Кресты ставились в ознаменование утвержения веры
Долго еще после Владимира шла на Руси борьба христианства с язычеством и мусульманством, ознаменованная славными победами первого над последними: и когда неверующие обращались к вере, то не раз приходилось крестить их не в храмах, а в реках. Каждое подобное торжество христианства, как естественно и предположить, ознаменовалось построением священных памятников и если не церквей, то часовен и крестов. Укажем в особенности на землю псковскую, муромскую, суздальскую, где русскому христианству приходилось вести довольно упорную борьбу с язычеством и мусульманством после того, как на юге России оно уже прочно утвердилось.
Известны подвиги св. Авраамия Ростовского, который апостольским жезлом, имевшим наверху крест, сокрушил идол Велеса и обратил ко Христу многих язычников — жителей Ростова.
Крест святителя Авраамия Ростовского. Копия старообрядческого литья
Известно также апостольство св. Леонтия, епископа Ростовского (ум. около 1077 г.), силою креста, с которым он выступил против восставших на него язычников, и преклонившего сердца их к вере Христовой. В Муроме особенно славен апостольский подвиг св. Константина (Ярослава Муромского, ум. 1129 г.), который после мужественной борьбы силою веры и слова покорил упорных язычников своей вере. Вообще же в суздальской земле торжество русского христианства окончательно утвердилось со времени Андрея Боголюбского, боровшегося, впрочем, не столько с язычеством, сколько с мусульманством, жившем в соседнем богатом племени волжских болгар, хотевших некогда обольстить и Владимира. В 1164 году Андрей одержал над болгарами славную победу, которая пришлась в одно время с победою, одержанною греческим императором Маниулом над сарацинами мусульманами.
Стерженский крест. 1133 год. Озеро Стержь. Осташковский район. Тверская область
Оба государя приписали это дело победной силе креста и по взаимному соглашению установили или подтвердили новый праздник святому кресту 1-го августа, во время которого в Константинополе, а потом и Руси совершались крестные ходы. Эта, конечно, сила креста помогла Андрею обращать к вере болгар, даже евреев, что летопись относит к славе этого боголюбивого князя.
Внешний вид
Благочестивая традиция первых христиан превратилась в обязательный атрибут для каждого верующего
Выбору личного крестика уделяется большое внимание и значение. Ведь это символ древа, на котором была пролита Божественная кровь и явлено человечеству спасение
Нательные православные крестики
Но в православном мире можно встретить разные взгляды на то, какой внешний вид должен иметь главный символ христианства. Одни священники не признают православным нательный крест без Распятия и надписи «Спаси и сохрани», а другие относятся к этому не столь категорично. Но все признают, что личный крестик должен обязательно пройти чин освящения в православной церкви. Если изделие приобреталось в ювелирном магазине, перед ношением также необходимо отнести его в храм.
Материал или качество металла, из которого изготовлен крестик, совершенно не учитывается с точки зрения православной веры. Преимущество дорогих металлов над простыми не имеет значения, так как не может отразиться на качестве или степени освящения предмета. Человек должен почитать не золото и серебро, а силу и изображение на кресте. Главный принцип христианина – не выставлять крестик напоказ и не делать из него украшения, носить смиренно.
Отличия православного креста от католического
Православный крест можно перепутать с католической версией этого символа. Поэтому, чтобы сделать правильный выбор, следует знать некоторые моменты.
Главное отличие заключается в изображении Иисуса Христа. В православной традиции считается, что Господь был распят на кресте 4-мя гвоздями. Католики утверждают, и это отображено на распятии, что их было три: два – на каждой из рук, один – на обе ноги, поэтому ступни Спасителя сложены одна на другую.
Еще одно важное отличие – надпись на верхней перекладине. В православном варианте – это ІНЦІ (или ІНІ), а в католическом — INRI
Кроме этого, у католиков отсутствуют восьмиконечные кресты (с двумя перекладинами). В православии форма не имеет решающего значения. Кресты могут быть четырех- , шести- , восьмиконечные, а также каплевидные, в виде трилистника. На них присутствует надпись «Спаси и сохрани», которой в католическом варианте не бывает.
Значение креста в христианстве
Значение славянского креста оберега
- прямой славянский крест (с вертикальной и горизонтальной перекладинами) считается мужским огненным символом;
- косой славянский крест (с двумя перекладинами) считается женским водным символом.
Кресты, как сильное защитное магическое средство, чаще всего носили мужчины в своих опасных походах, потому они несли на себе прямой мужской крест.
Пример креста-ладанки XI-XII вв. Имеет две створки, внутри был вкладыш, имеющий магическое значение.
Пример славянского креста XII-XIII вв. со значением благополучия и богатства. На таком кресте символ «Засеянное поле» являлся часто встречающимся изображением.
Пример литого славянского креста оберега XII-XIII вв. Привеска прорезная в форме четырехконечного равностороннего креста, в который включен солярный знак в виде свастики, украшенной шариками ложной зерни. Оглавие имеет вид уплощенной бусины.
Пример славянского креста XII-XIII вв. Привеска круглая прорезная с включенным четырехконечным равносторонним крестом. Крест имеет ромбовидное средокрестие и криновидные концы. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример славянского креста ХII-ХIII вв. Крестовидная равносторонняя ажурная петлеконечная привеска с ромбическим средокрестием и петлевидными концами. Лицевая сторона украшена рельефным изображением жгута с шариками ложной зерни. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. В этом символе ясно угадывается звенчатый крест — Знак Бога Даждьбога.
Пример славянского креста вторая пол. XII в. Крестовидная равносторонняя круглоконечная привеска имеет квадратное средокрестие и четыре лопасти в виде полукругов. Лицевая сторона орнаментирована двумя рельефными 5-видными фигурами, пересекающимися в средокрестии и имеющими на концах спиральные завитки. Оглавие выполнено в виде бусины. Вероятно, использовался моряками, в честь Покровителя мореплавателей Бога Переплута.
Пример славянского креста ХIII-ХIV вв. Четырехконечный равносторонний крест с прямоугольным средокрестием и перекрещенными концами. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример медного литого славянского креста ХIII-ХIV вв. Крест четырехконечный равносторонний с расширяющимися концами. В средокрестии — ромб с вписанным четырехконечным крестом. Оглавие имеет вид гранёной бусины.
Пример женского славянского креста ХI-ХIII вв. Равносторонняя привеска с круглыми лопастями, декорированными выемчатой эмалью (частично утрачена), и косым крестом в средокрестии. Оглавие имеет вид плоского ушка. Как видите, ясно просматривается косой крест.
Пример старообрядческого креста – ладанки ХI-ХII вв. Как видите, он сочетает в себе прямой мужской огненный крест и женский водный косой крест.
Пример северного нательного креста, распространённого в наших краях. Собственно, именно такой крест оберегал староверов в наших местах, сохранивших дохристианскую культуру.
Сейчас, когда мы посмотрели символику славянских оберегов, посмотрим на то, как оживить ваш оберег.
Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.
История креста
Крест в язычестве
Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии
Символ бога Солнца Ашшура и бога луны Сина в Месопотамии
Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.
Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:
Правила ношения
Обязанность по выбору и покупке первого нательного крестика берет на себя крестный. Это обязательный атрибут таинства крещения, но во взрослом возрасте человек сам приобретает себе этот оберег, и это не значит, что такое украшение нельзя подарить.
Нательный крестик можно освятить предварительно в церкви, а затем подарить близкому или родному человеку, выразив ему тем самым любовь и желание уберечь от всех земных бед.
Носить подобное украшение стоит ближе к телу, скрывая его от чужих глаз. Надевать его поверх одежды разрешается только священникам. Категорически запрещено носить подобный символ без предварительного освящения в церкви. Многие считают, что достаточно окропить его дома святой водой, но этот ритуал ничего не даст.
Таинство освящения включает в себя не только окропление, но и прочтение особой молитвы. Так же стоит поступать и с иконами, но если украшение изначально было куплено в церковной лавке, то проводить обряд освящения не нужно — его уже выполнили, перед тем как выставить изделие на продажу, такие законы действуют в храмах.
Когда человек находит чужой нательный крестик, не стоит бояться приносить такое украшение в дом. Его следует заново освятить в церкви, после чего можно носить. Не стоит бояться чужих бед, которые якобы передаются через это украшение. Мнительные люди после освящения могут оставить крестик в церкви, и его передадут нуждающимся.
Виды крестов и их значение: христианство и православие
Обнуление пространства
Ванда: А можно узнать подробней?
Алена: Вам нужно отмотать процессы назад и найти, нащупать момент, когда у вас что-то не пошло.
Ванда: Когда у нас не пошло дело или когда только мысль зарождалась о самом деле?
Алена: И так и эдак можно. Дело в том, что для вас несет обнуление того пространства, в котором вы создавали. Не информации обнуление, а обнуление пространства. Чтобы что-то изменить, нужно обнулить пространство, в котором пошло что-то не так, очистить его.
Ванда: А каким образом можно очистить то пространство?
Алена: Обнулить пространство при помощи этого знака изначального креста. Тем самым вы очищаете пространство и даете Высшим Силам сигнал, что вы начинаете что-то новое.
Если строите дом, то на том месте нарисуйте этот знак. Даже просто на земле начертайте. Хотя мне сейчас идет понимание, что этот знак должен быть заключен в круг.
Ванда: Может нужно произносить какие-то слова при начертании этого символа?
Алена: «Я начинаю начало» — это должно быть четко сказано, заявлено, что именно вы начинаете заново. Самому звуку «Я» мало придают значение. Вы мало его произносите в истинном понимании.
То, что мы произносим в школе, определенные слова и звуки, и когда там звучит «Я» — это как призыв о внимании к вам.
Чем православный крест отличается от католического
Разница между крестами в следующем:
- Католики почитают четырехконечный крест с более длинной вертикальной балкой, Православный вариант может быть любой формы, но чаще всего почитаются восьмиконечные варианты.
- У православных Иисус изображается воскресшим, практически каждое изделие имеет такое изображение. У католиков Спаситель изображен умершим, в потоках крови.
- На католических изделиях ноги Христа прибиты одним гвоздем, а на православных – двумя.
- Буквы у католиков изображены на латинском языке INRI, а у христиан на древнегреческом– IHHI.
Крест имеет сильное церковное значение. Его влияние на жизнь христиан велико – по канонам церкви верующие должны обязательно носить символ веры на теле.
Виды крестов
Поклонный крест
История киотных крестов
Свое происхождение крест берет с традиции старины осенять крестом всевозможные ворота как дворовые, так и ворота города. Такие кресты нашли свое применение и в других местах. Их часто врезали в дерево, например, в кресты на могилах, в поклонных или святых местах, на дорогах.
Киотные кресты, как правило, имели восьмиконечную форму, а также два прямых и два косых перекрестья. Часто, кроме эмали, кресты также покрывались патиной. Патина представляет собой защитный слой из окисей металлов, который на меди или ее сплавах образуется приблизительно за несколько десятков лет; но может быть нанесен искусственно, с помощью некоторых активных химических веществ.
Зачастую на кресте присутствовало обрамление из дополнительных образов, херувимов, предстоящих, например, Магдалены, Девы Марии, Богослова и так далее. Такой крест приобретал силуэт несколько подобный храму, демонстрирующий всю благодать Церкви.
Староверы делали кресты очень красивыми. До сих пор современники удивляются, как можно было настолько качественно отобразить детали и сделать произведения искусства с помощью инструментов тех времен. А рисунок из эмалей там был тоже не столь простым. В некоторых случаях для изготовления креста использовалось до шести разных эмалевых покрытий. Такие эмали назывались горячими, так как для их нанесения использовался горячий способ.
Сделанной продукцией пользовались не только представители старой веры, православные также ценили такой искусный труд. Они трепетно молились и берегли свои иконы и крестики.
Встречаются деревянные иконы с врезанным киотным крестом, которые датированы XIX веком. Например, они могли содержать такой сюжет, как распятие Иисуса Христа. А в нужное место врезался крест. Безусловно, такое сочетание только украшало икону, особенно если крест был не только бронзовым, но и покрытым эмалями. Иногда для изготовления киотного креста использовались и благородные металлы. Но так как изделия обладали немалыми размерами, позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый.
Обычно сюжеты на крестах были разнообразными, однако случалось, что один и тот же сюжет мог повторяться на крестах в течение длительного периода, часто столетиями. Поэтому отнести крест к тому или иному времени довольно сложно. Но что можно отметить, так это то, что при одинаковых сюжетах часто время изготовления креста различали по линиям
В какие-то времена распространенными были ровные линии и внимание к деталям, в другие же рисунок был грубоват (на более старинных изделиях)
Крестов изготовлялось очень много. В наибольших медницах отливались сотни тысяч в год, кроме них, изготавливались еще такие кресты и в маленьких мастерских. Стоили они немного, и приобрести их можно было не только в церквях, но и на ярмарках мастеров.
Символизм числа «17»
Правильный нательный крест, каким он должен быть
На христианском символе не должно присутствовать ничего что может осквернить Божественные силы, а также не допустимо присутствие символов других религий. На правильно выполненном символе очеловечивание Распятия Христа не допустимо, то бишь Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.
Также христианский символ может изготовляться из нескольких материалов, а именно:
- золото – что является символом истины;
- являются не менее популярны нательные кресты из дерева, которые символизируют Жизненное Древо в Небесном Царствии;
- серебро – из-за своего белоснежного цвета считается олицетворением целомудрия и чистоты.
В основном надпись нательный крест может иметь разную, но наиболее распространенными считается: «Спаси и Сохрани», «ІС+ХС» (Иисус Христос), а чаще всего встречается надпись «NIKA» на кресте (олицетворяет победу Вседержителя над смертью).
Господь всегда с Вами!
- Традиции православия
- Это необходимо знать каждому
Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом
Формы крестов
По исследованиям археологов изображение креста имело следующие формы:
- Крест в форме буквы X (decussata), называемый крестом св. апостола Андрея, который, по преданию, был распят на таком кресте.
- Крест в форме буквы Т (commissa, patibulata) — такой крест у язычников был символом жизни, счастья. Было мнение, что на таком именно кресте был распят Спаситель наш, почему буква таи у древних писателей часто означала крест (см. Послание Варнавы). На древних могилах христианских открывают иногда изображение креста в этой форме. Думают, впрочем, что христиане, особенно в Египте, могли изображать на гробах букву Т как иероглифический символ жизни будущей, каким был этот знак у здешних язычников.
- Крест (immissa) в привычной для нас форме. Эта форма общеупотребительна. Св. Ириней говорит о кресте, что он имеет составов, концов и верхов пять: два в длину, два в ширину, один в средине (Lib. II. с. 24).
Поклонные кресты на могилах староверов
Блаженный Августин (354-430 гг.) говорил: «Была (в кресте) широта, на которой простерты руки; была долгота, поднимающаяся из земли, на которой пригвождено тело; была высота, выступающая вверх от того поперечного древа». Вообще святые отцы любили применять к кресту выражение святого апостола Павла: «да возможете разумете со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, и в образе четырехстороннего креста указывали символ всеобъемлющей любви Божией, всесильного Промысла, простирающегося на все четыре стороны мира, иначе — весь мир». Можно думать, однако же, что изображение креста в указанном виде окончательно сделалось всеобщим со времени Константина Великого и его знаменитого видения креста. После этого видения, повторившегося во сне, Константин приказал сделать знамя в виде креста, которое, по описанию Евсевия, видевшего это знамя, было устроено так: «на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из средины которых выходило Р. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбезного царя и детей его. Это-то спасительное знамя служило для него оборонительным оружием на врагов, и он приказал во всех войсках носить подобные ему».
По описанию Евсевия должно судить, что новое знамя Константина имело именно третью форму креста +. Это знамя или хоругвь (labarum у римлян), которое обыкновенно носилось в войске Константина и у которого оно молилось торжественно, послужило, заметим, кстати, первообразом хоругвей, носимых доныне в крестных ходах у христиан западных и восточных. Что касается крестов с распятием, то если не с первых веков, то по крайней мере с довольно далекого времени распятие окружалось орудиями страданий Господа и другими предметами, упоминаемыми в евангельском повествовании и распятии, также некоторыми особенно символическими изображениями. Таковые: копье, трость, губа, титло вверху, голова или череп внизу, солнце, луна и др. Значение последних прибавок, т. е. солнца и луны, может быть известно менее других. Итак, скажем, что изображение солнца при распятии напоминало, по мнению одних, затмение солнца, последовавшее за последним вздохом Христа, по мнению других, солнце было здесь символом Божества, сияющего собственным светом, а луна, как тело темное, заимствующее свой свет от другого и подверженное переменам возраста и ущерба, была символом немощной человеческой природы, соединенной с Божеством во Христе. По обеим сторонам распятия часто ставились в древности изображения Божией Матери и св. Иоанна Богослова, стоявших, по Евангелию, у креста Господня. Обыкновеннее всего они помещались на оконечностях поперечной части креста с выражением глубочайшей скорби и с надписью: се сын твой, — се мати твоя. Впоследствии вместо Иоанна Богослова при кресте или на кресте вместе с Божией Матерью изображался и Иоанн Креститель, что объясняется, конечно, изображениями в древних крещальнях, где при образе креста или Господа был, как мы видели, образ Крестителя. Такое изображение издавна получило у нас название Деисус.
Формы
Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:
- Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
- Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
- Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
- «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
- Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
- Крест-накупольник с полумесяцем.
Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от
Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:
- обе поперечины одинаковые — «латинский»,
- вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».
О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).
Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.
Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:
Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.
Какой из крестов считается нательным в православии
Нательным считается крестик, который не снимают. Верующий не должен расставаться с изделием даже во время купания. Ношение креста – символ искупления перед Господом. Нет каких-либо требований по выбору символа веры, но есть ряд советов:
Господь более располагает к деревянным и металлическим изделиям, однако не всем людям подходят материалы. Наиболее долговечным и безопасным считаются золото и серебро
Церковь не видит ничего предосудительного в украшении изделия.
Неважно, носится крест на шнурке или цепочке. Главное – удобство верующего, а также безопасность
Детям больше подойдут серебряные цепочки.
Не нужно выбирать огромные изделия, они часто теряются, их неудобно носить.
Надписи, изображения не имеют значения. Церковь допускает различные варианты. Если изделие продается в церковной лавке, значит, оно освящено.
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Как выбрать себе нательный крест
Ассортимент нательных крестов на прилавках церковных лавок и ювелирных магазинов огромен, но часто продавцы сами путаются в многообразии форм. Перед покупкой следует разобраться в этом вопросе, так как крест — не просто талисман или ювелирное украшение.
Православная религия допускает использование любых форм крестиков, католицизм традиционно приветствует ношение четырехконечного креста.
Крестик можно купить:
- В церковной лавке или киоске, в котором продают церковные атрибуты. Там продают уже заранее освященные крестики. Можно выбрать крест из благородных металлов, простой металлический крестик или деревянный. Стоимость крестика не имеет значения и никак не отражается на качестве жизни его владельца.
- В ювелирном магазине. Нательный крестик можно выбрать на свой вкус, а затем отнести в ближайшую церковь и освятить.
Крест – это знак принадлежности к христианству
С другой стороны, выполнение изделия из драгоценных металлов и украшение орнаментами не возбраняется. Нет единого канона и в отношении размера нательного крестика. Любой размер изделия будет допустимым.
Интересно знать! Иногда верующие говорят: «Он несет свой крест». Этой фразой обозначают трудности, с которыми человек сталкивается на протяжении жизненного пути. Таким образом, неся свой крест, каждый человек совершает жизненный подвиг, в соответствии с заповедями Божьими.
Нельзя:
- Относиться к кресту как к безделушке или талисману;
- Выбрасывать старые или поврежденные крестики;
- Носить их вместе с подвесками, не относящимися к христианству.
Священник Александр Дьяченко отметил, что люди часто считают крест символом смерти. Хотя на самом деле, это символ любви. Великой и всепрощающей любви Спасителя к людям. Нательный крест говорит о том, что человек принимает в свое сердце Христа. Крест защитит его носителя от бесовских нападок и недобрых людей, если ношение креста будет сопряжено с крепкой верой и искренней молитвой.
Что дает ношение нательного креста? Протоиерей Андрей Ткачёв
Восьмиконечный православный крест
Надгробный крест в православии имеет особую форму, которая, как считается, исторически точно воспроизводит очертания орудия казни на горе Голгофской. На таком кресте сверху находится дополнительная малая перекладина — место таблички, на которой по велению Понтия Пилата было начертано: «Иисус Назорей, царь Иудейский».
Подобрать нужную модель и купить надгробный крест в наши дни можно не выходя из дома.
Кресты на могилу
Кроме того, внизу располагается наклонное подножие — и сам этот наклон хранит память об обстоятельствах казни Спасителя. Рядом с Ним, справа и слева, были распяты два разбойника, Дисмас и Гестас. Последний, казнимый слева, поносил Христа и насмехался, предлагая: «Если ты Сын Божий, спаси себя и нас!». Другой же, Дисмас благоразумный, старался унять его, говоря, что казнь оба они заслужили по делам своим, на Христе же нет вины. Дисмас раскаялся и уверовал на кресте. Спаситель сказал ему «Ныне же будешь со Мной в раю». В знак восхождения этой души поднялась правая сторона подножия.
Символика восьмиконечного православного креста, таким образом, напоминает о том, что раскаяние, прощение и спасение души возможно даже на самом пороге смерти.
Прежняя традиция предписывала устанавливать крест в ногах православного захоронения. Однако сейчас допускается и расположение в головах. Первый вариант исходил из того, что в Судный день крест станет опорой для воскрешённого. Второй символизирует хоругвь, которую будет нести христианин, восставший из мертвых.
На территории Беларуси в настоящее время насчитывается 33 старообрядческих церкви и 20 греко-католических (униатских) приходов. Над могилами старообрядцев и греко-католиков также устанавливаются восьмиконечные кресты.
Символика православного креста
Виды православных крестов
Литература
- Ставрографический сборник. Книга I. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2001. — 384 с. — 1 500 экз.
- Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2003. — 372 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-93646-049-5.
- Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2005. — 700 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-93646-082-7.
- Стивен Фрайер, Джон Фергюсон. Геральдика. — М.: «Астрель», 2009. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-24909-9.
- Мельник А. Г. Водружальные кресты XVII века в собрании музея «Ростовский кремль»: каталог // История и культура Ростовской земли. 2011. — Ростов, 2012. — С. 126-140.
Ответы на популярные вопросы
Несмотря на древность традиции, вопросы о ношении символа веры возникают даже у верующих.
Что делать в случае потери
При утере необходимо приобрести новый крест. Христиане вкладывают в такой инцидент негативный смысл. Но молитва и приобретение нового изделия помогут исправить ситуацию.
Что делать с найденным крестиком
Находку лучше не поднимать. Но если все-таки она оказалась в руках, то необходимо отнести ее в храм. Там его освятят и отдадут нуждающимся.
Можно ли дарить
Дарить изделие можно, но только родным и близким людям, с искренним желанием помочь. Верующие говорят, что подарив крест, даришь и часть своего благополучия.
Как освятить
Освятить изделие может только батюшка в церкви. Если нет такой возможности, то над крестом читают молитву «Отче наш», а затем одевают на шею.
Два креста
Церковь не воспрещает иметь два символа веры. Но обычно в качестве второго выбирают иконку. Одно изделие можно разместить над изголовьем кровати, либо у икон, а второе носить в качестве нательного.
Особенности изображения Распятия
§2. Типы крестов
1. Крест Т-образный «антониевский»
В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея
«египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках. «Греческая буква Т, — писал граф А. С. Уваров, —
одна из форм креста, употребляемая для распятий»
«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. —
Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике,
гравированном во II веке».
О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский:
«Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося
смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.
Согласно церковному преданию, св. Антоний Великий носил на своих одеждах крест — Тау. Или, к примеру, св. Зенон, еписком города Вероны, поставил на крыше нововозведенной им
в 362 г. базилики крест в форме букты Т.
2. Крест «Египетский иероглиф Анх»
Иисус Христос — Победитель смерти — устами царепророка Соломона возвестил: «кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Прит. 8:35),
и по воплощении Своем вторил: «Я семь воскресе и жизнь» (Ин. 11:25).
Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме,
египетский иероглиф «anch», обозначавший понятие «жизнь».
Египетский крест анх понимался как ключ, которым открываются врата к Божественному знанию.
Т-образная связывалась с мудростью , а круг сверху-с вечным началом. в этом кресте обьединяются два символа-крест, как символ жизни,и круг, как символ вечности.
3. Крест «буквенный»
И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста.
Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым.
«И действительно, как видно из надписей Синайских, — сообщает граф А. С. Уваров, — буква принималась за символ и за настоящее изображение креста»
(Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения,
но удобство его применения к прикровенному понятию.
4. Крест «якореобразный»
Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме — в 230-м, а в Галлии — в 474 году.
А из «Христианской символики» узнаем, что «в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» «.
В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест),
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий».
Этот, по слову Апостола, «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл,
как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.
Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь»,
будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, хотя греки и римляне,
тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных.
5. Крест монограммный «доконстантиновский»
Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит Гавриил пишет, что «в монограмме,
начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою ,
есть прикровенное изображение креста».
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы «1» (йот) и буквы «X» (хи).
Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в
мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.
Посетить интересный каталог старинных крестов можно посмотреть тут
Следующая страница