No Image

Танапом нас не испугаешь

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Не поставки, а слезы

В целом важно понимать, отмечает Алексей Антонов, что проектные мощности ЮГК подразумевают транспортировку всего 16 млрд куб м газа, из которых 6 млрд будет приходится на турецких потребителей, а 10 — на европейский рынок. Но и это только в отдаленной перспективе

А в первый год работы ТАНАПа по нему лишь будет прокачено не более 2 млрд куб м. При этом полный ввод в действие будет возможен в 2020 году. В Турции газ из Азербайджана не станет серьезным противником для газа из России – страна полностью зависит от внешних поставок и регулярно наращивает спрос, поэтому опасений снижения закупок из России быть не может.

Для Европы 10 млрд куб м газа — это тоже не такой большой объем. По мнению Антонова, учитывая растущий с каждым годом спрос, поставки из РФ и Азербайджана не должны испытывать обостренной конкуренции. Есть опасения что, когда все газопроводные проекты заработают в полную силу, они рискуют быть недозагруженными в полную свою мощность, но в Газпроме неоднократно уже предрекали эту проблему и в условиях жесткой конкуренции готовы работать даже с такой перспективой.

Пока же, добавляет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, от запуска и Турецкого потока, и TANAP однозначно выиграет Турция, которая сумела так распорядиться своими внешнеполитическими стимулами, что оказалась в центре обоих газовых потоков.

С точки зрения Газпрома, пока TANAP не представляет существенной угрозы Турецкому потоку, так объемы поставок несопоставимы: каждая из двух ниток Турецкого потока будет давать по 15.75 млрд кубметров газа, а TANAP пока может поставлять только 6 млрд кубометров, в силу ограничений местрождения Шах Дениз, с которого поставляется газ. У этого месторождения разработана только первая стадия, и на ее разработку у газовых компаний ушло 7 лет, сейчас объем добычи составляет 9 млрд кубометров.

Логично предположить, говорит Дмитрий Жарский, что вывод на вторую стадию займет еще 7 лет, и в результате суммарно будет добываться около 18 млрд кубометров — все равно почти вдвое меньше, чем будет поставляться через Турецкий поток. Тем более что у Газпрома есть свои рычаги давления на Азербайджан, который в будущем тоже планирует покупать российский газ и, возможно, будет тянуть из России еще одну ветку газопровода — к себе. Потребление газа странами ЕС еще в 2016 году достигло 531 млрд кубических метров, то есть они способны потребить объем всех доказанных месторождений Азербайджана в течение 5 лет, понятно, что запасы Азербайджана не могут обеспечить альтернативу российскому газу.

Но дело в том, что там есть еще два козыря: возможные поставки из Ирана, которые не могут реализоваться уже 40 лет, и поставки из Туркменистана, добавляет Дмитрий Жарский. Там уже более серьезные объемы разведанных запасов, но гораздо более сложная политическая обстановка: Иран периодически попадает под санкции, и поставки в любой момент могут быть прерваны. У Туркмении же на данный момент нет свободных объемов газа для поставок, зато есть крупный контракт с Китаем, который далек от завершения, к тому же, туркменскому газу, если его захотят влить в TANAP, нужно будет пройти по Каспию, правовой статус которого до конца не определен.

Амбиции турецкого султана

Географическое положение Турции, а также те газовые проекты, которые мы перечислили выше, играют важную роль и дают возможность Турции позиционировать себя в качестве энергетического хаба для европейских рынков. Но главной проблемой перед реализацией этих планов являются плохие отношения Турции с соседями

Достаточно обратить внимание на происходящее в Восточном Средиземноморье чтобы понять, насколько ситуация в этом вопросе накалена и может стать причиной серьезных конфликтов. Кроме этого, сложившаяся ситуация дает возможность понять и то, почему турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган так яростно стремился в Ливию, вопреки эмбарго ООН вооружая так называемое Правительство национального согласия (ПНС)

Он и не скрывал свои цели, и после того, как Анкара и ПНС подписали соглашение о разграничении морских границ заявил, что Турция сделала это не для того, чтобы помешать странам реализовывать проекты в Восточном Средиземноморье, а для того, чтобы защитить права Турецкого Кипра.

Анкара, полагает, что своим договором о границах она перекрывает путь проекту EastMed.

Речь идет об инициативе стран региона, как Кипр, Греция, Египет, Италия и Израиль по созданию «Восточно-Средиземноморский трубопровод» (Eastern Mediterranean pipeline, EastMed).

2 января 2020 года в Афинах представители Греции, Кипра и Израиля подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода EastMed.

Между тем, в начале года стало известно, что Турция активно снижает покупки российского газа. По итогам 2019 года поставки российского природного газа в Турцию составили 14,4-14,8 млрд куб. м, что на 40% меньше показателей 2018 года. Причиной тому стала конкуренция на рынке, в том числе низкая цена на сжиженный газ, который Турция закупает у разных государств.

Однако на пути Турции основным камнем преткновения может стать кипрский конфликт. Разведка и бурение запасов газа у Кипра весьма спорный вопрос между Республикой Кипр и Турцией. Анкара утверждает, что на месторождения Кипра имеет права Турецкая Республика Северного Кипра. Но это непризнанное государство, его признает лишь Турция. А потому де-юре у Турецкого Кипра нет никаких прав на месторождения кипрского шельфа.

Между тем, Кипр разделил территорию в своей исключительной экономической зоне на условные 13 блоков, права на бурение в которых вызвали большой интерес из-за потенциальной возможности гигантских залежей газа. Турция предъявила претензии к 1, 4, 6 и 7 блокам, заявив, что они находятся на ее шельфе, а также к 2, 3, 8, 9, и 12 блокам. Стоит отметить, что ExxonMobil сделала свое открытие в блоке 10.

Афины и Никосия неоднократно заявляли, что Турция нарушает международное право своими претензиями и буровой деятельностью вблизи Кипра. Напряженность усилилась в последние месяцы по мере бурения и разведки со стороны Турции.

Между тем, 23 июня Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель встретился с премьером Греции Кириакосом Мицотакисом в Афинах, где стороны обсудили буровые работы Турции в Восточном Средиземноморье. Боррель заверил Афины, что одна из главных задач ЕС — улучшение отношений с Турцией и «защита прав и интересов Европейского Союза, Греции и Кипра», подчеркнув, что ЕС намерен и дальше поддерживать Грецию в вопросах защиты ее суверенитета.

Потенциальные участники

Азербайджан располагает сравнительно небольшими запасами природного газа — ёмкость доказанных месторождений, по оценкам Госнефтекомпании Азербайджана, составляет 2 трлн 550 млрд кубометров.

В 2016 году в стране было добыто 18,71 млрд кубометров газа, в 2015 году объём добычи составил 19,72 млрд кубометров. При этом потребление природного газа странами Евросоюза достигло в 2016 году 531 млрд кубических метров.

Значение «Южного газового коридора» для Европы может возрасти, если к проекту присоединятся Иран и Туркменистан. Напомним, разведанные запасы газа в Иране составляют порядка 34 трлн кубометра, Туркменистана — около 10 трлн кубометров. Оба государства входят в перечень стран с наибольшими запасами природного газа. Также, по словам министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, Баку и Анкара готовы использовать строящуюся магистраль для транзита газа из Ирака, Израиля и Кипра.

При том, что проектная мощность веток «Южного газового коридора» составляет всего 30-31 млрд кубических метров газа в год, пропускную способность магистралей можно в будущем довести до 60 млрд. Об этом ранее сообщил вице-президент по инвестициям и маркетингу SOCAR Виталий Беглярбеков.

Эти мощности могут быть задействованы, в частности, для транзита иранского газа — после снятия санкций Тегеран активно наращивает добычу углеводородов. В планах иранского министерства нефти — увеличение добычи газа до 1 млрд кубометров в сутки уже к концу 2017 года. Для сравнения, суточная добыча газа «Газпромом» составляет 1 млрд 382 млн кубометров.

«После решения о снятии санкций с Ирана актуальность TANAP выросла еще больше. Иран повысит объёмы добычи газа, и кроме TANAP нет другой альтернативы для выхода иранского газа на мировые рынки», — считает президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев.

О планах Тегерана присоединиться к проекту газопровода TANAP ранее сообщил министр нефти Ирана Бижан Зангане.

  • Министр нефти Ирана Бижан Зангане.
  • Reuters
  • Heinz-Peter Bader

Также к проекту TANAP может примкнуть Тель-Авив — об этом заявил посол Израиля в Азербайджане Дан Став. Израиль располагает запасами природного газа в объёме порядка 0,2 трлн кубометров.

Как заявил министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц, Израиль и Турция планируют построить в будущем газопровод, который свяжет израильское газовое месторождение Левиафан и TANAP.

Кроме того, Анкара и Баку пытаются заручится согласием властей Туркмении на транзит туркменского газа по «Южному газовому коридору», этот вопрос, в частности, обсуждался во время трёхсторонней встречи глав МИД Турции, Туркмении и Азербайджана в 2015 году.

Тогда же Ашхабад завершил строительство газовой магистрали «Восток-Запад», связавшей месторождения восточных районов страны. Газопровод заканчивается на побережье Каспийского моря, мощность ветки составляет 30 млрд кубических метров. Изначально планировалось, что магистраль станет частью газопровода «Nabucco», по которому туркменский и азербайджанский газ мог бы поставляться в Европу. Однако впоследствии проект был закрыт. 

Эксперты скептически оценивают перспективы подключения к TANAP крупных экспортёров природного газа. 

«Туркменистан может столкнуться с серьёзными сложностями — чтобы влиться в TANAP, туркменский газ должен преодолеть Каспий, правовой статус которого не решён, кроме того, у Туркмении есть контракт с Китаем, который далёк от полного выполнения. Свободных объёмов газа у Туркмении нет, поэтому для участия в  Трансанатолийском газопроводе Ашхабаду потребуются дополнительные инвестиции в разработку месторождений», — пояснил в интервью RT заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С Ираном всё тоже очень непросто, считает эксперт. Иранский газ не может дойти до Европы больше 40 лет — контракты на его импорт были подписаны в 1975 году, но до сих пор Европа не получила ни одного кубометра иранского топлива. 

«Ответственность лежит на американской стороне»: посольство России обвинило США в начале «визовой войны»

Похожей точки зрения придерживается и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин — по мнению эксперта, говорить об участии крупных производителей газа к TANAP ещё рано. 

«TANAP — просто одно из направлений европейского импорта, но говорить о серьёзной конкуренции не приходится. Что касается возможного присоединения к проекту Ирана или других крупных экспортёров, то пока никакой определённости на этом направлении нет. Это вопрос второй половины следующего десятилетия, не раньше», — подчеркнул Пикин в интервью RT.

Запуск в эксплуатацию

12 июня 2018 года, в турецкой провинции Эскишехир, на компрессорно-измерительной станции состоялось открытие Трансанатолийского газопровода. Президенты Азербайджана и Турции, Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган запустили газопровод, который называют «энергетическим шелковым путём».

В церемонии открытия также приняли участие глава азербайджанской нефтяной компании (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев и турецкий министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак, президент Сербии Александр Вучич, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, президент Северного Кипра Мустафа Акынджи, президент Украины Пётр Порошенко, генеральный исполнительный директор компании BP Роберт Дадли и другие.

Особенности проекта

TANAP является трубопроводом природного газа и имеет большое стратегическое значение для Турции, поскольку усиливает её роль в качестве регионального энергетического центра, а также для Азербайджана, так как позволяет экспортировать его газ в Европу, за пределы Турции.

Проект был объявлен 17 ноября 2011 года на третьем Черноморском энергетическом форуме, проходящем в Стамбуле. Весной 2012 года начался процесс проведения технико-экономического обоснования. Строительство трубопровода началось в марте 2015 и завершилось в июне 2018 года.

Стоимость постройки проекта равняется 8,5 миллиардам долларов США. Пропускная способность газопровода составляет 16 миллиардов кубических метров природного газа в год на начальном этапе и будет увеличена позднее:

  1. До 23 миллиардов к 2023 году.
  2. До 31 миллиарда кубометров к 2026 году.
  3. И, наконец, до 60 миллиардов на заключительном этапе.

Его мощность будет увеличена за счёт добавления параллельных контуров и компрессорных станций в соответствии с увеличением имеющихся поставок. Общая протяжённость магистрального трубопровода в пределах Турции составляет 1850 км и включает в себя следующие сооружения:

  1. 7 компрессорных станций.
  2. 4 измерительных.
  3. 11 узлов приёма-запуска.
  4. 49 блоков клапанных станций.
  5. 2 станции отбора проб.

Всего в проекте задействовано 150 000 стальных труб общим весом около 1,2 миллиона тонн. Максимальная высота газопровода составляет 2700 метров над средним уровнем моря.

В результате экологических исследований, проведённых в рамках проекта, было выявлено 9 ранее не зарегистрированных видов насекомых и один вид растений, а также 106 археологических и культурных ценностей, которые увеличились на 154 после добавления 48 случайных находок, обнаруженных во время строительных работ.

Краткая характеристика проекта

Газопровод, стоимостью 9,2 миллиарда долларов, предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» от грузино-турецкой границы до западной границы Турции. Его строительство формально началось в марте 2015 года. Торжественное открытие состоялось 12 июня 2018 года. Поставки газа на распределительный пункт на границе с Грецией планируется начать с июня 2019 года. Азербайджан планирует в первые годы поставлять по TANAP в Европу до 10 млрд м³ природного газа в год, и ещё 6 млрд м³ будут экспортироваться на турецкий рынок.

Маршрут

Газопровод начинается с Сангачальского терминала на территории Азербайджана как расширение Южно-Кавказского газопровода (SCPx). От конечной точки SCPx в турецком Эрзуруме он будет продолжен к Эскишехиру, где будет ответвление для турецких потребителей. На турецко-греческой границе TANAP будет соединен с Трансадриатическим газопроводом (TAP), проходящем через Грецию и Албанию с конечной точкой в Италии. Также было объявлено, что одна ветка из Турции пойдет в Болгарию

Мощность

Проектная мощность газопровода должна составить 16 млрд кубометров природного газа в год в начальной стадии. В дальнейшем запланировано увеличение пропускной способности до 23 млрд кубометров до 2023 года, затем 31 млрд кубометров до 2026 года, а на завершающем этапе 60 млрд кубометров, чтобы иметь возможность транспортировать дополнительные поставки газа из Азербайджана и в случае введения в действие Транскаспийского газопровода из Туркменистана. Его мощность планируется увеличить путём добавления параллельных циклов и компрессорных станций соответственно к увеличению существующих запасов. На середину 2010-х в стадии разработки диаметр трубы 48″ (56″) (1 200 или 1 400 мм).

Комментировать
0