fbpx
No Image

Корпорация mcdonnell douglas

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

История

Основные статьи: Douglas Aircraft Company, McDonnell Aircraft Corporation

McDonnell Douglas была основана в 1967 году в результате слияния авиастроительных компаний McDonnell Aircraft Corporation и Douglas Aircraft Company.

Douglas Aircraft была основана в 1920 году инженером Дональдом У. Дугласом. Компания произвела на свет большое количество хорошо зарекомендовавших себя самолётов, включая легендарный DC-3, который появился на воздушных трассах в 1935 году и впервые сделал пассажирские авиаперевозки рентабельными. Перед началом Второй мировой войны мировой парк коммерческих авиалайнеров на 80 % состоял из DC-3. В к коммерческим полётам приступил Douglas DC-7- один из первых авиалайнеров, способный совершать беспосадочные перелёты по всей территории США, и только DC-7 мог в то время долететь с Восточного побережья США до Западного, двигаясь навстречу преобладающим ветрам. В конце 1950-х — начале 1960-х Дуглас не выдержал конкуренции со стороны Боинг, и к 1966 году компания стала убыточной.

McDonnell Aircraft Corporation, основанная в 1939 году инженером Джеймсом Макдоннелом, во время Второй мировой войны стала одним из ведущих поставщиков боевых самолётов для американской армии. Именно эта компания дала жизнь таким известным образцам авиационной техники, как один из первых реактивных истребителей F2H Banshee (), реактивный истребитель F-101 (), и очень успешный F-4 Phantom II (). МакДоннел также построил капсулы Меркурий (Mercury) и Джемини (Gemini), в которых размещались первые американские астронавты во время полётов в космос в начале 1960-х годов.

После слияния двух компаний в 1967 году образовался военно-промышленный гигант, который снабжал боевыми самолётами армии всего мира. McDonnell Douglas разработал и стал выпускать F-15 Eagle — истребитель, ставший основным боевым самолётом ВВС США.

В компания представила авиалайнер DC-10. McDonnell Douglas была также основным разработчиком американской космической станции Скайлэб (Skylab), которая была запущена на орбиту в . В компания купила Hughes Helicopters, производившую боевые вертолёты AH-64 Apache.

MD-11 авиакомпании Вариг

MD-11 авиакомпании Thai

В 1980-е годы доля коммерческих самолётов в общем обороте компании составляла лишь четвёртую часть. С окончанием холодной войны и уменьшением объёмов военных заказов для McDonnell Douglas наступили тяжелые времена. С по 1994 годы обороты компании упали на 25 %. Это заставило её в спешном порядке обратиться к рынку коммерческих самолётов. На этот момент линейку таких машин составляли:

  • широкофюзеляжный трёхмоторный MD-11, способный перевозить до 410 пассажиров на большие расстояния;
  • MD-80 — небольшой ближне- среднемагистральный самолёт, вступивший в строй в 1980 году, и
  • MD-90, среднемагистральный лайнер, выпуск которого начался в .

Кроме того, в компания начала принимать заказы на MD-95 — небольшой двухмоторный самолёт, предназначенный для обслуживания линий короткой и средней протяжённости, который стал выпускаться компанией Boeing как Боинг-717.

В 1996 году McDonnell Douglas объявила, что у компании нет средств на продолжение работ над широкофюзеляжным авиалайнером следующего поколения, что резко сократило возможности компании на перенасыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. Следующим сокрушительным ударом для компании было решение Министерства обороны исключить McDonnell Douglas из списка компаний, принимающих участие в конкурсе на проект истребителя следующего поколения для американских ВВС, который обещал принести миллиарды долларов прибыли. В таком состоянии, без ясных перспектив на будущее, компания начала переговоры с Боинг. В конце 1996 года обе компании объявили о своем слиянии — крупнейшем в истории авиастроительной индустрии. Эта сделка была одобрена федеральными властями в .

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Ракеты и космические аппараты

Внешние изображения
РКТ марки «Дуглас»

Исследовательские проекты

В рамках космической программы США, в начале 1960-х гг. инженерами компании «Дуглас» были разработаны следующие проекты:

Космические аппараты для исследования Луны и околоземного космического пространства;
  • Орбитальная космическая обсерватория крестообразной формы (Space Observatory) раздельного вывода на орбиту (по частям) и конечной сборки непосредственно на орбите;
  • Пилотируемый грузопассажирский космический корабль (Supply and Escape Vehicle) для снабжения орбитальных космических станций, подвоза/вывоза членов экипажа;
  • КА вертикального взлёта и посадки с реактивным двигателем (Lunar VTOL Vehicle) для забора проб лунного грунта и горной породы;
  • Лунный грузовик (Lunar Cargo Handler) для погрузочно-разгрузочных работ с пробами лунных грунтов и скальных пород;
  • Лунный автомобиль технического обслуживания на надувных катках (Lunar Service Vehicle) для выполнения разного рода технических задач;
  • Луномобиль с гуcеничным движителем и двухместной эллипсоидной кабиной экипажа (Lunarmobile) для исследования территории Луны методом объезда.
Космические аппараты для исследования планет Солнечной системы
  • Пилотируемый космический корабль с ядерной силовой установкой (Nuclear Space Ship);
  • Пилотируемый космический корабль с комбинированной ядерно-электрической силовой установкой и корпусом в виде розы ветров (medium-thrust, nuclear-electric space ship) для межпланетных перелётов на Марс и Венеру, и обратно.

Ракетное вооружение и техника

  • Roc I
  • AAM-N-2 Sparrow I (1948)
  • AIR-2 Genie (1956)
  • Nike Ajax (1959)
  • Nike Hercules
  • Nike Zeus
  • Honest John
  • Thor
  • GAM-87 Skybolt
  • Delta
  • S-IV (англ.)русск. — вторая ступень ракеты Сатурн-1
  • S-IVB — вторая ступень ракеты Сатурн-1Б, третья ступень ракеты Сатурн-5

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Specifications (DC-3A)[edit | edit source]

Douglas DC-3

Data from McDonnell Douglas Aircraft since 1920

General characteristics

  • Crew: 2
  • Capacity: 21–32 passengers
  • Length: 64 ft 8 in (19.7 m)
  • Wingspan: 95 ft 2 in (29.0 m)
  • Height: 16 ft 11 in (5.16 m)
  • Wing area: 987 sq ft (91.7 m2)
  • Empty weight: 16,865 lb (7,650 kg)
  • Gross weight: 25,199 lb (11,430 kg)
  • Fuel capacity: 822 gal. (3736 l)

Performance

  • Maximum speed: 200 kn; 370 km/h (230 mph) at 8,500 ft (2,590 m)
  • Cruise speed: 180 kn; 333 km/h (207 mph)
  • Stall speed: 58.2 kn (67 mph; 108 km/h)
  • Service ceiling: 23,200 ft (7,100 m)
  • Rate of climb: 1,130 ft/min (5.7 m/s)
  • Wing loading: 25.5 lb/sq ft (125 kg/m2)
  • Power/mass: 0.0952 hp/lb (156.5 W/kg)

Variants[edit | edit source]

Main article: List of Douglas DC-3 family variants

DST
Douglas Sleeper Transport, the initial variant, 24 passengers during day and fitted out with 16 sleeper accommodation in the cabin for night.
DC-3
Variant of DST with 21 passenger seats.
DC-3A
DC-3B
DC-3C
Designation for ex-military C-47, C-53 and R4D aircraft rebuilt by Douglas Aircraft in 1946, given new manufacturers numbers and sold on the civil market.
DC-3D
Designation for 28 new aircraft completed by Douglas in 1946 using unused components from USAAF C-117s.

TransNorthern Super DC-3 (C-117D) landing at Anchorage, Alaska in 2011

DC-3S
LXD1
A single DC-3 supplied for evaluation by the Imperial Japanese Navy Air Service.

A Nakajima L2D in US markings captured in Mindanao and then transferred to Clark Field, Philippines, May 1945

C-41A
A single DC-3A (40-070) modified as a VIP transport, powered by two 1,200 hp (895 kW) Pratt & Whitney R-1830-21 radial piston engines, used to fly the Secretary of War. (The Douglas C-41 was not a DC-3 derivative but a modification of a Douglas C-33.)
C-48
One former United Air Lines DC-3A impressed.
C-48A
Three impressed DC-3As with 18-seat interiors.
C-48B
Sixteen impressed former United Air Lines DST-As with 16-berth interior used as air ambulances.
C-48C
Sixteen impressed DC-3As with 21-seat interiors.
C-49
Various DC-3 and DST models, 138 impressed into service as C-49, C-49A, C-49B, C-49C, C-49D, C-49E, C-49F, C-49G, C-49H, C-49J, and C-49K.
C-50
Various DC-3 models, 14 impressed as C-50, C-50A, C-50B, C-50C and C-50D.
C-51
One aircraft ordered by Canadian Colonial Airlines impressed into service, had starboard-side door.
C-52
DC-3A aircraft with R-1830 engines, five impressed as C-52, C-52A, C-52B, C-52C and C-52D.
C-68
Two DC-3As impressed with 21-seat interiors.
C-84
One impressed DC-3B aircraft.
R4D-2
Two Eastern Air Lines DC-3s impressed into USN service as VIP transports, later designated R4D-2F and later R4D-2Z.
R4D-4
Ten impressed DC-3s for the US Navy
R4D-4R
Seven impressed DC-3s as staff transports for the US Navy.
R4D-4Q
Radar countermeasures version of R4D-4 for the US Navy.
Dakota II
RAF designation for impressed DC-3s

Conversionsedit | edit source

Airtech DC-3/2000
Basler BT-67
DC-3/C-47 conversion with a stretched fuselage, strengthened structure, modern avionics, and powered by two Pratt & Whitney Canada PT-6A-67R.

Conroy Tri-Turbo-Three at Farnborough Airshow in 1978.

BSAS C-47TP Turbo Dakota
Conroy Super-Turbo-Three
Same as the Turbo Three but converted from a Super DC-3. One converted.
Dodson International Turbo Dakota DC-3
DC-3/C-47 conversion with a stretched fuselage, strengthened wing center section and updated systems; and powered by two Pratt & Whitney Canada PT6A-65AR turboprop engines
TS-62
TS-82
USAC DC-3 Turbo Express

Military and foreign derivativesedit | edit source

Douglas C-47
Production military DC-3A variant.
Showa/Nakajima L2D
487 License built DC-3s and derivatives for the IJNAS.
Lisunov Li-2 / PS-84
4,937 DC-3 derivatives license-built in the USSR.

Потери самолётов

Обломки самолёта Royal Canadian Air Force Dakota DC-3, разбившегося 19 января 1946 года

В другом языковом разделе есть более полная статья List of accidents and incidents involving the DC-3 (англ.).

На 6 мая 2019 года по неофициальным зарубежным данным в различных инцидентах было потеряно 3938 самолётов типа Douglas DC-3. В катастрофах погибло 14801 человек.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
01.06.1943 G-AGBB Бискайский залив 17/17 Самолёт был атакован в пути восемью немецкими дальними истребителями Junkers Ju 88 и упал в Бискайский залив.
10.01.1945 NC33645 Бербанк 24/24 Заходил на посадку в Бербанкский аэропорт, но затем экипаж отменил заход, приняв решение следовать в Палмдейл. Однако через несколько минут авиалайнер врезался в горы к северо-востоку от аэропорта Бербанка и разрушился.
22.01.1947 NC25684 Чапарраruen 14/15 Через час после вылета из промежуточной остановки в Арекипе врезался в горы в районе Чапарра (провинция Каравели) и разрушился.
23.04.1947 серийный номер — 42-32892, заводской номер — 9118 Таймыр 9/30 Жёсткая посадка с пассажирами на борту.
28.12.1948 NC16002 Мексиканский залив 32/32 Пропал без вести.
09.09.1949 CF-CUA Сот-о-Кошонruen 23/23 Вскоре после взлёта неожиданно взорвался, после чего рухнул у поселения Сот-о-Кошон.
03.01.1961 AY-311 Койвулахтиruen, 10,5 км северо-северо-восточнее Ваасы 25/25 Экипаж из-за своей недисциплинированности выполнял полёт с нарушениями, а при заходе на посадку неверно определил своё местонахождение и выполнил неправильный манёвр. Выйдя из-под контроля, неуправляемый самолёт упал в лес в десяти километрах от аэропорта и разрушился.
03.04.1961 CC-CLDP Анды, 360 км от Сантьяго 24/24 Самолёт LAN Chile Flight 210 разбился, предположительно из-за обледенения. Обломки найдены 9 февраля 2015 года.
03.01.1961 N15570 гора Уитни 35/35 Выполнял пассажирский рейс из Хоторна в Бербанк, но спустя почти полтора часа с момента вылета врезался в горный склон
05.01.2009 C-GEAJ Антарктида 0/4 Самолёт BT-67 «Баслер» (на базе DC-3C) потерпел крушение после вылета со станции Новолазаревской к вездеходам в трёхстах километрах от станции (). По сообщению источника «из-за плохой видимости самолёт врезался в гору на уровне 3200 метров».
17.10.2009 RP-C550 Манила, Международный аэропорт имени Ниноя Акино 4/4 Самолёт Douglas C-47D RP-C550 Victoria Air разбился при взлёте в аэропорту Манилы. Самолёт перевозил авиационное топливо в аэропорт Пуэрто-Принсеса. В результате пожара было уничтожено двадцать два жилых дома.
07.04.2016 HK-2663 Пуэрто-Гайтанruen 0/3 Самолёт DC-3 вскоре после вылета из аэропорта Пуэрто-Гайтан совершил вынужденную посадку, в результате чего загорелся. 3 человека получили ранения.
21.07.2018 N47HL Аэропорт Бернет (Техас)ruen 0/13 У самолёт DC-3 произошла авария при попытке взлёта из аэропорта Бернет (штат Техас), в результате чего самолёт выехал за пределы ВПП и загорелся. 5 человек получили ранения.
21.01.2019 N467KS Кидрон (Огайо) 2/2 Приземлился в 300 метрах от ВПП, при попытке ухода на второй круг зацепил ЛЭП и деревья.
09.03.2019 HK-2494 Сан-Мартин 14/14 При заходе на посадку отказал двигатель, при визуальном поиске ВПП потерял высоту и разрушился.

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Самолёты

Douglas DC-3

Douglas DC-6

Пассажиры высаживаются из DC-6 компании SAS

  • DT-1 (1921)
  • DWC (1923)
  • O-2 (1924)
  • C-1 (1925)
  • M-1 (1925)
  • T2D (1927)
  • BT-1/BT-2 (1930)
  • Dolphin (1930)
  • O-31 (1930)
  • B-7/O-35 (1931)
  • XT3D (1931)
  • DC-1 (1933)
  • DC-2 (1934)
  • O-43 (1934)
  • B-18 Bolo (1935)
  • DC-3 (1935)
  • TBD Devastator (1935)
  • O-46 (1936)
  • Douglas DB-7 Boston / A-20 Havoc (1938)
  • SBD Dauntless (1938)
  • DC-4E (1938)
  • B-23 Dragon (1939)
  • DC-4 (1939)
  • DC-5 (1939)
  • Douglas XB-19 (1941)
  • A-26 Invader (1942)
  • BTD Destroyer (1943)
  • XA-42/XB-42 (1944)
  • A-1 Skyraider (1945)
  • C-74 Globemaster (1945)
  • XB-43 (1946)
  • DC-6 (1946)
  • D-558-1 Skystreak (1947)
  • D-558-2 Skyrocket (1948)
  • F3D Skyknight (1948)
  • C-124 Globemaster II (1949)
  • A2D Skyshark (1950)
  • F4D Skyray (1951)
  • A-3 Skywarrior (1952)
  • X-3 Stiletto (1952)
  • A-4 Skyhawk (1954)
  • B-66 Destroyer (1954)
  • DC-7 (1953)
  • F5D Skylancer (1956)
  • C-133 Cargomaster (1956)
  • F6D Missileer (1958)
  • DC-8 (1958)
  • DC-9 (1965)
  • DC-10 (1971)
  • YC-15 (1975)
  • MD-80 (1980)
  • MD-11 (1990)
  • C-17 Globemaster III (1991)
  • MD-90 (1993)

Operational history[edit | edit source]

DC-3 on amphibious EDO floats. Sun-n-Fun 2003, Lakeland, Florida, United States

American Airlines inaugurated passenger service on June 26, 1936, with simultaneous flights from Newark, N.J. and Chicago, IL. Early U.S. airlines like American, United, TWA and Eastern ordered over 400 DC-3s. These fleets paved the way for the modern American air travel industry, quickly replacing trains as the favored means of long-distance travel across the United States. A nonprofit group, Flagship Detroit Foundation, continues to operate the only original American Airlines Flagship DC-3 with air show and airport visits throughout the U.S.

In 1936, KLM Royal Dutch Airlines received their first DC-3, which replaced the DC-2 in service from Amsterdam via Batavia (now Jakarta) to Sydney, by far the longest scheduled route in the world at the time.

During World War II, many civilian DC-3s were drafted for the war effort and just over 10,000 US military versions of the DC-3 were built, under the designations C-47, C-53, R4D, and Dakota. Peak production was reached in 1944, with 4,853 being delivered. The armed forces of many countries used the DC-3 and its military variants for the transport of troops, cargo, and wounded.

Licensed copies of the DC-3 were built in Japan as Showa L2D (487 aircraft) and in the USSR as the Lisunov Li-2 (4,937 aircraft)

Thousands of surplus C-47s, previously operated by several air forces, were converted for civilian use after the war and became the standard equipment of almost all the world’s airlines, remaining in front line service for many years. The ready availability of cheap, easily maintained ex-military C-47s, both large and fast by the standards of the day, jump-started the worldwide post-war air transport industry. While aviation in pre-war Continental Europe had used the metric system, the overwhelming dominance of C-47s and other US war-surplus types cemented the use of nautical miles, knots and feet in post-war aviation throughout the world.[citation needed]

Douglas developed an improved version, the Super DC-3, with more engine power, greater cargo capacity and a different wing, but with all the bargain-priced surplus aircraft available, they did not sell well in the civil aviation market. Only five were delivered, three of them to Capital Airlines. The U.S. Navy had 100 of their early R4Ds converted to Super DC-3 standard during the early 1950s as the R4D-8, later C-117D. The last U.S. Navy C-117 was retired July 12, 1976. The last U.S. Marine Corps C-117, serial 50835, was retired from active service during June 1982. Several remained in service with small airlines in North and South America in 2006.

A number of aircraft companies attempted to design a “DC-3 replacement” over the next three decades (including the very successful Fokker F27 Friendship), but no single type could match the versatility, rugged reliability and economy of the DC-3. It remained a significant part of air transport systems well into the 1970s.

Douglas DC-3 todayedit | edit source

Some uses of the DC-3 include aerial spraying, freight transport, passenger service, military transport, missionary flying, and sport skydiving shuttling and sightseeing.

The oldest surviving DST is N133D, the sixth Douglas Sleeper Transport built in 1936. This aircraft was delivered to American Airlines on July 12, 1936 as NC16005. The aircraft is at Shell Creek Airport (F13), Punta Gorda, Florida, where it is undergoing restoration. The aircraft will be restored back to Douglas Sleeper Transport standards, and full airworthiness.

The oldest DC-3 still flying is the original American Airlines Flagship Detroit (c/n 1920, #34 off the Santa Monica production line), which can be seen at airshows around the United States and is owned and operated by the nonprofit Flagship Detroit Foundation.

Basic price of a new DC-3 in 1936 was around £18-23,000 and by 1960 used examples were available for £25,000.

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

Design and development[edit | edit source]

The amenities of the DC-3 and DST popularized air travel in the United States. With only three refueling stops, eastbound transcontinental flights crossing the U.S. in approximately 15 hours became possible. Westbound trips took 171⁄2 hours due to prevailing headwinds—still a significant improvement over the competing Boeing 247. During an earlier era, such a trip would entail short hops in slower and shorter-range aircraft during the day, coupled with train travel overnight.

Productionedit | edit source

Total production of all derivatives was 16,079. More than 400 remained in commercial service in 1998. Production was as follows:

  • 607 civil variants of the DC-3.
  • 10,048 military C-47 derivatives were built at Santa Monica, California, Long Beach, California, and Oklahoma City.
  • 4,937 were built under license in Soviet Union as the Lisunov Li-2 (NATO reporting name: Cab).
  • 487 Mitsubishi Kinsei-engined aircraft were built by Showa and Nakajima in Japan, as the L2D2–L2D5 Type 0 transport (Allied codename Tabby).

Production of civil DC-3s ceased in 1942; military versions were produced until the end of the war in 1945. In 1949, a larger, more powerful Super DC-3 was launched to positive reviews. However, the civilian market was flooded with second-hand C-47s, many of which were converted to passenger and cargo versions. As a result only three Super DC-3s were built and delivered for commercial use the following year. The prototype Super DC-3 served the US Navy with the designation YC-129 alongside 100 R4Ds that had been upgraded to the Super DC-3 specification.

Turboprop conversionsedit | edit source

Braddick Specialised Air Services International PTY Ltd in South Africa is another company able to perform a Pratt & Whitney PT6 turboprop conversion of DC-3s. Over 50 DC-3/C-47s / 65ARTP / 67RTP / 67FTPs have been modified.

Источники

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. «When Fords Ruled the Sky (Part Two).» Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1-DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

References[edit | edit source]

Notesedit | edit source

  1. ↑ Francillon 1979, pp. 217–251.
  2. Consumer Price Index (estimate) 1800–2014. Federal Reserve Bank of Minneapolis. Retrieved February 27, 2014.
  3. Rumerman, Judy. “The Douglas DC-3.” U.S. Centennial of Flight Commission, 2003. Retrieved: March 12, 2012.
  4. O’Leary 1992, p. 7.
  5. Pearcy 1987, p. 17.
  6. O’Leary 2006, p. 54.
  7. ↑ Gradidge 2006, p. 20.
  8. “Dodson International’s Turbine DC3 Aircraft”. dodson.com. Retrieved: 12 September 2012.
  9. “Basler BT-67”. Basler Turbo Conversions, LLC via baslerturbo.com, 2008. Retrieved: March 7, 2009.
  10. “BSAS International”. www.bsasinternational.com. Retrieved: October 11, 2011.
  11. Holden, Henry. “DC-3 History.” dc3history.org. Retrieved: October 7, 2010.
  12. ↑ “DC-3.” Flagship Detroit Foundation. Retrieved: October 7, 2010.
  13. “The Seventies 1970–1980: C-117, p. 316.” history.navy.mil. Retrieved: August 10, 2010.
  14. Gradidge 2006, pp. 634–637.
  15. Williams, Michael. “How health and safety rules have grounded the Dakota, the war workhorse.” Daily Mail, February 25, 2008. Retrieved: March 7, 2009.
  16. Washington Post. Retrieved: March 15, 2012.
  17. “Douglas DC-3.” Buffalo Airways. Retrieved: October 22, 2012.
  18. Moss, Frank. “World’s Oldest DC-3.” douglasdc3.com, 2011. Retrieved: August 9, 2011.
  19. Pearcy 1985[]
  20. “The de Havilland Aircraft Co. Ltd.” Flight, 18 November 1960, p. 798. Retrieved: 12 September 2012.
  21. Myers, Keith. “1943 Plane installed atop KC coffee company.” GlobalNe.Ws, 11 September 2012. Retrieved: 12 November 2012.
  22. Popular Mechanics, January 1936.
  23. “Aircraft Specifications NO. A-669.” FAA. Retrieved: October 20, 2011.
  24. Gradidge 2006, pp. 632–633.
  25. Gradidge, 2006, p. 634
  26. Gradidge 2006, pp. 634–639.
  27. “Douglas C-41A.” aero-web.org. Retrieved: August 10, 2010.
  28. “AirTech Company Profile.” ic.gc.ca. Retrieved: November 22, 2009.
  29. Turbo Dakota DC-3 Conversion Process, Dodson International. Retrieved: January 4, 2013
  30. Specs – Engines & Props, Dodson International. Retrieved: January 4, 2013
  31. Taylor 1983[]

Bibliographyedit | edit source

  • Francillon, René. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume I. London: Putnam, 1979. ISBN 0-87021-428-4.
  • Gradidge, Jennifer M. The Douglas DC-1/DC-2/DC-3: The First Seventy Years, Volumes One and Two. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3.
  • O’Leary, Michael. DC-3 and C-47 Gooney Birds. St. Paul, Minnesota: Motorbooks International, 1992. ISBN 0-87938-543-X.
  • O’Leary, Michael. “When Fords Ruled the Sky (Part Two).” Air Classics, Volume 42, No. 5, May 2006.
  • Pearcy, Arthur. Douglas DC-3 Survivors, Volume 1. Bourne End, Bucks, UK: Aston Publications, 1987. ISBN 0-946627-13-4.
  • Pearcy, Arthur. Douglas Propliners: DC-1–DC-7. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X.
  • Taylor, John W. R. Jane’s All the World’s Aircraft, 1982–83. London: Jane’s Publishing Company, 1983. ISBN 0-7106-0748-2.
  • Yenne, Bill. McDonnell Douglas: A Tale of Two Giants. Greenwich, Connecticut: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6.

История

Douglas DC-3 на почтовой марке Финляндии, 1988

DC-3 был разработан на основе предыдущей машины Douglas DC-2. Первый полёт самолёт совершил 17 декабря 1935 года. Руководил постройкой опытного образца Артур Рэймонд. У самолёта была увеличена дальность полёта, и самолёт получил возможность пересечь континентальную территорию США всего с тремя посадками для дозаправки. Продолжительность рейса на восток составляла около 15 часов, на запад (с учётом преобладающего встречного ветра) — порядка 17 часов. До 1940-х, чтобы пересечь США требовалось лететь целый день — самолёт делал очень много посадок, и не было прямого рейса. В основном же большинство рядовых граждан ехали на поезде (тогда поездка занимала несколько суток). Таким образом, с появлением DC-3 трансконтинентальные авиаперелёты в США стали пользоваться большей популярностью. В самом начале авиаперевозчики США заказали 400 самолётов.

Звёздным часом для самолёта стала Вторая мировая война, когда встала острая необходимость в транспортном самолёте большой дальности действия для централизованных перевозок, транспортировки личного состава и связи. Военный вариант самолёта получил название C-47 Skytrain. В отличие от гражданской версии, он имел более мощные моторы и усиленный изнутри корпус. Внешне военная машина отличалась большим люком грузового отсека, расположенным на левом борту фюзеляжа. Компоновка пассажирского салона различалась в зависимости от назначения самолёта.

Постепенно эти самолёты проникли в Европу, а потом и в СССР, где выпускался ПС-84 (лицензионный вариант DC-3), а затем Ли-2, представлявший собой вариант ПС-84, перепроектированный под советские моторы и ГОСТы. А в Японии DC-3 получил название Showa L2D.

Грузовой DC-3 (C-47A) авиакомпании Rovos Air, Южная Африка, 2006

Существовало множество вариантов DC-3, которые использовались для различных целей, например, существовали версии для навигационного обучения, разведки, для спасения людей на море. Особенно хочется выделить версию вооружённого транспортного самолёта использовавшуюся во Вьетнаме и получившую прозвище «Спуки». Существовала даже версия поплавкового гидросамолёта.

DC-3 нашёл широчайшее применение в качестве транспортного и пассажирского самолёта в различных странах мира. Вплоть до 1970-х годов самолёт играл значительную роль в своей нише авиационных перевозок. Несмотря на прогресс авиации и появление новых машин, этот исторический самолёт (в 2010 году исполнилось 75 лет со дня его первого полёта) и в настоящее время ограниченно эксплуатируется некоторыми частными авиаперевозчиками — в основном для местных грузовых перевозок. Его надёжность и простота в эксплуатации, пригодность для работы с грунтовых аэродромов, прочность конструкции привели к заслуженно высокой репутации самолёта у пилотов.

Только Fokker F27 в незначительной мере стал заменой DC-3. Но, как говорят пилоты: «Лучшая замена для DC-3 — другой DC-3».

DC-3 в Нанавуте, Канада

Комментировать
0