fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Литература

  • Andrew Brookes. Flights to Disaster. — Ian Allan, 1996. — ISBN 0-7110-2475-8.
  • Steuart Campbell. Chinook Crash. — Pen & Sword Aviation, 2004. — ISBN 978-1-84415-074-8.
  • David Hill. Their Greatest Disgrace – The Campaign to Clear the Chinook ZD576 Pilots. — Nemesis Books, 2016. — ISBN 978-1-5262-0446-2.
  • House of Commons. . The Stationery Office (13 июля 2011). Дата обращения: 13 июля 2011.
  • House of Lords. . Ministry of Defense (22 июля 2002). Дата обращения: 27 октября 2011.
  • David McMullon. Chinook!: The Special Forces Flight in War and Peace. — Simon & Schuster, 1999. — ISBN 978-0-671-01599-2.
  • John Stevens. Not for the Faint-Hearted. — Weidenfield & Nicholson, 2005. — ISBN 978-0-297-84842-4.

Примечания[ | ]

  1. 12 Jane’s, 2004.
  2. Boeing Marks 50 Years of Delivering Chinook Helicopters (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2020. Архивировано 29 октября 2020 года.
  3. «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System» Архивировано 21 января 2012 года., p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO . February 2011.
  4. New Transport Helicopter. // Military Review . — October 1959. — Vol. 39 — No. 7 — P. 79.
  5. HELICOPTERS: Chinooks may serve an extra six years. // Strategic Digest . — July 1993. — Vol. 23 — No. 7 — P. 1171 — ISSN 0970-017X.
  6. Boeing MH-47D Model Chinook Helicopters (англ.)
  7. Boeing Launches New «Super D» Chinook — Mar 5, 1998
  8. 123 Boeing Vertol CH-47 Chinook
  9. 123 Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  10. South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft Deliveries
  11. Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  12. «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
  13. SABER RPG Report August 2008
  14. Афганистан: гибель «Чинука» и перспективы военной кампании // «Голос Америки»](10 августа 2011)
  15. Losses & Ejections 2014 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014. Архивировано 22 июня 2020 года.
  16. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  17. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  18. 12 Потери ВВС Ирана
  19. Second death of IraF
  20. Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  21. British aircraft lost
  22. Argentine aircraft lost
  23. Air crash disaster at Mannheim Germany on 9/11/82 (англ.)
  24. Boeing CH-47 Chinook Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  25. Three Libyans seek asylum third defection in 5 months
  26. Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  27. S. Korean Helicopter Crashes Into Bridge, 3 Killed (англ.) // People’s Daily (30 мая 2001)
  28. Crew killed as Korean helicopter hits sculpture (англ.) // The Telegraph (30 мая 2001)
  29. 12 Boeing H-47 Chinook. Эксплуатанты // Мировая авиация : журнал. — 2011. — № 131. — С. 14. — ISSN 2071-1131.
  30. The Military Balance 2020,p.233
  31. The Military Balance 2020,p.153
  32. The Military Balance 2020,p.162
  33. The Military Balance 2020,p.104
  34. The Military Balance 2020,p.123
  35. The Military Balance 2020,p.160
  36. The Military Balance 2020,p.326
  37. ЦАМТО / Главное / ВВС Индии приняли на вооружение первые вертолеты CH-47F(I) «Чинук» (неопр.) . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2020.
  38. The Military Balance 2020,p.328,330
  39. The Military Balance 2020,p.140
  40. The Military Balance 2020,p.111
  41. The Military Balance 2020,p.159
  42. The Military Balance 2020,p.302
  43. The Military Balance 2020,p.343
  44. The Military Balance 2020,p.346
  45. The Military Balance 2020,p.359
  46. The Military Balance 2020,p.288
  47. The Military Balance 2020,p.41
  48. The Military Balance 2020,p.293
  49. The Military Balance 2020,p.291
  50. The Military Balance 2020,p.161
  51. The Military Balance 2020,p.268,269
  52. The Military Balance 2020,p.261,263
  53. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Вертолёт Chinook

Вертолёт Boeing CH-47C Chinook с заводским номером B-868 (модификация Chinook HC.1 для Британских ВВС) был произведён в США в городе Ридли-Парк (штат Пенсильвания) на главном заводе компании Boeing. Он поступил в распоряжение Королевских ВВС Великобритании 22 декабря 1984 года и получил серийный номер ZD576. 21 апреля 1994 года его передали 7-й эскадрилье ВВС Великобритании как вертолёт Chinook HC.2.

Согласно данным технических специалистов, в функционировании вертолёта были выявлены многочисленные неполадки:

  • по прибытии вертолёта на базу Одихем техники заявили о необходимости замены двигателя № 1;
  • 10 мая группа экспертов обнаружила, что одна из крепёжных скоб сильно сместилась, что могло привести к нарушению управления общим шагом вертолёта, и эту поломку расценили как критическую, а сообщение об обнаруженной неисправности было передано экипажам всех вертолётов Chinook Британских ВВС;
  • 17 мая была произведена повторная замена двигателя № 1 после того, как было зафиксировано многократное включение аварийных сигналов на вертолёте;
  • 25 мая во время одного из полётов произошёл отказ двигателя № 2.

31 мая два вертолёта Chinook HC.1s покинули авиабазу Ольдергров, а их место занял вертолёт HC.2 с серийным номером ZD576.

Хронология событий

Экипаж и пассажиры

2 июня 1994 года вертолёту Chinook HC.2 борт ZD576 предстояло совершить перелёт из северноирландского Белфаста в шотландский Инвернесс. Экипаж состоял из четырёх человек, вертолётом управляли два лётчика войск специального назначения Великобритании:

  • 28-летний флайт-лейтенант Джонатан Тэппер (англ. Jonathan Tapper), пилот
  • 30-летний флайт-лейтенант Ричард Кук (англ. Richard Cook), пилот
  • 36-летний старший грузовой Грэм Форбс (англ. Graham Forbes)
  • 30-летний сержант Кевин Харди (англ. Kevin Hardie), грузовой

На борту было 25 пассажиров — сотрудники разведывательной службы MI5, специалисты по разведке и безопасности Королевской полиции Ольстера и Британской армии. По прибытии в Инвернесс они собирались направиться на конференцию по безопасности в Форт-Джордж (недалеко от Инвернесса). Список пассажиров был засекречен и немедленно уничтожен лётчиками после ознакомления с информацией о пассажирах, однако позже информация об экипаже и пассажирах попала в открытый доступ — по просьбе родных адреса проживания и фотографии тех, кто был в тот день на борту вертолёта, не публиковались. В частности, среди пассажиров был детектив-суперинтендант Королевской полиции Ольстера Морис Нилли (англ. Maurice Neilly), фигурант расследований сэра Джона Стивенса о сотрудничестве ольстерских лоялистов с Британской армией и полицией Ольстера.

Катастрофа

2 июня 1994 года вертолёт днём совершил вылет для транспортировки войск, поскольку британские службы безопасности посчитали небезопасным наземное передвижение британских войск в определённых районах Северной Ирландии: в то время возобновились вооружённые нападения «Временного» крыла Ирландской республиканской армии на британских военных. По завершении этого вылета «Чинук» вернулся на авиабазу Ольдергров в 15:20. В 17:42 вертолёт поднялся в воздух и направился в сторону Инвернесса. Согласно данным метеосводок, погода ожидалась ясной и безоблачной, за исключением района мыса Малл-оф-Кинтайр, где ожидался сильный туман. В 17:55 экипаж связался с диспетчером британских войск в Шотландии.

Около 18:00 вертолёт Chinook ZD576, попав в плотный туман на мысе Малл-оф-Кинтайр, врезался в гору. Изначально предполагалось, что столкновение произошло на высоте 250 метров над уровнем моря и в 500 метрах к востоку от маяка на острове. Однако позднее было установлено, что вертолёт пролетел ещё 187 метров в северном направлении и поднялся на 27 метров, прежде чем врезаться в гору; все находившиеся на его борту, скорее всего, погибли мгновенно в результате взрыва и последующего пожара. В связи с сильным туманом и видимостью всего в несколько метров никто из тех, кто слышал шум вертолёта, не мог увидеть его падение.

Социальная структура и размножение

Фото: Детеныш двугорбого верблюда

Верблюды как мужские особи, так и женские достигают половозрелости к 3-5 годам. Брачный период у верблюдов выпадает на осень. В это время животные хорошо себя чувствуют, а самки обладают ресурсами для вынашивания здорового потомства. Во время гона самцы особенно агрессивны. Между самцами постоянно происходят стычки, иногда самцы могут пытаться спариваться с другими самцами. Самцы начинают бешено носиться, нападать на других, издавать громогласные звуки.

Вожаки стада сгоняют самок в одно место, и не пускают их расходиться. Во время гона самцы крайне опасны. Они могут напасть как на человека, так и других животных. Во время гона как самцы, так и самки метят свою территорию мочей, для этих же целей самцы также использует затылочные железы, касаясь камней головой. Во время брачных игр самка даёт знать самцу о готовности к спариванию ложась перед ним, и согнув всё четыре ноги.

Спариваются верблюды лёжа. Во время спаривания самцы скрипят зубами и у них идёт белая пена изо рта. Беременность у самки верблюда длится 13 месяцев. Верблюжонок рождается весом от 30 до 45 килограмм. Новорождённые верблюжата сразу хорошо стоят на ногах, и почти сразу после рождения они могут идти за матерью. У верблюжат есть зачатки горбов, в которых пока нет запасов жира, однако, на втором месяце жизни горбы поднимаются.

Самка кормит детёнышей до 1,5 лет. Из них до 4 месяцев рацион верблюжонка состоит исключительно из материнского молока, после детёныши начинают привыкать к растительной пище, траве, кустарникам. Самка может рожать несколько раз в год, и встречаются случаи, что самка кормит одновременно несколько своих детёнышей старшего и младшего. Самки охраняют своё потомство, защищаю своих и чужих детёнышей от других животных.

Модификации[править | править код]

Военные модификацииправить | править код

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские модификацииправить | править код

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multipurpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

– Начало эксплуатации: декабрь 1962 года- Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

– US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

– 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

– 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

– Длина: 30,14 м- Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)- Высота: 5,59 м- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²- База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

– Длина: 9,19 м- Ширина: 2,51 м- Высота: 1,98 м- Площадь пола: 21,0 м²- Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

– Масса пустого: 12210 кг- Нормальная взлётная масса: 22680 кг- Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

– Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

– Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)- Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

– Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714- Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)- Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

– Максимальная скорость: 285 км/ч- Крейсерская скорость: 259 км/ч- Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

– Боевой радиус: 935 км- Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

– 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

– Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м- Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Эксплуатанты[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2010 года

Военные

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

  • Аргентина Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
  • ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)

Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2020 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года

Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама

  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Нидерланды — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2020 год Дополнительно, в 2020 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2020 г.
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Индия — 5 единиц CH-47F(I) по состоянию на февраль 2020 года, всего заказано 15 единиц
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2020 год
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2020 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2020 год
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2020 год
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2020 год
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2020 год
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2020 год
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2020 год
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2020г
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2020 год

Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов

В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.

Параметр CH-47 E CH-53 D Ми-6 SA.321 SuperFrelon
Длина фюзеляжа, мм 1554 20470 33160 19400
Высота, мм 5770 5220 9160 6660
Диаметр основного винта, мм 18590 22020 35000 18900
Длина грузового отсека, мм 9200 9140 12000 7000
Ширина грузового отсека, мм 2290 1980 2500 1830
Высота грузового отсека, мм 1980 2290 2650 1900
Максимальная скорость, км/ч 298 307 340 249
Вес груза в кабине, кг 8164 13608 12000 6700
Вес груза на подвесе, кг 10341 9072 8000 5000
Дальность полета, км 2026 1641 1450 1020
Потолок, м 3215 2195 2250 2170
Пассажировместимость до 55 до 55 до 90 до 37
Вооружение 3 x 7.62мм пулемёта 2 х 12.7мм пулемёта 1 х 12.7мм пулемёт 1 х 20мм пушка

Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник – вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.


Вертолёт CH-53

Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.

Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.

Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.


Вертолёт МИ-6

Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» – гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.

Происхождение породы и предназначение

В начале XX века Артур Уолден захотел создать идеальную собаку для перевозок тяжёлых грузов на дальние расстояния. По одной версии, в эксперименте приняли участие сенбернар, эскимосский шпиц и рядовая дворняжка. Согласно второй, это были лайка и дог. Первых щенков такой оригинальной вязки назвали Рики, Тики и Тави, а название породе дал вожак собачьей упряжки Уолдена.

К ездовым породам собак также относят сибирского и сахалинского хаски, самоеда, аляскинского маламута.

Хоть цель и была достигнута, ведь в результате смешения различных пород получилась достойная, сильная собака, всё же полноценно заменить хаски чинук не смог. В 30-х годах представители породы активно участвовали в освоении Арктики, не боясь ни холодов, ни расстояний.
Однако когда пошёл спад грузовых перевозок, это пагубно сказалось на собаках. На пике популярности в мире насчитывалось около 500 чинуков, а уже через несколько десятилетий — всего 28 особей.

Выжить породе удалось благодаря Клубу любителей псов породы чинук. Такая организация появилась в США в 50-х годах и существует до сегодня. Её члены очень гордятся своими питомцами, считают их национальным достоянием и редко позволяют вывозить за пределы страны.

Культурные аспекты

Катастрофе «Чинука» посвящена 67-я, последняя серия американского документального телесериала «Секунды до катастрофы». В ней рассматриваются три версии катастрофы:

  • халатность пилотов, которые отклонились от маршрута, заданного компьютером (в серии сообщается, что в 2011 году всю вину с пилотов сняли);
  • ошибка в программном обеспечении, из-за которой вертолёт залетел в облака (возможное увеличение оборотов одного винта с сохранением скорости вращения другого винта);
  • неисправность рычага управления, который заклинило при маневрировании (лётчики могли попытаться совершить поворот вертолёта вокруг своей оси, чтобы уйти от столкновения, но не успели ни набрать высоту, ни совершить нужный поворот).

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам – можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B – T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти – стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь – с правого борта CH-47, в задней части – погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний – по 7140 кг.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» – 3900 литров, каждого дополнительного – 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка – газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

Боевое применение[править | править код]

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

СШАправить | править код

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.

70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.

В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италияправить | править код

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иранправить | править код

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.

Фолклендская войнаправить | править код

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Хронология событий

Экипаж

2 июня 1994 года вертолёту Chinook HC.2 борт ZD576 предстояло совершить перелёт из североирландского Белфаста в шотландский Инвернесс. Вертолётом управляли два лётчика войск специального назначения Великобритании:

  • 28-летний флайт-лейтенант Джонатан Тэппер (англ. Jonathan Tapper).
  • 30-летний флайт-лейтенант Ричард Кук (англ. Richard Cook).

Также в составе экипажа были ещё два человека.

На борту было 25 пассажиров — сотрудники разведывательной службы «MI5», специалисты по разведке и безопасности королевской полиции Ольстера и Британской армии. По прибытию в Инвернесс они собирались направиться на конференцию по безопасности в Форт-Джордж (недалеко от Инвернесса). Список пассажиров был засекречен и немедленно уничтожен лётчиками после ознакомления с информацией о пассажирах.

Катастрофа

2 июня 1994 года вертолёт днём совершил вылет для транспортировки войск, поскольку британские службы безопасности посчитали небезопасным наземное передвижение британских войск в определённых районах Северной Ирландии: в то время возобновились вооружённые нападения «Временного» крыла Ирландской республиканской армии на британских военных. По завершению этого вылета «Чинук» вернулся на авиабазу Ольдергров в 15:20. В 17:42 вертолёт поднялся в воздух и направился в сторону Инвернесса. Согласно данным метеосводок, погода ожидалась ясной и безоблачной, за исключением района острова Малл-оф-Кинтайр, где ожидался сильный туман. В 17:55 экипаж связался с диспетчером британских войск в Шотландии.

Около 18:00 вертолёт Chinook ZD576, попав в плотный туман на острове Малл-оф-Кинтайр, врезался в гору. Изначально предполагалось, что столкновение произошло на высоте 250 метров над уровнем моря и в 500 метрах к востоку от маяка на острове. Но позднее было установлено, что вертолёт пролетел ещё 187 метров в северном направлении и поднялся на 27 метров, прежде чем врезаться в гору; все находившиеся на его борту, скорее всего, погибли мгновенно в результате взрыва и последующего пожара. В связи с сильным туманом и видимостью всего в несколько метров никто из тех, кто слышал шум вертолёта, не мог увидеть его падение.

Расследования

Первоначальное

Комиссия ВВС Великобритании по расследованию причин катастрофы к 1995 году заключила, что не может назвать точную причину катастрофы в связи с отсутствием убедительных доказательств. Первоначально рассматривалась версия о теракте, а именно о том, что вертолёт был сбит боевиками Ирландской республиканской армии из ПЗРК «Стрела-2», однако её быстро исключили, так как не было обнаружено обломков, оказавшихся в значительной отдалённости от места крушения. Два высокопоставленных лица из ВВС Великобритании, изучая улики, сделали вывод о том, что виновниками трагедии были пилоты, проявившие грубую халатность: они летели в густом тумане слишком быстро и на слишком малой высоте. Расследование и его результаты многие подвергли критике, поскольку не было понятно, что вызвало катастрофу: ошибки экипажа или техническая неисправность. В 2011 году отчёт британского парламента показал, что лица, которые вели расследование, не нашли бесспорных доказательств халатности пилотов.

Дальнейшие

После первого скандального расследования были проведены дальнейшие проверки. Результаты расследования катастрофы в 1996 году, отчёт Комитета по защите Палаты общин в 2000 году и доклад Комитета по общественным вопросам Палаты общин как минимум оставили вопрос о вине пилотов открытым. Семьи пилотов и ведущие политики (в том числе бывший премьер-министр Джон Мейджор и бывший министр обороны Малкольм Рифкинд (англ. Malcolm Rifkind)) потребовали провести повторное расследование, которое началось в 2001 году по инициативе Палаты лордов и продолжалось с сентября по ноябрь. 31 января 2002 года были опубликованы результаты расследования: пилоты были необоснованно обвинены в грубой халатности.

В декабре 2007 года министр обороны Дес Браун (англ. Des Broune) согласился составить новый доклад о катастрофе. 8 декабря 2008 года министр обороны Джон Хаттон (англ. John Hutton) заявил, что в докладе не было представлено новых доказательств и что вердикт в отношении лётчиков остаётся в силе. 4 января 2010 года расследование возобновилось после того, как был обнародован внутренний документ Министерства обороны Великобритании, опубликованный за 9 месяцев до катастрофы. В документе говорилось, что программное обеспечение двигателя «безусловно опасное», поскольку может привести к отказу обоих двигателей. В 2011 году был опубликован отчёт, в котором говорилось о необоснованной критике в отношении комиссии по расследованию, которая обвиняла экипаж в недостаточном уделении внимания техническим характеристикам вертолёта.

13 июля 2011 года министр обороны Лиам Фокс (англ. Liam Fox) изложил депутатам Палаты общин выводы независимого расследования, проведённого в 1994 году, согласно которым с пилотов снималась всякие обвинения в грубой халатности

Правительство приняло во внимание подтверждение лорда Филипа (англ. Alexander Philip), что заявление начальника управления авиационной техники, опубликованное в 1993 году, было одобрено Британскими ВВС. Согласно этому заявлению, навигационные системы и средства связи вертолётов типа Chinook HC.2 авиационный экипаж не имел права использовать, поэтому подобные вертолёты не имели разрешения на полёт

Однако это заявление сокрыли от пилотов, и поэтому Британские ВВС сделали ошибочное заключение о том, что вертолёты соответствуют всем требованиям безопасности. В декабре 2012 года министр вооружённых сил Эндрю Робатэн (англ. Andrew Robathan) подтвердил, что ложное заявление не является проступком, несмотря на то, что непосредственно привело к гибели военнослужащих.

Характер ездовой собаки

Чинук — отличный друг, ведь для него характерны:

преданность, верность. Эти собаки славятся особой чувствительностью и любовью по отношению к своему хозяину, поэтому в лице чинука человек приобретёт друга на всю жизнь;

  • высокий уровень интеллекта. Порода создавалась для работы в тяжёлых условиях Севера, для этого животному необходимо уметь ориентироваться, анализировать обстановку и принимать верные решения в пути. В снежных метелях и непроглядной тьме человек был бессилен, и только собаки в упряжке обеспечивали его выживание;
  • спокойствие. Влияние северных широт ощущается и в холодном, рассудительном темпераменте чинука. Ему чужда агрессия, он её проявляет только в качестве защиты, а также может нервничать при смене обстановки;
  • доброта и дружелюбие. Этот прекрасный пёс найдёт общий язык и с детьми, и с домашними животными, в том числе и с другими собаками. Он плохо переносит одиночество, даже может заболеть из-за этого;
  • молчаливость. Сторож из чинука неважный, эта порода редко лает. Но не стоит считать его при этом трусом. Такой пёс способен дать отпор любой угрозе, что нависла над ним или хозяином. Храбрость, вкупе с немалыми размерами, чаще всего обеспечивает чинуку победу над противником;
  • активность и работоспособность. Изначально предполагалось, что эта собака должна часами мчаться по снегу с грузом за спиной. И хотя сегодня необходимость в подобном отпала, запас энергии остался.

Личность

Они очень любят учиться, любят быть с человеком заодно и выполнять одно дело, они очень выносливы и вообще любят труд, в чём бы он не заключался

К незнакомцам относятся осторожно, но без агрессии. Эти собаки очень любят детей, и могут быть отличными няньками, хотя, если ребёнок совсем маленький, нужно учитывать что одним неосторожным движением чинук, просто из-за своих размеров, может cбить ребёнка с ног

Данная порода стремится угодить хозяину, но без тупого пресмыкания, скорее, они любят чувствовать себя в команде. Потому, в дрессировке с ними не возникает никаких проблем — они очень универсальны. Если вам, например, нужен сторожевой пес, вы вполне можете этого добиться. Как и других собак, их не стоит садить на цепь, так как это крайне негативно скажется на их психике.

Чинук имеет высокий уровень энергии и нуждается в регулярных прогулках и различных видах активности. Он прекрасно адаптируется к различным условиям проживания, может жить в городской квартире, но лучше всего будет чувствовать себя в частном доме с просторным двором. Подводя итог, можно сказать что это большой, умный добряк, который всегда рад помочь своему хозяину и никогда не даст в обиду его семью.

Какому хозяину подойдёт

Первое требование к будущему владельцу чинука — наличие времени на питомца. Каждая собака нуждается во внимании, однако такой пёс станет ещё одним членом семьи. Притом активным членом. Ему нужна будет дрессура, регулярные тренировки, длительные пробежки на свежем воздухе, весёлые игры, чтобы расходовать огромный энергетический запас. И хозяину следует быть готовым к этому.

Чинук — порода стайная. У такого пса должен быть вожак, иначе собака решит, что вожак — это он. В таком случае хозяину не позавидуешь. Чтобы управлять таким зверем, нужно обладать сильным характером и волей. Эти черты особенно пригодятся в процессе обучения.

Комментировать
0