fbpx
No Image

Мавро орбини: славянское царство (историография)

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

О чем книга?

Объемный труд Мавро Орбини повествует об истории всех славянских народов. Начиная с момента их расселения и заканчивая упадком славянской цивилизации. Ученый, не колеблясь, причислил к славянам племена аваров, готов, гетов, аланов, илиров, что позволило историкам рассуждать о существовании уже в те времена на территории славянской земли мультикультурализма и многонационального общества. В «Славянском царстве» Мавро подробно описывает законодательную и военную систему славян, боевые и торговые походы, развитие ремесел и создание масштабных производств различных товаров.

Также ученый уделяет большое внимание архитектуре, литературе, изобразительному искусству народа

Некоторые источники, используемые Мавро, не вызывают доверия у современных историков, так как считаются либо утраченными, либо являются доказанной древней фальсификацией. Всего в научном исследовании Орбини использовал около двухсот информационных источников, что, несомненно, сказалось на качестве и информационной ценности «Славянского царства» .

Славяне, названные у латинян скифами, успешно воевали с Александром Македонским

”Позже Александр Великий вступил со всем своим войском в сражение с упомянутыми славянами и понёс немалые потери, нанеся при этом противнику незначительный урон”. 

Что ж, какие выводы напрашиваются? – История славян искажена до неузнаваемости, а их подвиги и достижения высмеяны и оклеветаны. Один из самых древних и самых славных на земле народов превратился на страницах книг, начиная, примерно, с 17 века, в дикое племя варваров, которое за всё своё недолгое существование не отметилось в мировой истории ничем примечательным. Но, может быть, всё-таки тёмное время для славянской истории проходит?

Видеоверсия этой статьи с дополнительными материалами:

Происхождение славян

Самое интересное в истории славян – это, пожалуй, откуда же они все-таки взялись? И что на этот счет пишет Марво Орбини? Читаем последний русский перевод, сделанный в 2009 году, называемый ПОЛНЫМ переводом (потому, что предыдущий перевод от 1722 года был сокращенным):

Я, к сожалению, не владею не только старо-итальянским, но и итальянским. Поэтому только названия могу читать. Вижу: Скандинавия, Азия, Гиперборея, Тартары, Вандалы, Burgundioni, Francesi, Скифы, Аланы Скифы. Возможно, здесь написано следующее:

Так вот кому тартары обязаны своим названием – Энею Сильвио! Он же – Пий II, римский папа с 1458 по 1464. О горах, по-моему, тут ничего не сказано. Четко написано: Hyperborei. А слово «hora» переводится как «ныне». Вообще, по части географии Мавро Орбини часто приводит в своей книге цитаты Клавдия Птолемея, греческого астронома, астролога, математика, механика, оптика, теоретика музыки и географа 2-го века. Поэтому, может быть, логичнее у него и посмотреть? Сами манускрипты вряд ли я смогу понять, даже если и увижу. Но в интернете есть карта, составленная по его описаниям:

Эта карта взята из книги редакции 1482 года. Книга была написана в 1406 году и представляла из себя латинский перевод греческого манускрипта по географии, написанного во 2м веке Птолемеем.Рассмотрим фрагменты:

Карта кликабельна

И следующий фрагмент:

Карта кликабельна

Еще один способ определить, кем является население страны/территории, – посмотреть на его название. Я – не лингвист, но, по-моему, окончания «ая», «ай» присутствуют только в славянских языках. Имеет название на карте такое окончание, значит, населяют эту территорию славяне? А на старых картах практически нет других названий. Об этом как-нибудь подробнее в другой статье, а сейчас возвращаемся к Орбини.

Критика

Негативную информацию о «Славянском царстве» распространяли, в основном, агенты католической церкви исключительно по политическим причинам. Целью сторонников Реформации стало очернение репутации своих религиозных противников, что привело не только к расколу в Церкви, но и к длительной политической войне.

Спустя два года после издания книга Мавро Орбини была запрещена на территории Западной Европы.

Отечественные историки в силу ряда причин также практически не уделяли внимания уникальной книге «Славянское царство», предпочитая основываться на более современных и поверхностных трудах своих коллег, между тем как именно в работе Орбини содержится немало поистине уникальных данных об истории и культуре славянских народов.

Дальнейшая судьба книги Орбини

Один из случайно уцелевших экземпляров «Славянского царства» в 1705 году раздобыл и привёз в Россию уроженец Дубровника на русской службе Савва Рагузинский-Владиславич. Он преподнёс книгу в дар царю Петру I

Однако прошло время, пока занятый войной и государственными преобразованиями монарх обратил на неё внимание

Достойно уважения, однако, что царь, за всеми своими многообразными делами, не забыл об этой книге! В 1722 году из печати вышел перевод «Славянского царства» на русский язык, причём предисловие к русскому изданию написал сподвижник Петра, известный просветитель, архиепископ Феофан Прокопович.

Но сочинение Орбини прошло как-то мимо внимания русской просвещённой публики. О книге Орбини как источнике не упоминали ни Василий Никитич Татищев, ни Михаил Васильевич Ломоносов – два величайших русских историка XVIII столетия, разрабатывавших альтернативу будущему официальному «норманизму». Итальянский же оригинал произведения был в России по-прежнему недоступен. Отдельным знатокам было известно сочинение Орбини, но не они определяли путь развития русской историографии.

Книга «Славянское царство» оказалась напрочь забыта отечественными историками почти до наших дней.

Непризнанная древняя история славян

«Нет ничего удивительного, мои благосклонные читатели, что славянское племя, ошибочно называемое ныне склавонским, не пользуется у историков той славой, которую по праву должно бы иметь, и его достойные деяния и славные походы сокрыты плотным туманом и почти погребены в вечной ночи забвения. Имея в избытке мужей воинственных и доблестных, не нашлось у него мужей учёных и образованных, которые своими писаниями обессмертили бы его имя. Другие племена, намного уступающие ему в своём величии, лишь потому пользуются ныне такой известностью, что имели учёных мужей, прославивших их своими писаниями», — такими словами Орбини предваряет свой труд.

О чём повествовала книга, названная аббатом с острова Млет «Славянским царством»? Примечательно, что современная историография придерживается в отношении истории славян той же событийной канвы, которую Орбини излагал примерно с VI-VII веков нашей эры. Однако она решительно отвергает все более древние построения автора.

По мнению Орбини, славянам не повезло в плане описания своей истории потому, что они были заняты в основном войной. «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию, Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Силезию, Чехию, Польшу и побережье Балтийского моря. Вторглись в Италию, где в течение длительного времени вступали в стычки с римлянами, иногда терпя поражения, иногда мстя им большими жертвами с их стороны, иногда заканчивая бой с равным преимуществом. Покорив, в конце концов, Римскую империю, они заняли многие из её провинций, разрушили город Рим, сделав римских императоров своими данниками, чего не смогло совершить ни одно другое племя в мире. Они овладели Францией, основывали королевства в Испании, и от их крови ведут свое происхождение благороднейшие роды».

Итак, падение Римской империи Орбини относит к деяниям славян. Но и это не всё, в чём его историческая концепция находит решительное противодействие у нынешних историков.

По мнению Орбини, из числа славян вышли такие народы, как «вандалы, бургунды, готы, остготы, вестготы, гепиды, геты, аланы, верлы, или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, певкины, даки, шведы, норманны, фенны или финны, угры или унграны, маркоманы, квады, фракийцы и иллирийцы. Были также и венеды или генеты, занявшие побережье Балтийского моря, и делившиеся на многие племена». Это те же венеты, считал Орбини, которые дали имя городу Венеция, а также были известны на побережье Бретани. Что касается известных в этом списке народов, то ошибка Орбини очевидна, но относительно древних мы не всегда можем его проверить. Мнение историков о германстве тех же вандалов или герулов – не более чем дань моде.

Историческое повествование Орбини начинается с выхода славян из Скандинавии. Скифы и сарматы тоже были славянами. Интересно упоминание об антах, которых большинство нынешних историков считает славянами. Сведения о них Орбини черпал из неизвестного ныне источника, называемого «Русскими хрониками» некоего Иеремии Русского.

В целом же, по Орбини, славяне предстают народом, составлявшим основную массу так называемого варварского мира античной Европы, хотя события до начала Средневековья изложены автором весьма кратко и отрывочно.

Научная добросовестность повредила автору

В самом начале своего труда Мавро Орбини приводит список из 280 различных древних и средневековых авторов, чьи работы послужили ему источниками для написания «Славянского царства». Большинство из них неизвестны нынешним историкам. По утверждению Орбини, сделанному в предисловии, он смог ознакомиться с этими книгами в богатой библиотеке герцога Урбинского в Пезаро. Из них напротив 13 имён стоит пояснение, что это запрещённый автор.

Орбини не делал секрета, что использовал, среди прочего, сочинения писателей, запрещённых римской церковью из-за их позиции в отношении католической религии. Автор не хотел, чтобы его обвинили в придумывании какой-то информации, поэтому он раскрыл все источники, какими располагал. Однако такая научная добросовестность и такая открытость имели наихудший результат, ведь именно включение имён таких авторов в библиографический список и послужило католической церкви формальным поводом запретить книгу самого Орбини.

Возможно, у Ватикана был и другой мотив: запретить распространение книги, повествовавшей о славянах как о древнем великом народе, ничем не обязанным романо-германскому миру. Но этого мы уже не узнаем, так как для запрещения сочинения Орбини был использован юридически безупречный предлог.

Легендарный остров Туле

Cкрифинны и карелы в оригинале написаны как «Scrihnni, & Cardi». Похоже, что кроме как в книге Мавро Орбини эти названия больше нигде не встречаются. Потому, что поиск выдает только этот источник. Но вот Туле, возможно, не имеет ничего общего со Скандинавией. А возможно, и вообще не существует в физическом мире. Большая советская энциклопедия об острове Туле:

Имеется в виду карта Птолемея. Приведенная выше и еще одна:

Карта Птолемея TABVLA EVROPAE VIII. Сарматия. Общий вид.

На ней показаны Норвегия (прикрытая таблицей), ниже, выделенная красным цветом о. Скандия (какой-то из Датских остров?). А выше его о. Готия, в настоящее время Готланд (благодарность комментатору Lada_3 за подсказку). Так это выглядит сейчас:

Балтийское море

Балтийское море названо океаном. В самом верхней части карты – параллель Туле (Thyle). Вообще-то правильнее было бы писать «Тиле». Ну, уж как перевели на современный язык. Феодосия уже имеется на карте Птолемея. А Крым называется Таврикой. Река Дон – Танаисом.

Так что, возможно, Скандинавия была лишь промежуточным пунктом при продвижении славян с более северных районов в более южные?

Большинство древних авторов уверены в том, что славяне пришли с севера, а именно Скандинавского полуострова, который также называли островом Туле

Да, да, тот самый – легендарный остров на севере Европы, священный для немецких нацистов остров! Об этом католический священник пишет так: 

“Поскольку почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии, я решил в начале своего труда дать краткое описание её местоположения…” 

“По мнению учёных мужей, это и есть знаменитый Туле. Их основания и доводы следующие: Птолемей помещает его на семьдесят третьем градусе широты и двадцать шестом долготы; Прокопий пишет, что он в десять раз больше Британии… Исаак Цец, византийский филолог 12 века, говорит, что Туле (в его время) находился на востоке от Британии. 

Всё сказанное подходит Скандии, и ничему другому. Добавим к этому, что одна из частей Скандии до сих пор носит имя Туле-Марк”. 

Образ жизни славян в описании римских историков

Приводит Марво Орбини описание образа жизни славян из различных источников, но в основном, это римские:

Итак, славяне, по мнению Помпония Мела – это кочевники, живущие в шатрах и перемещающиеся от одного пастбища к другому. Так же как и тартары – та часть славян, которая, отделившись от первой еще в Скандинавии, направилась в Азию.

Еще одно описание:

Так славяне и кочевали на всех своих обширных территориях, простирающихся от Атлантического до Тихого океана с запада на восток и от Северно-Ледовитого до Индийского с севера на юг. И в Африке тоже:

Интересно, у кого они завоевывали Европу, если кроме них в ней никто не жил? У римлян? Так, в общем-то, по большому счету и греки, и римляне тоже были славянами. Об этом ничего не пишет Мавро Орбини, но зато пишет масса других источников. Например:

Славяне были такими воинственными, что не находились даже под властью Римской Империи:

По мнению авторов этих строк, а также многих других авторов, приведенных в этой книге, славяне были воинственными (видимо, потому, что не хотели находиться под чьей-то властью?). И в этом состояла их жажда славы. И может, поэтому римляне назвали славами рабов?

Немного о музеях

В прошлых столетиях никто даже не думал о том, чтобы выставить доспехи на всеобщее обозрение / Фото: forum.guns.ru

Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.

Как правило, поврежденные доспехи переплавляли на новые / Фото: udachnyj-enot.com.ua

Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку.

Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.

В музеях редко выставляют поврежденные в бою доспехи / Фото: Pinterest

Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.

Изрубленная в боях кольчуга находится в Воронежском краеведческом музее / Фото: m.123ru.net

Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.

В музеях преимущественно выставляют реплики или реконструкции / Фото: dees-stribling.com

Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.

Этимология и толкование имени «славяне»

Мавро Орбини о происхождении названия славян:

«Я думаю также, что это можно объяснить и неприязнью итальянцев, особенно тех, что живут на Адриатическом побережье, так как они в прошлом сильно пострадали от славян и были ими почти полностью разорены» – возможно, в этом отгадка, почему во многих современных европейских языках для обозначения двух разных понятий «славянин» и «раб» имеется лишь одно слово? Slave на английском, норвежском, шведском, slaaf на немецком и голландском, eslavo на испанском, на французском раб – esclave,славянин – Slave.

Но я его не нашла. Ничего в книге Мавро Орбини не говорится об этрусках. Хотя они тоже славяне и жили на территории, которая сейчас называется Италией, задолго до того, как там образовалась Римская Империя. Видимо, потому, что его книга составлена в основном именно из римских источников. Которым, видимо, очень не хотелось об этом упоминать.

  • 10
  • 40

Расположение славян в Европе

Анты – это предположительно Западная Украина? Герулы – скифы, аланы – так же скифы и сарматы, скиры – германцы, сирбы – вероятно, сербы, даки – фракийскиое племя, жившее на Балканах:

Палеобалканские языки в Восточной Европе в V—I веках до н. э..

Пруссы ясно, где жили. Вандалы – венды, они же балты? Бургунды – скандинавы. Готы – тоже скандинавы, германцы. Геты – родственники дакам, тоже Балканы, территория современных Румынии и Молдавии. Значит, нынешние румыны и молдаване когда-то туда пришли, потеснив коренное население? Румыны и молдаване относятся к романской группе – группе народов различного этногенетического происхождения, объединённой использованием романский языков. К ним же еще относятся португальцы, французы, испанца и итальянцы. В общем, южные европейцы, отличающиеся от северных европейцев более темным цветом кожи, волос и глаз. Маркоманы – это, примерно, современная Чехия:

Оранжевая область соответствует распространению племён свевов в I веке н. э. Территории маркоманов в центре

Надо понимать, что все, что белого цвета выше Римской Империи на карте – это все территория, населяемая славянами. Квады – германцы, авары – территория Венгрии, Австрии. Хотя Вики говорит, что был такой Аварский каганат, занимавший территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии, Польши, Украины, Литвы, Македонии и Белоруссии. Основан он был аварским каганом Баяном. Силезцы – это территория Польши и Чехии. Расы или рашане тут имеются в виду, наверное, югославские народы, потому что русских и московитов он уже выше назвал. Пятигорцы – кавказцы, черкесы – оттуда же, т.е. славяне, жившие на Кавказе.  Подолии – Западная Украина, полины –поляки. Поморяне, тоже получается, поляки:

 

Кашубы и силезцы – тоже поляки. Лужичане, или лужицкие сербы, в настоящее время проживают в Лужеце, Германия. Моравы и богемцы – ныне чехи.

Написание книги

Произведение «Славянское царство» Мавро Орбини построено по принципу классической этнографической энциклопедии, которая разделена на специальные главы, каждая из которых посвящена отдельному аспекту деятельности народа.

Собирать информацию для своего труда Мавро начал в монастырской библиотеке. Когда же все сведения о славянах в ней кончились, он попросил разрешения отправиться в странствие, чтобы собрать больше информации для труда.

В это время наработками Мавро стал интересоваться известный меценат Марин Бобальевич, который взял на себя все расходы по содержанию Мавро, а также оплачивал все его путешествия и дорожные издержки.

С помощью Марина Орбини удалось побывать в Италии и объездить всю Европу. В итоге огромный труд был впервые издан в 1601 году, в Пезаро, на итальянском языке.

Публикация «Славянского царства» имела большое политическое значение в деле реабилитации репутации славянских народов, так как показывала несокрушимую мощь этого народа, подробно описывала военные подвиги славян и достижения в торговле и производстве различных изделий.

Текст *html c сайта semargl.me

  • Краткое Собрание Историческое Народа Славянского, Его Славы И Расширения
  • Описание Историографов Этой Истории
  • Первоначалие Славян И Происхождение Державства Их
  • Новонаселение Славян В Богемии (Чехии)
  • О Народе Славянском Нареченном Венеды
  • Имена Разные, Славян, Венедов
  • О Славянехъ Ругянехъ
  • О Славянехъ Россіискихъ, или Москвитянехъ
  • Титул Государя Российского
  • Начало Знаменательства Имени Славянского
  • О Готах Славянах

Скопировать .torrent файл с RUTRACKER.org:Перевод с итальянского на дореформенный русский язык. 335 страниц >>
“Славянское царство” – перевод на современный русский язык с итальянского (Ю.Е. Куприков), ОЛМА Медиа Групп, 2010 г., 578 страниц >>

Комментировать
0