fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан — инженер-самоучка.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности — ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна — Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной — проект был закрыт.

Ближе всех оказались шотландцы — Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.

Пароход выходит в океан

В 1818 г. американский капитан М. Робертс решился на смелый эксперимент. Он убедил своих хозяев – судовладельцев оснастить новый почтово-пассажирский парусник «Саванна» паровой машиной с гребными колёсами. В мае следующего года Робертс вывел свой пароход в открытый океан, направляясь в Англию. Охотников стать пассажирами «Саванны» так и не нашлось. Через 29 дней плавания корабль прибыл в Ливерпуль. Большую часть пути «Саванна» проделала под парусами. Колёса, чтобы не мешали, сделали складными, а паровая машина работала всего около 85 часов. Правда, в одну из ночей Робертс, сам того не зная, под парами ушёл от преследования британского военного корабля: его командир, увидев искры из трубы «Саванны», решил, что на судне пожар, и поспешил на помощь, но догнать «неизвестное горящее судно» так и не сумел. В Европе «Саванна» посетила Стокгольм и Санкт-Петербург, но пароход не вызвал интереса ни в Швеции, ни в России. В Европе «извергающие дым чудовища» уже не были редкостью. В результате, по возвращении домой с «Саванны» сняли прожорливую и слабую паровую машину, превратив её в обычный парусник.

Почтово-пассажирский парусник «Саванна»

Многие изобретатели, моряки и судовладельцы понимали, что за пароходами – будущее, и они прилагали все усилия, чтобы усовершенствовать их конструкцию, сделать пароход надёжным и удобным видом морского транспорта. Через 14 лет после похода капитана М. Робертса британский инженер Айсембард Брюнель организовал судоходную компанию, для которой спроектировал огромный по тем временам пароход, предназначенный для регулярных рейсов через Атлантику. Назвали его «Грейт Вестерн» – «Великий западный».

 В ответ американская компания Ю. Смита заказала лайнер – конкурент «Куин оф Бритн». Но к объявленной дате первого рейса – концу марта 1838 г. – американцы поняли, что их лайнер не будет готов в срок. Они решились на авантюру: зафрахтовали в Англии крошечный пароход «Сириус», ходивший через пролив Ла-Манш. Казалось бы, победа в первой трансатлантической гонке пароходов обязана была достаться «Грейт Вестерн», но вмешался случай. На выходе из порта на пароходе А. Брюнеля возник пожар, пришлось возвращаться к причалу. Ремонт занял четыре дня, а «Сириус» был уже далеко в океане. На крошечный корабль пришлось загрузить много угля, но пассажиры легендарного рейса охотно потеснились.

«Грейт Вестерн»

На подходе к Нью-Йорку уголь кончился, и, чтобы не останавливаться, команда стала разбирать на дрова мачты, шлюпки, релинги… В топку полетела даже деревянная кукла одной из пассажирок. Через 18 суток и десять часов после выхода в рейс, 22 апреля 1838 г., «Сириус» пришёл в Нью-Йорк, на несколько часов опередив соперника и став первым пароходом, пересёкшим Атлантику без парусов.

Поделиться ссылкой

Интересные факты

В военном флоте внедрение паровых силовых установок началось во время обустройства самоходной батареи «Демологос», возглавляемую Фултоном (1816 год). Данная конструкция сначала не нашла широкого применения по причине несовершенства движителя колесного типа, который отличался громоздкостью и уязвимостью для противника.

Кроме того, сложность имелась с размещением боевой части оборудования. О нормальной бортовой батарее не могло идти и речи. Для вооружения оставались лишь небольшие промежутки свободного пространства на корме и носу судна. При уменьшении количества орудий, возникла идея повышения их мощности, которая реализовалась в оборудовании суден крупнокалиберными пушками. По этой причине пришлось делать оконечности тяжелее и массивнее со стороны бортов. Данные проблемы были частично решены с появлением гребного винта, позволяющего расширить сферу применения парового двигателя не только в пассажирском, но и военном флоте.

Сохранившиеся исторические пароходы

Самый старый в мире пароход, всё ещё находящийся в эксплуатации — норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 году и ходящий по озеру Мьёса.

Датский «Юлланд» (однотипный с первым в серии «Зееландом»), один из немногих деревянных боевых кораблей, доживших до нашего времени и сохраняющихся в качестве плавучих музеев.

Дрезденское пароходство Sächsische Dampfschifffahrt имеет самый большой в мире флот колёсных пароходов. В его состав входят девять пароходов, построенных в 1879—1929 годах. Все они до сих пор находятся в эксплуатации. Ежегодно пароходы Sächsische Dampfschifffahrt перевозят семьсот тысяч пассажиров. По Рейну курсирует колёсный теплоход (до года пароход) Goethe («Гёте»), построенный в 1913 году. Он является самым большим речным пароходом в мире.

Большим флотом исторических колёсных пароходов располагает Швейцария. Пять таких пароходов работают на Фирвальдштетском озере, пять на Женевском озере (пароходство Compagnie générale de navigation sur le lac Léman), два на Цюрихском озере и по одному на Бриенцском, Тунском и Боденском озёрах (пароход Боденского озера SD Hohentwiel сейчас ходит под австрийским флагом).

На австрийском озере Траунзе действует колёсный пароход Gisela 1871 года постройки. Другой австрийский колёсный пароход, Schönbrunn (1912 год постройки), курсирует по австрийской части Дуная.

В США исторические колёсные пароходы используются на реке Миссисипи. В отличие от европейских, эти вместо боковых используют кормовые колёса.

  • Пароход Diesbar (1884 год постройки) на Эльбе рядом с Дрезденом

  • Колёсный пароход в США на Миссисипи

  • Пароход Stadt Rapperswil, Цюрихское озеро, Швейцария

  • «Kookaburra Queen». Австралия

  • Пароход с колёсами по бортам на Дунае

Предыстория

Ещё в I в. н.э. Герон Александрийский предлагал использовать энергию пара для придания телу движения. Он описал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину – «эолипил». В XVI-XVII вв. были созданы устройства, совершавшие полезную работу за счёт действия пара. В 1680 г. французский изобретатель Дени Папен сообщил об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»). Это изобретение приблизило создание паровой машины, но саму машину он не построил.

В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.

Первое достоверное испытание парохода произошло 15 июля 1783 г. во Франции. Маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал свой «Пироскаф» – судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, которая вращала два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация произошла на реке Сона, судно прошло около 365 м за 15 мин. (0,8 узла), после чего двигатель сломался.

Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 г.

Название «пироскаф» во Франции и некоторых других странах долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Так же назывался пароход и в России. Во Франции этот термин сохранился до сих пор.

В 1787 г. американский изобретатель Джеймс Рамсей создал и продемонстрировал лодку, приводимую в движение водомётным движителем, использовавшим энергию пара. В этом же году Джон Фитч на реке Делавэр продемонстрировал своё первое паровое судно «Perseverance» («Настойчивость»).

Движение этого судна осуществлялось двумя рядами вёсел, которые работали от паровой машины. А в 1790 г. Фитч и Фойгт построили 18-метровую паровую лодку с оригинальным движителем в виде вёсел, которые повторяли гребные движения ног утки. Лодка в течение лета 1790 г. курсировала между Филадельфией и Берлингтоном, перевозя до 30 пассажиров.

Пароход Фитча 1790 г.

Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).

История создания паровой машины в России

Следующий прорыв случился в Российской Империи. В 1766 году на металлургическом заводе в Барнауле была создана первая паровая машина, которая подавала в плавильные печи воздух при помощи специальных воздуходувных мехов. Создателем ее стал Иван Иванович Ползунов, которому за заслуги перед родиной даже дали офицерское звание. Изобретатель представил своему начальству чертежи и планы «огненной машины», способной приводить в действие воздуходувные мехи.

Однако судьба сыграла с Ползуновым злую шутку: через семь лет после того, как его проект был принят, а машина собрана, он заболел и умер от чахотки – всего за неделю до того, как начались испытания его двигателя. Однако его инструкций оказалось достаточно, чтобы завести двигатель.

Итак, 7 августа 1766 года паровая машина Ползунова была запущена и поставлена под нагрузку. Однако уже в ноябре того же года она сломалась. Причиной оказались слишком тонкие стенки котла, не предназначенного для нагрузки. Причем изобретатель в своих инструкциях писал, что этот котел можно использовать только во время испытаний. Изготовление нового котла легко бы окупилось, ведь КПД паровой машины Ползунова был положительный. За 1023 часа работы с ее помощью выплавили серебра 14 с лишним пудов!

Но несмотря на это, никто ремонтировать механизм не стал. Паровая машина Ползунова пылилась более 15 лет на складе, пока мир промышленности не стоял на месте и развивался. А потом и вовсе была разобрана на запчасти. Видимо, в тот момент Россия еще не доросла до паровых двигателей.

Литература[править | править код]

Лэйвери Б. Корабли. 5000 лет кораблестроения и мореплавания. = Ship. 5000 Years of Martitime Adventure. — Москва: АСТ (A Dorling Kindersley book), 2009. — 400 с. — ISBN 978-5-17-042290-6. (см. ISBN )

Paine L. Ships of the World. An Historical Encyclopedia. — New York, USA: Houghton Mifflin Company, 1997. — С.  (стб. 1). — 680 с. — ISBN 0-395-71556-3. (см. ISBN )

  1. Википедия Пароход адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Пароход и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница – краткая статья
  • Страница – энциклопедическая статья
  • Разное – на страницах: , , ,

Устройство

Движитель

Первым движителем пароходов были гребные колёса. Они могли располагаться по бокам корпуса судна или за кормой, были также конструкции и с центральным расположением гребного колеса в диаметральной плоскости, в нише внутри корпуса или между корпусами судна катамаранного типа. Боковые колёса на некоторых первых пароходах располагались примерно на трети длины корпуса от носа, затем их стали устанавливать примерно на миделе. Надводная часть борта в районе расположения колёс выполнялась практически вертикальной, а спереди и сзади шпангоутам приходилось придавать большой развал, увеличивая ширину по палубе на треть от ширины по ватерлинии, чтобы хоть как-то защитить колёса от ударов волн. Все это отрицательно влияло на остойчивость и мореходность. Кормовые гребные колёса были характерны для только речных пароходов, которые не испытывали качки — при продольной качке наиболее эффективны колёса, расположенные в районе миделя (в середине корпуса).

К XX веку гребные колёса, за редкими исключениями, вытеснил технически более прогрессивный гребной винт. Гребной винт у пароходов устанавливается на одном валу с паровой машиной, таким образом, количество винтов (количество валов) показывает, сколько на корабле установлено паровых машин. У пароходов с турбиной гребной винт чаще приводится в действие через редуктор (в таком случае силовая установка называется турбозубчатым агрегатом) или через электрическую передачу. Однако на самых первых турбоходах использовались специальные тихоходные турбины, работавшие непосредственно на гребной винт. Такие тихоходные турбины используются также на современных атомных подводных лодках для снижения шумности.

Двигательная установка

Исторически первые поколения пароходов приводились в движение поршневыми паровыми машинами, работавшими непосредственно на вал гребного колеса и позднее на вал гребного винта. Особенности расположения приводной паровой машины зависело от типа используемого движителя (гребные колёса или гребной винт) и его расположения на судне. Но во всех случаях паровая машина как самая тяжёлая часть судна с самого начала располагалось в районе миделя. В корпусе парохода с бортовыми гребными колёсами тяговая паровая машина могла быть расположена как поперёк (как правило), так и вдоль корпуса. В корпусе парохода с кормовым гребным колесом или с гребным винтом паровая машина всегда располагалась продольно. Собственно продольное расположение паровой машине оказалось более технологичным и надёжным, что наряду с появлением гребных винтов и обусловило довольно быстрые исчезновение из морских флотов пароходов с бортовыми гребными колёсами. Именно сочетание продольного расположения паровой машины и использования гребного винта сделало возможным довольно быстрый рост водоизмещения пароходов во 2-й половине XIX и первых десятилетиях XX веков.

Паротурбоход «Турбиния», судно, построенное в 1894 году Чарлзом Парсонсом

Появившиеся в начале XX века паротурбинные двигательные установки по удельному весу получились намного более лёгкими и при этом подняли доступный паровым судам предел скорости, — обладали сравнительно большой удельной мощностью. В отличие от паровой машины паротурбинная установка из-за сравнительно малого (в сравнении с паровой машиной) веса могла уже быть расположена как в районе миделя, так и ближе к корме. В последнем случае приводной гребной вал, на который работает паровая турбина, укорачивается, что повышает надёжность всей судовой двигательной установки. Пароходы с паротурбинной двигательной установкой принято называть паротурбоходами. В настоящее время подавляющее большинство эксплуатируемых пароходов и все без исключения строящиеся пароходы — паротурбоходы.

КПД пароходов с паровой машиной (построенных в 1950-е годы) составляет 20—25 %, у турбоходов — 30—35 %.

Источник энергии для парогенератора

Парогенератор — неотъемлемая часть двигательной установки любого парохода. Парогенераторы неатомных пароходов в качестве топлива используют уголь или мазут. На атомных пароходах парогенератор получает тепло от бортовых ядерных реакторов.

Следует, правда, заметить, что не каждый атомоход есть разновидность парохода. Например, если на атомоходе паровая турбина вращает в действие тяговый электрогенератор, питающий тяговые (гребные) электродвигатели, то такой атомоход получается уже атомным турбоэлектроходом.

Классовое имя-наречение

Слово «пароход» ввёл в употребление русский морской офицер П. И. Рикорд, участник первого официального рейса , построенного на базе баржи «Елизавета» в 1815 году. До этого судно, приводимое в движение па́ром, в России называли на западный манер «пироскаф» (по названию первого французского парового судна «Пироскаф» (от др.-греч. πῦρ (pýr) — огонь и σκάφος (scaphos) — судно) или «стимбот» (от англ. steamboat: steam — пар, boat — лодка).

В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колёса (если не брать в расчёт первых опытов Джона Фитча с вёслами, приводимыми в движение паровой машиной). Гребные колёса могли располагаться по бортам в районе мидель-шпангоута или за кормой. К XX веку гребные колёса вытеснил более прогрессивный гребной винт. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов первоначально использовался уголь, позже нефтепродукты (мазут).

В настоящее время поршневые пароходы (суда с поршневой паровой машиной) не строятся, хотя некоторые ещё находятся в эксплуатации.

Пароходы, в отличие от паровозов, могут использовать конденсацию пара для снижения давления на выходе из цилиндров, что существенно повышает КПД судовой паровой машины. Кроме того, на пароходах могут применяться более эффективные водотрубные котлы по сравнению с жаротрубными, устанавливаемыми на паровозы, а максимальная мощность паровых машин примерно до середины 1970-х годов превосходила максимальную мощность дизельных двигателей. Кроме того, пароходы совсем непривередливы к сортности и качеству топлива. Поэтому строительство пароходов продолжалось значительно дольше (по крайней мере до 1980-х годов), чем строительство паровозов (которое прекратилось в конце 1950-х годов). В настоящее время поршневые пароходы уже не строятся, хотя достаточное большое их количество ещё находятся в эксплуатации, но это относится к морским судам. Речные пароходы прекратили строиться значительно раньше и массово списывались в связи с моральным и физическим устареванием. По этой причине действующих речных пароходов во всем мире осталось всего несколько десятков[источник не указан 359 дней].

Стальной корпус и гребной винт- новый этап судостроения

Морское судостроение до 40-х годов XIX в. развивалось сравнительно медленно. Строительство пароходов тормозили недостатки в конструкции, выявленные в процессе эксплуатации, устранить которые сразу не представлялось возможным. И только коренное изменение конструкции пароходов и двигателей, а также переход к новым строительным материалам для строительства судов стимулировали быстрое развитие морского судостроения.

Величайшее значение для судостроения имел переход к строительству железных и стальных корпусов пароходов.

Другим очень важным фактором развития морского флота было изобретение гребного винта, сменившего гребные колеса первых пароходов. До конца 30-х годов XIX в. пароходы строились с гребными колесами, которые ломали морские волны. Они являлись наиболее уязвимым местом во время боя, их повреждение сразу же выводило судно из строя.

В 1838 г. английский инженер — изобретатель Смит построил первый, вполне пригодный для практических целей, пароход «Архимед» с гребным винтом. Вскоре был сделан еще ряд усовершенствований винтовых пароходов, и к концу 40-х годов XIX в. гребной винт начал быстро вытеснять гребные колеса, в первую очередь в морском военном флоте.

С начала 30-х годов стали появляться первые пароходы, пригодные для регулярных океанских рейсов. С конца 30-х годов XIX в. наладилось регулярное пароходное сообщение между Европой и Америкой, а затем между Европой и другими континентами. В 1842 г. было совершено первое кругосветное путешествие на пароходе. Пароходные линии, подобно железным дорогам , обеспечивали быстроту и регулярность передвижения, а также резко понизили стоимость перевозки грузов.

До 70-х годов паровой флот не являлся полновластным хозяином водных просторов. Существовал и парусный флот, занимающий значительную часть общей системы водного транспорта.

Первый коммерчески успешный пароход

Позже он получил паровой двигатель Ватта, доставленный в Америку, где построил свой первый настоящий пароход в 1807 году. Это был Пароход Северной реки ( North River Steamboat) (позже известный как Клермонт (Clermont)), он перевозил пассажиров между Нью-Йорком и Олбани, штат Нью-Йорк. Клермонт был в состоянии совершить рейс в 150 миль (240 км) за 32 часа. Пароход был оснащен двигателем Болтона-Уатта и был способен совершать рейсы на дальние расстояния. Это был первый коммерчески успешный пароход, перевозивший пассажиров по реке Гудзон.

В октябре 1811 года корабль, спроектированный Джоном Стивенсом, «Маленькая Джулиана» (Little Juliana) работал в качестве первого парового парома между Хобокеном и Нью-Йорком. Корабль Стивенса был разработан как пароход с двухвинтовым приводом в противопоставлении к двигателю Болтона — Ватта на Клермонте. Эта конструкция была модификацией предыдущего парохода Стивенса «Феникса» (The Phoenix), первого парохода, успешно совершавшего рейсы в открытом океане из Хобокена в Филадельфию.

Пароход «Комета» (PS Comet) Генри Белла  в 1812 году открыл пассажирское движение на реке Клайд в Шотландии.

Марджери (The Margery), спущенный на воду в Думбартоне в 1814 году, в январе 1815 года стал первым пароходом на реке Темза, что вызвало  у лондонцев большое удивление. Он ходил из Лондона до Грейвсенда до 1816 года, когда был продан французам и стал первым пароходом, пересекший Ла-Манш. Когда он достиг Парижа, новые владельцы переименовали его в «Элиз» (Elise) и открыли пароходную службу на реке Сена.

В 1818 году «Фердинандо I», первый итальянский пароход, покинул порт Неаполя, где был построен.

Самые известные пароходы в истории

«Амазонка»

Крупнейшим деревянным пароходом всех времён была «Амазонка» (Англия), созданная в 1851 г. Длина её корпуса составляла 91 м. Судно погибло при пожаре в 1852 г.

«Титаник»

14 апреля 1912 г. «Титаник», являвшийся крупнейшим в мире пассажирским пароходом того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.

«Скибладнер»

Самым старым в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 г. Он ходит по озеру Мьёса.

Развитие идеи

Во время англо — американской войны 1812 — 1815 гг. Фултон построил также первый военный пароход «Демологос», спущенный на воду в 1814 г. для защиты гавани Нью — Йорка. Единственное гребное колесо «Демологоса» располагалось в центре палубы, защищённое корпусом корабля от вражеского огня. 16 тяжёлых орудий по бортам превратили «Демологос» в передвижную артиллерийскую батарею. Первый в мире морской пароход «Саванна» был также построен американцами.

Первый морской пароход — паруснопаровое почтовое судно «Саванна». 1819 г.

«Саванна» задумывалась как парусный корабль, но в ходе постройки владельцы решили снабдить её ещё и паровым двигателем. В 1819 г. «Саванна» пересекла Атлантический океан, но на колёсный ход она переходила лишь изредка, а шла в основном под парусами, при этом её гребные колёса складывались, чтобы не замедлять ход. По такому принципу строились все первые пароходы — и гражданские, и военные. В 1838 г. английский фермер Френсис Смит построил пароход «Архимед» с гребным винтом, положив начало внедрению более быстрых и манёвренных винтовых пароходов, к концу XIX в. вытеснивших пароходы с гребными колёсами. У крупнейшего в истории парохода «Титаник» (длина 269 м, ширина 28 м, водоизмещение 52 000 т), спущенного на воду в 1912 г., было 3 гребных винта. Боковые винты диаметрами 7,2 м приводились в движение двумя паровыми машинами высокого давления, а турбина низкого давления вращала средний винт поменьше. Корпус «Титаника» был изготовлен из листовой стали, на его борту находились примерно 2200 пассажиров и членов команды. Однако в первом же рейсе «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул, унеся около 1500 жизней.

Гибель «Титаника» стала одной из величайших катастроф в истории.

Поделиться ссылкой

В России и СССР


Пароход «Тюмень» Министерства Путей Сообщения. 1912 год. Фото: С. М. Прокудин-Горский

В России был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 году. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Первые волжские пароходы принадлежали Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский.
Сохранились и технические характеристики этих судов: один пароход был длиною 15,7 метра, шириной 4,2 метра, высота борта 2,1 метра при паровой машине мощностью 6 лошадиных сил; другой пароход был длиной 30,6 метра, шириной 6,9 метра с высотой борта 2,6 метра при мощности парового двигателя 36 лошадиных силы Экипаж обоих судов составлял 21 человек.

В 1818 году Адмиралтейские Ижорские заводы ввели в строй первый военный пароход «Скорый» с машиной мощностью 32 лошадиные силы. Кстати, «Скорый» вполне может претендовать на роль первого боевого парохода не только в России, но, как минимум, в Европе — несколько больший по размерам британский «Комет» заложили только через три года.

Строительство пароходов продолжалось до 1950-х годов. После XX съезда КПСС на котором было принято решение о прекращении строительства паровозов Совет министров СССР принял решение и о прекращении постройки пароходов. Судостроительным заводам, имевшим на исполнении действующие договора по поставкам пароходов разрешалась их достройка. Однако новые пароходы уже не проектировались и не закладывались. Последней серией речных пароходов стал тип «Иосиф Сталин» (позднее переименован в «Рязань»). Пароходы этого типа закладывались до 1958 года, сдавались пароходствам до 1959 года. После этого судостроительные заводы массово перешли на выпуск дизельных буксиров-толкачей типа РТ и местных речных пассажирских судов типа «Москвич», МО, ОМ, ВТ. Речные пассажирские суда дальнего плавания в СССР строиться перестали (кроме двух дизель-электроходов типа «Советский Союз»), так как этот тип перевозок был признан устаревшим: наступала эра скоростных судов на подводных крыльях. В 1957 году, одновременно с принятием решения о прекращении строительства пароходов, было принято решение о начале серийного производства судна «Ракета». Суда дальнего плавания на внутренних водных путях СССР были переведены в категорию туристических и стали заказываться в ГДР, Чехословакии, Финляндии и Австрии. Прекратилась постройка и морских пароходов. Причём ряд ранее заложенных как пароходы судов был спущен на воду уже с новыми типами силовых установок: паротурбинными или дизельными.

Старейший в России действующий колёсный пароход «Н. В. Гоголь» сейчас находится в городе Северодвинске (Архангельская область); до 2012 года он ходил с круизами по Северной Двине, а с 2013 года, по словам владельцев, стал лишь «банкетоходом»[источник не указан 359 дней].

Первая паровая машина в мире

1784 год стал для Англии и для всего мира переломным моментом в промышленной революции. И человеком, ответственным за это, стал английский механик Джеймс Уатт. Паровая машина, которую он создал, стала самым громким открытием века.

Джеймс Уатт на протяжении нескольких лет изучал чертежи, строение и принципы работы пароатмосферных машин. И на основании всего этого он сделал вывод, что для эффективности работы двигателя необходимо сравнять температуры воды в цилиндре и пара, который попадает в механизм. Главный минус пароатмосферных машин заключался в постоянной необходимости охлаждения цилиндра водой. Это было расходно и неудобно.

Новая паровая машина была сконструирована иным образом. Так, цилиндр заключался в специальную рубашку из пара. Таким образом Уатт добился его постоянного нагретого состояния. Изобретатель создал специальный сосуд, погруженный в холодную воду (конденсатор). К нему трубой присоединялся цилиндр. Когда пар отрабатывался в цилиндре, то через трубу попадал в конденсатор и там превращался обратно в воду. Работая над усовершенствованием своей машины, Уатт создал разрежение в конденсаторе. Таким образом, весь пар, попадавший из цилиндра, конденсировался в нем. Благодаря этому нововведению очень сильно увеличивался процесс расширения пара, что в свою очередь позволяло извлекать из того же количества пара намного больше энергии. Это был венец успеха.

[править] Происхождение

Похожее выражение использовалась также в повести Эдуарда Успенского Зима в Простоквашино в ходе разговора кота Матроскина, почтальона Печкина и пса Шарика. Дословная цитата:

— Он о красоте думает! А о нас кто подумает? Антон Павлович Чехов? Да? Или Федор Иванович Шаляпин?
Почтальон Печкин спрашивает:
— Разрешите поинтересоваться. Кто это такой Антон Павлович Чехов будет?
— Не знаю, — отвечает Матроскин. — Только так пароход назывался, на котором мой дедушка плавал.
— А кто такой Федор Иванович Шаляпин?
— Тоже не знаю. Так другой пароход звали.
— Наверное, один был шахтер прославленный, а второй молотобоец! — решил Печкин. — Или они оба были почтальоны знаменитые.
— Я думаю, они были очень хорошие люди, — сказал Шарик, — раз их именем пароходы назвали.

Правда, в одноимённом мультфильме имя Чехова было заменено на Крузенштерна, а дедушка — на бабушку. Там же под Новый год папа дяди Фёдора, неожиданно постучавшись и войдя в дом в маске Деда Мороза, сказал: «Угадайте, кто я». Почтальон Печкин, находясь под впечатлением вышеупомянутого разговора, предположил: «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Человек и пароход».

Титаник – самый известный пароход

Титаник – это не просто самый известный пароход, это вообще самый знаменитый корабль за всю историю Человечества. Хотя судьба его не такая уж и блестящая. Этот 269-метровый гигант затонул при первом же плавании через Атлантический океан, столкнувшись с айсбергом.Титаник – самый известный пароход.
Но шумиха, поднятая в прессе, а затем и в искусстве, превратила эту катастрофу в одно из самых знаковых событий двадцатого века, а Титаник затмил своей славой все остальные великие корабли, даже с куда более удачными судьбами.Реконструкция Титаника из одноименного фильма Джеймса Камерона.

Первый в мире клип: все главные роли исполняет Утесов

Если убрать из сценки-клипа моменты чисто технические, то можно смело утверждать: главная причина его успеха – Утесов. «Пароход», текст которого не особенно замысловат, а музыка имела чуждый Советскому Союзу «джазовый» налет, обрел популярность благодаря многогранному таланту преданного сына Одессы.

Все роли в «пароходной» сценке исполняет Леонид Утесов, и его актерское мастерство в сочетании с фирменным стебом-хитрецой делает просмотр фильма интересным и увлекающим спустя много десятилетий.

Песня Утесова “Пароход” стала “первым гудком” в океане мирового клипмейкерства. Главные герои клипа – экспрессивный руководитель оркестра на причале, озорной беззаботный местный шалопут, томимый любовью молодой мужчина с букетом своей единственной. А еще статный речной волк-капитан, и, конечно же, она – очаровательная мадам, прелестное личико-цветок которой воспевает главный герой.

Вот такие они: «Пароход», Утесов и бессмертное творение, считающееся первым советским клипом.

В завершение

Середина 19 века знаменита комплексной переделкой парусников в суда на паровом ходу. Усовершенствование кораблей производилось в колесные или винтовые модификации. Корпус из дерева разрезался пополам, после чего делалась аналогичная вставка с механическим приспособлением, мощность которого составляла от 400 до 800 конских сил.

Поскольку расположение тяжелых котлов и машин было перенесено в часть корпуса под ватерлинией, исчезла необходимость приема балласта, а также появилась возможность достичь водоизмещения в несколько десятков тонн.

Винт расположился в отдельном гнезде, находящемся в кормовой части. Такая конструкция не всегда способствовала улучшению движения, создавая дополнительное сопротивление. Чтобы выхлопная труба не препятствовала обустройству палубы парусами, ее делали телескопического (складного) типа. Чарльз Парсон в 1894 году создал опытный корабль «Турбиния», испытания которого доказали, что паровые суда могут отличаться быстроходностью и использоваться в пассажирских перевозках и военном оснащении. Этот «летучий голландец» показал рекордную на то время скорость – 60 км/ч.

Комментировать
0