История
До возникновения города на этом месте находился Николо-Медведский монастырь (иначе Николо-Медведовский, Никольско-Медведовский), возникший в XIV или XV веке. В 15 км выше по реке находится село Старая Ладога, по археологическим данным — древнейший город Руси (и возможная столица государства Рюрика).
В 1702 году по приказу царя Петра I, во время Северной войны территория Николо-Медведского монастыря была обнесена земляным валом и рвом, а в устье Волхова создана судостроительная верфь. 13 апреля 1704 года царь распорядился направить сюда для образца корабли с соседних верфей на реках Сясь и Свирь. Из Белоозера, Пошехонья, Олонца и Каргополя доставили около 2 тысяч работников.
В 1704 году по указу Петра I был основан город Новая Ладога, после чего древний город Ладога стал именоваться Старой Ладогой. Сюда царь повелел переехать на жительство многим староладожанам, а из центра страны приказал перебросить несколько полков пехоты.
В 1719 году по указу царя начато строительство Ладожского канала (т. н. старого Петровского).
С середины XVIII века Новая Ладога — центр Новоладожского уезда С.-Петербургской губернии. В 1763—1769 годах будущий генералиссимус А. В. Суворов командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге, где составил «Полковое учреждение» (1764—1765) — инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск.
В 1861—1866 годах параллельно старому Петровскому каналу по самому берегу Ладожского озера прорыли новый, более глубокий канал — Новоладожский.
В 1930 году в Новой Ладоге был создан рыболовецкий колхоз имени Калинина.
Во время Великой Отечественной войны город сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом по легендарной Дороге жизни, а также как одно из мест дислокации Краснознамённой Ладожской флотилии.
По данным 1990 года в административном подчинении Новоладожского городского совета находились 5 населённых пунктов, деревни: Дубно, Кивгода, Креницы, Лигово и Сумское.
Культура и искусство
Первым изображением Старой Ладоги была гравюра Адама Олеария, посетившего город в 1634 году, в качестве секретаря посольства Фридриха III к царю Михаилу Фёдоровичу. Русских художников XIX—XX веков Старая Ладога привлекала своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов и другие. В 1844 году в деревне Лопино, расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов, будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.
Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих. «Взбираемся на бугор, — писал Рерих о своих впечатлениях, — и перед нами один из лучших русских пейзажей». Здесь бывали В. А. Серов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев. В 1924—1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов, участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора. По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм «создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов». Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ).
В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда для организации творческой базы ленинградских художников был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851—1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874—1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915—1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году). В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет.
Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для С. И. Осипова, Г. А. Савинова, Н. Е. Тимкова, А. Н. Семёнова и других мастеров эти места на многие годы стали источником вдохновения
Мысль о наследовании ценностей труда и культуры отчётливо прозвучит в их творчестве, для которого «национальное прошлое не разлучено с современностью, а входит в неё важной составной частью».
В начале 1960-х годов после завершения ремонта зданий старинной усадьбы в деревне Чернавино Дом творчества художников «Старая Ладога» начал работать постоянно, став на тридцать лет важным центром художественной жизни. Здесь работали художники Е. Е. Моисеенко, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Загонек, Н. Н. Баскаков, В. И. Овчинников, В. В. Ватенин, И. И. Годлевский, В. П. Кранц, Б. В. Корнеев, М. А. Козловская, Л. С. Язгур, Д. В. Беляев, В. А. Баженов, Д. П. Бучкин, Е. П. Жукова, С. Е. Захаров, А. М. Семёнов, Т. К. Афонина, З. Н. Бызова, В. И. Борисов, И. М. Добрякова, Н. Н. Брандт, Б. С. Угаров, П. Т. Фомин, В. И. Рейхет, Л. И. Вайшля, В. И. Викулов, В. С. Саксон, Д. И. Маевский и многие другие ленинградские живописцы и графики, а также художники из других регионов России. В 1970—1980 годы Дом творчества художников «Старая Ладога» расширялся, были построены новые корпуса, что позволило круглогодично использовать творческую базу в Старой Ладоге. Расходы на проживание, питание, поездки художников оплачивал Художественный фонд. Произведения, написанные в Старой Ладоге или по собранным здесь материалам, экспонировались на крупнейших художественных выставках 1960—1980-х годов, пополняли собрания музеев. В том числе стали основой обширного фонда живописи, графики и скульптуры музея заповедника «Старая Ладога».
В начале 1990-х годов, после ликвидации Художественного фонда и из-за отсутствия средств на содержание Дом творчества художников «Старая Ладога» сначала перестал принимать художников, а затем прекратил своё существование.
Развлечения и достопримечательности
Музей-заповедник «Старая Ладога»
Гостям музея-заповедника предлагают два туристских маршрута: «Древнерусский город Ладога» и «Монастыри Старой Ладоги». Туристы знакомятся с русской историей и культурой в интерьерах крепостных башен 15-16 веков и жилых зданий 19 столетия, в монастырских комплексах бывшего Успенского женского монастыря и ныне действующего Никольского мужского монастыря. Шедевры мирового искусства можно увидеть в церкви Св. Георгия 12 века, а с Малышевой горы открывается неповторимая по красоте панорама Ладоги.
Крепость
Центральный туристический объект — Староладожская крепость, основанная Рюриком в 9 веке и перестроенная из камня при Вещем Олеге. Исследователи не могут точно сказать, сколько осад пережило укрепление — не один раз его штурмовали норвежские эрлы и шведские короли. Начиная с 18 века, после потери бастионом военного значения, постройки начали приходить в упадок, в конце 19 столетия на территории провели первые археологические раскопки.
Реконструкция крепости началась еще в советское время и продолжается по сей день. Сегодня ансамбль входит в структуру Староладожского историко-архитектурного и археологического заповедника.
- Вход через Воротную башню крепости
- Тайничная башня, руины
Староладожский Никольский монастырь
Никольский монастырь — один из древнейших на территории Ленинградской области, основанный святым Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры. Посвящен имени святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Усадьба «Успенское» и Староладожский музей
Усадьба «Успенское», название которой связано с расположенным неподалеку Успенским монастырем, была построена в 80-е гг. генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым. Его сын Алексей в 1816-1817 гг. переделал ее по собственному проекту, добавив к деревянному дому каменный флигель (Дом Шварца). Во флигеле Томилов хранил богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта. В 1918 г., после конфискации усадьбы у ее последних владельцев Шварцев, более 6000 рисунков и полотен были переданы Русскому музею, а дом стал принадлежать Староладожскому музею. В нем находятся историко-бытовой, археологический фонды, а также фонд фресок и фонд живописи и графики.
Успенский монастырь
На одной из арок сохранился геральдический знак Рюрика, внутри уцелели фрагменты фресок 12 века.
- Успенский монастырь
- Собор Успения Пресвятой Богородицы
Пещеры
В поселке и его окрестностях расположены несколько пещер. Самые изведанные и посещаемые — Староладожская и Танечкина, которые образовались в 19 веке в результате добычи песчаника. После закрытия месторождений гроты «обросли» сталактитами и сталагмитами (пусть пока еще совсем маленькими), здесь появились ручьи и небольшие озера — словом, природа своими силами превращает искусственное в естественное.
- Танечкина пещера
- Танечкина пещера, вид на Волхов
Варяжская улица
Деревенская улочка с характерным пейзажем, застроенная деревянными избами и купеческими домами, стала известной после того, как археологи обнаружили здесь артефакты 9-10 веков. Она начинается у изваяния бронзового сокола и заканчивается у стен Успенского монастыря. Из стоящих внимания объектов — Музеи купеческого быта и археологии, размещенные в особняках 19 столетия.
Транспорт
Окрестности Ладоги — это тысяча и один населенный пункт. Некоторые из них настолько маленькие, что ни о каком общественном транспорте и речи быть не может (если не считать таковым микроавтобус владельца гостевого дома). Поэтому временные поселенцы живописных поселков чаще всего гуляют пешком, ездят на велосипедах и собственных авто, заказывают такси из городков покрупнее.
Службы извоза за энную сумму готовы ехать за клиентами буквально на край света, точнее — озера. За поездку по городу берут 150 RUB. А, например, с Валаамского причала Приозерска до Московского вокзала Санкт-Петербурга (150 км) — 4600 RUB.
Из Санкт-Петербурга через остров идут круизные теплоходы оператора «ВодоходЪ» (оф. сайт): вояж занимает неделю, стартует с питерского причала «Уткина заводь». Из Приозерска с Валаамского причала теплоход «Валаам» доставит на одноименный остров за 3,5 часа, «Метеор» — за 1 час 15 минут, отправление ежедневно. Из Москвы, с Северного речного вокзала, многодневные туры с посещением Валаама приглашает совершить «Мостурфлот» (оф. сайт).
С Сортавалы до Валаама ближе всего — 50 минут с частником с «Валаамского причала». Примерно столько же — с пристани Лахденпохьи. И здесь о стоимости и времени поездки следует узнавать на месте.
Прокат велосипедов есть в Приозерске, Шлиссельбурге, Новой Ладоге, Лахденпохье. Байк можно найти через сайт частных объявлений, но чаще всего прокат значится в списке услуг крупных турбаз.
Ладожское озеро
Как доехать до Старой Ладоги из Санкт-Петербурга
Главной достопримечательностью Старой Ладоги является крепость, по сути чтобы осмотреть достопримечательности нужно добраться именно до неё, поэтому забивайте в ваш навигатор адрес: Старая Ладога, Волховский пр., д. 19. Все достопримечательности расположены на отрезке дороги длинной 2,8 км, их легко можно обойти пешком.
На машине
Самый очевидный путь — это Мурманское шоссе, он же дорога Е 105, оно же федеральная трасса «Кола», но к сожалению или к счастью в 2020 году начата масштабная реконструкция шоссе на протяжении 17км от Синявино и далее в сторону Петрозаводска. В результате на Мурманке стоят буквально стационарные пробки, особенно они удлиняются в выходные дни, когда весь народ стремится выехать на дачи или тур. базы, а затем вернуться домой.
Поэтому мой вам совет — прислушивайтесь к указаниям вашего навигатора, если девайс предлагает объезд через Московское шоссе — это хорошая идея. Реконструкцию обещают закончить только в 2021 году, так что весь летний сезон объезд будет актуальным. 14 июня 2020 года в воскресенье, возвращаясь в город, мы от отметки «Санкт-Петербург 68 км» ехали до дома 4 часа, это была жесть.
Если вдруг вы все же застряли в пробке, то по грунтовке через Назию вполне можно её объехать по дороге туда. А вот по дороге обратно в воскресенье пробка может начитаться за 70 км от города. Т.е. до места, где можно будет свернуть на грунтовку придется тащиться 1,5-2 часа.
Дорога через садоводства в Назии
С парковками в Старой Ладоге никаких проблем нет.
На электричке от Московского или Ладожского вокзала
В свете реконструкции Мурманского шоссе, в сезон 2020 поездка в Старую Ладогу на электричке может выглядеть вполне оправданной. В самой Старой Ладоге железнодорожной станции не существует. Следует ехать до станции «Волховстрой-1» от Московского или Ладожского вокзала. На обычной электричке дорога займет 2 часа 30 минут, на Ласточке 1 час 50 минут, но Ласточки следуют всего 1 раз в день с каждого из вокзалов в не самое удобное время.
От ж.д. станции «Волховстрой-1» до посёлка Старая Ладога еще порядка 12,5 км. Прямо у станции нужно сесть на автобус №23 или №23а, поездка займет около 20 минут. На этом участке дороги пробок нет. Автобус №23 совершает рейсы по маршруту станция «Волховстрой-1» — Новая Ладога, т.е. Старая Ладога не будет конечной станцией. Расписание автобуса №23 смотрите здесь. Интервалы движения 1-2 часа.
На автобусах от Автовокзала №2
Адрес Автовокзала №2: Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 36. Это всего в 600 метрах от станции метро «Обводный канал».
Ну в общем вы поняли ехать до Старой Ладоги из Питера при благоприятных обстоятельствах на машине около 2,5 часов, на общественном транспорте не менее 4 часов. При таком раскладе разумно будет остановится в Старой Ладоге на одну ночь, по крайней мере таким образом можно переждать апофеоз пробок на дорогах и вместо вечера в воскресенье выехать рано утром в понедельник.
XIX век
От первых раскопок в окрестностях Старой Ладоги до работ З. Доленго-Ходаковского, А. Д. Европеуса и А. С. Уварова в следующем столетии исследования велись эпизодически. Первым систематически изучать староладожские древности начал Николай Ефимович Бранденбург, участник русско-турецкой войны 1877–1878 и член Императорского Русского археологического общества. В 1872 году он был назначен заведующим Артиллерийским музеем. Стремление пополнить фонды музея древним оружием привело Николая Ефимовича к исследованию и раскопкам археологических памятников. Сначала он вкладывал собственные средства, а затем исследования стало финансировать Русское Археологическое общество, членом которого был Бранденбург. Царь Александр III лично пожаловал 2000 рублей на раскопки в Старой Ладоге.
Внимание ученого привлек весь спектр памятников: культовая и военная архитектура, погребальные памятники, элементы исторического ландшафта и топографии. К работе он пригласил и Владимира Васильевича Суслова – археолога, одного из инициаторов организации системы государственной охраны памятников истории. Николай Ефимович БранденбургИсточник фото
Николай Ефимович БранденбургИсточник фото
В 1880-е годы Н. Е. Бранденбург и В. В. Суслов вместе раскопали ряд ладожских сопок и разрушенных храмов. Они первыми приступили к изучению руин каменной крепости рубежа XV-XVI веков, ряда ладожских курганов, двух разрушенных храмов XII века – Спасской церкви и церкви на реке Ладожке, от которых сохранились в то время не только фундаменты, столбы, но и стены высотой 1-2 метра. В ходе раскопок церквей Николай Ефимович собрал коллекцию фрагментов фресок, сегодня хранящихся в фондах Эрмитажа.
Владимир Владимирович Суслов
Русский архитектор, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры,
автор труда «Старая Ладога», написанного совместно с Н. Е. БранденбургомИсточник фото
Успенский монастырь
К северу от крепости находится еще один важный памятник села – Староладожский Свято-Успенский монастырь. Он был заложен в середине XII века.
За стенами монастыря прячется самый северный из древнерусских храмов домонгольского периода – собор Успения Пресвятой Богородицы. Он стоит здесь еще с 1156 года! Храм совсем миниатюрный: его ширина составляет 14 метров, а высота – 19 метров, тем не менее он может вместить в себя несколько десятков человек. Стены Успенского храма были щедро расписаны, однако до наших дней роспись практически не сохранилась.
Известно, что с 1718 по 1725 год именно в этом монастыре пребывала первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, которая постриглась в монахини.
Гостомысл и Рюрик
Многие историки полагают, что именно Ладога — первая столица Руси: Рюрик правил здесь в 862-865 годах, а потом перешел в Новгород, вернее, поселение недалеко от него, впоследствии названное Рюриковым городищем. В Ипатьевском списке Повести временных лет говорится: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик».
Старая Ладога вдохновила художника Николая Рериха на создание знаменитой картины «Заморские гости» (1901, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Крепость, изображенная в правом верхнем углу картины, соотносится некоторыми исследователями творчества художника с Любшей, открытой и исследованной археологами только во второй половине XX — начале XXI века
Согласно некоторым источникам — Иоакимовской летописи, Новгородским летописям XV века, «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» XVII века и других, Рюрик был внуком старейшины ильменских словен Гостомысла. По преданию, Гостомысл, сын Буривоя, был мудрым правителем и храбрым воином. Четыре сына Гостомысла умерли в младенчестве или погибли в боях; в живых остались только три дочери, которые были выданы замуж за правителей соседних стран. Оказавшись без наследников мужского пола, однажды во сне Гостомысл увидел, что из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный град. Приглашенные растолковать сон ведуны решили, что следующим правителем станет сын Умилы Рюрик.
Панорама Ладожской крепости с кургана Вещего Олега
Гостомысл умер глубоким стариком в 860 (?) году. Его похоронили на Волотовом поле вблизи Великого Новгорода. Как пишет В.Н.Татищев, после смерти Гостомысла по зову «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей» явились Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором. Рюрик сначала княжил в Ладоге, а затем перешел в Новгород, Трувор княжил в Изборске, а Синеус — в Белоозере.
Гостомысл не упоминается в древнейших русских летописях, русские источники упоминают его лишь начиная с XV-XVI веков, поэтому далеко не все исследователи считают его историческим лицом. Однако его имя упоминают Ксантенский и Фульдский анналы, согласно которым Гостомысл был вождем западнославянского племени венедов и погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого.
Гостомысл, современная картина
Много неясностей и с Рюриком. Ряд исследователей отождествляют Рюрика с «язвой христианства» конунгом Рёриком Ютландским (Hrørek, ум. до 882), состоявшим на службе у Каролингов, правителя Дорестада и ряда фризских земель в 841-873 годах. Сторонники антинорманской теории полагают, что Рюрик был выходцем с острова Рюген (ср. с островом Буян из русских сказок) и происходил из княжеского рода западнославянских племен ободритов, руян и поморян. Есть и те, кто считают Рюрика вымышленным персонажем.
Скульптура «Атакующий сокол», символ Старой Ладоги. Сокол — тотемный символ династии Рюриковичей, часто встречается в качестве геральдического символа в культуре восточных славян. Атакующий сокол, своим обликом напоминающий трезубец, изображен на гербе Старой Ладоги
Начало XX века
В начале XX века археологическими раскопками в Старой Ладоге занимался Николай Иванович Репников. В 1911–1913 годах он провел блестящие по уровню раскопки на так называемом Земляном городище, одном из первых бастионных укреплений на Руси. Впервые в практике российской археологии были открыты древнейшие слои с остатками деревянных построек и органическими остатками.
Согласно средневековым письменным источникам, именно этот район выступал в качестве административного центра города. В процессе раскопок Н. И. Репникову удалось обнаружить слои VIII – X веков с прекрасно сохранившимися древностями из органических веществ – дерева, кожи, кости. Это открытие вызвало большой интерес в отечественной науке и способствовало началу исследования раннего культурного слоя Старой Ладоги и первым представлениям об облике раннесредневековых жилищ.
Продолжению работ Н. И. Репникова после 1913 года помешали Первая мировая война, революция и Гражданская война в России. Находки, полученные в результате раскопок 1913 года, поступили в Этнографический отдел Русского музея (здесь Репников работал хранителем археологической коллекции музея в чине коллежского регистратора), но зарегистрированы не были. И хотя публикация этих данных сильно запоздала, результаты работ Н. И. Репникова были учтены в ходе последующих раскопок памятника, возобновленных четверть века спустя. Будучи исследователем-«полевиком», Репников не написал и не издал ни одного научного труда. Его наследие – отчеты о археологических раскопках, публиковавшиеся в специализированных сборниках.
Археолог Николай Иванович Репников
Старая Ладога, 1912 год
Демография
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1616 | 1622 | 1825 | 1833 | 1840 | 1847 | 1850 | 1856 | 1861 | 1863 |
1000 | 2500 | 3255 | 3195 | 8200 | 2774 | 9500 | 3435 | 12 000 | 4266 |
1866 | 1867 | 1870 | 1885 | 1888 | 1897 | 1910 | 1913 | 1920 | 1923 |
13 900 | 4361 | 4179 | 3566 | 20 000 | 3900 | 3783 | 4300 | 3579 | 3500 |
1926 | 1931 | 1932 | 1933 | 1935 | 1939 | 1943 | 1945 | 1949 | 1959 |
3931 | 2000 | 4000 | 4700 | 3800 | 87 500 | 2769 | 3072 | 6236 | 7863 |
1970 | 1979 | 1989 | 1992 | 1996 | 1997 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 |
8805 | 9838 | 11 310 | 11 200 | 10 800 | 10 900 | 10 700 | →10 700 | 10 600 | 9920 |
2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
10 000 | 9700 | 9600 | →9600 | 9500 | 9397 | 8838 | 8800 | 8767 | 8725 |
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |||||
8800 | 8585 | 8483 | 8413 | 8203 |
Изменение численности населения за период с 1825 по 2018 год (тыс. чел.):
В какой сезон лучше ехать
Наилучшим временем считается лето. Именно тогда погода на Ладожском озере максимально комфортная. Однако помните, что в любом случае Ладога — место не с самым идеальным климатом. Здесь постоянные ветра, большая влажность и облачность. Осенью здесь сезон штормов, а зимой чаще всего господствует арктический антициклон.
Интересно, что северное и восточное побережья Ладоги, что находятся со стороны Карелии, приравнены к районам Крайнего Севера. Хотя, на самом деле, среднегодовая температура здесь незначительно ниже, чем в Санкт-Петербурге.
Лучшие месяца для отдыха на Ладожском озере — это июль и август. Вероятнее всего, дневная температура в это время перевалит за +20 градусов. Однако стоит все равно смотреть на прогноз. Учтите, что купаться вы сможете не каждый день, все зависит от погоды и температуры воздуха. Вода редко прогревается выше +21 градуса. Впрочем, и эта температура актуальна только для южной и мелководной части.
Что посмотреть в окрестностях
Ладожское озеро зимой
На территории Ладоги расположено большое количество музеев. Они рассказывают о народных промыслах, местных выдающихся людях, истории своих городов и т.п. Отдельно можно выделить музей Кронида Гоголева, расположенный в Сортавале. Здесь можно посмотреть работы различных мастеров по дереву. Также обязателен к посещению музей «Дорога жизни». Он находится в поселке Ладожское озеро и содержит в себе экспозиции военной техники различных времен. В 5 километрах отсюда расположен мемориал под названием «Разорванное кольцо».
Остров Валаам
Одно из главных мест для паломничества на Ладогу – остров Валаам. Его основная достопримечательность – это Спасо-Преображенский монастырь. На остров можно попасть на катере, которых ходит из Приозерска. В самом городе можно посмотреть на крепость Корела, построенную в 13 столетии. Недалеко от Приозерска находится островок Коневец. Он известен ансамблем религиозных сооружений с Коневским Рождество-Богородичным мужским монастырем.
На юге Ладоги в Шлиссельбурге расположена величественная крепость Орешек, которую построил внук Александра Невского. Со смотровой площадки открываются неописуемые виды на озеро и реку Неву. Немного восточнее расположена Новая Ладога с группой памятных мест и соборов.
Видео: Карелия. Ладожское озеро. Остров Койонсаари
Ладожское озеро – это море в миниатюре. Пускай тут не так тепло и солнечно как на Черноморском побережье, зато оно богато на живописные места и подходит любителям разнообразного отдыха. Уютные пляжи, чистый воздух, церкви, соборы и богатая история не дадут заскучать. Сюда стоит сбежать хотя бы на день, чтобы зарядиться положительной энергетикой.
Древние святыни
Как и в любой город Древней Руси, Старая Ладога украшена множеством храмов, церквей. В поселке уместились даже два монастыря — женский и мужской. Оба ведут свою историю с XII века. На вид, правда, от двенадцатого столетия там мало что осталось — слишком уж белоснежные, да вычищенные стены у Успенского монастыря, да очень уж яркие корпуса у Никольской обители.
Женский монастырь, находящийся в самом центре поселка, лишь пополняет коллекцию противоречий Старой Ладоги. Если верить информации со стенда у крепости, обитель основана в XII веке. Энциклопедии же твердят о том, что первое упоминание об Успенской общине относится только к XV веку.
Но никакого обмана. В 1156 году начали строительство Успенского собора. Небольшой однокупольной храм стоит и ныне. Конечно, без перестроек не обошлось. Сегодня стены церкви — это своеобразная мозаика из раннесредневековой плинфы, известняковых плит и почти современного кирпича, покрытая внушительным слоем штукатурки и краски. На подпружной арке собора при реставрации обнаружили геральдический знак Рюриковичей, относящийся к ветви Владимира Мономаха.
На монастырь, как и на Староладожскую крепость, неоднократно покушались неприятели. Только в отличие от Кремля обитель не могла похвастаться стойким сопротивлениям и посему святыню периодически разграбляли и разрушали. В начале XVIII века охрану в монастыри усилили, но не угроза вторжения стала тому причиной, а одна из новоиспеченных монахинь. VIP-клиенткой общины в 1718 году стала Евдокия Лопухина, переведенная сюда из Суздальско-Покровского монастыря.
С возрастом Никольского монастыря тоже не все прозрачно. Википедия сообщает, что в исторических документах обитель упоминается впервые в 1401 году. По другим данным еще позже — в 1499. Легенда гласит, что монахи заложили здесь первую церковь после 1240 года в честь победы Александра Невского над шведами. Кремлевский стенд состарил Никольскую обитель еще на одно столетие. Впрочем, XII век, как дата основания, взята все же не с потолка — археологи таки откопали на территории монастыря остатки построек двенадцатого столетия.
Во время смуты монастырь был полностью разрушен до основания, и лишь через несколько лет его отстроили заново. В общем, то, что сегодня видят перед собой туристы выстроено не раньше 1628 года, а большинство корпусов и вовсе много позже. Новые помещения в монастыре активно строили в XVII и XVIII веках. В 1927 году монастырь закрыли и превратили в моторно-тракторную станцию. В 2002 году патриарх Алексий II благословил открытие Никольского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. Возрождение сие, в смысле масштабное строительство идет полным ходом и сегодня. Что интересно, силами рабочих из Средней Азии. То ли оттого, что мы их слишком пристально и не политкорректно рассматривали, то ли оттого, что кто-то в это утро не успел опохмелиться, но фотосессия наша была бесцеремонно прервана чьи-то злобным бурчанием. «Ходють тут и снимають, и снимають», — послышалось со спины. Развернулись, увидели, с позволения сказать, бабушку, совсем не одуванчик. Посмотрели на нее вопросильно. «Снимають, снимають, а денег то на храмы ни один не дал… Ироды, тьфу», — прокряхтела, да пошла дальше.
Остальные святыни Старой Ладоги более молодые и менее амбициозные. Скромно на окраине поселка, близ Сопок за деревьями прячется белокаменная с бирюзовыми куполами церковь Рождества Иоанна Предтечи. Ее основали в 1695 году. Девятью годами ранее ладожане на другом берегу, рядом с урочищем Плакун поставили церковь Василия Кесарийского невысокую и неприметную. Через два столетия рядом с бело-серым храмом выросла ярко красная церковь Преображения.
Первые письменные упоминания
В скандинавских письменных источниках Ладога встречается под названием Альдейгьюборг (Aldeigja, Aldeigjuborg). Первое достоверное упоминание о ней можно встретить в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда, которое сообщает о нападении норвежского ярла Эйрика, сына Хакона на поселение в 1010 году. Географический термин «borg» – переводится как «город, крепость» – использовался именно в древнескандинавской топонимии Западной Европы и не был типичным для обозначения городов Древней Руси. Исследователи единодушны в признании родственной связи между топонимами Aldeigja и Ладога, но вопрос об их происхождении и взаимозависимости решался в науке по-разному. Сегодня большинство склоняется к тому, что сначала возникло название реки, затем название города и лишь потом – озера. По общему мнению исследователей, название происходит из прибалтийско-финских языков. Скорее всего, исходный гидроним – финское “Alode-jogi (joki)”, т.е. «Нижняя река»: река Волхов, соединявшая Ильмень и Ладожское озеро, была магистральной артерией торгового «пути из варяг в греки».
В древнерусской летописи «Повести временных лет» Ипатьевского списка говорится, что в 862 году ладожане пригласили на княжение варяга Рюрика. Они просили его защитить землю от набегов: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик». Отсюда пошла версия, что Ладога была резиденцией Рюрика с 862 по 865 годы – и так ее можно считать первой столицей Руси. В некоторых списках «Повести временных лет» сообщается, что призванный на княжение Рюрик изначально появился в Ладоге и лишь через 2 года, после смерти братьев, переехал в Новгород. Археологические исследования курганов и могильников, проводимые в Старой Ладоге, доказывают тесные контакты cловен, финно-угорских народов и норманов (урмане) в этом районе в IX – X веках.
В. М. Васнецов. Призвание варягов. Источник фото
Но стоит учесть, что люди селились здесь задолго до прихода Рюрика. Возраст деревьев, из которых были сложены первые дома в Старой Ладоге, указывает, что местные поселения образовались не позднее 753 года, а в 2015 году археологи обнаружили стоянку человека эпохи неолита – примерно V – III тыс. до н. э.
1970-е годы
Планомерное изучение памятника было возобновлено в 1970-е годы целой плеядой ленинградских ученых. В разные годы изучением Старой Ладоги занимались О. И. Александровский, А. Л. Давидан, Н. В. Григорьева, Г. П. Гроздилов, С. Н. Орлов, Н. А. Кренке, В. С. Нефедов, Е. А. Рябинин, В. П. Петренко и др.
В то время интерпретация ладожских древностей как достоверно славянских встречала общее недоверие, и преувеличенная роль стала отводиться всевозможным иноэтничным компонентам. Некоторые исследователи (Г. Ф. Корзухина, Д. А. Авдусин) склонялись к тому, чтобы считать Ладогу больше финской территорией. Сомнения и противоречия в интерпретации ладожских материалов побудили Ленинградское отделение Института археологии АН СССР (ЛОИА) заново воссоздать в 1972 году Староладожскую археологическую экспедицию. Так был начат новый цикл исследований территории.
С 1972 года Староладожской экспедицией руководил Анатолий Николаевич Кирпичников, заведующий Отделом славяно-финской археологии ИИМК РАН. Он обследовал укрепления каменной крепости, выделив на ее территории остатки трех фортеций, сменявших друг друга на протяжении средневековья. К началу 1980-х годов все поставленные задачи оказались выполнены. В частности, были уточнены стратиграфия и хронология Земляного городища и Ладожского посада.
Остатки производства (неоконченные изделия, капли стекла, заготовки из латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые специализированные инструменты и пр.), выявленные в ладожских домах VIII – X веков с многочисленными бытовыми изделиями, позволили предположить, что в этих домах одновременно и жили, и работали ремесленники-универсалы, мастера по металлу, кости, янтарю и т. д. Крупнейшим открытием была находка самой древней в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с «кладом» из 28 инструментов. Не менее важным было исследование древнейшей на Руси стеклодельной мастерской, которая работала на вторичном сырье (стеклянном бое) в первые десятилетия IX века. Благодаря новым исследованиям город в низовьях Волхова стал рассматриваться в контексте широких торговых и культурных связей. Такой подход оказался плодотворен и положил конец своеобразной научной изоляции Ладоги как исключительно местного, замкнутого явления.
Анатолий Николаевич Кирпичников
Советский и российский археолог,
Доктор исторических наук,
заслуженный деятель науки РСФСР (1991),
Почётный гражданин Ленинградской области (2013),
Член научного совета Российского военно-исторического обществаИсточник фото