Описание конструкции
Самолет F-14A выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Расчетный общий ресурс планера составляет 6000 летных часов, расчетная эксплуатационная перегрузка +6,5 ед. Конструкция планера выполнена на 39,4% из алюминиевых сплавов, на 24,4% – из титановых сплавов, на 17,4% – из стали и на 0,6% массы конструкции составляют изделия из бороэпоксидных материалов. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа. Модули собираются и испытываются отдельно.
Фюзеляж
Фюзеляж типа полумонокок состоит из трех секций. В средней части фюзеляж имеет сплюснутую форму, способствующую увеличению подъемной силы на больших углах атаки. Четыре наиболее нагруженных шпангоута (воспринимающие нагрузки от основных опор шасси, гондол двигателя, хвостового оперения) изготовлены из стали, остальные – титановые. В передней части фюзеляжа находятся отсеки радиоэлектронного оборудования и двухместная кабина экипажа с общим фонарем, открывающемся вверх-назад. В центральной части фюзеляжа находятся топливные баки-отсеки; в хвостовой – установлены двигатели, хвостовое оперение и воздушные тормоза (одна панель на верхней поверхности фюзеляжа и две -на нижней).
Крыло
Поворотные части крыла обычной двухлонжеронной конструкции с гладкими гнутыми панелями обшивки, стрингерным набором и механически обработанными нервюрами. Обшивка крыла выполнена из титанового сплава. Угол стреловидности крыла изменяется в пределах от 20 град. до 68 град.; при размещении самолета на борту авианосца, для экономии места, угол стреловидности крыла увеличивается до 75 град.; максимальная скорость изменения стреловидности крыла составляет 7,5 град./с. Изменение стреловидности осуществляется автоматически с помощью вычислителя, который может задавать два режима изменения угла установки плоскостей: достижения максимальной подъемной силы или максимальной скорости.
Силовая установка
Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой Пратт-Уитни TF-30. До 1977 г. устанавливались ТРДДФ TF-30-P-412A, затем – ТРДДФ TF-30-P-414.
Вооружение и оборудование
Важнейшим компонентом бортового РЭО самолета Р-14А является система управления оружием (СУО) AN/AWG-9, включающая импульсно – доплеровскую РЛС, ИК станцию, цифровую ЭВМ 5400В (24-разрядная, быстродействие 550 тыс. опер./с, объем памяти 64 кбайт), комплекс управления огнем AN/AWG-15F и аппаратуру AN/ASW-27B линии передачи цифровых данных.
РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать малоразмерные воздушные цели типа крылатой ракеты на больших и малых высотах, в том числе и в нижней полусфере на фоне любой подстилающей поверхности. При работе в импульсно-доплеровском режиме РЛС обеспечивает определение скорости изменения дальности до цели с ЭПР 5 м2 (истребитель), находящейся на удалении до 215 км, бомбардировщика – 315 км, крылатой ракеты – 120 км. Возможно одновременное сопровождение 24 воздушных целей и наведение ракет на шесть из них (при условии, что расстояние между обстреливаемыми целями не превышает 15 км). Залповый пуск УР “Феникс” возможен на дальность до 196 км.
Модификации
- F-14A – Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.
- F-14A+ или F-14B – Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A.
- F-14D Super Tomcat – Модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Так как на момент начала сборки это был мой самый лучший набор, к сборке я решил приступить с особой тщательностью. Закупил футуру, фирменную химию, японский модельный инструмент. Краски я решил использовать на нитрооснове Mr.Color GSI мешаемые с фирменным растворителем. Решающим аргументом явилась более высокая адгезия данных красок и ровность получаемого покрытия. Две проблемы, которые досаждали мне при сборке предыдущих моделей. Кроме данных красок при постройке модели использовались следующая химия:
Клеи: Revell классический модельный c наклонной иглой и Tamiya супержидкий. Суперклеи Done Deal суперзатекающий, Tamiya и Tamiya -Гель. Грунтовки: Tamiya Fine, Mr.Surfacer 1200 и Mr,Metall Primer. Шпатлёвки Tamiya Basic Putty и Mr.Dissolved Putty. Растворители 649 (для мытья инструмента), Mr.Color Levelling (нитро) и Mr.Hobby (акриловый). Жидкости для приварки декалей Mr.Setter и Mr.Softer. Резерв – Mascol. Тонировочные тени Tamiya, смывка MIG.
Инструменты и материалы: покрасочные стенды Tamiya и GSI, палочки для размешивания краски Tamiya, дизайнерские ножи Tamiya, Olfa, X-Acto. Тонкие кисточки №000. Отечественные бокорезы. Пинцеты Tamiya. Полировальная машинка Mr.Polisher PRO, наждачка от 600 до 4000 фирм Tamiya и GSI. Маскировочная лента Tamiya 6 мм., 18 мм., маскировочная лента GSI 1 мм., 2 мм. Для размешивания красок закупил пластиковые стаканчики по 15 мл. в аптеке. Цена стаканчика – 2,5 руб.
Настраиваем Tomcat
Установка PATH
В принципе, установка PATH для работы Tomcat не обязательна и вы можете пропустить этот шаг, но в случае, если у вас установлено несколько Java JRE, установка PATH даст дополнительную подсказку различным программам, где искать библиотеки Java. В частности, без указания PATH может возникнуть конфликт с родной JVM от Microsoft, которая входит в некоторые версии Windows. Кроме этого, установка PATH потребуется для запуска из командной строки компилятора javac, который вам может потребоваться при дальнейшем тестировании сервера.
Таким образом, убедитесь, что у вас на компьютере работает только одна версия Java-машины и эта именно та версия, которую мы поставили. Для этого введите команду
SET PATH
и убедитесь, что в переменной PATH присутствует ссылка только на один каталог . В нашем случае это будет . Здесь будьте внимательны, т.к. java может входить в комплект к огромному числу разных программ, в частности, компания IBM и Oracle. Для верности, отредактируйте переменную PATH таким образом, чтобы ссылка на нашу Java была первой с списке. Напомню, что настройка переменных окружения в NT-семействе производится на вкладке Advanced свойств “Моего компьютера”.
Проверить правильность настройки PATH можно так: зайдите в каталог и запустите команды и из каталога . Затем перейдите куда-нибудь в другой каталог и повторите эти команды. Результат должен быть один и тот же.
Установка переменных окружения Tomcat
Теперь перейдем непосредственно к настройке Tomcat. Для своей работы он требует установки нескольких переменных окружения:
- должна указывать на каталог с установленным Tomcat. В нашем случае это .
- должна указывать на каталог с SDK. В нашем случае, это: . Обратите внимания, что, в отличии от переменной , данная переменная указывает не на каталог .
Пожалуйста проверьте правильность установки этих переменных окружения. При неверной установке, tomcat выводит совершенно невразумительное сообщение об ошибке, типа “The system cannot find the file -Djava.endorsed.dirs=.”.
Для настройки Tomcat есть еще несколько переменных, но пока они нам не потребуются.
Краткое описание этих и других переменных можно посмотреть в файле
Хотелось бы напомнить, если в дальнейшем планируется запускать Tomcat как сервис (службу) Windows NT, нужно создавать и устанавливать системные переменные окружения (System variables), а не пользовательские (User variables). Также стоит напомнить, что для того чтобы установленные переменные вступили в силу, требуется перезапустить приложение, которое планирует их использовать. В нашем случае следует перезапустить sell (или FAR) из которого планируется тестовый запуск Tomcat.
Настройка порта
По умолчанию Tomcat “садиться” на порт 8080. Если этот порт у вас по каким-то причинам занят – найдите соответствующий параметр в файле и исправьте по вкусу. Этот параметр выглядит приблизительно так:
<Connector className=”org.apache.coyote.tomcat4.CoyoteConnector” port=”8080″ … />
В частности, если вы не планируете использовать IIS для доступа к Tomcat’у, то можете повесить Tomcat на порт 80 (только не забудьте отключить в этом случае IIS).
Отмечу, что, если порт на который вы устанавливаете Tomcat, занят, то Tomcat не запуститься и даже не оставит ни единого сообщения в log-файле. При этом окошко Tomcat’а закроется сразу после открытия. Аналогичная картина будет также в случае, если одна копия сервера уже запущена и случает указанный порт.
Запуск Tomcat
После того, как все указанные действия проделаны, запустите скрипт . У вас должно открыться новое текстовое окно и запуститься Tomcat. Указанный скрипт лучше запускать из командной строки, чтобы у вас была возможность прочитать выводимые сообщения об ошибках.
Для Windows 9x/ME разработчики также рекомендуют в свойствах файлах и установить параметр “Initial environment” на вкладке Memory в значение как минимум 4096. Т.к. в противном случае возможно аварийное завершение сервиса с сообщением “out of environment space”. Это видимо связано с обилием переменных окружения, необходимых для работы сервера.
После этого откройте броузер и обратитесь по адресу http://127.0.0.1:8080. Должен открыться локальный сайт, на котором, кроме прочего, присутствуют тестовые сервлеты и документация к Томкату. Tomcat запускается не сильно быстро, поэтому не торопитесь сразу открывать броузер.
Компоненты
Начиная с Tomcat 4.x выпускается с Catalina (контейнер сервлетов), Coyote (HTTP-коннектор) и Jasper (JSP-движок).
Catalina — контейнер сервлетов Tomcat’а, который реализует спецификацию сервлетов Servlet API. Servlet API является основой для всех остальных технологий Java, касающихся Web и дает возможность динамически генерировать любой web-контент, используя любые библиотеки, доступные для Java. Архитектором Catalina являлся Craig McClanahan.
Coyote — компонент стека HTTP Tomcat’а, который поддерживает протокол HTTP 1.1 для веб-серверов или контейнера приложений. Coyote прослушивает входящие соединения на определённом TCP порту сервера, пересылает запросы в механизм Tomcat для обработки запросов и отправляет ответ назад запрашивающему клиенту.
Jasper — механизм JSP Tomcat’а. Tomcat 5.x использует Jasper 2, который является реализацией спецификации JavaServer Pages 2.0 Sun Microsystems. Jasper анализирует JSP-файлы, чтобы компилировать их в Java код, как сервлеты (которые могут быть обработаны с помощью Catalina). Во время выполнения, Jasper может автоматически обнаруживать изменения JSP-файла и перекомпилировать его.
В Jasper 2, были добавлены важные особенности:
1) JSP библиотеки тегов объединения – Каждый тег разметки в файле JSP обрабатывается классом обработчика тегов. |
2) Объекты класса обработчика тега может быть объединены и использованы повторно в целом JSP сервлете. |
3) Фоновая JSP компиляция – в то время как происходит перекомпиляция измененного JSP Java-кода, старая версия все еще доступна для серверных запросов. Старый JSP сервлет удаляется только когда новый JSP сервлет закончил перекомпиляцию. |
4) Компилятор Java JDT – Jasper 2 может использовать Eclipse, JDT (Средства разработки Java) компилятор Java вместо Apache Ant Ant и JAVAC. |
Некоторые из свободных ресурсов и объединений Apache Tomcat включают Tomcatexpert.com (а SpringSource спонсорское сообщество разработчиков и операторов, которые работают с Apache Tomcat в крупномасштабных производственных средах) и Apache Tomcat Ресурсный центр MuleSoft (который имеет учебные руководства по установке, обновлению, Настройка, мониторинг, устранение неполадок и крепления различные версии Tomcat).
F-14AN3 Mindseeker[edit | edit source]
F-14AN3 Mindseeker | |
---|---|
An F-14AN3 with all sensor equipment installed. | |
Manufacturer(s) | Grunnan/Sufoni |
Generation | 2.5th Generation |
Role | Hive Infiltrator/Force Reconnaissance/Esper-Optimized Heavy Fighter |
Armament(s) | |
Appearance(s) | TSFiA |
The only TSF to be exclusively deployed under the command of the United Nations, the Mindseeker was a F-14D variant built for the Soviet Union-born esper-pilot corps, assigned to the UN’s A-01 Task Force to carry out . Named the Roksova(РокСова) for its unique head design, it, like all F-14 variants, is a two-seater TSF, with the weapons officer (in this case the esper assigned to the craft) seated in front, and the pilot positioned behind. The was originally reversed until the F-14AN3s’ assigned pilots voiced their displeasure at having “witches” seated behind them.
The F-14AN3 was outfitted with various composite sensors and reconnaissance equipment on its shoulder block antennae, forearm pods, and in its head unit, all linked to the esper seated within to aid them in detecting BETA thought processes while they were in a BETA-heavy location. Performance of the TSF was regarded by many pilots as a step backwards from the F-14D, the Mindseeker’s base model; not only was the capability to use the completely omitted, but the exterior sensor equipment also decreased the aerodynamic performance of the F-14AN3, and Soviet pilots often regarded the F-14D as the superior machine against the MiG-31 Plamya-Lisa, and even the Su-27 Zhuravlik, which at that time was the newest Soviet TSF to be deployed.
After a process of selection amongst the committee in charge of Alternative III, the F-14AN3 was developed, and was first deployed in combat in 1990. Its most iconic deployment to date was in 1992’s Operation Swaraj, where F-14AN3s of the Vsadnik (Всадник) Squadron, under Alternative III, attempted to enter the Bhopal Hive to scan for BETA thought processes. It remained in use in various reconnaissance missions around the world until 1995, when was discontinued in favor of Alternative IV.
During the selection of TSFs for Alternative III, the MiG-31 had also been considered as a possible TSF candidate for the operation. UN command eventually rejected the Plamya-Lisa on the basis that it lacked the required maneuverability, survivability, and overall combat performance when compared to the F-14D, which had also been included in the selection. The Soviet went through independent selections again, and this time picked the F-14D. Due to the displeasure at having to use US military hardware for a Soviet-led operation, the relationships between both countries took a hit as a result.
Once the results were finalized, all further protests were turned away, with the UN going as far as to threaten to charge those standing against the F-14 modification plans for committing crimes against humanity, and to punish them with the appropriate UN sanctions. It was rumored that the Sufoni Design Bureau, which was placed in charge of the modifications of the F-14AN3 and its maintenance, had relations to background political entities or dealings.
Версии
Версия | Последний релиз | Особенности | Дата |
---|---|---|---|
9.0 | 9.0.1(beta) | Первый выпуск Apache Tomcat с поддержкой спецификаций Servlet 4.0, JSP 2.4 (TBD) | 30.09.2017 |
8.5 | 8.5.23 | Добавлена поддержка HTTP/2, OpenSSL для JSSE, виртуального хостинга TLS и JASPIC 1.1 | 01.10.2017 |
8.0 | 8.0.47 | Первый выпуск Apache Tomcat с поддержкой спецификаций Servlet 3.1, JSP 2.3 и EL 3.0 | 03.10.2017 |
7.0 | 7.0.82 | Первый выпуск Apache Tomcat с поддержкой спецификаций Servlet 3.0, JSP 2.2, EL 2.2 и WebSocket | 03.10.2017 |
6.0 | 6.0.53 | Первый выпуск Apache Tomcat с поддержкой спецификаций Servlet 2.5, JSP 2.1, и EL 2.1 | 07.04.2017 |
5.5 | 5.5.36 | Предназначен для J2SE 5.0. Включение Eclipse JDT позволяет Tomcat запускаться без установки полного набора Java Development Kit | 10.10.2012 |
5.0 | 5.0.30 | Первый выпуск Apache Tomcat с поддержкой спецификаций Servlet 2.4, JSP 2.0 и EL 1.1 | 30.08.2004 |
4.1 | 4.1.40 | Первый выпуск Apache Tomcat для поддержки спецификаций Servlet 2.3 и JSP 1.2 | 25.06.2009 |
3.0 | 3.3.2 | Начальная версия. Слияние кода Web Server и ASF, а также версии Servlet 2.2 и JSP 1.1. | 09.03.2004 |
Примечания
- Bob Petrella (Writer), Max Raphael (Narrator). Modern Marvels . The History Channel. (2002, 12 March).
- «Грумман» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 195. — ISBN 5-85270-086-X.
- Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. — Osprey Publishing, 2004. — P. 86.
- “Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома”, Николай Якубович, 2012
- The Iran-Iraq War, Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.231
- ↑
- ↑
- Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. — Osprey Publishing, 2004. — P. 82.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 сентября 2014.
- F-15C Eagle vs MiG-23/25: Iraq 1991. Doug Dildy, Tom Cooper, Bloomsbury Publishing, 2016. P.35
- Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. Tom Cooper, Farzad Bishop, Osprey Publishing. 2004
- ↑
- В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 167.
- «Āraš i», Encyclopaedia Iranica 2, Ahmed Tafażżolī, стр. 266–267.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
- Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. Том Купер и Фарзад Бишоп. 2004. стр.85-88
- ↑ Iranian F-14 Tomcat Units in Combat by Tom Cooper & Farzad Bishop, 2004, Oxford: Osprey Publishing, pp. 85-88
- [/military/systems/aircraft/f-14-variants.htm F-14 Variants] (англ.). Дата обращения: 3 марта 2008.
- Михаил Никольский. “Томкэты” в Иране (рус.) // Авиация и космонавтика. — М., 2020. — № 1. — С. 52.
- ↑ Anft, Torsent [/f-14/f14-serial.htm F-14 Bureau Numbers]. Home of M.A.T.S.. Дата обращения: 5 марта 2008. 17 февраля 2012 года.
Диагноз F14.6 Амнестический синдром
Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений. Амнестическое расстройство, обусловленное алкоголем или наркотиком Корсаковский психоз или синдром, обусловленный алкоголем или другим психоактивным веществом или неуточненный Исключен: неалкогольный корсаковский психоз или синдром (F04)
Тюнинг JVM
Компилятор JIT (Just In Time) от Sun предлагает два режима работы – серверный и клиентский. По сути это два различных JIT, вызываемых командой java. В серверном режиме производится более тщательная оптимизация кода.
Разумеется за оптимизацию приходится платить большим временем компиляции, но в случае с сервлетами, компиляция производится лишь единожды. Далее класс используется для обслуживания любого количества клиентов безе перекомпиляции. Таким образом для серверных решений Sun рекомендует использовать именно серверный режим JIT.
Из командной строки тот или иной режим запускается посредством указаний ключа -server или -client первым ключом командной строки.
Следующий важный параметр – объем доступной для виртуальной машины памяти (heap size). Секрет состоит в том, что по умолчанию объем максимально выделяемой памяти равняется 64Mb. Разумеется это катастрофически мало для серверного приложения и, запуская систему со значениями по умолчанию, оперирование в памяти с файлами объемом в пару десятков мегабайт будет приводить к останову сервлета с сообщением OutOfMemory.
Для настройки размеров выделяемой памяти служит два ключа: -Xms и -Xmx, которые отвечают за минимальный и максимальный объем соответственно.
Настройка указанных параметров для использования сервером Tomcat производится через еще одну переменную окружения — . В нашем случае переменная должна выглядеть приблизительно так:
CATALINA_OPTS = -server –Xms64m –Xmx256m
Что настроит серверный JIT, плюс установит выделяемый объем памяти в диапазоне от 64 до 256Mb
Прототип:
В июле 1968 г. Пентагон официально объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX (Variable geometry Fighter Experimental). Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.
На самолет планировалось установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатываемые по программе ATE. Движки эти тягой по 12700-13600 кг предназначались как для самолетов ВМС, так и для истребителей ВВС; они сулили массу преимуществ – выигрыш в весе и расходе топлива, простоте обслуживания. Одна беда – даже самые большие оптимисты определяли срок готовности их к установке на самолет как апрель 1973 г. К этому времени F-14 уже должен был быть принят на вооружение ВМС. В качестве временной меры решили установить на опытные и первые серийные “Томкэты” Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. Силовая установка являлась ахиллесовой пятой “Томкэта” на всем протяжении службы. Двигатели TF30-P-412 разработаны на основе ТРДДФ TF-30-P, которыми оснащались ударные самолеты А-7 и F-111. Для тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе даже увеличенной до 9070 кгс тяги оказалось недостаточно; собственно поэтому “Томкэт” так и не стал де факто air-supriority fighter’oм. Дополнительной проблемой были неудовлетворительные характеристики двигателя (приемистость и устойчивость) TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с “Томкэтами” по причине неполадок с движками побудили министра ВМС Джона Лемана в 1984 г
на слушаниях в конгрессе в сердцах заявить, что “самолет F14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 – ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском.”
Единственным самолетом в мире, способным применять УР “Феникс”, является F-14, однако эти ракеты стали его основным (по крайней мере, в теории – основным) оружием не сразу. Не которое время в качестве основного варианта вооружения рассматривались ракеты средней дальности AIM-7 “Спэрроу”, а проект 303G вообще не предусматривал установку СУО AWG-9 и ракет AIM-54
В конечном итоге ВМС пришли к выводу, что необходим именно “длиннорукий” перехватчик, в этом случае “Фениксу” альтернативы не было.
Еще одним фактором в пользу принятия на вооружение истребителя, вооруженного УР “Феникс”, являлась неспособность всех других ракет воздух-воздух (по американским оценкам того времени) перехватывать на больших высотах МиГ-25.
Опираясь на опыт боевого применения “Томкэтов”, можно посчитать, что самолет не оправдал возлагаемых на него задач, особенно если провести анализ в соответствии с критерием стоимость-эффективность. Наиболее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким маневренным воздушным боем там и не пахло. В Ливане попытка использовать самолет для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами закончилась плачевно. Ирак и Югославия – войны весьма специфические, где авиация США достойного сопротивления не встретила. И все же, F-14 -система оружия выдающаяся. Этот самолет нельзя оценивать с позиций “сам сбил, его сбили”. Появление “Томкэта” на вооружении ВМС США вызвало огромную тревогу у командования советского флота.
С политической точки зрения “Томкэт” со своей задачей справился, вытянув кучу средств из советской экономике, чем в немалой степени способствовал ее коллапсу. С военной же точки зрения все не так однозначно даже при использовании F-14 для решения своей главной задачи – обороны авианосного ордера.
В 2006 году истребитель F-14 “Томкэт” снят с вооружения ВМС США. Для Америки это знаковое событие: в годы “холодной войны” эта машина считалась главной ударной силой палубной авиации ВМС и очень высоко оценивалась профессионалами. После же выхода на экраны в 1986 г фильма “Top Gun” с Томом Крузом в главной роли она приобрела почти культовый статус и в массовом общественном сознании американцев.
Победы F-14 в войне
К сентябрю 1980 года напряженность между Ираком и новым исламским правительством в Иране обострилась. Начали происходить первые приграничные столкновения. Поэтому, несмотря на хаос в иранских ВВС, они всеми силами хотели вернуть свои F-14 на вооружение. Из 77 уцелевших самолетов большинство было не готово к эксплуатации, а их экипажам не хватало подготовки и опыта. Когда дошло до перехвата иракских самолетов, подразделения F-14 стали в значительной степени полагаться на наземное управление. Через несколько дней после первых столкновений с иракцами около двенадцати F-14 вернулись в строй для патрулирования границ.
Первая воздушная победа на F-14 случилась еще до официального начала ирано-иракской войны. 7 сентября 1980 года иракский вертолет Ми-25 Hind (экспортный вариант советского ударного вертолета Ми-24) был сбит из 20-мм пушки Vulcan. Шестью днями позднее состоялось первое успешное применение AIM-54: майор Мохаммед-рез Аттайе сбил иракский МиГ-21 во время патрулирования области, где иракские разведывательные самолеты были особенно активны в предыдущие дни.
Наиболее интенсивными воздушные бои были в первые два месяца войны, начавшейся 22 сентября. Капитан Джавад, участвовавший в боевых действиях против иракских военно-воздушных сил, вспоминал о том, как их ВВС перехватывали иракские истребители над границей, бомбили иракцев на земле и наносили удары глубоко в воздушном пространстве противника. Иранские F-14, оснащенные импульсно-доплеровским радаром AWG-9, могли поражать вражеский самолет с расстояния в 160 км, но летчики также ценили возможности истребителя в ближнем бою.
Майор Фархад вспоминает о маневренности самолета:
По словам полковника ВВС США в отставке, Рональда Бергквиста, бывшего специалиста по Ближнему Востоку, вместо того, чтобы пожертвовать своими истребителями в бою, обе стороны использовали авиацию в качестве сдерживающих средств также, как сверхдержавы в то время использовали свои ядерные арсеналы. Иран и Ирак в 1980 году не имели союзников и, будучи не в состоянии возместить свои потери, вынуждены были беречь имеющуюся в их распоряжении боевую технику.
Иранские военно-воздушные силы сосредоточились на действиях в качестве сдерживающего фактора и использовали F-14 Tomcat для защиты стратегически важных объектов, в первую очередь, главного иранского нефтеэкспортного терминала на острове Харк. F-14 использовались только в качестве перехватчиков. Стратегия состояла в том, чтобы использовать ценные самолеты экономно и защитить их от иракских ракет класса «земля-воздух», но в то же время, чтобы они были готовы к ответным действиям при проникновении неприятеля на территорию Ирана.
Поначалу Иран пытался поддерживать в рабочем состоянии около 60 самолетов Tomcat, но многочисленные полеты и нехватка квалифицированного обслуживающего персонала вынудили его сократить число эксплуатируемых F-14 до 40 единиц к 1984 году и до 25 самолетов к 1986. Ракеты AIM-54 Phoenix эпизодически использовались в начале войны и более часто в 1981-82 годах, но отсутствие термобатарей приостановило их использование в 1986 году.
Во время войны капитан Хашеми выпустил по иракцам четыре ракеты AIM-54. Первая, выпущенная в июле 1982 года, была направлена на группу иракских истребителей МиГ-23, пытавшихся перехватить одиночный иранский F-4E, возвращавшийся из Багдада в Иран. Хашеми рассказывает о том, что МиГ-23 был достаточно слаб и не мог противостоять им в бою один на один. Но вот группа Миг-23 заставляла иранцев беспокоиться. Самым впечатляющим в МиГ-23 была его способность быстро ускоряться, когда ВВС Ирана преследовали их.
Многие самые зрелищные воздушные сражения проходили между иранскими F-14 и иракскими истребителями Dassault Mirage F1EQ французского производства. Они были связаны с попытками Ирака перерезать иранский экспорт нефти и вскрыть оборону нефтеперерабатывающей и экспортной инфраструктуры.
Майор Казем, бывший пилот иранского F-4, вспоминает допрос иракского офицера Mirage F1EQ, сбитого иранскими Tomcat в феврале 1986 года:
Вспоминая свой опыт во время войны, Джавад был возмущен тем, что сообщалось об иранских летчиках Tomcat. Он рассказывал, что в 1990-х годах ряд наблюдателей объявил F-14 и AIM-54 «дорогостоящим провалом».
история
F-14 был разработан в США Grumman как часть долгосрочной попытки разработать дальние, высокопрочные перехватчики для защиты боевых групп авианосцев от противокорабельных ракет. Впервые он был запущен 21 декабря 1970 года и был введен для использования ВМС США в сентябре 1974 года для защиты авианосцев от советских бомбардировщиков, несущих крылатые ракеты большой дальности. Он был экспортирован в Иран в 1976 году и был выведен из эксплуатации ВМС США 22 сентября 2006 года, спустя два десятилетия после того, как коты были очарованы в фильме Тома Круза 1986 года «Top Gun».
F-15 был разработан как истребитель превосходства в воздухе с возможностями как воздух-воздух, так и воздух-земля. Поскольку самолеты, разработанные ВМС США, такие как F-14, были непригодны для этих целей, ВВС США возглавили программу FX, которая привела к разработке F-15A. Он совершил свой первый полет в июле 1972 года. Он был представлен в 1976 году, за ним последовали другие одноместные и двухместные модели с дополнительной топливной вместимостью и улучшенными радарами и двигателями.
Диагноз F14.7 Резидуальные и отсроченные психотические расстройства
Расстройство, при котором нарушения познавательных функций, эмоций, личности или поведения, вызванные приемом алкоголя или психоактивного вещества, могут сохраняться после периода, в течение которого проявляется непосредственное влияние психоактивного вещества. Начало расстройства должно быть непосредственно связано с употреблением психоактивного вещества. Случаи, при которых нарушения возникают после эпизода (эпизодов) употребления психоактивного вещества, должны кодироваться вышеуказанным четвертым знаком только тогда, когда есть убедительные доказательства причастности остаточных явлений воздействия психоактивного вещества к расстройству. Резидуальные явления можно отличить от психотического состояния отчасти по их эпизодичности, преимущественно очень короткой продолжительности, дублированию предшествующих алкогольных или наркотических проявлений. Алкогольная деменция БДУ Хронический алкогольный церебральный синдром Деменция и другие легкие формы стойких нарушений познавательных функций “Флэшбэк” Отсроченное психотическое расстройство, вызванное употреблением психоактивного вещества Нарушение восприятия после употребления галлюциногена Резидуальное: . эмоциональное расстройство . расстройство личности и поведения Исключены: алкогольный или наркотический: . корсаковский синдром (F10-F19 с общим четвертым знаком .6) . психотическое состояние (F10-F19 с общим четвертым знаком .5)