сил специального назначения, По
- 1-й парашютно-десантный полк марин, Байонна
- 13-й парашютно-десантный драгунский полк, Мартиньяс-сюр-Жаль
- 4-й вертолётный полк специального назначения, По
- Организационно-мобилизационное управление, Париж
- Служба технического обслуживания промышленных объектов
- Управление человеческими ресурсами и обучением
- Управление Иностранного легиона, Обань
-
1-я танковая дивизия, Безансон
Deus Vult, боевые ёжики и краснозвёздные колониальные коммандос
Девиз марин — фразаEt au Nom de Dieu, vive la coloniale!» — то есть,Во имя Господне, да здравствуют колониальные войска!».
Фраза лишь выглядит пафосной и похожей на Deus Vult(«Этого хочет Бог» — боевой клич христиан во время провозглашения первого крестового похода). История её происхождения проста и иронична.
Жил-был среди племён туарегов посреди Сахары французский миссионер Шарль Эжен де Фуко. Туарегов он изучал и попутно пытался обращать в католицизм.
Шарль де Фуко
Естественно, нравилось это не всем. В 1908 году его миссию осадили отряды недовольных племён. Бедолага совсем отчаялся, но ему на помощь пришла-таки рота колониальных войск.
Символы частей и подразделений марин — это отдельная песня.
Эмблемы 2-го пехотного полка марин и значок 5-й роты
К примеру, на эмблеме 2-го пехотного полка Troupes de marine красуется романтичный парусник с геральдическими лилиями. А на значке его 5-й роты мы с удивлением обнаруживаем сурового военного… ёжика. В форменной тёмно-синей пилотке с якорем. Причём прозвище бойцов пятой роты — слоны. Л — логика!
Впрочем, когда второй пехотный полк марин был ещё вторым колониальным пехотным полком, его эмблема впечатляла не меньше. На ней был изображён жизнерадостный белый бронтозавр на фоне якоря и лотарингского креста.
Особо любят марины азиатскую экзотику, что неудивительно с учётом их послужного списка в Индокитае.
Эмблемы 2-го эскадрона 1-го пехотного полка, эскадрона управления и МТО и роты разведки и огневой поддержки 2-го полка
На эмблеме 2-го эскадрона 1-го пехотного полка марин(который на самом деле бронекавалерийский — традиционные названия, да!) — недоумевающий восточный дракон с оперённым подкалиберным снарядом в лапах. У их коллег из эскадрона управления и МТО — индийский семиглавый змей Васуки, спутник бога Шивы. У роты разведки и огневой поддержки 2-го полка — чёрный дракон с молниями на фоне миномёта.
Эмблемы 2-й и 3-й рот 3-го полка
Есть на нашивках и Африка. Задумчивый верблюд 2-й роты 3-го полка и упоротого вида лев 3-роты того же полка.
Но всех суровее и циничнее старая эмблема 3-го парашютного полка марин тех времён, когда он ещё был 3-м батальоном колониальных коммандос в Сайгоне. На ней изображены якорь и парашют. Между рогами якоря красуется роскошная красная звезда, а на штоке — буквы BCCP(«bataillon colonial de commandos parachutistes»). Напомню, батальон в разгар Холодной войны воевал с вьетнамскими коммунистами. Используя самуюсоветскую» по виду эмблему в истории западных армий.
Зато 1-й парашютный полк марин, являющийся частью французских сил специальных операций, обнаруживает на своей эмблеме подозрительно знакомые буквы S.A.S.: в годы Второй мировой он появился, как укомплектованный французами дивизион британской САС(SAS, Special Air Service — один из первых в мире спецназов), и лишь затем вошёл в состав вооружённых сил Франции.
Военные звания в Армии Франции
Высшими рангами воинских званий являются в сухопутных войсках: Генерал и Адмирал в морских силах, низшими: солдат и матрос, соответственно. Французские бригадные подразделения отличаются между собой разнородным составом воинских званий и отличий, а также большим разнообразием штатного вооружения. Национальное командование ВС объясняет такую систему наиболее мобильной, которая сможет в любой военной ситуации быстро сформировать сбалансированную группировку сил и средств.
По сравнению с другими странами мира, современные ВС Франции обладают сбалансированной структурой, включающей в себя мощный ВМФ. Военизированные армейские подразделения имеют самый большой практический опыт проведения самостоятельных военных операций вне своей территории среди всех стран ЕС и НАТО.
Вооруженные силы страны сыграли важную роль в ВСООНЛ: специальной военной миссии (по решению СБ ООН) по поддержанию мира вдоль ливано-израильской границы, на основании соглашения о прекращении огня. Миссия способствовала прекращению ливанской войны в 2006 г.
В настоящее время, более 2000 военнослужащих несут военную службу вдоль границы Ливана и Израиля, на их оснащении находится бронетехника, артиллерия и средства ПВО. ВС поддерживают морскую и воздушную развернутую дислокацию своих подразделений на шельфе.
По просьбе правительства африканского государства Мали, национальные вооруженные силы с 2013 до 2014 г. провели антитеррористическую операцию Serval для устранения всех признаков терроризма среди туарегов Сахеля. Помимо миротворческой деятельности на территории Африки, французские военные участвуют в войне против ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) на территории Сирии и Ирака.
История Армии Франции
Первый набор рекрутов в армейские ряды в 1636 г. провел кардинал Ришелье, когда возникла опасность иностранного вторжения во Францию, численный состав войск насчитывал около 100 тысяч пехотинцев и кавалеристов. Численность армии франции к началу 21 века составила 131000 человек, включая 66000 тыс., находящихся в боевых подразделениях.
Главный приоритет национальной военной доктрины – это основополагающая концепция своей независимости как самодостаточного государства, ядерного сдерживания и военной самодостаточности. На вооружении армии Франции находится ядерный боезапас (тактическое ядерное оружие) и страна является одним из основателей НАТО, активно работая со своими партнерами по адаптации альянса к ведению холодной войны.
В конце 1995 года Франция объявляет о намерении увеличить свое участие в военном крыле НАТО, в том числе Военного комитета (из которого она вышла в 1966 году), сейчас страна остается активным сторонником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других совместных военных акций Евросоюза.
Сколько служат в Армии Франции? Граждане страны могут на добровольных началах служить в ней, потому что с 1996 г. был отменен обязательный призыв. Французские вооруженные силы являются 13-ми в мире по количественному составу войск и представляют самую большую армию ЕС. Армия Франции сегодня – это крупная военная ядерная сила, после России и США.
Читайте важные советы для человека желающего иммигрировать во Францию тут.
О военных традициях
Во Франции, со всеми её революциями и реставрациями, армия сумела сохранить историческую преемственность.
Революционный 152-й пехотный полк с изображеним красного чёрта на эмблеме сформировался в 1794 году. Наряду с ним действует и 5-й драгунский полк, созданный в 1668 году Людовиком XIV — с нашивкой в виде короны с монаршим вензелем на горностаевом поле.
Воссозданные ранее существовавшие части и подразделения тоже получают исторические наименования.
Например, в 2016 году для службы в Арабских Эмиратах французы возродили 5-й кирасирский полк 1653-го года формирования. Традиции его включают наименованиепольский королевский» и эмблему с белым орлом и лилиями. Сама эмблема символизирует участие полка в деле восхождения на престол Речи Посполитой Станислава Лещинского.
Проблема реинтеграции Франции в NATO — OTAN
Rafale B 4-й истребительной авиаэскадры (4e escadre de chasse) ВКС Франции. 19 апреля 2018 года.
Франция занимает 4-е место по финансированию NATO — OTAN, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом NATO — OTAN. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. NATO — OTAN — единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно.
После крушения биполярной системы Франция продолжила свою независимую от NATO — OTAN оборонную политику. Более того, она стремилась вообще вытеснить Соединённые Штаты из Европы. Президент Франции, Франсуа Миттеран, хотел использовать окончание Холодной войны для того, чтобы освободить европейскую политику от «слепого» равнения на США и придать ЕС статус самодостаточного центра силы, который бы действовал независимо от NATO — OTAN. Французы полагали, что безопасность Европы не будет обеспечена, если её оборона будет зависеть от США. Однако, самодостаточность европейской обороны не соответствовала интересам США.
После объединения Германии и распада СССР, США нужно было найти новые оправдания для военного присутствия в Европе и существования NATO как такового. Так, зародился проект, разработанный в США, который ставил Альянс в центр европейской системы безопасности. Также была выдвинута идея о распространении Альянса «от Ванкувера до Владивостока». Такое развитие NATO — OTAN вызвало опасение у Франции, которая изначально была против расширения NATO — OTAN на восток. Франция выступала за постепенное присоединение бывших стран ОВД к странам западного мира, которое бы проходило постепенно и в рамках преимущественно европейских структур.
15 июня 1991 года в Бельгии было проведено совещание министров обороны стран NATO, на котором было решено создать «Силы быстрого реагирования». На совещании было предложено использовать вооружённые силы Альянса для разрешения конфликтов в Европе, как инструмент СБСЕ. Следовательно, предполагалось, что НАТО станет основой европейской системы безопасности, чему сопротивлялась Франция. Позиция Франции сводилась к тому, что Европейская оборона должна полагаться на СБСЕ, Совет NATO и ЗЕС.
В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии.
При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединённую структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции.
На местах войска принимают участие совместно с NATO в операциях в Афганистане и в Косово.
Благодаря французскому председательству в Европейском Союзе, европейская политика безопасности и обороны получила конкретные продвижения вперёд с усилением оперативного потенциала и масштабным участием Европы в операциях на местах (продолжение операций европейского контингента в Чаде, начало гражданских наблюдательных миссий в Грузии в сентябре, а в декабре — в Косово, и, наконец, первая морская европейская операция «АТАЛАНТ» для борьбы против пиратов).
Франция сегодня вносит четвёртый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета.
Выразив стремление вновь войти в объединённое командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 18 марта.
Принципы независимости, заложенные в 1966 г. генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования NATO в мирное время. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полная независимость, в отличие от англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как обороне Европы, так и NATO. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с NATO. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г.