fbpx
No Image

Путин считает, что карабах с позиций международного права является частью азербайджана

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Слуги Анкары

Чего достигла Турция? Насколько усилилось влияние Анкары на Кавказе?

Итоги конфликта усиливают позиции Турции на Южном Кавказе и её влияние на Азербайджан.

Одно из главных преимуществ, которое получает Турция по итогам конфликта, – прямое наземное транспортное сообщение с Азербайджаном по коридору через Армению и Нахичевань.

“Турция посредством непрямых действий получила максимум возможного, что важно для Эрдогана в условиях печального положения дел в турецкой экономике, – написал в “Фейсбуке” политолог Алексей Макаркин. – И, похоже, будет развивать отношения с Грузией, расширяя присутствие на Южном Кавказе”

Но канадский журналист Нил Хойер, который освещал эту войну и изучал противостояние России с Турцией в других горячих точках, считает именно Москву бенефициаром соглашений.

Турция не получила роли в урегулировании конфликта, которой добивалась: Москва ввела свой контингент в Карабах, а Анкара лишь сможет отправить несколько офицеров в мониторинговый центр в Азербайджане.

Попытка Турции стать ключевым игроком на Южном Кавказе угрожала влиянию России, указывает сотрудник факультета политологии Бирмингемского университета Кеворк Осканян.

Он удивился тому, как Москва сумела обратить вызов её доминированию в регионе в военное присутствие в Карабахе, что ограничило влияние Турции.

Анастасия Голубева, Григор Атанесян, Владимир Дергачёв, Петр Козлов, Магеррам Зейналов, “Русская служба Би-би-си”

Почему только сейчас стороны согласились на миротворцев? Есть ли риск новой войны?

На грани провокаций

Политическая система и государственное устройство

Де-факто НКР является независимым государством, имеющим все атрибуты государственности: конституцию и законы, органы управления, вооруженные и полицейские силы, государственную символику, представительства в других странах мира.

По своему государственному устройству Нагорный Карабах – президентская республика. Президент НКР избирается прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на два срока подряд. Согласно действующему законодательству, президент является главой исполнительной власти. Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав правительства.

Высшая законодательная власть в республике принадлежит однопалатному парламенту – Национальному собранию.

Первым президентом НКР был Роберт Кочарян (1994-1997). После его добровольного ухода с поста и переезда в Ереван президентом стал Аркадий Гукасян (1997-2007). Бако Саакян занимал президентский пост 13 лет (2007-2020). В настоящее время президентский пост занимает, победивший на выборах с результатом 88% во втором туре, Араик Арутюнян.

Армянское лобби во Франции не понимает, что делает

Как сказал “Правде.Ру” ведущий научный сотрудник Института Европы РАН эксперт по Франции Сергей Фёдоров, влияние армянского лобби, армянской диаспоры во Франции значительно с учетом того, что в стране проживают около 400 тысяч армян.

По словам эксперта, сегодня признание Францией независимости НКР в условиях “хрупкого мира” было бы “неразумным и в значительной степени провокационным действием”. Это может привести к возобновлению войны, и тогда в нынешнем контексте значительного превосходства Азербайджана, который поддерживает Турция, Арцах (Нагорный Карабах) перестанет существовать, сказал Сергей Фёдоров.

Сенат, по мнению Сергея Фёдорова, “машет кулаками после драки, а дипломатия звонков и призывов ни к чему хорошему не приведет”. Кроме того, Франции как государству, которое участвует в Минской группе, государству-посреднику, занимать такую политическую позицию деструктивно.

Он уверен, что вопрос о статусе Нагорного Карабаха не решён, но это не вопрос сегодняшнего дня, а отдалённого будущего.

Почему в соглашении нет вопроса о статусе Карабаха? Что о мире говорят с обеих сторон?

Чего добился Азербайджан? Чем для Баку важна Нахичевань?

Азербайджан не только вернул все потерянные по итогам войны 25-летней давности территории, но и получил контроль над древним и с символической точки зрения очень важным городом Шуша. Фактически сторона, контролирующая Шушу, в любой момент может взять под свой контроль и столицу Карабаха.

“Арцах с потерей Шуши и армии существовать не будет. Фактически пятилетний срок “мандата миротворцев” нужен только для того, чтобы всё армянское население его покинуло “само”, – написал в “Фейсбуке” близкий к Кремлю политолог Глеб Кузнецов. – Создание институциональных условий для решения карабахского вопроса “само собой” без всяких “этнических чисток”, которые так портят реноме”.

В Баку известие о подписании соглашения вызвало всеобщее ликование / Фото ЕРА

Судя по подписанным Алиевым, Пашиняном и Путиным мирным соглашениям, в ближайшее время Азербайджан получит и важнейший транспортный коридор.

Транзитный сухопутный коридор вдоль южной границы Армении с Ираном свяжет основную территорию страны с её эксклавом – Нахичеванской Автономной Республикой (НАР). Нахичевань в свою очередь граничит с Турцией.

Носители радикальных взглядов, считающие, что все армяне должны из Азербайджана уйти, в Баку в абсолютном меньшинстве, заверил “Би-би-си” азербайджанский политолог и депутат парламента Расим Мусабеков.

Он говорит про более серьёзные опасения в связи с российскими миротворцами из-за негативных примеров: замороженный конфликт в Молдове и потерю Грузией территорий Южной Осетии и Абхазии.

Впрочем в подавляющем большинстве в Баку воспринимают новый мир в Карабахе как победу. “Если вы видели ликующие толпы, это показывает что люди считают, что результат, который получен, – это победа. И это действительно победа”, – уверяет Мусабеков.

Он напомнил, что по соглашениям армянские войска выводятся из районов вокруг Карабаха, что позволило избежать дальнейшего кровопролития.

“Люди радовались и победе, и тому, что наступает мир. И я думаю, подавляющее большинство полностью одобряет президента Азербайджана, который и войну правильно провёл, и информационно её правильно обеспечил, и вовремя поставил дипломатическую точку для завершения войны”, – подытожил депутат.

Армянам грозят новые этнические чистки — предупреждают международные эксперты

Джошуа Кучера, редактор Eurasianet по Кавказу, в своем материале для влиятельного американского издания Foreign Policy, пишущего о международных проблемах, предупреждает, что завоевание Азербайджаном Нагорного Карабаха может привести к новым этническим чисткам, теперь уже в отношении армян. И, к сожалению, он может быть недалек от истины. Дело в том, что нынешние боевые действия, о чем предпочитают не говорить в Ереване (как, надо сказать, и в Москве), вызваны прежними «этническими чистками», как с участием армян в отношении азербайджанцев, так и с участием последних в отношении армян.

Во время распада СССР армяне решили взять под контроль Нагорный Карабах, анклав, где действительно на тот момент проживали большей частью именно они, а не азербайджанцы, но азербайджанцы оказали, разумеется, сопротивление, в результате чего в регионе резко возросла межэтническая напряженность. Это привело к тому, что, во-первых, этнические армяне, проживающие в Азербайджане, стали жертвами погромов, и сотни тысяч бежали из Азербайджана.

Во-вторых, жертвами погромов стали и азербайджанцы, которые жили в Армении. Тогдашний конфликт привел к тому, что армяне взяли под контроль не только Нагорный Карабах, но и большую часть окружающей его территории Азербайджана, на которой проживало ничтожное количество армян. Как оказалось 25 лет спустя, это стало чудовищной политической ошибкой Еревана. Но на тот момент Армения ликовала, закрыв глаза на то, что более 600 000 этнических азербайджанцев были вынуждены покинуть свои дома. Но надежды вернуться не покидали всю последнюю четверть века. Тем временем в самом Нагорном Карабахе живут сегодня почти 100 процентов армян — около 150 тысяч человек, азербайджанцев там фактически нет.

Люди, уезжающие из Нагорного Карабаха в Армению в субботу, 7 ноября. Фото: AP / theguardian.com

Баку и Ереван отреагировали на призыв сената Франции

Верхняя палата парламента, сенат Франции, в среду, 25 ноября, принял резолюцию с призывом к правительству признать НКР. В поддержку документа высказались 305 сенаторов, против проголосовал лишь один.

В четверг, 26 ноября, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что “эта резолюция — не что иное, как обычный листок бумаги для Азербайджана”.

Парламент Азербайджана предложил правительству республики обратиться в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) для отзыва Франции из числа сопредседателей Минской группы и призвал пересмотреть политические и экономические отношения с Парижем.

Со своей стороны, премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал исторической резолюцию, принятую французским сенатом и призывающую правительство признать Нагорный Карабах.

Армения, понадеявшись на свои влиятельные диаспоры в США, Франции и РФ, саботировала переговоры

Большинство международных наблюдателей единодушны: в новой войне виноваты обе стороны, а в мину замедленного действия регион Нагорного Карабаха, по сути, превратила сама Армения, понадеявшись на поддержку своей большой и довольно влиятельной диаспоры в США (в частности, в Южной Калифорнии), Франции и России. Азербайджану же ничего не оставалось, как полностью понадеяться на Турцию, единственного его союзника в этом вопросе.

Остроты конфликту добавлял факт геноцида армян со стороны турок в начале XX века во время и сразу после Первой мировой войны, который Анкара до сих пор не признает (и всякий раз шлет ноты протеста тем странам и лидерам, которые упоминают факт геноцида). Новый конфликт стал возможен еще и потому, что сами Соединенные Штаты сыграли чисто символическую роль в решении вопроса, по сути дела, самоустранившись, так как Вашингтон был отвлечен президентскими выборами, полагают эксперты.

Армения игнорировала резолюции Организации Объединенных Наций, призывающие к возвращению жителей. Особенно Ереван игнорировал их, когда имел военное преимущество. Пущенная Арменией на самотек проблема привела к тому, что власти самопровозглашенного Народного Карабаха руководили «семью оккупированными азербайджанскими районами за пределами советских границ анклава», это были «жуткие, безлюдные районы с заброшенными деревнями и разрушенными каменными домами», отмечают многие наблюдатели.

Теперь же соглашение обеспечивает Азербайджану многое из того, чего страна добивалась на протяжении многих лет мирными переговорами, подчеркивают почти все аналитики, включая возвращение «внутренне перемещенных лиц», то есть азербайджанцев, живших в Карабахе в советское время, на свои исконные территории.

Наряду с выводом армии из анклава, Армения также была вынуждена передать контроль над небольшими этническими армянскими районами внутри Азербайджана, но не в Нагорном Карабахе, открыть транспортный коридор для Азербайджана через Армению в азербайджанский район Нахичевань и позволить Организации Объединенных Наций наблюдать за возвращением азербайджанских беженцев в свои теперь уже разрушенные дома.

Британская газета The Guardian замечает, что в соглашении содержится призыв к армянским силам передать контроль над территориями, находящимися при этом и за пределами Нагорного Карабаха, включая восточный район Агдама. Этот район имеет большое символическое значение для Азербайджана, так как его главный город, также называемый Агдамом, был во время войны 1990-х полностью разграблен, и единственное сохранившееся там здание — городская мечеть. Армяне также передали весь Лачинский район, через который проходит главная дорога, ведущая из Нагорного Карабаха в Армению. Тогда как столица Нагорного Карабаха Степанакерт, расположенная всего в 10 километрах от взятой азербайджанцами Шуши, останется под контролем поддерживаемого Арменией правительства.

Город Агдам был во время войны 1990-х полностью разграблен, и единственное сохранившееся там здание — городская мечеть. Разрушенное здание Музея хлеба в Агдаме. Фото: Divot / wikipedia.org

Комментировать
0