Геополитическое значение
Почтовая марка Азербайджана, 2003
С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которые иначе пришлось бы транспортировать через территорию России по нефтепроводу Баку — Новороссийск, теперь производится в обход России, что снижает её влияние в регионе. Американцы же не только получают альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширяют зону своего влияния.
Рекламный щит с изображением нефтепровода и Гейдара Алиева близ терминала Сангачал (виден вдали)
Ввод в эксплуатацию нефтепровода дал возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери — Гюнешли, в Казахстане — Кашаган.
Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты[кто?] оценивают в 200 млн долларов в год. Возможно, именно это стало причиной того, что официальные государственные лица России не присутствовали на торжественной церемонии открытия в Джейхане.
В самом начале проект БТД был задуман как прямой трубопровод из Баку в Джейхан, который в силу своего географического положения должен был проходить через Армению. Гейдар Алиев надеялся использовать перспективу перехода трубопровода через Армению в качестве стимула для возвращения Нагорного Карабаха. Когда Ереван отказался, Азербайджан (при поддержке Турции) решил отказать Армении участвовать в региональных проектах и лишить его доступа на западные рынки через Турцию. Армения потерпела значительные потери в связи с тем, что трубопровод Баку-Джейхан обходит страну по грузинскому маршруту. Армения также была исключена из других региональных проектов, что делало её более зависимой от поддержки России и Ирана.
В сентябре 2014 года в учебном центре Крцаниси близ Тбилиси проходили компьютерные командно-штабные учения с участием военных Турции, Грузии и Азербайджана, цель которых — формирование штаба многонациональной бригады для стратегического взаимодействия по охране трубопроводов, и, в первую очередь, охрана трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Цель бригады заключается в охране трубопровода непосредственно на грузинской территории. По мнению представителей Министерства обороны Грузии формирование такой бригады вполне логично, поскольку в ходе южно-осетинского конфликта 2008 года трубопровод несколько раз подвергался атаке со стороны осетино-российских войск.
Описание
Маршрут
Долгие запуски трубопровода в Терминале Sangachal под Баку в Азербайджане, Грузии крестов и заканчиваются в Терминале Морского пехотинца Джейхана (Терминал Хайдара Алиева) на юго-восточном Средиземноморском побережье Турции. из трубопровода лежат в Азербайджане, в Джорджии и в Турции. Это пересекает несколько горных цепей в высотах к. Это также пересекает 3 000 дорог, железных дорог, и сервисных линий — и открытый и подземный — и 1 500 потоков до широкого (в случае реки Джейхана в Турции). Трубопровод занимает коридор восемь метров шириной, и похоронен к глубине по крайней мере одного метра. Трубопровод идет параллельно Южному Газопроводу Кавказа, который транспортирует природный газ от Терминала Sangachal до Эрзурума в Турции. От Sarız до Джейхана нефтепровод Самсуна-Джейхана будет параллелен трубопроводу BTC.
Технические характеристики
трубопровода есть спроектированная продолжительность жизни 40 лет, и на нормальной способности он транспортирует. Это потребности нефти заполнить трубопровод. Нефтяные потоки в в секунду. Есть восемь станций насоса, два в Азербайджане, два в Джорджии, четыре в Турции. Проект включает также Терминал Морского пехотинца Джейхана (официально Терминал Хайдара Алиева, названный в честь азербайджанского бывшего президента Гейдара Алиева), три промежуточных станции чистки, одна станция сокращения давления и 101 маленькая клиновая задвижка. Это было построено из 150 000 отдельных суставов трубы линии, каждый имеющий размеры в длине. Это соответствует общей массе. Трубопровод – диаметр для большей части своей длины, сужаясь к диаметру, поскольку это приближается к Джейхану.
Стоимость и финансирование
Трубопровод стоил 3,9 миллиардов долларов США. Строительство создало 10 000 краткосрочных рабочих мест, и эксплуатация трубопровода требует 1 000 долгосрочных сотрудников через 40-летний период. 70% затрат финансируются третьими лицами, включая Международную финансовую корпорацию Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития, агентства по экспортному кредиту семи стран и синдикат 15 коммерческих банков.
Источник поставки
Трубопровод поставляется нефтью от Azeri-Chirag-Guneshli нефтяного месторождения Азербайджана в Каспийском море через Терминал Sangachal. Этот трубопровод может также транспортировать нефть от нефтяного месторождения Казахстана Kashagan и других нефтяных месторождений в Средней Азии. Правительство Казахстана объявило, что это построит транскаспийский нефтепровод из казахстанского порта Актау в Баку, но из-за оппозиции и со стороны России и со стороны Ирана это начало транспортировать нефть к трубопроводу BTC танкерами через Каспийское море.
Возможная перегрузка через Израиль
Было предложено, чтобы нефть от трубопровода была транспортирована в восточную Азию через израильские нефтехранилища в Ашкелоне и Эйлате, сухопутный сектор транс-Израиля, соединяемый Трубопроводом Эйлата-Ашкелона, принадлежавшим Eilat Ashkelon Pipeline Company (EAPC).
История
Планирование
Каспийское море находится выше одной из самых многочисленных групп в мире нефти и месторождений газа. Поскольку море не имеющее выхода к морю, транспортирование нефти на Западные рынки сложное. В течение советских времен все маршруты транспортировки из Каспийской области были через Россию. Крах Советского Союза вдохновил поиск новых маршрутов. Россия сначала настояла, чтобы новый трубопровод прошел через свою территорию, затем отказался участвовать.
Весной 1992 года турецкий премьер-министр Сулейман Демирель предложил странам Центральной Азии включая Азербайджан, чтобы трубопровод пробежал Турцию. Первый документ о строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхана был подписан между Азербайджаном и Турцией 9 марта 1993 в Анкаре. Турецкий маршрут означал, что трубопровод из Азербайджана пробежит Грузию или Армению, но маршрут через Армению был политически невозможен из-за нерешенной войны между Арменией и Азербайджаном по статусу Нагорного Карабаха. Это оставило окольный маршрут Азербайджана-Джорджии-Турции, дольше и более дорогой, чтобы построить, чем другой выбор.
Проект набрал обороты после Декларации Анкары, принятой 29 октября 1998 президентом Азербайджана Гейдар Алиев, президент Georgia Eduard Shevardnadze, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Турции Сулейман Демирель и президент Узбекистана Ислам Каримов. Декларация была засвидетельствована министром энергетики Соединенных Штатов Биллом Ричардсоном, который выразил мощную поддержку трубопровода. Межправительственное соглашение в поддержку трубопровода было подписано Азербайджаном, Грузией и Турцией 18 ноября 1999, во время встречи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Стамбуле, Турция.
Строительство
Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline Company (BTC Co.) была основана в Лондоне 1 августа 2002. 18 сентября 2002 было проведено строительство запуска церемонии трубопровода. Строительство началось в апреле 2003 и было закончено в 2005. Район Азербайджана был построен Consolidated Contractors International Греции, и район Джорджии был построен совместным предприятием Spie Capag Франции и UK Petrofac International. Турецкая секция была построена BOTAŞ Petroleum Pipeline Corporation. Бехтель был главным подрядчиком для разработки, приобретения и строительства.
Инаугурация
25 мая 2005 трубопровод был открыт в Терминале Sangachal президентом Ильхамом Алиевым республики Азербайджан, президентом Михаилом Саакашвили Джорджии и президентом Ахметом Сезером Турции, к которой присоединяется президент Нурсултан Назарбаев Казахстана и министр энергетики Соединенных Штатов Сэмюэль Бодмен. Инаугурация грузинской секции была принята президентом Михаилом Саакашвили в насосной станции около Gardabani 12 октября 2005. 13 июля 2006 была проведена церемония инаугурации в терминале Джейхана.
Перекачка началась 10 мая 2005 и достигла Джейхана в 28 мая 2006. Первая нефть была загружена в Терминале Морского пехотинца Джейхана (Терминал Хайдара Алиева) на танкер, названный британским Боярышником. Танкер приплыл 4 июня 2006 с приблизительно сырой нефти.
Нефтепровод в системе энергетических и транспортных коридоров Восток — Запад
Почтовая марка Грузии, 2003
Накануне церемонии президенты Азербайджана, Грузии и Турции Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Ахмет Недждет Сезер подписали декларацию об открытии международного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Соглашение предусматривает строительство между турецким городом Карс и грузинским Ахалкалаки железнодорожной магистрали протяжённостью 98 км. 68 км из них пройдут по территории Турции, 30 км — по территории Грузии. Предварительная стоимость проекта — $400-450 млн. Его реализация позволит ежегодно транспортировать по новому коридору до 3 млн тонн грузов, которые сейчас следуют транзитом через Азербайджан из Казахстана и Туркмении до черноморских портов Грузии.
Уже в ходе церемонии главы МИД Азербайджана, Грузии и Казахстана, министры энергетики Турции и США подписали декларацию о международном транспортном коридоре Карс-Тбилиси-Баку. По сути дела, это явилось соглашением о присоединении Казахстана к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Президенты Грузии, Азербайджана, Турции и Казахстана подписали совместную политическую декларацию о развитии энергетического коридора Восток — Запад.
В конце августа 2006 американский сенатор Ричард Лугар во главе делегации американских конгрессменов посетил Азербайджан, Грузию и Турцию, а также Казахстан. В Грузии Ричард Лугар первым из американских политиков поддержал требование Грузии о выводе российских миротворческих сил с территории Абхазии и Южной Осетии. Немногим позднее ещё один сенатор — Джон Маккейн — посетил Южную Осетию, также полностью поддержав требование о выводе российских миротворцев с грузинской территории и предложив ввести сюда международные силы под эгидой ООН или ОБСЕ. Это ещё раз продемонстрировало, что Южный Кавказ находится в сфере жизненно важных интересов США.
Решение о строительстве нефтепровода было принято ещё в , и, несмотря на все прилагавшиеся усилия, России не удалось направить ситуацию в благоприятное для неё русло. Высказывались[кем?] предполжения, что действия сепаратистских сил в Чечне имели в качестве одной из своих целей именно сохранение напряжённости на одном из участков нефтепровода «Баку — Новороссийск», что обеспечивало поддержание заинтересованности Азербайджана в создании альтернативного маршрута для экспорта нефти.
Со строительством нефтепровода, по всей очевидности, связана и проблема вывода российских военных баз из Грузии. На месте российских войск были размещены специальные подразделения, обеспечивающие охрану Каспийского региона и Закавказья. Уже запущен специальный проект «Каспийская охрана», по которому подразделения спецназа и полиции охраняют особо важные прикаспийские объекты от возможных посягательств террористов. Кроме того, в регионе планируется создать режим интегрированного контроля в воздухе и на воде на границах Азербайджана и Казахстана.