Красиво только на бумаге
Согласно постановлению Совета народных Комиссаров СССР от 14 октября 1943 года о порядке приёма от спецпереселенцев с Северного Кавказа имущества, скота и продукции сельского хозяйства, а также об условиях частичного возмещения этого имущества в местах расселения, депортированным разрешалось взять с собой: одежду, хозяйственный инвентарь и продовольствие. При этом общий вес вещей на одну семью не мог превышать 500 килограммов. Скот, зерно, дома и другие постройки необходимо было сдать, все это пошло в первую очередь на покрытие государственных недоимок. Лишь оставшаяся часть подлежала натуральному возмещению на новом месте.
Депортировали, как правило, целыми колхозами и расселяли в пустующих помещениях колхозов и совхозов на территориях Казахской, Киргизской ССР, Сибири и на Дальнем Востоке. Тех кому везло меньше, размещали в утеплённых палатках. Впрочем, у переселенцев была возможность соорудить для себя глинобитные дома или приспособить под свои нужды пустующее жильё. Причём в особых случаях семье предоставляли на строительство кредит в пределах пяти тысяч рублей сроком на семь лет.
Однако «красиво» зачастую всё было только на бумаге. Выселение проходило в рамках спецопераций с участием тысяч сотрудников НКВД, НКГБ и военнослужащих, часто в суматохе и неразберихе – за три дня легко могли депортировать более 100 тысяч человек. Нередко случались и ошибки: например, при высылке чеченцев и ингушей в Казахстан заодно прихватили порядка 500 представителей других народов, преимущественно аварцев.
Сам переезд и адаптация тоже проходили тяжело. Ехать приходилось в битком набитых вагонах, а на улице стоял мороз. За 14 дней пути многие умирали от голода и холода, а тем, кто пережил дорогу, нужно было продержаться первое время на новом месте. Ведь есть все также было нечего, и нечем было отапливать жильё.
«Мы с младшей сестренкой ложились с одной стороны деревянных нар, чтобы греть маме ноги, — вспоминал в интервью «Комсомольской правде» карачаевец Билял Байчоров. — Она — левую, я — правую. Другие брат и сестра сворачивались калачиками у нее с разных боков. Как-то я проснулся утром и думаю, почему у мамы ноги ужасно холодные? Стали тормошить ее, будить, но она никак не реагировала. И мы вмиг осознали страшную истину — нашей родной, обожаемой Нафисат больше нет на свете…»
И таких историй – сотни тысяч. Ведь общее число депортированных с Северного Кавказа людей перевалило почти за миллион. И, к сожалению, далеко не каждый из них дожил до реабилитации.
Дожили не все
Жителей Кавказа депортировали в спешке, многие даже не успели подготовиться к поездке. «У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», – вспоминала одна из высылаемых.
В лучшем случае один раз в день давали горячую баланду, некоторые не получали ничего. Чтобы хоть чем-то накормить детей женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом. Часто старики и дети не выдерживали невыносимых условий двухнедельной поездки и погибали от голода, обезвоживания, переохлаждения и болезней. Всех умерших сопровождавшие эшелон сотрудники НКВД выбрасывали из вагонов. По некоторым данным, до конченого пункта не добралось около 1,5 тысяч чеченцев и ингушей.
Из истории российско-чеченских отношений
Источник
Прежде всего, не следует думать, что Чечня оказалась в составе Российской империи исключительно в результате завоевательной политики царей: царизм оказался просто более дееспособным в деле завоевания Кавказа, нежели Турция, Иран или Великобритания. В период, предшествовавший «покорению горских народов Кавказа», они и российское общество стояли на разных ступенях общественного развития:
- горские народы жили родоплеменным строем, допускавшим рабовладение, поддерживаемое не только обращением в рабство своих бедняков, но и захватом на территориях народов-соседей — в том числе и на территории империи — пленников с целью получения выкупа или обращения в рабство;
- Россия жила сословно-кастовым строем, в котором было место и рабовладению в форме крепостного права.
При этом горцы жили в установившемся режиме, а сословно-кастовый строй в империи к этому времени переживал глубочайший кризис, преодолевая который Россия развивалась в направлении признания равенства человеческого достоинства за всеми её жителями. Но и после «покорения Кавказа» проблема захвата горцами подданных империи с целью получения выкупа и обращения в рабство не была снята: такие захваты продолжались, а государственность империи хотя и способствовала ограничению этой практики, но полицейская власть не могла её полностью искоренить и потому на многие такого рода случаи смотрела сквозь пальцы.
Источник
Советская власть и Кавказ
Нравится это либералам или нет, но установление Советской власти имело целью не смену одной формы эксплуатации человека человеком другой формой эксплуатации, а ликвидацию эксплуатации человека человеком и ликвидацию условий, способствующих возобновлению паразитизма одних на труде и жизни других.
Часть горцев поддержала эту Идею цивилизационного строительства, а часть осталась верна обычаям предков. Из этих рабовладельческих традиций проистекало их сопротивление Советской власти в предвоенные годы, которое в годы войны вылилось в готовность к сотрудничеству с гитлеровцами некоторой части родоплеменной верхушки, вошедшей в конфликт с политикой Советского государства, при безучастности и пособничестве изрядной части остального населения, продолжавшей держаться норм родоплеменной этики.
23 февраль: депортация чеченцев – операция «Чечевица»
С 23 на 24 февраля в далеком 1944 году была начата спецоперация, предполагающая депортацию этого народа. Поселения были окружены танками и грузовыми машинами, принадлежащими НКВД, все выходы были блокированы.
Переселение было начато на рассвете 23 числа, а к часам обеда порядка 90000 человек были помещены в грузовые кабины. По словам Берия – главнокомандующего операцией, народ не оказывал практически никакого сопротивления, но если на пути встречались бунтари, их расстреливали.
25 числа 86 поездных составов были заполнены 352647 людьми, а затем их направили в точку назначения. В каждом вагонном пространстве располагалось 45 человек вместе с личными вещами. Те, кто пытался сбежать, отправляясь в лесные и горные районы, ловились сотрудниками НКВД и тут же подвергались расстрелу. Во время этого процесса происходили страшнейшие вещи. Например, население, проживающее в ауле Хайбах, было загнано в конюшню, а затем заживо сожжено.
В этом видео представлен документальный фильм о депортации чеченцев.
Депортированному населению разрешалось взять по 500 кило груза на всю семью. Каждый участник был обязан сдать все зерно и отвести скот, за что им выдавалось аналогичное количество позиций на новом месте проживания.
Причины депортации чеченцев и ингушей
В соответствии с решением правительства СССР население Чечено-Ингушской АССР подлежало депортации. Власть боялась жителей данных территорий. Кроме этого, многие ложно докладывали, что на территории формируются различные банды.
За первые три года второй мировой войны в данных местах было ликвидировано более полусотни различных формирований. Порядка тысячи людей было убито, а около двух тысяч – арестовано. Но это была лишь верхушка айсберга, так как докладывали по предварительным подсчетам, что подобных объединений на территории республики было около 200, и в каждом состояло 2-3 тысячи человек.
Операцию по массовому переселению чеченцев и ингушей назвали «чечевица». Предположительно, такое название депортация получила из-за схожести с названием чеченской нации.
По мнению историков, основная причина принятия столь жестких мер была в том, что руководство Советского Союза считало жителей данных территорий неблагонадежными и не могло допустить, чтобы они продолжали занимать местность, расположенную на границе государства, так как это достаточно опасно. К тому же, среди чеченского населения было много семей, имеющих родственников за границей, что в советские времена также не поощрялось.
При этом, здесь необходимо отметить, что несмотря на наличие на территории проживания вайнахского народа банд-формирований, многие чеченцы и ингуши, как и другие жители Советского Союза героически воевали против немецких захватчиков. То есть эта нация испытала на себе всю боль и беду войны, потеряв на полях сражений более двух тысяч человек. Чеченцы и ингуши участвовали во многих знаковых сражениях, например, в битве за Брестскую крепость. Многие из них имели награды за проявленную храбрость, в том числе и посмертные.
Мемориал «Девять башен» в Назрани. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.
Также в Красной армии буквально ходили легенды о 255-м чечено-ингушском кавалерийском полку, принимавшем участие в Сталинградской битве. Это боевое подразделение, также как и другие, понесло тогда огромные потери. Дополнить его чеченцами и ингушами было невозможно (по территориальным причинам), и армейское руководство приняло решение сформировать из оставшихся солдат два разведывательных дивизиона.
Стоит здесь упомянуть и тот факт, что чеченские и ингушские солдаты очень высоко ценились. Видимо, проживание в суровой горной местности, где отцы с малых лет учили мальчиков обращаться с оружием, ездить верхом и отстаивать интересы своей нации и своей семьи с оружием в руках, сыграло большую роль в формировании характера чеченцев и ингушей. А учитывая, что жизнь в горах с детства приучала таких мужчин к тяжелой работе, то почти все они были очень выносливыми и сильными.
Чеченские и ингушские солдаты, несмотря на физические перегрузки, холод и голод, сохраняли свою физическую силу, оставаясь при этом крайне опасными боевыми противниками. Если же говорить о моральных качествах представителей вайнахского народа, то многие отмечали, что их отличала жестокость, храбрость, хитрость и в тоже время хладнокровие и способность не давать волю эмоциям, даже в самых критических ситуациях.
При этом, учитывая «боевую» историю данного народа, неудивительно, что горцы легко брали в руки оружие, если считали, что их близким или их земле угрожает опасность.
Дезертирство
До 1938 года чеченцев в армию систематически не призывали, ежегодный призыв был не более 300-400 человек. С 1938 года призыв был значительно увеличен. В 1940-41 годах он проводился в полном соответствии с законом «О всеобщей воинской обязанности», но результаты были неутешительными. Во время дополнительной мобилизации в октябре 1941 года лиц 1922 года рождения из 4733 призывников уклонилось от явки на призывные пункты 362 человека. По решению ГКО в период с декабря 1941 по январь 1942 в ЧИ АССР из коренного населения была сформирована 114-я национальная дивизия. По данным на конец марта 1942 года из нее успели дезертировать 850 человек. Вторая массовая мобилизация по Чечено-Ингушетии началась 17 марта 1942-го и должна была завершиться 25-го. Количество лиц, подлежащих мобилизации, составляло 14577 человек. Однако к назначенному сроку было мобилизовано только 4887, из них направлено в войсковые части лишь 4395, то есть 30% от положенного по разнарядке. В связи с этим срок мобилизации был продлен до 5 апреля, но число мобилизованных увеличилось только до 5543 человек.
На новом месте
Отношение к спецпереселенцам в 1944-1945 годах в местах поселения и на работе было непростым и характеризовалось несправедливостью и многочисленными нарушениями их прав со стороны местных властей. Эти нарушения выражались в отношении начисления заработной платы, в отказе выдачи премий за труд. Работа по улучшению хозяйственного устройства тормозилась бюрократическими проволочками. По данным Северо-Казахстанского областного отдела хозустройства на 1 января 1946 года в области числилось спецпереселенцев из Северного Кавказа: «семей чеченцев 3637, или 14766 человек, семей ингушей 1234, или 5366 человек, всего семей спецпереселенцев в области было 4871, или 20132 человека.
Возвращение
Коротко: В 1957 году, после развенчания культа личности Сталина, чеченцам разрешили вернуться. Республику восстановили — правда, в несколько измененных границах. Но возвращенцам пришлось тяжело — спустя 13 лет нужно было опять начинать все заново и поднимать хозяйство. Работы не было, часть домов оказалась занята другими народами — из-за этого периодически вспыхивали межэтнические конфликты. К 1961 году обратное переселение завершилось. В Чечню вернулись примерно 360 тысяч чеченцев и 76 тысяч ингушей.
В 1953 году Сталин умер, а Берия был осужден и расстрелян. В центральные органы партии и правительства стали приходить письма от представителей репрессированных народов с просьбами о реабилитации. Но изменения начались только в 1956 году, когда Хрущев выступил на закрытой сессии ХХ съезда партии со знаменитым докладом «О культе личности и его последствиях», в котором раскритиковал «массовое выселение со своих родных мест целых народов».
12 июня 1956 года инициативная группа, созданная чеченским лингвистом Юнусом Дешериевым и ингушским писателем Идрисом Базоркиным, встретилась в Кремле с Анастасом Микояном. На тот момент он был первым заместителем Председателя Совета Министров СССР
Микоян в свое время был инициатором создания Чеченской автономной области, а при принятии решения о депортации — единственным, кто осторожно высказал Сталину некоторые сомнения — из соображений «международного авторитета» СССР. После этой встречи ситуация начала меняться
16 июля был принят указ Президиума Верховного Совета, который снял с чеченцев, ингушей и карачаевцев ограничения в правах, но оговорил, что это не означает разрешения вернуться на родину. Однако многие вайнахи начали тут же переселяться явочным порядком, что приводило к волнениям и различного рода инцидентам.
Наконец 9 января 1957 года вышел указ о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. Несколько ее бывших районов остались в составе Северо-Осетинской АССР — но в качестве «компенсации» ЧИАССР получила равнинные Наурский и Шелковской районы.
К этому моменту территория воссозданной республики была заселена в первую очередь русскими из центральной России, осетинами, дагестанцами и грузинами. Всего на начало 1957 года на этой территории проживало около 540 тысяч человек. Чеченцев и ингушей в республиках Средней Азии насчитывалось около 570 тысяч.
План руководства состоял в том, чтобы не допустить массового исхода новых жителей Чечни и Ингушетии, особенно русских. Возвращающимся чеченцам не разрешалось селиться в горных районах на востоке республики. Согласно планам, возвращение должно было происходить постепенно — но в реальности до конца года прибыло около 200 тысяч вместо ожидаемых 80.
Власти пытались сдерживать этот поток полицейскими мерами. Местное руководство саботировало переселение, не делая практически ничего для организации приема «возвращенцев» — например, занимавшие их дома люди оставались на месте, что приводило к конфликтам. Нового жилья тоже не хватало — как и работы. Все это приводило к самовольным захватам и межэтнической напряженности. В 1958 году в Грозном вспыхнули массовые античеченские беспорядки, в которых приняли участие около 10 тысяч человек.
— Когда вернулись, было очень трудное время, потому что рабочих мест практически не было. В семье у нас было пятеро, такая же картина была практически во всех семьях. Нам повезло — отец устроился на работу паспортистом в паспортный стол милиции. В основном, на этот заработок жили.
Оюб Титиев, чеченский правозащитник, бывший глава «Мемориала» в Грозном
До депортации на территории ЧИАССР проживали 697 тысяч человек, среди которых было 58,4% вайнахов (по данным переписи 1939 года). К концу 1961 года в республику вернулись 356 тысяч чеченцев и 76 тысяч ингушей. Доля вайнахского населения составляла 41%.
— Человек жил всю жизнь на одном месте, а потом его вырывают с корнями. У кавказских народов это сильно. В начале, в первые годы после возвращения, только об этом и разговоры были. В детстве на это мало внимания обращаешь, конечно, но было тяжело после возвращения.
Оюб Титиев, чеченский правозащитник, бывший глава «Мемориала» в Грозном
Чечевица
Операция по выселению чеченцев и ингушей получила кодовое название «Чечевица». Глава – Иван Серов. Весь процесс лично контролировал сам Л.Берия. Предлогом ввода войск стало заявление, что необходимо провести срочные учения в горах.
После подсчета людей, длившегося несколько месяцев, выяснено, что около пятисот тысяч человек необходимо депортировать. Было решено, что выселение должно занять не более восьми дней. Все меры были приняты.
Депортация Чечен и ингушей. Кадры из фильма.
Последовательность действий была такова. Оперативная группа пребывает в жилище одной семьи, производит обыск на предмет наличия оружия и антисоветской литературы. Тут же говорилось о причинах выселения. Следующее действие – погрузка женщин с детьми и личных вещей на транспорт и отправление к месту сбора. С собой можно было взять сто килограмм вещей, являющихся самыми необходимыми. Конечно же, были попытки сбежать. Но они пресекались очень просто – выстрелом в спину. Все имущество, как движимое, так и недвижимое, было переписано приемной комиссией.
Последние статьи на сайте
- Концепция дуальности мира в эзотерике и мистике
- Мистика Лычаковского кладбища
- Возможности и преимущества игровых сайтов или почему нужно скачать казино Вулкан
- Волшебный праздник — Новый Год
- Два видения — Привезли слишком поздно
Похожие материалы
- Концлагерь Освенцим – завод массового убийства людей
- Даниловское кладбище – место, где похоронена Матрона Московская
- Где похоронили Екатерину Вторую?
- Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?
- Смерть принцессы Дианы
С надеждой на возвращение
Переживший депортацию Рамзан Магомадов рассказывал о ностальгии, которая часто посещала чеченцев и ингушей на чужбине: «Я помню, как наши старики ждали возвращения на родину. Все эти годы люди ждали, что им разрешат вернуться обратно, и что власть признает свою ошибку, но многие до этого дня так и не дожили. Это было страшное время».
Спецпоселенцев поставили в жесткие условия существования: им было запрещено отлучаться от места проживания под угрозой 20-летнего тюремного заключения, они не имели права поступать в техникумы и вузы, занимать какие-либо должности и служить в армии. Несмотря на пристальный надзор некоторым все же удавалось вернуться на родину своих предков.
Так почему же Сталин депортировал чеченцев и ингушей
По этому поводу существует два мнения. Если верить первому, то настоящих причин, касательно депортации, не было никаких. Эти два народа наряду с советскими солдатами храбро вели боевые действия на фронте, защищая нашу родину. По сообщению одного из историков, Иосиф Сталин попросту пытался выселить малочисленные народы, чтобы «отобрать» у них независимость, тем самым укрепив собственную власть.
Второму мнению огласку придал Абдурахман Авторханов. Он говорил, что за все время войны дезертировали почти пятьдесят тысяч чеченцев и ингушей. Кроме того, почти пятнадцать тысяч человек тех же национальностей попросту уклонились от призыва на военную службу.
Эти два мнения считаются официальными. Помимо них существует еще несколько мифов касательно того, почему Сталин депортировал чеченцев в 1944 году. Один из них гласит, что виной тому бандитизм. За первые три года войны в Чечено-Ингушской АССР органы государственной безопасности смогли ликвидировать около двухсот организованных преступных группировок. В результате ликвидации большая часть бандитов была уничтожена, еще большая – захвачена, а некоторые попросту сдались. А если еще и учесть пособничество, без которого не существовало бы никакого бандитизма, многие «жители гор» автоматически становятся предателями, а это, как известно, наказывается смертью.
Отсюда вытекает вопрос – чем были недовольны чеченцы и ингуши? Почему предавали страну? Ответ прост. Переходя на сторону немцев, народы были уверены, что они хоть часть скота и земель оставят. Конечно, это было большим заблуждением, но все равно фашистам чеченцы верили больше, чем советской власти.
Хасан Исраилов
Следующий миф – восстание, начавшееся в 1941 году. Как только началась война, Хасан Исраилов начал стремительно рекламировать будущее восстание. А методы были следующие: поездки по различным селам и проведение совещаний, создание боевых групп в некоторых районах. Первый акт восстания намечался на осень, дабы приурочить его к подходу фашистов. Но этого не случилось и сроки перенесли на январь. Откладывать было поздно: низкая дисциплина между повстанцами послужила виновником отмены восстания. Но все же некоторые группы начали боевые действия.
В октябре того же года жители небольшой деревни полностью разграбили ее, оказав сильнейший отпор оперативникам. Около сорока человек отправились на помощь. Но такими темпами восстание остановить не получилось. Полностью положить ему конец смогли только крупные силы.
В 1942 году было еще одно восстание. Создана группировка ЧГНСПО. Глава – Майрбек Шерипов. Осенью 1941 года он перешел на сторону немцев, заставив работать вместе с собой еще нескольких главарей похожих группировок и других беглецов. Первый акт восстания произошел в селе Дзумской. Здесь Шерипов вместе со своими сподвижниками разграбил и сжег сельский совет и администрацию. Затем вся банда держала курс на Химой – районный центр. Через пару дней группировке удалось взять под контроль эту местность, разгромив советские учреждения и разграбив администрацию. Следующее действие – поход на Итум-Кале. Полторы тысячи человек направились за Шериповым. Но, к счастью, завоевать не удалось, так как там был получен сильнейший отпор. В ноябре 1942 года советская власть смогла поставить жирную точку на восстаниях – Шерипов убит.
Вместо эпилога
Войну 1990-х годов Илез Осканов не застал, но он видел последствия войны, когда ездил туда.
— О нынешних руководителях Чечни и Ингушетии особенно ничего не могу сказать. В Чечне сидит Рамзан Кадыров — ставленник Владимира Путина, — половина его любит, половина нет. Но я одно могу сказать: весь цвет чеченского народа погиб. Ковровые бомбардировки. Борис Ельцин дал свободу. Я сам помню, как Ельцин говорил: «Наконец, кончилась 500-летняя война чеченцев с Россией». Ельцин дал свободу — Путин её забрал, и забрал жестоко, — говорит Илез Осканов.
Ингушетия не воевала, не было российско-ингушской войны, говорит Осканов, поскольку она не пыталась выйти из состава России.
И вновь память Илеза Осканова возвращает к событиям заключительного периода Второй мировой войны, когда уже в начале 1944 года стала очевидной победа над фашистской Германией и в это время началась депортация чеченцев и ингушей.
— Я вот так думаю — народ не может быть преступником. Преступником может быть отдельная личность. А нас… Ни одна немецкая нога не была на территории Ингушетии и Чечни. Они дошли только до Нальчика, а там уже — как под Сталинградом — потерпели поражение. Они ушли. Я помню, когда учился в школе в Балтабае, мне учительница за мои шалости уши крутила, говоря: «У, враг народа!» Это я никогда не забуду. Вот так хлебнул горя наш народ, — подводит скорбный итог Илез Осканов.
Не боится Илез Осканов дать оценку казахстанским руководителям. Во всяком случае, на вопрос о том, кого из казахстанских руководителей он больше всех уважает, он, не задумываясь, отвечает — Динмухамеда Кунаева , который, по его мнению, проделал громадную работу для просвещения казахов и формирования казахской интеллигенции.
В мечеть Илез Осканов начал ходить, по его словам, примерно 20–25 лет назад. Именно тогда в микрорайоне Орбита-3 рядом с кинотеатром «Байконур» была построена мечеть. В Алматы можно услышать разговоры о чеченской мечети, уйгурской мечети и татарской мечети. На вопрос о том, ходит ли Илез Осканов только в чечено-ингушскую мечеть, он отвечает:
— Я не делаю разницу между чеченской или другой мечетью, хожу в ту, что ближе — на «Байконуре». Если мечеть рядом, нельзя мимо проходить.
Герои
Явный перегиб сталинских мер сегодня очевиден. Тысячи чеченцев и ингушей отдали свои жизни на фронте, были отмечены за воинские подвиги орденами и медалями. Пулеметчик Ханпаша Нурадилов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. До Эльбы дошел чечено-ингушский кавалерийский полк под командой майора Висаитова. Звание Героя, к которому он был представлен, ему было присвоено только в 1989 году.
Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистовсержант Идрисов был награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, ему было присвоено звание Герой Советского Союза.
Снайпер-чеченец Ахмат Магомадов прославился в боях под Ленинградом, где его называли «истребителем немецких оккупантов». На его счету более 90 немцев.
Ханпаша Нурадилов на фронтах уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. За боевые подвиги Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей. Следует заметить: военнослужащие — чеченцы и ингуши, представители других репрессированных в 1944 году народов — отзывались с фронта в трудовые армии, а по окончании войны они, «солдаты-победители», отправлялись в ссылку.
Как проходила депортация
Решение о переселении чеченцев и ингушей было принято в конце января 1944 года и первое время держалось в строжайшей тайне.
Советские власти прекрасно понимали, что местное население может оказать сопротивление. Поэтому, по указу Берии, в Чечено-Ингушскую АССР, под видом проведения военных горных учений было направлено порядка 100 тысяч военных. В операции также участвовали сотрудники НКГБ, НКВД и независимых контрразведывательных организаций «Смерш» (название расшифровывается как «смерть шпионам»). Власти Советского Союза готовились к сопротивлению, но, тем не менее, постарались сделать все возможное для того, чтобы переселение прошло с минимальным количеством жертв для них, а народ умирал при переезде …
Об операции заранее сообщили своим партийным работникам, в чью задачу входило подобрать в каждом селении пару-тройку уважаемых людей, чтобы они, когда придет время, убедили своих односельчан не сбегать и не вступать в бой с советскими войсками. В тоже время сама операция хранилась в тайне от населения.
Депортация началась 23 февраля в 2 часа по местному времени. Сигналом к активным действиям послужило кодовое слово «Пантера», прозвучавшее на волнах местного радио.
При этом, позже была озвучена информация о нарушениях законности и несанкционированном расстреле жителей республики, в том числе пожилых и больных граждан. Также, по свидетельству одного из местных жителей, аул Хайбах был сожжен вместе с 700 мирными гражданами. Несмотря на все усилия властей и внезапность начала депортации, около 7 тысяч местных жителей все же смогли избежать отъезда и спрятались в горах. Эти люди объединились примерно в сотню разрозненных группировок и создали своего рода повстанческое движение.
Во время проведения операции, примерно за две недели, из республики было вывезено без малого 200 эшелонов, вместивших около 500 тысяч человек. Десятки тысяч чеченцев и ингушей погибло в пути. Основными причинами смерти людей были плохие условия, питания, холод.
При этом, по словам очевидцев, дорога была страшной. Людей везли в переполненных вагонах и морозы, а также недостаток питания, стали причиной вспышек эпидемии тифа. Умерших, приходилось хоронить в пути, в лучшем случае прямо рядом с рельсами, так как те, кто далеко отходил от вагона, могли быть убиты на месте.
По задумке властей, в местах назначения депортированным должны были предоставить кров, минимальный набор продуктов, а также рабочие места. Однако, вопреки всем указаниям это распоряжение не было выполнено. Людей высаживали без ничего, где необходимо было начинать все с нуля без крова и еды.
Сами чеченцы и ингуши также были полностью деморализованы и не приспособлены к существованию и работе в колхозах, так как их жизненный уклад и традиции сильно отличались от тех, которые им навязывали. К тому же, вайнахи очень оседлое население и вынужденный отъезд из родных мест и смена окружения, стали для них настоящей трагедией. И это не говоря о том, что многие депортированные были разлучены с родственниками.
Ситуацию осложняло и то, что большинство людей были неграмотны и не могли работать, так как всю сознательную жизнь занимались сельским хозяйством. Поэтому, жизнь в ссылке для них была крайне тяжелой и полной невзгод. Это огромная трагедия для чечено-ингушского народа, когда открыто убивали и истребляли народ, их традиции и обычаи … а след этих событий до сих пор говорит о себе ..
«Чечевица»
В ночь на 24 февраля 1944 года войска НКВД окружили танками и грузовиками населенные пункты, перекрывая все выходы. Берия доложил Сталину о начале операции «Чечевица».
Переселение началось на рассвете 23 февраля. Уже к обеду более 90 тысяч человек были посажены в грузовые вагоны. Как сообщал Берия, сопротивления почти не было, а если оно все-таки возникало, зачинщики расстреливались на месте.
25 февраля Берия прислал новое донесение: «Депортация проходит нормально». 352 тысячи 647 человек погрузились в 86 поездов и были отправлены к месту назначения. Чеченцы, бежавшие в лес или в горы, отлавливались войсками НКВД и подвергались расстрелу. В ходе этой операции происходили чудовищные сцены. Жителей аула Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли. Более 700 человек сгорели заживо. Переселенцам разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью.
Спецпереселенцы должны были сдать скот и зерно — в обмен они получали скот и зерно от местных властей на новом месте жительства. В каждом вагоне находилось по 45 человек (для сравнения — немцам при депортации разрешали брать по тонне имущества, а в вагоне было по 40 человек без личных вещей). Партийная номенклатура и мусульманская элита ехала последним эшелоном, который состоял из нормальных вагонов.
Ужасы депортации
Этнический ингуш Илез Хусейнович Осканов родился примерно через полтора года после принудительной высылки семьи его родителей вместе с сотнями тысяч этнических чеченцев и ингушей из Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в Казахстан. Об операции «Чечевица» по депортации чеченцев и ингушей как «врагов народа» в 1944 году он прежде всего знает по рассказам старших.
— Пришли внутренние войска, расквартировались, якобы отдых с фронта. Оказывается, они в ночь с 22 на 23 февраля по домам ходили, мужчинам от 15 и выше, 60–70 лет, сказали: «Выходите! Собрание». В каждом селе собрали мужчин с 15 лет. Их там автоматчики оцепили. Женщин, детей начали в вагоны грузить. Вой, плач. Вы представляете себе, в теплушках… У женщин от стыда мочевые пузыри лопались: некуда было в туалет сходить. 30–40 процентов погибло. Из вагонов трупы выкидывал конвой. Так мы попали в Казахстан, — вспоминает Илез Осканов рассказы старших о той страшной депортации.
Архивное фото, запечатлевшее момент депортации с Кавказа чеченцев и ингушей.
Однако семье его отца и дяди повезло: даже в условиях, казалось бы, абсолютной бесправности депортируемых сказалась партийная привилегия. Из близкой родни Илеза Осканова к моменту депортации были только две семьи: его отца — Хусейна, уважаемого хозяйственника, и его дяди — Хасо, который до депортации работал инструктором райкома партии. Бывшая партийная должность дяди Хасо сыграла спасительную роль. Для двух семей — семьи отца Илеза Осканова и семьи его дяди Хасо — дали отдельный вагон. Поэтому члены их семей при этапировании в Казахстан пережили ужасы транспортировки в холодных товарных вагонах в меньшей степени, чем семьи «простых» чеченцев и ингушей.
Однако трудности переселения не закончились после прибытия в Казахстан.
— Тяжело было и морально, и физически. Работали много, голодали — ели лебеду. Но, несмотря на это, отец мой говорил: «Большое, великое счастье, что Аллах нас привел именно в Казахстан». Казахи сами по своей натуре очень милосердный народ и гостеприимный. Нас привезли на север Казахстана — в Кокчетавскую область. Но дядя Хасо был инструктором райкома, и нам разрешили переехать сюда, в Алма-Ату, — во второй раз отмечает Илез Осканов пользу партийных привилегий даже для бывшего партийного работника, дяди Хасо.
Отец Илеза Осканова работал на сахарном заводе в Бурундае, дядя Хасо — на главпочтамте в Алма-Ате. В середине 1950-х, как вспоминает Осканов, семья его отца переехала из Бурундая в село Балтабай колхоза имени Сталина Енбекшиказахского района. Его отец устроился в колхоз конюхом. Оскановы построили там саманный домик.
— И когда пошла первая волна реабилитаций в 1957 году, мы переехали оттуда, хотели уехать на Кавказ. И такая перед нами предстала картина: вокзал Алма-Ата-1; вдоль железной дороги на полтора-два километра растянулись шатры, палатки: живут чеченцы и ингуши, пытаются тоже уехать на Кавказ, а уже осень, холода. Со всей области люди ринулись домой ехать. Но там пока не принимают, ещё не утряслось — уехать не могут. И вот по улице Шемякина и в Тастаке начали быстро участки раздавать, потому что зима. Буквально за полтора-два месяца построились. Районы Тастак и от Шемякина до аэропорта назывались Чеченстроем, — вспоминает Илез Осканов.