Никак не получается!
Выборы в Госдуму: когда и как выбирают депутатов
Закон о выборах депутатов Госдумы неоднократно изменялся – фактически под каждые новые выборы. Менялись требования к политическим партиям, повышался и понижался проходной барьер, отменялись и возвращались выборы по одномандатным округам.
Госдума состоит из 450 депутатов, которых выбирают по смешанной системе. Половина – 225 человек – избирается по одномандатным округам. Еще 225 человек попадают в Думу по партийным спискам. Избирательный барьер для прохождения партии в Госдуму составляет 5%
Подробнее об этой системе читайте в статье: Что такое мажоритарная и пропорциональная избирательная система
В настоящее время Государственная дума избирается на пять лет (до принятия в 2008 году поправок в Конституцию срок полномочий депутатов составлял лишь четыре года).
Выборы действующей в настоящее время Госдумы VII созыва состоялись в сентябре 2016 года. Следующие выборы в Думу должны пройти в 2021 году.Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Один и тот же человек не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации).
Проекция на 2021 год
Структурные особенности
Зачем это нужно?
Состав Госдумы
Кто в парламенте
депутатов Государственной думы
Явка избирателей составила почти 48 процентов. Партиям для попадания в федеральный парламент было необходимо набрать 5 процентов голосов. Для победы в одномандатном округе достаточно было набрать простое большинство.
Центральная избирательная комиссия допустила до участия в выборах 14 политических партий. Это постоянные участники всех выборов – “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия”, “Яблоко”. Недавно появившиеся политические силы – “Гражданская платформа”, “Гражданская сила”, “Зеленые”, “Патриоты России”, “Родина”, “Российская партия пенсионеров за справедливость”. Политические силы, которые относительно недавно включились в борьбу за депутатские кресла, – “Коммунисты России”, “Партия роста”, а также крайне оппозиционная партия “ПАРНАС”.
По итогам подсчета голосов только четыре партии преодолели 5-процентный барьер. В состав Государственной Думы вошла “Единая Россия”, набравшая более 54 процентов голосов, второе и третье место заняли КПРФ и ЛДПР, набравшие по 13 с небольшим процентов, 4-е место заняла “Справедливая Россия” с результатом 6,22%.
Состав Государственной Думы РФ также сформировали народные избранники, победившие по одномандатным округам. Помимо партий, прошедших 5-процентный барьер, в Думе оказались представители “Родины”, “Гражданской платформы” и один самовыдвиженец.
Зарплаты в Госдуме: сколько получают депутаты
Среднемесячная зарплата депутата Госдумы в 2018 году составляла 399,3 тысяч рублей до уплаты подоходного налога. То есть «на руки» народный избранник получает в среднем 347,4 тысяч рублей, сообщалось на сайте Государственной Думы. При этом в соответствии с указом президента от 27 февраля 2015 года заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%, подчеркивалось на сайте Думы.
Депутатская пенсия зависит от стажа. Те, кто проработал в Госдуме 5-10 лет, получают пенсию в 46 тысяч рублей. Депутаты, проработавшие более 10 лет, получают 63,5 тысячи рублей.
Иллюстрация: duma.gov.ru
Значение парламентаризма
Значение Государственной думы в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти, через который посредством института выборов, граждане реализуют свое конституционное право управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.
Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.
Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику, в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких ветвей власти, включая отдельно выделенную законодательную власть, функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.
Фракции
Всему голова
Председателем становится только такой участник собрания, за которого отдали свои голоса более чем половина от 450 человек. В качестве председателя может оказаться лицо, руководящее фракцией. По закону оно получает возможность одновременно занимать важный пост и продолжать прежнюю активность по контролю работы группы народных избранников.
Нередко на рассматриваемый пост претендует четыре и более кандидата. В такой ситуации есть вероятность, что ни у одного из возможных вариантов не наберется необходимого количества голосов поддержки. Это провоцирует необходимость организации второго тура. Участие принимают только претенденты, набравшие максимальное количество голосов. По правилам, каждый из 450 человек может отдать свой голос в поддержку одного из кандидатов, но нельзя выразить мнение дважды и более. Во втором туре должность председателя отходит такому участнику соревнования, который смог собрать более 225 голосов, если все места в думе заняты. При наличии пустующих необходимо получить поддержку более половины депутатов.
Временные формирования
Особенности формирования рабочей группы с ограниченными по времени полномочиями декларированы регламентом ГД. Здесь указано, что создаваться формирование может либо на основе президентского указа, обязующего созвать первое заседание госоргана ранее положенного времени, либо в общем порядке. Временная группа начинает функционирование на следующий день после издания указа либо за 14 суток до момента первого официального собрания нового созыва.
Основная задача коллектива – подготовить все необходимое для первого заседания. Участие могут принять народные избранники из числа получивших новый срок в ГД. Учитывается пропорциональное соотношение между количеством выдвинутых от партий. В расчет берутся только такие политически образования, у которых было право на депутатские мандаты. Временное формирование имеет право избрать руководителя – это будет кто-то из участников группы. Также допускается выбор зама или нескольких, если в этом есть необходимость.
Ключевые сведения
Государственная Дума и Правительство
Несмотря на то, что все три ветви власти в России равны по отношению друг к другу, стоит отметить некоторые моменты, указывающие на значительное влияние одной ветви власти на другую
В частности, необходимо обратить внимание на часть 1 статьи 114 Конституции РФ. Согласно этой статье, Правительство обязано своевременно представлять отчеты Государственной Думе
Подобная система всегда указывает на степень демократичности развития государства. В частности, в комментарии к статье 114 говорится о необходимости повышения роли представительных органов в общественной и политической жизни. К сожалению, только политологи могут решать вопросы о том, не нарушает ли подобная схема систему сдержек и противовесов. Приходится также гадать и о том, будет ли Федеральное Собрание в ближайшем времени давать оценки Правительству.
Стоит, однако, возвратиться к тому, чем занимается Государственная Дума, и каковы ее функции по отношении к Правительству. Так, пункт Б статьи 103 закрепляет за Госдумой возможность решать вопрос о доверии исполнительному органу власти. По-сути, это еще одно доказательство значительного влияния представительной ветви власти на исполнительную.
Структура парламента
О роспуске Государственной Думы
Госдума может быть распущена в некоторых случаях, речь о которых идет в статьях Конституции 109, 111 и 117. Первое, что стоит отметить, это то, что только президент имеет право распускать Нижнюю Палату парламента. Однако согласно части 3 статьи 92, таким правом не может обладать лицо, замещающее президента, или временно исполняющее его обязанности.
Стоит также рассказать о том, почему процедура роспуска Госдумы необходима в Российской Федерации. По-сути, подобная схема является крайним способом преодоления разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, дабы не возникало конфликтов, которые могут значительно помешать развитию политической и общественной жизни страны, необходимо совершать некую “перезагрузку” отношений. Президент своевременно, в соответствии со всеми конституционными нормами, распускает либо Правительство, либо Государственную Думу, тем самым разрешая конфликтную ситуацию и открывая путь для дальнейшего развития путем нахождения компромиссов.
Какие еще деления депутатов есть?
Только специалисты!
Как декларировано регламентом ГД, все задействованные в госоргане лица – профессионалы, трудящиеся на постоянной основе. Недопустимо, чтобы хоть сколько депутатов в Государственной думе одновременно занимало бы госдолжности гражданского характера в пределах державы. Дополнительно ограничения вводятся на возможность разнообразной активности, за которую можно получать оплату. Впрочем, у депутатов есть право обучать других, вести научную деятельность либо быть творческой личностью, в том числе коммерчески успешной.
Выше указано, сколько депутатов в Государственной думе – 450, из них особенной важности – председатель, его первые замы, замы. На эти лица распространяются специфические нормативные правила, указанные как в Конституции, так и в ФЗ, регламентах
В частности, необходимо принимать решение о назначении на должности, рассматривая только 450 кандидатов, включенных в думу. Процедура избрания председателя ГД РФ предполагает соблюдение тайны и общее голосование. Процесс довольно традиционный: есть бюллетени с перечислением имен желающих, имеющих нужный уровень квалификации, все присутствующие обязаны выразить свое мнение. При наличии к тому оснований допускается проведение голосования открытого формата, если решение поддерживается квалифицированным процентом заинтересованных.
Полномочия Госдумы
Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:
Принимает федеральные законы
Утверждает федеральный бюджет
Выражает согласие на назначение председателя правительства – премьер-министра
Назначает и освобождает от должности председателя Центробанка
Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов
Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека
Объявляет амнистию
Может инициировать импичмент – выдвинуть обвинения против президента для отрешения от должности
Рассматривает внешнеполитические вопросы – ратифицирует договоры
Может обращаться в Конституционный суд РФ
Заслушивает ежегодные отчеты правительства о результатах работы
Решает вопрос о доверии правительству РФ
Депутаты Госдумы слушают выступление премьер-министра Дмирия Медведева. 17 апреля 2019 года. Фото: РИА Новости / Александр Астафьев