No Image

Самые масштабные железнодорожные катастрофы на территории ссср, россии, украины (30 фото)

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Первые железнодорожные катастрофы в СССР

1930 год стал настоящим ужасом для работников железной дороги. Причина тому – две крупные аварии, случившиеся в нем. Впоследствии многие жители страны начали побаиваться пользоваться услугами «паровых извозчиков», выбирая более надежные средства передвижения.

Итак, первая авария произошла в ночь с 7 на 8 сентября в Подмосковье. На станцию Перерве, что рядом с поселком Марьино, прибыл пассажирский поезд № 34. Машинист Макаров, управляющий паровозом, сразу же предупредил начальство станции о том, что его состав поврежден, и он уже несколько раз останавливался, дабы исправить неполадки.

Макаров предложил заменить его тепловоз другим, дабы избежать возможных неприятностей. Однако его просьба не была выполнена. Вместо этого ему в помощь дали дополнительный паровоз, который должен был подстраховывать его в пути. К сожалению, подобное решение не только усугубило существующую проблему, но и привело к трагическим последствиям.

Так, при попытке тронуться с места усиленный тепловоз порвал все соединения между кабиной и пассажирским составом. Вследствие чего паровоз ушел вперед, а вагоны так и остались стоять на месте. И все бы ничего, если бы диспетчер не передал преждевременный приказ другому поезду прибыть на перрон.

И вот очередной пассажирский состав на всем пару мчится к платформе. Лишь в нескольких метрах от станции, машинист замечает стоящие на его пути пассажирские вагоны. Даже экстренное торможение не помогло вовремя остановить поезд. Впоследствии столкновения травмы получили более 40 человек, а 13 и вовсе погибли на месте.

XIX век

  • 31 июля  — во время демонстрации паровоза «Механический путешественник», на нём взорвался котёл. Погибло от 13 до 16 человек. Официально это самая первая железнодорожная катастрофа.
  • 1 июля  — взрыв котла на паровозе «Locomotion № 1», в результате чего погиб машинист.
  • в ночь с на 12 августа  — близ станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло лобовое столкновение двух поездов. Погибли 6 пассажиров, 78 были ранены.

Версальская железнодорожная катастрофа

  • 8 мая  — близ Мёдона (Версаль) в следующем из Парижа поезде на ведущем паровозе сломалась одна из осей, отчего тот резко остановился. Однако задний локомотив продолжал толкать, что в результате привело к разрушению, а затем и возгоранию задних вагонов, а после огонь перекинулся и на остальной состав. Всего погибло около 55 человек, в том числе и известный французский исследователь Жюль-Сезар Дюмон-Дюрвиль со своей семьёй. Данное происшествие известно как Версальская железнодорожная катастрофа.
  • 4 сентября  — крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов у станции Клин (Петербурго-Московская железная дорога). Погибли 4 человека (члены локомотивной бригады).
  • 22 октября  — крушение грузопассажирского поезда, перевозящего новобранцев для армии, а также нефть, на Одесской железной дороге неподалёку от Балты. Из-за метели машинист не увидел заградительных сигналов, и поезд попал на разобранный участок пути, в результате чего вагоны рухнули под откос, а нефть спровоцировала пожар. Погибло около 70 человек, 120 ранено.
  • 28 декабря  — из-за штормовых ветров произошло обрушение центральных пролётов моста через Тей. Проходивший по нему в тот момент поезд, на котором ехали 75 человек, оказался в ледяной воде залива. Все пассажиры погибли.
  • В ночь с на 30 июня  — Кукуевская катастрофа, крушение почтового поезда из-за размыва насыпи близ станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии. Погибло 42 человека, ранено 35.
  • 17 (29) октября  — Крушение императорского поезда близ села Борки, в результате которого погиб 21 человек. Император и члены его семьи при этом не пострадали.

Крушение поезда на вокзале Монпарнас

22 октября 1895 — крушение поезда на вокзале Монпарнас. Прибывающий на вокзал Монпарнас (Париж) поезд из-за неисправности тормозов не сумел остановиться и, пробив тупиковый упор, вылетел на улицу. Погибла продавщица газет, 2 пассажира были ранены.

Статистика по катастрофам на ЖД за 2014 год

Ведется статистика железнодорожных аварий и в России 2014-2015 год. Однако в РЖД неохотно раскрывают эти страшные цифры.

По официальной информации РЖД число аварийных происшествий со смертями на железных дорогах за период в 11 мес. 2014 года составляет 20 человек. Цифра выше, чем за аналогичный отчетный период 2013 года на 17,6 %. Тогда как по информации МЧС в авариях пострадало 244 человека. Как видно средний показатель больше в 7 раз.

МЧС РФ за 2014 год отмечает рост количества происшествий на 18%. При этом количество погибших выше в 16 раз, чем в 2013 году. Число пострадавших выросло до 60%. Вот данные о случившемся в России. Таблица показывает среднее количество аварий на железнодорожном транспорте по сравнению с прочими видами перевозки.

Ашинская трагедия

Происшествие в Дровнино долгое время считалось самой большой железнодорожной трагедией. Спустя четыре десятилетия катастрофа 1989 года затмила ее. Недалеко от города Аши произошла утечка газа. Газовая компания зафиксировала нестабильное давление в трубопроводе была в курсе ситуации. Вместо того, чтобы перекрыть подачу топлива, она усилила напор в трубе. Взрывоопасный конденсат стал накапливаться и когда на перегоне Аша-Улу-Теляк проходили два скорых поезда в Новосибирск и Адлер, раздался взрыв. Огромная сила разбросала вагоны по округе, а затем земля запылала как факел. Город Аша, возле которого прогремел взрыв, находится в Челябинской области, в сотне километров от столицы Башкирии Уфы. Горожан разбудила весть о страшных событиях июньской ночи, многие запомнили огненный столб, вспыхнувший в небе. В выгоревших до основания вагонах оставались десятки людей, которые молили о помощи, и не всех пожарным удалось спасти, о чем свидетельствуют страшные фото трагедии. От ожогов и ран умерло почти 600 человек.

Аналогичная крупная транспортная авария произошла под городом Арзамас в 1988-м. На переезде взорвались вагоны, перевозившие опасный груз – гексоген для горнопромышленной отрасли. В точке взрыва образовалась глубокая воронка, не стало 91 человека, 1500 пострадало. Сотни семей остались без жилья, ощутимые повреждения получили общественные здания. По факту происшествия правительственная комиссия несколько месяцев проводила расследование.

Опасность, сокрытая в прогрессе

Когда появились первые поезда, никто и не задумывался над тем, насколько страшными могут быть железнодорожные катастрофы. И даже после того, как в Филадельфии в 1815 году первый неуправляемый тепловоз забрал жизнь 16 человек, мир сказал: «Что ж поделать, иногда и такое бывает».

И правда, на сегодняшний день трудно переоценить ту пользу, которую приносят в нашу жизнь поезда. Ведь благодаря им поездки даже в самые далекие уголки России больше не кажутся такими уж невероятными и долгими, как ранее. И все же никогда не стоит забывать о том, что прогресс приносит не только добро, но и разрушение. И описанные ниже истории – прямое тому доказательство.

Примечания

  1. Peter W. B. Semmens. Katastrophen auf Schienen. Eine weltweite Dokumentation. — Stuttgart: Transpress, 1996. — С. 57. — ISBN 3-344-71030-3.
  2. Карельская коммуна. 1922. 15 марта.
  3. Коммуна. 1923. 5 июня.
  4. Красная Карелия. 1925. 25 сентября.
  5. E.H. Cookridge. Abenteuer Orient-Express. — München: Heyne, 1983. — С. 212. — ISBN 3-453-01768-4.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 сентября 2012.
  7. Известия. 1932. 18 октября
  8. Инна Панкова. . АиФ — Челябинск (31 марта 2017). Дата обращения: 31 марта 2017.
  9.  (тур.). kentvedemiryolu.com. Дата обращения: 12 октября 2018.
  10. . arsiv.ntvmsnbc.com. Дата обращения: 12 октября 2018.
  11. . РИА Новости (10 сентября 2002). Дата обращения: 2 марта 2010.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2010.
  13. . www.kommersant.ru (6 мая 2004). Дата обращения: 5 февраля 2019.
  14.  (недоступная ссылка). Новые известия (26 апреля 2004). Дата обращения: 2 марта 2010.
  15. . Российская газета.
  16.  (недоступная ссылка). Автомобильный портал «Колёса» (15 сентября 2008). Дата обращения: 2 марта 2010.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 февраля 2012.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2012.

Железнодорожные катастрофы в России: 2017

18 января. Водитель автомобиля выехал перед поездом на переезд. Даже при экстренном торможении не удалось избежать столкновения. Погиб водитель и пассажир автомобиля.

30 января. Легковой автомобиль столкнулся электричкой в Подмосковье. Погибли три человека, находящиеся в автомобиле.

3 марта. Амурская область – столкновение грузового автомобиля и грузового поезда, вагоны которого сошли с путей. Погибли два пассажира и водитель автомобиля.

26 марта. В результате столкновения двух поездов Учалинского горно-обогатительного комбината (Башкирия) сошли с рельсов две цистерны, в которых находилось дизельное топливо. Один человек пострадал и четыре погибло.

8 апреля. Поезд Москва – Брест столкнулся с электричкой под Москвой. С рельсов сошли три вагона электрички и локомотив поезда. 12 пассажирам из 50 пострадавших потребовалась госпитализация.

9 сентября. На переезде столкнулись КАМАЗ и пассажирский поезд в Ханты-Мансийском автономном округе. Два человека умерли в больнице, 20 пассажиров получили травмы.

6 октября. Автобус выехал на переезд во Владимирской области. Жертв нет.

Причины не имеют национальности

Два столетия существования железнодорожного сообщения показывают, что у железнодорожных катастроф нет национальности. Отдельно стоит рассматривать террористические акты, и о них мы поговорим отдельно. К причинам трагедий, приводящих к железнодорожным авариям и катастрофам, чаще всего относятся следующие:

  • Нарушения техники безопасности и правил эксплуатации оборудования.
  • Неисправности железнодорожного полотна или подвижного состава.
  • Изношенность оборудования или его использование по истечении сроков эксплуатации.
  • Техногенные факторы или природные катаклизмы.

Мировые катастрофы 2016

Неутешительная статистка железнодорожных аварий и за 2016 год. Достаточно выделить шесть особо крупных и трагичных происшествий. Сколько было мелких аварий, неизвестно.

8 января. Таиланд. Три человека погибло, более 30 получили травмы разной степени тяжести после столкновения пассажирского поезда и грузового автомобиля. Грузовик, перевозивший скот сбил шлагбаум и врезался в проходящий поезд. От удара несколько вагонов сошли с рельс.

5 февраля. Четыре вагона экспресса, двигавшегося на Юге Индии, сошли с рельс. 40 пассажиров были ранены. Погибших нет, только серьезные травмы.

9 февраля. Случилась катастрофа на немецкой железной дороге недалеко от австрийской границы. Это было лобовое столкновение двух пассажирских поездов. Число пассажиров составляло около 150. Из них 11 погибли, 24 получили тяжелые ранения, более 60 человек отделались легкими ранениями. Расследование показало, что виновен был диспетчер, направивший 2 поезда по одной колее.

14 марта. В Канзасе пять пассажирских вагонов сошло с рельсов. Число пострадавших – 29 чел. Вагоны перевозили 128 пассажиров, включая 14 человек обслуживающего персонала.

Большие железнодорожные аварии послевоенного времени

Окончание войны принесло мир в Советский Союз. Повсюду начали строиться новые города и поселки, а первые покорители Сибири отправились в свое занимательное путешествие, по заснеженному краю. Было проложено миллионы километров путей, по все всей территории страны.

Но расплатой за подобный скачок в прогрессе стали масштабные железнодорожные катастрофы, произошедшие в послевоенные годы. И самая страшная из них случилась близ станции Дровнино, что находится в Московской области.

6 августа 1952 года локомотив № 438 должен был доставить своих пассажиров в Москву. Однако примерно в 2 часа ночи он столкнулся с лошадью, которая переходила железнодорожные пути. Несмотря на малый вес животного, локомотив сошел с рельсов и потянул за собою весь состав.

Вагоны одни за одни пошли под откос, давя друг друга своим весом. Когда спасатели прибыли на место крушения, то увидели горы скомканного металла, похоронившего под собой треть пассажиров. А те, кто уцелел, еще долго отходили от полученных во время аварии травм.

По официальным данным, железнодорожная катастрофа в Дровнино привела к гибели 109, травмы получили 211 человек. Долгое время это происшествие считалось крупнейшим крушением поезда в СССР, покуда его не затмило еще большее горе.

Статистика катастроф

Катастрофа на железной дороге – это груда искореженного металла и горе семей, потерявших родных. С появлением железнодорожных путей никто не мог предположить, чем может обернуться неумелое управление составом.

Известно, что самая первая в истории человечества авария на железной дороге произошла в 1815 году близ Филадельфии. Во время демонстрации взорвался котел тепловоза, в результате чего 16 участников погибли. Крупные аварии случались в Великобритании и Франции примерно каждые полтора десятилетия, и чаще всего их причиной становился взрыв паровоза. В 1840-м в Шушарах под Петербургом железнодорожная трагедия унесла жизнь шестерых, десятки были ранены. Затем похожие аварии произошли на станции Клин, в Тульской области и на Одесской железной дороге. Так людям приходилось платить за развитие мирового прогресса.

Аварии происходили по всему миру, и Россия не стала исключением. Десятки крупных аварий произошли за годы Советского Союза. В 21 столетии с увеличением доли перевозок по железной дороге выросло число катастроф. РЖД не очень охотно делится статистикой несчастных случаев в своей отрасли, поэтому общественности доступна информация только о самых громких крушениях поездов.

В своем большинстве люди доверяют железной дороге, во время поездки многие не испытывают страха, как в салоне самолета. Но стоит задуматься, что иллюзия полной безопасности относительна в наш техногенный век.

Авария 1952 года

Война стерла с лица земли не только десятки городов и деревень, сотни километров железнодорожного полотна было повреждено и разбомблено. Многое приходилось восстанавливать, еще больше отстраивать заново. Сетка железной дороги протянулась в самые отдаленные уголки СССР, была покорена Сибирь. Но не все так проходило гладко, и вскоре страна услышала о крупной железнодорожной катастрофе. Она случилась в августе 1952 года на станции Дровнино недалеко от Москвы. Машинист ночного поезда доставлял своих пассажиров в столицу, до города оставалось немного. Страшный удар разбудил спящих людей, причиной тому стала лошадь, которая оказалась на пути поезда. И хоть вес животного был небольшим, вагоны состава пошли под откос. Когда на место прибыли спасатели, им открылась страшная картина: в груде покореженного металла была погребена треть пассажиров. Свою смерть на этом месте нашли 109 человек, более 200 поступили в больницы.

Самая страшная катастрофа СССР

Такой трагедии не было больше ни на территории Советского Союза, ни стран СНГ. И причина железнодорожной катастрофы под Уфой – авария на трубопроводе углеводородов Сибирь – Урал – Поволжье, приведшая к образованию плотной газовоздушной смеси в районе прохождения поездов. 18 вагонов поезда Адлер – Новосибирск тогда, 4 июня 1989 года, столкнулись с таким же пассажирским составом из 20 вагонов, идущим в обратном направлении. В эпицентр трагедии попали 1284 пассажира, из них – почти 400 детей. Трагическая случайность привела к тому, что эти поезда встретились – один запаздывал по техническим причинам, а второй делал экстренную остановку (высаживал роженицу). Когда они поравнялись на участке дороги Улю – Теляк – Оша, искра от колес привела к взрыву от 300 тонн тротила до 12 килотонн. Для сведения – взрыв в Хиросиме составлял 16 килотонн в тротиловом эквиваленте. Электровозы и 38 вагонов были просто уничтожены. Ударная волна отбросила с путей 11 вагонов. Вековые сосны сгорели, как спички. По официальным данным, в железнодорожной катастрофе (1989) погибло 575 пассажиров, почти тысяча получили ранения разной тяжести и ожоги. Жители города Аша, находящегося в 10 километрах от взрыва, на протяжении всей спасательной операции, которая длилась почти неделю, помогали спасателям и пострадавшим. Хотя в самом городе были выбиты взрывной волной стекла в жилых зданиях, а огонь от пожарища, охватившего 250 гектаров леса, был виден с расстояния в 100 километров.

В новом веке

Продолжились катастрофы и с наступлением нового столетия. В ноябре 2009-го на пути следования Москва – Санкт-Петербург два вагона скоростного поезда №166 сошли с рельсов из-за подрыва взрывного устройства, который вырвал кусок рельсов около полуметра. Следствием было установлено, что причиной стал террористический акт, заряд был заложен под электровозом «Невского экспресса». Один вагон лег на бок сразу, а второй, перед тем как упасть, проехал еще 130 метров, пока не столкнулся с бетонной опорой. В этом крушении погибли 28 человек, двое из них женщины, которые ожидали ребенка, 132 пассажирам потребовалась медицинская помощь. Жертвами терроризма на железной дороге стали пассажиры в Ессентуках и Нижегородской области в 2003 и 2009 годах.

В 2011-м Ашинский район Урала снова оказался в списке крупных катастроф. Возле города Сим у грузового поезда, следовавшего на высокой скорости, отказали тормоза. Поезд догнал впереди идущий состав и врезался ему в хвост. В результате этого два электровоза и несколько вагонов сошли с рельсов, погибли оба машиниста. Причиной бедствия стала халатность сотрудников РЖД. Виновником повреждения тормозной магистрали был бык, которого сбил локомотив несколькими часами ранее. Пострадавшая система была восстановлена в пути, но, как оказалось, временно, и вскоре поезд стал неуправляем. Кроме двух жертв, десятки составов были вынуждены простаивать в ожидании ликвидации последствий катастрофы.

В 2016-м на переезде Балакирево водитель легкового автомобиля нарушил правила и выехал на переезд. Произошло столкновение с поездом, состав протащил машину более 50 метров, но водитель «родился в рубашке». Авария задержала движение поездов на 3 часа.

Статистика говорит о том, что количество железнодорожных аварий не становится меньше. По данным Википедии, их число с начала текущего года превысило показатели 2017 и 2018 годов. Причина кроется в изношенности механизмов, человеческом факторе, действия террористов. Но иногда оказывается, что может повлиять простое стечение обстоятельств. Недавно на перегон около Сочи на железнодорожное полотно упал грузовик, водитель которого не справился с управлением. По счастливой случайности удалось избежать столкновения с поездом, но работа железной дороги на несколько часов остановилась.

Подводим итог

Трагедии и катастрофы неизбежны при развитии технического прогресса. Возрастающие скорости передвижения привносят в нашу жизнь потенциальную опасность. Каждому приходится самому решать, какой транспорт выбрать для передвижения. Как гласит половица – чему быть, того не миновать. Пусть в нашей жизни будет меньше тревог, а неприятности обойдут нас и дорогих нам людей. А для этого – будьте осторожным пассажиром и соблюдайте правила, которые написаны для обеспечения безопасности. А машинистам и обслуживающему персоналу в приоритет задач должно входить соблюдение правил обслуживания механизмов и правил охраны труда.

Комментировать
0