Опора для отца
Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям Изяславу, Святославу и Всеволоду «жить в любви между собою». Однако мир между князьями продержался недолго. В 1073 году Всеволод и Святослав прогнали из стольного Киева брата, великого князя Изяслава. Так началась череда междоусобных войн, превративших Русь из некогда единого государства в горсть разрозненных земель.
В ходе противостояния Киевский престол и следовавшие за ним «по старшинству» города занимали то один, то другой князь. Через пять лет борьбы в столицу вступил Всеволод Ярославич, по правую руку от которого уже сидел сын, молодой Владимир Мономах. Всеволод был младшим и любимым сыном Ярослава Мудрого, женившего княжича на византийской царевне Марии. Именно этим родством с Константинопольским императором и объясняется прозвище сына Всеволода и Марии – Владимира Мономаха.
Как говорит в «Поучении» сам Мономах, его отец, «сидючи дома» выучил 5 иностранных языков
Богобоязненный и любивший князь уделял особое внимание развитию законодательства: при нём создавалась знаменитая «Правда Ярославичей», значительно расширившая и упорядочившая установления «Русской Правды». Во всех начинаниях помощником отца был Владимир Мономах
Владимир Мономах: краткая биография князя набожного
Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.
Стоит узнать
Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.
Происхождение и юность Мономаха
Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.
Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.
- В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
- В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
- В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
- В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.
В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.
Важно
В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.
Личные качества последнего древнерусского правителя
Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.
Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.
Рост мощи Руси
Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения – «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».
Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля 1113 года, а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.
Устав и «Поучение Владимира Мономаха»
В 1113 году не стало киевского князя Святополка, и в городе вспыхнули народные волнения. Владимир был приглашен княжить в Киев и принят с большими почестями.
Восстание постепенно стихло, но Владимир был вынужден смягчить положение низов, дабы волнения не повторились. Так, был опубликован правовой сборник «Устав Владимира Мономаха», или «Устав о резах», ограничивающий процент от ростовщичества и облегчающий положение зависимого населения.
Помимо «Устава» до нас дошло «Поучение Владимира Мономаха» – светская проповедь, в которой князь цитирует Псалтырь, призывает к воздержанности, призывает молиться, помогать нуждающимся чтить старших, не лгать, не лениться и не пьянствовать. Там же Владимир вспоминает свои военные походы.
Дети Владимира Мономаха и Гиты Уессекской
Мстислав Владимирович
Мстислав Великий
(1076 — 1132)
Мстислав поддерживал своего отца в укреплении его власти над древнерусскими землями, участвовал в междоусобице 1094-1097 годов, совершал вместе с отцом походы против половцев, воевал с Минским княжеством.
После смерти отца унаследовал великое киевское княжение и начал постепенно расширять свое влияние на другие княжества. Совершал походы против Полоцкого княжества, которое в результате присоединил, выступал против чудских и литовских племен. После смерти Мстислава усиливается тенденция раздробленности государства и начинается постепенный распад Киевской Руси.
Изяслав Владимирович
(1077/78 — 1096)
Второй сын Мономаха и Гиты Уэссекской, по приказу отца в 1095 году занял Муром, принадлежащий Олегу Святославичу. Олег пришел под стены Мурома в 1096, во время сражения Изяслав погиб. Несмотря на смерть сына, Мономах предложил Олегу прекратить кровопролитие.
Святослав Владимирович
(неизвестно — 1114)
В 1095 году был отдан Владимиром в качестве заложника во время переговоров с половецким ханом Итларом возле Переяславля. Когда наступила ночь Святослава выкрали, а половцев перебили.
Ярополк Владимирович
(1082 — 1139)
Был посажен на княжение в Переяславль после смерти брата Святослава в 1114 году. Ярополк поддерживал хорошие отношения с отцом, который часто доверял ему командовать войсками в войнах с половцами вместе со старшим братом Мстиславом. В 1116 году вместе с войсками отца он выступил против полоцкого княжества.
После смерти Мстислава в 1132 году стал великим князем киевским. Смелый воин и способный полководец, Ярополк был недальновидным политиком — по договору с Мстиславом, он передал переяславское княжение после смерти Мстислава его сыну в нарушение прав младших Мономаховичей.
Это вызвало недовольство Юрия Долгорукого и других братьев, начались стычки за право на княжение в различных городах. Воспользовались ситуацией и в других частях государства: взбунтовался и объявил независимость присоединенный Мстиславом Полоцк, половцы возобновили набеги, в 1136 новгородцы также провозгласили «вольность».
В 1138 году Ярополку удалось собрать большую коалицию против черниговского князя Всеволода Ольговича, пытающегося расширять свое влияние. Однако, в феврале 1139 года Ярополк умер, а его брат Вячеслав был свергнут с Киевского престола Всеволодом спустя лишь месяц правления.
Вячеслав Владимирович
(1083 — 1154)
Младший сын Мономаха от Гиты, Вячеслав княжил в Смоленске, Турове и Переяславле южном. После смерти брата Ярополка, Вячеслав унаследовал киевский престол, но уже через месяц был свергнут черниговским князем Всеволодом Ольговичем.
В период междоусобицы 1146-1154 годов, Вячеслав боролся за Киев, то выступая вместе с братом Юрием Долгоруким, то против него и в течении 1150-1154 годов был старшим киевским князем, поочередно разделяя правление с племянниками Изяславом и Ростиславом Мстиславичами.
Желаем Владимира!
В 1113 году умер от болезни князь Святополк. Киевляне, посовещавшись, решили, что именно Мономах наиболее достоин занять русский престол. Но Владимир, получив приглашение сесть на трон своего отца, ответил отказом. Он считал, что у Святославичей – Давида и Олега – по старшинству больше на это прав. Однако киевляне не захотели видеть своим князем никого, кроме Владимира Мономаха.
В городе вспыхнуло восстание. В первую очередь народ погромил дома тех, кто поддерживал кандидатуру Святославичей, в том числе и дом городского тысяцкого Путяты. Под эту марку досталось и местным евреям, с которыми у киевлян давно назревал конфликт. Тем пришлось запереться в синагоге и несколько дней держать оборону.
Киевская верхушка снова отправила послание Владимиру, заявив, что, если тот срочно не приедет, погромы уничтожат город. Услышав это, Мономах срочно отправился в путь. Тем более Святославичи оказались не против уступить ему престол. Едва Владимир подъехал к Киеву, мятеж утих.
И все же межнациональную рознь даже приезд нового князя погасить не смог. Киевляне требовали немедленно решить вопрос о положении в Киеве евреев, которые «при Святополке имели великую свободу и власть», из-за чего разорились многие русские купцы и ремесленники. Занимаясь ростовщичеством, они «угнетали должников неумеренными ростами».
Также люди обвиняли евреев в том, что те «многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало». Владимир ответил, что не смеет самостоятельно принимать подобные решения, и созвал князей и самых знатных киевлян на совет.
В результате «Русскую Правду» дополнил первый закон нового правителя – «Устав о резах», ограничивающий на Руси ростовщичество.
Помимо этого, как сообщает Иоакимовская летопись, на том же совете был вынесен еще и вердикт: «Ныне из всей русской земли всех евреев со всем их имением выслать и впредь не впускать, а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Это стало первым проявлением антисемитизма, официально зарегистрированным на русской земле.
Князь правил государством 12 лет. Он прославился не только как мудрый правитель, значительно укрепивший позиции Киевской Руси, но и как просветитель. Умер он своей смертью на 73-м году жизни в 1125 году, оставив потомкам знаменитое «Завещание Владимира Мономаха».
Завещание Владимира Мономаха детям, 1125. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова для издания «Живописный Карамзин» (Санкт-Петербург, 1836).
LiveInternetLiveInternet
Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам.Мономах работал над «Поучением» до конца жизни. В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего земного пути. Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт», завет потомкам. Цитаты из «Поучения» 1. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.
2. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».
3.»Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него».
4..»Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй».
«Ибо как Василий (Василий Великий – византийский богослов, архиепископ Кесарийский, около 330 – 379 гг.) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почёт».
5. «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни».
6. «Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».
7. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»
8. «…пролейте слёзы о грехах своих…»
9. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».
10. «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
11. «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».
12. «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».
13. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».
«Страдалец за Русскую Землю»
Последние годы правления Всеволода были омрачены опустошительными набегами половцев, бороться с которыми у князя не было сил. После кончины Всеволода Киевский престол по старшинству занял Святополк Изяславич, лишенный каких-либо политических или военных талантов. Пользуясь неурядицами в столице, подняли голову враги Мономаха – Святославичи.
Прискакавший из Тмутаракани князь Олег потребовал у Владимира якобы причитавшийся ему по старшинству Чернигов. Требование своё он подкрепил половецкой армией, которую привел на Русь в качестве союзной. Половцы жгли деревни, убивали мужчин, уводили в полон женщин и детей. Видя страдания народа, Владимир Мономах уступил Чернигов Олегу.
Через три года Мономаху удалось заручиться поддержкой киевского князя Святополка и выбить противника из Чернигова. Олег был вынужден пойти на переговоры и получил скромный удел в Муроме. Оскорбленный таким решением, он нарушил перемирие, напал на город и убил сына Мономаха Изяслава.
Потерявший сына и видевший все несчастья, принесенные его землям Олегом, Мономах, тем не менее, решил лично обратиться к заклятому врагу. В своем послании к Олегу он осуждал междоусобицы и использование в них врагов Русской земли, половцев, предлагал начать переговоры. «Письмо Владимира Мономаха Олегу» стало настоящим памятником древнерусской литературы, принесшим автору признание и популярность. Да, Владимир потерял Чернигов, но приобрел он гораздо больше – полтический авторитет.
Блестящее начало
Правление Владимира Мономаха в любом городе – Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 – было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.
Источники и литература
Повесть временных лет
Брюсова В.Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. Византийский временник. Т. 28. 1968
Будовниц И.У. Владимир Мономах и его военная доктрина. Исторические записки. Т. 22. М., 1947
Будовниц И.У. «Изборник» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли. Труды отдела древнерусской литературы. Т.10. М.-Л.,1954
Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. М., 1986
Князь Владимир Мономах и его Поучение. М., 1901
Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л., 1946
Плетнев С.А. Половцы. М., 1990
Тихомиров М.Н. Исследование о Русской правде. гл. 23. М.-Л., 1941
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012
Пушкарева Л.Н. Женщины Древней Руси. Гл. 16. Внучки Владимира Мономаха
Nenarokova М. Vladimir Monomakh’s Instruction: An Old Russian Pedagogic Treatise // Feros Ruys, Juanita, ed. What Nature Does Not Teach: Didactic Literature in the Medieval and Early-Modern Periods. Turnhout, Brepols, 2008
Чепа М.-Л.А. Чому важка шапка Мономаха? П’ять великих таємниць історичної психології. Київ, 2005
Похожие термины:
-
1053-1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха – Марии. Боролся против
-
жена Всеволода Ярославича. Упоминается в «Поучении Владимира Мономаха»: «Я, ничтожный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, названный при крещении Василием, русским именем Владимир, от
-
о ней известна лишь дата смерти-7 мая 1107г. ПВЛ: 186,388.
-
написано на склоне жизни Владимиром Мономахом (1053—1125) для детей. Он писал, что начал ходить в походы с 13 лет и совершил 83 больших похода. В «Поучении детям» он рассказывает о том, каким должен быть и
-
Сын Всеволода Ярославича от “царицы грекини”, отсюда и прозвище князя – Мономах. Владимир был одним из авторитетнейших и политически умудренных князей, настойчиво боровшимся против братоубийствен
-
1920-1993) — английский социолог неомарксистской ориентации, член Британской (президент в 1969-1971 гг.) и Международной (президент в 1974-1978 гг.) социологических ассоциаций. В центре научных интересов — тео
-
1053 – 1125 гг.) – русский князь, опытный военачальник, писатель; князь киевский в 1113 – 1125 гг., сын князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, внук по отцовской линии Ярослава Мудрого и по линии м
-
Способ безденежных расчетов, когда в качестве средства платежа выступает продукция, услуги или суррогатные деньги. Использование бартерных схем расчета за продукцию, которые фактически применял
-
— дочь Владимира Мономаха. Около 1120 г. была выдана замуж за Коломана венгерского, но через год, обвиненная в неверности, отослана к отцу, где родила сына Бориса, долго беспокоившего Венгрию своими п
-
внук Ярослава, вел. кн. киевский; р. 1053 г., † 19 мая 1125 г. {Половцов}
-
— князь, сын Владимира Мономаха, убит 6 сентября 1096 г. В 1095 г., в борьбе с Олегом черниговским в. кн. Святополк и Владимир Мономах отняли Смоленск у Олегова брата Давида, послав его на княжение в Новго
-
— сын Владимира Мономаха. Год его рождения неизвестен, и вообще о жизни его сохранилось мало сведений, из которых некоторые даже подвергаются сомнению учеными. В первый раз имя С. упоминается в лет
-
1125-1132.
-
— внук Мстислава Великого и правнук Владимира Мономаха. Сведения об этом князе немногочисленны, причем некоторые ученые даже совсем отрицают его существование; однако при ближайшем рассмотрении
Опора для отца
Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям Изяславу, Святославу и Всеволоду «жить в любви между собою». Однако мир между князьями продержался недолго. В 1073 году Всеволод и Святослав прогнали из стольного Киева брата, великого князя Изяслава. Так началась череда междоусобных войн, превративших Русь из некогда единого государства в горсть разрозненных земель.
В ходе противостояния Киевский престол и следовавшие за ним «по старшинству» города занимали то один, то другой князь. Через пять лет борьбы в столицу вступил Всеволод Ярославич, по правую руку от которого уже сидел сын, молодой Владимир Мономах. Всеволод был младшим и любимым сыном Ярослава Мудрого, женившего княжича на византийской царевне Марии. Именно этим родством с Константинопольским императором и объясняется прозвище сына Всеволода и Марии – Владимира Мономаха.
Как говорит в «Поучении» сам Мономах, его отец, «сидючи дома» выучил 5 иностранных языков
Богобоязненный и любивший князь уделял особое внимание развитию законодательства: при нём создавалась знаменитая «Правда Ярославичей», значительно расширившая и упорядочившая установления «Русской Правды». Во всех начинаниях помощником отца был Владимир Мономах
Дальнейшая судьба
Участие в междоусобице 1097-1100 годов
В ноябре 1097 года, нарушив договорённости, достигнутые на предыдущем общекняжеском съезде в Любече, волынский князь Давыд Игоревич при поддержке киевского князя Святополка захватил в плен и ослепил теребовльского князя Василька Ростиславича. Началась новая междоусобица.
Бруни Фёдор «Ослепление Василька Теребовльского» 1835-1838
Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи в 1098 году собрались на съезд в Городце и под угрозой войны потребовали от Святополка изгнания Давыда Игоревича. Святополк было наказал Давыда, отобрав его волость. Затем Святополк пошёл войной на Ростиславичей — но правда была за ними и даже пришедший ему на помощь венгерский король Кальман I Книжник не смог изменить ход междоусобиц.
Наконец, в 1100 году состоялся съезд в Уветичах. На первой встрече, состоявшейся 10 августа , Святополк, Владимир Мономах, Давыд (Святославич) и Олег «сотворили мир меж собою». Вновь собравшись 30 августа, они вызвали к себе Давыда Игоревича. Выслушав его объяснения, братья демонстративно отдалились от него, прогнали с «единого ковра» и лишили права речи.
Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова
Послы объявили Давыду братскую волю:
Участие в борьбе с половцами
Когда в 1101 году половцы предложили русским князьям мир, Олег, Давыд и Владимир Мономах на съезде у Сакова заключили с ними мирное соглашение, подтверждённое обменом заложниками.
В 1103 году на Долобском съезде было принято решение о первом большом походе в степь против половцев, которые затем повторялись. Причём если Давыд активно участвовал в них, то Олег под разными предлогами в большей их части не принимал участия, набеги же отдельных половецких племен на свои границы он энергично отражал.
А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».
Так, в 1107 году он вместе с другими князьями двинулся к Лубнам против половецкого хана Шарукана, осадившего город, и последний едва успел спастись, хан же Сугра был взят в плен. Половцы запросили мира, и Олег, сам женатый на половчанке и воспитывавший в своей семье сына половецкого князя Итларя, женил в знак перемирия одного из своих сыновей на дочери половецкого князя Аепы.
В 1113 году половцы явились у Выря, Олег соединился с Владимиром, и половцы были прогнаны.
Умер Олег в августе 1115 года. Похоронен в Спасском соборе Чернигова.
Картина художника Александра Ерашова
Список литературы
- wikipedia
- Мавродин В. В.
«Очерки истории левобережной Украины : (С древнейших времен до второй половины XIV в.)».
— Л., 1940., СПб.: Наука, 2002
Большая внешнеполитическая победа
Внешняя политика этого Великого князя достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки – Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком – сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.
Кратко о внутренней политике
Внутренняя политика Владимира Мономаха может быть условно разделена на два этапа: период до начала его княжения в Киеве и после.
Первый период был преимущественно сосредоточен на объединении родственников-князей против внешнего врага — половцев, а также на подавлении восстаний и усмирении особенно упорствующих в междоусобицах князей.
Участие в междоусобицах и съезды князей
В 1093 году умер княживший в Киеве отец Владимира — Всеволод Ярославич. Не желая новых распрей, Мономах уступил княжение своему двоюродному брату Святополку Изяславичу.
Однако, противником Мономаха стал его двоюродный брат Олег Святославич, лишённый отцовского наследства в виде Черниговского княжества еще во времена правления Изяслава Ярославича. Несмотря на победу над Олегом в ходе междоусобицы 1094-1097 года Мономах во время Любечского съезда в 1097 году признал его притязания и отказался от черниговских территорий. Желая предотвратить дальнейшие распри князья на этом съезде провозгласили новый принцип правления «каждый да наследует землю отца» и обязались защищать друг друга от нарушителя клятвы.
Почти сразу после съезда, по обвинению в сговоре с Мономахом, людьми Святополка Изяславича и Давыда Игоревича был ослеплён князь Василёк Ростиславич. В этой войне, за западные области, князь военного участия не принимал, но выступал в качестве третьей стороны, требуя в 1098 году на съезде в Городце исполнения ранее заключенных договоренностей, а также участвовал в вынесении решения о судьбе виновного в междоусобице Давыда Игоревича на съезде в Уветичах в 1100 году.
Карта отражающая направления походов касающихся внутренней политики
После того как ситуация стабилизировалась, князь Владимир в 1103 году на съезде у Долобска убедил Святополка Изяславича провести совместных поход против половцев, который положил начало перенесению театра боевых действий на территории кочевников, что в результате вынудило их покинуть юго-восточные границы Руси.
В дальнейшем, уже после начала своего великого княжения, у Мономаха были конфликты с минским князем Глебом Всеславичем и княжившим на Волыни племянником Ярославом Святополчичем. В результате первый был заточён в Киеве, где и умер, а второй бежал в Польшу и несколько лет спустя пал под стенами Владимира-Волынского во время попытки вернуть город под свой контроль.
А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей».
Призвание на княжение во время бунта в Киеве
издание Устава Владимира Мономаха
В 1113 году умер киевский князь Святополк Изяславич. За время своего правления он нажил себе множество врагов, в том числе среди простых людей, поэтому сразу после его смерти в городе вспыхнул бунт.
Восставшие громили дворы ближайших людей князя и ростовщиков-иудеев, которые грабительскими займами в 200-300% разоряли низшие слои населения, заставляя для выплаты долгов продаваться в рабство.
Под угрозой разорения бунтовщиками монастырей Мономах согласился приехать в Киев и принять бразды правления. Усмирять бунт нужно было решая сложившуюся ситуацию, поэтому князь не только выгнал наиболее зарвавшихся иудеев-ростовщиков, но и решил провести масштабную экономическую реформу.
Под руководством князя был разработан Устав Владимира Мономаха, ставший основной экономической реформы. Он серьезно ограничивал возможности ростовщиков и вводил понятие форс-мажорных обстоятельств для купцов, которые потеряли товар купленный в долг не по своей вине. Кроме того, «Устав» содержал более четкие определения перехода в холопство (рабство) и кроме разрешённых в уставе условий, попытки закабаления свободных людей пресекались, что позволило снизить социальное напряжение в обществе.
Изгнание иудеев из Киева по приказу Владимира МономахаФранцузская гравюраОсновные положения устава
Заключение.
«Поучение» Владимира Всеволодовича — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном. Естественными и закономерными представляются обращения Мономаха к лирике псалмов Давида, к философским размышлениям в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского и даже отчасти к русской народной лирике.
В 60 лет он становится великим князем, энергичный и умный Владимир правил твердой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – “Пространная Русская Правда”, – трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и т.д. Понимая необходимость морального авторитета для собирания рассыпающейся страны, при Владимире был введен культ Бориса и Глеба, поддерживалось летописание. Большую роль играли собственные литературные произведения Владимира, обладавшего незаурядным писательским даром. Им были созданы “Поучение” и “Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу” – яркие образцы древнерусской литературы. Деятельность Владимира позволила объединить большую часть территории Руси и отодвинуть время начала феодальней раздробленности.