fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

↑ Хронология военных действий в Косово

Точкой отсчета войны в Косово принято считать 28 февраля 1998 г., когда АОК официально объявили, что начинают войну за независимость края. Первой мишенью боевиков АОК стали югославские полицейские. После нескольких таких нападений армия центральных властей атаковала несколько населенных пунктов рядом с Дреницей (в самом центре Косово). В результате были убиты приблизительно 80 человек из числа местного населения, около четверти из них составили женщины и дети. Этот вопиющий акт насилия имел большой международный резонанс.

До осени того же 1998 г. число жертв среди населения Косово достигло 1000 человек, из края начался отток беженцев всех национальностей и вероисповеданий.
Конфликт перерастал в интернациональный – страны-участники НАТО предпринимали попытки увещевания Белграда с целью прекращения войны. В сентябре 1998 г. последовала резолюция от Совета Безопасности ООН с призывом к прекращению огня.

Уже на следующий день после принятия резолюции в вооруженных силах НАТО было начато планирование бомбардировок Югославии, как крайние меры устрашения правительства в Белграде.
15 октября 1998 г. официальный Белград заключил перемирие с албанскими сепаратистами в Косово, и с 25 октября огонь прекратили. Однако акты насилия против местного населения не прекратились, а с начала 1999 г. открытые военные действия возобновились в полной мере.

В конце января 1999 г. у международных сил под эгидой НАТО появился повод вмешаться в косовский конфликт – кровавый инцидент в Рачаке, когда югославские военные расстреляли 45 человек из местного населения, обвинив в пособничестве сепаратистам.
В феврале 1999 г. на французской земле (в замке Рамбуйе около Парижа) прошли переговоры между обеими сторонами конфликта при участии представителей США и России, но никаких конструктивных результатов достичь не удалось.

В ходе встречи западные страны лоббировали утверждение автономного статуса Косово и немедленный вывод сербских войск из края. Россия поддерживала позицию Белграда – территориальную целостность страны в установленных границах. Сербская сторона не могла согласиться с ультиматумом, для них это фактически означало поражение в войне и утрату части территории.
Белград отказался от перемирия на таких условиях, и уже в марте военно-воздушные силы НАТО начали бомбардировки сербской территории. Она завершилась только в июне, после того как С. Милошевич согласился вывести военные формирования с территории Косово.

11 июня на спорных землях был введен протекторат «Международных миротворческих сил», в Косово вошли войска от НАТО и России. К середине месяца удалось добиться договоренности с албанскими боевиками о прекращении огня, но мелкие столкновения не прекратились, число раненых и погибших с обеих сторон постоянно росло.
В ноябре 2001 г. И. Ругова по результатам выборов среди албанского населения Косово был избран президентом и официально объявил о независимости края в качестве суверенного государства.

Естественно, Югославия не признала его действия законными, а конфликт продолжал тлеть, унося жизни людей.
В октябре 2003 г., поддавшись увещеваниям ООН и Евросоюза, представители Югославии и Косово снова сели за стол переговоров. Встреча прошла в Вене, исход не принес положительных изменений.
Завершением Косовского конфликта можно считать 17 февраля 2008 г., когда власти края в одностороннем порядке объявили о независимости Косово и Метохии от Сербии.

Предпосылки конфликта

Ситуацию с Косово невозможно обсуждать, не упомянув историческую подоплеку сербо-албанского конфликта. В древности на территории современного Косово жили иллирийские племена, предполагаемые предки албанцев. Позднее с запада пришли славяне, и иллирийцы были частично ассимилированы, а частично вытеснены из привычного ареала обитания. «Протосербы» и «протоалбанцы» жили в регионе бок о бок уже более тысячи лет, и каждый народ обосновывал своё историческое право на землю. И по большому счету, обе стороны имеют на это основания — другое дело, что для международного права такая историческая аргументация не представляет никакой ценности, иначе мы бы давно уже отдали Калининградскую область немцам (или вообще прибалтам).

К XII веку вся территория Косова оказалась в составе сербского государства, а в XIII веке регион превратился в политический и культурный центр Сербии. К концу XIII века на Балканы пришли турки. В 1389 году на Косовом поле произошла битва между войском сербов и турок — сербы проиграли, их ждал долгий турецкий гнёт

Косово поле стало для сербов символом борьбы и заняло важное место в народном эпосе, литературе, исторической памяти и в культуре в целом

Сербия и Косово в 1350, 1380 и 1400 гг. Кликните для увеличения

После захвата Сербии Турцией сербы начали эмигрировать из Косова в северные районы страны; на их место приходили албанцы. Этническая карта края менялась самым радикальным образом. К XIX веку албанцев в Косово было больше половины, и их количество продолжало увеличиваться. Сербы по-прежнему уезжали.

В XIX и в первой половине XX веков Балканы сотрясали войны — множество локальных и две мировые. Косово то выходило из состава Сербии, то вновь возвращалось. Окончательно Косово стало сербским в 1946 году с созданием Федеративной Народной Республики Югославия — как автономная область в составе Сербии, тоже федеративной республики. Косовские албанцы, впрочем — как и венгры — не получили для своих регионов статуса республики: так, при создании новой Югославии национальными республиками становились только те регионы, где местные титульные нации не имели своих национальных государств. Албанцы же с венграми считались меньшинствами. Такой подход стал бомбой замедленного действия и предопределил будущий конфликт.

В Косово всегда было тяжело с дружбой народов, но особенно неспокойно стало после того как Сербия приняла в 1990 году новую республиканскую Конституцию. Документ подчеркивал внутриреспубликанский статус края и невозможность его участия в межгосударственных отношениях.

Местные албанцы были не согласны — они протестовали настолько активно, что в Косово в конце концов пришлось ввести федеральные войска. Второго июля 1990 года парламент Косово объявил автономный край республикой и принял собственную конституцию.

Вскоре начался стремительный распад Социалистической Федеративной Республики Югославия. С 1990 по 1992 год из ее состава вышли Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина. Оставшиеся Сербия и Черногория объявили о создании нового государства — Союзной Республики Югославия.

Дальнейшие события

Преследование неалбанского населения и уничтожение религиозных и культурных объектов

Основные статьи: Список разрушенных православных церквей Косова, Беспорядки в Косове (2004) и Торговля человеческими органами в Косове

См. также: Резня в Старо Грацко, Массовое убийство в Гнилане и Список сербских журналистов, пропавших в Косове

Разрушенная сербская церковь в Косове

После ввода миротворческих сил НАТО по Косову прокатилась волна убийств и уничтожения сербских религиозных и культурных объектов. С июня по декабрь 1999 года край покинуло до 200 000 сербов, черногорцев, цыган и т. д. В Призрене число сербов сократилось до 11 человек, в Приштине до 300. По данным сербских властей, с 10 июня 1999 года по 30 марта 2000 года в Косове совершено 4564 террористических акта и атак, убито 936 человек (из них 835 сербов и черногорцев), похищены 867 человек (из них 824 серба и черногорца). Было уничтожено более 50 000 домов, большинство которых принадлежало неалбанскому населению (сербам, черногорцам, цыганам и др).

Согласно письму патриарха Сербской православной церкви Павла от 2002 года к специальному представителю Генерального секретаря ООН в Косове Михаэлю Штайнеру и главнокомандующему Международными миротворческими силами в Косове (КФОР) генералу Марселю Валентину, уже после ввода в Косово миротворцев местными албанцами было разрушено более 120 православных храмов, ряд из которых имеют средневековое происхождение и являются частью всемирного культурного наследия.

В 2004 году монастырь Высокие Дечаны был зачислен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Спустя два года в 2006 году объект наследия был расширен, и в список были включены ещё два православных монастыря и одна церковь. Тогда же они были зачислены в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанцев. Все объекты находятся под защитой KFOR. При этом посещение паломниками ряда монастырей и церквей возможно только в сопровождении солдат KFOR.

17—19 марта 2004 года в Косове произошли массовые беспорядки, направленные против оставшихся в крае сербов. Погибли 35 человек, более 900 были ранены. По разным оценкам, от 29 до 35 православных церквей и монастырей были уничтожены либо частично разрушены.

Периодически нападениям подвергаются жители сербских анклавов, а также вернувшиеся в край сербы и черногорцы.

Вопрос сербских беженцев

Основная статья: Сербские беженцы во время распада Югославии

За время бомбардировок Союзной Республики Югославии авиацией НАТО в марте — июне 1999 года Косово и Метохию покинули около 100 000 сербов и черногорцев. Летом 1999 года, после того как край перешёл под контроль сил Североатлантического альянса и косовских албанцев, произошло массовое переселение сербов и черногорцев в Сербию и Черногорию. Всего в конце 1999 года там находилось 250 тысяч сербов и черногорцев, покинувших Косово и Метохию. При этом, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2009 году в край вернулись примерно 700 человек, в 2010 году — около 800. Затем количество вернувшихся в Косово и Метохию значительно уменьшилось, например в 2013 году в край вернулись только 54 человека.

В июне 2013 года в Сербии находились 210 000 перемещённых лиц из Косова и Метохии.

Массовые захоронения албанцев

После войны на территории Сербии за пределами Косова стали находить и исследовать массовые захоронения убитых югославскими силовиками косовских албанцев в ходе этнических чисток. Крупнейшими из них стали братские могилы на полицейском полигоне в Батайнице, где были погребены останки более 700 албанских жертв. Тела жертв автотранспортом доставлялись из Косова. Сербские власти утверждали, что Слободан Милошевич отдавал приказы избавиться от улик, которые в будущем могли служить доказательствами его причастности к военным преступлениям.

Уничтожение христианских кладбищ

После конфликта, в том числе после провозглашения независимости в 2008 году, косовские албанцы продолжили уничтожать сербские кладбища в Косове. В ряде мест посещение могил сербами возможно только в сопровождении миротворцев KFOR либо местной полиции. Также от действий вандалов пострадали католические надгробия.

«Чёрная дыра для террористов»

К досрочным парламентским выборам в Косове, запланированным на 6 октября, привёл очередной правительственный кризис. В июле премьер-министр республики Рамуш Харадинай ушёл в отставку из-за постоянных вызовов в Гаагу, где работает Специальный суд по расследованию преступлений Освободительной армии Косова (политика подозревают в организации депортации сербского населения и расправ над мирными жителями в 1998 году). В конце августа о самороспуске объявил косовский парламент.

Комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, член сената Республики Сербской Елена Гуськова выразила мнение, что после проведения выборов ситуация в Косове в лучшую сторону не изменится, по крайней мере для сербов.

«Руководство края не выполнило даже Брюссельское соглашение 2013 года, предусматривающее предоставление элементарных прав сербскому населению на территории самопровозглашённой республики. И перед выборами политики Косова открыто говорят, что сербы не получат никаких политических, социальных и других гарантий», — подчеркнула собеседница RT.

Также по теме


«Многополярность против евроинтеграции»: в ЕС говорят о российской «тактике дестабилизации» на Западных Балканах

В Институте исследований в сфере безопасности Евросоюза обеспокоены «влиянием» России на Западных Балканах. Доклад, с текстом которого…

Отметим, что на днях официальный представитель МИД России Мария Захарова в ходе брифинга заявила, что Косово превратилось в перевалочную базу террористов «Исламского государства»*. По её словам, транзит боевиков, «завербованных ранее из числа косовоалбанцев», создаёт угрозу для безопасности балканских государств и всей Европы.

«Из зоны боевых действий в край возвращаются игиловцы. Они знают, куда возвращаться. Это чёрная дыра: там можно, как они считают, продолжить восстановление, а затем — марш-броски в другие регионы мира… Таких случаев зафиксировано уже около 250. А нам рассказывали, что Косово — это страна возможностей», — констатировала Захарова.

Представитель внешнеполитического ведомства призвала США и европейские государства обратить внимание на проблему роста террористической и экстремистской угрозы. Она напомнила, что ответственность за ситуацию в регионе несут подразделения KFOR («Силы для Косова») и миссия Евросоюза ЕС по верховенству закона EULEX, состоящая из гражданских лиц и сотрудников правоохранительных органов

Москва неоднократно обращала внимание на нежелание Запада пресекать провокации косовоалбанских радикалов против сербов, которые проживают на севере края в населённых пунктах Звечан, Зубин-Поток, Лепосавич и Северная Митровица (часть города Косовска-Митровица). Причём ведущие европейские государства считают залогом решения косовского кризиса примирение Белграда и Приштины

Урегулирование отношений с частично признанной республикой является одним из условий интеграции Сербии в ЕС. Таким образом, Белград фактически подталкивают к признанию суверенитета Косова

Причём ведущие европейские государства считают залогом решения косовского кризиса примирение Белграда и Приштины. Урегулирование отношений с частично признанной республикой является одним из условий интеграции Сербии в ЕС. Таким образом, Белград фактически подталкивают к признанию суверенитета Косова.

В конце апреля 2019 года в Берлине состоялся саммит стран Западных Балкан с участием президента Сербии Александра Вучича и косовского лидера Хашима Тачи. Посредниками в переговорах выступили канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон.

  • Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Сербии Александр Вучич во время встречи в Берлине
  • Reuters

Берлин видит решение косовского кризиса в реализации модели так называемого двойного суверенитета — мирного сосуществования, которая практиковалась в отношениях между ФРГ и ГДР в период до 1989 года. Однако весенний саммит завершился безрезультатно. Следующий раунд переговоров был запланирован на начало июля в Париже, но так и не состоялся. На данный момент дата мероприятия не утверждена.

В середине августа в интервью газете Blic министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич сообщил, что саммит во французской столице вряд ли пройдёт до выборов и формирования нового косовского правительства. По его мнению, идущая избирательная кампания «задерживает диалог».

Скрытное перемещение армии России

До границы было около 800 километров, российские десантники прошли их за 10 часов, для них это не проблема. Но как выдвинуться скрытно?

Ведь по всем правилам русские миротворцы, согласно мандатам ООН, были определены в состав международных миротворческих сил в Боснии и Герцеговине (SFOR), а в косовской группировке (KFOR) наших быть не должно было.

Нужно было усыпить бдительность полицейских и международных инспекций. Российские военные на своей броне, на тринадцати БТРах, там, где было написано SFOR, замазали S зелёной краской и написали букву K.

Так они стали косовскими миротворцами.

Оказывается, в городе Приштина, столице Косово, и сербы, и албанцы, как только узнали, что границу Боснии и Сербии перешли наши войска, оборвали все клумбы.

Они стояли с почти российскими флагами (у них же флаг похож, они просто переворачивали свой), стреляли в воздух, засыпали наши БТР цветами.

Были все, вплоть до цыган, это был праздник: «русские поддержали, русские прибыли».

Силы и позиции сторон

Югославские армия и полиция

Основная статья: Вооружённые силы Союзной Республики Югославии

Снаряжение югославского спецназа во время Косовской войны

К марту 1999 года армия Югославии (серб. Војска Југославије) насчитывала по разным оценкам от 100 тысяч до 140 тысяч солдат и офицеров. Из них на территории Косова и Метохии находились около 22 000 человек в составе 52-го Приштинского корпуса 3-й армии сухопутных войск. В крае действовали 15-я, 211-я и 252-я бронетанковые бригады, 58-я и 243-я механизированная бригада, 37-я, 78-я, 125-я и 549-я моторизованные бригады, 7-я, 175-я и 354-я пехотные бригады. В крае также были задействованы силы трёх бригад центрального подчинения: 63-я парашютно-десантная и 72-я специального назначения. Помимо них в боях с албанцами участвовали около 18 000 сотрудников югославского МВД и некоторое количество местных сербов и черногорцев, вооружённых с армейских складов.

В боях с АОК, особенно на начальном этапе конфликта, широкое участие принимали Отдельные подразделения полиции МВД СРЮ. Они были созданы 3 января 1997. Организационно состояли из шести бригад, которые насчитывали 5000 бойцов и 8000 резервистов. Во время Косовской войны ими командовал генерал Обрад Стеванович. Кроме стрелкового оружия они оснащались миномётами и БТР.

Опорой югославских вооружённых сил были населённые пункты с сербским большинством. Кроме того, на югославской стороне выступили горанцы-мусульмане, проживающие на стыке Албании, Македонии и Сербии.

Армия освобождения Косова

Точное время создания Армии освобождения Косова неизвестно. Один из лидеров АОК Рамуш Харадинай утверждал, что она начала деятельность в 1994 году с объединения нескольких албанских вооружённых группировок. Гаагский трибунал датировал создание АОК серединой 1990-х гг., а в 1996 году произошли первые нападения на югославскую полицию. Югославские генералы Вилич и Тодорович писали, что она была сформирована в 1992 году, когда косовские албанцы приняли решение о формировании подпольных отрядов. Согласно воспоминаниям полковника Тахира Земая, подготовка кадров для вооружённых формирований первоначально велась в самом Косове в местных спортивных клубах. В 1993 году албанцами была сделана попытка создать Министерство обороны Косова, однако многие организаторы данной акции были арестованы югославской полицией.

В организационном плане АОК состояла из Штаба, расположенного в Кукеше в Албании, и семи оперативных зон на территории Косова и Метохии. 1-я оперативная зона занимала северную часть Центрального Косова, 2-я — северо-восток Косова, 3-я — запад Косова, 4-я — север Косова, 5-я — южную часть Центрального Косова, 6-я — восток Косова, 7-я — юг Косова. В каждой оперативной зоне АОК было несколько «бригад», каждая из которых в реальности была размером в батальон. Официально они насчитывали тысячу бойцов, разделённых на 20 рот по 50-60 человек каждая, однако в действительности они были меньше.

В 1998—1999 гг. членов АОК тренировали инструктора из ЦРУ и британской Специальной авиадесантной службы. Их подготовка осуществлялась на территории Албании в лагерях в Кукеше, Тропойе, Байрам Курри и Лабиноте.

По некоторым сведениям, АОК была замечена в связях с Аль-Каидой ещё в конце 1990-х. Как утверждает «The Washington Times», западные разведслужбы сообщали о том, что её члены проходят подготовку в учебных лагерях Аль-Каиды.

В составе АОК против югославских силовиков воевали несколько подразделений, которые слабо контролировались албанским командованием. Среди них: отряд «Черные лебеди» ветеранов армии боснийских мусульман, 400 человек в Албанско-Американской Атлантической бригаде под командованием Гарни Шеху, 120 бойцов в отряде из Ирана, боснийско-албанский отряд под командованием египтянина Абу Исмаила, а также многочисленные моджахеды из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана.

Примечания

  1. . Андрей Мартынов журнал «Солдат удачи» № 12 / 1999 г..
  2. Финансовая помощь, поставки оружия, учебные лагеря для боевиков, бои между боевиками и сербской армией на албанско-сербской границе
  3. , с. 750.
  4. , с. 751.
  5.  (серб.). Дата обращения: 27 августа 2015.
  6. , с. 752.
  7. , с. 657.
  8. , с. 850.
  9. , с. 851.
  10. , с. 41.
  11. ↑ , с. 117.
  12. , с. 43.
  13. , с. 21.
  14. , с. 21-22.
  15. , с. 38.
  16. ↑ , с. 46.
  17. ↑ , с. 115.
  18. , с. 660.
  19. , с. 322.
  20. Хортов А. А. Политика США и «мирная фаза» Косовского кризиса // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2009. — № 51. — С. 41
  21. ↑ , с. 323.
  22. , с. 324.
  23. , с. 7.
  24. ↑ , с. 8.
  25. Central, Southern and Eastern Europe. 2004. P. 536.
  26. , с. 13—15.
  27. , с. 116.
  28. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. С. 317.
  29. , с. 12.
  30. , с. 12-13.
  31. , с. 13.
  32. , с. 42, 45-46.
  33. , с. 46.
  34. , с. 50-51.
  35. , с. 52.
  36. , с. 7.
  37. , pp. 109—110.
  38. , p. 87.
  39. , p. 72.
  40. , p. 111—112.
  41. ↑ , p. 85.
  42. ↑ , p. 124.
  43. ↑ , p. 38—39.
  44. , p. .
  45. , с. 245.
  46. . Дата обращения: 27 сентября 2014.
  47.  (серб.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 сентября 2014.
  48.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  49.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  50.  (англ.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  51. , с. 249.
  52.  (серб.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2016.
  53.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  54.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  55.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  56. ↑ , с. 679.
  57. , с. 137.
  58. ↑  (серб.). Дата обращения: 2 июля 2015.
  59.  (серб.). Дата обращения: 2 июля 2015.
  60.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  61.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  62.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  63.  (серб.). Дата обращения: 26 октября 2016.
  64.  (серб.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2016.

Разбирательство в Международном Суде ООН

Сербия не хотела независимости Косово, но военными методами действовать уже не могла — в регионе стояли силы ООН. Тогда сербы выступили с инициативой в Генеральной Ассамблее, а та обратилась в Международный Суд ООН с вопросом: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».

Суд ООН всегда считался объективным органом, но в этот раз, похоже, решил схитрить, и изменил формулировку вопроса с соответствия акта независимости Косова международному праву на непротиворечие нормам МП. На первый взгляд, это одно и то же, но стоит присмотреться повнимательнее. При «соответствии» мы говорим о том, что сецессия основывалась на конкретных нормах права, а при «непротиворечии» — о том, что сам процесс формально не нарушил какую-нибудь норму, даже если под ним самим не было правовой основы. То есть процесс сецессии произошел в своеобразном правовом вакууме, вне какого-либо международно-правового регулирования.

Суд постановил, что в общих нормах международного права нет никаких запретов на сецессию (привет иностранным критикам возвращения Крыма и Донбасса), а сам факт объявления независимости еще не является государствообразующим актом. Способность территории стать государством больше зависит от таких факторов, как наличие достаточной территории, наличие населения и эффективная государственная власть. На основе именно этого критерия Суд решил, что декларация не имеет никаких правовых последствий. Тем более косовский парламент вообще не имел компетенции решать вопрос о независимости края, так как все его полномочия были прописаны в Резолюции №1244, а там нет никаких упоминаний о праве парламента на подобные решения.

Вторым элементом решения Суда было сравнения декларации и Резолюции №1244, которая, по сути, определила статус региона до окончательного решения вопроса. Суд решил, что раз Резолюция не содержит мер по окончательному решению проблемы, то никакие инициативы сторон по самостоятельному ее разрешению Резолюции не противоречат. Но это лукавство. В тексте Резолюции черным по белому написано, что решение косовского вопроса не должно нарушать территориальную целостность Союзной Республики Югославия. На подобные аргументы албанцы обычно отвечали, что СРЮ к моменту сецессии уже распалась на Сербию и Черногорию, но это неверно: Сербия безусловный правопреемник СРЮ, и целостность Сербии гарантируется Резолюцией.

Следует упомянуть, что Суд вынес решение в форме консультативного заключения, а это значит, что оно юридически не обязательно к исполнению. Суд ООН может выносить обычные решения, которые обязательны, и резолюции такого рода, которые озвучивают мнение Суда, но по существу дела не разрешают. Это очень авторитетное, но мнение. Вероятно, Суд попытался усидеть сразу на двух стульях. С одной стороны — прогнулся под генеральную линию партии, разбомбившей Югославию. С другой — понимая, что решение противоречит праву, сделал исполнение необязательным.

Комментировать
0