No Image

Скульптор вучетич евгений: биография и работы

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма


Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

В основу скульптурной композиции легли реальные события — подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году — на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.

Исчезнувший горельеф

Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» находится в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ и считается одним из самых интересных экспонатов.

Площадь горельефа — 90 квадратных метров, на нем изображено более 1500 человек. Много споров вызывала глубина рельефа. Говорили, что она составляет от двух до шести метров, хотя на самом деле всего 62 сантиметра.

Призванный превознести славу народа-победителя под предводительством Сталина, после смерти вождя горельеф стал идеологически неуместным. Вскоре после повторного открытия выставки в 1954 году произведение признали стилистически устаревшим. В конце 1960-х годов его перестали экспонировать, а в 1990-е годы и вовсе зашили фанерой. Несмотря на то что знатоки и историки ВДНХ знали о существовании горельефа, его открытие во время реставрации в 2014 году стало настоящим событием. Сейчас восстановительные работы в павильоне продолжаются.

«Железный» Феликс: памятник Дзержинскому

Идея создания памятника Феликсу Дзержинскому появилась в середине 1930-х годов, когда на Лубянской площади организовали круговое движение транспорта. Конкурс объявили в 1940 году. Среди участников была и знаменитая Вера Мухина. Победителем стала Сарра Лебедева, но реализации ее проекта помешала Великая Отечественная война. В конце 1950-х годов памятник создали Евгений Вучетич и архитектор Григорий Захаров.

Бронзовый памятник открыли в 1958 году. Его установили перед зданием Комитета госбезопасности СССР на площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь). Памятник располагался на том месте, где прежде бил водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (работа скульптора Ивана Витали).

Фонтан демонтировали в 1934 году во время строительства метро и переместили во внутренний двор Александрийского дворца Нескучного сада (сейчас там размещается президиум Российской академии наук). Фонтан существует до сих пор, но не работает.

Памятник основателю ВЧК простоял перед зданием КГБ более 30 лет. В начале 1990-х годов его демонтировали и перевезли в парк искусств «Музеон», где он находится и сейчас. За художественную ценность монумент признан объектом культурного наследия.

Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина

С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником — жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

Примечания[править | править код]

  1. Вучетич, Евгений Викторович // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  2. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 28 декабря 2015.
  3. 25 октября 1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков, на должность главного скульптора был приглашён Вучетич, который, в свою очередь, пригласил скульптора А. В. Пекарева стать своим заместителем
  4. . www.m-necropol.ru. Дата обращения: 11 мая 2019.
  5. Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища. М.: Пропилеи, 1995.
  6. Евгений Волокитин. . Вести.ru (22 июня 2013).
  7. Колесов Владимир, Ершова Лариса. Фильм “Страницы Сталинградской битвы” и его авторы // “Реквием” : Российский ритуально-духовный журнал. — Санкт-Петербург: Издательство Александра Сазанова, 2014. — № 4 (105). — С. 4—14.
  8. ↑ (Видео). Вести. Волгорад. Россия 1 (21 июня 2013).
  9. ↑ . Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013).
  10. . soldat.moypolk.ru. Дата обращения: 7 декабря 2020.
  11.  (недоступная ссылка). www.welcomevolgograd.com. Дата обращения: 13 февраля 2016.

Неожиданная находка

В 1960-х годах горельеф Вучетича был признан не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыт от глаз публики. В 1990-е годы, после превращения павильона № 1 в торговую площадку, его дополнительно зашили листами фанеры. При этом произошли серьёзные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа: четыре элемента были утрачены полностью, восемь — частично.

Горельеф обнаружили во время ремонта павильона в 2014 году. По решению Сергея Собянина его реставрацию провели за счёт городского бюджета. В процессе работ восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Специалисты также заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, провели бронзирование поверхности.

Сейчас в павильоне № 1 проходит выставка «Художники ВДНХ», посвящённая творчеству мастеров, работавших над оформлением ВДНХ в 1930–1950-е годы. Среди них Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Исидор Фрих-Хар. Жемчужинами экспозиции стали работы А.А. Лабаса (пейзажи различных республик СССР), В.А. Фаворского (изображения стада лошадей разных пород, которые украшали плафон павильона «Ветеринария») и Л.А. Кардашева (гипсовая модель фронтона павильона № 67 «Карелия»), а также фигуры и макеты фигур девушек для фонтана «Дружба народов» А.И. Тенеты.

Семья

  • Вторая жена — искусствовед Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ

    Приёмный сын — искусствовед Игорь Евгеньевич Светлов.

    .

  • Третья жена — Вера Владимировна Вучетич (урождённая Покровская, род. 1922).

Имел двоих сыновей от первого брака: Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Ответы

Тамара Гончарова

Вучетич. Есть ещё скульптура в Магнитогорске. Они объединены в триптих – Сталевар передаёт меч солдату, далее Родина-мать поднимает его в битве, а в Трептов-парке меч опущен к земле как выполнивший свою задачу.

3 года

Надежда Из Сибири.

Красота, наверное.

3 года

Тамара Гончарова

Да!

3 года

Надежда Из Сибири.

Не видела.

3 года

Владимир Зернов

Дело в том, что это точные копии статуй третьего рейха с обратным смыслом: воин, валькирия и т.д. Наши скульпторы себя не утруждали

3 года

Показать все комментарии

Надежда Из Сибири.

А чего тогда так долго воевали? Первая Чеченская, вторая. Прям как Великая Отечественная. Какие 3 дня.

3 года

Владимир Зернов

А в результате власть в Чечне отдали бандитскому клану Кадырова

3 года

Надежда Из Сибири.

Да… вот какие друзья у нас. Сейчас хоть про это стали говорить, рассылки посылают.А то я пищерный человек, живу и ничего не знаю.

3 года

Владимир Зернов

Но по сравнению с татаро-монгольским игом это лучше

3 года

Надежда Из Сибири.

Вот так и живем, не зная, как в передаче: что, где, когда.

3 года

Мария Давыдова

Евгений Викторович Вучетич, Николай Васильевич Никитин, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский ….

3 года

Надежда Из Сибири.

Очень познания классные. Спасибо.

3 года

Мария Давыдова

Вам спасибо,:Надежда) Удачной недели)

3 года

Надежда Из Сибири.

И вам всего доброго.

3 года

Александр Некрасов

От первобытного строя к нам дошла хорошая традиция ставить памятники тем и тому, кто и что должно жить в веках.

3 года

Надежда Из Сибири.

Да

3 года

Наталья Анатольевна

Надежда из тундры, эти “знания” есть в гугле. Хотите “умом сразить” прекращайте тупость постить, надоели

3 года

Keeper

Даже имя-отчество могу назвать: Евгений Викторович из Нахичевани-на-Дону!

3 года

Надежда Из Сибири.

И кто?

3 года

Keeper

Так он же – один-единственный, других нет!

3 года

Надежда Из Сибири.

Имя и отчество правильно а фамилия.

3 года

Андрей Хрисанфов

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич, полагаю.

3 года

Надежда Из Сибири.

Правильно полагаете.

3 года

Елена Акимова

Вучетич. Недавно была в Волгограде…

3 года

Надежда Из Сибири.

Прекрасно.

3 года

Людмила Невинных

Памятники подполковника Вучетича

3 года

Надежда Из Сибири.

Правильно

3 года

Аркадий Ширкин

Вучетич Евгений Викторович(!908-1974)

3 года

Надежда Из Сибири.

Да.

3 года

Михаил Алексеенко

Я помню только Мухину и Вучетича.

3 года

Надежда Из Сибири.

Вучетич.

3 года

Мирослав Бороздин

думаю Мухина….(или Вучетич)

3 года

Надежда Из Сибири.

А конкретно кто?

3 года

Мирослав Бороздин

Мухина…

3 года

Надежда Из Сибири.

Нет, это второе.

3 года

Жгучая Крапива

Городницкий и Белопольский

3 года

Сварожич

А это сложно? Вучетич)))

3 года

Надежда Из Сибири.

Для вас нет.

3 года

Сварожич

)))) ну спасибо)))

3 года

Надежда Из Сибири.

А то.

3 года

Ирина Цветкова

Вучетич. В школе учили

3 года

Надежда Из Сибири.

А мы нет.

3 года

Ирина Цветкова

У нас учитель рисования и черчения был художником и скульптором от Бога. Травма рук, но нас натаскивал, как мог.

3 года

Надежда Из Сибири.

Это хорошо.

3 года

Николай Сорокин

Скульптор Растреллян

3 года

Надежда Из Сибири.

Нет

3 года

Аптер Пётр Яковлевич

Евгений Вучетич

3 года

Надежда Из Сибири.

Правильно

3 года

Аптер Пётр Яковлевич

Всем известный факт

3 года

Надежда Из Сибири.

Спасибо.

3 года

Аптер Пётр Яковлевич

Не за что

3 года

Борис Вернигер

Евгений Вучетич

3 года

Надежда Из Сибири.

Правильно.

3 года

Александр Шаталов

Евгений Вучетич

3 года

Надежда Из Сибири.

Правильно.

3 года

Рсалиев Мырхали

Ельцин-центр.

3 года

Надежда Из Сибири.

Нет

3 года

Рсалиев Мырхали

Я просто к слову. Шутку делал.

3 года

Надежда Из Сибири.

Я поняла. А ответ?

3 года

Рсалиев Мырхали

Скульпторы изваяли после ВОВ. А кто, забыл. В школе проходили.

3 года

Надежда Из Сибири.

Ладно скажу Вучетич.

3 года

Рсалиев Мырхали

ОК.

3 года

Змей (…Остаётся Пыль На Словах Пустых…)

Вроде Мухина.

3 года

Надежда Из Сибири.

Вучетич.

3 года

Змей (…Остаётся Пыль На Словах Пустых…)

Хм. Спасибо.

3 года

Сергей Сергей Журавов

Мухина поди?

3 года

Надежда Из Сибири.

Вучетич

3 года

Сергей Сергей Журавов

понятно

3 года

Люда Скиба

Мухина ………

3 года

Надежда Из Сибири.

Нет Это Вучетич

3 года

Сергей Фофанов

Вучетич.

3 года

Надежда Из Сибири.

Да.

3 года

Сергей Фофанов

3 года

Иван Ковалев

Вучетич.

3 года

Надежда Из Сибири.

Ага.

3 года

Иван Ковалев

Соорудил Никитин.

3 года

История жизни Евгения Викторовича Вучетич

С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвященного советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом. 

При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы – гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внес яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа. 

Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал берлинский монумент «Воина-освободителя». Статуя стоит на высоком ступенчатом постаменте из белого камня. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли. Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма – свастика. Ее обломки – под ногами советского воина. Маленькая девочка, доверчиво прильнувшая широкой груди молодого солдата, олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией. 

«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда. В лучших портретах мастера – скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского – сам композиционный прием и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели. 

«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, – пишет Ф.Ф. Шахмагонов. – Все лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского» 

Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает еще одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры. Разин сидит на камне в глубокой задумчивости. Куда идти, а что же дальше – как бы вопрошает он себя. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок – бессмертник. И забыл о нем, но не выронил его все же из руки. Рука сурового воина – и нежный цветок цепкого бессмертника. 

Скульптура «Перекуем мечи на орала»

В 1957 году Вучетич в бронзе создает станковую композицию «Перекуем мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Скульптор изображает обнаженного атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнается орудие мирного труда. Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке. 

В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским. Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал «Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма.

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича — Покровская Вера Владимировна — стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать – учительница, француженка по происхождению, отец – инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой – из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Биография

Е. В. Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 год в городе Екатеринославе. Отец Виктор Вячеславович Вучетич, родом из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером в Вооружённых силах Юга России, затем жил в Ростове-на-Дону. Мать Анна Александровна Вучетич (урождённая Датченко, 1890—1965) имела французские корни.
С самого раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В —1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (1937) за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (работа 1936 года).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра имени М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич ушёл добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика[источник не указан 116 дней]. К концу 1942 года имел звание капитана. В 1942 году при штурме города Любань был контужен[источник не указан 116 дней]. После излечения, в марте 1943 года, был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в Москве, где работал до 1960 года. Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона. В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздал важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 204/80 от 06.08.1946 года капитан интендантской службы Е. В. Вучетич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Однако несмотря на послевоенное награждение, есть серьёзное сомнение в получении Вучетичем воинского звания «капитан». Вот как эпизод несостоявшегося позора разоблачения описывает его пасынок, историк искусств Игорь Евгеньевич Светлов:

В октябре 1948 Вучетич был назначен главным скульптором ВСХВ.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянёмся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Е. В. Вучетич умер 12 апреля 1974 года в Москве.

↑ Интересные факты о Е. В. Вучетиче

Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.

Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать.  Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой – окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.

Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота – восемьдесят семь метров, а масса – восемь тысяч тонн.

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это – аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки – дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Комментировать
0