No Image

Социокультурное регионоведение

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Презентация на тему: ” Западная цивилизация. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся.” — Транскрипт:

1

Западная цивилизация

3

Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся за её пределы в Северную Америку, Австралию и некоторые острова в Мировом океане.Европы Северную Америку Австралию

4

Европейская цивилизация прошла через множество этапов развития, причём ценности, мораль и устремления людей, институты общества и экономика в разное время и в разных странах отличаются вплоть до противоположностей. Так, религиозный фанатизм конца средних веков сменился в XX веке отрицанием религии и равнодушием к ней, политика порабощения других народов и военный захват колоний ещё в начале XX века считалась нормальной, в XXI веке она решительно осуждается (сменившись неоколониализмом), обычные в прошлом абсолютные монархии были через революции и неоднократные реформы превращены в республики и монархии декоративные, многолетняя вражда и войны между европейскими государствами сменились их объединением в Европейский союзморальфанатизмXX векеXXI веке войны Европейский союз

5

Многие черты европейской цивилизации со временем были заимствованы другими народами, в частности японцы опередили большинство европейских народов в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии. При этом существенные отличия в менталитете между “востоком” и “западом” сохраняются до настоящего времени. Другие восточные азиаты в конце XX начале XXI века также активно развивают свою экономику, в первую очередь промышленность.японцы

6

Детство – традиционный и один из наиболее важных предметов социально- и историко- антропологического изучения культур прошлого и настоящего. Оно представляет собой проблему, решение которой лежит в сфере междисциплинарных исследований.

7

Рассматривается жестокое отношение к детям в период варварства в Западной Европе. С детства закладывались установки агрессивного поведения. Варвар с детства должен был выживать в условиях суровой действительности. Наблюдается достаточно архаичное, жестокое отношение к ребенку, которое являлось основой для формирования авторитарной структуры характера в обозначенный период.

8

Варварский мир – это мир воинов, имеющий архаичные традиции. Воспитание детей в западной толерантной цивилизации проблем жестокого отношения к детям, равно как детской жестокости, не существует. Более того, долгое время оставаясь культурой достижений (термин психолога А. Сорина), западная цивилизация вовсе не избавилась от связанных с ней флюсов, и в частности тех, что связаны с безбрежным индивидуализмом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

9

Наиважнейшей задача – взращиванию будущих воинов. При этом следует помнить, что сами климатогеографические, природные условия задавали алгоритм функционирования общества и отношения его к своим членам, в том числе и к детям. Скудость материальных условий была одной из важнейших детерминант отношения к детству.

10

Как пишет Д. Хёркли в работе «Средневековые дети», все народы, входившие в Римскую империю, исключая евреев, допускали детоубийство в случаях рождения больных или излишних детей. Отец в римской семье имел право отказать новорожденному, принятия его в семью, и тем самым обрекал его на смерть. Однако вместе с тем автор отмечает, что древние заботились о воспитании детей, которое было очень суровым

11

Установки варваров в отношении детства, казалось бы, были иными. Германцы, по словам Тацита, детей не умерщвляют; они любят, чтобы их было много, но не уделяют внимания их воспитанию, и лишь на пороге возмужания мальчик приобретал ценность для общества воинов.

12

Германский мир – мир воинов. Неудивительно, что он ориентирован на воспроизводство прежде всего воина-мужчины. Отсюда и не случайность своеобразной закономерности, если говорить о практике оставления детей или детоубийстве.

13

А. А. Сванидзе по сагам реконструировала процесс воспитания. Мальчик должен был овладеть рядом умений, навыков или «искусств», обладание которыми делало его полноценным мужчиной, воином.

14

Непременным было воспитание физической силы: умение бороться, плавать, ездить верхом, ходить на лыжах, владеть оружием (луком, мечом, ножом, секирой, копьем) и драться с помощью двойного оружия, владеть щитом, ходить на лодке и корабле, знать оружейное дело.

15

Причем это воспитание достаточно прозрачно выявляло авторитарную природу сознания варваров, проявлявшуюся в поведении, которое современный человек назвал бы, скорее всего, жестоким.

21

Спасибо за внимание!

Запад – не рай свободы и демократии

Важно отметить , что принадлежность страны к Западу не означает что в этой стране западные ценности прижились на 100%. Это лишь значит, что народ этой страны избрал правительство, для которого эти ценности являются приоритетными, и которое реагирует на нарушения этих ценностей и борется с ними

К примеру, есть множество случаев нарушения прав и свобод человека в западных странах. Наивно полагать, что в западных странах вообще нет коррупции, расизма и гомофобии. К сведению, уровень коррупции в Италии – такой же, как и в Бразилии и Сенегале. Во Франции каждый пятый не хотел бы жить по соседству с представителями другой расы. Принадлежность к Западу не означает невозможность отделения от него, если политика государства начинает противоречить базовым западным ценностям. Так например в последнее время в европейских странах растет недовольство членом ЕС Венгрией и ее премьер-министром Виктором Орбаном. Недавно правительство Норвегии призвало ЕС принять санкционные меры против Венгрии в связи с систематическим нарушением правительства Виктора Орбана принципов свободы и демократии, давлением на НГО, попытками контролировать СМИ и изменением конституции Венгрии, дающим премьер-министру непропорционально широкие полномочия.

А как же Холодная война?

А ни как. На Западе (и вы уже знаете, что это) люди старше 30 чаще всего называют Западом то, что до 1989 года было западнее Берлинской стены. Именно так в Будапеште рассуждал мой английский коллега Джон. Но это явление – временное, и оно исчезнет, когда экономики стран восточной Европы догонят западную Европу (а судя по динамике экономического прироста к этому все идет). Политическое разделение мира на Восток и Запад, известное как Холодная война, просуществовало всего несколько десятилетий. По сравнением с историей развития греко-римской христианской цивилизацей – это мгновение.

Новой Холодной войны не будет, ибо нет больше идеологического противовеса Западу, каким был коммунистический блок. Есть цивилизационный противовес в лице Исламского мира. А попытки отдельных европейских стран противостоять западному вектору развития и отрицать свою принадлежность к западной цивилизации могут только затормозить развитие этих самых стран, ибо развиваться им больше некуда. Ну и при этом можно конечно насоздавать новых мифов про Запад, которые потом десятилетиями будут выветриваться.

В нашей стране живут миллионы людей, в головах которых миф о Западе, не без помощи политизированных СМИ, постоянно порождает все новые мифы, которые все меньше общего имеют с реальностью.

И если раньше эти мифы, в основном, были положительными (на Западе – хорошая жизнь, порядок, демократия), и ни чем опасным не грозили, то сейчас идет волна совершенно чудовищной демонизации Запада, ранее более типичной для исламских фанатиков в наиболее одиозных странах третьего мира. И это – уже небезопасно. Во-первых, потому что демонизация кого-либо рано или поздно приводит к конфликту. Во-вторых, потому что отвергая все западное как вредное, чужое и плохое (что сейчас массово происходит в России, но и к нам тоже просачивается), люди по инерции начинают отвергать и все хорошее, что принесла миру самая развитая на данный момент цивилизация. И это явно не на пользу нашему собственному развитию.

Является ли Беларусь западным государством?

Беларусь является неотъемлемой частью западной цивилизации, однако геополитически к Западу себя не относит, чем выделяется на фоне почти всех европейских стран. В первую очередь это связано с тем, что для большинства населения западные ценности пока что вторичны, а первичны ценности выживания. Кроме того, наши государственные СМИ (а также российские телеканалы, которые смотрит большинство белорусов) систематически распространяют мифы о Западе, которые у многих белорусов создают отторжение и иллюзию чуждости и вредности всего западного. Кроме того, в последнее время начал культивироваться миф о существовании некой иной, евразийской цивилизации, которая якобы является противником западной, и часть белорусов уже рассматривает возможность вопреки истории, культуре и логике стать евроазиатами. Изменится ли это в будущем, зависит от того, каким ценностям мы с вами отдадим проритет, и какие будем прививать нашим детям. Какие у нас при этом должны быть трамваи – я, правда, не знаю. Но напоследок напомню, что лучший способ победить миф – это не впускать его в себя.

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация  Восточная цивилизация 
Роль религии Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей,  не верящих в Бога. Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мира Рациональное и в то же время противоречивое. Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу. Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер  технологий, гармония с природой.
Политическая сфера Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития. Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
Социальная сфера Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность,  замкнутость.
Человек в обществе Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности. Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу.
Экономическая сфера Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессу Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

  • Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
  • О.Шпенглер – теория культур;
  • А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
  • П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

  • Как синоним культуры (А.Тойнби)
  • Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
  • Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
  • Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
  • В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Динамика разрыва между Западом и «третьим миром»

[править] Экология

Загрязненение атмосферы промышленными отходами.

Значительную роль в освещении экологических проблем, которые могут привести к гибели западной цивилизации, имеет деятельность Римского клуба. Участники клуба указывают на глобальные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия общества и окружающей среды. Именно этих проблем касались начальные исследования клуба в 1970-х годах. По заданию клуба американский учёный Дж. Форрестер смоделировал процессы потребления природных ресурсов и показал, что в 2020-х годах может произойти экологическая катастрофа. Эти данные опубликованы в его книге «Мировая динамика» (). Основные причины кризиса, согласно Римскому клубу: рост населения, загрязнение окружающей среды, оскудение сельскохозяйственных земель, и прочее, но главную причину грядущих проблем человечества Римский клуб видит в обществе потребления. В качестве меры предотвращения катастрофы Римский клуб предлагает переход к планированию темпов развития в мировом масштабе, которое будет включать сознательное ограничение промышленного производства.

По оценкам специалистов-экологов, особую опасность для человечества и всей биосферы представляет нарушение экосистем. Лишь на 51,9 % земной суши экосистемы не нарушены, и это по большей части поверхности ледников и гор — Антарктида, Гренландия, Гималаи. В восстановительных процессах биосферы наибольшую роль играют центры стабилизации окружающей среды: Северный Евроазиатский центр, включающий север Скандинавии, европейскую часть России и части Сибири и Дальнего Востока; Североамериканский центр, включающий северную часть Канады и Аляску; Южноамериканский, включающий Амазонию и прилегающие горы; и Австралийский. Мировой океан также играет большую роль в стабилизации биосферы. В западных и развивающихся странах процент территорий с сохранившимися экосистемами один из самых низких — менее 10 %. Поэтому их относят к центрам дестабилизации окружающей среды. Выделяют европейский центр дестабилизации (Центральная, Западная и Восточная Европа, кроме Норвегии и Исландии, европейскую часть СНГ), североамериканский (США без Аляски, южная и центральная Канада и север Мексики) и Юго-Восточноазиатский (Индостан, Малайзия, Бирма, Индонезия, Китай без Тибета, Япония, Корейский полуостров, Филиппины). Россия и Канада являются странами с самыми большими территориями, занятыми сохранёнными экосистемами (35 %).

Восстановление атмосферы, производимое экосистемами, — одна из важнейших проблем экологии. Эмиссия углерода в атмосферу в 2000 году достигла 9,43 Гт/год. Одна треть от этого количества поглощается океаном, а две трети — лесами. Экологи полагают, что если бы человек смог отдать природе половину освоенной им суши (30 % суши земли), то процесс накопления атмосферного углекислого газа стабилизировался бы.

В начале 1990-х годов средства массовой информации стали активно внушать образ гибели цивилизации в результате ультрафиолетового излучения из озоновых дыр. В конце 1990-х центр тяжести алармизма сместился на проблемы глобального потепления. При этом в концепции глобального потепления выделилось два разных проекта мировой катастрофы. С одной стороны прогнозируется увеличение температуры атмосферы, таяние ледников и увеличение уровня мирового океана в результате теплового расширения воды. Повышение уровня океана приведёт к затоплению многих густонаселенных районов и вообще массе последствий, которые трудно представить. С другой стороны возникли теории превращения глобального потепления в новый ледниковый период.

Некоторые исследователи будущего предполагают, что цивилизация погибнет под натиском мусора, который она производит.

Таким образом, существует колоссальное разнообразие сценариев гибели западной цивилизации из-за экологических проблем. Исходя из разных предпосылок, и предполагая разные сценарии скорого финала, многие из них сходятся в одном: гибель цивилизации неизбежна.

Западная цивилизация

Западный тип цивилизации (Запад понимается как символ определенных ценностей и образа жизни, а не как географическая категория), или «прогрессивного развития». При котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государство, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения (здравоохранение и гигиена, светское образование и светская культура, социальная помощь и социальные гарантии, система распределения и перераспределения, материальных благ и т.д.).

Этот тип наиболее ярко представлен античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), доколумбовой Мезоамерикой (ацтеки, майя неклассического периода), современной европейской цивилизацией. Ряд стран, находящихся далеко от Европы: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие — также относятся к третьему типу развития, ассоциируются с понятиями «Запад», «западное общество», «западная цивилизация». Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов в различные части света, и у них больше общего, чем различий.

Вместе с тем некоторые ученые, прежде всего американские, рассматривают США как самостоятельную цивилизацию западного типа, однако это не соответствует действительности. История этого государства насчитывает всего чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от европейских стран Соединенные Штаты являются не национальным, а федеральным государством. Подобный тип государства позволяет преодолеть разделение населения по национальному признаку, сделать преобладающими процессы интернационализации.

В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не на национальной основе.

Для западного или прогрессивного типа цивилизации в буквальном смысле характерна идеология индивидуализма, безусловен приоритет личности, ее интересов.

Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа свои истоки имеет в индивидуализме, который не отрицает, а предполагает наличие коллективных интересов общества в целом.

Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов.

Устойчивый динамизм западная цивилизация приобрела в эпоху географических открытий и колониальных войн (в виде огромной колониальной системы).

Цивилизация как всеобщий исторический прогресс

В учениях наиболее прогрессивных представителей XIX века господствовали теории всеобщего исторического прогресса. При этом не учитывались индивидуальные черты развития отдельных обществ, связанных особенностями их расы, среды обитания, климата, религиозных и прочих факторов. Предполагалось, что всё человечество вовлечено в единое поступательное движение. История цивилизаций отдельных его групп практически отошла на второй план.

Однако к концу века такой исторический оптимизм пошёл на спад, и уступил место сомнениям в реальности всеобщего исторического прогресса. Появились, и приобрели большое количество последователей теории, связывающие развитие отдельных групп людей с географическими особенностями районов их проживания и степенью приспособленности к ним, а также с преобладающими религиозными воззрениями, традициями, обычаями и так далее. Понятие «цивилизации» приобрело более современный смысл.

Римская цивилизация

Судьбу европейской цивилизации во многом предопределило Римское государство, которое начало активно расширяться с территории Италии. Из-за его военной мощи, а также неспособности большинства врагов оказывать достойное сопротивление, самый серьезный вызов смог бросить только Карфаген, но и он в результате потерпел поражение, что стало началом римской гегемонии.

Сначала Древний Рим управлялся царями, затем стал сенаторской республикой, а в конце I века до нашей эры – империей.

Ее центр располагался на Средиземном море, северная граница была отмечена реками Дунай и Рейн. Максимальной экспансии империя достигла при Траяне, включив в свой состав Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Вместе с собой она привносила эффективное централизованное управление, мир, но в III веке ее социальный и экономический статус был подорван серией гражданских войн.

Константин I и Диоклетиан смогли замедлить процессы распада, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин официально объявил о прекращении преследования представителей этой веры в 313 году, подготовив почву для того, чтобы империя в будущем стала христианской.

Техногенная цивилизация

Исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества- индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Средневековье

Развитие средневековой европейской цивилизации разделяется на несколько этапов. Разделение Европы на две части усилилось после окончательного падения Западной Римской империи в V веке. Она была завоевана германскими племенами. А вот Восточная Римская империя просуществовала еще тысячелетия, позже она получила название Византийской.

В VII-VIII веках началась экспансия исламской культуры, которая усилила различия между средиземноморскими цивилизациями. Новый порядок в мире без городов создал феодализм, заменивший централизованную римскую администрацию, основанную на высокоорганизованной армии.

После раскола христианской церкви в середине XI века в лидирующую силу в Западной Европе превратилась католическая церковь. Тогда же стали появляться первые признаки второго рождения средневековой европейской цивилизации. Торговля, ставшая основой культурного и экономического роста независимых городов, привела к появлению таких мощных городов-государств, как Флоренция и Венеция.

В то же время в Англии, Франции, Португалии и Испании начинают формироваться национальные государства.

При этом Европе не раз приходилось сталкиваться с серьезными катастрофами, одной из которых стала бубонная чума. Самая серьезная вспышка возникла в середине XIV века, уничтожив до трети жителей.

Природные сообщества

Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин – родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ – целостную наглядную структуру.

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов – табу. Самое страшно табу – запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Великое Расхождение

В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как Великое Расхождение (англ. Great Divergence, термин Самюэля Хантингтона) или Европейское чудо (European miracle, термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.

Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке (), в положении колоний (Индия) или зависимых стран (Китай), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих (Япония).

Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.

Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.

Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.

Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?

Ключевые черты западной цивилизации

Исторический прогресс и цивилизация

Что такое конкретно взятая цивилизация вне исторического контекста, обусловливающего её формы? Исходя из того, что она не может не быть локализована во времени и пространстве, необходимо для всестороннего изучения, прежде всего, составить максимально полную картину исторического периода её существования. Однако история не является чем-то статичным, неподвижным и меняющимся лишь в какие-то определённые моменты. Она постоянно в движении. Поэтому любая из рассматриваемых мировых цивилизаций подобна реке – при схожести своих внешних очертаний постоянно новая и каждое мгновение наполненная иным содержанием. Она может быть полноводной, нести свои воды долгие тысячелетия, а может обмелеть и бесследно исчезнуть.

Комментировать
0